Научная статья на тему 'Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ повышения квалификации педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями'

Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ повышения квалификации педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / КУЛЬТУРА / СОЦИУМ / ПЕДАГОГИ / ПСИХОЛОГИ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

Актуализируется содержание нормативно-правовых документов, позволяющих определить целевой профиль направленности содержания и форм научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся и воспитанников в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обосновывается идея о необходимости рассмотрения ведущих профилей влияния: воспитательный, диагностическо-консультативный, информационно-просветительский, лечебно-оздоровительный, педагогический, профилактический, психологический, развивающе-коррекционный, социально-правовой, экспертный. Обозначены и аргументированы содержание, формы и методы проектирования научно-методического и социокультурного обеспечения программ повышения квалификации педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В качестве примеров практико-ориентированных проектов выделены варианты решения задач формирования готовности детей к социально-культурным отношениям посредством развития навыков творческой, познавательной и рефлексивной деятельности, содействия индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности в условиях научно-методического и социокультурного сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кийкова Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-methodological and sociocultural programs of advanced training of teachers in the field of training and education of children with special educational needs

The content of normative and legal documents that allow to determine the target profile of the orientation of the content and forms of scientific and methodological and socio-cultural support for students and pupils in the conditions of the Federal State Educational Standards for primary general education for students with disabilities is updated. The idea of the need to consider the leading influence profiles is justified: educational, diagnostic-consultative, informational, medical pedagogical, preventive, psychological, didactic-correctional, social and legal, expert. The contents, forms and methods of designing of scientific-methodical and socio-cultural programs provide advanced training of teachers in the field of training and education of children with special educational needs are identified and reasoned. As examples of the practice-oriented projects are highlighted solutions to problems of formation of readiness of children to social and cultural relations through the development of creative skills, cognitive and reflective activity, promote individual preparation of children for independent learning, employment and socio-cultural activities in the context of the scientific-methodological and socio-cultural support.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ повышения квалификации педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

Современная школа

УДК 378.091.398+376

Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ повышения квалификации

педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

Н. Ю. Кийкова

Scientific-methodological and sociocultural programs of advanced training of teachers in the field of training and education of children with special educational needs

N. Y. Kiykova

Аннотация. Актуализируется содержание нормативно-правовых документов, позволяющих определить целевой профиль направленности содержания и форм научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся и воспитанников в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обосновывается идея о необходимости рассмотрения ведущих профилей влияния: воспитательный, диагно-стическо-консультативный, информационно-просветительский, лечебно-оздоровительный, педагогический, профилактический, психологический, развивающе-коррекционный, социально-правовой, экспертный. Обозначены и аргументированы содержание, формы и методы проектирования научно-методического и социокультурного обеспечения программ повышения квалификации педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В качестве примеров практико-ориентированных проектов выделены варианты решения задач формирования готовности детей к социально-культурным отношениям посредством развития навыков творче-

ской, познавательной и рефлексивной деятельности, содействия индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности в условиях научно-методического и социокультурного сопровождения.

Abstract. The content of normative and legal documents that allow to determine the target profile of the orientation of the content and forms of scientific and methodological and socio-cultural support for students and pupils in the conditions of the Federal State Educational Standards for primary general education for students with disabilities is updated. The idea of the need to consider the leading influence profiles is justified: educational, diagnostic-consultative, informational, medical pedagogical, preventive, psychological, didactic-correctional, social and legal, expert. The contents, forms and methods of designing of scientific-methodical and socio-cultural programs provide advanced training of teachers in the field of training and education of children with special educational needs are identified and reasoned. As examples of the practice-oriented projects are highlighted solutions to problems of formation of readiness of children to social and cultural relations through the development of creative

Н. Ю. Кийкова

Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ.

