Российский журнал менеджмента Том 10, № 1, 2012. С. 161-165
научно-практическая конференция «научные исследования и образование в области логистики и управления цепями поставок: современное состояние и перспективы развития»
С 14 по 16 декабря 2011 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) состоялась научно-практическая конференция «Научные исследования и образование в области логистики и управления цепями поставок: современное состояние и перспективы развития». Организационная особенность данной конференции состояла в том, что она проводилась в рамках реализации плана мероприятий российско-германского форума «Петербургский диалог».
Форум «Петербургский диалог» представляет собой форум гражданских обществ России и Германии. Он был создан в 2001 г. по инициативе лидеров России и Германии — Президента Российской Федерации В. В. Путина и Федерального канцлера ФРГ Г. Шрё-дера — и с тех пор проводится под патронажем Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ. Цель деятельности форума — углубление взаимопонимания между Германией и Россией, направленное на дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества во всех сферах общественной жизни.
Являясь открытым форумом, «Петербургский диалог» привлекает к обсуждению актуальных проблем жизни общества и вопросов развития германо-российских отношений широкие круги граждан России и Германии. Конструктивный диалог между представи-
телями различных сфер общественной жизни двух стран закладывает прочный фундамент в основу российско-германского сотрудничества. Поэтому на базе «Петербургского диалога» эффективно развиваются совместные проекты в самых различных областях — от экономики и политики до здравоохранения и культуры.
В рамках «Петербургского диалога» функционируют рабочие группы по восьми направлениям деятельности форума, одно из которых — «Образование и наука». Рабочую группу этого направления возглавляют члены Координационного комитета «Петербургского диалога» профессор В. Бергманн, вице-президент European Business School (EBS) университета права и бизнеса по международным связям и политике в области высшего образования — с немецкой стороны, и профессор И.А. Горлинский, первый проректор по учебной и научной работе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) — с российской стороны. Существенную роль в развитии данного направления деятельности форума, равно как и в целом в проведении «Петербургского диалога», играет СПбГУ. Первое заседание форума, состоявшееся 8-10 апреля 2001 г., и последующие три, проходивших в России, заседания проводились в стенах СПбГУ (еще одно состоялось в 2010 г. в Екатеринбурге).
В настоящее время российский секретариат «Петербургского диалога» расположен на базе СПбГУ.
Одним из активно развиваемых направлений деятельности рабочей группы по науке и образованию форума «Петербургский диалог» выступает развитие научных исследований и образовательных программ по логистике и управлению цепями поставок. Подтверждением тому стало создание на базе ВШМ СПбГУ Центра международной логистики и управления цепями поставок им. ОАО «РжД» и Deutsche Bahn AG. Именно в рамках форума появилась идея создания подобного центра, были установлены деловые контакты между российскими и немецкими деловыми и академическими партнерами, развитие которых и привело к подписанию в ходе IX форума «Петербургский диалог» (14-16 июля 2009 г., Мюнхен, Германия) генерального соглашения о создании на базе ВШМ СПбГУ Центра международной логистики и управления цепями поставок им. ОАО «РЖД» и Deutsche Bahn AG.
Совместно с представителями академических партнеров (Санкт-Петербургский государственный университет, университет права и бизнеса «Европейская школа бизнеса» (EBS, Германия) и Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС)) документ подписали Р. Грубе, председатель правления Deutsche Bahn AG, и В. И. Якунин, президент ОАО «РЖД», член Попечительского совета ВШМ СПбГУ. Глава Deutsche Bahn AG Р.Грубе особо подчеркнул значимость создания центра для укрепления российско-германского научного сотрудничества, отметив: «Центр логистики наведет мост между Германией и Россией в сфере научно-практических исследований». В свою очередь президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин рассматривает создание центра как необходимый элемент развития сотрудничества двух компаний в сфере логистики: «Центр международной логистики и управления цепями поставок им. ОАО „РЖД" и Deutsche Bahn AG — это яркий пример плодотворной совместной работы Российских железных дорог и Deutsche Bahn AG, который наглядно демонстрирует то огромное значение, ко-
торое обе компании уделяют такой относительно молодой, но получившей в последнее время общемировое признание отрасли, как логистика, а также нашу обоюдную заинтересованность в реализации взаимовыгодного сотрудничества в этой области».
