Научная статья на тему 'Научно-техническое творчество молодежи в процессе создания объектов интеллектуальной собственности'

Научно-техническое творчество молодежи в процессе создания объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИИ / ИГРА / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY / INNOVATION / GAME / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ипполитова А. А., Тюрина В. Ю.

Статья посвящена проблеме научно-технического потенциала молодежи при создании ОИС. Актуальность выбора данной темы обусловлена дефицитом кадров для инновационной экономики. Целью статьи является раскрытие процесса становления творческого потенциала молодежи на этапе внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Авторами обосновывается влияние инновационных конкурсов и мероприятий на научно-техническое творчество. Затрагивается опыт Саратовского государственного технического университета в сфере малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ипполитова А. А., Тюрина В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF YOUTH UNDER THE CREATION OF INTELLECTUAL PROPERTY

This article is devoted to scientific and technical potential of young people at creating the item of intellectual property. The relevance of the topic selection is due to scarcity of labour for the innovation-driven economy. The purpose of this paper is to reveal the process of creativity development of young people during the implementation of intellectual property. The authors analyze the influence of innovation competitions and events on the scientific and technical creativity. The article deals with the experience of the Yu. Gagarin Saratov State Technical University in innovative 'small businesses' enterprise.

Текст научной работы на тему «Научно-техническое творчество молодежи в процессе создания объектов интеллектуальной собственности»

УДК 378+347.77/78

А.А. Ипполитова, В.Ю. Тюрина

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья посвящена проблеме научно-технического потенциала молодежи при создании ОИС. Актуальность выбора данной темы обусловлена дефицитом кадров для инновационной экономики. Целью статьи является раскрытие процесса становления творческого потенциала молодежи на этапе внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Авторами обосновывается влияние инновационных конкурсов и мероприятий на научно-техническое творчество. Затрагивается опыт Саратовского государственного технического университета в сфере малого инновационного предпринимательства.

Научно-техническое творчество, инновации, игра, объекты интеллектуальной собственности

A.A. Ippolitova, V.Yu. Tyurina

SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF YOUTH UNDER THE CREATION

OF INTELLECTUAL PROPERTY

This article is devoted to scientific and technical potential of young people at creating the item of intellectual property. The relevance of the topic selection is due to scarcity of labour for the innovation-driven economy. The purpose of this paper is to reveal the process of creativity development of young people during the implementation of intellectual property.

The authors analyze the influence of innovation competitions and events on the scientific and technical creativity. The article deals with the experience of the Yu. Gagarin Saratov State Technical University in innovative ‘small businesses’ enterprise.

Scientific and technical creativity, innovation, game, intellectual property

В век «глобализации и информатизации общества» инновационный путь развития любой страны предполагает её интеграцию в мировое инновационное пространство. Успеха в этом добиваются страны, которые максимально сконцентрированы на реализации своих конкурентных преимуществ. Преимущества на рынке можно добиться, постоянно совершенствуя продукцию, услугу. Процесс формирования экономики инновации, основанной на знаниях, порождает ряд новых возможностей для экономического развития страны, к примеру, новые научные направления, научные приоритеты и новые технологии. Практическое использование такого специфичного товара возможно только через коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности.

Если же говорить об оценке мер, необходимых для внедрения наукоемких разработок в практику на территории РФ, то наиболее проблематичными выглядят развитие инновационной инфраструктуры, ее финансирование со стороны бизнеса, а также подготовка компетентных кадров.

Экспертная группа по работе над стратегией 2020 выделяет следующие источники инноваций, основные условия их создания:

- качественное изменение технологического фундамента, возможные прорывы в энергетике, биотехнологии, медицине;

- повышение роли наукоемких и высокотехнологичных производств;

- обострение конкуренции за финансовые ресурсы;

- усиление мировых позиций «среднего класса» и его спроса на качество жизни;

- укрепление человеческого капитала в роли решающего фактора конкурентоспособности.

В ходе статистического исследования на территории Саратовской области среди предпринимателей, директоров малых инновационных предприятий были выявлены следующие моменты. На вопрос: «Что вам не хватает для развития бизнеса?», 45% респондентов ответили отсутствие профессиональных кадров, мотивации работников, 25% ответили, что не знают, где найти инвестиционную поддержку.

Правительство РФ для решения данных проблем проводит ряд мероприятий по развитию национальной инновационной системы, в том числе хотелось бы подробно остановиться на масштабном проекте - Всероссийском инновационном форуме «СЕЛИГЕР» (рис. 1).

