Научная статья на тему 'Научно-педагогический потенциал института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации'

Научно-педагогический потенциал института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ОМБУДСМАН / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССОР / ДОЦЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРАВОЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / СOMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS / ОMBUDSMAN / EDUCATION / SCIENCE / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL POTENTIAL / PROFESSOR / ASSOCIATE PROFESSOR / LECTURER / HUMAN RIGHTS MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Николай Алексеевич

Статья посвящена исследованию научного и образовательного уровня уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах нового для российской политической системы государственного правозащитного института. На основе большого фактического материала автор проводит социально-философский анализ научно-педагогического потенциала этого института, его влияние на образовательный процесс и правовое просвещение в целом, на подготовку научных кадров и научное осмысление современного этапа развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волков Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Pedagogical Potential of Institution of Ombudsman for Human Rights in Russian Federation

The article covers the research of academic and educational standards of Ombudsman for human rights a new human rights institution for Russian political system. On the basis of vast evidence, a social and philosophic analysis is carrying out of the scientific and pedagogical potential of this institution, its influence on educationm and legal education on the whole, on training scientific personnel and on scientific comprehension of the present day Russian society.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогический потенциал института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации»

ФИЛОСОФИЯ

Н. А. Волков

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена исследованию научного и образовательного уровня уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах — нового для российской политической системы государственного правозащитного института. На основе большого фактического материала автор проводит социально-философский анализ научно-педагогического потенциала этого института, его влияние на образовательный процесс и правовое просвещение в целом, на подготовку научных кадров и научное осмысление современного этапа развития российского общества.

Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, омбудсман, образование, наука, научно-педагогический потенциал, профессор, доцент, преподаватель, правозащитный механизм.

N. Volkov

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INSTITUTION OF OMBUDSMAN FOR HUMAN RIGHTS IN RUSSIAN FEDERATION

The article covers the research of academic and educational standards of Ombudsman for human rights — a new human rights institution for Russian political system. On the basis of vast evidence, a social and philosophic analysis is carrying out of the scientific and pedagogical potential of this institution, its influence on educationm and legal education on the whole, on training scientific personnel and on scientific comprehension of the present day Russian society.

Keywords: œmmissioner for human rights, оmbudsman, education, science, scientific and pedagogical potential, professor, associate professor, lecturer, human rights mechanism.

Актуальность предлагаемой статьи заключается, во-первых, в необходимости социально-философского анализа возникновения и деятельности в политической и правовой системе Российского общества на рубеже XX и XXI веков нового для нашей страны государственного правозащитного

механизма — института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. История существования этого института (института омбудсманов) в зарубежных странах насчитывает двести лет. Однако более ста лет (с 1809 г. по 1919 г.) эта должность — омбудсман юстиции

существовала в единственной стране — в Швеции, затем еще почти полвека в двух странах — в Швеции и Финляндии. И только со средины двадцатого столетия этот го -сударственный правозащитный институт стал появляться в других странах. Но его деятельность по защите прав граждан, развитию демократии и формированию гражданского общества, по становлению правовых государств и регулированию взаимодействия отдельных членов общества и го -сударственных структур оказалась столь востребованной, а эффективность этой деятельности столь высокой, что развитие этого института приобрело необратимый, стремительный и все ускоряющийся характер.

По данным Международного института омбудсмана, к середине 80-х годов прошлого столетия в мире насчитывалось чуть более 20 стран, в которых институт омбудсма-на был учрежден на общегосударственном уровне, и шесть стран, в которых этот институт существовал только на уровне субъекта федерации или региона страны. А в настоящее время такой институт имеют в своей конституционно-правовой системе более 120 государств мира [3, с. 9]. Менее чем за полвека институт омбудсмана распространился в большинстве стран мира и стал важным фактором процесса демократизации и общественного прогресса в них.

Впервые упоминание об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (государственном комиссаре Верховного Совета РФ по правам человека, или парламентском уполномоченном по правам человека) в официальных документах происходит осенью 1990 года в первой редакции проекта новой Конституции РСФСР, подготовленного рабочей группой конституционной комиссии Съезда народных депутатов России.

