Научная статья на тему 'Научно-педагогические традиции и инновации кафедры социальной и экономической психологии'

Научно-педагогические традиции и инновации кафедры социальной и экономической психологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
304
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / PSYCHOLOGY OF A PERSON'S INNOVATIVE ACTIVITY / DEPARTMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC PSYCHOLOGY / RESEARCH AND PEDAGOGICAL TRADITIONS / INNOVATIONS / ECONOMIC SOCIALIZATION / INTERETHNIC INTERACTION PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Терехова Татьяна Александровна, Трофимова Елена Леонидовна

Сфера применения психологических знаний постоянно расширяется, появляются новые междисциплинарные области исследования. В статье показаны основные направления научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности кафедры социальной и экономической психологии с момента ее возникновения в Байкальском государственном университете экономики и права. Проанализирован вклад профессорско-преподавательского состава кафедры социальной и экономической психологии в развитие теоретических и эмпирических исследований экономической психологии, этнической и кросс-культурной психологии, психологии инновационной активности личности, экологической психологии. Дана оценка участия в научно-исследовательской работе студентов, магистрантов и аспирантов кафедры. Проведен анализ издания учебных пособий, монографий, статей преподавателями, аспирантами и магистрантами кафедры. Отмечена значимость психолого-педагогической подготовки аспирантов и профессорско-преподавательского состава. Показана актуальность тем диссертаций, защищенных преподавателями и аспирантами кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The area of psychological knowledge application is constantly expanding, new interdisciplinary fields of study appear day by day. The article shows the main directions of research and psycho-educational activities of the Department of Social and Economic Psychology since its establishment in Baikal State University of Economics and Law. The contribution of the Department faculty in the development of theoretical and empirical studies in economic psychology, ethnic and cross-cultural psychology, psychology of a persons innovative activity, environmental psychology is analyzed. The evaluation of undergraduates, masters and PhD students participation in the research work is provided. The analysis of publications of textbooks, monographs, articles written by the faculty members, masters and PhD students is conducted. The importance of psychological and pedagogical training of PhD students and faculty members is designated. The urgency of dissertations written by the faculty members and PhD students is stressed.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические традиции и инновации кафедры социальной и экономической психологии»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 330-335. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

УДК 378 Т. А. ТЕРЕХОВА

йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(2).330-335 Байкальский государственный университет

экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация Е. Л. ТРОФИМОВА Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. Сфера применения психологических знаний постоянно расширяется, появляются новые междисциплинарные области исследования. В статье показаны основные направления научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности кафедры социальной и экономической психологии с момента ее возникновения в Байкальском государственном университете экономики и права. Проанализирован вклад профессорско-преподавательского состава кафедры социальной и экономической психологии в развитие теоретических и эмпирических исследований экономической психологии, этнической и кросс-культурной психологии, психологии инновационной активности личности, экологической психологии. Дана оценка участия в научно-исследовательской работе студентов, магистрантов и аспирантов кафедры. Проведен анализ издания учебных пособий, монографий, статей преподавателями, аспирантами и магистрантами кафедры. Отмечена значимость психолого-педагогической подготовки аспирантов и профессорско-преподавательского состава. Показана актуальность тем диссертаций, защищенных преподавателями и аспирантами кафедры.

Ключевые слова. Кафедра социальной и экономической психологии; научно-педагогические традиции; инновации; экономическая социализация; психология инновационной активности личности; психология межэтнического взаимодействия.

Информация о статье. Дата поступления 16 февраля 2015 г.; дата принятия к печати 2 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.

T. A. TEREKHOVA

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

E. L. TROFIMOVA

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL TRADITIONS AND INNOVATIONS OF THE DEPARTMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC PSYCHOLOGY

Abstract. The area of psychological knowledge application is constantly expanding, new interdisciplinary fields of study appear day by day. The article shows the main directions of research and psycho-educational activities of the Department of Social and Economic Psychology since its establishment in Baikal State University of Economics and Law. The contribution of the Department faculty in the development of theoretical and empirical studies in economic psychology, ethnic and cross-cultural psychology, psychology of a person's innovative activity, environmental psychology is analyzed. The evaluation of undergraduates, master's and PhD students' participation in the research work is provided. The analysis of publications of textbooks, monographs, articles written by the faculty members, master's and PhD students is conducted. The importance of psychological and pedagogical training of PhD students and faculty members is designated. The urgency of dissertations written by the faculty members and PhD students is stressed.

