Научная статья на тему 'Научно-практическая подготовка участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана'

Научно-практическая подготовка участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана / Б.А. Вилькийкий / подготовка участников / Arctic Ocean Hydrographic Expedition / B. A. Vilkitsky / training of participants

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Юлий Витальевич

В статье рассказывается о подборе командного и научного состава Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and practical training participants of the Arctic Ocean Hydrographic Expedition

The article describes the selection of the command and scientific staff of the Arctic Ocean Hydrographic Expedition

Текст научной работы на тему «Научно-практическая подготовка участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана»

Ю. В. ВИНОГРАДОВ

Научно-практическая подготовка участников Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана

Хотя в официальном названии экспедиции значилась гидрографическая направленность, в целом она носила значительно более широкий, комплексный характер. Главное гидрографическое управление в лице его начальника Андрея Ипполитовича Вилькицкого не забывало такие науки, как гидрологию, метеорологию, геологию, биологию, географию. По словам Юлия Михайловича Шокальского, в первом десятилетии XX в. «Главное гидрографическое управление было пионером научно-географических работ»1.

В частности, А. И. Вилькицкий писал: «Гидрографическое обследование морей имеет своей целью не только составление морских карт <...> но и собирание материалов для лоции, которая для плавания является столь же важным пособием, что и карта... изучение биологического характера вод имеет также немаловажное значение для гидрографических целей, так как жизнь растительная и животная тесно связана с физическими свойствами воды и поэтому при изучении биологических условий попутно получаются ценные указания для гидрографии...»2.

Будучи передовым, просвещённым человеком своего времени, А. И. Вилькицкий понимал, что плавание в малоизученных морях должно быть использовано максимально полно для науки. Характерно также то, что как непосредственные организаторы экспедиции, так и её руководители были членами Русского географического общества.

Исходя из широких задач экспедиции, в комплект её оснащения входили самые разнообразные приборы и инструменты для морской

1. РГАВМФ. Ф. 405. Оп. 1. Д. 10096. Л. 176, 177.

2. Там же. Ф. 404. Оп. 1. Д. 7834. Л. 75.

и береговой съёмки, магнитных и астрономических наблюдений, гидрологических, метеорологических, аэрологических исследований, физико-химического, бактериологического изучения воды, воздуха и почвы, биологических, зоологических, ботанических, геологических наблюдений, для сбора коллекций, их консервации и пересылки. Кроме того, на судах экспедиции имелась богатая научная библиотека, содержавшая научную и справочную литературу по астрономии, географии, минералогии, геологии, зоологии, геодезии, океанографии и другим научным дисциплинам.

А. И. Вилькицкий лично подбирал командный и научный персонал экспедиции, так как считал необходимым «поставить работы на ту научную высоту, при которой таковые послужили бы надёжным основанием для всяких позднейших обследований»3.

К сожалению, не сохранилась инструкция, которую получил первый руководитель экспедиции Фёдор Андреевич Матисен из Главного гидрографического управления, но о серьёзности содержавшихся в ней требований к научной полноте методики сборов материалов можно судить по тому, что она была подписана А. И. Вилькицким и Ю. М. Шокальским.

Осенью 1909 г. «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Кронштадта во Владивосток. Необходимо отметить, что ещё находясь в пути к Владивостоку через тропические моря, врачи экспедиции Леонид Михайлович Старокадомский и Эдуард Егорович Арнгольд начали сбор фаунистических коллекций для Зоологического музея Академии наук. Впоследствии работа судовых врачей экспедиции, выполнявших ботанические и зоологические исследования, неоднократно отмечалась благодарностями Академии наук, а присылавшиеся ими коллекции размещались в Зоологическом музее. В 1911 г. в докладе академика Н. В. Насонова, директора Зоологического музея, говорилось, что работа врачей Старокадомского и Арнгольда «имеет большой научный интерес, а потому продолжение исследований ими фауны северных морей в высшей степени желательно»4. В дальнейшем во время зимних стоянок кораблей экспедиции во Владивостоке с 1911 по 1914 гг. врачи экспедиции проходили научную стажировку на биологических станциях в Неаполе и Вилфранш-сюр-Мер (Вилла-Франкская зоологическая станция). В 1912 г. Академия наук выступила с предложением во время плаваний экспедиции производить биологические ис-

3. РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 7464. Л. 2.

4. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах). СПб., 2012. С. 75.

22

ПОЛЯРНЫЕ ЧТЕНИЯ НА ЛЕДОКОЛЕ «КРАСИН* 2013-2014 ГГ.

следования не попутно, а специально, при этом подчёркивалось, что работы производятся в малоизученной области.

О том интересе, который вызывала работа Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана у российской научной общественности, говорит тот факт, что ежегодно в Главное гидрографическое управление приходили многочисленные просьбы об участии в экспедиции. В качестве примера можно привести такой случай: в феврале 1911 г. к руководству экспедицией обратился студент Горного института Илья Петрович Кириченко с просьбой разрешить ему принять участие в экспедиции в качестве геолога без жалования. Просьба молодого энтузиаста была удовлетворена, и на материалах его двухлетних плаваний в 1911 и 1912 гг. был создан ряд трудов, по-свящённых совершенно не изученным в то время районам.

Об интенсивности и комплексности работы экспедиции говорит объём отчётов, ежегодно представлявшихся в Санкт-Петербург. Например, по результатам экспедиции 1913 г. было представлено 26 книг и журналов, восемь конвертов с записями самопишущих приборов, 18 карт и планов5.

Такой значительный по объёму материал требовал тщательной обработки и серьёзного анализа, к которому привлекались специалисты, участвовавшие в экспедиции. Так, в 1913 г. для обработки полученных данных в Гидрографическое управление были затребованы командиры «Таймыра» и «Вайгача», а также А. Н. Жохов, К. К. Неупокоев, Л. М. Старокадомский. При этом командировка использовалась руководством Главного гидрографического управления для повышения научно-практического уровня специалистов экспедиции. Л. М. Старокадомский стажировался в химической лаборатории Морской академии, где прошёл специальный курс новейших на то время методов химического исследования морских вод. А. Н. Жохов был направлен в Аэрологическую обсерваторию в Павловске для изучения методов аэрологических исследований. Там же проходили обучение двое матросов с «Таймыра», осваивавшие практические навыки запуска змейковых аэростатов и пилот-баллонов.

К несомненным научно-техническим инновациям в работе экспедиции относится то, что её руководитель Б. А. Вилькицкий доказал необходимость применения в исследованиях Арктики самолётов. В мае 1914 г. Морское министерство предоставило экспедиции гидроплан «Фарман» отечественного производства. К сожалению, кон-

5. РГАВМФ. Ф. 404. Оп. 1. Д. 9981. Л. 234.

структивное несовершенство машины не позволило активно использовать гидроплан во время экспедиции. При первом полёте в бухте Хед самолёт получил повреждения и в дальнейшем во время зимовки 1914-1915 гг. был переоборудован в аэросани и буер.

Во время вынужденной зимовки 1914-1915 гг., несмотря на тяжёлые условия, научный персонал и офицеры экспедиции выполняли регулярные исследовательские работы. Существенную помощь в этом оказывали нижние чины команд, под руководством офицеров изготовившие необходимое оборудование. В качестве примера можно привести мареограф, сделанный на «Таймыре» во время зимовки. Другой существенной чертой экспедиции является то, что офицерский и научный состав проводил занятия и лекции различной тематики для команд кораблей6.

В августе 1915 г. корабли экспедиции освободились из ледового плена и продолжили путь на запад. 16 сентября 1915 г. они прибыли в Архангельск. Научно-исследовательские работы были успешно завершены.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана являлась первой русской комплексной экспедицией со специально подготовленными экипажами и научным персоналом, выполнившей не только гидрографические, но и гидрометеорологические, астрономические, океанографические, геологические, биологические и другие исследования. «Таймыр» и «Вайгач» вошли в историю изучения высоких широт как первые специально оснащённые корабли, предназначенные для проведения научных исследований в Арктических водах.

6. Евгенов Н. И., Купецкий В. Н. Экспедиция века... С. 245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.