ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ
УДК 613+37 ГРНТИ 76.33.31
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
А.С. Крига1, И.И. Новикова1'2, Ю.В. Ерофеев2, А.В. Денисов3 1 Управление Роспотребнадзора по Омской области
Россия, 644001, Омск, ул. 10 Лет Октября, 98; e-mail: [email protected] 2ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора Россия, 630108, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, д. 7; e-mail: [email protected] 3Управление Роспотребнадзора по Тульской области, г. Тула Россия, 300045, г. Тула, ул. Оборонная, 114; e-mail: [email protected]
В современных условиях, когда показатели популяционного здоровья детей и подростков не имеют позитивных тенденций, требуется пересмотр действующих гигиенических нормативов, их оцифровка, а также консолидация усилий в профилактической работе с органами исполнительной и законодательной власти.
Ключевые слова: профилактика, гигиена детей и подростков, потенциальный риск причинения вреда здоровью.
SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES OF PREVENTIVE ACTIONS, REQUIREMENTS OF HEALTH REGULATIONS TO EDUCATIONAL THE ORGANIZATIONS
A.S. Kriga1, I.I. Novikova1,2, Yu.V. Erofeev2, A.V. Denisov3 1Rospotrebnadzor of the Omsk region
Russia, 644001, Omsk, to st. is 10 Years of October, 98; e-mail: [email protected] 2FBUN "Novosibirsk research institute of hygiene" of Rospotrebnadzor Russia, 630108, Novosibirsk, Parkhomenko St., 7 3Rospotrebnadzor of the Tula region
Russia, 300045, Tula, Oboronnaya St., 114; e-mail: [email protected]
In modern conditions when indicators of population health of children and teenagers have no positive tendencies, revision of methodical approaches of development of health regulations and their digitization, consolidation of efforts with bodies executive and legislature in questions of the organization of prevention of violations of health of children, preservation and promotion of health of pupils and trained in organized children's collectives is required.
Keywords: prevention, hygiene of children and teenagers, potential risk of infliction of harm to health.
Введение
В настоящее время выделяется две формы надзора - надзор за соблюдением подконтрольными объектами действующих санитарных норм и правил и надзор за качеством и безопасностью продукции в части соблюдения технических регламентов Таможенного союза. Технология проведения контрольно-надзорного мероприятия при этом остается неизменной - есть обязательные формы уведомления о проведении проверок, регламентированные на законодательном уровне основания для проведения проверки, формы документирования
результатов проверки, то есть реализуется так называемый обязательный стандарт государственной услуги.
Если есть государственная услуга, возникает вопрос о ее эффективности. В настоящее время активно обсуждаются вопросы эффективности и результативности деятельности службы, в том числе определения понятий и показатели [1, 2]. Следует отметить, что в практической деятельности в данном оценочном аспекте превалирует вектор административной практики. В этом заключается одна из ключевых стратегических ошибок, поскольку
© А.С. Крига, И.И. Новикова, Ю.В. Ерофеев, А.В. Денисов, 2017
нем2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)
необходимо оценивать в первую очередь социально значимые результаты, результаты эффективности мер профилактики в широком смысле слова, то есть как профилактики нарушений санитарного законодательства, так и последствий, которые могут возникнуть вследствие нарушений санитарного законодательства. Определить перечень социально значимых управляемых показателей достаточно сложно, сложно и адекватно ценить их, но и не оценивать их также нельзя.
Если отталкиваться от аксиомы, что нарушать санитарные правила нельзя и любое их нарушение несет в себе потенциальный риск здоровью, то каждый обязательный к исполнению оцифрованный пункт санитарных правил должен иметь научно обоснованный прогнозный показатель эффективности в плане профилактики нарушений здоровья. Несоблюдение оцифрованных пунктов, соответственно, влечет за собой риски здоровью.
Вместе с тем оцифрованных пунктов, либо пунктов, трактующих жесткий запрет в действующих санитарных правилах, не так много - их менее 15-20 %. Действующие редакции нормативных документов изобилуют большим количеством неопределенностей и рекомендательных требований. С юридической точки зрения рекомендательные пункты не имеют обязательного характера, следовательно, не несут в себе потенциальный риск для здоровья и требоваться к исполнению не могут даже в форме предписаний. Возникает справедливый вопрос: зачем нужны такие пункты в документе, который должен служить базисом санитарно-эпидемиологической безопасности? Нормативно-правовой документ должен быть кратким и однозначным, а также обязательным к исполнению, не допускающим каких-либо двойных трактовок. Все остальные рекомендательные фрагменты должны войти в методические рекомендации и методические указания, выполнение которых позволит объектам добиться санитарно-эпидемиологического благополучия в соответствии с определением понятия, регламентированным ФЗ-52.
