Научная статья на тему 'Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования'

Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / POST-NONCLASSICAL SCIENCE / СИСТЕМНО-СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SYSTEM-ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

Федеральный государственный стандарт высшего образования определяет научно-исследовательскую деятельность как одно из главных приоритетов подготовки выпускников, выделяет её в качестве особого вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата и магистратуры. Высокая оценка потенциала научно-исследовательской деятельности определяется ее важной ролью в формировании личностно-профессиональных качеств будущих специалистов. В статье раскрываются инновационные тенденции в организации научно-исследовательской экологической деятельности в вузе, связанные с ведущими идеями постиндустриального развития, постнеклассической науки, компетентностно-ориентированного образования. Характерные для современного этапа идеи коэволюции и устойчивого развития актуализируют творческую самостоятельность, информационно-коммуникационную мобильность, исследовательскую инициативность личности выпускника вуза, готовой и способной к созидательной деятельности. Предлагается рассмотрение научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках образовательной среды, реализующей идеи устойчивого развития. Отмечается, что среда современной научно-исследовательской деятельности в пределах образовательной среды вуза, функционирует как системная целостность, обеспечивая успешность научного поиска в его разноплановости, многообразии форм и методов исследования, существенным влиянием на другие сферы вузовского образования, интериоризацией конкретно-исторического общеи экокультурного контекста. Рассматриваются принципы развития исследовательской деятельности и включение ее компонентов в учебный процесс. Отмечается, что благодаря использованию инновационных педагогических технологий лекционно-семинарская и практическая учебная деятельность в вузе приобретает поисково-творческий характер, включает компоненты исследовательской деятельности. Позитивные изменения в организации исследовательской деятельности способствуют формированию конкурентоспособной личности выпускников, успешности в их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL RESEARCH ACTIVITIES IN THE LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF MODERN UNIVERSITY EDUCATION

Federal State Higher Education Standard defines R & D as one of the main priorities of training of graduates, identifies it as a special type of professional activity, which prepare graduates who have mastered the program of undergraduate and graduate programs. Appreciation potential of the research activities is determined by its important role in the formation of personal and professional qualities of future specialists. The article reveals the innovative trends in the organization of research of environmental activities in the university associated with the leading ideas of the post-industrial, post-nonclassical science, competence-oriented education. Characteristic for the present stage of the idea of co-evolution and sustainable development actualize creative independence, information and communication mobility research initiative of the individual high school graduate, ready and capable of creative activity. Consideration of proposed research activities of students in the educational environment, implementing the idea of sustainable development. Notes that among the modern scientific and research activities within the educational environment of the university functions as system integrity, ensuring the success of scientific research in its diverse, diversity of forms and methods of the study, a significant impact on other areas of higher education, internalization of concrete historical and eco-cultural society context. The principles of the development of research activities and the inclusion of its components in the learning process. It is noted that due to the use of innovative educational technologies lectures, seminars and practical training activities in the university acquires search and creative nature, includes components research. Positive changes in the organization of research activities contribute to the formation of the competitive person graduates success in their future careers.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования»

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ...

