Научно-методическое обеспечение производственной практики в ССУЗ
Шкиндерова И.
В статье рассматривается опыт научно-методического обеспечения производственной практики в ссузах РФ. Отмечается проблема формирования компетенции в процессе производственной практики.
Ключевые слова: производственная практика, портфолио, ресурсный центр.
Scientific and methodical ensuring work practice in ASEI. In the article experience of scientific and methodical ensuring work practice in average and special educational institution of Russian Federation is considered. The problem of competence formation of work process practice is noted.
Key words: work practice, portfolio, resource center.
В последние годы предприняты определенные условия по регулированию отношений между образованием, рынком труда и предприятием. Пересмотр организации профессионального обучения студентов в условиях взаимодействия «учебное заведение - предприятие» достигается путем объединения задач профессиональной школы и возможностью производства с целью подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, способных в максимально короткие сроки успешно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. В связи с вышесказанным большое значение имеет изучение педагогического опыта по вопросам научно-методического обеспечения производственной практики.
В Елецком промышленно-экономическом техникуме коллектив и администрация техникума, вставшие на путь инновационного развития, определили для себя новые функции профессиональной подготовки студентов в процессе производственной практики:
- анализ и прогноз образовательных потребностей, государственного, социального и экономического заказа на профессиональное образование уровней НПО и СПО; ВПО;
- разработка и реализация новых профессиональных программ производственной практики, адекватных выявленным общероссийским изменениям и региональным особенностям Липецкой области;
- разработка и реализация концепции и программы развития техникума как многоуровневого профессионального образовательного учреждения;
- интеграция образовательных процессов и мониторинг их эффективности;
- организация разработки и освоения новшеств;
- обеспечение многоканального финансирования техникума, предоставление дополнительных образовательных услуг, развитие предпринимательской деятельности.
В связи с этими изменениями был создан Ресурсный центр, который является структурным подразделением Елецкого промышленно-экономического техникума. Общее руководство им
осуществляет директор техникума, а непосредственно организует его деятельность руководитель центра на правах заместителя директора.
Центр в первую очередь предназначен для создания условий, обеспечивающих получение качественного профессионального образования с учетом потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах, а также для реализации интегрированных программ профессиональной подготовки студентов в ходе производственной практики.
Ресурсный центр выполняет несколько функций, ведущими среди которых являются образовательная, методическая, маркетинговая, информационная.
Образовательная функция включает:
- организацию сетевого взаимодействия центра с предприятиями и организациями различных форм собственности;
- организацию профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом потребностей работодателей и возможностей заинтересованных образовательных учреждений;
- повышение профессиональной квалификации работников техникума в направлении информационно-компьютерной грамотности и освоения учебно-лабораторного оборудования;
- проведение итоговой аттестации выпускников профессионального учебного заведения на основе создания единых экзаменационных комиссий из числа работников техникума, а также кадровых служб предприятий.
Методическая функция предполагает:
- изучение и обобщение передового педагогического опыта по подготовке квалифицированных рабочих кадров и служащих с учетом отраслевой специфики;
- разработку примерной документации по производственной практике;
- разработку и внедрение инновационных образовательных технологий, а также новых методик для диагностики качества общих и профессиональных компетенций у выпускников техникума с учетом требований работодателей;
- участие в экспертизе новых учебных пособий и методических материалов, тренажеров, технических средств обучения и др.;
- организацию и методическое сопровождение областных конкурсов профессионального мастерства по профессиям и специальностям, проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;
- консультационную деятельность по всем вопросам функционирования ресурсного
центра;
- участие в инновационных образовательных проектах;
- участие в муниципальных, областных, всероссийских конференциях, конкурсах по различным направлениям деятельности.
Информационная функция направлена:
- на обеспечение потребителей образовательных услуг соответствующими методическими и информационными материалами;
- формирование библиотеки современной технической и педагогической литературы;
- использование возможностей информационных технологий для информирования студентов о возможностях и деятельности ресурсного центра (страничка на сайте техникума, использование бегущей строки, информация в СМИ).
