НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
THE SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF THE FORMATION OF STUDENTS' POLITICAL CONSCIOUSNESS
О.В. Мясоутов O.V. Miasoutov
Политическое сознание, студенческая молодежь, научно-теоретические основы, вуз, политическая социализация, политическая культура, образование, воспитание.
В статье представлены научно-теоретические основы формирования политического сознания студенческой молодежи. Утверждается необходимость разработки нетрадиционных технологий в области политического и гражданского образования. Определяется характеристика политического сознания, и выделены его основные компоненты: когнитивный, аксиологический, функциональный (социально-поведенческий). Выявляются теоретико-методологические основы формирования политического сознания студенческой молодежи. Систематизированы теоретические подходы к формированию политического сознания студенческой молодежи.
Political consciousness, college kids, scientific-theoretical bases, students, higher education institution, political socialization, political culture, education, upbringing.
The article presents the scientific-theoretical bases for the formation of political consciousness of students. It confirms the need to develop non-conventional technologies in the field of political and civic education. Besides, the article defines the characteristics of political consciousness and identifies its main components, namely cognitive, axiological and functional (social-behavioral) ones. It also detects the theoretical-methodological bases for the formation of political consciousness of students and systematizes the theoretical approaches to the formation of their political consciousness.
Современное российское общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив дальнейшего развития. В связи с этим повышается роль политического сознания. Содержание государственных стандартов в области политического и гражданского образования студенческой молодежи направлено на формирование готовности молодежи к активному участию в развитии российской государственности и гражданского общества. Высшая школа должна обеспечить условия для подготовки студенческой молодежи в вопросе формирования свободной и социально активной личности.
Цель данной статьи - выявление и систематизация научно-теоретических основ формирования политического сознания студенческой молодежи.
Политическое сознание мы определяем как совокупность социально-психологических новообразований (социально-политическая сопри-
частность, политическое самосознание, политическое самоопределение), которые обеспечивают социально-политическую самореализацию в обществе. Политическое сознание отмечено критичностью подхода к действительности. Оно представляет собой «ценностное отношение к социальной действительности, которое является выражением активности общественного сознания и составляет основу практического действия» [Белинова, 2014, с. 136] в политической сфере. Политическое сознание - это атрибут общества, «высшая когнитивная способность, имеющая информационную природу» [Машевский, 2014, с. 25].
Под формированием политического сознания студенческой молодежи мы понимаем качественное и количественное изменение политических характеристик и свойств личности в структуре целостности всей личности. Данный подход определяется:
1) необходимостью в структуре процесса формирования фиксировать проявления прин-
<С £
d m
0
ь
X
1 W m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h о я
3
ш tS
О PL W
§
о §
X
%
«
о w :г s
ь
L
<с n w с
« s
д
H U
W
м
ципов дифференциации и интеграции, а также принципа специализации, что объективно обусловливает возможность саморазвития дифференцирующихся феноменов в их качественной характеристике;
2) сложностью и многоуровневостью инте-гративных процессов, разграничение которых является условием их изменения и достижения нового уровня в общем развитии системного целого [Деркач, Сайко, 2010].
Таким образом, мы хотим подчеркнуть важность формирования политического сознания, интегрированного в процесс формирования системного целого личности.
Так как при теоретическом осмыслении организации педагогического процесса мы обращаемся к таким категориям, как «активность», «субъект политической деятельности», то следует оговорить сущность этих феноменов.
А.В. Брушлинский подчеркивал, что индивид становится субъектом в процессе деятельности, общения и других видов активности; человек как субъект - это высшая системная целостность [Брушлинский, 2003, с. 27]. Субъектность мы рассматриваем в качестве свойства человека как носителя социального. Единство субъекта и деятельности обеспечивает развитие социального [Деркач, Сайко, 2010].
Формирование политического сознания и политической культуры - это неотъемлемая часть общей социализации человека, а для педагогической науки - одна из основных задач воспитания гражданина своей страны.
Под политической социализацией следует понимать приобщение подрастающего поколения к ценностям общества и к социально значимым формам общественной деятельности. Основным педагогическим аспектом политической социализации является формирование политического сознания и политической культуры.
Воспитание политической личности как составляющая общего воспитания является целенаправленной деятельностью по формированию политической культуры личности [Воронин, 2006] и обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [Коджаспирова, 2005]. Уро-
вень сформированности политической культуры проявляется в определенной политической позиции личности, которая характеризуется сформированными взглядами, отношением и действиями человека по поводу окружающей политической действительности [Воронин, 2006].
Акцент политической социализации в настоящее время, на наш взгляд, должен быть перенесен с «политических игр» на решение конкретных общественных проблем. Следовательно, возрастает роль социально-гуманитарных наук, которые должны стать не просто теоретическим полем, но инструментом для прогрессивного и поступательного развития каждой личности и общества в целом.
