К 190-летнему ЮБИЛЕЮ В.Я. СТОЮНИНА
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.Я. СТОЮНИНА: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМАТИКА, НОВИЗНА
В статье представлен круг профессиональных интересов В.Я.Стоюнина, раскрыты основные подходы к методике преподавания русского языка и литературы в начальной и средней школе, обоснована новизна его научных идей в контексте исторического изучения произведения, описана концепция составления хрестоматии для чтения. Особый интерес для читателя представляют его педагогические взгляды в отношении эстетического развития и воспитания учащихся.
Ключевые слова: В.Я.Стоюнин, методика, русский язык, литература, чтение, эстетическое развитие, воспитание, учащиеся, текст, художественное произведение.
Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888) -выдающийся отечественный педагог, преподаватель русского языка и словесности третьей Санкт-Петербургской гимназии, позже преподавал в Мариинском училище и Мариинском институте, редактор газеты «Русский мир», инспектор классов в Московском Николаевском Сиротском Институте. Педагогические взгляды В.Я.Стоюнина изложены в воспоминаниях его ученика Ф. Витберга. Главная задача воспитания в понимании ученого состояла «не в простом фор-
Как цитировать статью: Никитина Е.Е., Милованов К.Ю. Научно-методическое и педагогическое наследие В.Я. Стоюнина: актуальность, проблематика, новизна. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, №1 (35). С.15-25.
Е.Е. Никитина
Канд. пед. наук, старший науч. сотр. лаборатории истории образования и педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail: katya5030@ rambler.ru
К.Ю. Милованов
Канд. пед. наук, старший науч. сотр. лаборатории истории образования и педагогики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail.ru: milkonst82@ mail.ru
мальном развитии душевных способностей человека, а в развитии их в известном направлении, в зависимости от того идеала, который будет принят в руководство» [6]. Воспитать человека - это значит предоставить условия для свободного развития его природных сил, оберегая личность от дурного влияния. Школа должна готовить и воспитывать человека для жизни в обществе. Идеал человека тесно связан с идеалом гражданина, одно дополняет другое, этот принцип носит национальный характер, следовательно, и школа должна носить национальный характер [1; 3; 5]. Данные постулаты послужили тому, что одной из тем исследований в трудах В.Я. Стоюнина является проблема воспитания. В статье «Развитие педагогических идей в России в XVIII веке», опубликованной в 1857 г. в журнале «Русский педагогический вестник», он впервые ставит вопрос о «<русском воспитании» как национальном явлении, определяет его специфику, цель: «Для России нужно воспитывать русских людей, а не космополитов» [6].
В этой формулировке автор обращается к приоритетным направлениям в развитии образования и воспитания в эпоху императрицы Екатерины II. По его мнению, историко-педагогические исследования должны быть основаны на опыте двух поколений: старшем с его идеями, знаниями, мудростью и молодом, на которое направлены основные педагогические цели. В.Я. Стоюнин размышляет о воспитательном идеале, о средствах, принципах, формах и методах воспитания. До 1763г. в образовательных учреждениях основным воспитательным средством считалась розга. Наказания применялись в жестоких формах, а главная миссия школы заключалась прежде всего в обучении, а не в воспитании.
В период правления Петра I Великого воспитание соединяется с идеей книжного обучения и образованности[4]. Идея модернизации отечественного образования в России XVIII столетия была связана с появлением возможности выбора для учащихся определенной предметной области для их дальнейшего обучения. Век Просвещения поставил педагогическую теорию на службу систематизированному человековедению и заложил идейно-теоретические основы образования как высшей гуманитарной ценности [2; 3].
В 1743г. Сенатским указом было объявлено, что «дети дворян и других чинов обязаны обучаться закону Божьему с нравственной целью» [6]. Данный факт подтверждал необходимость христианского воспи-
тания детей в семье. С основанием Московского университета мысли о религиозном воспитании убедительно звучали в речах А.А. Барсова, директора университета И.И. Мелиссино: «Учащемуся юношеству ничто так к доброму воспитанию не нужно, как прежде всего влагать в сердца их страх Божий, знание христианского закона и его таинств» [6].
В Уставе Сухопутного шляхетного корпуса присутствовал пункт: «Обучение военным наукам в соответствии со своими «природными склонностями» [6]. Или другой пример из статьи В.Я. Стоюнина: «В царствование Анны Иоанновны всему дворянскому сословию было предоставлено право определяться в школы по собственному выбору и врожденным склонностям» [6].