Keywords. Department of Social and Economic Psychology; research and pedagogical traditions; innovations; economic socialization, psychology of a person's innovative activity; interethnic interaction psychology. Article info. Received February 16, 2015; accepted March 2, 2015; available online April 30, 2015.

Истоки психологического образования в ведущем экономическом вузе Сибири — ныне Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП) связаны с подписанием в

1999 г. замминистра В. Д. Шадриковым приказа о лицензировании в Иркутской государственной экономической академии (ИГЭА) специальности 020400 «Психология». Этому предшествовало

© Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 330-335. ISSN 1993-3541

T. A. TEREKHOVA, E. L. TROFIMOVA

положительное заключение совета учебно-методического объединения (УМО) по психологии при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, где были определены основные специализации в рамках специальности «Психология управления и экономическая психология». Таким образом, ИГЭА стала первым экономическим вузом России, получившим право такой новации. В сентябре 1999 г. состоялся набор учащихся по новой специальности на дневное отделение (32 чел.), в ноябре — на заочную и ускоренную формы обучения (30 чел.).

Кафедра социальной и экономической психологии была создана по решению ученого совета ИГЭА в январе 2000 г., ее возглавил доктор психологических наук, профессор, заслуженный учитель РФ А. Д. Карнышев. Взявшись за дело с присущими ему созидательной энергией, организаторским талантом, эрудицией и широчайшими научными интересами, которые простирались от психологии управления до этнической экономической психологии, практически одновременно с созданием кафедры он организовал также Центр психологии успеха и бизнеса (ЦПУиБ).

В марте 2000 г. состоялось первое заседание кафедры с участием кандидата психологических наук, доцента, замдиректора ЦПУиБ А. П. Вяткина, преподавателей — кандидата психологических наук, доцента Л. А. Рабинович и Г. П. Геранюшкиной и консультанта Центра А. А. Стереховой.

С 2000 г. при кафедре социальной и экономической психологии открылась аспирантура по социальной психологии, что позволило активно наращивать ее научно-педагогический потенциал. Под научным руководством профессора А. Д. Карнышева выполнили диссертационные работы нынешние доценты кафедры Г. П. Гера-нюшкина (по теме «Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента»), Е. Л. Трофимова («Особенности потенциалов межэтнической конфликтности в юношеском возрасте и их коррекция»), В. Н. Мунгалов («Проявление особенностей ментального пространства личности в восприятии экономических ролей»), а также аспиранты Н. Н. Помуран, С. А. Одинец, Н. С. Васильева (Дорошенко). Под руководством И. М. Кыштымовой защитила кандидатскую диссертацию Н. Э. Вишневая («Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы»).

В настоящее время руководство научно-исследовательской деятельностью аспирантов и соискателей осуществляют доктор психологических наук, профессор А. П. Вяткин и доктор психологических наук, профессор Т. А. Терехова. Под руководством Т. А. Тереховой, в частности, подготовлена и защищена 29 октября 2014 г. в диссертационном совете Санкт-Петербургского государственного университета кандидатская диссертация А. С. Евдокимовой («Социально-психологические факторы экономической социализации студентов»).

Большое внимание на кафедре уделялось и уделяется научной деятельности. В 2010 г. основан научный журнал «Психология в экономике и управлении», который выходит два раза в год. В нем представляют свои работы ученые Института психологии РАН, преподаватели и научные сотрудники ведущих российских вузов (в том числе Московского, Санкт-Петербургского и Томского университетов, Дальневосточного университета путей сообщения, Санкт-Петербургского экономического университета и т. д.) и, конечно же, преподаватели иркутских вузов и кафедры социальной и экономической психологии БГУЭП. За последнее время преподавателями кафедры опубликованы исследования, посвященные наиболее актуальным проблемам социальной и экономической психологии — экономической социализации и самоопределению в условиях трансформирующего общества [1—4], психологии инновационной активности, прикладным аспектам психологии управления [9], психологии межкультурной компетентности [3; 10].