УДК 378

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Асташина Нина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606260, Россия, Нижегородская область, п. Воротынец, ул. Мира, д.7, E-mail: astashinan@mail.ru) Камерилова Галина Савельевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1; E-mail: kamerilova-galina@rambler.ru) Аннотация. Федеральный государственный стандарт высшего образования определяет научно-исследовательскую деятельность как одно из главных приоритетов подготовки выпускников, выделяет её в качестве особого вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата и магистратуры. Высокая оценка потенциала научно-исследовательской деятельности определяется ее важной ролью в формировании личностно-профессиональных качеств будущих специалистов. В статье раскрываются инновационные тенденции в организации научно-исследовательской экологической деятельности в вузе, связанные с ведущими идеями постиндустриального развития, постнеклассической науки, компетентностно-ориентированного образования. Характерные для современного этапа идеи коэволюции и устойчивого развития актуализируют творческую самостоятельность, информационно-коммуникационную мобильность, исследовательскую инициативность личности выпускника вуза, готовой и способной к созидательной деятельности. Предлагается рассмотрение научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках образовательной среды, реализующей идеи устойчивого развития. Отмечается, что среда современной научно-исследовательской деятельности в пределах образовательной среды вуза, функционирует как системная целостность, обеспечивая успешность научного поиска в его разноплановости, многообразии форм и методов исследования, существенным влиянием на другие сферы вузовского образования, интериоризацией конкретно-исторического обще- и экокультурного контекста. Рассматриваются принципы развития исследовательской деятельности и включение ее компонентов в учебный процесс. Отмечается, что благодаря использованию инновационных педагогических технологий лекционно-семинарская и практическая учебная деятельность в вузе приобретает поисково-творческий характер, включает компоненты исследовательской деятельности. Позитивные изменения в организации исследовательской деятельности способствуют формированию конкурентоспособной личности выпускников, успешности в их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, научно-исследовательская деятельность, постнеклассическая наука, системно-средовый подход, устойчивое развитие, использование инновационных педагогических технологий.

ECOLOGICAL RESEARCH ACTIVITIES IN THE LIGHT OF THE REQUIREMENTS OF MODERN UNIVERSITY EDUCATION

© 2017

Astashina Nina Igorevna, Ph.D., assistant professor of the "Service" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606260, Russia, Nizhny Novgorod region, n Vorotynets, Mira Street, 7, E-mail:.Astashinan@mail.ru) Kamerilova Galina Savelyevna, doctor of pedagogical sciences, professor of physiology and human safety

Nizhny Novgorod Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1; E-mail: Kamerilova-galina@rambler.ru Abstract. Federal State Higher Education Standard defines R & D as one of the main priorities of training of graduates, identifies it as a special type of professional activity, which prepare graduates who have mastered the program of undergraduate and graduate programs. Appreciation potential of the research activities is determined by its important role in the formation of personal and professional qualities of future specialists. The article reveals the innovative trends in the organization of research of environmental activities in the university associated with the leading ideas of the post-industrial, post-nonclassical science, competence-oriented education. Characteristic for the present stage of the idea of co-evolution and sustainable development actualize creative independence, information and communication mobility research initiative of the individual high school graduate, ready and capable of creative activity. Consideration of proposed research activities of students in the educational environment, implementing the idea of sustainable development. Notes that among the modern scientific and research activities within the educational environment of the university functions as system integrity, ensuring the success of scientific research in its diverse, diversity of forms and methods of the study, a significant impact on other areas of higher education, internalization of concrete historical and eco-cultural society context. The principles of the development of research activities and the inclusion of its components in the learning process. It is noted that due to the use of innovative educational technologies lectures, seminars and practical training activities in the university acquires search and creative nature, includes components research. Positive changes in the organization of research activities contribute to the formation of the competitive person graduates success in their future careers.

Keywords: higher education, competence-based approach, research activities, post-nonclassical science, system-environmental approach, sustainable development, the use of innovative educational technologies.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, реализуя компетентностный подход, определяет в качестве главных приоритетов подготовки выпускников научно-исследовательскую деятельность. Научно-исследовательская деятельность выделяется в стандартах в качестве особого вида профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата и магистратуры. Она включена в перечень профессиональных

задач и профессиональных компетенций, планируемых сформировать у обучающихся в результате освоения образовательной программы.

Высокая оценка потенциала научно-исследовательской деятельности определяется ее важной ролью в формировании личностно-профессиональных качеств будущих специалистов - элиты формирующегося информационного общества, общества «знаний».

Новые смыслы и ценности высшего образования определяются культурой постиндустриального развития, связанного с экологической и информационной

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна педагогические

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ... науки

культурой; идеями постнеклассической науки; инновациями в системе университетского образования.