Официально эта идея впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой Верховным Советом 22 ноября 1991 года [2].

И, наконец, окончательное закрепление необходимости введения в России этого института происходит в принятой в декабре

1993 года Конституции Российской Федерации, в ее 103 статье. Именно эта статья относит к ведению Государственной думы «назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом» [1, с. 44].

Первый уполномоченный по правам человека в Российской Федерации был назначен Государственной думой в 1994 году. Однако с марта 1995 г. в течение трех лет федерального уполномоченного в России не было. Он появился в нашей политической системе только в 1998 году, после принятия федерального конституционного Закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Разработка региональной нормативной базы по созданию института омбудсмана в России началась еще до вступления в силу данного федерального конституционного закона. Так, раньше, чем на федеральном уровне, были приняты соответствующие законы в Республике Башкортостан и в Свердловской области, там же были избраны и первые региональные парламентские омбудсманы — в Башкортостане в 1996 году и в Свердловской области в 1997 году.

На сегодняшний день в России избраны и действуют уполномоченные по правам человека уже в 60 субъектах, а также федеральный уполномоченный по правам человека. Более того, с момента возникновения этого института два федеральных уполномоченных и двадцать пять региональных — уже оставили эту работу, внеся значительный вклад в его становление и развитие.

Таким образом, происходящие в нашей стране в настоящее время процессы демократизации и появление элементов гражданского общества требуют научного анализа, осмысления и выявления их взаимодействия с другими элементами политиче-

ской системы, в том числе с институтом уполномоченных по правам человека. За прошедшие после возникновения этого института в России полтора десятилетия — с

1994 года по настоящее время — накоплен значительный опыт его деятельности, который требует обобщения и философского осмысления для практического применения в дальнейшем.

Во-вторых, кроме содействия в восстановлении нарушенных прав граждан важнейшими направлениями деятельности института уполномоченных по правам человека являются совершенствование законодательства и правовое просвещение населения в области прав человека. И для работы по совершенствованию законодательства в сфере прав человека, и для работы по правовому просвещению большое значение имеет научно-педагогический потенциал самих уполномоченных, их образовательный и научный уровень, их участие как в публичном просвещении, так и в педагогическом процессе в высших учебных заведениях, в непосредственном обучении студентов различных специальностей, в подготовке научных кадров и в научном осмыслении современного этапа развития российского общества.

Для выполнения поставленных задач целесообразно провести анализ научнопедагогического потенциала действующих в настоящее время (на 1 марта 2011 г.) российских уполномоченных по правам человека.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что все уполномоченные по правам человека имеют высшее образование. При этом из шестидесяти действующих уполномоченных двадцать два человека имеют первое высшее педагогическое образование по различной специализации, пятнадцать человек — юридическое, пятнадцать человек — техническое (инженерное), три человека — экономическое, три человека — медицинское, один человек — журналистское и один человек — режиссерское.

Двадцать шесть уполномоченных по правам человека в субъектах РФ из шестидесяти (или 43,3%) имеют второе высшее образование. При этом юридическое образование в качестве второго высшего получили одиннадцать государственных правозащитников, специальность «государственное и муниципальное управление» получили четыре человека, педагогические специальности — три человека, философское образование — два человека, экономическое — два человека, техническое (инженерное) — два человека, психологическое — один человек и журналистское — один человек.

И, наконец, восемь уполномоченных по правам человека (или 13,3%) получили третье высшее образование, в том числе: по специальности «юриспруденция» — шесть человек, по специальности «государственное и муниципальное управление» — один человек и по специальности «государственные и конфессиональные отношения» — один человек.

