#
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ В СОДЕРЖАНИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
RESEARCH COMPONENT IN THE CONTENT OF POLY-ART EDUCATION OF FINE ARTS BACHELORS
Л. Р. Золотарева
В статье рассматривается проблематика и типы научных исследований по теории и истории художественной культуры. Тематика научных работ включает 12 разделов (свыше 300 тем), что позволяет осуществить универсальный подход к охвату искусствоведческо-культурологического и эстетико-педагогического материала в учебно-образовательном процессе. Особое внимание уделяется научным исследованиям по педагогическому искусствоведению на основе авторских технологий.
L. R. Zolatareva
The article examines problems and types of scientific research in theory and history of art. There are 12 types of research works (over 300 topics), which allows to implement the universal approach to covering art and culture studies material, as well as aesthetic and pedagogic material in the educational process. Special attention is paid to research in pedagogic art studies based on the author's techniques.
Ключевые слова: полихудожественное образование, научно-исследовательский компонент, исследования по теории и истории художественной культуры, педагогическое искусствоведение.
Keywords: poly-art education, research component, research in theory and history of art, pedagogical art studies.
Современные преобразования в Республике Казахстан глубоко затрагивают вопросы духовного потенциала общества, развития образования, науки и культуры, социокультурной сферы.
Особую актуальность приобретает профессиональная подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования - бакалавров изобразительного искусства, которым предстоит обучать и воспитывать средствами искусства подрастающее поколение в условиях современной 12-летней общеобразовательной школы, тем самым обеспечивая социокультурные преобразования в стране.
Подготовка учителей изобразительного искусства и черчения, которым присуждается академическая степень «Бакалавр образования по специальности 5В010700 - Изобразительное искусство и черчение» (2010) обусловливается государственной политикой, определяемой Законом «Об образовании», где подчеркивается «гуманистический и развивающий характер образования, стимулирование образованности личности и развитие одаренности» [1, с. 9].
Художественно-педагогическое образование понимается нами как образование полихудожественное.
Культурологическая модель художественно-педагогического образования бакалавров в области изобразительного искусства, исследованная нами в научно-педагогическом процессе, включает следующие блоки: гуманитарно-культурологический - культурология как методология эстетико-искусствоведческих дисциплин; полихудожественный - история и теория изобразительного искусства, история искусств Казахстана, семиотика искус-
ства, описание и анализ произведения искусства, психология художественного творчества; художественно-педагогический - педагогическое искусствоведение, музееведение (музейная практика); научно-исследовательский -курсовое и дипломное сочинение по теории и истории художественной культуры; деятельность студенческого научного объединения «Мир искусства».
Понятие «полихудожественность», связанное с интеграцией различных видов искусства и разными типами художественной деятельности в художественно-педагогическом образовании, вошло в педагогику искусства в середине 1980-х гг. (одним из первых ввел его как научное понятие доктор педагогических наук, профессор, известный ученый-педагог Б. П. Юсов). В контексте нашего исследования формулируется следующее определение: полихудожественное образование - это комплексная взаимосвязь искусств в процессе специального образования обучающихся, которая возможна на основе интеграции предметов культурологического и эстетико-искусствоведческого цикла. Это не замена традиционных академических занятий по искусству, а создание новых условий их организации в интеграционном пространстве. Целевая задача полихудожественного образования - формирование и развитие гуманитарного диапазона знаний, полихудожественного мышления, творческих и исследовательских способностей, культуры восприятия, воображения, эмпатии и эмоционально-чувственной сферы обучающихся. В целостном педагогическом процессе полихудожественное образование неразрывно связано с исследованием и внедрением в практику интерактивных технологий на основе личностных ценностей.
ф
Предметом настоящей статьи является анализ научно-исследовательского компонента в содержании художественно-педагогического образования на основе полихудожественности в условиях университетской образовательной среды профессионально-художественного факультета.
Научно-исследовательский блок обеспечивается содержанием авторского учебного пособия «Курсовые и дипломные работы по теории и истории художественной культуры» [2].
Следует показать проблематику и типы предлагаемых научных (курсовых и дипломных) работ.