ФОРУМ «СЕЛИГЕР»

С

ЦЕЛЬ

>

1) решение поставленных проблем через осознание и выявление;

2) моделирование через апробацию различных подходов

3) вовлечение

4) образование

С

ЗАДАЧИ

>

1) формирование инновационного сообщества

2) работа с молодежью

3) формирование инновационной культуры общества

4) конъюнктура инновационного рынка

Рис. 1. Цели и задачи проведения образовательного форума «Селигер»

В рамках форума у научной молодежи формируется представление о творческой, интеллектуальной деятельности, ее экономической и юридической составляющей. У образовательного форума в научных кругах есть свои сторонники и противники. Организация такого крупномасштабного мероприятия потребляет большой объем финансирования (из федерального бюджета в 2011 году было потрачено около 110 млн рублей) [1]. «Селигер» с каждым годом привлекает большое количество партнеров из частного сектора (Сбербанк России, РУСКОМПОЗИТ, Первый канал, ЕМЕХ Logistics & Auto parts, LG Electronics, РВК - Российская венчурная компания, Московский клуб предпринимателей, Panasonic, Всероссийский фонд «Национальные перспективы», БАНК УРАЛСИБ, Venture Business News, Журнал «Время Инноваций» и др.).

Форум «Селигер» - один из приоритетов государственной экономической политики, направленного на развитие малого инновационного бизнеса. В стратегии до 2020 года, провозглашенной Президентом РФ Дмитрием Медведевым, перевод экономики России на «инновационные рельсы» невозможен без активного вовлечения в этот процесс молодежи, без формирования общественного интереса вокруг инновационной стратегии развития России [2]. Роль научной молодежи неоценима, это базис развития экономики будущего, это кадры для инноваций.

Финансирование инновационных проектов молодых специалистов - это огромная помощь не только в материальном плане, но и в моральном и интеллектуальном. Растет уверенность в получении возможности успешно работать в научной сфере, возрастает престиж высокотехнологичных отраслей экономики страны. Критерием оценки любой интеллектуальной деятельности является творческий подход к решению проблем. Творчество - это специфическая для человека деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [3]. Любой творческий труд неразрывно связан с объектами интеллектуальной собственности. Обучение такому процессу позволит молодежи вскрыть причины и следствия несовершенства организации производства, его техники и технологии, что приводит к созданию ОИС.

Попытаемся раскрыть процесс формирования культуры научной молодежи через творческий труд. Инновации - прежде всего склад ума. Всероссийский образовательный форум «Селигер» коренным образом изменяет представления ученого, предпринимателя, формирует механизм смены мировоззрения и координации своих точек зрения с другими членами инновационного сообщества. Стоит задуматься над следующими вопросами: «Чем мероприятие отличается от многих других конкурсов?» и «Почему форум с каждым годом собирает около 20 000 молодых предпринимателей, ученых и инноваторов?».

Селигер со стороны напоминает большой палаточный лагерь, однако это не совсем так; «Селигер» - «виртуальная игра». Разберемся в причинах такого сравнения. Игра - вид человеческой деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, обучении и получении навыков [4].

Процесс образования на форуме нацелен на получение следующих результатов:

- передача знаний и формирование практических навыков;

- моделирование инновационной среды и инновационных процессов;

- возможность посмотреть на проблему развития инновационного бизнеса под разными ракурсами;

- проработка и запуск инновационных проектов (экспертное мнение по представленным инновационным проектам).

Таблица 1

Признаки игры

Признак Образовательный форум «Селигер»

Добровольность Участие в форуме не является ни долгом, ни законом. Будущий инноватор участвует по желанию. Однако такое участие не только освобождает, но и зачаровывает, втягивает в себя участника

Неординарность (деятельность обособлена от «обыденной жизни») Форум дает возможность отойти от реалий жизни. «Селигер» «разыгрывается» в определенных рамках пространства (общий сбор на заповедном озере) и времени (время отведенное на проведение смены форума)

Имитационный характер Выход из рамок обыденности во временную сферу деятельности, которая имеет образовательную направленность

Эмоциональная напряженность, состязательность, конкурентная деятельность На форуме это проявляется во всем: в бытовых ситуациях, лекциях, семинарах, обсуждениях, конкурсах, спортивных состязаниях и т.п. Сжатые сроки позволяют вовлечь участников в решение стратегических и тактических задач

Творческая, активная деятельность Проект позволяет мобилизовать внутренний потенциал участников в связке с внешними факторами (образовательные программы, мастер-классы, мнения экспертов)

Процесс образования не ограничивается только прослушиванием курса лекций и мастер-классов, прохождением рядом практических занятий. Ежедневно работали сервисы по направлениям реализации инновационных проектов, экспертные станции. Консультации по юридическим вопросам, по защите интеллектуальной собственности, инвестициям, маркетингу инноваций и коммерциализации ОИС получили более 5 000 человек за неделю работы форума в 2011 году.