ЧИППКРО

skills, cognitive and reflective activity, promote individual preparation of children for independent learning, employment and socio-cultural activities in the context of the scientific-methodological and socio-cultural support.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, культура, социум, педагоги, психологи, научно-методическое обеспечение, социокультурное обеспечение, специальное образование, интегрированное образование, сопровождение.

Keywords: children with special educational needs, culture, society, teachers, psychologists, scientific and methodological support, provision of socio-cultural, vocational education, integrated education, support.

В федеральной целевой программе «Культура России» среди актуальных задач личностного развития человека обозначены основные общественные приоритеты в области развития отношений между людьми: сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации. Решение обозначенных задач возможно при совместном участии образовательных, социальных, научных институтов, культурных объединений и организаций.

В современных условиях в России складываются традиции, основывающиеся на принципах теории интегративного управления, предполагающей разные формы интеграции - культурную, нормативную, функциональную, коммуникационную. Сложилось ... представление о том, что через социальный институт образования любое общество не только сохраняет, но и умножает свой культурный потенциал, обеспечивает . рост своего потенциального . богатства, которое всегда может создать человек, имеющий необходимые знания и социокультурные качества, обеспечивающие взаимопонимание и консолидацию всех членов общества [1]. Профессиональный стандарт педагога среди знаний и умений в области социокультурных отношений предполагает понимание педагогом образцов и ценностей социального поведения человека, основных стадий социализации и закономерностей формирования

детско-взрослых сообществ, особенностей формирования общекультурных компетенций, знание основ проектирования образовательного процесса с учетом особенностей социальной ситуации и социальной позиции детей, наличие представлений об организации различных видов внеурочной деятельности: художественно-продуктивной, культурно-досуговой, проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка, навыки поведения в мире виртуальной реальности [2].

Поэтому содержание интегрированного (специального) образования свидетельствует о потребности не только в научно-методическом, но и социокультурном обеспечении программ повышения квалификации. С одной стороны это определяется основными нормативно-правовыми документами в области инклюзивного образования, необходимости создания и поддержки специальной инклюзивной социокультурной среды, с другой стороны - федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в области психолого-педагогического образования, социальной работы и культурологии.

В условиях освоения педагогическими работниками программ повышения квалификации в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями важно организовать обсуждение задач выбора содержания образования и возможностей обновления специальной инклюзивной социокультурной среды, способствующей развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации.

Анализ нормативно-правовых документов позволяет определить целевой профиль направленности содержания и форм научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся и воспитанников в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: воспитательный, диагностическо-консультативный, информационно-просветительский, лечебно-оздоровительный, педагогический, профилактический, психологический, развивающе-коррекционный, социально-правовой, экспертный (табл. 1) и в связи с этим принимать участие в проектировании содержания

интегрированного (специального) образования [3; 4; 5].

При изучении вопросов «Правовые основы деятельности образовательной организации», «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося», «ФГОС как средство проектирования и организации образовательной среды детей с особыми образовательными потребностями» слушателям курсов в качестве тем информационных практико-ориентированных проектов предлагаются вопросы выработки вариантов решения задач формирования готовности детей к социально-культурным отношениям посредством развития навыков творческой, познавательной и рефлексивной деятельности, содействия индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности. Приведем примеры некоторых заданий.

Задание к теме «Правовые основы деятельности образовательной организации: принимая во внимание возможности разных форм получения образования, сетевого взаимодействия и используя рекомендации учителя-дефектолога по формированию индивидуальной коррекционной программы обучающегося с особыми образовательными потребностями: актуальные планируемые результаты, основные направления коррекцион-но-развивающей работы, специальные условия образования, сформулируйте тему и цель проекта (целевой профиль направленности содержания и организационных форм), источники информации, способы обработки информации, результат информационного поиска: ветви альтернатив при построении специальной инклюзивной социокультурной среды, обуславливающей результаты образования.

Задание к теме «Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося»: используя основные концептуальные документы о ценностных ориентирах в сфере духовно-нравственного развития обучающегося, представьте в виде модели идеальное представление о содержании и формах научно-методического и социокультурного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной организации средствами разных предметных областей.

