ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-исследовательские компетенции аспиранта
А. В. Золотарёва
В статье раскрываются особенности научно-исследовательской компетенции аспиранта. Показаны составляющие компетенции, критерии оценки их сформированности.
Ключевые слова: аспирант, защита кандидатской диссертации, научная, научно-педагогическая деятельность, научно-исследовательская компетенция.
Scientific-Research Competence of the Post-Graduate Student
А. V. Zolotariova
In the article features of scientific-research competence of the post-graduate student are revealed. Components of the given competence, criteria of their estimation of their readiness are shown.
Key words: the post-graduate student, master's thesis protection, scientific, scientific and pedagogical activity, scientific- research competence.
Аспирант - это специалист при высшем учебном или научном учреждении, готовящийся к научной, научно-педагогической деятельности и к защите кандидатской диссертации. В соответствии с «Временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования» (2002 г.) обучение аспиранта имеет свои особенности.
Целями подготовки аспиранта являются следующие: формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; углубленное изучение методологических и теоретических основ одной из отраслей науки; углубление философских знаний; совершенствование знания иностранного языка, ориентированного на профессиональную деятельность; подготовка к преподавательской деятельности. Таким образом, цель обучения в аспирантуре рассматривается как развитие исследовательской компетентности специалиста, которая выступает в данном случае как интегральная характеристика личности, определяющая способность решать научные проблемы с учетом приобретенных теоретико-методологических знаний в конкретной области науки, профессионального и жизненного опыта, ценностей и интересов личности [2].
В основной образовательной программе подготовки аспирантов должны предусматриваться следующие компоненты: образовательно-профессиональные и факультативные дисциплины, педагогическая практика, научно-
исследовательская и/или научно-педагогическая работа, итоговая государственная аттестация (сдача кандидатских экзаменов), защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В самом общем смысле выпускник аспирантуры должен быть хорошо эрудирован; иметь фундаментальную научную подготовку; владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации; уметь организовать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной специальности. Защитив диссертацию, аспирант должен стать «ученым», то есть «обученным», «насыщенным знаниями». Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля, ученый -это тот, «кого учили, выучили», а ученость -«состояние, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изучение их». Сегодня, говоря «ученый», предполагают человека, творящего науку, создающего, открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию [3].
Таким образом, ведущей деятельностью аспиранта является научно-исследовательская. Она служит формированию его как творческой личности, владеющей методами и средствами научных исследований, ориентированной на достижение конкретного научного результата, способной обоснованно и эффективно решать теоретические и прикладные научные проблемы, ис-
пользуя накопленный исследовательский потенциал и полученные знания.
Наше исследование посвящено изучению проблемы формирования исследовательских компетентностей у аспирантов в педагогическом вузе. Исследовательская компетентность сегодня оценивается в качестве принципиального явления в подготовке специалистов к профессиональной деятельности. Однако анализ публикаций по проблеме формирования исследовательских компетентностей в процессе подготовки в педагогическом вузе показал, что данный вопрос представлен недостаточно, поскольку нет фундаментальных исследований, посвященных целостному изучению и объективному анализу состояния этого процесса. Еще в меньшей степени изучена проблема формирования исследовательских компетенций аспиранта.
Поскольку подготовка аспиранта является завершающим этапом в системе профессионального образования, можно выделить общие исследовательские компетентности, которые должны быть сформированы на момент поступления в аспирантуру, и особенные компетентности, которые необходимо формировать в процессе обучения в аспирантуре.
Опираясь на концепцию психологической системы деятельности В. Д. Шадрикова, можно выделить особенные исследовательские компетентности аспиранта в соответствии с функциональными блоками психологической системы деятельности: мотивы деятельности, цели деятельности, программа деятельности, информационная основа деятельности, принятие решений, контроль и коррекция результатов деятельности, подсистема деятельностно-важных качеств аспиранта.
Блок «мотивы деятельности». Мотивы обучения в аспирантуре связаны, в первую очередь, с реализацией потребности в профессиональном росте, профессионально-личностном саморазвитии и самосовершенствовании, творческом самовыражении, самостоятельном поиске в решении исследовательских проблем; с заинтересованностью в изменении педагогической действительности, мотивацией достижения, в том числе и материального успеха.
