References
1. D'yachkov A.N. Kul'turnoe nasledie. Rossijskaya muzejnaya 'enciklopediya. Moskva: Progress, 2001; T. 1.
2. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972. Available at: www.unesco.org
3. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya kak oblast'nauchnogo znaniya i social'nojpraktiki. Sankt-Peterburg: 'Ego, 2001.
4. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: «Sovetskaya 'enciklopediya», 2001; T. 27.
5. Volkova P.S., Rud' M.Yu., Fatal'nikova E.V. Social'naya priroda iskusstva: uchebnoe posobie. Krasnodar, 2007.
6. Men'shikov A.M. Festival' kak sociokul'turnyj fenomen sovremennogo teatral'nogo processa: Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 2004.
7. Ivleva L.M. Ryazhen'e vrusskoj tradicionnoj kul'ture. Sankt-Peterburg, 1994.
8. Informacionnyj portal NKO Altajskogo kraya. Available at: http: //nko22.ru
9. Festival'narodnogo tvorchestva «Remeslo - dusha naroda» vsele Polevodka. Available at: http: //liidweb.com
10. Tvoj Altaj. Available at: http: http://altai4u.com
11. Respublikanskij festival' narodnogo tvorchestva starshego pokoleniya «Zolotaya osen'- Altyn Kus». Available at: http: //mintrud-altay.ru
12. Respublika Altaj. Oficial'nyj internet-portal. Festival'«Vojlokkochevnikov» vprirodnom parke «Uch-'Enmek» vOngudajskom rajone. Available at: http: // altai-republic.ru
13. Festival' bardovskojpesni «Zolotaya pesnya Zolotogo ozera». Available at: http: // altai-tourist.ru
Статья принята к публикации 23.09.16
УДК 378
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Veretennikova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of Institute of Additional Education, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shamarina E.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL AREA TO DEVELOP PROFESSIONAL GROWTH OF YOUNG TEACHERS THROUGH NETWORKING. The article discusses a possibility of formation of an innovative educational environment to ensure professional development of a young teacher on the basis of networking, as well as the direction of the formation of a single educational space that promotes the formation of conditions for comprehensive support of professional development of a young teacher. The relevance of the objectives of the project relate to the necessity to improve the training and retraining of young teachers, making conditions for effective introduction of Federal Educational Standards and the professional standards of the teacher. The results presented by the project allow forming a scientifically based integrated system of professional development of the young teacher on the basis of networking in the space of a corporate university, as well as to develop and implement a model and technologies of the process into practice. Its theoretical development will expand the idea of the specifics of this process and organize it on the basis of the scientific approach.
Key words: innovative educational environment, professional development of young teachers, networking, project teams, network technology.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Л.А. Веретенникова, канд. пед. наук, доц., директор Института дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Е.В. Шамарина, канд. филос. наук, доц. каф. философии и культурологии, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассмотрены возможности формирования инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога на основе сетевого взаимодействия, а также направления формирования единого образовательного пространства, которое способствует формированию условий для комплексного сопровождения профессионального развития молодого педагога. Актуальность решаемых в процессе реализации проекта задач связана с необходимостью совершенствования системы подготовки и переподготовки молодых учителей, создания условий для эффективной реализации ФГОС и профстандарта педагога. Результаты представленного проекта позволяют сформировать научно обоснованную целостную систему профессионального развития и становления молодого педагога на основе сетевого взаимодействия в пространстве Корпоративного университета, а также разработать и на практике реализовать модель и технологию данного процесса. Его теоретическая разработка позволит расширить представления о специфике данного процесса и организовать его на основе научного подхода.
Ключевые слова: инновационное образовательное пространство, обеспечение профессионального развития молодого педагога, сетевое взаимодействие, проектные группы, сетевые технологии.
