Аграрный вестник Урала № 8 (126), 2014 г.
Образование ^^р
УДК 94(470)
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
О. Н. ПОНОМАРЕВА,
доцент, преподаватель, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89068017085; e-mail: [email protected])
Ключевые слова: инвестиционный потенциал региона, научно-образовательный потенциал вуза, методические рекомендации оценки научно-образовательного потенциала региона.
Конкурентоспособность учреждений высшей школы прямо пропорциональна состоянию материальной базы вузов. Модернизация российского профессионального образования направлена на повышение его конкурентоспособности. Конкурентоспособность вуза определяется множеством факторов, из которых можно выделить такие, как возможность привлечения лучших российских и зарубежных ученых и преподавателей, обновления материальной базы вузов, внедрения новых методов обучения и многое другое, что требует финансовых затрат. Одним из инструментов привлечения финансовых ресурсов в сферу высшего профессионального образования являются средства частных инвесторов, представленных физическими и юридическими лицами. Частный капитал привлекает прибыль или вероятность ее получения. Величина прибыли, привлеченных в деятельность вуза средств, зависит от уровня научно-образовательного потенциала вуза и инвестиционного потенциала региона, где расположен вуз. Это объясняется тем, что вузы активно взаимодействую с внешней средой (экономическая ситуация в регионе) и влияют на уровень трудового, инновационного и производственного потенциала региона, которые являются основными показателями оценки инвестиционного потенциала региона (по версии агентства «Эксперт-РА»). Для повышения инвестиционной привлекательности региона и привлечения дополнительных ресурсов в деятельность учреждений высшей школы региона предлагается дополнить оценку инвестиционного потенциала региона показателями научно-образовательного потенциала. Применение относительных показателей структуры позволяет анализировать деятельность вузов различных по форме финансирования, направлений подготовки специалистов и других характеристик деятельности учреждения высшей школы; сопоставлять результаты работы вузов различных регионов России с целью выявления наиболее проблематичных и разработки механизмов повышения эффективности их деятельности.
associate professor, lecture, Ural State Agricultural University
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (906) 801-70-85; e-mail: [email protected])
Keywords: investment potential of the region, scientific and educational potential university guidelines assess scientific and educational potential of the region.
Competitiveness of higher school institutions is directly proportional to the material base of universities. One of the tools to attract financial resources to the activities of higher education institutions are funded by private investors represented by individuals and legal entities. Selecting the direction of investment funds can be tied to the university, rating or region. As the evaluation of investment attractiveness of Russian regions was used rating regions of Russia. Regions ranked by the largest industrial, labor, financial and investment potential, but is not considered a scientific and educational potential of the region. To increase the investment attractiveness of the region and attract more resources to the activities of institutions of higher schools in the region should take into account scientific and educational potential of universities, which are located or operating in the region. Gross profit margin involved in the activities of the university funds, depends on the level of scientific and educational potential of the university and the investment potential of the region where the institution is located. This is explained by the fact that universities are actively interacting with the external environment (the economic situation in the region) and affect the level of employment, innovation and industrial potential of the region, which are key indicators of assessing the investment potential of the region (according to the agency "Expert-RA"). To increase the investment attractiveness of the region and attract more resources to the activities of institutions of higher schools in the region are invited to supplement assessment of regional investment potential indicators of scientific and educational potential.
SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE REGION
O. N. PONOMAREVA,
Положительная рецензия представлена Г. Н. Шапошниковым, доктором исторических наук, заведующим кафедрой Уральского государственного медицинского университета.
Аграрный вестник Урала № 8 (126), 2014 г.
Образование ^^^
Модернизация российского профессионального образования направлена на повышение его конкурентоспособности. Конкурентоспособность вуза определяется множеством факторов, из которых можно выделить такие, как возможность привлечения лучших российских и зарубежных ученых и преподавателей, обновления материальной базы вузов, внедрения новых методов обучения и многое другое, что требует финансовых затрат.
В настоящее время расходы государственного бюджета на образование, в частности, высшее профессиональное увеличились. Например, средства на научные исследования, выделенные Министерству образования и науки РФ, составили 32,1 млрд руб. в 2013 г. и в 2014 г. — 40,52 млрд руб.1. Следует признать, этого недостаточно для достижения поставленной цели, поэтому особое значение приобретает создание благоприятных условий привлечения средств частного капитала в сферу высшего профессионального образования.
