Научная статья на тему 'Научно-теоретическое обоснование подходов к исследованию особенностей употребления местоимений детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра'

Научно-теоретическое обоснование подходов к исследованию особенностей употребления местоимений детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТОИМЕНИЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / РЕВЕРСИЯ МЕСТОИМЕНИЙ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГРАММАТИКА / ВОСПРИЯТИЕ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА / ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ. / PRONOUNS / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / SPEECH IMPAIRMENTS / PRONOUN REVERSAL / PRESCHOOL AGE / GRAMMAR / PERCEPTION OF ONE'S OWN IMAGE / STAGES OF PRONOUN ACQUISITION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Татьяна Викторовна, Бадартдинова Наталья Анатольевна

Статья посвящена исследованию трудностей, связанных с использованием и пониманием местоимений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Авторы отмечают, что к четырем годам дети с нормальным развитием уже используют местоимения в соответствии с грамматическими нормами, тогда как дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются со значительными сложностями в этом аспекте. Описаны различные аспекты речевых нарушений при аутизме, включая проблемы с освоением местоимений, такие как реверсия местоимений (использование второго или третьего лица вместо первого). Рассматриваются патогенетические механизмы этих проблем, связанные с трудностями восприятия собственного физического образа и отделения себя от окружающих. Также упоминается трехэтапная модель освоения местоимений в речи здоровых детей, которая может служить ориентиром для изучения этого процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Татьяна Викторовна, Бадартдинова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-theoretical substantiation of approaches to the study of peculiarities in the use of pronouns by preschool children with autism spectrum disorders

The article addresses the challenges associated with the use and comprehension of pronouns by preschool-age children with autism spectrum disorders. The authors note that by the age of four, typically developing children already use pronouns according to grammatical norms, while children with autism spectrum disorders face significant difficulties in this aspect. Various aspects of speech impairments in autism are described, including issues related to mastering pronouns, such as pronoun reversal (using second or third person instead of first). Pathogenetic mechanisms underlying these problems, linked to difficulties perceiving one's own physical image and distinguishing oneself from others, are also discussed. Additionally, a three-stage model of pronoun acquisition in healthy children's speech is mentioned, which can serve as a guideline for studying this process in children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретическое обоснование подходов к исследованию особенностей употребления местоимений детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»

УДК 376.3

Т. В. Нестерова, Н. А. Бадартдинова

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Введение. Функции местоимений многогранны и чрезвычайно важны для языка. Местоимения - это абстрактные конструкции, их употребление определяется контекстом и связано с определенными грамматическими правилами. К четырем годам ребенок с нормативным развитием использует все местоимения, характерные для них функции и их грамматические формы в правильных контекстах [1]. Дети дошкольного возраста с расстройствами аути-стического спектра испытывают значительные трудности в использовании и понимании местоимений и без своевременно оказанной педагогической коррекции часто не всегда способны овладеть данной частью речи.

Расстройства аутистического спектра (РАС) - это гетерогенная группа расстройств детского развития большей частью генетического происхождения, характеризующаяся нарушениями в сфере социального взаимодействия, ограниченным, повторяющимся и стереотипным поведением, интересами и формами активности, нарушениями символических функций и ранней (как правило, до 3-х лет) манифестацией [2-4]. Проявления нарушений речевого развития при РАС многообразны.

Одной из специфических особенностей обладающих речью детей с аутизмом, отмеченных исследователями, - это трудность освоения местоимений, особенно личных, реверсия местоимений: долгое время дети о себе говорят во втором или третьем лице, либо называют себя по имени, а других людей нередко обозначают местоимением «я».

В отечественной науке отдельным аспектам речевого развития детей с РАС был посвящен ряд работ.

Так, например, А. А. Романовой изучались основные механизмы нарушений лексико-грамматического и смыслового уровней порождения и понимания речи детей с РАС. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме изучали А. В. Павлов, А. Н. Корнев. В исследовании Т. В. Ахутиной, Н. Г. Манелис, Н. В. Меликян прослеживаются специфические особенности в сформированное™ грамматической и лексико-семан-тической сторон речи детей с РАС, в том числе особенности использования ими местоимений в речи. Отмечается, что проблема обследованных детей с РАС, связанная с овладением грамматическими средствами оформления высказывания, скоррелирована с несформировано-стью грамматических обобщений и отсутствием чувства языка. Процесс освоения местоименного фрагмента

языковой системы детьми с РАС не привлекал внимания исследователей.

