роль в жизни цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. По-липарадигмальность образования в современном мире, множественность возложенных на него социальных функций делают данную сферу важнейшим механизмом устойчивого развития общества. Именно с образованием связываются сегодня задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства России, формирования ценностной системы - «открытой,вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма» [5]. В стенах одного из старейших вузов Юга России - Северо-Осе-тинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова - накоплен огромный опыт подготовки высококвалифицированных специалистов. В настоящее время продолжается интенсивный педагогический поиск новых, более совершенных форм и
технологий учебно-воспитательной работы со студентами, приобщения их к передовым научным достижениям, подлинным ценностям культуры и цивилизации.
Литература
1. Проблемы поликультурного образования
в Дагестане / Под ред. С.И. Муртазалие-ва, Г.И. Кисловой. - Махачкала, 2002. -С.177.
2. Греков А.А. О состоянии педагогической
науки и педагогического образования в Южном Федеральном округе // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. IX Годичное собрание Южного отделения РАО. Часть I. - Ростов н/Д, 2002. - С.3-8.
3. ПетруневаР., ДулинаН., ТокаревВ. О глав-
ной цели образования // Высшее образование в России. - 1998. - № 3.
4. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Высшая
школа: социально-педагогическое взаимодействие // Педагогика. - 2000. - № 5.
5. Материалы заседания Государственного
совета Российской Федерации и официальные документы (август 2001 г.). - М., 2001. - С.57.
Б. ТАХОХОВ, профессор
Одним из ведущих направлений деятельности ректората и Ученого совета университета является научное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, которое осуществляется двумя путями: пополнением библиотечного фонда современной литературой и созданием учебных пособий, программ, дидактических материалов, методических рекомендаций учеными университета.
Научная библиотека вуза располагает достаточными возможностями для удовлетворения запросов студентов, аспирантов, докторантов и преподавателей. Ежегодно ее
Научно-методический совет университета
фонд, формируемый по заказу кафедр, пополняется более 70 тысячами книг по всем специальностям, доля расходов библиотеки в бюджете вуза из года в год повышается. Следует отметить, что интенсивно внедряются такие виды технологий, как микрофильмирование, ксерокопирование, автоматизация; изысканы средства для расширения электронной части фондов, комплексной автоматизации обслуживания читателей.
Наряду с основными читальными залами, на ряде факультетов (юридическом, русской, осетинской филологии и журна-
листики, физико-технологическом) открыты отделы библиотеки, где студенты могут получить необходимую научную и учебную литературу.
Координацию учебно-методической работы факультетов и кафедр в университете осуществляет Научно-методический совет (НМС). В числе основных задач, решаемых НМС университета, отметим следующие:
□ осуществление организационного и психолого-педагогического консультирования руководителей факультетов, их заместителей и заведующих кафедрами по вопросам выполнения образовательных стандартов и научной организации учебного процесса;
□ оценка эффективности деятельности учебно-научных подразделений университета;
□ содействие совершенствованию учебного процесса посредством проведения семинаров, научно-методических конференций, круглых столов, дискуссионных клубов;
□ разработка критериев оценки состояния преподавательской деятельности, соответствия программ стандартам образования;
□ оценка инновационной деятельности кафедр и факультетов;
□ экспертиза выпускаемой в университете научно-методической литературы, проведение конкурсного отбора учебных пособий по специальностям для их представления в министерство образования и соответствующие УМО на предмет получения грифа;
□ совершенствование работы единой методической системы университета, обеспечение ее эффективного функционирования.
Важно подчеркнуть, что коллегиальность научно-методического совета создает демократическое поле его деятельности: в процессе ознакомления с работой кафедр, факультетов и отдельных преподавателей всегда есть возможность обосновать свое видение проблемы, убедить коллег в целесообразности тех или иных нововведений,
раскрыть достоинства предлагаемых подходов.