Задание к теме «ФГОС как средство проектирования и организации образовательной среды детей с особыми образовательными потреб-

ностями»: анализируя многообразие альтернатив построения специальной инклюзивной социокультурной среды, рассмотреть возможности интеграции образовательной и социокультурной среды в достижении общих результатов образования.

При выполнении заданий слушателям рекомендуется исходить из психофизиологических особенностей развития детей и основных принципов формирования и развития личности ребенка [6; 7]. Готовность детей к творческой, рефлексивной, социально-культурной деятельности определяется уровнем развития познавательных функций и степенью сформированности осознанной саморегуляции. Поэтому при проектировании специальной инклюзивной социокультурной среды важно планировать формирование познавательной активности детей при организации разных видов деятельности. Для этого следует предполагать деятельность по развитию внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. Деятельность по формированию осознанной саморегуляции ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

В качестве наглядных примеров создания ветвей альтернатив при построении специальной инклюзивной социокультурной среды, обуславливающей результаты образования, можно использовать разные способы: схемы, круговые диаграммы, таблицы. В таблицах 2 и 3 представлены результаты проектирования педагогическими работниками научно-методического и социокультурного сопровождения детей в связи с их особыми образовательными потребностями в условиях использования информационных ресурсов института.

Таблица 1

Направленность н содержание программ обучения а воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Целевой профиль направленности сопровождения Содержание программ общения и воспитания Формы сопровождения

научно-м етодичеасое

Воспитательный Организация иознаЕательной: речевой и предмета о-практа-ческой деятельности ШШШ! с ОВЗ Обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми е познавательной деятельности Б основе программы - ключевые воспитательные з адачи, базовые и ацнон альные ценности российского общества

Гнокость сиены образовательного маршрута, программ и условий получения образования й^тйШШШ на основе комплексной оценки личностных, ШЖЖШН предметных результатов освоения программ Применение современных методов диагностирования достижений детей и воспитанников, осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения Формирование общей культуры взаимодействия с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями

Ин формацн онн о-просв етательскнй Система знаний опыт разнообразной деятельности и эмоцно-н альн о-личностного отн ошения к окружающему соцнальн эщ и природному миру Осуществление учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности [нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое)

Лечебно-оздоровнтельный Формирование двигательной активности с учетом возрастных, психологических и иных особенностей, разЕнтне потребности в занятиях физической культурой и спортом Введение учебных курсов, обеспечнЕаю-шнх удовлетворение особых образовательных потребностей н необходимую коррекцию недостатков в психическом и {нлн) физическом разЕнтнн В и ери од каникул и (пользуются в озмож-носта организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ

Педагогический Формирование основ учебной деятельности. Осуществление учебных занятий, обеспечн-е аюших различные интересы обучающихся Создание специальных условий для получения образования е соответствии с еоз-растнымн, индивидуальными особенностями Выявление н развитие способностей обучающихся через систему7 клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности

Профилактический Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия Разнообразие разЕНЕаюших учебных ситуаций, благоприятных для разЕнтня личности и способностей ребенка Пробуждение & ^щу^ЖйШШ желания заоотаться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жнзнн

£ & I V?

И

1 * 41

В л <8 « 1» л

I ^

€ 3

^ 1 § £

Целевой профиль направленности сопровождения Содержание программ обучения и воспитания Формы сопровождения

нэ(учно-м егодичеасое

Психологический Определение путей и способов достижения социально желаемого уровня личностного н познавательного развития Разнообразие организационных форм, обеспечнЕаюшнх рост творческого потенциала, познавательных мотивов Осуществление психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития

Общекультурное н личностное развтне йй^ШШШШ е соответ-ствни с принятыми е семье и обществе доюЕно-нравствашыии и ШШКШЗйШШ. ценностями Увеличение количества учебных часов, отводнных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части Осуществ ленн е внеурочн ой деятельн остн с использованием возможностей организаций дополнительного образовання: организаций культуры и спорта