Воспитатель трактуется как наставник, который обязан развивать в своем воспитаннике нравственные качества и уберегать его от порочных мыслей и поступков. Опираясь на свой богатый педагогический опыт, В.Я. Стоюнин впервые высказывает мысли о роли искусства в воспитании, благодаря чему появляется термин «эстетическое образование», которое открывает новые возможности в первую очередь для учителя словесности, а также ориентирует на создание новых учебников и методических пособий.
В «Руководстве для преподавателей русского языка в младших классах средне-учебных заведений. Классная русская хрестоматия» Владимир Яковлевич предлагает новую концепцию книги для чтения «Русская хрестоматия» для начальной школы. В этом ключе автор считает, что обучение в первом классе должно быть в тесной взаимосвязи с домашним обучением, что позволит учащимся в дальнейшем обогатить свои знания новыми сведениями. От обучения - к развитию - это первая и основная цель новой хрестоматии. С опорой на данный тезис ученый формулирует фундаментальные положения части книги:
1. Русские народные сказки, басни, небольшие рассказы, удобные для пересказа и заучивания наизусть.
2. Разнообразные описания.
3. Статьи технической тематики.
4. Исторические отрывки из биографий и путешествий.
5. Материал для чтения должен соответствовать психическому развитию ребенка, его возрасту.
6. Читаемые слова должны вызывать в сознании ребенка знакомый образ. «У него и без того накопляется много слов с неяс-
ным значением или совсем без значения, которые он все же употребляет в своей речи, хотя и невпопад» [7].
7. Объяснительное чтение должно вызывать знакомые ребенку живые образы, которые в процессе чтения литературы обновляются и укрепляются, вступая в ассоциацию с другими образами (в этом и заключается «образовательная сила образа» [7]).
8. Принцип доступности.
Форма доступности - «не очень длинный рассказ» [7], в котором передается движение, действие, сцена в связи со знакомым ребенку чувством; «тогда образы живо возникают в его воображении и в новой комбинации прочно остаются в памяти» [7].
Отдельным блоком в концепции хрестоматии представлена методическая работа над текстом, которая включает в себя следующие рекомендации для учителя:
1. Статья в первый раз должна быть хорошо прочитана учителем или учеником. Желательно, чтобы статья была прочитана целиком, но если она большая по объему, то необходимо прочитать ту часть, которая представляет собой законченный образ.
2. Останавливаться нужно не на каждой фразе, а только в тех местах, которые покажутся ученику совсем непонятными.
3. Проверку необходимо начинать не с выяснения значения отдельных фраз, а с общего впечатления, которое произвел текст на читателя.
4. Анализировать содержание произведения необходимо по частям.
Пересказ как итоговое упражнение необходимо предлагать после
целостного анализа прочитанного. При этом нельзя требовать от
ребенка передавать подробности, так как не всякая статья пригодна для подробного пересказа.
5. Для чтения наизусть наиболее подходят стихотворения.
По мнению В.Я. Стоюнина, стихотворения являются средством для эстетического развития ребенка. Целесообразно после чтения прозаического текста читать стихотворение о том же образе или предмете, о котором шла речь в прозе. Это укрепляет в памяти поэтические представления и развивает эстетические чувства.
Большого внимания и интереса заслуживает содержательная и тематическая линия разделов хрестоматии. Первый раздел хрестоматии,
с точки зрения автора, должен быть представлен текстами-статьями о природе, об отношении человека к окружающему миру. Исследователь намеренно не вводит в книгу для чтения исторические рассказы и упражнения для развития устной речи. По его мнению, этот шаг вполне оправдан и обоснован: таких упражнений достаточно на уроках русского языка и истории (при изучении Библии и различной веро-учительной литературы). Но при этом обязательно чтение исторических стихотворений, так как они доступны младшему школьнику, их легко выучить наизусть и в перспективе они развивают интерес и внимание к историческому наследию. Относительно анализа поэтических текстов В.Я. Стоюнин отвергает любую интерпретацию авторских текстов: «Над ними нельзя делать никаких грамматических упражнений -передача содержания в коротких словах и пояснение изображенного факта, вот единственно, что тут можно допустить» [7]. В хрестоматии нет маленьких по объему повестей, написанных исключительно с моральными и нравственными целями.
В этом ключе автор считает, что мораль является очень сложным для ребенка понятием, рассматривать которое нужно только в контексте воспитания. Мораль - это структурный компонент воспитательного процесса: «Если ребенок поступает в данном случае нравственно, то не потому что он помнит вашу мораль, а потому что он следовал влечению какого-либо хорошего чувства или наклонности, вызванных и развитых в нем воспитанием» [7].