Частный капитал привлекает прибыль или вероятность ее получения. Уровень прибыли зависит от уровня инвестиционного потенциала региона или отдельной организации. Величина инвестиционного потенциала, с одной стороны, зависит от уровня производственного, трудового, финансового потенциалов региона и отдельной организации, функционирующей в данном регионе.
С другой стороны, взаимосвязь научно-образовательного потенциала учреждений высшей школы и инновационного потенциала региона, где данные вузы расположены, достаточно сильная. Это объясняется тем, что вузы взаимодействуют с экономической средой региона и влияют как на уровень трудового, так и инновационного потенциала региона, а взаимодействие вуза и предприятия способствует увеличению производственного потенциала.
В качестве одного из инструментов оценки инвестиционной привлекательности региона используется рейтинг регионов РФ, разработанный агентством «Эксперт-РА». Регионы ранжируются по величине производственного, трудового, финансового и инвестиционного потенциала, но не учитывается уровень научно-образовательного потенциала. Это является, на наш взгляд, недостатком рейтинга, так как деятельность учреждений высшей школы оказывает большое влияние на величину инвестиционной и инновационной привлекательности региона. Помимо этого, следует учитывать, что в настоящий момент одним из важных направлений деятельности вузов является разработка проектов, способных привлечь
Структур;! научно-образовательного потенциала региона
X
Ресурсная составляющая 1) финансовый элемент; 2) материальный элемент;
3) информационный
элемент;
4) кадр овый элемент
Корпоративная составляющая: 1)инновационная культура, 2) инновационный климат
Результативная составляющая:
1) н овый пр одукт или технология,
2) студенческая активность
Рисунок 1
Структура научно-образовательного потенциала региона www.avu.usaca.ru
инвестиции, как в учреждения высшей школы, так и в регион, где данный вуз расположен.
Цель и методика исследований.
Использование абстрактно-логического метода позволяет выдвинуть рабочую гипотезу. С целью повышения инвестиционного потенциала региона и привлечения средств инвесторов в деятельность вузов, предлагается дополнить рейтинг регионов России характеристикой — научно-образовательный потенциал региона.
Научно-образовательный потенциал регион — это уровень готовности вузов региона реализовать совокупность научно-технических, корпоративных и финансовых ресурсов, которые способствуют накоплению, распространению и передаче знаний, планированию, разработке и внедрению инноваций (рис. 1).
Результаты исследований.
Существует корреляционная зависимость между научно-образовательным потенциалом региона и научно-образовательным потенциалом вуза, их структура аналогична. Поэтому базой для оценки научно-образовательного потенциала региона были выбраны показатели, используемые Министерством образования и науки РФ для оценки эффективности деятельности вуза. Ресурсная составляющая научно-образовательного потенциала региона (НОПР) включает финансовый, материальный, кадровый элемент (профессорско-преподавательский состав вузов региона). Корпоративная составляющая подразделяется на инновационный климат и культуру, присутствующий в вузах региона. Результативная составляющая — это совокупность новых товаров (услуг, технологий), разработанных (внедренных) вузами данного региона и студенческая активность вузов региона, которая в дальнейшем повлияет на количество и качество высококвалифицированных кадров в регионе.
Оценка ресурсной, корпоративной и результативной составляющей научно-образовательного потенциала региона осуществляется поэлементно. Для оценки финансового элемента определяют уровень внутренних и внешних инвестиций на развитие вузов региона; материального — удельный вес стоимости оборудования, используемого для инновационного обучения, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности вузов региона к общей стоимости имущества региона, отношение общего числа персональных компьютеров, имеющихся в вузах региона к общему числу студентов вузов региона и т. п.; кадрового — удельный вес докторов наук в общей численности ППС вузов региона, удельный вес кандидатов наук в общей численности ППС вузов региона и т. п.; инновационной культуры — уровень коммуникативной системы и языка общения при ведении (разработке, внедрении) инновационной деятельности вузов региона, наличие и качество системы нефинансовой мотивации инновационной деятельности вузов региона и т. д. (оценка проводиться экспертным методом); инновационного климата — оценка уровня возможностей для разработки, производства, внедрения новых или улучшенных видов продукции или услуг, технологии, методов обучения в вузах региона, наличие и возможности для изменения социальных отношений в вузах региона при
1 Сайт Министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL : http://www.mon.gov.ru.
