НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
А.А. НОВИКОВ, О.С. МОРОЗОВ, В.С. ЧЕБУРАЕВ, А.О. НОВИКОВ,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье рассматривается развитие системы подготовки спортсменов высокой квалификации. Обсуждаются логика построения такой системы и комплексное использование методов контроля и управления тренировочным процессом. Особое внимание уделяется индивидуализации подготовки, оценке спортивного результата и интерпретации данных обследования. Авторы считают необходимым создание во ВНИИФКе стенда для тестирования спортсменов
высокой квалификации.
Abstract
In article development of a training system of elite athletes is considered. The logic of creation of such system and complex use of control methods and management of training process are discussed. The special attention is paid to a preparation individualization, an assessment of sports result and interpretation of data of inspection. Authors consider necessary creation of testing field in VNIIFK for testing of elite athletes.
Ключевые слова: спортсмены высокой квалификации, система подготовки, тестирование.
Key words: elite athletes, preparation system, testing.
В данной статье делается попытка увидеть будущее системы управления подготовкой единоборцев к крупнейшим международным соревнованиям.
В этом направлении во ВНИИФКе трудились выдающиеся ученые - педагоги международного уровня (Г.В. Васильев, Н.Г. Озолин, В.В. Кузнецов, В.П. Филин, В.М. Дьячков, Л.С. Хоменков, М.Я. Набатникова, И.П. Ратов и др.), ученые медико-биологического направления (Н.А Бернштейн, С.П. Летунов, Н.Д. Граев-ская, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А.В. Коробков, М.П. Иванова, Р.С. Суздальницкий, В.С. Левандо), психологи (А.В. Родионов, Н.А. Худадов), биомеханики (О.Д. Донской, В.М. Абалаков и др).
Мы - научные сотрудники ФГБУ ФНЦ ВНИИФК сегодняшнего поколения - всемерно благодарны нашим учителям, талантливым педагогам, пытливым исследователям, фундаментальные научные труды которых стали основой для построения новых технологий спортивной подготовки ВКС.
Наше поколение основывается на научных трудах наших учителей, стремится совершенствовать систему управления подготовкой ВКС.
В настоящее время возникает необходимость в дальнейшем изучении и совершенствовании трехуровневой системы управления подготовкой высококвалифицированных единоборцев. В частности, эта система была предложена еще в 1974 г., при этом разработка ее осуществлялась не фрагментарно, а системно.
Например, изучение подготовки сборных команд по спортивным единоборствам должно осуществляться не по отдельным элементам целостной системы подготовленности спортсменов, а с позиций всех основных звеньев, входящих в нее:
1) с позиций соревновательной деятельности - оценки надежности атаки (НА); надежности защиты (НЗ);
интервала атаки (ИА); среднего балла (СБ); успешности атаки (УА) и др.;
2) с позиции мастерства спортсменов, технико-тактической, физической, скоростно-силовой подготовленности, уровня специальной выносливости и др.;
3) с учетом вклада систем организма: сердечнососудистой системы (ССС); центральной нервной системы (ЦНС); нервно-мышечного аппарата (НМА); показателей биохимии капиллярной и венозной крови и др. Мы опирались на постулат, выдвинутый У.Э. Эшби (1964), где основное положение теории сложных систем заключается в «нахождении путей их упрощения с последующим изучением отношений частного к целому в рамках всеобщности». В настоящее время из-за недостатка финансирования на приобретение современных технических средств и оборудования для проведения необходимых научных исследований специалисты КНГ вынуждены проводить обследования не на специализированных стендах, моделирующих соревновательную деятельность (СД), а с помощью специальных тестов, позволяющих оценить лишь отдельные элементы целостной системы.
Так, в настоящее время на базах подготовки спортсменов, например по спортивной борьбе, проводятся следующие виды обследования: оценка функционального уровня центральной нервной системы (сенсомоторная активация), оценка вегетативной регуляции (по показателям ЭКГ), определение индивидуальных значений показателей гуморальной регуляции, а также состояния организма и психики спортсмена [О.С. Морозов, 2005].
На основе такой информации тренеру, специалистам и руководителю КНГ затруднительно правильно скорректировать индивидуальный план подготовки спортсменов в целом. Поэтому оценка подготовленности спортсменов должна осуществляться всеми сотрудниками КНГ
на стыке наук и одновременно на специализированных стендах, моделирующих соревновательную деятельность. Руководитель и члены КНГ по результатам обследования спортсменов готовят обобщенный отчет и предлагают коррекцию в индивидуальные планы подготовки. Отсюда следует, что приоритет в вопросах формулирования задач научно-методического обеспечения (НМО) должен быть в первую очередь у тренеров и руководителей КНГ сборных команд страны. Именно эти специалисты, профессионально ориентированные на прогнозирование дальнейшей подготовки в целом, смогут успешно решать эти проблемы, используя материалы всего комплекса обследований на специализированных стендах, моделирующих СД спортсменов. В дальнейшем КНГ должны трансформироваться в комплексные научные лаборатории или отделы (КНЛ) по видам или группам видов спорта (например, спортивные единоборства), чтобы сотрудники лаборатории или отделов по спортивным единоборствам административно должны быть подчинены руководителям лабораторий или отделов. Т.е. в первую очередь сотрудники лаборатории или отделов по видам спорта решают задачи для проблем подготовки спортсменов и только затем - общие проблемы спортивной науки.