Основная часть. Цель настоящего исследования: оценить возможности освоения местоимений детьми дошкольного возраста с РАС и выявить актуальный уровень понимания и особенности употребления местоимений детьми данной нозологии.

В процессе постановки задач экспериментального исследования были раскрыты некоторые положения.

Патогенетический механизм отсутствия, пропусков, задержанного появления, реверсии личных местоимений в речи русскоязычных детей с аутизмом до конца не изучен. Часть исследователей связывают данные сложности с расстройством сенсорной сферы детей с аутизмом и как следствие с трудностью формирования «схемы тела» и представлений о физическом образе «.Я.» [5-6]. Низкое внимание детей с аутизмом к человеческому лицу, близкому взрослому, последующие сложности выделения других людей и дифференциации себя от них, также препятствуют распознаванию собственных отличий и развитию представлений о самом себе [7], что негативным образом сказывается на появлении в речи ребенка с РАС местоимения «я» - являющегося основой для формирования усвоения других местоименных слов [8].

Анализ процесса появления и функционирования местоимений в речи русскоязычных детей раннего возраста раскрыл некоторые особенности: освоение местоимений делится на три этапа - (1) этап ранних местоимений, (2) этап местоименного взрыва и (3) этап поздних местоимений [9-10]. На этапе ранних местои-

мений в речи начинают употребляться указательное местоимение этот (это), личное я, притяжательное мой, у многих детей сюда также включаются ты и твой, мы и наш, он, основной функцией является указательная.

Методики исследования употребления в речи и понимания значения местоимений, относящихся к раннему этапу возникновения практически не представлены. Чаще всего в качестве материала для выявления словоупотребления местоимений в детской речи служат данные лонги-ттодных наблюдений: расшифровки аудио- и видеозаписей речевой деятельности детей, родительские дневники наблюдения за развитием речи детей. Однако в отношении детей дошкольного возраста с аутистически-ми расстройствами этот метод исследования не всегда доступен и информативен, в силу низкой инициативы в общении, обеднённости и не развёрнутости высказываний детей возникают сложности с объективной оценкой их возможностей употребления отдельных частей речи.

В условиях дефицита данных об особенностях усвоения местоимений детьми с РАС были рассмотрены специфические черты развития речи детей с интеллектуальными нарушениями и детей с общим недоразвитием речи, связанные с использованием местоимений раннего этапа возникновения, вследствие чего в констатирующий эксперимент включены две экспериментальные группы детей дошкольного возраста: дети с ОНР и дети с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста.

При разработке экспериментального исследования особое внимание уделялось:

1) выделению группы детей дошкольного возраста с РАС по их уровню психической и речевой готовности к освоению местоимений раннего этапа возникновения,

2) изучению методик диагностического исследования понимания и особенностей употребления местоимений детьми дошкольного возраста с РАС, как отечественных, так и зарубежных, переведенных и адаптированных.

Для детей с РАС характерен психолого-педагогический полиморфизм. У каждого ребёнка с аутизмом уровни развития коммуникативной, интеллектуальной, речевой, эмоциональной и других сфер могут очень значительно различаться. Усвоение местоимений - долгий и сложный процесс, связанный с определенной психологической, когнитивной и речевой подготовленностью ребенка. В результате анализа предпосылок возникновения местоимений в речи детей раннего возраста, было принято решение о выявлении готовности детей дошкольного возраста с РАС к овладению местоименной частью речи с помощью анализа данных, заполненного родителями детей опросника «Тест речевого развития». За основу опросника для родителей детей дошкольного возраста с РАС была взята диагностическая методика «Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты», адаптированная сотрудниками кафедры

детской речи РГПУ им. Герцена -М. Б. Елисеевой, Е. А. Вершининой, В. Л. Рыскиной, С. Н. Цейтлин.

Тест речевого и коммуникативного развития был частично адаптирован в соответствии с целью исследования. В процессе адаптации методики были изъяты некоторые несущественные для констатирующего эксперимента разделы (например, раздел «Время», «Количество», «Звукоподражания» и др.), сокращено количество слов в части разделов, изменены инструкции для родителей [11].

