УДК 378
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Н.М. Угарова, Р.Х. Гильмеева, Ю.Н. Ганиева
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена процессами модернизации российского образования. В статье рассматривается модель научно-методического обеспечения деятельности научно-исследовательской лаборатории по изучению воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин. Выделены основные задачи, структурные компоненты деятельности научно-исследовательской лаборатории; определены основные формы работы взаимодействия научно-исследовательской лаборатории; раскрыты педагогические условия реализации воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин; рассмотрены эффективность научно -методического обеспечения на основе проектно-целевого подхода.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, научно-исследовательская лаборатория, воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, проектно-целевой подход.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT ACTIVITIES OF RESEARCH LABORATORY FOR THE STUDY OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE HUMANITIES
N.M. Ugarova, R.H. Gilmeeva, Yu.N. Ganieva
Abstract. The relevance of this article due to the modernization of the Russian education. In the article the model of scientific and methodological support of activities of research laboratory for the study of the educational potential of the humanities. The basic problem, the structural components of the research laboratory; The main forms of interaction between research laboratories; revealed pedagogical conditions of realization of educational potential of the content of academic disciplines; reviewed the effectiveness of the scientific and methodological support on the basis of design-oriented approach.
Keywords: scientific and methodological support, research laboratory, the educational potential of the humanities, design-oriented approach.
Возрастающая динамика инновационных процессов в профессиональном образовании требует от современной науки выделения проблем приоритетных направлений в учебно-воспитательном процессе. Эффективность деятельности современной профессиональной организации связана с научно-методическим обеспечением и реализацией воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в контексте проектно-целевого подхода.
По мнению исследователей, основное отличие научно-методической деятельности от традиционной методической работы должно заключаться не только в овладении уже существующими в науке знаниями, но и внедрении имеющегося профессионального опыта.
Научно-методическая деятельность -структурный компонент профессионально-педагогической деятельности, необходимый для формирования нового знания о образовательно-воспитательном процессе, результатом которого является творческий уровень
научно-методической компетенции педагога, включающий знаний, умения, профессионально - личностные качества, а также разработка и внедрение собственной научно -методической продукции в образовательный процесс [5].
Научно-методическое обеспечение предусматривает обеспечение учебной и научной литературой, методологическими, дидактическими и методическими разработками в соответствии со стандартами нового поколения.
Для достижения эффективности научно -методического обеспечения на основе про-ектно-целевого подхода является разработка и реализация структурной модели научно-исследовательской лаборатории. Главной целью лаборатории является осуществление теоретических и экспериментальных исследований по выявлению воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в профессиональной образовательной организации [1].
Задачами научно-исследовательской лаборатории является отбор, разработка и внедрение в образовательный процесс инновационной деятельности педагога; реализация воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин; оказание помощи администрации в разработке и внедрении основных направлений инновационного развития профессиональной образовательной организации [2].
В сферу правовой деятельности лаборатории включаются следующие направления: взаимодействие с предметно-цикловыми комиссиями, предприятиями, участие в конференциях, семинарах, выставках. Руководство осуществляется заведующим, назначенным заместителем директора по научно-методической работе. Ответственность за работу лаборатории осуществляет заведующий лабораторией, действующий в интересах профессиональной образовательной организации.
Учет, планирование, контроль, отчетность осуществляется на основе разработанных планов научно-исследовательской и экспериментальной работы. Перспективные и годовые планы НИР и ОЭР утверждаются заместителем директора по научно-методической работе. Отчетность лаборатории устанавливается в соответствии с порядком, определенным администрацией профессиональной образовательной организации [3].
Для открытия научно-исследовательской лаборатории необходим пакет документов: краткая характеристика профессионально-образовательной организации и базы лаборатории, обоснование актуальности исследуемой проблемы для профессионально - образовательной организации, место исследования в инновационном процессе развития профессиональной образовательной организации, характеристика объекта и предмета исследования, цели, задачи опытно-экспериментальной работы, рабочая гипотеза решения проблемы, планируемые результаты и механизм их внедрения, методика оценки эффективности опытно-экспериментальной работы, научное, материальное и кадровое обеспечение деятельности [2].