Важными условиями формирования личност-но-мотивационных составляющих исследовательской компетентности являются высокий уровень теоретической и методологической подготовки в рамках конкретной области науки, а также в рамках дидактики высшей школы; широкий доступ к
информации; актуализация проблемы исследования и возможность практической реализации идей ее решения в практике деятельности образовательных систем; создание условий для реализации инициативной, авторской позиции аспиранта на всех основных этапах обучения; обеспечение участия в научном сотрудничестве, в том числе вместе с научным руководителем, причастность к определенной научной школе, стажировки у ведущих ученых (в том числе за рубежом); предоставление возможности внедрять результаты своего исследования, демонстрировать их на конференциях, в публикациях; включенность в исследовательские проекты более высокого порядка; возможность получения опыта преподавания в высшей школе и др.
Показателями мотивационной составляющей исследовательской компетентности аспиранта являются высокая самостоятельная и инициативная познавательная активность; своевременная сдача кандидатских экзаменов и подготовка диссертации; стремление к преподавательской деятельности в вузе, количество совместных дел со студентами; активная экспериментальная деятельность, конкретные практические результаты исследования; значительное количество публикаций аспиранта; активное участие в научных мероприятиях, в конкурсах исследовательских работ молодых ученых, в исследовательских проектах, финансируемых из разных источников; посвящение свободного времени исследовательской деятельности, активное участие в делах кафедры, к которой прикреплен аспирант, и др.
Блок «цели деятельности». Цель педагогического исследования - результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности. Предвидение совершается на основе анализа действительности, выявления ее тенденций, знания возможностей передового педагогического опыта и достижений науки. Целеполагание неразрывно связано с разработкой системы исследовательских задач. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Череда верно поставленных задач определяет «маршрут» поиска решения проблемы.
К компетентностям целеполагания аспиранта можно отнести следующие: способность видеть смысл исследовательской деятельности, ее будущий результат; умение формулировать цели в соответствии с современными требованиями, в том числе задавать их операционально, то есть
устанавливать этапы реализации, определять возможные отклонения, варианты выхода из проблемных ситуаций.
Важнейшими условиями формирования способности аспиранта к эффективному целепола-ганию можно назвать следующие: предоставление возможности глубокого изучения педагогики, ее понятийного аппарата и исторических тенденций развития, последних достижений и исследований в педагогической науке; знакомство с передовым педагогическим опытом; освоение разработки концепции исследования, разных методов исследования, в том числе анализа; развитие интуиции, прогностических способностей, системного мышления аспирантов и др.
В качестве показателей компетентности целе-полагания могут выступать целеустремленность, грамотность формулирования целей; достижимость целей аспиранта на разных этапах его деятельности, в том числе исследовательской; грамотность разработки системы исследовательских задач.
Блок «программа деятельности». Программа подготовки аспиранта включает совершенствование теоретических знаний в области научной специальности, философии, иностранного языка; изучение теории, методологии и методики научно-исследовательской работы; разработку программы и инструментария научного исследований; организацию и проведение исследовательской и экспериментальной работы; обработку и интерпретацию результатов; подготовку и защиту кандидатской диссертации. Программа подготовки аспиранта обеспечивает поддержку сдачи аспирантом кандидатского минимума и выполнения диссертационного исследования.
К исследовательским компетенциям в области разработки и реализации программы деятельности аспиранта можно отнести способность последнего выстраивать программу своего развития, добывать знания из разных источников, разрабатывать программу исследования, планировать деятельность по ее реализации; способность организовать теоретическую и эмпирическую части исследования; умение интерпретировать и оформлять его результаты; определять перспективы исследований; гибко сочетать базовые и дополнительные курсы в соответствии с индивидуальными возможностями, умение свободно выбирать объем, методы, источники, средства, сроки, темпы и формы образовательной и исследовательской деятельности.