История искусства - одна из профилирующих теоретических дисциплин на художественных, художественно-педагогических факультетах университетов, академий художеств и институтов искусств. Она изучает пластические (пространственные) виды искусства - живопись, графику, скульптуру, архитектуру и прикладное искусство; их возникновение и закономерности развития с выделением социально-исторического и культурно-художественных этапов; смену художественных направлений, течений, школ; специфику пластических искусств на основе толкования произведений искусства и оценки творчества художника. Однако на современном этапе, когда культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса, гуманитарно-искусствоведческий диапазон предмета требует значительного расширения: становится очевидным, что этот курс должен охватывать не только область развития пластических искусств (она остается доминирующей), а представлять художественно-культурный процесс более целостно - как «художественную картину мира». Исходя из концепции преподавания истории искусств как «художественной картины мира», рекомендуются следующие направления проблематики научных работ.
История искусств - «художественная картина мира». В образ «художественной картины мира» включаются следующие характеристики: мировоззрение эпохи; концепция человека (образ человека в искусстве); фило-софско-эстетическая мысль и художественная теория; развитие видов искусств с выявлением доминантного, взаимосвязь и синтез искусств; стиль как идеальная модель синтеза искусств, художественный универсализм творческой личности.
Тематика исследовательских работ данного раздела сформулирована сравнительно широко и имеет обобщающий характер: ставит своей целью создать синтетическое, целостное представление о многогранном художественном мире той или иной эпохи; позволяет активизировать поиск новых подходов к изучению процесса развития искусства на философско-культурологическом уровне. Мысль студентов поднимается на уровень больших типологических обобщений, охватывая многообразный историко-ху-дожественный материал («Художественная картина мира» эллинистической цивилизации; «Художественная картина мира» итальянского Ренессанса; «Художественная картина мира» Серебряного века и др.).
Содержание проблем и характер постановки вопросов раздела «Философия искусства и художественная теория» открывают возможности использования связей конкретного искусствоведческого материала с философией искусства и эстетикой, углубленного изучения третьего аспекта образа «художественной картины мира» - развитие философско-эстетической мысли эпохи и художественной теории (Значение трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре»; Художественная теория и литературно-искусствоведческое наследство Д. Вазари; И. Винкельман и его концепция критериев истинного искусства; Проблема жанра в теоретическом наследии А. Н. Бенуа и др.).
В разделе «Культурологические аспекты истории искусства» предлагаются темы общетеоретического культурологического характера (Архетипы души в изобразительном искусстве; Творческие династии в искусстве; Театральные здания: от Античности до ХУШ в. и др.).
Раздел «Взаимосвязь и синтез искусств, художественный стиль и творческое направление» позволяет в «художественной картине мира» наиболее рельефно исследовать один слой - взаимосвязь и синтез искусств. Можно выделить две основные группы: синтез пластических (пространственных) искусств - этого требует сам программный курс истории искусства; взаимосвязь изобразительного искусства (живописи), литературы и музыки. Выбор этой группы взаимосвязи искусств можно аргументировать: это объясняется требованиями школьных программ по изобразительному искусству, введением различных интегрированных курсов («Мировая художественная культура», «Художественная культура Казахстана»), а также теми видами искусств, которые изучаются в школе как учебные предметы; именно на литературе, музыке и изобразительном искусстве базируется модель взаимодействия видов искусств в школе. Теоретическую основу этого ряда работ могут составить эстетико-искусствовед-ческие принципы взаимосвязи искусств: принцип историзма; опоры на стилевое единство искусств; учета эстетической сущности искусства; выделения доминантного вида искусства (Идея синтеза искусств в теории и практике В. Кандинского; «Образ Петербурга» в графике и поэзии; Литературное и историческое описание архитектурных памятников и пространств; М. Врубель и А. Блок: общность мироощущения и художественного видения и др.).
В условиях практической реализации личностно ориентированного образования в вузе и школе гуманистические аспекты творчества приобретают свое целевое назначение, - эту проблематику отражает раздел «Гуманистические проблемы художественного творчества». Здесь в «художественной картине мира» следует сделать акцент на концепции творческой личности человека в художественной культуре той или иной эпохи; творческий портрет, нравственную миссию художника; художественный универсализм (Личность и драма Микеланджело Буо-нарроти; «Метафора счастья» в картинах М. Шагала; Постановка философско-нравственных проблем в художественном творчестве: Эль Греко, А. А. Иванова, Пюви де Шаванна и др.).