Анализ литературы и практических разработок последних лет показывает, что изучение научно-методологических основ формирования инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога на основе сетевого взаимодействия является актуальной, но мало изученной проблемой, именно поэтому разработка модели и технологи организации данного процесса, а также проведение мониторинга и психолого-педагогического исследования придает данной теме высокий уровень научной новизны и фундаментальности. Актуализация данной проблемы в научно-об-
разовательном сообществе предполагает реализацию проекта, целевым назначением которого является создание целостного образовательного пространства для научно-исследовательского, учебно-методического, технологического, организационного, информационного, психолого-педагогического обеспечения профессионального развития молодого педагога в логике требований профессионального стандарта с учетом корпоративной принадлежности [1]. Актуальность его реализации также связана с необходимостью: совершенствования системы подготовки и переподготовки молодых учителей; создания условий для эф-
фективной реализации ФГОС и профстандарта педагога; повышения уровня готовности молодых педагогов к эффективному взаимодействию с родителями (законными представителями) и обучающимися; расширения пространства сетевого взаимодействия в сфере профессионального развития молодых педагогов; создания сетевого контента научно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодого педагога.
Несмотря на актуальность заявленной темы, на данный момент нами не выявлено наличие комплексных научных разработок по данной теме. В настоящее время проводится сравнительно немного исследований по отдельным аспектам данной проблематики: создание и работа сетевого профессионального сообщества учителей английского языка города; создание сетевого профессионального сообщества и его организация (г. Ноябрьск, Тюменская область); технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования (Волгоградский государственный педагогический институт, г. Волгоград); проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования (Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород), модель сетевой муниципальной методической службы в муниципальном образовательном пространстве (Уренский район, Нижегородская область); современная модель информационной образовательной среды на основе проектно-сетевого взаимодействия как условие повышения качества образования (г. Улан-Удэ); сетевое взаимодействие: механизмы реализации образовательной политики (РГПУ им. Герцена), проблемы и условия формирования готовности к сетевому взаимодействию у будущих педагогов дошкольной образовательной организации (г. Санкт-Петербург); сетевое взаимодействие как способ повышения мастерства педагога (Саратовский государственный педагогический университет, г. Саратов); инновационные методы сетевого взаимодействия для профессионального развития участников образовательного процесса (Тамбовский государственный педагогический институт, г. Тамбов); состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ (Уральский государственный университет им. М. Горького, г. Екатеринбург); социально-педагогическая поддержка молодых учителей в муниципальной системе образования (Курганский государственный университет, г. Курган); сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога (Ярославский государственный педагогический университет им. К. Ушинского, г. Ярославль); развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования (Краснодарский университет МВД РФ, г. Краснодар); единое информационное образовательное пространство для педагогов прибалтийских стран «Miksike»; открытое образовательное пространство всесезонной школы (Северная Африка, Австралия, страны Азии и Тихого океана: Embracing Diversity: Toolkit for Creating Inclusive, Learning-Friendly Environments Specialized Booklet 4, Practical Tips for Teaching Multigrade Classes. Published in 2015 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization 7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France) [2 - 14]. Вместе с тем, география данных исследований дополнительно указывает на актуальность темы заявляемого нами проекта. Корпоративное образование только занимает свое место в структуре российского образования, переживает этап становления, формирует основной функционал, закрепляет нормы и стандарты организации и осуществления процесса обучения, а также вырабатывает собственную этику и культуру на уровне государства и общества. Иными словами, начинается институ-ционализация корпоративного образования в России.
До недавнего времени корпоративные университеты создавались только в системе негосударственного образования, а именно крупных бизнес-организаций (Сбербанк, Газпром и т.д.). Несмотря на актуальность заявленной темы, на данный момент нами не выявлено наличие комплексных научных разработок по теме представленного проекта. В целом проблематика дополнительного и корпоративного образования раскрывается целым рядом научных направлений:
- исследования зарубежных авторов (У. Брэддик, Х.Ю. Варнеке, С. Крейнер, У. Оучи, Э. Питер, Б. Леви, М. Педлер, К. Старки, С. Дилич) посвящено вопросам развития бизнес-образования, профессиональной подготовки управленческого состава и предпринимателей, а также различных аспектов профессиональной компетентности менеджеров;
- исследования отечественных авторов В.П. Мошняги, И.Б. Федорова, С.В. Дмитриеваа, М.А. Ляшенко, А.С. Тангяна, где рассматриваются различные аспекты международного сотрудничества в сфере образования, анализируется опыт, накопленный рядом ведущих стран по модернизации образования в соответствии с требованиями глобализации и современных технологий, выполнены преимущественно в контексте социологических направлений исследования. Нами не обнаружены исследования, рассматривающие корпоративные университеты в сфере педагогического образования.
