Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение регионально-отраслевого образовательного кластера'

Научно-методическое обеспечение регионально-отраслевого образовательного кластера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА КЛАСТЕРА / LOCAL AND INDUSTRIAL / EDUCATIONAL CLUSTER / METHODOLOGICAL SUPPORT / FUNCTIONS / STRUCTURE / CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Резеда Равильевна, Матушанский Григорий Ушерович

В статье представлен анализ научно-методического обеспечения регионально-отраслевых образовательных кластеров. Рассмотрены функции и структура указанного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллина Резеда Равильевна, Матушанский Григорий Ушерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE LOCAL AND INDUSTRIAL EDUCATIONAL CLUSTER

The article presents the analysis of the methodological support of the local and industrial educational cluster.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение регионально-отраслевого образовательного кластера»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.1(470)

Гарифуллина Р.Р., Матушанский Г. У.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

В статье представлен анализ научно-методического обеспечения регионально-отраслевых образовательных кластеров. Рассмотрены функции и структура указанного обеспечения.

Ключевые слова: регионально-отраслевой образовательный кластер, научно -методическое обеспечение, функции и структура кластера.

В настоящее время в России усиливается интерес к проблеме создания кластеров со стороны научных сообществ и государственных органов власти. Республика Татарстан выступила инициатором создания регионально-отраслевых образовательных кластеров в России. Стратегическими ориентирами государственной политики в данной области являются: Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования; Концепция кластерной политики в Российской Федерации; Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и документы правительства Республики Татарстан по формированию регионально-отраслевых кластеров в республике [1].

Формирование кластерной системы предусмотрено самой стратегией развития образования в республике. В его основе лежит баланс интересов работодателей, образовательных учреждений и граждан, желающих получить необходимый для них уровень образования. По словам первого заместителя Премьер-министра РТ Равиля

Муратова формирование научно-образовательных кластеров в республике дает свои положительные результаты, так как кластер объединяет профильные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профобразования [2]. Кроме того, создание подобных кластеров способствует решению актуальной проблемы подготовки высококвалифицированного специалиста и востребованности специалистов среднего звена, способных быстро и адекватно реагировать на инновационные изменения производства, задачи модернизации подготовки кадров для предприятий отрасли.

На основе анализа рассмотренных 65 кластеров России авторами выявлено, что все кластеры можно разделить на 3 группы: региональные, промышленные и научно-образовательные; 16% из них содержат в своей структуре образовательные учреждения различного уровня и более 32% регионально-отраслевых кластеров включают в себя только некоторые ступени профессионального образования (вузы, учреждения среднего профессионального образования, учреждения начального профессионального образования, учреждения дополнительного профессионального образования). Прослеживается закономерность, что большинство регионально-отраслевых кластеров с образовательными учреждениями в своем составе являются кластерами непрерывного профессионального и /или педагогического образования, учебно-производственными инновационными комплексами, научно-образовательными кластерами.

Известно, что кластер является основой взаимодействия заинтересованных сторон в направлении достижения поставленных задач и может рассматриваться как необходимое условие для реализации механизмов формирования конкурентоспособного выпускника высшего учебного заведения. К исследованиям, в которых кластер представлен как географически сконцентрированная группа неоднородных организаций и структур (образовательных учреждений, предприятий производственных отраслей), способная обеспечить более высокую степень взаимодействия образования, науки, производства и усилить их возможности на пути достижения общей цели, относятся работа О.Е.Яворского [3]. Автор разработал модель образовательного кластера как формы социального партнерства, обеспечивающая координацию деятельности участников партнерства по формированию будущего специалиста.

В работах М.С.Чвановой рассматриваются характерные черты образовательного кластера [4] (см. таблицу 1).

Таблица ¡.Образовательный кластер (по М.С.Чвановой).

Основные цели создания и развития образовательных кластеров Основные признаки образовательного кластера Ядро инновационно-образовательного кластера

- подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей; - производство (создание) и реализация связанных или взаимодополняемых инвестиционных товаров (продуктов или услуг) совместными усилиями университета и бизнес-сообщества. - наличие внешних связей университета с научными и бизнес-сообществами как системообразующее начало синергетических отношений по достижению взаимовыгодных совместных решений; - наличие взаимодополняющих функций университета, компаний и организаций; - взаимное способствование росту конкурентоспособности друг друга; - определение кластера как сложной системы; - наличие точек роста (организовываясь в более упорядоченную систему - кластер, организации ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации). - географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие проекты; - сильная научно-образовательная компонента является базой для коммерчески востребованной инновационной деятельности.

Формируемый инновационно-образовательный кластер должен быть вписан в экономику региона, усилить ее сильные стороны и находиться на пересечении с другими кластерами в регионе. Эффективное функционирование подобных кластеров возможно посредством внедрения механизма оперативного обновления содержания образования, повышения уровня интеграции обучения и производства, через применение новых форм взаимодействия образовательных учреждений и их социальных партнеров. Реализация указанного выше осуществляется в рамках научно-методического обеспечения регионально-отраслевого образовательного кластера посредством выполнения следующих функций: прямых образовательных услуг, консультаций; экспертиз учебных пособий, исследований;

разработке учебно-методических пособий и руководств для сопровождения образовательного процесса в учреждениях-участниках кластера и др. В таблице 2 приведена сводная информация о реализации некоторых функций научно-методического обеспечения образовательных кластеров.