Прошедшая конференция «Научные исследования и образование в области логистики и управления цепями поставок: современное состояние и перспективы развития», на которой обсуждались вопросы развития многоуровневой системы образования по логистике и управлению цепями поставок, а также проблемы фундаментальных и прикладных исследований в данной области, в полной мере оправдывает ожидания руководителей ОАО «РЖД» и Deutsche Bahn AG.
В ее работе приняли участие 98 представителей российских и немецких академических организаций, профессиональных ассоциаций, компаний и органов государственной власти, которые выступили с докладами на актуальные темы науки, образования и практики в сфере логистики и управления цепями поставок. На открывавшем конференцию пленарном заседании практические вопросы формирования рынка транспортно-логистических услуг и связанные с этим управленческие проблемы в компании ОАО «РЖД» были рассмотрены в докладе «Развитие рынка транспортно-логистических услуг в Северо-Западном регионе», который представил В. В. Степов, председатель СевероЗападного межрегионального координационного совета, начальник Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». Актуальные проблемы подготовки кадров в области логистики осветил в своем докладе «О подготовке специалистов по логистике для ОАО „РЖД" И. П. Чирва, начальник отдела развития и обучения персонала Департамента управления персоналом ОАО «РЖД». В докладах У. Майнберга (Uwe Meinberg) и М. То-та (Michael Toth) были продемонстрированы выполняемые в институте Фраунхофера1
1 Институт Фраунхофера — один из ведущих в мире центров по изучению проблем организации материальных потоков и логистики в различных отраслях. Основан в 1981 г., полное на-
(Fraunhofer IML) научные исследования. Выступление У. Майнберга было посвящено разработкам в области систем автоматической идентификации нахождения автотранспорта в логистических сетях („AutoID and location systems in logistics networks — Who, what, where"), а М. Тот представил в своем докладе исследования в области создания адаптивных цепей поставок, использующих управление логистикой в режиме реального времени („Real-time logistics for adaptive supply networks").
В первый день работы конференции состоялись заседания 3 секций и круглый стол «Формирование профессиональных компетенций менеджера в области логистики и управления цепями поставок». Участники круглого стола обсудили вопросы особенности квалификационных требований, предъявляемых на сегодняшний день российскими работодателями к специалистам области логистики, опыт применения современных методик формирования компетенций в области управления транспортно-логистиче-скими системами, проблемы подготовки специалистов по логистике в рамках основных образовательных программ по направлению 080200 — «Менеджмент» и возможные пути их решения.
На секции «Практическая ориентированность и интернационализация обучения логистике и управлению цепями поставок» были представлены доклады, посвященные активным методам обучения, методическому обеспечению практико-ориентированного обучения студентов основных образовательных программ, а также интернационализации образования в области логистики и управления цепями поставок. Особый интерес вызвал доклад «Образование по логистике без границ» („Logistics education without boundaries"), в котором М. Хенсен (Michael Hensen) и М. Ханнаппель (Martha Hannappel) рассказали об опыте и планах интернационализации обучения в Университете логистики Кюне (Kuehne Logistics University).
звание — Fraunhofer Institute for Material Flow and Logistics (сокращенное — Fraunhofer IML). Подробнее см.: http://www.iml.fraunhofer.de.
В ходе работы секции «Программы дополнительного профессионального образования в области логистики и управления цепями поставок» участники заслушали и обсудили доклады о разработанной в ВШМ СПбГУ модели профессиональных компетенций менеджера в области логистики и управления цепями поставок в соответствии с корпоративными требованиями ОАО «РЖД», о принципах построения реализуемых в ВШМ СПбГУ программ дополнительного профессионального образования по логистике и управлению цепями поставок, об опыте реализации совместного образовательного проекта «Авторский класс ОАО „Российские железные дороги" по международной логистике и управлению цепями поставок» (ВШМ СПбГУ и ПГУПС), а также особенностях преподавания логистики на программах дополнительного образования.
В центре внимания работы секции «Основные образовательные программы высшего профессионального образования в области логистики и управления цепями поставок» находились вопросы учебно-методического обеспечения программ бакалавриата и магистратуры, принципы организации обучения, опыт и перспективы использования современных информационных систем поддержки образовательного процесса.
Во второй день работы конференции обсуждались вопросы научных исследований в области логистики и управления цепями поставок. Участники выступали с докладами на заседаниях пяти секций и круглого стола «Инновационные походы к управлению цепями поставок: российский и международный опыт».