Оставшиеся обязательные к исполнению нормы, по сути, должны сопровождаться структурированными научно обоснованными рисками, следующими за их неисполнением.
Наличие структурированных рисков как таковых должно сопровождаться и наличием структурированных факторов здоровьесбере-
жения, выступающих в роли антагонизмов факторам риска, способных при обоснованном воздействии добиться допустимого уровня нерегулируемого фактора за счет сдерживающего воздействия одного или нескольких иных управляемых факторов.
Включение данных разделов в санитарные правила позволит формализовать требования, прогнозировать последствия от нарушения гигиенических требований, обеспечить единство подходов в разработке профилактических мероприятий, обосновать содержательную часть предписаний, определяться с применяемой мерой санитарного законодательства, статьями КоАП, объектами приложения штрафных санкций (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), применяемых мер (штраф, административное приостановление деятельности, временный запрет деятельности).
Результаты и обсуждение
В настоящее время в научном плане достаточно проработаны отдельные вопросы закономерностей формирования показателей физического развития, патологической пора-женности и заболеваемости детей от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, несовершенных факторов воспитания и обучения. Данные закономерности, как правило, используются при обосновании экономической и социальной эффективности муниципальных и региональных целевых программ либо не находят своей практической точки приложения. Соответственно, требуется соотнести обоснованные при разработке нормативов данные и данные исследований рисков здоровью, заформализовать их, придать им удобную и понятную для повседневного использования форму, позволяющую трактовать нормы как с позиций риска, так и с позиций здоровьесбережения.
Профилактика - это одна из основных задач деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска. Профилактические мероприятия -важнейшая составляющая деятельности системы Роспотребнадзора, направленная на формирование здоровой среды обитания, выработки у населения медико-социальной активности и мотивации к здоровому образу
ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ
жизни. В соответствии с определением можно выделить индивидуальную и общественную профилактику. Индивидуальная профилактика, как правило, сводится к соблюдению норм здорового образа жизни; общественная -включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебных мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. В соответствии с общепринятой классификацией выделяют:
• меры первичной профилактики - система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний;
• меры вторичной профилактики - комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания;
• меры третичной профилактики - комплекс мероприятий социальной, трудовой, психологической и медицинской реабилитации.
Органы и учреждения Роспотребнадзо-ра в силу специфики осуществляют деятельность по реализации мер первичной профилактики. Основные инструменты - это санитарные нормы и правила, технические регламенты Таможенного союза, КоАП. Методы - контрольно-надзорные и организационно-методические мероприятия. Формы реализации - от крупномасштабных целевых проектов и программ до предписаний и планов-заданий по каждому отдельно взятому субъекту гигиены.
Так, анализ деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора по разделу гигиены детей и подростков, публикуемый в ежегодных государственных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране в целом и субъектах РФ свидетельствует о том, что несмотря на большую проводимую работу по данному разделу, суть которой заключается в понуждении объектов и
органов исполнительной власти к реализации мер первичной профилактики на конкретных объектах, показатели заболеваемости и патологической пораженности детей на протяжении длительного времени (более 20 лет) остаются достаточно высокими. За период обучения ребенка в дошкольном учреждении распространенность нарушений зрения увеличивается в 2,5-3 раза, в школе - в 4 раза. Распространенность нарушений осанки за период обучения ребенка в дошкольном учреждении увеличивается в 4-4,5 раза, за период обучения в школе - в 2,5-4 раза.
Учитывая прочное первое место болезней органов дыхания в структуре заболеваемости детей и подростков и возвращаясь к основному документу, регламентирующему гигиенические требования к общеобразовательным организациям, парой слов охарактеризуем вопрос о норме площади на одного школьника. Сегодня данный показатель составляет не менее 2,5 м2. При этом в ходе проектирования и строительства школ высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена. Возникает вопрос: какая должна быть высота?
В историческом аспекте, именно высоте уделялось большое значение. Так, еще в дореволюционный период в строительных нормах строительство школ с высотой помещений ниже 3,8 считалось недопустимым. Оптимальной считалась высота 4-4,25 м.
Размеры классных комнат определялись гигиеническими и педагогическими требованиями. Необходимо, чтобы все ученики отчетливо видели все, что пишется на доске и хорошо слышали учителя. Ф.Ф. Эрисман, изучая физиологию сетчатки глаза и строение органа слуха, расчетным путем определил максимальное удаление последней школьной парты от доски, это расстояние составило девять метров, соответственно, длина классов не должна была превышать десяти метров. Эти нормативы отражены и в сегодняшних учебниках по гигиене детей и подростков.