Условиями формирования исследовательской компетентности в части разработки и реализации программы деятельности аспиранта можно считать построение образовательной деятельности так, чтобы аспирант имел возможность открыть для себя личностно значимый смысл в приобретении знаний; учет его образовательных запросов и познавательных возможностей; предоставление полного перечня образовательно-профессиональных дисциплин, времени и последовательности их изучения, форм итоговой аттестации; обеспечение логической последовательности усвоения элементов содержания обучения, его методов, форм, средств; создание условий для самостоятельной и инициативной активности, психологической безопасности, рефлексивной позиции аспиранта; обеспечение возможностей для построения им индивидуальной траектории обучения в соответствии с его возможностями; перемещение акцента с процесса преподавания на процесс самостоятельного учения; обеспечение взаимосвязи образовательной программы с диссертационным исследованием аспиранта и др.
Показателями исследовательской компетентности в блоке разработки и реализации программы деятельности аспиранта могут быть следующие: овладение методологией (общенаучной, предметной, исследовательской), системой педагогических терминов, фундаментальными теоретическими знаниями, обобщенными умениями высокого уровня в разных видах исследовательской деятельности (диагностической, оценочно-аналитической, педагогической и др.), знание истории развития образования и педагогики как науки и др.
Блок «информационная основа деятельности». Информационная составляющая исследовательской компетентности аспиранта включает технические способности, речевые способности, владение разнообразными технологиями (информационными, коммуникативными, педагогическими, социальными, исследовательскими, инновационными и др.). Реализация данной составляющей исследовательской компетентности предполагает владение материалом по теме, умение искать, находить, анализировать и систематизировать информацию, работать с литературой, владение новыми информационными технологиями, умение излагать свою точку зрения, публично выступать, вести дискуссию, общаться с коллегами, работать с аудиторией, знание иностранных языков, умение писать статьи и книги и др.
Условиями реализации информационной составляющей исследовательской компетентности могут быть следующие: полнота набора дисциплин, обеспечивающих единство профессиональной, гуманитарной и специализированной подготовки, ее научной основательности и высокого качества; обеспечение передачи целостности картины мира с помощью разных информационных источников; предоставление доступа к новым информационным технологиям и источникам.
Показателями информационной составляющей исследовательской компетентности аспиранта можно считать коммуникативность, речевую культуру, овладение персональным компьютером и программами обработки и интерпретации результатов исследования и др.
Блок «принятие решений». Составляющая исследовательской компетентности в части принятия решений может включать умение анализировать ситуацию относительно существующих проблем, разрабатывать альтернативы и находить пути решения проблем, владение методами математической статистики и др.
Условиями формирования и реализации составляющей исследовательской компетентности в блоке принятия решений могут быть следующие: предоставление возможности для самостоятельного выбора, в том числе темы исследования, путей ее решения, разработки программы исследования; повышение ответственности за своевременное выполнение работы, реализацию результатов исследования, обеспечение их качества.
Показателями исследовательской компетентности в части принятия решений можно считать самостоятельность и настойчивость в претворении своих идей; самостоятельность в выборе методов исследования, обучения студентов; амбициозность, решительность.
Блок «контроль и коррекция результатов деятельности». К составляющим исследовательской компетентности в части контроля и коррекции результатов деятельности аспиранта можно отнести способность к эффективному анализу происходящих изменений; умение быстро реагировать на изменения в деятельности (рефлексивность); умение разрабатывать критериальную базу оценки результативности деятельности, как своей, так и экспериментальной; способность адекватно подбирать методики контроля и коррекции результатов деятельности.
Можно выделить следующие условия формирования исследовательской компетентности в части контроля и коррекции результатов дея-
тельности аспиранта: наличие в образовательной программе возможностей для постоянного осмысления аспирантами основных параметров процесса обучения, своих действий, собственных изменений; предоставление возможности применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков и качеств, отслеживания результативности деятельности; определение уровня усвоения элементов содержания обучения, критериев оценки степени подготовленности аспиранта; развитие его новых образовательных потребностей.
