Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 23.58 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 23.58 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / PROTECTION OF THE POPULATION / ЗАЩИТА ТЕРРИТОРИЙ / PROTECTION OF TERRITORIES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE VIOLATION / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ACTUS REUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пасовец Елена Юрьевна, Бордак Сергей Сергеевич

В статье исследуется современная административная норма, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сформирован юридический состав двух ее частей, основания применения; уделено внимание процессуальному алгоритму реализации административной ответственности за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пасовец Елена Юрьевна, Бордак Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and practical commentary to article 23.58 of the Code of administrative violations of the Republic of Belarus

Purpose. The paper is devoted to the scientific and practical commentary to article 23.58 of the Code of administrative violations of the Republic of Belarus. Methods. Induction, deduction, analysis and synthesis methods were used. Theoretical approaches of the research are investigations in the sphere of general theory of law. Empirical basis of the research are the laws of the Republic of Belarus and other documents concerning civil protection. Findings. The article contains theoretical provisions on the implementation of administrative liability for violation of the legislation on protection of the population and territories from emergencies. The composition administration violations is substantiated, the procedural algorithm of the invocation of article 23.58 in field of protection of the population and territories is studied. Application field of research. Results of the research are used by officials who carry out supervision and control within the framework of the state system of prevention and elimination of emergencies and civil defense, when teaching the disciplines on the supervisory and prevention; it is possible to use them in the preparation of normative acts regulating social relations in the field of administrative law enforcement, in the preparation of textbooks, teaching aids, methodological materials, scientific research in the field of law and fire safety. Conclusions. In the article the basic components of the modern administrative norm providing responsibility for violation of the legislation in the field of protection of the population and territories against emergency situations are considered. The attention is paid to a procedural algorithm of realization of administrative responsibility for violation of the legislation in the field of protection of the population and territories.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 23.58 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 342.951:614.8 (476)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 23.58 КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Пасовец Е.Ю., Бордак С.С.

В статье исследуется современная административная норма, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, сформирован юридический состав двух ее частей, основания применения; уделено внимание процессуальному алгоритму реализации административной ответственности за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий.

Ключевые слова: защита населения, защита территорий, административное правонарушение, состав преступления, чрезвычайная ситуация, административная ответственность.

(Поступила в редакцию 15 января 2018 г.)

Введение. В белорусском законодательстве ответственность за нарушения в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций предусмотрена статьей 23.58 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Исходя из проведенного анализа правовых норм очевидно, что законодатель закрепил ответственность в целом за нарушение любого законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не предусмотрев конкретных составов правонарушения и размер применяемых за их совершение санкций. Вместе с тем нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций складывается из различных правонарушений, которые закреплены во многих нормативных актах. По сути, инспектор, осуществляющий контроль за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, должен знать или всегда иметь при себе целый свод законов и других нормативных актов, регламентирующих элементы юридического состава анализируемой административной нормы, что, в свою очередь, вызывает значительные затруднения у соответствующих должностных лиц органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, в теоретическом и практическом аспектах существует ряд пробелов при реализации административной ответственности за подобные нарушения. Одним из таких пробелов является отсутствие комментария по применению статьи 23.58 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, где четко обозначен юридический состав данной нормы и условия ее применения. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным сформировать данный комментарий.

Основная часть. Статья 23.58 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»:

1. Нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекшее создание условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.

2. Непринятие должностным лицом мер по защите жизни и сохранению здоровья людей в соответствии с требованиями законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин [1].

Комментарий:

1. Данное правонарушение посягает на общественные отношения, обеспечивающие порядок управления. Потерпевшим от нарушений законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций может быть любое лицо (как физическое, так и юридическое).