Многие крупные компании предлагают различные стажировки для участников форума. Автору проекта «Контроллер управления безколлекторным двигателем с И8Б интерфейсом» в 2011 году предоставлена возможность пройти стажировку в И&Б центре «СИТРОНИКС» в Париже. Компанией Ьв в том же 2011 г. выданы гранты по 100 тыс. руб. двум инновационным проектам, предоставлена возможность пройти стажировку 3 авторам инновационных проектов Смены в И&Б центре Ьв в Сеуле, а также 14 участникам - в И&Б центре Ьв в Рузе (Московская область) и Санкт-Петербурге.

Творческая атмосфера, которая царит на территории форума, позволяет говорить о ценности такого проекта. Селигер представляет своего рода «площадку» для запуска инноваций (табл. 2). В научных кругах отмечают, что происходит переход мира от «материального» к «информационному». Главным преимуществом для бизнеса становится идея. Однако в век конкурентной борьбы стоит задуматься о защите своих интересов, это, в свою очередь, подразумевает обязательную защиту интеллектуальной собственности в качестве ОИС. Таким образом, делается косвенный акцент на вовлечении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот в ходе дальнейшей реализации бизнес-проектов участников форума «Селигер».

Создание малых инновационных предприятий на базе вчерашних проектов, представленных на том или ином конкурсе, - это отражение положительного курса инновационной экономики России. Обратимся к практике Саратовского региона, в частности Саратовского государственного технического университета (СГТУ). В 2010 году на форуме были представлены девять инновационных проектов различной тематики. Главным достижением стала победа проекта «Хитозановые технологии» по программе «СТАРТ» (1 млн рублей на развитие предприятия, которое было создано при поддержке вуза по 217 ФЗ). Студенты, аспиранты СГТУ, которые приняли участие в форуме, были заинтересованы в дальнейшей деятельности по внедрению ОИС. Статистика такова: из 25 человек, побывавших на «Селигере» в период с 2010 по 2011 гг., десять человек создали малые инновационные предприятия, в том числе 5 юридических лиц зарегистрированы по 217 ФЗ. Представители университета приехали с форума не только с приобретенными практическими навыками, но и стали активными участниками инновационной сферы. Два из них получили аккредитацию в качестве венчурного агента и регионального представителя Зворыкинской программы.

Опыт вуза в развитии научно-технического потенциала молодежи по продвижению ОИС формируют определенную инновационную инфраструктуру, некий «мостик» для студентов между «креативной идей» и последующей коммерциализацией разработки (рис. 2). Посредством такого со-

трудничества решается проблема качества человеческого капитала, так как научная молодежь вовлекается в реальные инновационные проекты, учится формировать команду инновационного проекта, получать реальное финансирование на реализацию своего бизнеса, участвуя в различных конкурсах.

Таблица 2

Итоги Селигера за 2010 и 2011 гг. [5]

Итоги форума Селигер 2010 Селигер 2011

Образование 5000 участников смены получили все необходимые компетенции в сфере управления и реализации инновационных проектов в рамках первой в России системы массового инновационного образования «Открытый Инновационный Университет». Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» повысил квалификацию 26 выпускникам российских университетов по инновационному предпринимательству, управлению НИОКР и трансферу технологий.

Финансирование 30 участников смены получили по 1 000 000 рублей от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. ОАО «Технопарк «Система - Саров» отобрало для финансирования 2 проекта с общим объемом финансирования 179 млн руб. Двадцати социально значимым инновационным проектам выданы гранты от партнеров смены на общую сумму 14 миллионов рублей.