Мы выделяем три компонента политического сознания: когнитивный, аксиологический, функциональный (социально-поведенческий). Когнитивный компонент: все знания субъектов, отражающие различные стороны окружающей политической действительности. Аксиологический компонент: совокупность суждений и оценок, отражающая ценностные приоритеты субъекта политического процесса. Функциональный (социально-поведенческий) компонент: характеризует процесс перемещения результатов мыслительной деятельности субъекта в практическую деятельность. Из этого следует, что образовательный процесс должен быть организован по трем направлениям: познавательное, нравственно-оценочное, поведенческое.
Решение задачи формирования политического сознания студенческой молодежи в возрасте от 18 лет до 21 года предполагает применение адекватных педагогических подходов, технологий, методов и средств.
На основании применения сравнительно-исторического подхода мы выявили следующие научно-теоретические основы формирования политического сознания студенческой молодежи.
1. Реализация интегрального подхода на основе осуществления социального партнерства между образовательными и общественными институтами позволяет:
- развивать познавательную активность, критичность мышления;
- стимулировать научно-исследовательский опыт;
- обеспечить личностное осмысление историко-политической действительности.
2. Реализация принципов, с одной стороны, мультикультурализма, с другой - патриотизма.
3. Обеспечение четкого понимания гражданственности и демократичности.
4. Реализация принципов коллективного творческого воспитания.
5. Реализация принципов объективности.
Применяемые педагогические средства призваны обеспечить:
- повышение социально-политической ответственности посредством организации многообразия видов деятельности, которые составляют социально-политический опыт;
- развитие прогностических компетенций;
- развитие критического мышления;
- развитие социально значимых качеств (толерантности, коммуникативных способностей, социального интеллекта);
- равноправие участников образовательного процесса;
- признание ценности каждой личности.
В процессе политической социализации студенческой молодежи важную роль играют социальный климат в образовательном учреждении и его соотношение с политическими ценностями и установками будущих граждан. Необходимо отметить, что специфический социальный климат в образовательном учреждении складывается в процессе организации студенческого самоуправления, дискуссионных клубов, круглых столов по актуальным общественно-политическим и социальным проблемам, тематических встреч с политиками и политологами. Актуальным средством формирования политического сознания является проблемное, игровое, дискуссионное обучение, способствующее вхождению студенческой молодежи во взрослую социальную среду. Познание окружающей политической действительности является неотъемлемой частью социального познания и влияет на определение личностью своего места в социальном мире.
Формирование политического сознания студенческой молодежи, на наш взгляд, должно осу-
ществляться с опорой на следующие теоретико-методологические подходы.
1. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова).
Деятельность выступает в качестве основы, средства и условия развития личности, целесообразного преобразования модели окружающей действительности. Основными задачами педагога при организации развивающих воздействий на политическое сознание студенческой молодежи являются: выбор и организация деятельности студента с позиции субъекта познания, исследования и общения. Это предполагает осознание, целепо-лагание, планирование деятельности, а также ее организацию, оценку результатов и самоанализ (рефлексию).
А.Н. Леонтьев отмечает, что «действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений» [Леонтьев, Сайко, 2004, с. 76].
Деятельность - это особый тип активности, который свойственен именно человеку. В деятельности проявляется субъектность человека [Дер-кач, Сайко, 2010, 224 с.]. Подчеркивая связь субъ-ектности с деятельностью, С.Л. Рубинштейн отмечал, что деятельность определяет не только объект, производимый субъектом, но и субъект, этот объект производящий [Рубинштейн, 2003, 512 с.].
2. Информационный подход (Л.Н. Хуторская).
Информационный подход в педагогических
исследованиях выделяет и изучает информационный аспект учебно-воспитательного процесса.
Тенденция к информатизации современного общества сопровождается ростом информационного поля, которое окружает человека. Для современной молодежи характерен большой интерес к информационным технологиям. Стремительное развитие средств информационно-коммуникационных технологий обусловливает формирование новой информационной среды [Григорьев, 2010, с. 103-107].
Систему информационных мероприятий, целью которых является изменение отношения к определенным субъектам политического про-
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
цесса, установок объекта воздействия, а посредством этого и моделей его поведения следует понимать, на наш взгляд, в качестве информационного воздействия на сознание. Особый интерес представляет информационное воздействие, целью которого является формирование активной гражданской позиции молодежи, патриотического отношения к Родине, положительного отношения к участию в политическом процессе.