2. Диспозиция статьи имеет бланкетный характер, поэтому для установления признаков противоправности деяния следует обращаться к действующим нормативным актам, регулирующим деятельность в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Современное законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает нормы:

Конституции Республики Беларусь;

комплекс законов Республики Беларусь: от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 27 ноября 2006 г. № 183-З «О гражданской обороне»; от 22 июня 2001 г. № 39-З «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»; от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; от 5 января 2008 г. № 314-З «О государственном и мобилизационном материальных резервах»;

постановлений Совета Министров Республики Беларусь: от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; от 27 марта 2002 г. № 377 «Об утверждении Положения о Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь и ее рабочем органе, а также состава указанной комиссии»; от 23 августа 2001 г. № 1280 «О Порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена этой информацией»; от 20 ноября 1998 г. № 1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»; от 28 ноября 2014 г. № 1118 «Об утверждении Положения о системе оповещения населения, органов управления и сил Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны»; от 19 ноября 2004 г. № 1466 «Об утверждении Положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 8 февраля 2002 г. № 181 «Об утверждении перечня республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в которых создаются отраслевые подсистемы Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; от 8 февраля 2002 г. № 182 «Об утверждении перечня организаций, которые в обязательном порядке создают аварийно-спасательные службы»; от 31 января 2008 г. № 135 «Об утверждении Положения о порядке создания штабов гражданской обороны»; от 12 августа 2008 г. № 1151 «О службах гражданской обороны»; от 19 марта 2008 г. № 413 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности гражданских формирований гражданской обороны»; от 23 мая 2013 г. № 413 «Об утверждении Положения о порядке обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, а также граждан, которыми комплектуются специальные формирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по мобилизации»; от 31 января 2008 г. № 134 «Об утверждении Положения о порядке строительства и содержания объектов гражданской обороны»; от 21 ноября 2001 г. № 1692 «Об утверждении перечня аварийно-спасательных работ»; от 4 июля 2003 г. № 905 «Об утверждении Положения о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны»; от 9 декабря 2013 г. № 1051 «Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны»; от 24 августа 2009 г. № 1099 «Об утверждении перечня средств гражданской обороны и о порядке оснащения ими органов управления гражданской обороной и сил гражданской обороны»; от 31 октября 2007 г. № 1427 «Об утверждении Положения о порядке изготовления, выдачи и использования международных отличительных знаков гражданской обороны и удостоверений личности, подтверждающих статус персонала сил гражданской обороны»; от 25 апреля 2008 г. № 610 «Об утверждении Положения о порядке временного отселения населения, эвакуации материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы»; от 22 ноября 2012 г. № 1066 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях чрезвычайных ситуаций»; от 13 июня 2016 г. № 450 «О некоторых вопросах организации руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций»;

межведомственных постановлений: Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 18 августа 2006 г. № 40/276/136 «Об утверждении Инструкции о порядке работы республиканских органов государственного управления, местных исполни-

тельных и распорядительных органов, организаций и их комиссий по чрезвычайным ситуациям по определению объемов финансовой поддержки юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имуществу которых нанесен ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, решении других вопросов, касающихся ликвидации последствий этих ситуаций в пострадавших районах»; Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 января 2009 г. № 3/6 «Об утверждении Инструкции по организации проведения йодной профилактики в случае угрозы или возникновения радиационной аварии на ядерных объектах»; Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 41/67 «Об утверждении предельных уровней мощности дозы для принятия решения на проведение защитных мероприятий при радиационных авариях»; Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и Министерства информации Республики Беларусь от 7 декабря 2015 г. № 42/27/9 «Об установлении перечня субъектов системы оповещения на республиканском уровне»;

постановлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: от 30 декабря 2013 г. № 75 «Об установлении категорий организаций и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения»; от 17 августа 2009 г. № 42 «Об утверждении Положения о порядке организации функционирования информационно-управляющей системы Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; от 29 июля 2008 г. № 80 «Об утверждении Инструкции о порядке организации расследования аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 1 ноября 2006 г. № 61 «Об утверждении Инструкции по оценке состояния и готовности территориальных и отраслевых подсистем Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их звеньев, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, других организаций к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны»; от 19 февраля 2003 г. № 17 «О Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 28 марта 2008 г. №27 «Об утверждении Примерного положения о штабе гражданской обороны республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь»; от 12 июня 2009 г. № 28 «Об утверждении примерных организационно-штатных структур и табеля оснащения средствами гражданской обороны гражданских формирований гражданской обороны, форм сводного учета и примерного расчета их создания»; от 8 июля 2008 г. № 66 «Об утверждении Положения о республиканских соревнованиях санитарных формирований гражданской обороны»; от 18 января 2006 г. № 5 «Об утверждении Инструкции о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны»; от 30 декабря 2013 г. № 74 «О порядке изучения состояния готовности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций к выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны»; от 28 августа 2013 г. № 39 «Об установлении типовых форм учетно-планирующей документации, используемых при организации обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны»; от 12 мая 2008 г. № 39 «Об утверждении Типового положения о санитарных формированиях гражданской обороны»; 27 декабря 2004 г. № 48 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных, комплексных учений и объектовых тренировок с органами управления, силами государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны»;