Показателями сформированности исследовательской компетентности в части контроля и коррекции результатов деятельности аспиранта можно считать осознание и описание собственного опыта, опыта организаций и коллективов, в которых ведется исследование; наличие аналитических материалов и др.
Блок «подсистема деятельностно-важньх качеств аспиранта». Опираясь на последние работы по исследовательским компетентностям специалиста, мы остановились на следующих составляющих деятельностно-важных качеств аспиранта-исследователя: системность, превен-тивность, инновативность, прогностичность, ментальность [1].
«Системность» характеризует системное восприятие действительности. Системная методология имеет для нас особое значение, так как этот подход может быть применен к изучению любого педагогического феномена и помогает в понимании многих принципиальных моментов. Системность теснейшим образом переплетается с научностью, предусматривающей подлинную объективность в изучении явлений действительности, всесторонний охват и глубокое проникновение в их сущность на основе данных современной науки. Системность обеспечивает целостность общенаучной и специальной подготовки аспиранта. Если рассматривать мышление как информационный процесс, то системный подход выступает как средство упорядочения информации об объекте. Такое упорядочение играет важную роль в процессе обучения. К составляющим системности можно отнести методологическую подготовленность в сфере педагогики, образования, исследовательской деятельности; мыслительные и исследовательские способности, последовательность осуществления деятельности, внимательность, открытость, объективность и др.
«Превентивность» представляет собой характеристику действий, направленных на виде-
ние проблем и их адекватное оценивание, когда они еще в зародыше и для других не очевидны. К составляющим превентивности можно отнести эрудицию, образованность, информированность, активность, заинтересованность, мобильность, сосредоточенность, овладение методами теоретического анализа и историко-педагогического познания.
«Инновационность» характеризуется инновационным подходом в процессе осуществления деятельности, способностью выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. К составляющим инновационности можно отнести креативность, предприимчивость, организаторские способности.
«Прогностичность» предполагает прогнозирование будущего - не субъективно, а на основе точного, научно обоснованного анализа. Прогнозирование основывается на структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации, поскольку прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотез о предстоящем будущем. К составляющим прогностично-сти можно отнести интуицию, адекватность, аналитичность, умение выделить главное.
«Ментальность» предполагает создание «свежих» ментальных моделей, осуществление рефрейминга (сдвига в представлении организации о том, чем она является сейчас и чего может достичь). Интеллектуальные модели - это таящиеся глубоко в сознании предположения, обобщения или даже картинки или образы, которые влияют на наше понимание мира и на выбираемый нами способ действия. Работа с интеллектуальными моделями начинается со «взгляда в себя». Нужно научиться выводить их на поверхность, чтобы сделать доступными для внимательного изучения. Сюда входит и способность осуществлять критический анализ и защиту, что позволяет ознакомиться с собственным мышлением и открыть его для влияния извне. К ментальности также можно отнести ответственность, порядочность, интеллигентность, оптимизм, самодостаточность, самостоятельность.
Компетентность как результат овладения соответствующей компетенцией представляет собой сложное и многоуровневое образование. Как показывает анализ работ большинства исследователей (Ю. Г. Татур, И. А. Зимняя, В. И. Бай-денко, В. Е. Гаибова, А. П. Чернявская, Е. В. Лебедев и др.), в определение компетенций и ком-петентностей включены три компонента: когнитивный (знание и понимание), поведенческий
(практическое и оперативное применение знаний) и ценностный (ценности - органическая часть способа восприятия действительности и жизни с другими в социальном контексте) [1].