Систематизированное информационное воздействие должно осуществляться по следующим направлениям:
- информирование о событиях политического процесса (с помощью средств массовой информации, а также ресурсов глобальной информационной сети Интернет). Следует отметить, что не более 35 % студенческой молодежи самостоятельно интересуются политическими новостями. В связи с этим необходимо увеличение внимания к содержанию и методике преподавания социально-политических дисциплин;
- формирование положительного отношения студенческой молодежи к политическому процессу в целом - через информационное воздействие на их сознание в ходе преподавания таких дисциплин, как «История» и «Политология», а также в ходе организации внеучебной деятельности;
- привлечение студенческой молодежи к участию в политическом процессе. В процессе формирования активной гражданской позиции важно доводить информацию о конструктивных способах политического участия и стимулировать проявление именно данных форм участия студенческой молодежи [Чекулаев, 2010, с. 128-133].
3. Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.С. Трофимова).
В рамках данного подхода педагогу необходимо отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным межличностным отношениям, налаживать психологический климат в студенческом коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
4. Компетентностный подход (В.А. Козырев, Г.Н. Сериков, А.П. Тряпицына, А.С. Хуторской).
В соответствии с современными образовательными стандартами образовательные результаты не могут быть сведены к совокупности умений и навыков. Напротив, современное образование ориентировано на развитие способности и готовности личности к решению разного рода проблем, к деятельности, то есть на развитие компетентностей. Образовательный результат (компетентности) рассматривается в качестве способностей решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные [Компетентностный подход... , 2005].
На основе вышеназванных положений можно сформулировать следующие выводы.
Формирование политического сознания может быть ускорено или замедлено в зависимости от воздействия различных факторов (Ж. Пиаже). Особое воздействие на процесс формирования политического сознания оказывает образовательная среда вуза.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволяет сформулировать психолого-педагогические предпосылки формирования политического сознания студенческой молодежи. Адекватность студенческого возраста (от 18 лет до 21 года) для формирования политического сознания определяется сложившейся абстрактно-логической системой мышления и окончательным становлением мировоззренческой концепции личности. Кроме того, политическое сознание студенческой молодежи отличается рядом особенностей. Среди них:
1) свобода от политических стереотипов (позволяет сформировать навыки открытого, объективного, критического восприятия окружающей политической реальности);
2) минимальный жизненный опыт (создает условия для формирования положительного отношения к политическому творчеству);
3) часто наличие чувства «политического», ярко выраженной гражданской, не конформистской позиции при отсутствии или недостаточности знаний (делает студенческую молодежь более подверженной агрессивной политической агита-
ции и пропаганде, радикальным объединениям, представляющим угрозу обществу);
4) студенческая молодежь обладает повышенным потенциалом реального политического творчества, что делает ее конкурентоспособной среди других социальных групп, политический опыт которых объективно превосходит опыт студенческой молодежи;
5) студенческая молодежь является кадровым резервом для гражданского общества.
Для оптимизации процесса формирования политического сознания студенческой молодежи необходимо соблюдение научно-теоретических основ, а именно:
1) реализация интегрального подхода на основе осуществления социального партнерства между образовательными и общественными институтами, что позволяет развивать познавательную активность, критичность мышления, стимулировать научно-исследовательский опыт, обеспечить личностное осмысление историко-политической действительности; 2) реализация принципов муль-тикультурализма и патриотизма; 3) соблюдение принципа объективности; 4) реализация принципов коллективного творческого воспитания; 5)применение метода коллективных творческих дел как метода развития социального творчества и политической активности студенческой молодежи; 6) применение активных методов обучения; 7) обеспечение развития политической личности, интегрированной в процесс развития системного целого личности (вовлечение студенческой молодежи в разнообразные виды деятельности с целью повышения социально-политической ответственности, развитие прогностических компетенций и критического мышления, социально значимых качеств).
Формирование политического сознания студенческой молодежи - это основа формирования гражданской культуры личности. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в практической деятельности вузов при организации внеучебной работы. Перспектива дальнейшего исследования видится нам в разработке вариативных организационно-педагогических условий формирования политического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе вуза.
Библиографический список
1. Белинова О.А. Сущность права: социально-философский подход // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2. С. 134-137.
2. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Алетейя, 2003.
3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. М.: Наука, 2006. 259 с.
4. Григорьев В.Г. Интеллектуальные технологии поиска, мониторинга и анализа социально-политической информации // Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: матер. Всерос. науч.-практич. конф. (27-29 марта 2009 г.). Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010.
5. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация -основа акмеологического развития: монография. М.: МПСИ, 2010. 224 с.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 287 с.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радоновой, А.П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ, 2005. 391 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.
9. Машевский Б.М. Перспективы когнитивно-синергетической методологии в постнеклас-сической парадигме // Вестник КГПУ. 2014. № 3. С. 24-27.
10. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
12. Хуторская Л.Н. Информационная педагогика [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2002. 25 августа. URL: http://www. eidos.ru/journal/2002/0825
13. Чекулаев Е.П. Информационное воздействие на сознание как средство формирования гражданской позиции молодежи // Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: матер. Всерос. науч.-практич. конф. (27-29 марта 2009 г.). Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010.
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
о й
2S
ш Е-
S
о
Рч
W
13
о §
к
%
о W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М