Вуз - особое образовательное пространство, где соблюдение нормативных установок и предписаний, требований госстандарта преломляется в творческом, инновационном процессе. Нельзя сбрасывать со счетов право преподавателя на творческий «полет», его желание проникнуть в глубь изучаемой проблемы, высказывать свое субъективное мнение по тому или иному вопросу, ставить гипотезу и подтверждать ее на глазах студентов, выдвигать научные идеи и аргументировать свою точку зрения. В связи со сказанным позволим себе сослаться на С.И. Гессена, утверждавшего, что «преподавание научного курса не должно быть ничем связано, кроме как требованиями, вытекающими из самого существа исследовательской работы. Никакие программы и никакие внешние предписания не могут предвидеть, куда именно приведет ученого внутренняя логика его научной работы» [1, с. 310].
Вместе с тем замечу, что современное высшее образование приобретает массовый характер, и надеяться только на преподавателей, активно работающих в своей науке и излагающих свои научные воззрения, вряд ли возможно, хотя бы потому, что тема, которая исследуется ученым, в вузовском
курсе может составлять небольшой объем часов, а учебная нагрузка преподавателя, как правило, доходит до 500-600 часов. Кроме того, вузовские кафедры постоянно пополняются молодыми педагогами, чьи научные достижения пока весьма скромны, и думать, что они смогут увлечь своим исследовательским поиском студентов, не приходится. Знание же содержания стандарта образования, умение добиваться усвоения его студентами на занятиях и в процессе самостоятельной работы - задача, вполне посильная и молодым преподавателям. По-видимому, правы те, кто считает, что и о развитии творческих способностей студентов можно говорить только на базе усвоения ими того минимума знаний, умений и навыков, который определяется стандартом образования («Научишься шагом, а после хоть в бег» - Б. Пастернак).
В связи с этим весьма важной представляется связь содержания образования и содержания обучения, предполагающая присвоение студентом чужого знания, перевод «мертвого» знания в «живое» (В.П. Зинченко). Но до этого оно персонифицируется преподавателем, переводится в его культуру, а он (преподаватель) «оживляет» его, вносит в него свое видение, свои сомнения, вопросы, мысли, раздвигает его границы, связывает с региональными особенностями, с той средой, которая близка и понятна студентам, и тем самым приближает это содержание к «живой» жизни.
В разработанных научно-методическим советом университета обязанностях преподавателя указываются основные компоненты профессионализма, на которых базируется результативность педагогической деятельности: научная компетентность, личностная составляющая и психолого-педагоги-ческая подготовка.
Личностная составляющая определяется прежде всего общей и профессиональной культурой, мировоззрением, системой духовных и культурно-нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. В психолого-педагогичес-
кой компетентности преподавателя мы выделяем его способность к инновационной деятельности, постоянную профессиональную рефлексию и культуру педагогического общения. Преподавательская деятельность обращена к аудитории, которая в большинстве случаев оценивает внешнюю сторону педагога, его личностные качества - доброжелательность, культуру речи и т.д., и только незначительная часть студентов может дать адекватную оценку содержательной стороне проводимого занятия. Следовательно, только педагог является себе судьей, и чтобы эта самооценка была объективной, необходима постоянная рефлексия, т.е. способность осмысливать свои педагогические действия, во-первых, с позиции студентов, во-вторых, с точки зрения незримого референтного для него эксперта, в-третьих, с позиции соответствия его педагогических действий эталонным способам и приемам работы. Рефлексивность как профессиональное и личностное качество педагога обусловлена его самокритичностью, постоянным поиском новых форм учебновоспитательной работы, творческим подходом к своей профессиональной деятельности. Организация занятий, осуществление на высоком уровне педагогического диалога, приведение в систему технологий обучения и уместное их использование, вовлечение студентов в активную творческую работу - все это входит в круг решаемых преподавателем задач.
Следует отдельно остановиться на таких важнейших обязанностях педагога высшей школы, как организация и управление самостоятельной работой студентов и умение заинтересовать их научно-исследовательской работой.
В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными у студентов, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования системы научно-профессиональ-
ной деятельности: деловые игры, научнопоисковая и исследовательская работа, различные виды сотворчества преподавателя и студента, самостоятельная работа студентов. Для преподавателя приоритетными становятся организация и управление самостоятельной работой студентов, создание учебных пособий, написание методических рекомендаций, подготовка дидактических материалов для самообразования и контроля за усвоением студентами необходимых знаний.