Когнитивный компонент исследовательской компетентности - это совокупность, система профессионально-исследовательских знаний, на основе которой строится целостная картина педагогической действительности и осуществляется процесс собственно педагогических исследований. Когнитивный компонент исследовательской компетенции аспиранта по педагогическим специальностям предполагает:
— в блоке «мотивы деятельности»: высокий уровень теоретических и методологических знаний в рамках конкретной области науки, а также дидактики высшей школы; знание способов профессионального роста, профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования; участие в научном сотрудничестве, исследовательских проектах; внедрение результатов своего исследования; знание приемов подготовки выступлений, статей и др.;
— в блоке «цели деятельности»: умение анализировать педагогическую действительность, выявлять ее тенденции; формулировать цели педагогической и исследовательской деятельности, разрабатывать систему задач и др.;
— в блоке «программа деятельности»: знание особенностей обучения в аспирантуре, владение системой педагогических терминов, фундаментальных теоретических знаний, знаний в области методологии (общенаучной, предметной, исследовательской); знание способов разработки программы и инструментария научного исследований, организации и проведения исследовательской и экспериментальной работы; методов обработки, интерпретации и представления результатов и др.;
— в блоке «информационная основа деятельности»: знание новых информационных технологий; умение искать, находить, анализировать и систематизировать информацию, работать с литературой, публично выступать, общаться с коллегами, работать с аудиторией, в том числе со студентами, знание иностранных языков и др.;
— в блоке «принятие решений»: умение анализировать ситуацию относительно существующих проблем, разрабатывать альтернативы и находить пути решения проблем и др.;
— в блоке «контроль и коррекция результатов деятельности»: умение оценивать результаты педагогической деятельности, научного ис-
следования; знание способов разработки критериев оценки; знание методик контроля и коррекции результатов педагогической исследовательской деятельности и др.;
- в блоке «подсистема деятельностно-важных качеств аспиранта»: знание системного подхода, методологическая подготовленность аспиранта в сфере педагогики, образования, исследовательской деятельности (системность); знание основных проблем образования и педагогики и путей их решения (превентивность); знание подходов к организации инновационных процессов, творческого поиска (инноватив-ность); знание подходов к прогнозированию, методов разработки гипотез и способов их проверки (прогностичность); знание собственных возможностей в решении исследовательских проблем, способов их развития и др.
Поведенческий компонент исследователь-ской компетентности - это система универсальных методов познания (исследования), соответствующих алгоритмов поведения и способов коммуникации, ориентированных на исследовательскую деятельность в рамках управленческой (освоение аспирантами разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной сфере). Это реальная деятельность, осуществляемая в конкретных условиях в соответствии с нормами и технологиями научного творчества; иными словами, компонент практический, активный, определяющий, какими способами, методами, приемами и в каких формах деятельность осуществляется в различных ситуациях. Поведенческий компонент исследовательской компетентности аспиранта по педагогическим специальностям предполагает:
- в блоке «мотивы деятельности»: высокую самостоятельную и инициативную познавательную активность; своевременную сдачу кандидатских экзаменов и подготовку диссертации; стремление к преподавательской деятельности в вузе, совместную деятельность со студентами; активную экспериментальную деятельность; активность в публикациях, в научных мероприятиях, конкурсах исследовательских работ молодых ученых, в исследовательских проектах; посвящение свободного времени исследовательской деятельности, активное участие в делах кафедры, к которой прикреплен аспирант, и др.;
- в блоке «цели деятельности»: целеустремленность в изучении педагогики, последних достижений и исследований в педагогической науке, передовом педагогическом опыте; наличие це-
лей, связанных с осуществлением преподавательской деятельности в вузе; способность грамотно формулировать и достигать цели на разных этапах деятельности аспиранта и др.;
— в блоке «программа деятельности»: самостоятельную и инициативную активность аспиранта в разработке программы своего развития, при планировании деятельности по ее реализации; сочетание базовых и дополнительных курсов обучения в аспирантуре в соответствии с индивидуальными возможностями; определение объема, методов, источников, средств, сроков, темпов и форм осуществления образовательной, педагогической и исследовательской деятельности; обеспечение взаимосвязи образовательной программы с диссертационным исследованием аспиранта и др.;
— в блоке «информационная основа деятельности»: грамотное использование разных информационных источников, в том числе новых информационных технологий, в педагогической и исследовательской деятельности; применение статистических методов обработки информации; самостоятельную систематизацию и интерпретацию информации и результатов исследования, инициативное внедрение результатов своего исследования в педагогической деятельности и др.
— в блоке «принятие решений»: самостоятельный выбор темы исследования, путей ее решения, программы исследования; настойчивость, способствующую своевременному выполнению работы, реализации результатов исследования, обеспечению их качества, и др.
