Казанский педагогический журнал. 2015. №4
УДК 378
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Л.Р. Храпаль
Аннотация. В статье представлен опыт проектирования учебных курсов и технологий их реализации с учетом уровня и профиля подготовки в условиях внедрения новых образовательных стандартов в России. Установлено, что проектирование преподавателями учебных курсов экологической направленности в рамках модульного и компетентностного подходов, осуществляемое в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается рядом трудностей: определением цели занятий, связанных с формированием компетенций; содержательным наполнением модулей; реализацией всех видов межпредметных связей (предварительные, сопутствующие, последующие); усиление профессиональной направленности (отработки профессиональных качеств будущего специалиста).
Ключевые слова: профессиональное образование, естественнонаучная и общепрофессиональная подготовка, опыт проектирования и реализации учебных курсов, модульный и компетентностный подходы, компетент-ностно - ориентированное содержание учебных курсов и модулей.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT DESIGN COMPETENCE-ORIENTED CONTENT ENVIRONMENTAL TRAINING COURSE ORIENTATION IN THE CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF GEF ACT
L.R. Khrapal
Abstract. The article presents an experience of educational courses planning and technologies of their realization at certain level and certain profile of vocational education at the time of new educational standards introduction in Russia. It reveals that planning of educational course within the framework of educational module and student’s competence forming approaches in accordance with the requirements of The Federal State Educational Standards ( ФГОС), is accompanied with the range of difficulties. They are: determination of the course related to the formation of certain required competences; defining the content of the modules; establishing of inter subject connections (preliminary, parallel, and subsequent); strengthening of student’s vocational determination (professional abilities development of the future employee).
Keywords: professional education, natural-science and vocational education, experience of educational courses planning and implementation, educational module oriented on student’s competence forming, structuring of educational courses and modules.
Сегодня важно создать новую мировоззренческую парадигму, направленную на модернизацию подходов к сущности экологического образования в СПО, как диалектической основы целостной системы образования, направленной на эффективное проектирование компетентно-стно -ориентированного содержания учебных курсов экологической направленности в условиях реализации ФГОС СПО.
Следовательно, возрастает необходимость смещения акцентов в сторону модернизации содержания и структуры экологического образования, осознании ведущих тенденций модернизации современной эколого-образовательной практики. К этим тенденциям относятся: много-уровневость и многоступенчатость образования; гибкость, открытость и вариативность образования; поликультурный характер и этно-
региональная направленность образования; непрерывность образования.
В качестве ведущих технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой нами выбраны технологии проблемного обучения, игровые технологии и модульная технология, так как сущностным их признаком является адаптивность к личностным особенностям обучающихся, наделенных позитивным субъектным опытом природосообразной деятельности; пользование одной из них не исключает возможности применения других.
Инновационные технологии и новые подходы позволяют ориентировать содержание экологического образования на будущую профессиональную деятельность и рациональное использование ресурсов; обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и ин-
1
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
теллектуальное, экологическое развитие студентов, их самостоятельность и доброжелательность по отношению к преподавателю, друг к другу и природе; позволяют организовать процесс экологического образования с помощью оптимальных методов, форм, средств обучения, контроля и оценки.
Выделим ведущие инновации экологического образования (методы и формы), которые составляют основу всех экологических технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой в процессе профессиональной подготовки:
- проблемные лекции (по актуальным экологическим проблемам с применением аудиовизуальных средств);
- диалогические (лекции с элементами диалога, дискуссии, анализ экологических ситуаций);
- игровые с учетом будущей профессии (ролевые, деловые, сюжетные игры);
- интегративные уроки (изучение технологического процесса и влияние данной отрасли на окружающую среду и здоровье человека);
- методы самостоятельного учения (минисочинения экологической тематики, сбор и доклад свободной информации экологического содержания и др.);
- экскурсии на природу, на предприятия, выставки, экспозиции;
- экологические научные кружки, экологические конкурсы, деловые экологические игры;
- экологические экспедиции, экскурсии, экологические маршруты, экологические походы;
- экологические праздники;
- уроки доброты, социального доверия и толерантности;
- экологические акции «зеленый патруль», «трудовой десант», экологические митинги;
- научные конференции;
- контроль результатов (тестирование, опрос, собеседование) [6].
Опираясь на принципы профессионального образования, принципы личностно-
ориентированного профессионального образования и принципы экологического образования мы логически выделяем следующие принципы, лежащие в основе процесса модернизации профессиональной подготовки студентов:
- принцип опережающей подготовки экологического образования;
- принцип осознанной перспективы взаимодействия с природой;
- учет позитивного индивидуального опыта природосообразной деятельности обучаемого, его потребность в экологической самореализации;
- создание учебно-пространственной среды в соответствии с экологическими требованиями, требованиями безопасности труда и охраны здоровья обучающихся;
- принцип сотрудничества (диалог партнерства во взаимоотношениях обучаемого и педагога в процессе экологического образования) [1,2].