При обследованиях спортсменов должна даваться всесторонняя оценка межуровневых связей с учетом индивидуальных особенностей единоборцев. Это одно из основных положений анализа при обследовании спортсменов.
Например, надежность атаки - это первый уровень системы - соревновательная деятельность (СД) взаимосвязана со вторым уровнем системы: биомеханическим анализом - скоростно-силовыми характеристиками выполнения приемов, психологической оценки деятельности спортсмена (второй уровень системы, характеризует мастерство спортсмена).
Третий уровень - биомеханический анализ (со всеми составляющими тактико-технического мастерства), взаимодействие с медико-биологическими характеристиками и динамическим состоянием: нервно-мышечного аппарата; центральной нервной системы; устойчивостью психики и другими функциональными системами организма, непосредственно участвующими в реализации надежности атаки.
На рисунке представлена Функциональная схема 3-уровневой системы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов.
I уровень - соревновательная деятельность
Техническое мастерство Тактическое мастерство
Эффективность атакующих действий Надежность защитных действий Интервал атаки Надежность выполнения приема в условиях помех Распределение атак по периодам Отношение времени спуртов 1, 2 и 3 периодов Количество комбинаций за турнир
1 периода Или время схватки
2 периода
Скоростно-силовая подготовка Специальная выносливость Психическое состояние
Среднее время одного спурта в турнире Количество силовых приемов (нокдаун, нокаут) Интервал оцененных атак Интервал атаки (сумма времени попыток и оцененных атак) Уровень эмоционального состояния Проигранные баллы 1, 2, 3 периодов Выигранные баллы 1, 2, 3 периодов
II уровень - мастерство спортсмена
Техническое мастерство Тактическое мастерство
Максимальные усилия в приемах отрывов и подбивов Уменьшение времени выполнения фаз ТД за 6 мин Педагогическая оценка (по 5-балльной шкале) Устойчивость ТТД на основные помехи Максимальные усилия и время выполнения ТД в 6-мин тесте Время оценки удобной итуации Комбинации ТД
Н % МС % Условные единицы Спад усилий Время падения усилий Время оценки Время ответа Время переключения Время ответа
Скоростно-силовая подготовка Специальная выносливость
Показатели скоростно-силовой подготовки в излюбленных приемах Скоростно-силовая тренировка (£, кол-во атак) Уровень эмоционального состояния (5 баллов) Проигранные баллы 1, 2, 3 периодов Выигранные баллы 1, 2, 3 периодов
Психическое состояние
Сейсмотреморография Психомоторное тестирование Механизмы саморегуляции (управление агрессией) Волевые показатели
III уровень - функциональная подготовленность
Нервно-мышечная система Центральная нервная система
Основные мышечные группы Отношение произвольного сокращения мышц к вызванному Оценка сенсомоторных функций Динамическая тензо- динамометрия РДО
Сила, скорость, мощность
Сердечно-сосудистая система, дыхание, кровь
Электрокардиография, ритмокардиография Артериальное давление до и после 5-мин стандартной нагрузки Ортопроба (сидя-стоя) PWC170, МПК, ПАНО La+, Н+, КФК, АЛТ, гемоглобин, АСТ, мочевина
Такой подход к анализу - важнейшая задача для последующего планирования подготовки с учетом индивидуальных особенностей единоборцев, т.е. необходимо в данном случае показать взаимосвязь элементов трехуровневой системы с индивидуальным планированием.
Перед составлением индивидуальных программ подготовки единоборцев необходимо оценить спортивный результат - как положительные, так и отрицательные показатели. И, соответственно, характеристики соревновательной деятельности, а также индивидуальные особенности спортсменов при проведении поединка, т.е. за счет в основном каких качеств элементов 3-уровневой системы успешно выступают единоборцы. Для того, чтобы затем определить их взаимосвязи с планируемыми средствами и методами подготовки. Только в этом случае можно надежно составить индивидуальную перспективную программу подготовки и ее реализации с учетом всех звеньев данной системы.