Басни И.А. Крылова представлены в отдельном разделе, так как через чтение басен ребенку в доступной форме можно передать смысл и содержание абстрактных понятий, которые не в полной мере выясняются при помощи жизненных впечатлений. Стоюнин весьма двойственно и противоречиво высказывается относительно произведений «дедушки» Крылова, с одной стороны - критикует мораль как предмет специального изучения и методической работы, с другой - рассматривает текст басни как материал для эффективной языковой деятельности: «Привязывать к этому мораль нет никакой необходимости: насколько ребенок созрел, настолько обиходной морали он выведет для себя и сам <...>. С другой стороны, басни Крылова представляют весьма хороший материал для наблюдения над языком с синтаксической стороны» [7].
Пятый раздел обращает читателя к чтению сказок. Однако отношение составителя к данному жанру весьма не однозначное: он считает,
что необходимо объяснять ребенку истинные понятия, а сказки «дают весьма скудный материал для таких занятий, образы в сказке мало сближают читателя с действительностью» [7].
Шестой раздел хрестоматии включает в основном стихотворения В.А. Жуковского. В процессе знакомства с творчеством известного поэта можно не только отрабатывать качества техники чтения, но и развивать любовь к поэзии. Характеризуя анализ поэтического текста, автор отмечает, что учителю давать комментарии и делать выводы о характере писателя лишнее, не нужно вмешиваться в детские впечатления, пусть представления вытекают из них естественным путем: «Всякие рассуждения о писателе здесь были бы излишни, и даже опасны, так как к незрелым ученикам легко прививается страсть рассуждать с чужих слов и судить больше, чем они могут» [7].
Седьмой раздел хрестоматии посвящен практическим занятиям. Среди данных видов работ В.Я. Стоюнин отдает предпочтение систематической диктовке, которая заключается в подборе слов с ошибками «одного вида» [7], списыванию из книги, дополненному грамматическим заданием, морфемному анализу слова с подбором однокорен-ных слов, определению значений слова и его смысловых оттенков. Например, черный, но - чернота, определение оттенков действия при употреблении глаголов: плыть, но плавать; пленить, но пленять; сравнение значений двух и более слов. По мнению автора, «указывая на подобные занятия, мы хотим, чтобы ученики изучали сами язык и чтобы под конец не могло случиться как иногда бывает: грамматику знают, а языка не знают; скажут вам все грамматические правила, а различить два слова по употреблению затрудняются, точно имеют дело с иностранным языком. Не оттого ли это происходит, что у нас слишком мудрят с грамматиками и впадают в такую схоластику, которая не сближает учащихся с живым языком, а скорее отторгает от него?» [7].
Профессиональные интересы В.Я. Стоюнина были сосредоточены не только на вопросах обучения русскому языку, но и на методических особенностях изучения литературы в старших классах гимназии. В этом ключе он создает новый подход в науке, который впоследствии станет одним из самых актуальных и фундаментальных: изучение произведения в контексте исторической эпохи.
Стратегические приоритеты данного направления он излагает в «Руководстве для исторического изучения замечательнейших произ-
ведений русской литературы», изданном в столице в 1869г. Во вступительной статье к «Руководству» исследователь формулирует цель пособия: «Лучше понимать смысл и цели литературных произведений известной эпохи и видеть их историческое значение» [10].
Исходя из этого, основная деятельность учащихся должна быть направлена на изучение образа писателя и эпохи, в которой он жил (исторический контекст формирования взглядов и творчества писателя). В «Руководстве» сделаны примечания для школьников: если учащийся захочет более подробно познакомиться с другими историческими фактами, то составителем сделана подборка произведений, в которых можно об этом прочитать. Среди таких произведений Стоюнин рекомендует читать «Летописи Нестора», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о Полку Игореве», «Задонщину», «Домострой». Имея большой опыт преподавания в гимназии, ученый исследует словесность как научное знание, которое рассматривается им как средство для усвоения культурного опыта человечества.
В «Руководстве для теоретического изучения литературы» он доказывает необходимость изучения следующих положений:
1. Определение поэзии как искусства выражения изящного в слове, а также изучения ее видов: эпическая, лирическая, драматическая.