Аграрный вестник Урала № 8 (126), 2014 г. - <
Образование
Таблица 1
Оценка показателей ресурсной и результативной составляющей НОПР
Оценка показателей, доли единицы 0,00-0,29 0,30-0,49 0,50-0,79 0,80-1,00
Количество баллов 1 2 3 4
Таблица 2
Комплексная оценка и тип НОПР
Итоговое количество баллов КНОПр 0,00-0,99 1,00-1,99 2,00-2,99 3,00-4,00
Тип научно-образовательного потенциала региона критический не релевантный релевантный абсолютный
Таблица 3
Характеристика типа научно-образовательного потенциала региона
Тип научно-образовательного потенциала региона Характеристика научно-образовательного потенциала региона
Критический Имеются разрозненные ресурсы, не объединенные целевой направленностью, инновационная и инвестиционная деятельность в регионе отсутствует или на очень низком уровне
Не релевантный Качественные и количественные характеристики не соответствуют условиям достижения поставленных целей; инновационная и инвестиционная деятельность требует привлечения значительных финансовых и иных ресурсов из внешних источников
Релевантный Качественные и количественные характеристики соответствуют условиям достижения желаемых целей в кратко и среднесрочной перспективе, что обеспечивает конкурентоспособность региона; регион имеет развитую инновационную и инвестиционную культуру и климат, но не имеет достаточного количества долгосрочных ресурсов для планирования, разработки, внедрения инноваций, ведения инновационной и инвестиционной деятельности
Абсолютный Качественные и количественные характеристики уровня инвестиционного потенциала региона позволяют в полной мере реализовать имеющиеся долгосрочные и краткосрочные ресурсы, достигнуть поставленных целей, что предоставляет возможность региону быть лидером и определять стратегические направления развития инновационного и инвестиционного потенциала
проведении инновационных мероприятий (кадровые инновации) и т. д.; нового продукта, предлагаемого вузами региона — средняя норма доходности малых предприятий вузов региона, удельный вес прибыли вузов региона от инновационной деятельности к общей величине прибыли региона, удельный вес прибыли вузов региона от инновационной деятельности к общей величине прибыли региона от инновационной деятельности и т. п.; студенческой активности — удельный вес студентов вузов региона — победителей всероссийских (международных) олимпиад (конкурсов), к общей численности студентов вузов региона, удельный вес студентов вузов региона, задействованных в инновационных проектах, к общей численности студентов (дневных отделений) вузов региона и т. п.
Каждый показатель ресурсной и результативной составляющей научно-образовательного потенциала региона определяется как относительный показатель структуры, который с помощью таблицы переводиться в баллы (табл. 1). Показатели корпоративной составляющей определяются в баллах экспертным методом. Конечный результат анализа — оценка научно-образовательного потенциала региона Кнопр которая является средней арифметической всех полученных ранее баллов.
В соответствии с Кнопр определяется тип научно-образовательного потенциала региона (табл. 2),
характеристика ресурсов, применяемых для его реализации и рекомендуемая стратегия деятельности вузов региона, которая способствует увеличению инвестиционной привлекательности региона (табл. 4). Характеристика типов научно-образовательного потенциала региона представлена в табл. 3.
Выводы.
Учреждения высшей школы являются активными участниками экономических отношений, поэтому включение показателей научно-образовательного потенциала в оценку инвестиционного потенциала региона является обоснованным и актуальным.
Авторские методические рекомендации оценки научно-образовательного потенциала региона просты в использовании. Применение относительных показателей структуры позволяет анализировать деятельность вузов различных по форме финансирования, направлений подготовки специалистов и других характеристик деятельности учреждения высшей школы; сопоставлять результаты работы вузов различных регионов России с целью выявления наиболее проблематичных и разработки механизмов повышения эффективности их деятельности. Это станет дополнительным инструментом, который позволит привлечь средства инвесторов в область деятельности учреждений высшей школы, повысить коммерческую привлекательность вузовской науки при развитии и реализации инновационной и инвестиционной деятельности в регионе.