Таким образом, из выбранных функций научно-методического обеспечения максимальное количество наблюдается в большинстве научно-, инновационно-образовательных кластерах и кластерах непрерывного профессионального и педагогического образования, при этом реализация минимума функций характерно для кластеров, включающих в свой состав образовательные учреждения различного уровня, но ориентированных на развитие отрасли промышленности.

В настоящее время у 80% кластеров научно-методическое обеспечение реализуется только в 2-3 функциях, которые заключаются в основном во взаимодействии с предприятиями отрасли для составления основных образовательных программ направлений, сопровождении образовательного процесса и реализации повышения квалификаций специалистов отрасли. Лишь 20% образовательных кластеров реализуют максимальное количество функций научно -методического обеспечения по причине формирования системы непрерывного профессионального образования.

Таблица 2. Функции научно-методического обеспечения функционирования регионально-отраслевых образовательных кластеров России [5-18].

№ п/п Кластер Регион РФ Функции научно-методического обеспечения функционирования образовательного кластера

сопровождение образовательного процесса * повышение квалификации работников предприятий и преподавателей образовательных учреждений участников кластера ** привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию про-фессиональ-ных образовательных программ направлений *** разработка и издание учебно- методических пособий, рекомендаций экспертиза, рецензирование учебных пособий программно-методических, психолого-дидактических и нормативно-управленческих материа- проведение научно-практических конференций и семинаров научно-исследовательская деятельность (педагогический профиль)

1 Инновационно-образовательный кластер "Технология питания" г. Москва + + + + +

2 Инновационно-образовательный кластер столичного региона в сфере Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен» г. Москва + + + +

3 Кластер ядерно-физических нанотехнологий в г. Дубне Московская область +

4 Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужская область + +

5 Региональный образовательный кластер "Школа-колледж-предприятие" Тамбовская область + + + + +

6 Нефтехимический территориальный кластер Башкортостан + +

7 Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан Татарстан + + +

8 Научно-образовательный комплекс: «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО - Академия социального образования» Татарстан + + + + + + +

9 Научно-образовательный кластер в авиастроительной отрасли Республики Татарстан Татарстан + + + + +

10 Образовательный Татарстан + + + + +

11 Ядерно-инновационный кластер г. Димитровград Ульяновской области + + + +

12 Кластер региональной системы непрерывного образования г. Ставрополь + + +

13 Льняной кластер Омской области Омская область +

14 Образовательный кластер, г. Барнаул Алтайский край + + + +

15 Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск Красноярский край + +

Примечание: * - (внедрение современных педагогических технологий и методов обучения; консультации ППС по самообразованию, саморазвитию; дайджесты новых публикаций по различным проблемам образовательного процесса);

** - (курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, тренинги, организация стажировок); *** - в соответствии с требованиями рынка труда;

**** - учебных пособий, предназначенных для сферы профессионального образования.

Следовательно, выявленные особенности структуры и функционального содержания регионально-отраслевых образовательных кластеров подтверждают необходимость единого и максимального раскрытия всех функций научно-методического обеспечения с целью согласованной работы всех участников кластера по совершенствованию учебного процесса для подготовки конкурентоспособных кадров, а также изучения и распространения передового опыта.

Источники

1. Матушанский Г.У, Гарифуллина Р.Р., Зотова М.Б. Регионально-отраслевые кластеры в России // Вестник КГЭУ. 2012. №4(15). С. 83-94.

2. http://www.kazved.ru/article/34821.aspx

3. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2008. 20 с.

4. Чванова М.С., Филатова К.В. Использование кластерного подхода как одного из условий формирования индивидуального стиля деятельности студента дизайнера // Вестник Тамбовского Университета, серия «Гуманитарные науки». 2012, №5 (109). С.200.

5. Кластер «Технология питания»" (Департамент образования г.Москвы, Московский государственный университет пищевых производств). Режим доступа: URL: http: //www. mgupp.ru/ nauka/ do

6. Городская инновационная площадка «Инновационный образовательно -производственный кластер в сфере Железнодорожного транспорта и ГУП «Московский метрополитен». Режим доступа: URL: http://www.gricedu.ru/system/files/i/prezent_700.pptx

7. Презентация программы развития кластера «Кластер ядерно-физических нанотехноло-гий в г. Дубне». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/dubna/docs

8. Презентация программы развития кластера «Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/obninsk

9. Создание регионального образовательного кластера «Школа-колледж-предприятие». URL: http://profmonitor.ru/about/forum/

10. Презентация программы развития кластера «Нефтехимический территориальный кластер». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/

11. Терзи А.В., Галимов А.М. Особенности использования современных технологий управления инновационной деятельностью в российских федеральных и национальных исследовательских университетах // Образовательные технологии и общество. 2012, том 15, №4. с. 625-637. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository

12. Кластерная модель сетевого взаимодействия на примере межрегионального отраслевого ресурсного центра «Авиастроение». URL: http://profmonitor.ru/upload/Conf/Final/..