Многие уполномоченные по правам человека до назначения их на эти должности непосредственно занимались педагогической деятельностью в высших учебных заведениях. Так, среди действующих уполномоченных по правам человека работали в высших учебных заведениях до назначения их уполномоченными, а в ряде случаев — и после назначения по совместительству на должностях «преподаватель», «старший преподаватель» или «доцент вуза» двенадцать человек (Ю. Н. Березуцкий в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, И. В. Блохина в Саратовском институте механизации сельского хозяйства, Ю. А. Вислогузов в Алтайском государственном университете, Н. А. Волков в Кемеровском высшем военном командном училище связи и в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности, Л. В.Завьялова в Сыктывкарском государственном университете и в Коми государственном педагогическом институте, Ю. И. Зельников во Всесоюзном

заочном финансово-экономическом институте (Калужский филиал), Т. Д. Зражевская в Воронежском государственном университете, Н. С. Кречетова в Томском политехническом институте, Т. И. Марголина в Пермском государственном педагогическом институте, У! А. Омарова в Дагестанском государственном университете, В. А. Савись-ко в Калмыцком государственном университете, И. А. Скупова в Куйбышевском государственном университете и в Самарской государственной экономической академии). Деканами факультетов являлись два уполномоченных (Л. В. Анисимова — декан юридического факультета Поморского государственного университета и Д. Э. Оздоев

— декан юридического факультета Ингушского государственного университета). Заведующими кафедр в разное время являлись восемь человек (Ю. С. Васютин — заведующий кафедрой политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы, Н. А. Волков — начальник кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин КВВКУС, Т. Д. Зражевская — заведующая кафедрой конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, А. М. Капустин — заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Смоленского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, Т. И. Марголина — заведующая кафедрой социальной работы Пермского государственного университета,

А. И. Музыкантский — заведующий кафедрой на факультете мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова, У. А. Омарова — заведующая кафедрой гражданского права Дагестанского государственного университета, В. А. Сависько — заведующий кафедрой философии и социологии Калмыцкого государственного университета).

Проректорами высших учебных заведений из числа уполномоченных по правам человека работали четверо. Это Л. В. Ани-

симова — бывший проректор по экономическим вопросам Поморского государственного университета, Ю. Н. Березуцкий — бывший проректор по воспитательной работе Дальневосточного государственного университета путей сообщения, Ю. С. Васютин — бывший проректор Орловской региональной академии государственной службы и Н. А. Волков — бывший заместитель начальника КВВКУС по воспитательной работе. Работали или работают профессорами на кафедрах четыре человека (И. В. Блохина — профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Ю. С. Васютин — профессор РАГС при Президенте Российской Федерации, Н. А. Волков

— профессор кафедры государственного и муниципального управления Кузбасского государственного технического университета и А. И. Селюков — профессор кафедры уголовного права и прав человека Ставропольского государственного университета); имеют научное звание профессора четыре уполномоченных (Ю. С. Васютин — уполномоченный по правам человека в Орловской области, Т. Д. Зражевская — уполномоченная по правам человека в Воронежской области, Б. М. Зумакулов — уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, А. И. Музыкантский — уполномоченный по правам человека в г. Москве); являются академиками различных академий четыре омбудсмана (Ю. С. Васютин — член Академии политических наук, Академии педагогических и социальных наук, Т. Д. Зражевская — академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Б. М. Зумакулов — академик Академии социального образования Российской Федерации, Международной академии социальной работы (IASW), член-корреспондент Петровской академии наук (Санкт-Петербург) и А. С. Козырев — академик Санкт-Петербургской инженерной академии, Международной академии науки, искусства и культуры, Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка).

При этом из шестидесяти действующих в настоящее время уполномоченных по правам человека двадцать три человека, или 38,3%, имеют ученую степень: пять — докторов наук (два доктора исторических наук

— Ю. С. Васютин и Б. М. Зумакулов, два доктора юридических наук — У. А. Омарова и Т. Д. Зражевская, один доктор экономических наук — Н. С. Нухажиев и восемнадцать кандидатов наук, в том числе четыре кандидата юридических наук — И. Ф. Вершинина, А. М. Капустин, В. В. Пронников,

В. Н. Цомартов, три кандидата философских наук — Н. А. Волков, Ю. И. Зельников,

В. А. Сависько, три кандидата исторических наук — И. А. Скупова, Н. С. Кречетова,

А. Ю. Кабанов, три кандидата технических наук — Ю. Н. Березуцкий, И. В. Блохина и

A. И. Музыкантский, два кандидата экономических наук — Л. В. Анисимова и А. Л. Сидоров, один кандидат психологических наук — Т. И. Марголина), один кандидат социологических наук — А. И. Харьковский и один кандидат медицинских наук —

B. Г. Ушаков.

Вторую группу проводимого анализа научно-педагогического потенциала института Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации представляет анализ образовательного и научного уровня уполномоченных, работавших ранее на этих должностях, но уже оставивших эту работу, или экс-уполномоченных. Среди бывших региональных омбудсманов также абсолютно все имеют высшее образование.