Заявленный проект целенаправленно ориентирован на повышение качества образования посредством формирования образовательного пространства профессионального развития молодого специалиста через активизацию потенциала сетевого взаимодействия субъектов образования (учителей, родителей, обучающихся) и их включение в инновационную образовательную деятельность. Значимость данного проекта также состоит в непрерывном обновлении кадрового и административного потенциала системы образования региона посредством профессионального становления молодых специалистов через реализацию индивидуальных профессиональных траекторий.
Актуальность решаемых в процессе реализации проекта задач связана с необходимостью: совершенствования системы подготовки и переподготовки молодых учителей; создания условий для эффективной реализации ФГОС и профстандарта педагога; повышения уровня готовности молодых педагогов к эффективному взаимодействию с родителями (законными представителями) и обучающимися; расширения пространства сетевого взаимодействия в сфере профессионального развития молодых педагогов; создания сетевого контента научно-методического сопровождения профессиональной деятельности молодого педагога.
Целевым назначением проекта является создание целостного образовательного пространства для научно-исследовательского, учебно-методического, технологического, организационного, информационного, психолого-педагогического обеспечения профессионального развития молодого педагога в логике требований профессионального стандарта. Также целевым назначением проекта является создание Корпоративного университета как возможности систематического решения фундаментальных проблем современного образования, а именно организации целостного образовательного пространства для научно-исследовательского, учебно-методического, технологического, организационного, информационного, психолого-педагогического обеспечения профессионального развития учителей, в том числе будущих, в логике требований профессионального стандарта и решения кадровых запросов региональной системы образования.
Единое образовательное пространство способствует формированию условий для комплексного сопровождения профессионального развития молодого педагога, которое будет осуществляться по следующему алгоритму деятельности каждой проектной группы, который включает следующие этапы:
1. Выявление проблемного поля в профессиональной деятельности молодого педагога по направлению проекта.
2. Формулировка проблем, их научное обоснование.
3. Разработка стратегии и подходов к решению выявленных проблем на научно-методическом и практическом уровнях.
Научно-методический уровень: определение методологии, разработка теоретического обоснования, формирование исследовательского инструментария выявления и анализа заданной проблематики. Реализация научно-методического уровня осуществляется через организацию научно-исследовательской деятельности кафедр и УНИЛ университета, научно-практические конференции, дискуссионные, научно-экспериментальные, инновационные и модераторские площадки.
Практический уровень: апробация и внедрение разработанных технологий, организационных решений и методов. Реализация практического уровня осуществляется через семинары, вебинары, лектории, мастер-классы, воркшопы, реализацию программ дополнительного профессионального образования, создание базы данных лучших педагогических практик.
4. Популяризация и продвижение научно обоснованных и практически подтвержденных инновационных технологий, организационных решений и методик по каждому проектному направлению на территории Алтайского края и других субъектов РФ.
Цель проекта: формирование образовательного пространства профессионального развития молодого специалиста через активизацию потенциала сетевого взаимодействия субъектов образования (учителей, родителей, обучающихся) и их включение в инновационную образовательную деятельность.
Задачи:
1. Мониторинг профессиональных затруднений молодого педагога, направленный на выявление «точек напряжения» в трудовой деятельности.
2. Создание модели навигации системы педагогических отношений субъектов образовательного пространства.
3. Разработка технологии организации образовательного пространства, направленного на эффективное профессиональное развитие и становление молодого педагога в контексте системы взаимодействия «молодой педагог - обучающиеся - родители».