Культурные смыслы современной эпохи задают условия функционирования образовательной среды - среды развивающего образования, среды открытой, динамичной, информационной, коммуникативной, толерантной, где возможно освоение базовых профессионально-экологических ценностей и установок, субъектной позиции, жизненных природосообразных и культуро-сообразных принципов [1]. Характерные для современного этапа идеи коэволюции и устойчивого развития, сопряжены с пониманием единства и бесконечного разнообразия мира; осознанием роли человека в нем, как активной личности, готовой и способной к созидательной деятельности (Н.М.Мамедов, А.Д.Урсул). В этой связи актуализируется творческая самостоятельность, информационно-коммуникационная мобильность, исследовательская инициативность. В системе качественно разнообразных видов деятельности в высшем образовании научно-исследовательская работа имеет особое значение, поскольку становится основой современного обучения: «образование как исследование».

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В психолого-педагогической литературе широко обсуждается категория научно-исследовательской деятельности студентов, ее соотношение с учебно-исследовательской и проектной деятельностью [2]. Сопоставительный анализ подходов позволил установить инвариантные черты научно-исследовательской деятельности, которая отражая главные аспекты деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев), предполагает процесс выработки нового знания, результат которого заранее неизвестен. Активный поиск нового знания осуществляется в логике научного исследования, означающего последовательность этапов: проблемати-зация, целеполагание, выдвижение гипотезы и постановка задач, изучение теории вопроса, выбор научного методического инструментария, проведение исследования и получение нового знания, анализ и обобщение результатов, их представление, обсуждение и оценка.[3,4]

Экологическое знание в постнеклассической научной картине мира претерпевает существенные изменения, связанные с гуманизацией, интеграцией, пробле-матизацией (Н.М.Мамедов, В.П.Зинченко, А.Д.Урсул). Складывается представление о том, что наука существует не только для того, чтобы объективно отражать действительность, как считалось долгое время, но и для того, чтобы результаты этого отражения могли быть использованы людьми [5,с.143]. Тем более это касается экологической науки, исследующей противоречия во взаимоотношениях общества и природной среды. Рассматривая идеи гуманизации, В.П. Зинченко подчеркивает актуальность проблемы формирования экологического, гуманитарного сознания, с помощью которого возможно преодоление технократических ориентаций. Эволюцию и изменение сознания связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей экологической катастрофы [6].

Интеграция экологического знания исходит из основного тезиса о единстве и многообразии мира науки, где взаимодействуют различные виды, формы и уровни знаний. Использование общенаучного системно-синер-гетического подхода обеспечивает целостное видение социоприродных взаимоотношений в их направленности на гармоничное взаимодействие в контексте вероятностных, нелинейных, ситуативных векторов развития. А понимание неразрывной связи человека и окружающей его среды определяет принципиально новую «чело-вековключающую» модель познания. Весь мир и объект познания воспринимаются изнутри погруженным в него сознанием исследователя [7]. Интеграция экологического знания осуществляется на основе обобщающих идей 108

(устойчивое развитие), генерализации знаний, принципе типологичности, включающего различные классификации (Н.Ф.реймерс). В результате общих интеграционных процессов происходит усиление корреляции между развитием экологической науки и современным образованием. Интеграция в науке рассматривается в тесной связи с реальными потребностями и интенсивными изменениями в социально-культурной и производственно-экономической сферах.

В качестве «ядер интеграции» выступают экологические проблемы разного уровня и характера: глобальные изменения и региональные взаимосвязи, локальные вопросы как отражение общих экологических тенденций. Проблематизация связана с категорией научной проблемы как наличия объективно существующего противоречия, которое может быть разрешено средствами науки, в логике научного исследования. Способом существования знания на этом уровне является научно-состоятельное предположение (гипотеза), истинность которого доказывается в ходе научной работы.