Социально-правовой Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения в соответствии с принятыми е семье и обществе ду-хоен о-нравств еннымн н шдаь ^ШЕЩШ, ценн остями Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов Расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья

Экспертный Участие педагогических раоот-ииков, родителей и общественности в разработке, проектировании и разЕнтнн социальной среды внутри организации, а также е формировании н реализации индивидуальных образовательных маршрутов Реализация учебных программ различных курсов, содействующих созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности детей, воспитанников Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, в вовлечении семей е образовательную деятельность

£

3

Н. Ю. Кцйкдва

Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ...

А

ЧИППКРО

ss о

5 '2

к £

№ Цента ой профиль направленности сопровождения Содержание программ обучения и воспитания Научно-м егодичеасое сопровождение сопровождение

Специалисты сопровождения (психолог и др.). Учитель русского языка, литературы, математика, ... родители

5. Логопедическое Коррекция и развитие речи ребенка с особыми потребностями Использования сенсорной комнаты, игра, шщщщ песочная терапия Авторская телепрограмма» Петра Кожевникова «Первая люооеь» Чистая речь: https J/www_youtnbe. сош/watch?v=e3 vQXfbD 160

б. Соцн альн о-прав ов ое Оказ анн е и снхол огнческой поыошн учащимся «трудных классов», которые испытывают трудности адаптации Курс занятий [составлен на основе программы «Трудный класс» А. Б. ^щд^шй, П. В Румянцевой) 1. Проект «Общественное достояние»: http jVnooregi stry .ru/about. 2. Проект «Письма из провинции»: hltp://tvtnltm:a.m^and^show/braiid_ijd/20920/. 3. Школа волонтерских технологий: http ://volonter- school.ru/. 4. Добровольческое движение «Дщ^щщ^г»: http J/www. dani lovcy .гпЛ 5. Ассоциация некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений»: http ://volontery .ru/

ON

Таблица 3

Содействие индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой п социально-культурной деятельности

№ Целевой профиль направленности сопровождения Содержание программ обучения и воспитания Научно-м егодичеасое сопровождение сопровождение

Специалисты сопровождения (психолог и др.). Учитель русского языка, литературы, математики. ... родители

1. Лечебно-оздоровительное Изучение индивидуальных особенностей развития Обсуждение программы индивидуального сопровождения и образования Центры инклюзивного спорта: http 'Лwww_uspiLm 'new&' sport-i-fizicheskaya- kultura-kak- inklyuzivnaya- sreda/

2. Воспитательное Формирование адекватного восприятия родителями ребенка, понимание «особых законов развития» Специальный курс родительского образования е области охраны и профилактики здоровья 1. Социально-культурные проекты: https J!www_youtnbe. сош/watch?v=ylZADiQe 5 Ao. 2. Музыкотерапня, «щш ШШШШ: https://boomstarter JTiprojects-4 67926/beznslovnyy_t eatr

£ ic I vf

S о

1 * Ii

В л <8 « IS ft

I ^ С 3

^ 1 § £

Н. Ю. Кцйкдва

Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ...

В связи с выбором разного целевого профиля направленности сопровождения содержание программ обучения и воспитания ориентировано на активизацию познавательной и творческой активности ребенка; формирование непроизвольного внимания и памяти, способности к переключению и распределению внимания, восприятия; формирование навыков внутреннего плана действий (табл. 2).

При этом основные цели и задачи социокультурного сопровождения направлены на формирование эмоционально-позитивного отношения обучающихся и воспитанников к учению и образованию, совершенствованию наблюдательности, воображения, формированию разных форм восприятия, мышления, навыков игровой, познавательной, творческой и рефлексивной деятельности.

