2012 История №4(20)
УДК 94(470)
А.Н. Кузьмин
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ ТОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И КАЗАХСТАНА
(КОНЕЦ XIX в. - 1945 г.)
Рассматривается связь Томского университета с Казахстаном в научно-образовательном плане, а также вклад томских ученых в исследование Казахстана. Именно университету выпала почетная миссия подготовки врачей и юристов, столь необходимых для исследования природы и ресурсов, истории и экономики, культуры необъятного сибирского края. Анализируется роль Томского университета в подготовке национальных кадров для Казахстана.
Ключевые слова: Томский университет, Казахстан, наука, образование, вклад, роль.
История высшего образования на огромной территории Российского государства к востоку от Урала началась с учреждения Императором Александром II 16/28/ мая 1878 г. Сибирского (Томского) университета. Мысль о необходимости иметь университет в Сибири впервые прозвучала еще в начале XIX в., однако потребовалось 75 лет, чтобы она стала реализовываться на практике.
Среди тех, кто ратовал за открытие вуза в Сибири, был уроженец станицы Ямышевской близ Павлодара Г.Н. Потанин. Он передал в дар будущему университету свою ботаническую коллекцию с Тарбагатая (Юго-Восточный Казахстан). Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев и другие представители сибирского областничества в 1860-е - первой половине 1870-х гг. всеми доступными средствами (лекции, статьи в газетах и журналах) настойчиво пропагандировали идею открытия университета в Сибири. Университет должен был, по их мнению, стать не только образовательным учреждением, но и научным и культурным центром Сибири. Они тем самым подготавливали почву для решения университетского вопроса на государственном уровне [1. С. 45]. 26 августа/ 7 сентября 1880 г. произошла закладка главного корпуса первого в Азиатской России университета. Среди телеграмм, зачитанных на празднике, были и телеграммы, присланные из городов, расположенных на территории современной Республики Казахстан.
В приветствии от Усть-Каменогорской городской думы говорилось: «Усть-Каменогорская голова в ответ на извещение Строительного комитета о дне закладки здания Сибирского университета препроводил в Строительный комитет следующее: вполне сочувствуя общей радости по поводу великого события, закладки первого высшего учебного заведения Сибири и сознавая пользу этого учреждения для целого края, Усть-Каменогорская дума постановила в ознаменование сего торжества вы-
разить к нему сочувствие скромным приношением пятисот рублей на потребности созидаемого университета. Да будет это незначительная лепта, принесенная по мере возможности, слабым выражением нашего сердечного участия, с каким мы относимся ко вновь созидаемому учреждению». Телеграммы присылались и в день открытия университета 22 июля 1888 г. [2. С. 45-48].
Университет был открыт в составе одного медицинского факультета, хотя первоначально их должно было быть четыре (историко-
филологический, физико-математический, юридический и медицинский). Лишь через 10 лет к медицинскому факультету добавился юридический, а ещё через 19 лет в 1917 г., историкофилологический и физико-математический факультеты. Первые почти десять лет, университет, вплоть до появления в конце XIX в. Томского технологического института, являлся единственным вузом на территории Азиатской России. Именно ему выпала почетная миссия подготовки врачей и юристов, столь необходимых для исследования природы и ресурсов, истории и экономики, культуры необъятного сибирского края.
Так как в то время у жителей Казахстана не было возможности получить дома высшее образование ввиду отсутствия здесь высших учебных заведений, родители выпускников немногочисленных гимназий, расположенных на территории Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей, стали отправлять детей на учебу в Томский университет. И нередко родители из мест, где не было средних учебных заведений, отправляли своих детей в Томск, где они после окончания томской гимназии поступали учиться в университет. Студенты, поступившие из Казахстана в университет, могли получать стипендии на счет процентов с пожертвования капиталов при Императорском университете и других учебных заведе-
ниях, казенные стипендии Акмолинского областного правления, Верненской городской управы, Семипалатинской области, Павлодарского уездного начальника [3. С. 21; 4].
«Списки студентов Императорского Томского университета» за дореволюционный период позволяют выявить тех уроженцев Казахстана, которые поступали на учебу в Томский университет. Таких оказалось около 60 человек. В основном это были выпускники Верненской, Семипалатинской, Омской, Томской гимназий [5]. Так, среди студентов медицинского факультета Императорского Томского университета был уроженец Казахстана
А. Д. Айтбакин. Узнав об открытии Томского университета, он оставил государственную службу и из чиновника, занимавшего одно из видных мест в областной администрации, превратился в скромного студента. Приехав в Томск и выдержав вступительные испытания, он погрузился в учебу, которая на первых порах давалась ему с трудом (когда он поступил на первый курс, ему было уже 30 лет).