В философии науки обращается внимание на активизацию ситуационных исследований (case studies) (М.Малкея, Р.Телнер, Т.Пинч), связанных с отдельными событиями, важными и значимыми для человека. С точки зрения современных представлений каждое событие обладает научной ценностью, в котором в диалоге сосуществуют идеи предшествующей науки и культурные ценности современности, тогда как в логике классических представлений на смену старым идеям приходят новые. Если для классической научной школы в качестве критерия выделяется воспроизводимость процесса исследования, то для кейс стадис как универсального, но уникального события характерна невоспроизводимость и легкообозримая предметность. [5].

В сфере современного высшего образования происходит переосмысление роли и места исследовательской деятельности обучающихся [8,9]. Научно-исследовательская деятельность студентов (НИРС) рассматривается как емкое и многогранное понятие, включающее: а) формирование личностных качеств и исследовательских умений от курса к курсу; б) систему методов, форм и средств формирования исследовательских качеств; в) систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования исследовательских качеств; г) эффективность процесса НИРС (массовость охвата, степень влияние на развитие творчества, вклад в науку результатов индивидуального и коллективного творчества (Г.И.Хмара, Л.С.Тетерская). Отметим многообразие подходов к выделению форм и видов НИРС. Так, Л.В.Чупрова выделяет: а) обогащение традиционных академических форм организации учебного процесса выполнением задач исследовательского типа; б) развитие внеучебных форм вовлечения студентов в научную деятельность (написание научных докладов, статей, проведение олимпиад и научных конференций; разработка проектов для получения ГРАНТов; факультативы; научное сотрудничества); в) внедрение менее распространенных специфических для высшего образования коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные исследовательские кружки, коллективы молодых исследователей)[10]. В исследованиях В.И.Богословского определены основные направления организации научных исследований в вузе:

- стремление объединить усилия в решении возникающих проблем;

- выделение приоритетных научных поисков;

- создание условий для комплексного подхода к решению разного рода задач;

- гласность информации;

- многовариантность социально-экономических и финансовых механизмов в обеспечении науки;

- широкое использование инновационных механиз-мов[11].

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ...

Формирование целей статьи. Научно-исследовательская экологическая деятельность обучающихся рассматривается нами в рамках образовательной среды вуза, которая реализует идеи: целостности, предполагающей интеграцию целевых ориентиров, содержания, видов и формы поисково-исследовательской деятельности; открытости, связанной с использованием информационных ресурсов, массового обсуждения и презентации результатов; динамичности разнообразных видов исследовательской деятельности и ее тематики, методов исследования, представления научно-исследовательских продуктов; иерархической сопряженности уровней бакалавриата, магистратуры, аспирантуры; взаимосвязи традиционных и инновационных форм научной работы в рамках учебной и дополнительной экологической деятельности; эмерджентности, обеспечивающий успешность формирования научной профессионально-экологической компетентности в единстве внутренней мотивации, постановки и процесса решения значимой научной экологической проблемы, защиты своих позиций.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. Отметим, что среда современной научно-исследовательской деятельности в пределах образовательной среды вуза, функционирует как системная целостность, обеспечивая успешность научного поиска в его разноплановости, многообразии форм и методов исследования, существенным влиянием на другие сферы вузовского образования, интериоризацией конкретно-исторического обще- и экокультурного контекста.

Система принципиальных положений организации научно- исследовательской экологической и эколого-образовательной деятельности обучающихся включает:

- системно-средовый принцип, ориентирующий на системную организацию научных исследований студентов в культурно-ориентированной образовательной среде вуза в единстве их разнообразия, с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, открытости;

- ориентация на коэволюционные экогуманисти-ческие ценности устойчивого развития цивилизации, формирующие ценностно-целевую платформу личност-но-профессионального развития и устойчивую внутреннюю мотивацию;

- интеграция, проявляющаяся через внутреннюю и внешнюю формы, морфоструктурные и функциональные типы, и предполагающая объединение научного экологического содержания, различных видов и способов деятельности, создание временных студенческих коллективов для выполнения конкретного научно-экологического проекта;