Предельная ширина класса (или глубина помещений) зависела от освещенности на рабочей поверхности естественным светом и минимальным углом рассматривания, не вызывающим перенапряжение зрительного аппарата. Поскольку сила света существенно снижается по мере удаления от окна, было
ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 4 (26)
определено, что если силу света в одном метре от окна принять за 100 %, то на удалении в двух метров сила света составит 80 %, трех -55 %, четырех - 40 %, пяти - 10 %, семи - 2 %. Опытным путем было установлено, что крайняя рабочая точка может располагаться на удалении от окна не более чем на шесть метров. Следовательно, ширина класса не должна превышать семи метров.
Это определяет в конечном итоге форму классной комнаты - она должна иметь форму продолговатого прямоугольника с соотношением сторон 4:3. Квадратная форма возможна только для малых классов. Преобладания глубины класса над длиной, считается неправильным и недопустимым с гигиенической точки зрения. Максимальная наполняемость классов определялась кубатурой на одного ребенка - для ребенка начальной школы он составлял 5 м3, для старшеклассника - 7 м3. Таким образом, при площади кабинетов в 70 м2, при допустимой высоте в 3,8 метра, количество учеников начальной школы должно было быть не более 50 чел. (с учетом размеров школьной мебели), старшеклассников - не более 38 учеников.
Сегодня минимальный расчетный показатель при высоте помещений в 2,8 м составляет 7 м3, при стандартной высоте в 3,3 м -8,25 м3. Какая же величина критична для здоровья? И можно ли сегодня говорить о снижении нормы площади на одного ребенка? Наверное, нет. Но четкое «нет», можно будет
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Классификация хозяйствующих субъектов и видов деятельности по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий: метод. рекомендации. Утв. приказом Роспотребнадзора № 1008 от 30.09.2015.
2. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С. Научно-методические подходы к классификации хозяйствующих субъектов по риску причинения вреда здоровью граждан для задач планирования контрольно-надзорных мероприятий // Профилактическая медицина: актуальные аспекты анализа риска здоровью. 2014. № 1 (5). С. 4-12.
Крига Александр Сергеевич - кандидат медицинских наук, руководитель Управления Роспо-требнадзора по Омской области.
Новикова Ирина Игоревна - доктор медицинских наук профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием
сказать после обоснования нормативов с учетом особенностей современных потребителей услуги.
Выводы
Для практического внедрения научно-методических основ и системного подхода в организацию профилактических мероприятий в учреждениях воспитания и обучения применительно к деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, необходима консолидация усилий научных институтов, обеспечение комплексного подхода в корректировке самого принципа построения СанПиНов, придание им четкости и лаконичности, научного обоснования оцифрованных показателей и мер запретного характера с позиции риска и с позиции здоровьесбережения, а также определение обязательного перечня мероприятий замещающего характера и ожидаемой их эффективности.
Учитывая реализацию в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2145-р от 23 октября 2015 г. Федеральной программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 гг. актуальность данной работы повышается, поскольку, основные задачи программы - это переход к 2025 г. на односменный режим обучения всех школьников и строительство новых школ для перевода в них учащихся, обучавшихся ранее в школах с износом здания более 50 %.
REFERENCES
1. Klassifikacija hozjajstvujushhih sub#ektov i vidov dejatel'nosti po potencial'nomu risku prichinenija vreda zdorov'ju cheloveka dlja organizacii planovyh kontrol'no-nadzornyh meroprijatij: metod. rekomen-dacii. Utv. prikazom Rospotrebnadzora № 1008 ot 30.09.2015.
2. Popova A.Ju., Zajceva H.B., Maj I.V., Kir'janov D.A., Sboev A.S. Nauchno-metodicheskie podhody k klassifikacii hozjajstvujushhih sub#ektov po risku prichinenija vreda zdorov'ju grazhdan dlja zadach planirovanija kontrol'no-nadzornyh meroprijatij // Profilakticheskaja medicina: aktual'nye aspekty analiza riska zdorov'ju. 2014. № 1 (5). S. 4-12.
Kriga Aleksandr Sergeevich - candidate Sciences (Medicine), Chief of Rospotrebnadzor of the Omsk region; e-mail: [email protected].
Novikova Irina Igorevna - Doctor of Medicine, Professor, chief of Department on supervision of conditions of education and training and nutrition of the