Необходимо определить спортсменов, преимущественно одержавших большинство побед в своих схватках либо за счет высокого уровня скоростно-силовых качеств или специальной выносливости (темповой стиль борьбы), либо координационных способностей (комбинационного стиля ведения борьбы). Например, единоборец выигрывает поединки за счет специальной выносливости (действующие правила соревнований создают именно этим спортсменам приоритет). Эти спортсмены в своем арсенале имеют один или два излюбленных технических приема и выполняют его преимущественно после нарастания утомления соперника, который начинает делать ошибки.
Спортсмен, выигрывающий схватки за счет высокого уровня проявления скоростно-силовых качеств, в своем арсенале имеет два-три излюбленных технических действия и чаще всего выполняет их за счет жестких, сковывающих захватов. При попытках соперника освободиться от этих захватов он, естественно, делает ошибки, а атакующий соответственно оценивает ситуацию и выбирает момент для выполнения технического приема.
Спортсмены, выигрывающие поединки за счет высокого уровня проявления координационных способностей (комбинационный стиль ведения борьбы), в своем арсенале имеют большее количество технических приемов в сравнении с предыдущими двумя типами борцов, но иногда могут импровизировать - создают или улавлива-
ют в ходе поединков удобную ситуацию для атаки или контратаки (т.е. правила соревнований должны быть ориентированы на этот стиль ведения поединка).
Поэтому основным принципом индивидуального планирования подготовки единоборцев является поиск тесных взаимосвязей основных средств и методов подготовки с элементами 3-уровневой системы, несущих основную нагрузку при их реализации в соревновательной деятельности. Необходимо осуществлять постоянное слежение за этими взаимосвязями в процессе роста спортивного мастерства и соответственно за спортивными результатами и затем вносить соответствующие коррекции в индивидуальные планы подготовки.
Если возникла необходимость повышения квалификации тренеров сборной команды страны, то необходимо объяснять тренерам важность применения научно-методических стендов, моделирующих соревновательную деятельность, в обследовании спортсменов совместно с тренерами и руководителями КНГ.
Необходимо отметить, что в конце 80-х годов такой стенд был разработан и с успехом применялся в сборных командах СССР по видам спортивной борьбы. Сегодня этот стенд необходимо модернизировать с учетом современных технологических и информационно-технических возможностей.
На базе такого подхода в обследовании спортсменов с помощью научно-методического стенда можно существенно повысить эффективность всесторонней подготовки единоборцев и соответственно спортивный результат спортсменов сборных команд страны в крупнейших международных соревнованиях.
Стенды целесообразно размещать на полигонах в условиях спортивных залов по типу центров подготовки космонавтов, МЧС, Вооруженных сил и др. Полигон включает в себя спортивный зал, научно-методический стенд, научно-методическую аппаратуру для каждого специалиста, входящего в КНЛ. Кроме того, в зале будут разрабатываться специальные приспособления, прогнозируемые по мере постоянного повышения требований к соревновательным поединкам.
Такие полигоны должны быть прежде всего размещены в ФГБУ ФНЦ ВНИИФК для разработки и реализации современных научно-методических систем подготовки высококвалифицированных спортсменов, а также на основных базах подготовки спортсменов сборных команд России.
Мы также считаем, что при создании аналогичных научно-методических стендов по группам видов спорта с учетом специфики их соревновательной деятельности необходимо использовать в определенной степени наш практический опыт, апробированный и внедренный в практику подготовки высококвалифицированных спортсменов.
По поводу создания научно-методических стендов мы подготовили и направили в Минспорт России материалы для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию такого стенда.
Литература
1. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства / А.А. Новиков: монография. - М.: ВНИИФК, 2003. -208 с.
2. Новиков А.А. Теоретико-методологические положения управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов /А.А. Новиков, И.Ю. Радчич, О.С. Морозов // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 3. - С. 13-18.
3. Радчич И.Ю. Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение высококвалифицированных
спортсменов. Унифицированные критерии комплексного контроля. Инновационные технологии: монография. -2-е изд. / И.Ю. Радчич. - М.: «Спорт Медиа групп», 2011. - 364 с.
4. Морозов О.С. Общие принципы управления слож-нодинамическими системами в конфликтной ситуации / О.С. Морозов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 2. - С. 15-17.
References
1. Novikov A.A. Basics of sports skills. - M.: VNIIFK, 2003. - 208 p.
2. Novikov A.A. Theoretical and methodic clauses for training management in elite athletes / A.A. Novikov, I.Ju. Radchich, O.S. Morozov // Vestnik sportivnoj nauki. -2012. - № 3. - P. 13-18.
3. Radchich I.Ju. Scientific, methodic, medical and biologic maintenance for elite sports. Unified criteria
for complex control. Innovation technologies. (2nd ed.). - M.: Sport Media group, 2011. - 364 p.
4. Morozov O.S. General principles for complex dynamic systems management in conflict situation // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2005. - № 2. - P. 15-17.