Для обсуждения вопросов межкультурного взаимодействия, экономической социализации, психологии служебной деятельности и ряда других тем преподаватели, аспиранты и магистранты кафедры используют богатые возможности такого авторитетного в научном мире издания, как журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии».

Профессорско-преподавательский состав кафедры систематически проводит психологические исследования, которые находят свое отражение в статьях, монографиях и учебных пособиях. Положения экономической психологии наиболее полно освещены в монографиях профессора А. П. Вяткина «Психологические механизмы экономической социализации в условиях трансформации общества» и «Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход», где на основе социально-психологического анализа

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 330-335. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

современного общества определены основные проблемы социализации, выявлены специфические психологические факторы и механизмы экономической социализации. Разработанная А. П. Вяткиным концепция экономической социализации личности основана на теоретической модели, включающей базовые и операциональные категории. Выявленные закономерные связи психологических факторов и механизмов с внешним критерием позволяют провести индивидуально-психологическую оценку готовности к экономической деятельности. Эти монографии являются теоретической базой для написания курсовых и дипломных работ студентов.

Учебно-методическому обеспечению студентов современными психологическими знаниями по экономической этнопсихологии послужили книги профессора А. Д. Карнышева «Человек и собственность», «Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии», «Введение в экономическую этнопсихологию», «Экономическая этнопсихология в Восточной Сибири». Например, в монографии «Человек и собственность» дается разностороннее разъяснение психологических проблем, возникающих у каждого, кто сегодня владеет, пользуется и распоряжается собственностью любого масштаба, от квартиры и дачи до крупного предприятия. При этом основной акцент делается на интеллектуальной собственности, выступающей основой основ современной экономики. В книге «Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии» А. Д. Карнышев прослеживает динамику традиций и инноваций в экономической жизни этносов на примере интеллектуальной собственности, детально изучает способы возрождения традиционных форм хозяйствования сибирских народов, особенности туристического бизнеса и экологичной экономики.

Проблемы психологии инновационной активности личности полно и всеобъемлюще представлены в монографиях профессора Т. А. Тереховой «Личность профессионала в современном мире» и «Инновационный потенциал личности». В первой работе показана историческая преемственность психологических исследований, широко представлены современные взгляды на психологию инновационного потенциала личности, предлагаются перспективные подходы к новым исследованиям. Особый акцент сделан на моделях инновационного потенциала личности и возможностях его развития у молодежи, а также на критериях верификации эмпирических значений инновационного потенциала личности.

Вторая монография является логическим продолжением первой, где основной упор сделан на мета-системной организации инновационного потенциала личности. Уровневая модель представляет описание системы с обратной связью, что наиболее существенно в моделировании и анализе инновационного потенциала личности. Для «уровней» возникает задача конструирования обобщенных оценок их состояния, и на «уровневой» модели возможно проведение качественного анализа межуровневых взаимодействий, необходимых для прогнозирования личностных и социально-экономических последствий изменений. Опираясь на эти научные материалы, студенты проводят экспериментальные исследования по психологии инноватики.

Одним из направлений научной деятельности кафедры является психология межэтнического взаимодействия и межкультурной компетентности. Результаты исследований по данной проблематике нашли отражение в многочисленных публикациях профессора Т. А. Тереховой, доцентов Е. Л. Трофимовой и В. Н. Мунгалова, старшего преподавателя К. С. Черемухиной и др.

Стало доброй традицией проведение на кафедре школьных и студенческих олимпиад по экономической психологии, межкультурному взаимодействию и межкультурной компетентности, по этнической и кросс-культурной психологии. Возрастающая конкуренция на рынке труда, особенно в период сложных социальных изменений, экономического кризиса, вносит коррективы в процесс экономической социализации старшеклассников. Формирование успешной и активной личности, ориентированной на научную карьеру, должно осуществляться уже в период школьного обучения. Опыт проведения кафедрой социальной и экономической психологии совместно с минобразования Иркутской области конкурсов по проблеме «Человек в экономике» (2003-2005), а затем муниципального и областного этапов олимпиады «Психология в экономике и управлении», «Психология и межкультурная компетентность» (2005-2015) показал, что старшеклассники проявляют заинтересованность к данным областям психологии и демонстрируют хорошие знания, что отражает естественное стремление подростков и юношей к ускоренному и оперативному освоению всего того, что им необходимо для экономической социализации.