Движения от одного уровня познания к другому можно добиться, если сохранить в содержании его сущностные характеристики (качества, функцию системы), которые постепенно лишь углубляются и конкретизируются. Именно эта сущностная программная часть, заложенная в модуле, является основой содержания природно-рефлексивной технологии саморазвития человека.
Методологическое основание создания модуля как средства системного познания мира и себя - единство многообразия динамичного мира и человека; дуальность мира и человека. В основу разработки этого средства был положен всеобщий закон движения, обеспечивающий непрерывное взаимодействие систем мира. Человек, как и любая система мира, подчиняется этому закону [3]. Именно взаимодействие человека с другими системами и обеспечивает его познавательно-творческо-прагматическую деятельность.
Взаимодействие требует, прежде всего, познания системы: ее структуры, норм, способов функционирования и овладения этими способами. Значит, если в каждом учебном предмете мы выделим системы и будем их изучать в такой же последовательности, то в результате у человека разовьются универсальные способности (исследовательские, проектировочные, исполнительские, коммуникативные, рефлексивные), позволяющие системно строить отношения с миром и собой, осуществлять конкретную деятельность
[4].
Модуль позволяет человеку, включенному в общую деятельность, последовательно производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. Иными словами, посредством модуля люди понимают, что они обсуждают, о чем (предмет разговора) говорят сами и другие участники общей деятельности, а тем самым достигается взаимопонимание в информационном обмене. Системное отражение мира задается самой структурой модуля: выбор нужной системы (постановка цели деятельности), исследование ее структуры, норм, способов, результатов функционирования [5]. Практически модуль позволяет человеку раскодировать сущность системы, «увидеть» ее в динамике и опять закодировать, то есть системно заложить в сознание.
2
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Таким образом, модуль становится универсальным многомерным средством деятельностной организации содержания (построения отношений) и осуществления информационного обмена между людьми. Он, во-первых, в высокой степени гарантирует удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека (развитие способности), во-вторых, определяет вектор нового, возникающего интереса. Но главное предназначение модуля - развивать мышление, сознание человека.
Правила создания модульного содержания по предмету включают следующий алгоритм действий:
- определить цель модульной организации предметного содержания;
- выявить структуру (разделы) предмета;
- создать системы по каждому разделу, определив: элементы системы; функции каждого элемента; виды связей между элементами; функции видов связи; функции системы; нормы функционирования системы; методы функцио-
нирования системы; свойства системы;
- оформить модуль по каждой системе;
- установить последовательность изучения модулей: найти аргументы такой последовательности; доказать логику аргументации.
- оформить систему модулей по предмету;
- установить межпредметные связи по модулям обучения [7].
Поэтому модульное обучение предстает как организация системы ситуаций коллективноиндивидуальной мыследеятельности, в которой формируются нормативные (произведенные по законам) способы действия. В этих ситуациях они возникают и за счет рефлексии обобщаются, закрепляются в сознании. Все это, в конечном счете, обеспечивает воспроизводство культуры, развитие нормированных созидательных отношений.
Рассмотрим правила создания системы развивающих ситуаций по предмету, определяющие следующий алгоритм действий (Рис. 1).
1. Определить цель создания развивающих ситуаций
А
2. На основе модулей и общего количества часов по предмету рассчитать дозы содержания каждого занятия
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
3. На основе дозы содержания каждого занятия высчитать количество часов развивающих ситуаций по предмету
V
6. Установить меж- 4. Описать ситуацию
предметные связи по по структуре:
ситуации обучения цели ^
А— 5. Оформить систему разви- м— действия^средства^результат
вающих ситуаций
Рисунок 1. Алгоритм действий по созданию развивающих ситуаций по предмету
Правила создания системы развивающих ситуаций по предмету определяют следующий алгоритм действий:
1. Определить цель создания развивающих ситуаций.
2. На основе модулей и общего количества часов по предмету рассчитать дозы содержания каждого занятия.
3. На основе дозы содержания каждого
занятия высчитать количество развивающих ситуаций по предмету.
4. Описать каждую ситуацию по инвариантной структуре: цели ^ действия ^ средства ^результат.
5. Оформить систему развивающих ситуаций.
6. Установить межпредметные связи по ситуациям обучения.