Развитие проектов на базе ОИС 50 проектов отобрано ОАО «Технопарк «Система - Саров» для проведения экспертизы с намерениями инвестировать в них. 11 проектов подписали соглашения о производстве продукции. 21 проекту смены экспертами фонда «Сколково» рекомендована подача заявок на резидентство

- доступ к ресурсам вуза

- вовлечение профессионального педагогического состава вуза

- составление бизнес-планов

- формирование команды инновационного проекта

- участие в мероприятиях, конференциях, конкурсах (региональных, всероссийских, международных)

- вовлечение в реальные проекты

[=Х

ИНТЕРЕС

Я

II

ЗНАНИЯ

Я

ПРАКТИКА

РЕЗУЛЬТАТ

о

Рис. 2. Формирование научно-технического потенциала у студентов вуза

По результатам исследования Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, в России возрастной уровень специалистов, способных вывести нововведение на рынок, находится в диапазоне от 40 до 65 лет [6]. Государство стремится побороть сложившуюся ситуацию, аккумулируя свои усилия на научную молодежь. Зачатки такого взаимодействия правительства и молодых ученых закреплено в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной постановление от 28 июля 2008 г. Данная программа предоставляет возможность научно-технической молодежи получать гранты, участвовать в различных мероприятиях по продвижению инновационных проектов.

Что касается мероприятий, то на данный момент организовано множество конкурсов для молодых инноваторов, ученых, разработчиков в возрасте до 30 лет. Каждый из конкурсов имеет свои особенности. Рассмотрим два примера конкурсов, которые получили признание в инновационном сообществе.

В начале 1994 года была учреждена Правительством Российской Федерации структура поддержки инноваций малого бизнеса - Фонд содействия развития малых форм предприятий в научнотехнической сфере. В настоящее время Фонд является единственным источником «посевного» капитала в России. Более половины средств Фонда расходуется на поддержку молодых ученых и малых

инновационных компаний, находящихся на начальной стадии развития, что позволяет малому предпринимательству проще развиваться в условиях современной экономической ситуации.

Основной задачей Фонда является содействие развитию малым инновационным предприятиям, которые вводят в хозяйственных оборот интеллектуальную собственность, созданную за счёт средств федерального бюджета в российских вузах и научных организациях РАН. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд содействия направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (в 2009 году - 2,5 млрд руб.). Финансирование малых предприятий осуществляется в форме государственных контрактов на выполнение НИОКР.

Фонд реализует следующие программы: «ПУСК» (Партнёрство Университетов с Компаниями), «ТЕМП» (Технологии Малым Предприятиям), «У.М.Н.И.К.» («Участник молодежного научноинновационного конкурса»). Согласно условиям данных программам компании инвестируют в проекты от 50 до 75% собственных средств (рис. 3).

Одной из основных программ, направленной на поддержку малых инновационных предприятий, является «СТАРТ». Она начата Фондом в 2004 году и получила признание у научно-технической общественности по всей России.

Каждый год на финансирование по программе «СТАРТ» претендуют 1,5-2,0 тысячи предприятий или команд-заявителей. Ежегодно конкурсные комиссии по приоритетным направлениям научно-технической деятельности во всех регионах России отбирают на основе экспертных заключений 40-50 проектов. С победителями программы - малыми инновационными предприятиями (МИП) -Фонд заключает государственные контракты, предоставляющие финансовую поддержку команде в объёме до 6 млн. рублей на 3 года для завершения разработки и начала реализации продукта.

В 2010 третий год реализации проекта закончили 13 малых инновационных предприятий. Эти предприятия в целом добились следующих показателей: реализовано продукции, разработанной в ходе работы над проектами за время их поддержки Фондом, на сумму более 173,5 млн. рублей. Объем финансирования Фондом предприятий, прошедших трехгодичный цикл, составил 53,75 млн рублей, в сумме эти предприятия привлекли внебюджетные инвестиции на реализацию проектов в размере 44 млн рублей. На каждый вложенный Фондом в разработку проекта рубль было реализовано продукции на 3,2 рубля [1].

Еще одной площадкой для презентации инновационной идеи является «Конкурс русских инноваций».

Конкурс, как «барометр», который не только отражает все тенденции, развивавшиеся за прошедшее время в российском инновационном сегменте, но и позволяет ознакомиться с будущими трендами. Одна из задач, преследуемая организаторами «Конкурса русских инноваций» такова: «Разработка способов оценки инновационных проектов». Чтобы внедрить инновации, необходимо среди большого объема разработок выявить действительно прорывные и доказать предприятиям и инвесторам, что эти новшества им необходимы.