Маркетинговая функция предполагает:
- участие в маркетинговых исследованиях рынка трудовых ресурсов области, рынка образовательных услуг;
- участие в диагностике количественных и качественных потребностей в квалифицированных рабочих и служащих, осуществляемой объединениями работодателей и соответствующими органами исполнительной власти.
- организация и проведение профильной и итоговой аттестации в образовательных учреждениях; участие в создании системы непрерывного многоуровневого профессионального образования; проведение учебных, лабораторно-практических занятий для педагогических работников других учебных заведений, предприятий и организаций; разработка и реализация в рамках сетевого взаимодействия программ повышения квалификации; стажировок, теоретических и практических семинаров по новым образовательным и производственным технологиям и внедрению их в учебный процесс. Педагогический коллектив Алтайского государственного колледжа (г. Барнаул) в процессе методического обеспечения производственной практики на основе компетентностного подхода считает, что одной из новых педагогических технологий студентов является «Портфолио».
В течение семестра студенты работают над созданием портфолио (комплекта документов) - аудиторных и внеаудиторных самостоятельных учебно-познавательных задач по специальным дисциплинам. Целью портфолио является систематизация самостоятельной работы студента в рамках изучения дисциплин, реализация рефлексии его уровня развития.
Портфолио состоит из инвариантной части (комплекта документов, разработанного преподавателем) и вариативной части (комплекта документов, разработанного самостоятельно студентом и согласованного с экспертной группой).
Инвариантная часть портфолио содержит следующие документы:
- домашние работы; результаты текущих письменных работ, итоговых контрольных работ, тестов; результаты групповой работы: описание учебно-исследовательской задачи, в решении которой принимал участие студент, черновики, схемы; обязательные индивидуальные работы; блок-схемы, денотатный граф, таблицы; комментарии по каждому виду работы; рефлексия своей деятельности; заполненные студентом анкеты; оценка экспертов.
Вариативная часть портфолио может представлять собой один документ, предложенный студентом самостоятельно или выбранный им из следующего перечня документов: вопросы, возникающие в процессе работы; постановка и обоснование целей будущего обучения; работа над ошибками; индивидуальный проект.
Параметры отбора документов в портфолио могут быть следующими.
1. По количеству работ из каждого раздела, изучаемого в течение семестра:
• в инвариантную часть включаются:
- 25% домашних работ;
- все обязательные индивидуальные работы;
- 30% блок-схем;
- все результаты итоговых контрольных работ, промежуточных самостоятельных работ,
тестов;
- все результаты своей непосредственной работы в группе;
• в вариативную часть включаются все результаты своей работы.
2. По степени доработки материала: включаются работы, выполненные на 80% всего объема работы.
3. По согласованности с преподавателем или экспертной группой: работы включаются в варативную часть.
Составленный нами алгоритм формирования портфолио помогает студентам представить последовательность своих действий, активизировать работу по его созданию. Такой алгоритм представляет собой следующую последовательность действий.
1. Изучение студентом инструкций, памяток по созданию портфолио.
2. Составление рабочего портфолио в течение семестра (все результаты самостоятельной учебно-познавательной деятельности по предмету).
3. Отбор документов в оценочное портфолио в соответствии с требованиями к содержанию и параметрами их отбора в портфолио.
4. Оформление портфолио.
5. Обсуждение портфолио в учебной группе в режимах «студент-студент», «преподаватель-студент», «студент-наставник».
6. Оценка портфолио, которая используется для текущей аттестации.
7. Использование портфолио студентом в процессе производственной практики.
Организация преподавателем самостоятельной аудиторной работы в форме деловой игры
«Как создать портфолио достижений» помогает студентам успешно работать над портфолио, управлять своей внеаудиторной самостоятельной работой. Разработанные требования к оформлению портфолио, памятки по составлению комментариев к представленным на презентацию материалам, памятки для экспертов оптимизируют процесс управления самостоятельной работой студентов.
При подведении итогов по окончании семестра и производственной практики проводится организованная защита портфолио. Каждый документ портфолио оценивается отдельно на основании качественных характеристик критериев, разработанных для каждого вида документов заранее. Общую оценку портфолио составляют следующие оценки:
- количественная оценка вариативной и инвариантной частей портфолио, полученная на основе качественных характеристик критериев;
- количественная оценка документов портфолио по уровню самостоятельности их выполнения;
- качественная оценка за отчет о групповой работе.