3
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
«Древо понятия» представляет собой методологическое средство самостоятельного поиска знаний, осознания культурных норм взаимодействия.
Основанием создания данного средства явилось понимание того, что при взаимодействии человека с любой системой вселенского пространства информация поступает к нему в «чужой», «инородной» форме. В зависимости от цели деятельности в ней выделяется главная информация, представляющая в данный момент интерес для человека. Остальная же информация или совсем не принимается, или становится сопутствующей, фоновой. Чтобы выделить и принять нужную информацию, человеку необходимо переструктурировать ее форму, а для этого необходимо «развернуть» «инородную» форму, взять то, что ценно, и заложить в свою индивидуальную форму, удобную для осознания. Так строится процесс приема-передачи информации человеком. «Древо понятия» строится по аналогии с этим процессом приема информации человеком, что и делает его одним из эффективных средств природно-рефлексивного освоения мира.
Однако этим ценность данного методологического средства рефлексивной технологии не исчерпывается. При взаимодействии людей важно не просто передать информацию, а передать так, чтобы она была понятна тем, кому предназначается. С этой точки зрения «древо понятия» выступает средством понимания людьми друг друга, понимания себя в процессе взаимодействия, познания.
Построение «древа понятия» происходит по единому алгоритму:
- находятся значения, смыслы исследуемого слова в разных словарях и заполняется первый ряд, уровень «древа». В него входят все культурные смыслы употребления данного слова;
- если человек цель познания данного понятия на этом не реализовал, он выделяет заинтересовавшее его значение слова из первого ряда и опять же по словарям находит разные смыслы его употребления - простраивает второй ряд «древа». И так до удовлетворения интереса к данному понятию;
- заканчивается исследование понятия конструированием выводного знания, включающего в себя конкретный (целевой) аспект осознания общечеловеческой культуры.
В природно-рефлексивной технологии «древо понятия» используется как средство научной, культурной аргументации позиции, как средство общего осмысления нового со-
держания, как средство изменения общего и индивидуального сознания людей. При этом оно становится и одним из важнейших средств формирования интереса к профессиональному языку, приобщения к общечеловеческой культуре, к самостоятельной поисковой деятельности, непрерывно развивающее мыслительные способности человека. Работа со словарями, выстраивание «древа понятия» оказывает влияние на качество получаемой информации, преодолевается смысловой барьер однозначности дефиниций. Студенты переструктурируют форму новой (чужой для них) информации, разворачивая все смыслы, выбирают то, что значимо для них и соответствует познавательной цели, закладывают в свою словесно-образную форму, свое понятие, которое прочно входит в сознание и обеспечивает качество оформления собственных мыслей.
Семантическое поле - это методологическое средство интеграции индивидуального опыта и научных, общечеловеческих смыслов, формирующее сознание человека. Словом «семантика» в современной лингвистике обозначается все содержание, информация, передаваемые языком или какой-либо его единицей - словом, грамматической формой слова, словосочетанием, предложением. Основным «носителем» семантики для нас является, конечно, полнозначное слово.
Каждое такое слово организовано по одному принципу: оно представляет собой определенную материально выраженную форму
- последовательность звуков или графических знаков, которая в индивидуальном сознании каждого человека и в языке в целом обязательно связана, с одной стороны, с каким-либо предметом действительности (вещью, явлением, процессом, признаком), а с другой
- с понятием об этом предмете.
Семантическое поле как методическое средство рефлексивной технологии - это система ключевых слов, отражающих сущностные характеристики отдельных областей знаний в пространстве предметной деятельности, которая рассчитывается на основе причинноследственных связей качеств и отношений (процессов) систем.
Для проектирования семантического поля предметного познания нами применяется следующий алгоритм:
- выделение ключевых понятий по всей модульно структурированной обучающей программе; при этом количество модулей по одной программе может быть различным и определяется структурой курса;
4
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
- выделение ключевых понятий и их структурирование по каждому модулю, которое может быть трех видов: линейное, ветвистое, цикличное;
- выделение ключевых понятий для каждой обучающей ситуации (она равняется одному занятию); это могут быть ключевые понятия целого модуля или его части, что определяется целью ситуации;
- определение логически-ассоциативной последовательности освоения ключевых понятий в технологической ситуации.
Такое пошаговое проектирование исследования ключевых понятий позволяет:
- во-первых, точно определить систему смысловых опор обучающей программы в целом и каждого модуля, в частности;
- во-вторых, дозировать технологический процесс непрерывного, системного познания, творчества.
Предметный язык — это методологическое средство, обеспечивающее овладение предметной культурой.