государственных стандартов (ГОСТ): 22.0.07-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров»; 22.3.02-2002 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования»; 22.3.03-97 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;

государственных стандартов Республики Беларусь (СТБ): 1404-2003 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг аэрокосмический. Номенклатура контролируемых параметров чрезвычайных ситуаций»; 1405-2003 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования»; 1518-2004 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила оформления карты обстановки по чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени. Условные обозначения и сокращения»; 1537-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования»;

технических кодексов установившейся практики: 506-2013 (02300) «Взрывобезопас-ность химических производств и объектов. Общие требования»; 334-2011 (02300) «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны»; 304-2011 (02300) «Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Общие положения. Порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций»; 268-2010 (02300) «Обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях»; 260-2010 (02300) «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта»; 1122011 (02300) «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»; 369-2012 (02300) «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в градостроительных проектах и проектной документации на строительство»;

норм административного и уголовного права.

3. Объективная сторона по части 1 заключается в: 1) нарушении законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций как в форме активного действия, так и бездействия; 2) создании условий для возникновения чрезвычайных ситуаций; 3) возникновении чрезвычайной ситуации; 4) наличии причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.

Объективная сторона по части 2 заключается в: 1) непринятии должностным лицом мер по защите жизни и сохранению здоровья людей в форме бездействия; 2) нарушении законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в форме бездействия; 3) наличии причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими последствиями.

4. Чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Общими признаками чрезвычайной ситуации являются: наличие или угроза гибели людей или значительное нарушение условий их жизнедеятельности; причинение экономического ущерба; значительное ухудшение состояния окружающей среды.

В зависимости от территориального распространения, объемов материального ущерба, количества пострадавших людей чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные [2].

5. Законным основанием применения рассматриваемой статьи является нарушение установленных норм в области защиты граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые определяются действующими нормативными актами, а также если указанные выше нарушения повлекли причинение вреда жизни и здоровью людей.

6. Субъективная сторона характеризуется неоднородным психическим отношением лица к факту нарушения норм, указанных в законодательстве в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, и их последствиям. Возможны две формы вины: умысел и неосторожность, т.е. нормы могут быть нарушены сознательно (нарушение очевидно для виновного лица) либо неосознанно (по незнанию, забывчивости, невнимательности).

Для общего субъекта вина выражается в преднамеренном совершении гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, находящимися на территории Республики Беларусь, юридическими лицами противоправных действий, регламентированных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые объективно обусловили создание условий для возникновения чрезвычайных ситуаций.

Вина специального субъекта выражается в преднамеренном совершении должностным лицом противоправных действий в части непринятия мер по защите жизни и сохранению здоровья людей в соответствии с требованиями законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Мотив, цель и эмоциональное состояние в рассматриваемом юридическом составе являются факультативными признаками субъективной стороны и подлежат установлению при ведении административного процесса.

Субъект по 1 -й части - общий, по 2-й - специальный. Общий субъект - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, юридические лица. Ответственность наступает с 16 лет [1].

В качестве специального субъекта выступают следующие должностные лица: Президент Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители, руководители республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, председатели местных исполнительных и распорядительных органов, руководители организаций; работники проектных организаций; должностные лица, на которых возлагаются задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

структурные подразделения республиканских органов государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и организации;

организации, ответственные хранители государственного и мобилизационного материальных резервов, поставщики материальных ценностей в государственный и (или) мобилизационный материальные резервы;

другие государственные и негосударственные юридические лица, республиканские государственно-общественные объединения, организации независимо от формы собственности, создающие объектовые звенья Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и объекты гражданской обороны.