13. URL: http://www.akvobr.ru/pljusy_obrazovatelnogo_klastera.html

93

14. URL: http://dimschool2.ru/view_innovacii.php?id=3

15. URL: http://ncfu.ru/pedagogicheskiy-institut-skfu-stanet-klasterom-regionalnoy-klasterom-regionalnoy-sistemy-nepreryvnog.html

16. Редькин А.М. Организационно -экономические основы развития льняного кластера в регионе (на материалах Омской области). Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.э.н. Новосибирск, 2009. С.14.

17. Образовательный кластер (опыт проектирования в муниципальной системе образования): сборник организационно-методических материалов / Авторский коллектив под руководством Синицыной Г.В. / Научная редакция А.А.Майер. Барнаул. 2012. 100 с. URL: http://barnaul-obr.ru/obrazovatelnyy_klaster/

18. Презентация программы развития кластера «Кластер инновационных технологий АТО г.Железногорск» (Красноярский край). URL: http://cluster.hse.ru/pilots/zato/docs

References

1. Matushanskiy G.U., Garifullina R.R., Zotova M.B. Regional'no-otraslevy'e klastery' v Rossii // Vestnik KGE'U. 2012. №4(15). S. 83-94.

2. <http://www.kazved.ru/article/34821.aspx>

3. Yavorskiy O.E. Obrazovatel'ny'y klaster kak forma social'nogo partnerstva tehnikuma i predpriyatiy gazovoy otrasli. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk po special'nosti 13.00.01 - obsch'aya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Kazan'. 2008. 20 s.

4. Chvanova M.S., Filatova K.V. Ispol'zovanie klasternogo podhoda kak odnogo iz usloviy formirovaniya individual'nogo stilya deyatel'nosti studenta dizaynera // Vestnik Tambovskogo Universiteta, seriya «Gumanitamy'e nauki». 2012, №5 (109). S.200.

5. Klaster «Tehnologiya pitaniya»" (Departament obrazovaniya g.Moskvy', Moskovskiy gosudarstvenny'y universitet pisch'evy'h proizvodstv). Rejim dostupa: URL: <http://www.mgupp.ru/nauka/do>

6. Gorodskaya innovacionnaya plosch'adka «Innovacionny'y obrazovatel'no-proizvodstvenny'y klaster v sfere Jeleznodorojnogo transporta i GUP «Moskovskiy metropoliten». Rejim dostupa: URL: http://www.gricedu.ru/system/files/i7prezent_700.pptx

7. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Klaster yaderno-fizicheskih nanotehnologiy v g.Dubne». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/dubna/docs

8. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Klaster farmacevtiki, biotehnologiy i biomediciny'». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/obninsk

9. Sozdanie regional'nogo obrazovatel'nogo klastera «SHkola-kolledj-predpriyatie». URL: http://profmonitor.ru/about/forum/

10. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Neftehimicheskiy territorial'ny'y klaster». URL: http://cluster.hse.ru/pilots/

11. Terzi A.V., Galimov A.M. Osobennosti ispol'zovaniya sovremenny'h tehnologiy upravleniya innovacionnoy deyatel'nost'yu v rossiyskih federal'ny'h i nacional'ny'h issledovatel'skih universitetah // Obrazovatel'ny'e tehnologii i obsch'estvo. 2012, tom 15, №4. s. 625-637. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository

94

12. Klastemaya model' setevogo vzaimodeystviya na primere mejregional'nogo otraslevogo resursnogo centra «Aviastroenie». URL: http://profmonitor.ru/upload/Conf/Final/.. e'

13. URL: <http://www.akvobr.ru/pljusy_obrazovatelnogo_klastera.html>

14. URL: <http://dimschool2.ru/view_innovacii.php?id=3>

15. URL: <http://ncfu.ru/pedagogicheskiy-institut-skfu-stanet-klasterom-regionalnoy-klasterom-regionalnoy-sistemy-nepreryvnog.html>

16. Red'kin A.M. Organizacionno-e'konomicheskie osnovy' razvitiya l'nyanogo klastera v regione (na materialah Omskoy oblasti). Avtoreferat diss. na soiskanie uchenoy stepeni k.e' .n. Novosibirsk, 2009. S.14.

17. Obrazovatel'ny'y klaster (opy't proektirovaniya v municipal'noy sisteme obrazovaniya): sbornik organizacionno-metodicheskih materialov / Avtorskiy kollektiv pod rukovodstvom Sinicy'noy G.V. / Nauchnaya redakciya A.A.Mayer. Barnaul. 2012. 100 s. URL: <http://barnaul-obr.ru/obrazovatelnyy_klaster/>

18. Prezentaciya programmy' razvitiya klastera «Klaster innovacionny'h tehnologiy ATO g.Jeleznogorsk» (Krasnoyarskiy kray). URL: <http://cluster.hse.ru/pilots/zato/docs>

Зарегистрирована 09.04.2013.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.