Учебно-методический комплекс, который разрабатывает каждый преподаватель университета, призван:
□ помочь студентам осознать целостную систему изучаемого материала;
□ сочетать единые требования с их вариативностью, содержать материал стандарта образования и в то же время учитывать индивидуальные способности студентов;
□ совершенствовать систему контроля и самоконтроля;
□ учитывать содержание национальнорегионального компонента;
□ соблюдать принцип многообразия по единым стандартам.
Основными элементами учебно-методического комплекса являются: рабочая программа, теоретический материал, комплект методических рекомендаций для выполнения практических, лабораторных работ, комплект вопросов, тестов для контроля и самоконтроля, планы семинарских, практических и лабораторных занятий.
Условиями эффективности самостоятельной работы признаются следующие положения: 1) постановка учебных целей перед студентами, стимулирование положительного отношения и интереса к самостоятельной работе; 2) сочетание усвоения теоретических знаний и практического овладения способами и приемами самостоятельной работы; 3) взаимосвязь организации самостоятельной работы в процессе учебных занятий, производственной (педагогической) практики и внеаудиторной работы;
4) систематическое и последовательное усложнение содержания, видов и методов организации самостоятельной работы;
5) учет уровня подготовки и индивидуальных особенностей студентов, дифференциация заданий.
Ректорат университета стимулирует наиболее опытных преподавателей, создающих учебные пособия и учебно-методические рекомендации, выплачивая им соответствующий гонорар.
НМС разработал общую структуру учебно-методического пособия, которая рекомендуется в качестве ориентира:
1. Темы лекций и основные положения (тезисы).
2. Методические материалы для организации работы студентов на практическом (лабораторном) занятии:
• план практического (лабораторного) занятия;
• рекомендуемая литература для подготовки докладов и сообщений;
• контрольные вопросы для оперативного опроса студентов;
• задания практикума, тренинг, тесты, деловая игра;
• тематика рефератов.
3. Текстовые материалы для подготовки докладов и сообщений по вопросам практического занятия.
4. Статистические, графические и другие демонстрационные материалы.
5. Словарь - глоссарий ключевых терминов и понятий.
В качестве оптимального варианта структуры учебного пособия разработана модель, в которой выделяются 7 блоков:
1. Мотивационный: цель пособия, значение учебной дисциплины, где и как могут быть востребованы знания и умения, приобретенные студентами при изучении данной дисциплины.
2. Управление деятельностью: методические рекомендации по рациональному и эффективному использованию пособия, выполнению заданий, решению задач, типовые планы и т. п.
3. Организация деятельности: задания, упражнения, смысловые блоки (научная, учебная информация по данной дисциплине), теория, концепции.
4. Контроль, самоконтроль и коррекция: тесты разного типа, вопросы для зачетов, экзаменов, практических (лабораторных) занятий, дополнительная информация по отдельным разделам учебной дисциплины.
5. Применение усвоенных знаний и умений: комплексы заданий, задач, упражнений для практических (лабораторных) занятий, типовые планы курсовых, дипломных работ.
6. Развитие творческого потенциала студентов: занимательные задания и задачи, проблемные задания и ситуации, творческие задания, повышающие профессиональный уровень будущих специалистов.
7. Информационный: словарь терминов, библиография по дисциплине и по отдельным темам, курсовым работам и т.п.
Соотношение объемов содержания блоков не может быть стандартным вследствие многообразия учебных дисциплин и творческого подхода авторов к содержанию пособий.
Процесс овладения знаниями в рамках определенной дисциплины может быть эффективным, если, во-первых, студенты получают полную и адекватную информацию о содержании и методах овладения системой знаний по данной дисциплине, во-вторых, каждый студент обеспечен учебными и методическими пособиями, в-третьих, промежуточные, межсессионные результаты учения являются критериями для корректировки плана управления обучением.
НМС университета разработал модель педагогического руководства самостоятельной работой студентов, которая предусматривает этапы: подготовительный (диагностика уровня сформированности самообразования, координация заданий по разным дисциплинам, изучение бюджета времени студентов, разработка методики выполнения заданий и критериев их оценки); основной (выполнение индивидуальных заданий,
организация креативных деловых игр, дискуссий, выбор вариантов самостоятельной работы и ее исполнение); заключительный (подведение итогов, анализ выполненных работ, определение заданий более сложного характера).