Системное представление содержания осваиваемой предметной области через изучение того или иного учебного курса не является конечной целью образования. Конечной целью выступает целостное овладение культурой, под которой мы понимаем высокий уровень освоения совокупности необходимых предметных знаний, способностей в конкретной области, позволяющий органично включать их в свою жизнедеятельность, в частности, в профессиональную деятельность, а не просто иметь в сознании некоторые теоретические, отвлеченные от практического применения (пусть и системные) интеллектуальные представления.
Как и язык в целом, предметный язык представляет собой объективно существующую знаковую систему, которая используется как средство хранения и передачи предметной информации, являющейся частью духовно-информационной сферы Вселенной, а также как средство общения людей в данной предметной области. Предметный язык также обладает внутренней целостностью и единством, имеет сложное многоуровневое строение, подчиняясь в практическом применении (устном или письменном) общим грамматическим законам и правилам языка, частью которого он является.
Таким образом, предметный язык мы рассматриваем как средство осознания предметной культуры, обеспечивающее непрерывное духовно-сенсорно-интеллектуальное
саморазвитие человека, накопление его индивидуального опыта.
Методологическим основанием создания предметного языка являлся принцип единства многообразия мира и человека.
В качестве основы создания предметного языка в образовательном пространстве выступают государственный стандарт, определяющий обязательный минимум содержания каждой дисциплины, а также составленная на его основе учебная программа, имеющая модульную структуру.
Конструирование предметного языка начинается с выделения в учебной дисциплине:
- существительных, которые определяют системы, изучаемые по данному предмету;
- прилагательных, обозначающих качество этих систем;
- глаголов, описывающих процессы, механизмы, нормы функционирования этих систем.
Алгоритм создания предметного языка включает следующие шаги:
1 шаг - Исследование сущности предметной культуры, закодированной в названии учебной дисциплины.
Для этого через слова, составляющие название учебной дисциплины: определяются основные системы предметной культуры, входящие в учебную программу (существительные); раскрываются все качества данных систем (прилагательные); выделяются все функциональные связи систем, изучаемых в предмете (глаголы). Это позволяет сформулировать основную идею, заложенную в содержании курса. Индивидуальность, духовность автора при этом проявляется в выбранном стиле содержания и формы учебного материала. Так определяется общий объем предметного пространства.
Алгоритм создания предметного языка представлен нами ниже (Рис.2.):
1 шаг - все процедуры, описанные в шаге 1, воспроизводятся по каждому модулю учебной дисциплины, что позволяет установить глубину предметного содержания;
2 шаг - исследование (по словарям) каждого понятия (существительного, прилагательного, глагола) по всем модулям курса, выделение их смысла и установление основных сущностных единиц познавательной, профессиональной деятельности обучающихся (построение «древ понятий»);
3 шаг - определение на основе «древ понятий» средств, способов, качеств предметной деятельности;
4 шаг - выявление в содержании учебной
5
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
дисциплины законов и закономерностей, определяющих гармонию мира и человека. Выделение таких законов, их осмысление обеспечивает осознание обучающимся мира и себя как единой многообразной системы;
5 шаг - на основе результатов описанной выше исследовательской работы создается понятийно-терминологический словарь по предмету, рассчитывается развитие предметных способностей у студентов.
Рисунок 2. Алгоритм создания предметного языка - инновационного методологического средства
Пошаговое исследование предметного языка (существительных, прилагательных, глаголов) учебной дисциплины позволяет точно рассчитать:
- систему смысловых опор для построения единого семантического поля;
- содержание по учебной дисциплине в целом и каждому модулю в частности;
- дозировку содержания технологического процесса непрерывного саморазвития педагогов и обучающихся;
- критерии: качества осознания педагогом предметного содержания, качества усвоения знаний студентами;
- индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося;
- степень духовно-сенсорноинтеллектуального лидерства каждого обучающегося;
- соотношение управления-самоуправления процесса обучения, его качество.
Рассмотренные методологические средства, используемые в природно-рефлексивной технологии саморазвития человека, значимы тем, что они являются посредниками во взаимодействии педагога со студентами в процессе обучения, обеспечивают возможность обучающимся включиться в самостоятельное переживание, проживание учебных ситуаций как ситуаций живого, естественного, социоприродного, социокультурного взаимодействия.
Только в этом случае происходит духовное саморазвитие человека, накопление им индивидуального витагенного опыта. Соответственно, при разработке научно-методического обеспечения по каждому курсу учитывалась необходимость создания условий для формирования у студентов и постоянного применения, закрепления в учебной деятельности этих алгоритмов.