#
Тематика раздела «Концепция человека в истории искусства» открывает широкую панораму изучения предмета познания в искусстве. (Проблема человека в искусстве Античности; Средневековая картина мира и место в ней человека; Учение о человеке в культуре Ренессанса; Феномен одиночества в изобразительном искусстве XX в. и др.).
«Семантика и герменевтика искусства» - важнейший раздел искусствознания. Толкование, искусствоведческий анализ художественного произведения, памятника культуры должны базироваться на выявлении эмоционально-смысловой значимости содержательной формы и раскрытии художественного образа произведения. Анализ художественного текста может быть использован как средство адекватной оценки произведения искусства (Архитектура как система конвенциональных знаков; Символ и его значение в искусстве (на примере культуры Китая, Японии); Семантика восточного орнамента; Семантика мифа в культуре и др.).
Проблема раздела «Психологияхудожественного творчества» связана с исследованиями по психологии художественного творчества и восприятия (Проблема женской талантливости и гениальности; Эмпатическая способность; Роль интуиции в творчестве; Психология рефлексии; Любовь как источник мотивации в художественном творчестве; Тема творчества в изобразительном искусстве и др.).
Особо выделен раздел «Художественная культура восточных цивилизаций». Знакомство с иной художественной культурой часто выступает не только как освоение ее опыта, но и как средство, помогающее глубокомысленно всмотреться в культуру и искусство своего народа, осознать их проблемы и особенности (Река и Солнце в едином пространственном искусстве Древнего Египта; Специфика восточной миниатюры; Синтез искусств в архитектурном ансамбле Альгамбры; Искусство эпиграфического декора (на примере мусульманской архитектуры); Китайский средневековый пейзаж как модель мира и др.).
С художественной культурой восточных цивилизаций тесно связана проблематика раздела «Художественная культура Казахстана», рассчитанная на удовлетворение культурно-национальных потребностей, развитие поликультурного сознания, умение использовать материал по культурной жизни региона в гуманитарно-художественном развитии учащихся в процессе педагогической работы. Темы, связанные с изучением художественной культуры региона, особенно желательны. Работа над ними обусловлена прежде всего первичным отбором, описанием и анализом ранее неизвестных (малоизвестных) и неизученных (малоизученных) произведений. От умения найти и систематизировать фактический искусствоведческий материал и сведения о нем в значительной мере зависит содержание научной работы (Великий Шелковый путь - путь диалога культур; Традиционное искусство Казахстана: универсальность и уникальность; Образ Абая в изобразительном искусстве; Архитектурный облик Астаны; Молодые художники Казахстана и др.).
Приводим содержание научно-исследовательской (дипломной) работы на тему «Биография художника как эстетическая и психологическая проблема».
Введение. 1. Биография - эстетическая и культурологическая категория.1.1. Культурная эпоха и типы художественных биографий. 1.2. Фазы-этапы жизненного пути художника в их связи с социокультурными приоритетами. 2. Психологияжизнетворчества. 2.1. Наделенность талантом - предуготовленность к судьбе особого рода. 2.2. Взаимосвязь бытийной и творческой биографий художника. 2.3. Одиночество как феномен жизнетворчества. 3. Биография художника в контексте педагогического искусствоведения. 3.1. Структура и содержание творческого семинара. 3.2. Эстетико-психологический проект: Психология детства художника. 3.3. Литературно-художественное эссе «Художник и творчество». 3.4. Биография художника как фактор формирования творческих предрасположений. Заключение. Список использованной литературы. Приложения.
Поскольку речь идет о подготовке учителя - бакалавра образования в области изобразительного искусства, обратимся к опыту научно-исследовательской работы по педагогическому искусствоведению [3, с. 279]. Выделены блоки исследовательских методик.
Исследование по педагогическому искусствоведению
Исследовательские работы по педагогическому искусствоведению данного типа позволяют студенту (выпускнику) показать приобретенные навыки в области педагогических исследований, которые непосредственно связаны с педагогической практикой. Автору работы нужно четко определить цель и задачи исследования, его объект и предмет; этапы исследования и основную базу опытно-экспериментальной работы (школу или ряд школ, класс, количество учащихся, охваченных экспериментом); затем тщательно обдумать методы исследования и методику эксперимента.