333^»— Аграрный вестник Урала № 8 (126), 2014 г. - <
_Образование
Таблица 4
Тип научно-образовательного потенциала региона и стратегия развития вузов региона
Комплексная оценка научно-образовательного потенциала региона КнопЛ балл Краткая характеристика всех видов ресурсов, применяемых для реализации НОПР Рекомендуемая стратегия для вузов региона, способствующая увеличению инвестиционного потенциала региона
Абсолютный уровень НОПР
КНОПР = 3,0°-4,0 Высокая обеспеченность региона ресурсами соответствует полной реализации НОПР Регион-лидер — в регионе присутствует активная инновационная и инвестиционная деятельность; в регионе имеются все необходимые ресурсы для вузов, которые самостоятельно работают над инновационными проектами
Релевантный уровень НОПР
КНОПР = 2,00-2,99 Нормальная обеспеченность необходимыми ресурсами с привлечением некоторого объема заемных ресурсов, соответствует реализации НОПР Регион-модернизатор — инновационная и инвестиционная деятельность рассматривается органами власти на местах как основная; вузы региона способны стать одними из участников, работающих над одной отдельной самостоятельной частью крупного инновационного или научного проекта
Не релевантный уровень НОПР
КНОПР = 1,00-1,99 Удовлетворительная ресурсная поддержка, но для полной реализации НОПР требуется привлечение значительных финансовых и других ресурсов из внешних источников Регион-исполнитель — вузам региона по силам разработка и освоение улучшающих технологий (товаров), но инновационная деятельность в вузах находится на низком уровне, которая при получении финансовой и (или) иной поддержки позволит вузам региона принимать участие в научном или инновационном проекте, как помощники вузов региона-модернизатора
Критический уровень НОПР
КНОПР = 0,00-0,99 Дефицит или отсутствие ресурсов, а также и возможных источников формирования ресурсов, необходимых для реализации НОПР Регион-аутсайдер — инновационная и инвестиционная деятельность в регионе отсутствует; деятельность вузов региона необходимо модернизировать
Литература
1. Антропов В. А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2013. 104 с.
2. Антропов В. А., Киселева Н. Н., Нестеров В. Л. Система управления качеством подготовки специалистов в отраслевом высшем учебном заведении. М. : ВИНИТИ РАН, 2007. 236 с.
3. Ларионова М. В. Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 4-28.
4. Методика расчета результатов рейтинга институтов УрФУ Приложение № 1 к приказу № 49/03 от 21.01.2013 г. [Электронный ресурс]. URL : http://urfu.ru.
5. Оценка инновационного климата. Блог молодого аналитика. [Электронный ресурс]. URL : http://humeur.ru/page/ ocenka-innovacionnoj-pozicii-organizacii.
6. Смирнов В. Т. Человеческий капитал : содержание и виды. [Электронный ресурс]. URL : http://www.eurice.info/ t^po3sites/fileadmin/seascape/presentations/Tashkent_01-2007/Conference_TFI-Jan2007_pre-printing.doc.
References
1. Antropov V. A. Problems of modernization and innovations in the Russian professional education. Ekaterinburg : Economy institute URB RAHN, 2013. 104 p.
2. Antropov V A., Kiselyova N. N., Nesterov V. L. Control system of quality of training of specialists in branch higher educational institution. M. : WINITI RAHN, 2007. 236 p.
3. Larionova M. V. Comparative analysis of experience of an assessment of research capacity of universities // Messenger of the international organizations. 2011. № 1 (32). P. 4-28.
4. Method of calculation of results of a rating of institutes URFA. Annex № 1 to the order № 49/03 from 21.01.2013. [Electronic resource]. URL : http://urfu.ru.
5. Assessment of innovative climate. Blog of the young analyst. [Electronic resource]. URL : http://humeur.ru/page/ocenka-innovacionnoj-pozicii-organizacii.
6. Smirnov V T. Human capital : contents and types. [Electronic resource]. URL : http://www.eurice.info/typo3sites/fileadmin/ seascape/presentations/Tashkent_01-2007/Conference_TFI-Jan2007_pre-printing.doc.