При оценке портфолио учитывается вес составляющих его документов:
- вес итоговых, промежуточных письменных самостоятельных и контрольных работ (Kontr) - 40%;
- вес производственной практики, вариативной части (Variat), индивидуальной работы (Ind) - 30;
- вес домашних работ (Dr), блок-схем (Blok) - 15%;
- вес саморефлексии своей деятельности (Samoref) - 10%;
- вес внешних работ: рецензии экспертов, комментарии преподавателя (Eks) - 5%.
При оценке портфолио вводится коэффициент уровней индивидуальных работ (по П.И. Пидкасистому) и коэффициент по важности проверочных работ:
- коэффициент репродуктивного уровня - urd1 = 0,15 и uri1 = 0,15;
- коэффициент реконструктивного уровня - urd2 = 0,3 и uri2 = 0,3;
- коэффициент творческого уровня выполнения - urd3 = 0,4 и uri3 = 0,4;
- коэффициент промежуточных проверочных работ - urk1 = 0,15 (репродуктивный уровень) или urk2 = 0,3 (реконструктивный уровень);
- коэффициент итоговых проверочных работ - urk3 = 0,4.
Таким образом, формулу оценки портфолио предлагаем следующую:
0,05Eks + 0,\Samoref + 0,15 ÇurdDr + XBlok + 0.3(irup + Variat + Hurilnd0,42,urk Kontr
P ~ 0,05 + 0,1 + 0,15 + 0,3 + 0,4
Оценочный лист портфолио состоит из критериев, каждый из которых определяется
качественными и количественными характеристиками уровней их развития (оптимальный,
допустимый, недопустимый).
В Екатеринбургском экономико-технологическом колледже при решении задач практического обучения студентов были пересмотрены организационно-экономические механизмы управления развитием конкурентноспособности профессионального образовательного учреждения.
Были выявлены показатели оценки факторов, влияющих на повышение эффективности практического обучения студентов.
Таблица 1
Показатели оценки факторов, влияющих на повышение эффективности
практического обучения студентов колледжа
№ п/п Показатели
1. Материально-технический уровень образовательной деятельности и «производственно»-образовательные возможности
2. Прогрессивность применяемых педагогических и иных технологий
3. Персонал, его квалификация и степень использования
4. Уровень организации труда
5. Степень совершенства системы управления
6. Финансовое состояние
7. Состояние бухгалтерского и экономического учета и контроля
8. Эффективность функционирования
9. Эффективность развития
10. Степень реализации трудовой и социальной политики
11. Уровень качества образовательных программ и услуг
12. Уровень маркетинга
Этапы формирования организационно-экономического механизма управления _развитием конкурентоспособности колледжа_
Название этапа
Содержание этапа
1
2
1. Определение
источников
конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования
Установление источников конкурентоспособности, в качестве которых выступают операционная эффективность деятельности и стратегическое позиционирование, отражающие влияние факторов базирования и факторов конкурентной среды соответственно.
Рассмотрение стратегического позиционирования как совокупности двух ключевых составляющих: инновационной активности и рыночной адаптивности
2. Разработка модели расчета критерия оценки уровня эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования_
Анализ существующих методов оценки эффективности управления развитием конкурентоспособности организаций, выявление положительных сторон и имеющихся недостатков. Формулирование основных условий и требований, определяющих правомочность подходов к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Разработка модели расчета критерия оценки уровня эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с учетом источников ее формирования.
3. Систематизация факторов, влияющих на эффективность управления развитием конкурентоспособности и отражающих их воздействие на
показатели
Комплексное рассмотрение и системная классификация факторов, влияющих на эффективность управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования.