В 2012 г. кафедру социальной и экономической психологии возглавил доктор психологических наук, профессор А. П. Вяткин. Под его руко-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. ISSN 1993-3541

T. A. TEREKHOVA, E. L. TROFIMOVA

водством концепция интегрального исследования социальной и экономической психологии получила развитие сразу в нескольких направлениях:

- проблемы экономической социализации личности;

- этническая и кросс-культурная психология;

- психология инновационной активности личности;

- экологическая психология.

Традиции, заложенные на кафедре психологии, сохраняются и поддерживаются. Среди них — проведение ежегодных международных научно-практических конференций по экономической психологии, где участвуют не только российские ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Хабаровска, Владивостока, Иркутска, Читы, но и представители зарубежных научных школ из Пекина (Китай), Бишкека (Киргизия), Гнезно (Польша), Минска (Белоруссия) и т. д. Доклады, с которыми выступают доктора и кандидаты наук, практические психологи, аспиранты, магистранты и студенты, имеют, помимо научной ценности, еще одно измерение, которое заключается в укреплении и развитии партнерства в области образования и науки, которая, как известно, интернациональна по своей природе. Участие в конференциях молодежи свидетельствует о преемственности научной деятельности в сфере экономической психологии, что же касается содержательной части материалов, то неизменно обращают на себя внимание новизна, комплексный и фундаментальный характер исследований.

Во-первых, следует выделить психологический и этнокультурный анализ инновации и инновационных потенциалов личности. При этом термин «инновация» с позиции культурологии и некоторых национальных ветвей социальной психологии рассматривается не только как нововведения и возможности их продуцирования, но и как влияние меньшинства на большинство. Последний аспект позволяет увидеть механизмы продвижения любых инноваций в жизнь, а это весьма актуально для современной России.

Во-вторых, формируется довольно большой пласт научных работ по этнокультурным аспектам экономической психологии, что показывает высокую значимость учета данных аспектов в международном бизнесе.

В-третьих, представлен существенный по объему набор статей, в которых рассматриваются вопросы междисциплинарных связей экономической психологии, прежде всего касающихся новых тенденций развития отечественной

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 330-335. ISSN 1993-3541

социальной психологии труда, организационной психологии и психологических аспектов экологической экономики. В целом это вселяет уверенность в том, что междисциплинарные тенденции экономической психологии могут быть и будут продуктивными и перспективными.

К числу традиций следует также отнести активное участие преподавателей кафедры в конференциях и симпозиумах по экономической психологии, которые проходят в Санкт-Петербургском экономическом университете, Финансовом университете при Правительстве РФ, Саратовском государственном социально-экономическом университете. Эффект в данном случае складывается из непосредственного общения и обмена мнениями между участниками, восприятия новых направлений и тенденций в развитии науки, обмена инструментарием и методиками исследований, распространения материалов конференций в различных регионах страны.

Преподаватели кафедры систематически участвуют в конкурсе грантов Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). В частности, выполнены работы в рамках проекта № 12-06-00903 «Этнопсихологические ресурсы формирования межкультурной компетентности студентов с учетом особенностей регионов (на примере Восточной Сибири и Забайкалья)» 2012-2013 гг. За этот период, также при поддержке гранта РГНФ, опубликованы две монографии — «Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования», «Межкультурная компетентность в реалиях жизни азиатских народов» и учебное пособие «Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности» [6-8].

В нынешнем году вновь поданы две заявки на конкурс РГНФ. Одна из них, «Психология инноватики: методология, парадигмы, теории», предполагает проведение летней школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых на Байкале для формирования сообщества молодых ученых, продвигающих и реализующих стратегии научных исследований и разработок психологии инноватики в России. Проект призван помочь участникам летней школы в определении личных карьерных стратегий, позволяющих совместить успешную научную деятельность, комфортную и достойную жизнь в своей стране и общественное признание.