- полифункциональность, диктуемая необходимостью охвата всех аспектов НИРС: смысловой значимости и целевой ориентации, структурно-содержательной экологической и эколого-образовательной направленности, ресурсной обеспеченности (информационные, материальные, финансовые, кадровые), организации эффективного функционирования (планово-программный, технологический инструментарий); научное прогнозирование, служащее для определения стратегических приоритетов и оперативного вектора в определении проблематики научных исследований, востребованных в режиме актуального времени и перспективе, способствующих устойчивому функционированию научно исследовательской среды;

- внедрение инновационных механизмов (новое экологическое знание, технологии и способы его получения, маркетинг), практическое значение которых означает реализацию коммерческой (предпринимательской) деятельности по удовлетворению спроса на экологические и эколого-образовательные услуги и продукцию.

В нашем представлении современный системно-сре-довый конструкт научно-исследовательской деятельности объединяет индивидуальные научные работы (курсовые, выпускные квалификационные работы, ма-

гистерские диссертации) с коллективном творчеством, способствует развитию информационной культуры и продуктивного диалогу в научных дискуссиях, обеспечивает изменение деятельности от частной, конкретной к комплексной; от разрозненных усилий к их интеграции; от закрытости научных достижений к информационному обмену с помощью современных средств коммуникации; оценке и эффективном использовании результатов исследовательской деятельности с учетом личностно-профессиональных потребностей и возможностей обучающихся[12, 13].

Показательным примером является выполнение исследовательской работы по Красной книге, основная цель которой состоит в выявлении и учете видов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты. [14] Мотивационным в этом случае является осознание того, что сохранение биологического разнообразия является важнейшим условием сохранения жизни на Земле. Существующая угроза его утраты актуализирует необходимость постоянного мониторинга редких видов и разработки новых приемов и методов его сохранения. Созданные Красные книги России и отдельных регионов нуждаются в систематическом обновлении. С этой целью организуется исследовательская работа по исследованию краснокнижных видов, встречающихся в Нижегородской области. На этапе определения предмета исследования происходит детальное изучение содержания региональной Красной книги и выбор редкого вида растений или животных, который заинтересовал больше других. Объединившись по сходным интересам (предмету), участники подробно изучают имеющиеся в научной литературе материалы и осваивают методики выполнения исследовательской деятельности. В научной экспедиции с помощью полевых методов происходит групповая работа по сбору материала, который впоследствии анализируется, обобщается, готовится к представлению. Научные отчеты предоставляются в Комиссию по ведению Красной книги Нижегородской области. [15]

С результатами работы обучающиеся выступают на научных конференциях и конкурсах научных работ, создают компьютерные презентации и видеофильмы («Красная книга Воротынского района: совы»). [16]

Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется как в традиционных, так и в инновационных формах:

1) в рамках учебного процесса:

- выполнение заданий исследовательского характера при выполнении лабораторно-практических работ, подготовке научных рефератов, участии в специализированных семинарах, написании курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций;

2) во внеучебное время:

- научные группы, кружки, опытная работа;

- исследовательские проекты, выполняемые в рамках внебюджетной деятельности;

- временные межвузовские и межнациональные творческие коллективы.

Особо подчеркнем общую тенденцию усиления творческой самостоятельности обучающихся в целом, наполнение их деятельности новыми содержательными смыслами и креативными изменениями, связанными с личностными предпочтениями, внешними заказами от природоохранных организаций, грантов, возросшими информационными возможностями, владением электронными поисковыми системами и ресурсами Интернет. Расширяется спектр научных проблем: наряду с классическими экологическими проблемами сохранения биоразнообразия и природопользования[17,18,19], вопросами экологического мониторинга, обращения с отходами, актуализируются проблемы экологического дизайна урбанизированной среды, экологического менеджмента и аудита.

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ..