При этом из двадцати пяти экс-уполномоченных по правам человека в субъектах России десять человек (или 40%) имели первое высшее юридическое образование, девять человек (или 36%) — техническое (инженерное) и шесть человек (24%) — педагогическое.

Второе высшее образование, не считая учебу в аспирантуре, получили четыре бывших уполномоченных, в том числе юридическое два человека — уполномоченный по правам человека в Республике Ингуше-

тия в 2003-2009 гг. К.-С. А. Кокурхаев и уполномоченный по правам человека в Мо -сковской области в 2001-2006 гг. С. Б. Кры-жов, историко-педагогическое — один человек (уполномоченный по правам человека в Волгоградской области в 2000-2009 гг. М. А. Таранцов) и один человек — техническое (уполномоченный по правам человека Свердловской области в 1997-2001 гг.

В. В. Машков).

При этом из бывших уполномоченных по правам человека в субъектах России один человек является доктором наук (М. А. Та-ранцов — доктор исторических наук) и десять человек — кандидатами наук. Из них пять человек являются кандидатами юридических наук (А. С. Ландо — уполномоченный по правам человека в Саратовской области в 1999-2004 гг., С. Н. Матвеев — уполномоченный по правам человека в Пермской области в 2001-2004 гг., В. Н. Осин — уполномоченный по правам человека в Смоленской области в 1998-2008 гг., К.-С. А. Кокурхаев — уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия в 2003-2009 гг. и Р. Г Вагизов — уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан в 2000-2010 гг.), один человек — кандидат философских наук (В. В. Виноградов — уполномоченный по правам человека в Астраханской области в 1999-2005 гг.), три человека — кандидаты технических наук (В. В. Машков — уполномоченный по правам человека в Свердловской области в 1997-2001гг., В. П. Глотов — уполномоченный по правам человека в Амурской области в 2001-2006 гг., С. Б. Крыжов — уполномоченный по правам человека в Московской области в 2001-2006 гг.) и один человек — кандидат сельскохозяйственных наук (Б. М. Копырнов — уполномоченный по правам человека в Брянской области в 2003-2008 гг.).

Таким образом, из двадцати пяти экс-уполномоченных по правам человека один-

надцать человек (или 44%) имеют или имели ученую степень.

Существенное значение для анализа научно-педагогического потенциала института российских уполномоченных по правам человека имеет также и тот факт, что в ряде случаев научные интересы ряда уполномоченных лежат в сфере их профессиональной деятельности. Поэтому наряду с большой практической деятельностью по становлению этого института они вносят существенный вклад и в дальнейшую теоретическую разработку проблемы. Так, например, уполномоченный по правам человека в Пермской области в 2001-2004 гг. С. Н. Матвеев в 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Конституционно (ус-тавно)-правовые основы статуса уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации», уполномоченный по правам человека в Калининградской области с 2001 г. по настоящее время И.

Ф. Вершинина в 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Институт уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: консти-туционно-правовое исследование».

Особый интерес в свете анализа научнопедагогического потенциала института уполномоченных по правам человека в России представляет рассмотрение образовательного и научного уровня федеральных уполномоченных.

Первым уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является известный правозащитник С. А. Ковалев (с 17 января 1994 г. по 10 марта 1995 г.). В 1954 г. он закончил биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и в 1964 г. защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата биологических наук.

Вторым уполномоченным по правам человека в Российской Федерации стал О. О. Миронов (с 22 мая 1998 г. по 13 февраля 2004 г.). В 1963 г. он закончил Саратовский юридический институт. В 1965-1982 гг. О. О. Миронов был аспирантом, преподавателем,

доцентом, исполняющим обязанности заведующего кафедрой Саратовского юридического института, в 1982-1991 гг. — профессором, заведующим кафедрой, деканом, проректором по научной работе Поволжского социально-политического института, в 1991-1993 гг. — профессором кафедры кон -ституционного права Саратовского юридического института. В 1969 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук, в 1986 г. — диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук; профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

О. О. Миронов избран академиком Академии социальных наук, Международной академии информатизации и Академии адвокатуры. Им опубликовано около 200 научных работ по проблемам теории государства и права, конституционного права и политологии.

