Ю. В. ВИНОГРАДОВ
Научно-практическая подготовка участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана
Хотя в официальном названии экспедиции значилась гидрографическая направленность, в целом она носила значительно более широкий, комплексный характер. Главное гидрографическое управление в лице его начальника Андрея Ипполитовича Вилькицкого не забывало такие науки, как гидрологию, метеорологию, геологию, биологию, географию. По словам Юлия Михайловича Шокальского, в первом десятилетии XX в. «Главное гидрографическое управление было пионером научно-географических работ»1.
В частности, А. И. Вилькицкий писал: «Гидрографическое обследование морей имеет своей целью не только составление морских карт <...> но и собирание материалов для лоции, которая для плавания является столь же важным пособием, что и карта... изучение биологического характера вод имеет также немаловажное значение для гидрографических целей, так как жизнь растительная и животная тесно связана с физическими свойствами воды и поэтому при изучении биологических условий попутно получаются ценные указания для гидрографии...»2.
Будучи передовым, просвещённым человеком своего времени, А. И. Вилькицкий понимал, что плавание в малоизученных морях должно быть использовано максимально полно для науки. Характерно также то, что как непосредственные организаторы экспедиции, так и её руководители были членами Русского географического общества.
Исходя из широких задач экспедиции, в комплект её оснащения входили самые разнообразные приборы и инструменты для морской
1. РГАВМФ. Ф. 405. Оп. 1. Д. 10096. Л. 176, 177.
2. Там же. Ф. 404. Оп. 1. Д. 7834. Л. 75.
и береговой съёмки, магнитных и астрономических наблюдений, гидрологических, метеорологических, аэрологических исследований, физико-химического, бактериологического изучения воды, воздуха и почвы, биологических, зоологических, ботанических, геологических наблюдений, для сбора коллекций, их консервации и пересылки. Кроме того, на судах экспедиции имелась богатая научная библиотека, содержавшая научную и справочную литературу по астрономии, географии, минералогии, геологии, зоологии, геодезии, океанографии и другим научным дисциплинам.
А. И. Вилькицкий лично подбирал командный и научный персонал экспедиции, так как считал необходимым «поставить работы на ту научную высоту, при которой таковые послужили бы надёжным основанием для всяких позднейших обследований»3.
К сожалению, не сохранилась инструкция, которую получил первый руководитель экспедиции Фёдор Андреевич Матисен из Главного гидрографического управления, но о серьёзности содержавшихся в ней требований к научной полноте методики сборов материалов можно судить по тому, что она была подписана А. И. Вилькицким и Ю. М. Шокальским.
Осенью 1909 г. «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Кронштадта во Владивосток. Необходимо отметить, что ещё находясь в пути к Владивостоку через тропические моря, врачи экспедиции Леонид Михайлович Старокадомский и Эдуард Егорович Арнгольд начали сбор фаунистических коллекций для Зоологического музея Академии наук. Впоследствии работа судовых врачей экспедиции, выполнявших ботанические и зоологические исследования, неоднократно отмечалась благодарностями Академии наук, а присылавшиеся ими коллекции размещались в Зоологическом музее. В 1911 г. в докладе академика Н. В. Насонова, директора Зоологического музея, говорилось, что работа врачей Старокадомского и Арнгольда «имеет большой научный интерес, а потому продолжение исследований ими фауны северных морей в высшей степени желательно»4. В дальнейшем во время зимних стоянок кораблей экспедиции во Владивостоке с 1911 по 1914 гг. врачи экспедиции проходили научную стажировку на биологических станциях в Неаполе и Вилфранш-сюр-Мер (Вилла-Франкская зоологическая станция). В 1912 г. Академия наук выступила с предложением во время плаваний экспедиции производить биологические ис-
3. РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 7464. Л. 2.
4. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах). СПб., 2012. С. 75.
22
ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ «КРАСИН* 2013-2014 ГГ.
следования не попутно, а специально, при этом подчёркивалось, что работы производятся в малоизученной области.
О том интересе, который вызывала работа Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана у российской научной общественности, говорит тот факт, что ежегодно в Главное гидрографическое управление приходили многочисленные просьбы об участии в экспедиции. В качестве примера можно привести такой случай: в феврале 1911 г. к руководству экспедицией обратился студент Горного института Илья Петрович Кириченко с просьбой разрешить ему принять участие в экспедиции в качестве геолога без жалования. Просьба молодого энтузиаста была удовлетворена, и на материалах его двухлетних плаваний в 1911 и 1912 гг. был создан ряд трудов, по-свящённых совершенно не изученным в то время районам.
Об интенсивности и комплексности работы экспедиции говорит объём отчётов, ежегодно представлявшихся в Санкт-Петербург. Например, по результатам экспедиции 1913 г. было представлено 26 книг и журналов, восемь конвертов с записями самопишущих приборов, 18 карт и планов5.
Такой значительный по объёму материал требовал тщательной обработки и серьёзного анализа, к которому привлекались специалисты, участвовавшие в экспедиции. Так, в 1913 г. для обработки полученных данных в Гидрографическое управление были затребованы командиры «Таймыра» и «Вайгача», а также А. Н. Жохов, К. К. Неупокоев, Л. М. Старокадомский. При этом командировка использовалась руководством Главного гидрографического управления для повышения научно-практического уровня специалистов экспедиции. Л. М. Старокадомский стажировался в химической лаборатории Морской академии, где прошёл специальный курс новейших на то время методов химического исследования морских вод. А. Н. Жохов был направлен в Аэрологическую обсерваторию в Павловске для изучения методов аэрологических исследований. Там же проходили обучение двое матросов с «Таймыра», осваивавшие практические навыки запуска змейковых аэростатов и пилот-баллонов.
К несомненным научно-техническим инновациям в работе экспедиции относится то, что её руководитель Б. А. Вилькицкий доказал необходимость применения в исследованиях Арктики самолётов. В мае 1914 г. Морское министерство предоставило экспедиции гидроплан «Фарман» отечественного производства. К сожалению, кон-
5. РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 9981. Л. 234.
структивное несовершенство машины не позволило активно использовать гидроплан во время экспедиции. При первом полёте в бухте Хед самолёт получил повреждения и в дальнейшем во время зимовки 1914-1915 гг. был переоборудован в аэросани и буер.
Во время вынужденной зимовки 1914-1915 гг., несмотря на тяжёлые условия, научный персонал и офицеры экспедиции выполняли регулярные исследовательские работы. Существенную помощь в этом оказывали нижние чины команд, под руководством офицеров изготовившие необходимое оборудование. В качестве примера можно привести мареограф, сделанный на «Таймыре» во время зимовки. Другой существенной чертой экспедиции является то, что офицерский и научный состав проводил занятия и лекции различной тематики для команд кораблей6.
В августе 1915 г. корабли экспедиции освободились из ледового плена и продолжили путь на запад. 16 сентября 1915 г. они прибыли в Архангельск. Научно-исследовательские работы были успешно завершены.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана являлась первой русской комплексной экспедицией со специально подготовленными экипажами и научным персоналом, выполнившей не только гидрографические, но и гидрометеорологические, астрономические, океанографические, геологические, биологические и другие исследования. «Таймыр» и «Вайгач» вошли в историю изучения высоких широт как первые специально оснащённые корабли, предназначенные для проведения научных исследований в Арктических водах.
6. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века... С. 245.