Метод научно-исследовательских проектов в процессе изучения эстетико-искусствоведческих дисциплин
Под методом проектов понимается образовательная модель способа достижения поставленной цели, система приемов, результативная технология научно-познавательной деятельности.
Тематика научно-исследовательских проектов: Художественное образование в Древней Греции, Древнем Риме; Художественное образование в эпоху Возрождения; Становление академической системы художественного образования в Европе («Академия братьев Карраччи»; Французская академия художеств (Шарль Лебрен, Давид); Английская академия художеств (Д. Рейнольдс и его «Речи»); История образования Императорской академии художеств в России; Педагогическая система К. П. Брюллова: «Брюл-ловская академия»; И. Е. Репин - педагог; Художественная дидактика в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: А. К. Саврасов - педагог; В. А. Серов - педагог; К. А. Коровин - педагог; В. Д. Поленов - педагог; А. Е. Архипов - педагог и др. (по выбору студента); Педагогическая система П. П. Чистякова; А. В. Бакушинский и его роль в пе-
ф
$
дагогике искусства и педагогическом искусствоведении; «Школа А. В. Бакушинского» в области художественного образования; Искусствоведы-педагоги Российской школы XX в.; Художники-педагоги Российской школы XX в.; Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания; Художественное образование в пространстве дальнего зарубежья; Современное состояние преподавания курса «Художественная культура Казахстана» в школе; Современное состояние преподавания курса «Мировая художественная культура» в школе; Взаимодействие искусств в полихудожественном развитии учащихся; Образы архитектуры в художественно-эстетическом развитии учащихся; Урок-образ -жанр педагогического искусствоведения и др.
Разработка исследовательских проектов по дисциплинам эстетико-искусствоведческого цикла способствует формированию умений и приемов деятельности, составляющих смысл научной работы студентов вуза (курсовые, дипломные работы); расширению знаний в области культуры, обогащению содержания образования и получению «надпредметных» знаний.
Написание эссе по литературным произведениям, где главной темой является «художник и творчество». Судьба художника, искусства, творчества - темы, характерные для новеллистики XIX столетия, на рубеже XIX-XX вв. сделались достоянием как новеллы нового времени, так и крупномасштабной прозы: Г. Гейне «Флорентийские ночи»; О. Бальзак «Неведомый шедевр»; Э. По «Овальный портрет»; рассказ
0. Генри «Последний лист»; Э. Золя «Творчество»; О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»; Д. Г. Лоуренс «Рубеж»; Г. Гессе «Степной волк»; Р. Роллан «Жан Кристоф»; Т. Драйзер «Гений» и др.; в произведениях русской литературы XIX-XX вв.: А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»; В. Ф. Одоевский «Русские ночи»; Н. В. Гоголь «Портрет»; М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман» и др.
Школа письменного рецензирования: рецензия на выставку, цикл произведений или одно из произведений художника.
Таким образом, научно-исследовательская работа по дисциплинам искусствоведческо-культурологического и эс-тетико-педагогического циклов формирует интеллектуально-творческий облик современного специалиста - бакалавра образования в области изобразительного искусства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. - 2007. - № 127. - 15 авг. - С. 9-11.
2. Золотарева Л. Р. Курсовые и дипломные работы по теории и истории художественной культуры: Учеб. пособие. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2005. - 78 с.
3. Золотарева Л. Р. Педагогическое искусствоведение: Моногр. - Алматы: Бшм, 2011. - 396 с., табл.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
METHOD OF ORGANIZING THE FIELD-TESTING OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL AND SPORT EDUCATION
А. П. Теплоухов
В статье обосновано применение комплекса педагогических условий для формирования конфликтологической компетентности специалистов в области физического воспитания и спорта, таких как разработка спецкурса, создание банка ситуативных задач конфликтологического содержания, а также мотивационно-ценностного и эмоционально-стимулирующего фона.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, педагогическое условие.
A. P. Teploukhov
The article explains the use of pedagogical conditions of developing conflictological competence of future specialist in the field of physical and sport education, such as developing a special course, compiling a collection of conflictological situational problems, as well as motivational, value-oriented and emotionally-stimulating background.
Keywords: conflictological competence, pedagogical condition.