2. Характеризуя эпос, Стоюнин классифицирует его на народно-устную и литературно-художественную поэзию. Первая слагается народом, веками сохраняется и превращается со временем в литературную форму. Вторая - интерпретируется поэтами: они отражают в ней свой внутренний мир, свои чувства и стремления. Автором определена классификация видов эпоса по нескольким критериям:
• по стилю повествования: эпос идеальный и юмористический;
• по направлениям и народностям: эпос восточный, классический, ложно-классический, романтический, новоромантический и художественно-народный;
• по времени или историческому развитию: эпос лирический, героический, исторический;
• по содержанию: сказка, баллада, легенда, песня, поэма, роман;
• по формам лирической поэзии: короткое стихотворение, песня, ода, элегия, романс, сонет, сатира, стансы.
Драматическая поэзия определяется В.Я.Стоюниным как «полное развитие внутренней борьбы человека, вызванной обстоятельствами его жизни или страстью или убеждениями» [11], она включает структурные компоненты: завязку, развязку, действие, монолог персонажей. Основными видами драмы является трагедия и комедия.
Проза характеризуется как историческая и описательная; повествовательные тексты: записки, история, биография; критика или рецензия (историческая или эстетическая). Ораторская проза трактуется как форма речи, вызванная каким-либо обстоятельством жизни (красноречие духовное, судебное, политическое). Очень важно отметить, что новизна идей Стоюнина заключается именно в том, что он рассматривал художественное произведение как систему, основанную на исто-рико-педагогическом, литературоведческом и языковом материале. Обучение должно обеспечивать развитие, а задача учителя организовать этот процесс таким образом, чтобы знания обогащали и формировали интерес к языку и литературе.
Значительным шагом вперед в развитии методической науки стала авторская программа обучения отечественному языку, созданная В.Я. Стоюниным во второй половине XIX в. Само название ориентирует на новаторство и незаурядную личность исследователя: «Соображения об основаниях подробной программы по отечественному языку и словесности в средних учебных заведениях старшего учителя третьей Санкт-Петербургской гимназии Стоюнина» [9]. В пояснительной записке к программе словесности автор отмечает, что «в воспитании наука должна быть не целью, а средством» [9].
Обучение словесности должно строиться на основе трех главных положений:
1. Учитель должен знать, какую именно способность может и должна развивать его наука, какого рода понятия нужно ученику объяснять.
2. Определение точного количества времени на занятия.
3. Системность в изложении научных знаний.
В содержательной части программы по русскому и словесности он рассматривает русский язык как научную дисциплину и определяет ее цель как развитие эстетических чувств учащихся. «Развивая эстетическое чувство, мы через это самое действуем и на развитие умственных, равно как и нравственных сил ученика» [9].
Благодаря эстетическим чувствам у читателя развивается потребность в литературе, формируется вкус, определяется круг чтения. Автор подчеркивает мысль о том, что на русский язык и словесность нельзя смотреть как на разные предметы, по сути это один предмет, представленный двумя направлениями, которые находятся между собой в тесной взаимосвязи.
Эстетическое образование школьников В.Я.Стоюнин определяет как «развитие собственных средств учащихся для эстетического выражения их духовной деятельности» [9]. Этот тезис ориентирует на то, что в семье родители обязаны с младенческих лет приучать ребенка к умению пользоваться языком в процессе выражения собственных мыслей. Главная задача учителя состоит в том, чтобы «научить ребенка правильно, логически развивать мысль и эстетически точно ее выражать» [9]. Именно на достижение этой задачи должны быть направлены грамматические занятия, анализ прочитанного текста, орфографическая работа.
Относительно грамматики В.Я.Стоюнин справедливо замечает, что она не должна занимать все пространство на уроке: «Грамматика должна ввести в сознание ученика те средства, какие у него есть для выражения его мысли, чтобы он сознательно и свободно мог ими пользоваться» [9]. Педагог критикует доминирование на уроке орфографических упражнений, в частности диктовку. По его мнению, необходимо соединять данные упражнения с другими, направленными на эстетическое развитие речи. Эстетическая составляющая касается и методики организации урока как формы учебного процесса: обязательное применение наглядных пособий, картин, большое внимание нужно уделять голосу, который сильно действует на формирование впечатлений и представлений о прочитанном. Изучение истории должно быть ориентировано на эстетическое развитие учащихся: каким образом и при помощи каких языковых средств контекст эпохи выражен в произведении.
«О преподавании русской литературы» один из фундаментальных трудов ученого, который посвящен проблеме методов изучения литературных образцов. В.Я.Стоюнин выдвигает теоретические положения, касающиеся организации уроков литературы:
1. Обязательно чтение произведений нравственной проблематики.