Благодаря использованию инновационных педагогических технологий (проблемной, проектной,case-stady) лекционно-семинарская и практическая учебная деятельность приобретает поисково-творческий характер , включая компоненты исследовательской деятельности (проблемная ситуация, постановка проблемы и цели, формулирование гипотезы, планирование работы, выбор методов, поиск решения проблемы, представление результатов, их обсуждение и оценка) находят широкое применение, но и в учебном процессе.

Так, в изучении реально-значимых проблемы экологии и природопользования находит применение технология ситуационного анализа, отвечающая требованиям компетентностного подхода [20]. Она обращает внимание на идеи ситуативности, обеспечивая формирование опыта принятия решения не в модельных, а конкретных реальных экологических ситуациях. Это позволяет осуществлять непосредственную связь с практикой, формируя умения творческого применения знаний при решении экологических проблем, что активизирует субъектный опыт выпускника.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Существенные позитивные изменения в организации исследовательской деятельности способствуют формированию конкурентоспособной личности выпускников, успешности в их будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Камерилова Г.С. Культурно-экологическая образовательная среда вуза в системе личностно-професси-онального становления выпускника //Современные проблемы науки и образования. 2012. №4; URL: http://www/ science-education/ru/1046776

2. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В., Мас ленниковВ.В.,МомотА.И.,ПершуткинБ.В.,ПоршневА.Г., Рулев В.М., Румянцев В.С., Стриханов М.Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. Монография. В 3 ч. / ГУУ. М., 2002.

3. Колодезникова С.И. организационно-методические условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011г. №2. с 153-161

4. Апанасенок А.В., Шульгина Н.П., Боженкова Р.К. Научно-исследовательская работа студентов в современном университете: актуальные вызовы// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: лингвистика и педагогика. 2016г. №2(19). с 123-130

5. Философия и методология науки/Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс. 1996. с. 551.

6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. Самара, 1998. 216 с.

7. Огурцов А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования.//Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». 2006. №1(4). С.3-27.

8. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития// Образование и наука. 2011г. №1(80). с.22-32

9. Камерилова Г.С. Концептуальные подходы к организации системы научной и поисково-исследовательской деятельности студентов в компетентностно-ори-ентированном высшем образовании/Г.С. Камерилова, Е.Н. Петрова//Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография /Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2013. с.278-291.

10. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 380-383._

11. Богословский В.И. Актуализирующаяся система научно-исследовательской деятельности как условие повышения эффективности подготовки кадров высшей квалификации. - Подготовка специалиста в области образования: Научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей квалификации: Коллективная монография. Спб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. Вып. IX. 204с.

12. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Модель культурно-экологической образовательной среды вуза// Геологические проблемы современности. Доклады V конф., Владимир, 2012. С. 345-347

13. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С., Матвеева А.В. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель//Вестник Мининского университета. 2014г. №2 с.14-16

14. Асташина Н.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся на ключевых орнитологических территориях в дополнительном экологическом образовании. Дис...кан. пед. наук. Н. Новгород. 2011.

15. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Ведение Красной книги Нижегородской области: успехи, проблемы, перспек-тивы//Вестник Мининского университета. 2015г. № 3 с.25

16. Асташина Н.И., Асташин Е.А. Перспективы использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода//Современные проблемы науки и образования. 2015г. с.131

17. Мокиевская Н.Е., Вьюнова Н.А., Козлова М.В. Проблемы формирования экологической культуры школьников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 100-104.

18. Юрина В.С., Кудинова Г.Э., Кудинова Н.А. Инновации в управлении природоохранной деятельностью. Экологический аудит территорий и экологическое нормирование // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 35-36.

19. Калиновская Т.Г., Косолапова С.А., Прошкин А.В. Научно исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010г. №1. с 75-78

20. Демидова Н.Н. Кейс-стади: «Изучение случая» - технология инактивированного познания/ Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова// Вестник Мининского университета. 2016г. №2. С.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.