Он мечтал о том, чтобы, окончив курс университета, вернуться к бедным и малоразвитым одно-племенникам-кочевникам и принести пользу им полученными знаниями [6. Л. 7]. После окончания университета (1894 г.) он стал одним из первых дипломированных казахских врачей.
В музеи Томского университета из разных мест Казахстана поступали археологические, этнографические, ботанические, зоологические и минералогические коллекции. В 1887 г., например, в университет попали каменные бабы. Эти древние скульптуры стали привычной принадлежностью университетской рощи и известны каждому, кто в ней побывал. О двух из них известно, что они получены из Казахстана: одна была найдена в 1880 г. в г. Кызыл-тас Семипалатинской области, другая обнаружена у селения Алтын-Эмельского в Семиречье. О формировании фондов музеев Томского государственного университета можно узнать из сборников документов и статей «Томские музеи», вышедших под редакцией профессоров С.Ф. Фоминых и Э.И. Черняка. В них представлены обобщающие статьи и впервые публикуемые архивные документы об истории создания и деятельности музеев Томского университета [7. С. 11].
Ученые университета много сделали для изучения географии, растительного и животного мира Казахстана. Так, В. М. Флоринский, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, в ходе поездки в Степной край в 1886 г. собрал топографические сведения о курганах Семиреченской и Се-
мипалатинской областей. Он пришел к выводу, что «Семиреченская область, вместе с Сыр-Дарьинской, принадлежат к странам, богато одаренным природою по красоте местоположения, по климату и плодородию почв». «С юга, - писал он, - замыкают эту местность отроги Тянь-Шаня, составляющего центр азиатского материка. Они же со своими снежными вершинами дают источник обильного орошения северных предгорий и черноземных долин, составляющих красу и приволье этой местности. С севера Семиречье окружено, как серпом, обширным водоемом озера Балхаш, на востоке оно сливается с черноземными степями Семипалатинской области и вообще Западной Сибири, а на западе переходит в такие же равнины Сыр-Дарьинской области, замыкаясь в то же время с той и другой стороны широкими реками - Иртышем и Сыр-Дарьей». В.М. Флоринский привез в Томск фотографические снимки, бухарский шелковый халат, китайские деревянные чашки, а также древности Семиреченской области [8. С. 51, 66, 81].
Профессор-ботаник В.В. Сапожников в 1902 и 1904 гг. совершил две экспедиции в Семиречье. В них участвовали студенты А.П. Велижанин, Н.А. Князев, Н.В. Попов, учитель В.Ф. Семенов, немецкий геолог, член Гамбургского общества доктор Фридрихсен и два брата Гатенбергеры. В ходе экспедиций было собрано много нового материала по флоре и оледенению Семиреченских хребтов. Сапожников определил высоту одной из крупнейших вершин Тянь-Шаня Хан Тенгри, впервые сфотографировав её, а также ряда других вершин Сарыджасской горной цепи. Одна из вершин была названа в честь Сапожникова его именем. В 1904 г. им был обследован Саур с Тарбага-таем, пройдена северная гряда в Джунгарском Алатау, где он открыл много ледников. В конце лета Сапожников направился в Заилийский Алатау, проехал Центральный Туркестан и Закаспийскую область. За две Семиреченские экспедиции им были собраны обширные коллекции по флоре и фауне. Описания путешествий В.В. Сапожников опубликовал в двух выпусках «Очерков Семиречья».
Особую ценность представляли оригинальные карты тех мест, составленные М. Фридрихсеном по данным инструментальных съемок Сапожнико-ва и напечатанные в Германии. Работы в Семиречье были продолжены в 1912-1915 гг. Эти экспедиции главным образом проводились с целью изучения растительного мира. Среди сопровождавших Сапожникова были будущий директор Ботанического института АН СССР, выпускник Том-
А.Н. Кузьмин
ского университета Б. К. Шишкин, а также студентки Сибирских высших женских курсов
В.С. Генина и Т.К. Триполитова. Изучение Семиречья было связано и с планами правительства России найти районы, наиболее пригодные и перспективные для заселения. Экспедиции финансировались Переселенческим управлением [9. С. 5265; 10. С. 119, 229-230; 11. С. 689; 12. С. 171].
После окончания Гражданской войны в 19201930-е гг. в Томском университете велась подготовка специалистов, которые затем работали на предприятиях, в геологических и научных учреждениях Казахстана. Большую роль университет сыграл в обеспечении преподавателями вузов и средних школ республики. Ученые Томского университета продолжили исследование природных богатств края [13. С. 168].