По результатам другого исследования — «Гражданская и национальная идентичность

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 330-335. ISSN 1993-3541

TRAINING AND RESEARCH UNITS DEVELOPMENT

населения Иркутской области» — планируется проведение научно-практической конференции в 2016 г. и школы молодых ученых в 2017 г., а также разработка законодательных инициатив и программ социокультурной адаптации трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, издание коллективной монографии, выпуск серии статей в ведущих изданиях, входящих в системы цитирования «Scopus», РИНЦ.

В процессе профессионального сотрудничества кафедры экономики труда и управления персоналом и кафедры социальной и экономической психологии БГУЭП опубликована монография «Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность», выполненная в соавторстве М. А. Винокуровым, А. Д. Карны-шевым и Е. Л. Трофимовой [3]. По результатам совместных исследований кафедры психологии и культурологии Иркутского государственного университета и кафедры социальной и экономической психологии БГУЭП вышла в свет коллективная монография «Массовые коммуникации: критерии и методы оценки эффективности» (соавторы Т. А. Терехова и С. К. Малахаева) [5].

На кафедре под руководством доцента Е. Л. Трофимовой ведется большая работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава университета. В частности, были разработаны и проведены в полном объеме курсы повышения квалификации по федеральным программам «Активные методы обучения», «Психолого-педагогические компетенции преподавателя и современные образовательные технологии обучения в вузе», «Формирование межкультурной компетентности и навыков межэтнического сотрудничества в процессе обучения и воспитания в вузе», «Психолого-педагогические требования к организации менеджмента качества образования в вузе».

Преподаватели кафедры участвуют в психолого-педагогической подготовке аспирантов в рамках регулярного курса «Психология и педагогика высшей школы».

Подготовка магистров по направлению «Психология» (программа «Социальная и экономическая психология»), проводимая кафедрой, ориентирована на междисциплинарный подход и интегрирование знаний в области психологии управления и этнопсихологии, социальной и экономической психологии. Достоинством является то, что осуществляется подготовка выпускников, владеющих эффективными приемами и навыками экономической деятельности и поведения в разных сферах народного хозяйства, в предпринимательских и потребительских сферах; готовых к решению задач формирования межкультурной компетентности в бизнесе и политике, что сегодня становится актуальным направлением в практике международной деловой культуры, разных сферах менеджмента и сервиса, государственного и муниципального управления, научных исследованиях по направлениям современной психологии, способных на практический анализ особенностей различных социальных групп, участвующих в социальных, экономических и политических деятельностях и отношениях.

На сегодняшний день кафедра социальной и экономической психологии является одной из наиболее развивающихся, «остепененных» и динамично реагирующих на вызовы времени кафедр. Такой вывод подтверждается и уровнем «остепененности» — в числе 17 преподавателей кафедры 4 доктора и 9 кандидатов наук, их более молодые коллеги успешно совмещают образование в аспирантуре и магистратуре с практической научной работой.

Современная научная мысль развивается в соответствии с логикой времени и предполагает активную междисциплинарную интеграцию. Многолетняя практика подтверждает, что кафедра социальной и экономической психологии органично вписалась в структуру экономического вуза и успешно реализует актуальные междисциплинарные исследования совместно с учеными других направлений.

Список использованной литературы

1. Вяткин А. П. Психологические механизмы экономической социализации в условиях трансформации общества / А. П. Вяткин. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 414 с.

2. Карнышев А. Д. Введение в экономическую этнопсихологию / А. Д. Карнышев, М. А. Винокуров. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 436 с.

3. Карнышев А. Д. Межэтническое взаимодействие и межкультурная компетентность / А. Д. Карнышев, М. А. Винокуров, Е. Л. Трофимова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 310 с.

4. Карнышев А. Д. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии / А. Д. Карнышев, М. А. Винокуров. — М. : Ин-т психологи РАН, 2010. — 480 с.

5. Массовые коммуникации: критерии и методы оценки эффективности / Т. А. Терехова, С К. Малахаева [и др.]. — Иркутск : ЦентрНаучСервис, 2014. — 216 с.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 330-335. ISSN 1993-3541

T. A. TEREKHOVA, E. L. TROFIMOVA

6. Межкультурная компетентность в реалиях жизни азиатских народов / А. Д. Карнышев, Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова [и. др.]. — Иркутск : Репроцентр А1, 2013. — 502 с.

7. Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования / А. Д. Карнышев, Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова [и. др.]. — Иркутск : Репроцентр А1, 2012. — 438 с.

8. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности : учеб. пособие / А. Д. Карнышев, Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова [и. др.]. — Иркутск : Репроцентр А1, 2012. — 330 с.

9. Терехова Т. А. Инновационный потенциал личности (психологические исследования) / Т. А. Терехова. — Хабаровск : КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, 2014. — 228 с.

10. Трофимова Е. Л. Методы исследования и оптимизации межэтнического взаимодействия / Е. Л. Трофимова, А. Д. Карнышев. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. — 224 с.

References

1. Vyatkin A. P. Psikhologicheskie mekhanizmy ekonomicheskoi sotsializatsii v usloviyakh transformatsii obshchestva [Psychological mechanisms of economic socialization under society transformation]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 414 p.

2. Karnyshev A. D., Vinokurov M. A. Vvedenie v ekonomicheskuyu etnopsikhologiyu [Introduction to economic ethno-psychology]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007. 436 p.

3. Karnyshev A. D., Vinokurov M. A., Trofimova E. L. Mezhetnicheskoe vzaimodeistvie i mezhkul'turnaya kompetentnost' [Interethnic interaction and intercultural competence]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 310 p.

4. Karnyshev A. D., Vinokurov M. A. Etnokul'turnye traditsii i innovatsii v ekonomicheskoi psikhologii [Ethnocultural traditions and innovations in economic psychology]. Moscow, Institut psikhologi RAN Publ., 2010. 480 p.

5. Terekhova T. A., Malakhaeva S. K. et al. Massovye kommunikatsii: krite-rii i metody otsenki effektivnosti [Mass media: effectiveness evaluation criteria and methods]. Irkutsk, TsentrNauchServis Publ., 2014. 216 p.

6. Karnyshev A. D., Terekhova T. A., Trofimova E. L. et al. Mezhkul'turnaya kompetentnost' v realiyakh zhizni aziatskikh narodov [Intercultural competence in the realities of Asian's lifes]. Irkutsk, Reprotsentr A1 Publ., 2013. 502 p.

7. Karnyshev A. D., Terekhova T. A., Trofimova E. L. et al. Psikhologiya mezhkul'turnoi kompetentnosti: sushchnost', regional'naya spetsifika, tekhnologii formirovaniya [Intercultural competence psychology: essence, regional specifics, formation technology]. Irkutsk, Reprotsentr A1 Publ., 2012. 438 p.

8. Karnyshev A. D., Terekhova T. A., Trofimova E. L. et al. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya mezhkul'turnoi kompetentnosti [Psychological and pedagogical support of intercultural competence formation]. Irkutsk, Reprotsentr A1 Publ., 2012. 330 p.

9. Terekhova T. A. Innovatsionnyi potentsial lichnosti (psikhologicheskie issledovaniya) [Individual's innovative potential (psychological research)]. Khabarovsk, KGBOU DPO KhKIPPKSPO Publ., 2014. 228 p.

10. Trofimova E. L., Karnyshev A. D. Metody issledovaniya i optimizatsii mezhetnicheskogo vzaimodeistviya [Methods of research and interethnic interaction optimization]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007. 224 p.

Информация об авторах Терехова Татьяна Александровна — доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: terehovata@mail.ru.

Трофимова Елена Леонидовна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: trofimova-el@isea.ru.

Библиографическое описание статьи Терехова Т. А. Научно-педагогические традиции и инновации кафедры социальной и экономической психологии / Т. А. Терехова, Е. Л. Трофимова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 330-335. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).330-335.

Authors

Tatiana A. Terehova — Doctor habil. (Psychology), Professor, Department of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: terehovata@mail.ru.

Elena L. Trofimova — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: trofimova-el@isea.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reference to article Terekhova T. A., Trofimova E. L. Scientific and pedagogical traditions and innovations of the Department of Social and Economic Psychology. Izvestiya Ir-kutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 330-335. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).330-335. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.