Основными формами работы научно-исследовательской лаборатории являются: плановые заседания, семинары, доклады объединений преподавателей и сотрудников лаборатории с описанием содержания и результатов экспериментальной работы, индивидуальная работа заведующего лабораторией с членами лаборатории.
Одной из задач научно - исследовательской лаборатории выступает выявление воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин на основе проектно-целевого подхода; оказание помощи администрации образовательной профессиональной организации в разработке и реализации основных направлений инновационного развития; анализ эффективности инновационной деятельности, обсуждение, рецензирование педагогических проектов; участие в разработке и реализации воспитательно-образовательных проектов, конкурсов.
Научно-исследовательская лаборатория осуществляет внутреннее взаимодействие с предметно-цикловыми комиссиями, советом по воспитательной работе, научно -методическим отделом, отделом менеджмента качества, социально-психологической службой профессиональной образовательной организации.
Научно-исследовательская лаборатория, тесно взаимодействуя с научно-методическим отделом, существующим в каждом образовательном учреждении. При этом усиливается роль научно-исследовательской деятельности, целью которой является изучение, сопровождение и контроль воспитательно-образовательного процесса в профессиональной образовательной организации; создание условий, способствующих эффективности воспитательного потенциала на основе про-ектно-целевого подхода и повышение качества подготовки специалистов путем совершенствования методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с законодательством РФ в сфере профессионального образования.
В процессе научно-исследовательской деятельности лаборатории в рамках существующих научно-методических советов решаются следующие задачи:
- реализация академической политики с учетом тенденций использования воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин в рамках системы высшего и профессионального образования;
- обеспечение единой политики в области планирования, организации учебно-воспитательного процесса на основе проект-но-целевого подхода;
- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов в области образовательно-воспитательного процесса в структурных подразделениях, реализующих программы профессионального образования;
- участие в реализации инновационных воспитательных и образовательных проектов и целевых программ;
- мониторинг и управление развитием воспитательной системы;
- координация работы по организации и обеспечению учебно-воспитательного процесса на основе проектно-целевого подхода.
Совместно с отделом мониторинга качества образования научно-исследовательская лаборатория осуществляет мониторинг показателей эффективности уровня сформирован-ности социально-профессиональной компетентности; анализирует результаты мониторинга и осуществляет обратную связь. Научно-исследовательская лаборатория оказывает помощь в разработке и реализации учебных проектов на основе проектно-целевого подхода с учетом мнения преподавательского коллектива и студенческого актива; анализирует государственные стандарты, учебные планы, предметные программы с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей использования в воспитательной деятельности учебных курсов гуманитарного и социально-экономического блока, естественнонаучных и технико-технологических дисциплин [4].
Лаборатория совместно с социально-психологической службой проводит социологические опросы студентов по разработанным в лаборатории анкетам.
В рамках нормативно-правового обеспечения деятельности научно-исследовательской лаборатории разрабатывается «Положение о научно-исследовательской лаборатории», включающее общие положения, цели, обязанности заведующего лабораторией, систему работы сотрудников, материально-техническое обеспечение, решаются задачи реализации цели занятия: образовательной, развивающей, воспитательной.
В целях повышения воспитательного потенциала образовательного процесса необходимо:
- сохранение и развитие многообразия содержательного и методического аспектов воспитательной деятельности в профессиональном образовательном организации;
- развитие демократических процессов в системе профессионального образования, вариативности содержания воспитательных программ и моделей воспитательных систем, способствующих развитию интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельно-стной сфер личности, отказа от жестких авто-
ритарных схем, связанных с манипулированием студентами и установкой лишь на запоминание готовых знаний;
- создание нового образовательно -воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию на практике принципа свободы, предоставление студентам реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности;
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в процессе изучения гуманитарных дисциплин;
- формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
- сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества;
- удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных дисциплин, достигается при условиях:
- решения воспитательных задач в ходе каждого занятия в единстве с задачами обучения и развития личности студента;
- целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего студентам образцы подлинной нравственности, профессиональной ответственности, духовности, гражданственности, гуманизма;
- использование инновационных технологий, обеспечивающих проявление студентом собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных и профессиональных ролей в процессе обучения;
- организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности студентов на занятиях на основе проектно-целевого подхода к формированию социально-профессиональных компетенций в процессе образовательно-воспитательной деятельности.