Нарушение установленных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций норм физическим либо юридическим лицом следует квалифицировать по части 1 статьи 23.58 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на должностное лицо задач и функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возникли обстоятельства, которые повлекли или могут повлечь за собой вред жизни и здоровью людей, то данное деяние следует квалифицировать по части 2 статьи 23.58 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. При этом вред здоровью и жизни человека наступил в результате воздействия на него опасных факторов чрезвычайной ситуации, которые характеризуются физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, или в результате негативного влияния на жизнь и здоровье людей одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

8. Общим объектом выступают общественные отношения, охраняемые законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь, которым при совершении правонарушения причиняется определенный вред или создается угроза причинения соответствующего вреда. Непосредственный объект включает:

комплекс мер по планированию мероприятий Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

комплекс мер прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций; комплекс инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; комплекс норм и правил по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

комплекс мер, направленных на обеспечение готовности органов управления, сил и средств Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны к выполнению практических мероприятий в ходе учений и тренировок, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по обучению населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

комплекс мер по информированию и оповещению о чрезвычайных ситуациях населения, органов управления и сил государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; мероприятия по созданию, хранению и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанные выше мероприятия детализируются в нормативных правовых актах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые были систематизированы в начале комментария. Невыполнение этих мероприятий должны квалифицироваться как нарушение законодательства Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а виновные лица привлекаться к административной ответственности по статье 23.58 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Заключение. Данный комментарий разработан в рамках гранта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований по договору № Г15М-037. Он будет способствовать повышению эффективности деятельности специалистов надзорно-профилакти-ческого блока в области реализации административной ответственности за нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, позволит снизить гибель людей в чрезвычайных ситуациях, а также активизировать научный поиск в данной области права.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 янв. 2018 г. № 95-З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 141-З: в ред. Закона Респ. Беларусь, 24 дек. 2015 г., № 331-З // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL COMMENTARY TO ARTICLE 23.58 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Alena Pasovets, PhD in Law Sciences, Associate Professor

Sergej Bordak

The state educational establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency

Situations of the Republic of Belarus», Minsk, Belarus

Purpose. The paper is devoted to the scientific and practical commentary to article 23.58 of the Code of administrative violations of the Republic of Belarus.

Methods. Induction, deduction, analysis and synthesis methods were used. Theoretical approaches of the research are investigations in the sphere of general theory of law. Empirical basis of the research are the laws of the Republic of Belarus and other documents concerning civil protection.

Findings. The article contains theoretical provisions on the implementation of administrative liability for violation of the legislation on protection of the population and territories from emergencies. The composition administration violations is substantiated, the procedural algorithm of the invocation of article 23.58 in field of protection of the population and territories is studied.

Application field of research. Results of the research are used by officials who carry out supervision and control within the framework of the state system of prevention and elimination of emergencies and civil defense, when teaching the disciplines on the supervisory and prevention; it is possible to use them in the preparation of normative acts regulating social relations in the field of administrative law enforcement, in the preparation of textbooks, teaching aids, methodological materials, scientific research in the field of law and fire safety.

Conclusions. In the article the basic components of the modern administrative norm providing responsibility for violation of the legislation in the field of protection of the population and territories against emergency situations are considered. The attention is paid to a procedural algorithm of realization of administrative responsibility for violation of the legislation in the field of protection of the population and territories.

Keywords: protection of the population, protection of territories, administrative violation, actus reus, emergency situation, administrative responsibility.

(The date of submitting: January 15, 2018) REFERENCES

1. Kodeks Respubliki Belarus' ob administrativnykh pravonarusheniyakh [The Code of the Republic of Belarus about administrative offenses]: April 21, 2003 No. 194-3: adopted by the House of Representatives on December 17, 2002: approved by the Council of the Republic on April 2, 2003: in edition 08.01.2018 No. 95-Z. Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018 (rus)

2. O zashchite naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiyprirodnogo i tekhnogennogo kharaktera [About protection of the population and territories from natural and man-made emergency situations]: Law of the Republic of Belarus, 05.05.1998, No. 141-Z: in edition Law of the Republic of Belarus, 24.12.2015, No. 331-Z. Konsul'tant Plyus, Belarus. OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoy inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018 (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.