В нашей модели СРС включает в себя следующие виды: составление конспектов, изучение и анализ научной и учебной литературы, составление библиографии, написание реферата, подготовка аннотации, написание рецензии, решение различных производственных (педагогических) задач, анализ деятельности отдела, цеха, школы (в соответствии со специальностью), самостоятельное написание доклада, статьи.
В педагогическом руководстве самостоятельной работой выделяем:
• планирование: определение времени, необходимого для выполнения работы, составление календарных графиков и этапов СРС;
• организацию: учебно-методическое обеспечение, разработка критериев оценки, выбор методов и средств, координация индивидуальных заданий по учебным дисцип-линам,организация деятельности студентов;
• контроль и самоконтроль: составление графика отчетности, использование рейтинговой системы контроля, подведение итогов активности студентов в самостоятельной работе и анализ их деятельности, отчет преподавателей о руководстве СРС;
• интенсификацию и стимулирование качества СРС: систематический интерес к СРС со стороны руководителей кафедр и факультетов, поощрение студентов за успехи в научной работе, регулярное проведение студенческих научных конференций, олимпиад.
По нашей рекомендации на 2-3 курсах читается спецкурс «Основные формы самостоятельной работы студентов», для преподавателей университета организован постоянно действующий семинар по проблеме «Качество подготовки современного специалиста».
Эффективность СРС зависит от уровня
познавательной активности абитуриентов. Понимание этого положения обусловило нашу работу со средними образовательными учреждениями. В настоящее время 28 кафедр университета создали свои филиалы в школах, гимназиях, лицеях, в которых профессора и доценты консультируют педагогов, проводят научно-практические конференции, мастер-классы, круглые столы, руководят научно-методической работой учителей. За последние пять лет шесть директоров и завучей школ защитили кандидатские диссертации по педагогике под руководством профессоров Г.Н. Александрова, З.К. Каргиевой, Б.А. Тахохова. Ежегодно кафедра педагогики выпускает 1-2 сборника научных работ преподавателей и учителей школ, проводит методические семинары. В текущем учебном году 23 профессора и доцента работают в школах в качестве учителей старших классов, приобщают учащихся к самостоятельному научному поиску (по экологии, двуязычию и многоязычию, биологии, ботанике, культурологии, топонимике, культуре русской и осетинской речи и т.д.).
Научно-методический совет университета подготовил рекомендации по содержанию национально-регионального компонента
профессионального образования, предусмотрев рациональное сочетание федеральной и региональной составляющих, инвариантной и вариативной частей, сохранение базового ядра российского образовательного пространства и в то же время возможность учета национально-республиканских потребностей. Региональный компонент призван соединить познавательную самостоятельность студентов с той социокультурной средой, которая им близка и понятна и в которой они, скорее всего, будут заниматься профессиональной деятельностью.
Мы рассмотрели один аспект многоплановой работы научно-методического совета университета - управление самостоятельной работой студентов. «За кадром» остались такие направления нашей деятельности, как создание единой методической системы университета, работа по внедрению рейтинговой системы контроля, междисциплинарная интеграция в образовательном процессе, разработка и апробирование кредитно-модульных многоуровневых программ и некоторые другие.
Литература
1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.
А. ОЛЕЙНИКОВА, профессор '(РУССКиЙ ЯЗЫК» В
структуре университета
В республике Северная Осетия-Алания русский язык, наряду с осетинским, является государственным, что создает правовые основы для его функционирования и развития. В условиях поликультурного пространства Осетии использование русского языка ориентировано, с одной стороны, на его сохранение как национального достояния с тысячелетней историей, с другой - на активное изучение и повседневное
употребление как средства общения и орудия интернационализации, формирования и пропаганды культуры межнациональных отношений.
Этот постулат и лежит в основе деятельности кафедры русского языка, которая около 80 лет участвует в подготовке филологов, преподавателей-словесников.
Организационно кафедра была оформлена в 1926 году, когда на работу был при-