В результате анализа данных, заполненных родителями дошкольников с РАС опросников, будут получены сведения о сформированности предпосылок, необходимых для начала осуществления коррекционно-логопедической работы по развитию понимания и употребления местоимений раннего этапа возникновения детьми с РАС:

1. данные о состоянии понимания речи детей с аутизмом;

2. информация о активном словарном запасе и наличии простой фразы в речи;

3. материал о формировании схемы тела, имеющей отношение к первичным представлениям о себе, являющейся основой для развития пространственных представлений, что в свою очередь способствует усвоению личных местоимений и имеет значение для появления указательных местоимений;

4. информация о различении ребенком близких взрослых и других людей, имеющей значение для появления в речи местоимений 1-го лица множественного числа, 3-го лица;

5. первичные данные о наличии или отсутствии местоименных словоупотреблений в речи ребенка.

Следующий этап экспериментального исследования включает оценку уровня понимания и особенностей употребления местоимений раннего этапа возникновения детьми дошкольного возраста с аутистиче-скими расстройствами и включает диагностические задания.

В данном экспериментальном исследовании оценивается употребление, понимание: 1) ранних личных местоимений я, ты, мы, он; 2) ранних притяжательных местоимений мой, твой, наш и указательного местоимения это.

При разрабатывании инструмента диагностики принималась во внимание стандартизированная методика дифференцированной оценки способностей детей дошкольного возраста с аутизмом к обучению «Психолого-педагогический профиль РЕР-3» («Psycho-Educational Profile - the Third Edition»). Данная диагностическая методика позволяет оценить уровень актуального развития детей с РАС в возрасте от 2 лет до 7 лет 6 месяцев по основным направлениям, включая обследование импрессив-ной и различных сторон экспрессивной речи (за исключением нарушений звукопроизношения) [12-13].

При формировании комплекса заданий по оценке использования в речи детьми с аутизмом личных, притяжательных и указательного местоимений, относящихся к раннему этапу возникновения в речи, нами была использована информация из методики РЕР-3 об организации про-

ведения диагностической пробы по выявлению возможностей употребления личных местоимений, а также разработана бальная шкала оценивания в диапазоне от0до2 баллов.

Предлагаемые во второй части экспериментального исследования задания оценивают одновременно и употребление, и понимание местоимений. Это обосновано утверждениями исследователей о том, что формы ранних частотных местоимений на начальном этапе их освоения в основном запоминаются и воспроизводятся детьми «гештальтно» и уже затем, в процессе речевой практики, осваиваются их значения.

Каждое из заданий состоит из 2-х блоков - содержит описание хода проведения пробы, а также инструкцию-вопрос. Обследование организовывается в момент какой-либо деятельности (игровой или в формах активностей, актуальных для детей дошкольного возраста). Предлагаемый лингвистический материал состоял из указанных выше местоимений.

Заключение. На основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что дети с расстройствами аутистического спектра испытывают значительные трудности в освоении и понимании местоимений, что препятствует полноценному развитию их речевой функции. Нарушения проявляются в виде трудностей с овладением личными местоимениями, что выражается в реверсии местоимений («я» заменяется на «ты» или «он»), а также в сложностях в разграничении собственного физического образа и образов окружающих людей. Такие на-

рушения связаны с особенностями восприятия и обработки сенсорной информации, а также с трудностями в социальной коммуникации и идентификации самого себя как отдельной личности.

Основные причины трудностей в освоении местоимений у детей с РАС могут быть связаны с проблемами в сенсорной сфере, низкой степенью ориентации на лица и сложность в выделении границ своего физического образа. Все это приводит к задержке в формировании представления о собственном «я» и затруднениям в освоении местоимений, особенно личных. Освоение местоимений происходит поэтапно, начиная с ранних указательных местоимений (например, «этот») и постепенно переходя к личным местоимениям («я»). При этом отмечается, что у детей с РАС данный процесс замедлен и осложнён специфическими трудностями, такими как реверсия местоимений и замена «я» на «ты» или «он».

Результаты исследования указывают на необходимость специализированной коррекционной работы с детьми с РАС, направленной на преодоление трудностей в освоении местоимений. Важно уделить особое внимание развитию грамматических обобщений и формированию чувственных представлений о своём теле и образе «я», что поможет детям лучше ориентироваться в мире вокруг себя и улучшать речевую функцию.