Целевая аудитория: молодые педагоги системы образования Алтайского края (опыт работы до 5 лет).
Субъектами образовательного пространства выступают: Педагогический университет как системообразующий фактор; образовательные округа муниципалитетов Алтайского края; образовательные организации Алтайского края (педагогические коллективы и обучающиеся); общественные организации, сопровождающие деятельность молодого педагога, родители (законные представители ребёнка).
Также предполагается:
1. Развитие кадрового потенциала системы образования региона.
2. Разработка модели и технологии деятельности корпоративного университета как образовательного стартапа в регионе.
3. Разработка специализированного сайта и формирование сетевого образовательного контента решения проблемы оперативного кадрового реагирования на сайте ФГБОУ ВО «АлтГпУ».
Проект предполагает возможность сохранения и экстраполяции модели и технологии оперативного реагирования на реальный кадровый запрос; внедрение разработанных в ходе реализации проекта методики, алгоритма, программы индивидуальной траектории развития молодого педагога, руководствуясь которыми, можно оптимизировать процесс профессиональной деятельности и непрерывного образования учителя. Также устойчивость проекта обеспечивается уровнем квалификации научно-педагогических кадров, прошедших дополнительную переподготовку или повышение квалификации в данной сфере. Проект возможно реализовывать в непрерывном формате в связи с постоянным обновлением кадров молодых педагогов и переформатированием проблемного поля их профессиональных затруднений. Непрерывность проекта обеспечивается также систематической разработкой и внедрением инновационных технологий в практику взаимодействия всех участников образовательной деятельности: учителей, обучающихся, родителей.
Предлагаемые методы, методики и инструментарий:
- сетевой мониторинг - сбор и обработка информации от всех участников корпорации с целью выявления «точек роста». Организуется ежегодно на всех уровнях сетевого взаимодей-
ствия и осуществляется по заданным критериям (содержание образовательного запроса от работодателя, дефицитарность профкомпетенций педагогов, качество подготовки выпускников педагогического университета);
- мобильные модераторские площадки - технология оперативного образовательного взаимодействия субъектов, характеризующихся дифференцированностью педагогического стажа и специализации профессиональной деятельности. Создаются под конкретные проекты на определенный срок на базе образовательных учреждений с целью организации взаимодействия корпоративных субъектов, для выработки стратегий по заявленной в проекте проблематике;
- real-time reaction - технология оперативного реагирования на реальный кадровый запрос посредством привлечения студентов на временное замещение вакансий в образовательные организации региона. Использование технологии предполагает активное участие студентов в мониторинге содержания проблемного поля профессиональной деятельности молодого специалиста;
- рекрутинг по заявкам работодателей - технология создания условий эффективного подбора квалифицированных кадров для образовательных организаций. В результате применения данной технологии, выявляется проблемное поле для организации проектной деятельности, которое представляет собой фиксированную рассогласованность между требованиями работодателя и квалификационным портретом выпускника педагогического университета.
Социально-экономический эффект проекта выражается его уровневой организацией. На организационном уровне: расширение количества субъектов сетевого взаимодействия как определяющего условия внедрения инновационных технологий и продуктов в систему образования региона; совершенствование механизмов взаимодействия субъектов образовательной деятельности как важнейшего условия повышения качества образования. На научно-методическом уровне: создание концепций, программ и инструментария мониторинга проблем профессионального развития молодого педагога, подготовка монографий, научных статей, научно-методических пособий, создание единого электронного портала, программы дополнительного профессионального образования и магистратуры. На практическом уровне: наполнение образовательного контента, конкурсы для педагогов по актуальным направлениям деятельности, разработка дистанционных образовательных технологий, мастер-классы, он-лайн консультирование.
Результаты проекта позволяют сформировать научно обоснованную целостную систему профессионального развития и становления молодого педагога на основе сетевого взаимодействия в пространстве Корпоративного университета, а также разработать и на практике реализовать модель и технологию данного процесса. Его теоретическая разработка позволит расширить представления о специфике данного процесса и организовать его на основе научного подхода. Также будет выявлена специфика содержания уровней профессионального развития молодых педагогов на основе мониторинга.