Главная задача конкурса - заинтересовать инвесторов и предпринимателей разработками, презентовать инновационный проект. Инновации - постоянный поиск, движение и годы труда. Это 99% «потения» и всего 1 % «вдохновения», о которых говорил А.Эйнштейн, поясняя понятие гениальности.

Выработанные критерии отбора инновационных проектов по эффективности, которые используются экспертными советами конкурсов, представляют собой субъективные характеристики, отражающие опыт и интуицию предпринимателей. Однако этого недостаточно при создании инновационного предприятия на базе интеллектуальной собственности, необходимо оценить ее объективную рыночную стоимость.

Основной целью государственной инновационной политики в области развития национальной инновационной системы является мобилизация научно-технического потенциала России для обеспечения построения высокоэффективной, восприимчивой к нововведениям экономики и ускоренного перехода страны на инновационный путь развития [8].

Дальнейшая работа в этом позволит достичь следующих основополагающих моментов:

- формирование квалифицированных кадров, способных продвигать инновационные разработки;

- создание инновационной культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование кластеров инновационной экономики;

- формирование механизмов поддержки и развития для малого инновационного предпринимательства;

- развитие научно-технического творчества молодежи;

- продвижение ОИС.

Программы Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере

СТАРТ

ПУСК ТЕМП

УМНИК

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Поддержка Кадрово-

и развитие технологическая

малых поддержка внедрения

инновационных разработок

предприятий вузов МИП

Внедрение на рынок существующих в вузах и НИИ научных разработок

Поддержка молодых ученых, имеющих инновационные проекты

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ

Заключение контракта на выполнение НИОКР на 3 года

Заключение контракта на выполнение НИОКР

Заключение контракта на выполнение НИОКР по освоению лицензии

Контракт на выполнение НИОКР с МИП

ФИНАНСИРОВАНИЕ

1 год - 1 млн руб.

2-3 год -софинансирование Итого: до 6 млн руб.

Фонд финансирует НИОКР МИП, Роснаука -НИОКР вуза

Из средств Фонда и из средств МИП

1 год

200 тыс. руб.

2 год -

200 тыс. руб.

РЕЗУЛЬТАТ П П П П

Раскрутка нового предприятия, с объемом реализации до 600 тыс. рублей в год на сотрудника Производство принципиально новой продукции по освоенной технологии при кадровой поддержке вуза Полное освоение лицензии в течение 3-4 лет, выполнение НИОКР завершается при достижении 50% уровня по лицензии Работа по развитию идеи, обладающей среднесрочной перспективой (до 6-8 лет) ее коммерциализации

Рис. 3. Программы Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере

Особая роль в развитии и динамизме инновационной сферы принадлежит молодым учёным -открытым, коммуникабельным, относящимся с повышенным интересом ко всему новому. Всероссийский образовательный форум «Селигер», инновационные конкурсы - связующие звенья, позволяющие привлечь интерес общественности, бизнеса, политики к существующим ОИС, технологиям и проблемам их разработчиков. Благодаря такому взаимодействию шансы реализовать инновационные проекты в России возрастают.

ЛИТЕРАТУРА

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/04/27/seliger/

2. Ипполитова А.А. О спросе на инновации / А.А. Ипполитова // Novus Trend. 2011. № 01 (04). С. 68-70.

3. Большой Энциклопедический словарь. 2000.

4. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forumseliger.ru/

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strf.ru/innovation.aspx? Cata-

^И=223&ё_по=14211.

7. Ипполитова А.А. Направление развития инновационной экономики России: монография / А.А. Ипполитова; под общ. ред. проф. О.Ю. Гордашниковой. Саратов: КуБиК, 2011.

8. Тюрина В.Ю. Управление интеллектуальной собственностью на предприятиях машиностроения: учеб. пособие / В.Ю. Тюрина. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008.

Ипполитова Анна Александровна -

аспирант кафедры

«Экономика и управление в машиностроении» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Anna A. Ippolitova -

Postgraduate,

Department of Economics

and Mechanical Engineering Management

Yu. Gagarin Saratov State Technical University

Тюрина Вера Юрьевна -

доктор экономических наук, профессор кафедры

«Экономика и управление в машиностроении»

Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Статья поступила в редакцию 01.09.11, принята к опубликованию 15.11.11

Vera Yu. Tyurina -

Dr. Sc., Professor

Department of Economics

and Mechanical Engineering Management

Yu. Gagarin Saratov State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.