Кроме того, необходимы дополнительные исследования, направленные на изучение причин и механизмов, лежащих в основе трудностей с местоимениями у детей с РАС. Необходимо также разработать методики, позволяющие улучшить восприятие и обработку сенсорной информации, повысить социальную перцептивную чувствительность и способствовать формированию правильного восприятия собственного «я» и окружающих людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краснощекова С. В. Дейктические местоимения в речи русскоязычного ребенка // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: сборник научных статей. Ч. 2. М.: РУДН, 2014. С. 89-98 // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/deykticheskie-mestoimeniya-v-rechi-russkoyazychnogo-rebenka-kratkiy-obzor-rezultatov-issledovaniy/viewer (дата обращения: 06.06.2024).

2. Арутюнян В. Г. Нарушение речи у детей с расстройствами аутистического спектра: лингвистические аспекты: авто-реф. дисс. ...к. филол. н. М., 2022. 23 с.

3. Манелис Н. Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. 1999. № 2. С. 6-22.

4. Морозов С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие. Самара: ООО «Медиа-книга», 2015. 540 с.

5. Манелис Н. Г. Указ. соч.

6. Морозов С. А. Указ. соч.

7. Каган В. Е. Аутизм у детей. 2-е изд., доп. М.: Смысл, 2020. 384 с.

8. Краснощекова С. В. Указ. соч.

9. Доброва Г. Р. Усвоение детьми личных местоимений: онтогенез персонального дейксиса // Речь ребенка: ранние этапы. Вып. 1: труды постоянно действующего семинара по онтолингви-стике. СПб., 2000 // ЦКЬ: https://inlnk.ru/

(дата обращения: 12.06.2024).

10. Краснощекова С. В. Указ. соч.

11. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев // Специальное образование. 2017. № 3. С. 66-81.

12. Морозов С. А. Указ. соч.

13. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватере Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Минск: Издательство «Открытые двери», 1997. 178 с. // URL: http://xn~80aocrlaf. su/images/PDF/shopler-podderzhka-autichnykh-i-otstayushchikh-v-razvitii-detej.pdf (дата обращения: 12.06.2024).

REFERENCES

1. Krasnoshchekova S. V. Deictic pronouns in the speech of a Russian-speaking child // Functional semantics and semiotics of sign systems: a collection of scientific articles. Part 2. M.: RUDN, 2014. pp. 89-98. //URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/deykticheskie-mestoimeniya-v-rechi-russkoyazychnogo-rebenka-kratkiy-obzor-rezultatov-issledovaniy/viewer (date of application: 06.06.2024).

2. Harutyunyan V. G. Speech disorders in children with autism spectrum disorders: linguistic aspects: abstract, diss. ... Candidate of Philological Sciences. M., 2022. 23 p. (In Russ.).

3. Manelis N. G. Early autism. Psychological and neuropsychological mechanisms // School of Health. 1999. No. 2. C. 6-22. (InRuss.).

4. Morozov S. A. Comprehensive support for persons with autism spectrum disorders: an educational and methodological guide. Samara: Media Book LLC, 2015. 540 p. (In Russ.).

5. Manelis N. G. Index of the essay.

6. Morozov S. A. Index of the essay.

7. Kagan V. E. Autism in children. 2nd ed., supplement M.: Sense, 2020. 384 p. (In Russ.).

8. Krasnoshchekova S. V. Index of the essay.

9. Dobrova G.R. Assimilation of personal pronouns by children: ontogenesis of personal deixis // Speech of a child: early stages. Issue 1: Proceedings of the ongoing seminar on ontolinguistics. St. Petersburg, 2000 // URL: https://inlnk.ru/JjgeNa (date of application: 12.06.2024).

10. Krasnoshchekova S. V. Index of the essay.

11. Eliseeva M. B., Vershinina E. A. The MacArthur questionnaire as a diagnostic tool for the lexical development of children from 8 to 36 months // Special education. 2017. No. 3. P. 66-81. (InRuss.).

12. Morozov S. A. Index of the essay.

13. Schopler E., Lanzind M., Waters L. Support for autistic and retarded children. A collection of exercises for professionals and parents. Minsk: Open Doors Publishing House, 1997. 178 p. // URL: http:// xn--80aocrlaf.su/images/PDF/shopler-podderzhka-autichnykh-i-otstayushchikh-v-razvitii-detej.pdf (date of application: 12.06.2024).

Поступила вредакцию: 09.09.2024 г.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.