— в блоке «контроль и коррекция результатов деятельности»: систематический анализ изменений, происходящих в деятельности аспиранта; быстрое реагирование на изменения в деятельности и внесение необходимых корректив; наличие критериальной базы оценки, как своей деятельности, так и результативности педагогической и экспериментальной деятельности и др.
— в блоке «подсистема деятельностно-важных качеств аспиранта»: структурирование программы деятельности в части образовательной, педагогической и исследовательской деятельности; определение внешних и внутренних связей обучения в аспирантуре; наличие целостной концепции исследования (системность); активность в определении существующих проблем и предотвращение будущих; определение недостатков в работе и поиск способов их исправления (превентивность); активность в поиске новых подходов к работе и нестандартных решений
проблем; поиск и использование возможностей улучшения качества своей работы (инноватив-ность); использование разных методов для определения вариантов решения исследовательских проблем, составление сложных планов их реализацию, заблаговременное обдумывание этапов процесса и анализ того, что необходимо для достижения результата (прогностичность); критическое оценивание окружающей действительности и себя, быстрое перестраивание при изменении условий деятельности; восприятие, понимание, принятие и использование точек зрения, отличных от собственных или даже противоположных им (ментальность).
Ценностный компонент исследователь-ской компетентности - это понимание смысла и значения научно-исследовательской деятельности, субъективное нравственно-эстетическое, рефлексивное отношение к осваиваемым ценностям и способам их освоения, смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов, независимость в суждениях, чувство ответственности за предлагаемые инновационные решения.
Ценностный компонент исследовательской компетентности аспиранта по педагогическим специальностям предполагает:
— в блоке «мотивы деятельности»: приверженность педагогической деятельности, понимание смысла и значения исследовательской деятельности; значимость профессионального роста, профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования в науке, в том числе в педагогике; стремление приобрести эрудицию, образованность, информированность, активность; заинтересованность, ответственность и др.;
— в блоке «цели деятельности»: стремление к преобразованию педагогической действительности из существующего положения в новое желаемое будущее; принятие важности анализа в разработке целей педагогической и исследовательской деятельности; отношение к цели как к педагогическому идеалу и потенциальному резерву преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности и др.;
— в блоке «программа деятельности»: понимание личностно значимого смысла и значения программы деятельности аспиранта; обеспечение нравственно-этического подхода к ее разработке, выбору способов деятельности; наличие чувства ответственности за реализацию программы дея-
тельности, стремление своевременно сдать кандидатские экзамены, подготовить и защитить диссертацию; понимание важности работы со студентами, включение их в программу исследовательской деятельности и др.;
— в блоке «информационная основа деятельности»: соблюдение этических норм использования разнообразной информации, сохранение авторских прав; ответственность за грамотность поиска, интерпретации, обработки информации и др.;
— в блоке «принятие решений»: понимание смысла и значения собственных решений в отношении педагогической и исследовательской деятельности, наличие ответственности за их качественную реализацию и др.;
— в блоке «контроль и коррекция результатов деятельности»: рефлексивное отношение к своей деятельности; понимание важности анализа и своевременной коррекции результатов деятельности; осмысление основных параметров процесса обучения, своих действий, собственных изменений и др.;
— в блоке «подсистема деятельностно-важных качеств аспиранта»: приобретение личностно значимого смысла системного восприятия действительности; понимание научности и целостности деятельности аспиранта; принятие важности правильного видения проблем, их адекватного оценивания; стремление к поиску новых способов решения проблем; принятие важности гибкости, мобильности, открытости, объективности, креативности, аналитичности и других качеств, необходимых ученому-педагогу.
Библиографический список
1. Лебедев, Е. В. Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Лебедев. - Ярославль, 2009. - 184 с.
2. Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям [Текст] : методическое пособие / авт.-сост. А. Н. Бакушина. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 273 с.
3. Райзберг, Б. А. Диссертация и ученая степень [Текст] : пособие для соискателей / Б. А. Райцзберг. -6-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 431 с.