Благодаря интеграции научно-методического и социокультурного сопровождения, становится более многообразным личный опыт переживания и осмысления действительности, увеличивается объем памяти, развиваются способности к запоминанию, анализу и синтезу в разных видах деятельности, формируется интерес к разным областям знаний и отношений. Таким образом, формируется положительное отношение не только к учебной, но и к осуществлению социально-культурной деятельности.

Содержание программ обучения и воспитания, коррекционно-развивающих практик выбрано так, чтобы обеспечить многообразие видов деятельности ребенка, благоприятствующих формированию психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, созданию зоны его ближайшего развития и участия в социально-культурной жизни. Полная реализация целей развивающе-коррекционной деятельности достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с близкими взрослыми, изменение особенностей общения, способов и форм совместной деятельности - важнейших компонентов социальной ситуации развития ребенка, которые требуют от взрослых осознанных усилий. В связи с этим система отношений с ближайшей социальной группой должна представлять собой комплексную программу содействия индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности (табл. 3).

Таким образом, осуществление помощи родителям по вопросам повышения их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, а также поддержки в области решения задачи создания специальных условий обучения и воспитания детей позволяет достичь изменений в избираемых родителями подходах к осуществлению воспитания.

Результаты проектирования научно-методического и социокультурного сопровождения образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях использования информационных ресурсов института являются примерными и требуют обсуждения и уточнения. Необходимым условием проектирования ситуаций и событий пространства социокультурной среды конкретной территории является учет традиций, преданий, обычаев, обрядов, праздников, игр, результатов уникального музыкального и поэтического творчества, народной педагогики, естествознания, медицины; памятников истории и культуры, уникальные природно-ландшафтные зоны; этнокультурная специфика; человеческий потенциал [8; 9; 10]. В ситуации неблагоприятных условий культурно-эстетической среды задачи программы будут заключаться в насыщении среды ее культурно-историческими символами, значениями и смыслами.

Проектирование научно-методического и социокультурного обеспечения программ повышения квалификации педагогических работников в сфере обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями позволяет обеспечить охрану и профилактику здоровья детей, формирование их духовно-нравственных ценностей, умений и навыков, становление, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии в условиях и при активном участии семьи. Это способствует индивидуальной подготовке детей к самостоятельной учебной, трудовой и социально-культурной деятельности при совместном участии образовательных, социальных, научных институтов, культурных объединений и организаций.

Библиографический список:

1. Ляховец А. С. Трансляция культуры и становление человека в современной России // Известия Саратовского университета. Сер. Социо-

Н. Ю. Кийкова

Научно-методическое и социокультурное обеспечение программ.

ЧИППКРО

логия. Политология, вып. 1. - 2012. - Т. 12. -С. 34-40 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/ izvestiya/pdf/2013/12/13/2012._tom_12.1.9^ (дата обращения: 12.01.2017).

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 01.11.2016).

3. Андриевская Л. А. Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии») // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 103-105.

4. Исрафилова Л. М. Взаимодействие ПМПК и учреждений социальной защиты детства / Л. М. Исрафилова, Н. М. Исрафилова // Образование: традиции и инновации : материалы XI международной научно-практической конференции. - 2016.- С. 110-111.

5. Кийкова Н. Ю. Расширение потребностей и возможностей профессионального развития педагогов системы инклюзивного образования в процессе повышения квалификации / Н. Ю. Кийкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2015. - № 4 (25). - 52-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Конева О. Б. Развитие психолого-педагогических компетенций педагога в условиях реализации дополнительных профессиональных программ инклюзивного образования / О. Б. Конева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 2 (27). -С.75-80.

7. Конева О. Б. Семья как модель поведения и межличностных отношений в структуре «родитель-ребенок» / О. Б. Конева, Е. В. Дурбажева // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 1. -№ 2 (13). - С. 53-57.

8. Сморжок И. П. Проектирование культурного пространства: технологический аспект [Электронный ресурс] / И. П. Сморжок. - Ре-

жим доступа: http://libconfs.narod.ru/2002/4s/s4_ p18.htm (дата обращения: 01.02.2017).