6
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Литература:
1. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р. Обеспечение качества проектирования образовательных программ экологической направленности на основе современных технологий менеджмента / Л.Р.Храпаль, Ф.Ш. Мухаметзянова // Опыт проектирования учебных курсов естественнонаучного и общепрофессионального циклов в условиях реализации ФГОС НПО и СПО: сб. научн. ст. / под ред. Н.А. Читалина и А.Р. Камалеевой. - 2013. - 148 С. - С 73-94.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Шариф-зянова К.Ш. Организационно-педагогические условия создания информационно-коммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Р.Храпаль, К. Ш. Шарифзянова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №4. - С.21-27.
3. Наумова Э.В., Храпаль Л.Р. Создание профессионального педагогического содружества как залог успешного внедрения языковых практик и методик / Л.Р.Храпаль, Э.В.Наумова// Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук: сб. материалов X Междунар. заочн. науч.-практ. конф. - Москва: Изд-во междунородного центра науки и образования, 2013. - С.92-98.
4. Хайбуллин Р.Р., Храпаль Л.Р. О программе создания центра интеллектуального развития на базе общеобразовательного учреждения / Храпаль Л.Р. / Общественные науки. 2012. - № 6 (Т. 2) - С. 24-28.
5. Храпаль Л.Р. Из опыта проектирования ком-петентностно-ориентированного содержания учебных курсов экологической направленности в условиях реализации ФГОС СПО / Храпаль Л.Р. // Вестник НЦБЖД. 2015.- № 1 (23).- С. 80-88.
6. Худакова Л.В., Мухаметзянова Ф.Ш., Храпаль Л.Р., Ентураева Н.В., Шарифзянова К.Ш. Проектирование содержания инновационных учебных курсов на основе модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании /Л.В. Худакова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Р. Храпаль, Н.В. Ентураева, К.Ш. Шарифзянова // В мире научных открытий. - 2014. -№5.1(53). - С.415-424.
References:
1. Muhametzjanova F.Sh., Hrapal' L.R.
Obespechenie kachestva proektirovanija obrazovatel'nyh programm jekologicheskoj napravlennosti na osnove sovremennyh tehnologij menedzhmenta / L.R.Hrapal', F.Sh. Muhametzjanova // Opyt proektirovanija uchebnyh kursov estestvennonauchnogo i obshheprofessional'nogo ciklov v uslovijah realizacii FGOS NPO i SPO: sb. nauchn. st. / pod red. N.A. Chitalina i A.R. Kamaleevoj. -2013. - 148 S. - S 73-94.
2. Muhametzjanova F.Sh., Hrapal' L.R.,
Sharifzjanova K.Sh. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija soz-danija informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme vysshego professional'nogo ob-razovanija / F.Sh. Muhametzjanova, L.R.Hrapal', K. Sh. Sharifzjanova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - №4. - S.21-27.
4. Naumova Je.V., Hrapal' L.R. Sozdanie
professional'nogo pedagogicheskogo sodruzhestva kak zalog uspeshnogo vnedrenija jazykovyh praktik i metodik / L.R.Hrapal', Je.V.Naumova// Aktual'nye voprosy teh-nicheskih, jekonomicheskih i gumanitarnyh nauk: sb. materialov X Mezhdunar. zaochn. nauch.-prakt. konf. -Moskva: Izd-vo mezhdunorodnogo centra nauki i obrazovanija, 2013. - S.92-98.
5. Hajbullin R.R., Hrapal' L.R. O programme sozdanija centra intellektual'nogo razvitija na baze obshhe-obrazovatel'nogo uchrezhdenija / Hrapal' L.R. / Obshhestvennye nauki. 2012. № 6 (T. 2) S. 24-28.
6. Hrapal' L.R. Iz opyta proektirovanija
kompetentnostno-orientirovannogo soderzhanija
uchebnyh kur-sov jekologicheskoj napravlennosti v uslovijah realizacii FGOS SPO / Hrapal' L.R. // Vestnik NCBZhD. 2015. № 1 (23). S. 80-88.
7. Hudakova L.V., Muhametzjanova F.Sh., Hrapal' L.R., Enturaeva N.V., Sharifzjanova K.Sh. Proektirova-nie soderzhanija innovacionnyh uchebnyh kursov na osnove modul'no-kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii /L.V. Hudakova, F.Sh. Muhametzjanova, L.R. Hrapal', N.V. Enturaeva, K.Sh. Sharifzjanova // V mire nauchnyh otkrytij. - 2014. -№5.1(53). - S.415-424.
Сведения об авторе:
Храпаль Лариса Робертовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, зам. директора по инновационному развитию, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Khrapal L.R. (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, deputy director for innovative development, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE, e-mail: [email protected]
7