Установление объективных предпосылок, обоснование методических принципов построения и разработка системы показателей, отображающих воздействие указанных факторов. Описание сущности и значимости показателей, а также методов и измерения
4. Формирование
моделей зависимости уровня эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования от целевых показателей его
деятельности
Построение корреляционно-регрессивных моделей зависимости уровня эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования от показателей каждого из блоков разработанной системы. Анализ полученных моделей в целях декомпозиции показателей, позволяющий из их общего состава выделить наиболее значимые с точки зрения влияния. Корректировка регрессивных моделей и построение обобщающей модели исследуемой зависимости, учитывающей ключевые показатели повышения эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования_
5. Разработка
мероприятий на основе целевых нормативов приращения конкурентоспособности учреждения среднего профессионального
Планирование целевых параметров деятельности с учетом выявленных в ходе моделирования показателей, изменение которых обеспечивает рост конкурентоспособности. Установление целевых нормативов приращения эффективности управления развитием
конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования.
Разработка мероприятий в рамках инновационных проектов развития,
образования направленных на выполнение целевых нормативов функционирования и повышения уровня эффективности управления развитием.
6. Внедрение системы сбалансированных показателей повышения уровня эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения СПО, сочетающейся с системой мотивации труда работников Проведение план-факт анализа, дающего возможность контролировать выполнение плановых заданий и устанавливать причины отклонений фактических данных от плановых. Формирование управленческих воздействий в целях регулирования процесса повышения эффективности управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования.
Рис. 1. Схема процесса формирования организационно-экономического механизма практической подготовки и конкурентоспособности учреждения СПО
Данный организационно-экономический механизм позволяет системно и целенаправленно концентрировать усилия и управляющие воздействия для решения стоящей перед ним задачи.
В Уральском техническом колледже считают что некоторый перекос в соотношении деятельности преподавателей по внедрению новых педагогических технологий и средств, применяемых для оценки результатов освоения образовательных программ. Перекос этот идет в пользу экспериментальной и исследовательской работы в сфере инновационных технологий обучения.
Научно-практические конференции, педагогические чтения, педагогические советы, заседания методических комиссий в качестве приоритетных вопросов ставят обмен опытом в разработке и апробации технологий портфолио, кейс-метода, технологии критического мышления, проектного обучения и многих других. Гораздо реже поднимаются проблемы, связанные с оценкой у студентов компетенций, приобретаемых в процессе применения тех или иных педагогических технологий. Чтобы разрешить противоречие между деятельностным подходом к профессиональной подготовки предметным структурированием его содержания, необходимо структурировать и сам процесс обучения, и оценочные средства контроля его качества одновременно по предметному и деятельностному принципам. Подобную структуру оценочных средств можно назвать предметно-деятельностной.
Преподаватели колледжа сегодня осознают, что перед ними сложная задача. С одной стороны, осваивать или вырабатывать инновационные образовательные технологии, с другой -научиться формировать адекватные им оценочные средства, которые позволяют:
- формировать у студентов требуемые основной профессиональной образовательной программой общие и профессиональные компетенции;
- проводить объективную комплексную оценку сформированных компетенций.
При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса -образовательных технологий (путей способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). Формы контроля должны еще более, чем раньше стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту боле четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а преподавателю - направлять деятельность обучающегося в необходимое русло.
Инновация сегодня является доминирующим фактором развития. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного развития позволяют выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, а работа по профессиональной ориентации подростков - стратегическая задача инновационно развивающегося Центра научно-методического обеспечения.
Проведенный анализ передового педагогического опыта научно-методического обеспечения производственной практики показывает, что в профессиональной школе накоплен определенный опыт, но остается не разработанным теоретический общеконцептуальный подход к данной проблеме; не решена задача отражения формирования компетенций на производственной
практике в государственных образовательных стандартах; не решена задача моделирования научно-методического обеспечения производственной практики на основе компетентностного подхода.
Литература:
1. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие»// Казанский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87.
2. Мухаметзянова Г.В. Среднее профессиональное образование: рынок и качество подготовки специалиста// Казанский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 8-18.
3. Иванайская Т.Л., Соколова Л.Б. Сопровождение профессионального самоопределения студента ссуза: сущность процесса и инновационная модель// Казанский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 77-83.
4. Яруллина Л.Ф., Семакова В.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях образовательного кластера в области машиностроения// Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12. С. 53-59