9. Уварова О. Н. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в педагогической практике / О. Н. Уварова // Материалы международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». - 2016. -C.95-97

10. Уварова О. Н. Специфика работы преподавателя в учреждении переподготовки и повышения квалификации работников образования / О. Н. Уварова // Новая наука: психолого-педагогический подход : международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 17 марта 2017). - Стерлитамак : АМИ, 2017.- № 3. - С. 142-144.

References:

1. Lyakhovets A. Broadcast cultural and human formation in modern Russia / News of Saratov University [Transljacija kul'tury i stanovlenie che-loveka v sovremennoj Rossii], 2012, Vol. 1, pp. 34-40 [Web resource]. Access mode: http://www.sgu.ru/sites/default/files/joumals/izvest iya/pdf/2013/12/13/2012._tom_12.1.9.pdf (accessed date: 01/12/2017).

2. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 18, 2013 No. 544n Moscow "About approval of the professional standard" The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher) [Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogi-cheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, sredne-go obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource]. Access mode: https://rg.ru/ 2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed date: 01/11/2017).

3. Andrievska L. A. Application of active learning in higher education (for example, the course "Basics of gender psychology") [Primenenie me-todov aktivnogo obuchenija v vysshej shkole (na primere kursa "Osnovy gendernoj psihologii")]. Theory and practice of education in the modern world: materials of the IX Intern. scientific. Conf. (Saint Petersburg, July 2016), 2016, pp. 103-105.

4. Israfilova L. M., Israfilova N. M. Interaction PMPC and social protection institutions childhood [Vzaimodejstvie PMPK i uchrezhdenij social'noj zashhity detstva] Education: Tradition and Innovation: Proceedings of the XI International scientific-practical conference, 2016, pp. 110-111.

5. Kiykova N. Y. Expansion of the needs and opportunities for professional development of teachers for inclusive education in the process of training [Rasshirenie potrebnostej i vozmozhnostej professional'nogo razvitija pedagogov sistemy inkljuzivnogo obrazovanija v processe povyshenija kvalifikacii]. Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 4 (25), pp. 52-60.

6. Koneva O. B. The development of psycho-pedagogical competence of the teacher in the conditions of implementation of additional professional programs of inclusive education [Razvitie psiho-logo-pedagogicheskih kompetencij pedagoga v uslovijah realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm inkljuzivnogo obrazovanija]. Scientific support of a system of advanced training , 2016, No. 2 (27), pp.75-80.

7. Koneva O. B., Durbazheva E. V. Family as a model of behavior and interpersonal relationships in the structure of the "parent-child" [Sem'ja kak model' povedenija i mezhlichnost-nyh otnoshenij v strukture "roditel'-rebenok"].

Newspaper of the Council of young scientists and specialists of the Chelyabinsk region, 2016, No. 2 (13), pp. 53-57.

8. Smorzhok I. P. Designing cultural space: the technological aspect [Proektirovanie kul'turnogo prostranstva: tehnologicheskij aspekt] [Web resource]. Access mode:http://libconfs.narod.ru/ 2002/4s/s4_p18.htm (accessed date: 02/01/2017).

9. Uvarova O. N. Problems and prospects of inclusive education in teaching practice / Proceedings of the international scientific-practical conference "Comprehensive support for children with disabilities" [Problemy i perspektivy inkljuzivnogo obrazovanija v pedagogicheskoj praktike / Mate-rialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii "Kompleksnoe soprovozhdenie detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja"], 2016,pp.95-97.

10. Uvarova O. N. Specificity of the teacher's work in the institution of retraining and advanced training of educators [Specifika raboty prepodava-telja v uchrezhdenii perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija]. New science: psychological and pedagogical approach: International scientific periodical publication on the results of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, March 17, 2017), 2017, No. 3, pp. 142-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.