Так, профессор Н.Н. Горностаев в 1920-х гг. по поручению Сибгеолкома производил геологические исследования (съемка 10-верстной карты) в Прииртышской части Киригизской степи (ныне Центральный Казахстан), занимался геологической экспертизой строительства ж.-д. моста через р. Иртыш в Семипалатинске, северной части Тур-кестан-Сибирской ж. д., в отношении устойчивости полотна, строительных сооружений и водоснабжения строящейся дороги. Летом 1928 г. он консультировал изыскание ж.-д. линии Риддер -Карповка и строительство моста через р. Иртыш в районе Усть-Каменогорска. В том же году он был консультантом геологической разведки в районе пос. Известковского (возле Семипалатинска) на р. Иртыш. Им был написан ряд статей по геологии, полезным ископаемым и физической географии Сибирского края и Казахстана для «Сибирской советской энциклопедии» и издания «Вся Сибирь и Дальний Восток».
Профессор Вит. А. Хахлов, уроженец г. Зайсан, занимался наблюдениями за природой и птицами Зайсанской котловины. Им была собрана обширная орнитологическая коллекция, насчитывавшая до 1000 экз. птиц, обитавших в окрестностях Зай-сана, на Сауре, Муз-Тау, Сайкане, Кендерлыке и Барлык-Арсанских минеральных источниках. В 1924-1930 гг. он заведовал кафедрой экспериментальной зоологии и эмбриологии Томского университета. В первой половине 1930-х гг. Вит.А. Хахлов, переехав в Алма-Ату, заведовал кафедрой зоологии сельскохозяйственного института. С 1946 по 1951 г. он состоял профессором кафедры зоологии Казахского государственного университета. Отец Вит.А. Хахлова, Андрей Степанович, жил в Зайсане с первых дней его основания, где построил дом, в начале второй улицы.
Отсюда начинали и здесь заканчивали свои экспедиции в окрестности Зайсана Н. М. Пржевальский, П.Н. Козлов, М.В. Певцов, В.А. Обручев, В.В. Сапожников и другие ученые. Путешественники и ученые получали от Хахлова необходимую помощь советами и рекомендациями по предстоящим маршрутам, в подборе проводников, лошадей и заготовке продовольствия. Он предоставлял им информацию о флоре и фауне Зайсанской котловины и прилегающих к ней местностей. А. С. Хахлов снабжал Томский университет недостающими экземплярами обитающих в Восточном Казахстане животных [14].
В годы Великой Отечественной войны под руководством профессора Томского университета Н.А. Прилежаевой были разработаны одни из первых в стране методики количественного спектрального анализа, заменившие дорогостоящие химические методы. Вместе с сотрудниками СФТИ она занималась практическим внедрением этих методик на заводах Томска, предприятиях Сибири, Урала и Казахстана. Достаточно простой прибор для спектрального анализа в черной и цветной металлургии широко использовался на Балхашском и Иртышском медеплавильных заводах. Спектральный метод оказался эффективным также для анализа руд, минералов и полуфабрикатов [12 .С. 107, 356].
Научно-образовательные связи Томского университета и Казахстана были продолжены и после окончания Великой Отечественной войны. В постсоветский период на учебу в Томский университет продолжают приезжать выпускники средних школ Республики Казахстан, а в диссертационных советах защищаются диссертации молодыми учеными из вузов этой республики.
Таким образом, научно-образовательные связи Томского университета имеют более чем вековую историю, а на современном этапе они способствуют укреплению дружбы и сотрудничества между двумя государствами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ревердатто В.В. П.Н. Крылов как ботаник-географ // Памяти Порфирия Никитича Крылова в связи со столетием со дня рождения. Томск, 1951.
2. Открытие Императорского Томского университета 22 июля 1888 г. Томск, 1888.
3. Отчет о состоянии Томского университета за 1900 г. Томск, 1901.
4. Положения о стипендиях на счет процентов с пожертвования капиталов при Императорском университете и других учебных заведениях. Томск, 1894.
5. Списки студентов, слушательниц, вольнослушателей, вольнослушательниц Императорского Томского университета (1893-1915).
6. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 2. Д. 57.
7. Томские музеи: сборник документов и статей / Под ред. С.Ф. Фоминых, Э.И. Черняка. Томск, 2010.
8. Краткий исторический очерк Томского университета за первые 25 лет существования 1888-1913 гг. Томск, 1917.
9. Меркулов С.А. Профессор Томского университета Василий Васильевич Сапожников (1861-1924). Томск, 2012.
10. Профессора Томского государственного университета Биографический словарь. Томск, 1996. Вып. 1.
11. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5 т. Алматы, 2000. Т. 3.
12. Профессора Томского государственного университета: Биографический словарь. Томск, 1998. Т. 2.
13. Томский университет 1880-1980. Томск, 1980.
14. Государтсвенный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО). Ф.818. Оп. 1.