Третьим российским федеральным уполномоченным по правам человека является

В. П. Лукин (с 13 февраля 2004 г. по настоящее время). В 1959 г. он закончил Московский государственный педагогический институт. В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время доктор исторических наук, профессор. Автор более 300 публикаций в отечественных и зарубежных изданиях. Является член-корреспондентом Академии естественных наук; председателем Ассамблеи российских соотечественников.

Таким образом, все три российских федеральных уполномоченных по правам человека, два бывших и один ныне действующий (или 100%), имеют высшее образование, занимались научной и педагогической деятельностью, имеют ученые степени, в том числе из них два доктора наук: В. П. Лукин — доктор исторических наук, О.

О. Миронов — доктор юридических наук и один кандидат наук — С. А. Ковалев кандидат биологических наук.

Подводя общий итог социально-философскому анализу научно-педагогического

потенциала института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах, можно сделать вывод о том, что из 88 федеральных и региональных уполномоченных, работавших и работающих на этих должностях с момента появления в России первого уполномоченного по правам человека, все 88 человек, или 100%, имеют высшее образование. При этом юридическое образование имеют или имели 45 человек (51,1%), педагогическое — 33 человека (37,5%), техническое (инженерное)

— 27 человек (30,7%), государственное и муниципальное управление — 5 человек (5,7%), экономическое — 5 человек (5,7%), медицинское — 3 человека (3,4%), философское — 2 человека (2,3%), журналистское — 2 человека (2,3%), психологическое

— 1 человек (1,1%), биологическое — 1 человек (1,1%), режиссерское — 1 человек (1,1%), государственные и конфессиальные отношения —1 человек (1,1%). Такой большой процент наличия различных видов образования и различных специальностей у уполномоченных по правам человека появляется потому, что многие из уполномоченных имеют по два высших образования по различным специальностям (тридцать человек), а восемь человек имеют три высших образования.

Из 88 Уполномоченных ученую степень имеют (или имели) 37 человек, или 42%, в

том числе 8 — докторов наук (9%) и 29 — кандидатов наук (33%). По научным специальностям этот анализ выглядит следующим образом: докторов исторических наук

— 4, докторов юридических наук — 3, доктор экономических наук — 1; кандидатов юридических наук — 9, кандидатов технических наук — 6, кандидатов философских наук — 4, кандидатов исторических наук — 3, кандидатов экономических наук — 2, кандидат социологических наук — 1, кандидат психологических наук — 1, кандидат медицинских наук — 1, кандидат биологических наук — 1, кандидат сельскохозяйственных наук — 1.

Приведенный анализ образовательного и научного уровня института уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах свидетельствует о его достаточно высоком научно-педагогическом потенциале, о его значительных возможностях и реальном участии в образовательном процессе в вузах, о серьезном научном вкладе в теоретическую разработку проблем современного российского общества, развития его политической и правовой системы и о большой практической работе всех уполномоченных по правам человека по совершенствованию правозащитного механизма в стране и становлению в России правового государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991. № 52, ст. 1865.

2. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2000.64 с.

3. Тимофеев М. Т. Институт омбудсмана в Великобритании и Ирландии: контроль, основанный на сотрудничестве // АНО «Юристы за конституционные права и свободы». М.: Новая юстиция, 2006. 208 с.

REFERENCES

1. Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR, 26.12.1991. № 52, st. 1865.

2. Konstitucija Rossijskoj federacii. Oficial'noe izdanie. M.: JUrid. lit., 2000. 64 s.

3. Timofeev M. T. Institut ombudsmana v Velikobritanii i Irlandii: kontrol', osnovannyj na sotrudnich-estve // ANO «Juristy za konstitucionnye prava i svobody». M.: Novaja justicija, 2006. 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.