Наиболее представительной стала секция «Информационные технологии и оптимизация логистических сетей и цепей поставок», на двух заседаниях которой было сделано восемь докладов российских и немецких ученых. Основной акцент этих докладов был связан с вопросами применения при решении разнообразных задач управления цепями поставок радиочастотной автоматической идентификации объектов. Помимо этого, на секции обсуждались вопросы использования электронного документооборота в деятельности
таможенных органов, применения инженерных методов при имитационном моделировании логистических систем.
Исследования разнообразных теоретических вопросов и предлагаемые подходы к решению практических задач были представлены на секциях «Экономико-математические модели в логистике и управлении цепями поставок» и «Аутсорсинг и контрактная логистика». Вниманию участников были предложены доклады, посвященные как вопросам методологии моделирования логистических систем, так и методам решения актуальных задач управления логистическими процессами в цепях поставок.
Значительное внимание на конференции было уделено исследованиям в области транспортной логистики и транспортно-логисти-ческой инфраструктуры. Представленные на секциях «Проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры» и «Актуальные проблемы транспортной логистики» доклады были главным образом посвящены актуальным проблемам развития транспорт-но-логистического комплекса Российской Федерации. Среди них следует особо отметить исследования проблем взаимодействия железнодорожного, морского и водного транспорта, вопросов организации международных перевозок, актуальных задач развития контейнерных перевозок железнодорожным транспортом.
В ходе работы научно-практической конференции участники смогли не только ознакомиться с результатами исследований в области логистики и управления цепями поставок, выполняемых учеными России и Германии, но и обсудить актуальные вопросы и опыт реализации образовательных программ по логистике и управлению цепями поставок в университетах двух стран. Особый интерес у участников вызвало обсуждение вопросов интернационализации и практической ориентированности обучения, методического обеспечения учебного процесса, а также рассмотрения подходов к организации учебного процесса, структуре и содержанию учебных планов образовательных программ, равно как и составляющих их учебных курсов. Существенный вклад в обсуждение внес-
ли участвовавшие в конференции представители бизнеса, чьи критические замечания и конструктивные предложения по поводу научных исследований и подготовки кадров способствовали уточнению направлений дальнейших исследований, выявлению возможностей совершенствования как содержания и структуры учебных курсов, так и организации обучения на образовательных программах различного уровня.
П. К. Рыбин, член оргкомитета конференции, декан факультета Управления процессами перевозок ПГУПС, профессор кафедры «Железнодорожные станции и узлы», подчеркнул конструктивизм и открытость российских и немецких участников конференции. Отмечая успешную работу конференции, он сказал: «Итоги конференции свидетельствуют о том, что заложена основа для расширения круга вопросов, целесообразных к рассмотрению на последующих конференциях. Представляется логичным сохранение формата конференции, как композиции образовательной и научно-исследовательской составляющей, интегрируя с помощью Центра международной логистики и управления цепями поставок в целостную систему проводимые вузами Санкт-Петербурга логистические конференции и семинары».
Прошедшая конференция стала заметным событием в российской высшей школе в плане дальнейшего развития научных исследований и образовательных программ в области логистики и управления цепями поставок. На конференции были представлены 28 высших учебных заведения, осуществляющих подготовку специалистов по логистике и управлению цепями поставок (6 из Германии и 22 из России), 6 научно-исследовательских учреждений (4 исследовательских центра из Германии и 2 научно-исследовательских института Российской Федерации) и 5 международных компаний. Продуктивный диалог между практиками, научными сотрудниками и преподавателями высшей школы из России и Германии, безусловно, придаст новый импульс совершенствованию образовательных программ разного уровня по логистике и управлению цепями поставок, инициирует новые теоретические и прикладные
исследования в данной области. Особую ценность проведению конференции в рамках «Петербургского диалога» придают следующие обстоятельства. Во-первых, она служит платформой для дальнейшего развития эффективного российско-германского сотрудничества в области науки и образования, продолжая и развивая начатую в 2009 г. серию мероприятий по развитию логистики и управления цепями в наших странах. И, во-вторых, такой формат конференции содействует передаче передового опыта вузов
и научных центров Германии, являющихся мировыми лидерами по подготовке специалистов и проведению исследований по логистике и управлению цепями поставок, российским университетам, которые в большинстве своем находятся на этапе становления образовательных и исследовательских программ в этой предметной области. Положительные отзывы участников о конференции и результатах ее работы позволяют надеяться, что данная серия конференций будет продолжена.
Ю. В. Федотов
Высшая школа менеджмента СПбГУ