Каждая гуманитарная дисциплина имеет свой воспитательный потенциал, свои воспитательные единицы.
Проектно-целевой подход к научно -методическому обеспечению деятельности лаборатории обеспечивает возможность включения личности в организацию будущей профессиональной деятельности и формирование личностных компетенций [1].
Литература:
1. Гильмеева, Р.Х. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентност-ного подхода в процессе гуманитарной подготовки студентов в профессиональной школе / Р.Х. Гильмеева, Л.П. Тихонова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Вестник КазГУКИ. - 2013. - №2.
2. Масленникова, В.Ш. Планирование воспитательного процесса в условиях инновационной деятельности в образовательной профессиональной организации / В.Ш. Масленникова, Н.М. Угарова, Т.А. Фисина, Л.П. Шигапова, В.Р. Шамсутдинова. Казань, 2014.-102с.
3. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // Казанский педагогический журнал. 2012. - № 1. - С. 25-35.
4. Храпаль, Л.Р. О программе создания центра интеллектуального развития на базе общеобразовательного учреждения / Л.Р. Храпаль, Р.Р. Хай-буллин // Общественные науки. - 2012. - № 6 (Т.2.) -С. 24-28.
5. Энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование» в 2-х томах: т.1 -термины по методологии, теории и практике педагогического образования / под научной редакцией академика РАО, доктора педагогических наук,
профессора Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: ИП-ППО РАО, 2013. - 432с.
References:
1. Gil'meeva R.H. Nauchno-metodicheskoe obespechenie realizacii kul'turokompetentnostnogo podhoda v processe gumanitarnoj podgotovki studentov v professional'noj shkole / R.H. Gil'meeva, L.P. Tihonova, F.Sh. Muhametzjanova, L.Ju. Muhametzjanova, G.A. Shajhutdinova // Vestnik KazGUKI. - 2013. - №2.
2. Maslennikova V.Sh. Planirovanie vospitatel'nogo processa v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti v obrazovatel'noj professional'noj organizacii / V.Sh. Maslennikova, N.M. Ugarova, T.A. Fisina, L.P. Shigapova, V.R. Shamsutdinova. Kazan, 2014. - 102s.
3. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Innovacionnye principy v podgotovke pedagogov profes-sional'nogo obuchenija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 1. S. 25-35.
4. Hrapal' L.R. O programme sozdanija centra intellektual'nogo razvitija na baze obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija / L.R. Hrapal', R.R. Hajbullin // Obshhestvennye nauki. 2012. № 6 (T.2.). S. 24-28.
5. Jenciklopedicheskij slovar'-spravochnik «Professional'noe obrazovanie» v 2-h tomah: t.1 - terminy po metodologii, teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovanija / pod nauchnoj redakciej akademika RAO, doktora pedagogicheskih nauk, professora G.V. Muhametzjanovoj. - Kazan: IPPPO RAO, 2013. - 432s.
Сведения об авторах:
Угарова Наталья Михайловна (г.Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Гильмеева Римма Хамидовна (г.Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Ганиева Юлдыз Наилевна (г.Димитровград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины», Технологический институт филиал ФГО ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина»
Data about the authors:
Ugarova N.M. (Kazan, Russia), the candidate of pedagogical sciences, associate, senior researcher, FGBNU "Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian academy of education", e-mail: [email protected]
Gilmeeva R.H. (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher, FGBNU "Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian academy of education", email: [email protected]
Ganievа Yu.N. (Dimitrovgrad, Russia), the candidate of pedagogical, associate professor of "Humanities and natural sciences," Institute of Technology Branch CSF VPO Ulyanovsk State Agricultural Academy named after PA Stolypin