Библиографический список
1. Веретенникова Л.А., Бокова О.А., Шамарина Е.В. Формирование инновационного образовательного пространства обеспечения профессионального развития молодого педагога. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59): 124 - 127.
2. Создание сетевого профессионального сообщества и его организация. Available at: http://yamal-obr.ru/articles/sozdanie-i-rabota-setevogo-prof-soobshes
3. Технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Available at: cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-informatsionno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-pedagogov-v-munitsipalnoy-sisteme
4. Проектно-сетевая организация инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Available at: http://5fan.ru/wievjob.php?id=79323
5. Модель сетевой муниципальной методической службы в муниципальном образовательном пространстве. Available at: http:// educoroang.ru/MMS/opisanie_innovacionnoj_modeli_i_soderzhatelnykh_re.html
6. Современная модель информационной образовательной среды на основе проектно-сетевого взаимодействия как условие повышения качества образования Available at: https://infourok.ru/sovremennaya_model_informacionnoy_obrazovatelnoy_sredy_na_osnove_ proektno-_setevogo-382811.htm
7. Кондакова Э.И. Сетевое взаимодействие: механизмы реализации образовательной политики. 2013; 3: 29 - 32.
8. Сетевое взаимодействие как способ повышения мастерства педагога. Available at: http://www.pedsovet.pro/index. php?catid=77:organization-of-educational-process&id=3507:2014-04-26-11-24-10&option=com_content&view=article
9. Инновационные методы сетевого взаимодействия для профессионального развития участников образовательного процесса. Available at: http://www.бтпит.рф/data/documents/Sbornik-Setevoe-vzaimodeystvie-GOTOVO.pdf
10. Черникова Е.Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ. Диссертация ... кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2008.
11. Тарунина Л.В. Социально-педагогическая поддержка молодых учителей в муниципальной системе образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2009.
12. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога. Available at: http://dis.podelise.ru/text/index-8936. html?page=12
13. Единое информационное образовательное пространство для педагогов прибалтийских стран «Miksike». Available at: http:// miksike.net/#/en/gnews.html
14. Открытое образовательное пространство всесезонной школы (Северная Африка, Австралия, страны Азии и Тихого океана). Embracing Diversity: Toolkit for Creating Inclusive, Learning-Friendly Environments Specialized Booklet 4, Practical Tips for Teaching Multigrade Classes. Paris, 2015.
References
1. Veretennikova L.A., Bokova O.A., Shamarina E.V. Formirovanie innovacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva obespecheniya professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59): 124 - 127.
2. Sozdanie setevogo professional'nogo soobschestva i ego organizaciya. Available at: http://yamal-obr.ru/articles/sozdanie-i-rabota-setevogo-prof-soobshes
3. Tehnologiya informacionno-metodicheskogo soprovozhdeniya innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov v municipal'noj sisteme obrazovaniya. Available at: cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-informatsionno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-innovatsionnoy-deyatel-nosti-pedagogov-v-munitsipalnoy-sisteme
4. Proektno-setevaya organizaciya innovacionnoj deyatel'nosti pedagogov v municipal'noj sisteme obrazovaniya. Available at: http://5fan.ru/ wievjob.php?id=79323
5. Model' setevoj municipal'noj metodicheskoj sluzhby v municipal'nom obrazovatel'nom prostranstve. Available at: http://educoroang.ru/MMS/ opisanie_innovacionnoj_modeli_i_soderzhatelnykh_re.html
6. Sovremennaya model' informacionnoj obrazovatel'noj sredy na osnove proektno-setevogo vzaimodejstviya kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya Available at: https://infourok.ru/sovremennaya_model_informacionnoy_obrazovatelnoy_sredy_na_osnove_ proektno-_setevogo-382811.htm