2. Начинать чтение и анализ удобнее и целесообразнее с произ-
ведений близких к современности, так как в них изображается «обстановка жизни, более или менее знакомая ученикам» [8], то есть подчеркивается актуальность литературы.
3. Использование в процессе преподавания сравнительных методов, так как такой подход позволяет делать логические выводы и умозаключения, например, сравнение характера действующих лиц в разных произведениях.
4. Соответствие содержания хрестоматии принципу доступности и пониманию учащихся (В.Я. Стоюнин критикует хрестоматии, составленные Галаховым и Буслаевым, которые, по его мнению, избыточны материалом по истории языка, не пригодным для работы на уроке и трудным для понимания учащимися).
5. В хрестоматии необходимо представить такие тексты, в которых в большей степени отразился талант автора, «где живее изобразилась его личность. Где многостороннее отразилась его современность» [8].
6. Хрестоматия должна иметь педагогическую составляющую.
7. В курсе литературы должна преобладать именно русская литература. Стоюнин комментирует эту мысль: «Отечественная литература должна стоять на первом плане: на ней необходимо развивать ученика, как бы ни казалась она бедною сравнительно с другими литературами» [8].
8. В процессе работы с хрестоматией можно знакомить учащихся с зарубежной литературой: «Ни логика, ни психология, ни эстетика, ни теория поэзии не понятны ученикам по своей отвлеченности. Теория прозы и теория поэзии вовсе не науки. Все, что в них есть существенного, относится или к грамматике или к теории языка и литературы. Не будет никакой потери, если все эти предметы будут выкинуты из курса. То же, что в них есть действительно полезного.. .может быть передано ученикам при чтении в форме отрывочного преподавания при случае» [8].
По мнению В.Я. Стоюнина, полное изучение произведения состоит не только в чтении, но и в переработке текста, при помощи которой можно найти ответы на предложенные учителем вопросы. Широкий спектр работы над текстом позволяет обдумать вопрос о создании нескольких хрестоматий для чтения: хрестоматии, состоящей из произведений древнерусской литературы; хрестоматии из произведений
зарубежной литературы для самостоятельного чтения; хрестоматии из произведений русских писателей для работы в классе и домашней работы. Главная цель курса словесности должна заключаться в следующем: «Научить учащихся ясно понимать поэтический язык, рассматривать поэтические образы в отношении мысли и формы, видеть логическое развитие идеи, внутреннюю связь между частями» [8]. Устные беседы должны обязательно соединяться с письменными упражнениями и самостоятельной работой.
Язык нужно изучать в единстве чтения и изучения литературы. Казалось бы, что спустя столько лет этой фразой трудно удивить современного учителя и читателя. Однако многообразие программ и учебников ориентирует больше на вопросы, чем на ответы. Практика и педагогический опыт доказывают, что разрозненное обучение языковой, речевой и читательской деятельности лишено развивающей составляющей и ведет к обеднению словарного запаса. В.Я. Стоюнин обосновал, а главное - доказал всей своей научно-методической деятельностью, что язык и литература должны восприниматься в едином ключе как необходимое условие для усвоения культуры.
Литература
1. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 6-18.
2. Милованов К.Ю. М.В. Ломоносов и образовательная парадигма Века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 140-148.
3. Милованов К.Ю. К.Д. Ушинский и эпоха Великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. - 2014. - № 3. - С. 22-28.
4. Милованов К. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. -2014. - № 3. - С. 18-20.
5. Никитина Е.Е. Методическая концепция обучения чтению в трактовке В.И. Водовозова: традиции и новации // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 5 (26). - С. 36-44.
6. Стоюнин В.Я. Развитие педагогических идей в России в XVIII веке // Русский педагогический вестник. - 1857. - № 7. - С. 294-323.
7. Стоюнин В.Я. Руководство для преподавателей русского языка в младших классах средних учебных заведений: Классная русская хрестоматия. СПб., 1876. 61 с.
8. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. СПб.,1864. 392 с.
9. Стоюнин В.Я. Соображения об основаниях подробной программы по отечественному языку и словесности в средних учебных заведениях, старшего учителя 3-й Санкт-Петербургской гимназии Стоюнина // Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. СПб., 1862. Ч. VI. С. 446-453.
10. Стоюнин В.Я. Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы: (До новейшего периода). СПб., 1869. 256 с.
11. Стоюнин В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1869. 192 с.