7. Kondakova 'E.I. Setevoe vzaimodejstvie: mehanizmy realizacii obrazovatel'nojpolitiki. 2013; 3: 29 - 32.
8. Setevoe vzaimodejstvie kak sposob povysheniya masterstva pedagoga Available at: http://www.pedsovet.pro/index.php?catid=77:organization-of-educational-process&id=3507:2014-04-26-11-24-10&option=com_content&view=article
9. Innovacionnye metody setevogo vzaimodejstviya dlya professional'nogo razvitiya uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Available at: http://www.бтпит.рф/data/documents/Sbornik-Setevoe-vzaimodeystvie-GOTOVO.pdf
10. Chernikova E.G. Sostoyanie iprotivorechiya social'no-professional'noj adaptaciimolodyh pedagogov: sociologicheskij analiz. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.
11. Tarunina L.V. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka molodyh uchitelej v municipal'noj sisteme obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.
12. Soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo razvitiya molodogo pedagoga. Available at: http://dis.podelise.ru/text/index-8936.html?page=12
13. Edinoe informacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo dlya pedagogov pribaltijskih stran «Miksike». Available at: http://miksike.net/#/en/ gnews.html
14. Otkrytoe obrazovatel'noe prostranstvo vsesezonnoj shkoly (Severnaya Afrika, Avstraliya, stranyAzii i Tihogo okeana). Embracing Diversity: Toolkit for Creating Inclusive, Learning-Friendly Environments Specialized Booklet 4, Practical Tips for Teaching Multigrade Classes. Paris, 2015.
Статья поступила в редакцию 15.09.16
УДК 378:793.3
Burzeva G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MODERN CONCEPT OF DANCE PEDAGOGY IN CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION. The article describes features of an educational component of dance pedagogy in the context of a contemporary dance of valuable status in socio-cultural space of the Altai region. The researcher explores topical choreographic needs of the region as an important resource for the development of a modern university's choreographic education. The author reveals quantitative and qualitative changes in the practice of amateur dance groups and educational institutions of the Altai culture in the use of the expressive possibilities of modern dancing as a means of artistic education and education in the period from 1990 up to the present time. The article shares the first experiments staging work-practitioner choreographers to create compositions based on the vocabulary of a modern dance.
Key words: dance concept, contemporary cultural paradigm of dance and genre features of modern dance, cultural and educational potential of modern dance.
Г.В. Бурцева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
В статье раскрываются особенности образовательных компонентов танцевальной педагогики в контексте ценностного статуса современного танца в социокультурном пространстве Алтайского региона, исследуются актуальные хореографические потребности региона как важнейший ресурс развития современного вузовского хореографического образования. Автор вскрывает количественные и качественные изменения в практике любительских хореографических коллективов и образовательных учреждений культуры Алтая в плане использования выразительных возможностей современного танца как средства художественного воспитания и образования в период с 1990 годов до нашего времени. Статья знакомит читателя с первыми опытами постановочной работы практиков-хореографов по созданию композиций на основе лексики современного танца.
Ключевые слова: танцевальная концепция, современная культурная парадигма танца, жанровые признаки современного танца, культурно-образовательный потенциал современного танца.
Трёхсотлетняя история развития российского хореографического образования в русле русской школы классического балета по праву считается одной из признанных в мире искусства и культуры. Танцевальная концепция А.Я. Вагановой «Создание единой методики классического танца» является основополагающей в воспитании тела исполнителя-хореографа в учебных заведениях различного уровня. Но мировое хореографическое образовательное пространство знает и ряд других танцевальных концепций: «Действенная театральная хореография Ж.Ж. Но-
верра, «Классическая хореография романтического балета» Ф. Тальони, «Воспитание балетного актера» М. Петипа. По нашему мнению, именно аргументированная смена исторически сложившихся танцевальных концепций и созревание хореографических инноваций в рамках классических традиций определяют вектор развития хореографического образования в современных реалиях.
Современная эпоха характеризуется процессом становления новой культурной парадигмы в теории и практике танцеваль-