НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
А.И. Ситников, старший преподаватель, к.т.н., доцент
А.С. Черткова, преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Процессы глобализации привели к перераспределению приоритетов развития, и все большее значение приобретает культура и наука во всех своих проявлениях. В этой области благодаря системе образования Россия пока обладает значительным заделом [1]. Сегодня система организация науки и образования должна отвечать новым требованиям, прежде всего в воспитании наиболее способных и ответственных членов общества.
В качестве эффективного метода, активизирующего творческий потенциал в процессе обучения, является участие учащихся в научно-исследовательской работе, которая превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста [2].
Научно-исследовательская работа курсантов является обязательной составной частью учебного процесса. Научные кружки, студенческие конференции и семинары позволяют начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.
Воронежский институт МВД России единственный в стране вуз, специализирующийся на подготовке технических специалистов для органов внутренних дел в области информационной безопасности, инфокоммуникационных технологий и связи.
Научное общество принимает участие в научных исследованиях, проводимых на кафедрах, а также в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях по линии научно-исследовательской работы курсантов, слушателей и студентов.
В целях стимулирования научной деятельности учащихся, повышения уровня их теоретических знаний, выработки у них исследовательских навыков и широкого научного кругозора, определения кандидатов для поступления в адъюнктуру в институте проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов, слушателей и студентов.
Основными задачами организации и развития научно-исследовательской работы курсантов, слушателей и студентов являются:
- использование творческого потенциала курсантов, слушателей и студентов для решения актуальных задач, стоящих перед органами внутренних дел;
- обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы курсантов, слушателей и студентов;
- увеличение объема освоения учебного материала, развитие эрудиции, расширение кругозора будущего специалиста;
- формирование у обучаемых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
- выявление наиболее способных курсантов, слушателей и студентов, проявивших склонность к научной и педагогической деятельности;
- развитие научных связей между студенческими обществами образовательных учреждений на российском и международном уровнях;
- содействие профессорско-преподавательскому составу кафедр Института в выполнении планов научной деятельности [3].
Целью научного познания является создание у обучаемых целостной картины мира, формирование научно обоснованных представлений о процессах и явлениях, происходящих в природе, понимание возможностей научных методов познания и умение владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.
Научно-исследовательская работа курсантов играет важную роль в подготовке специалистов инженерно-технического профиля для органов внутренних дел. Значительные изменения требований общества к системе высшего образования выдвинули задачу обеспечения его фундаментальности и непрерывности. Научная деятельность курсантов является мировоззренческим фундаментом естествознания, техники и современных технологий. Она является неотъемлемой частью подготовки инженера, без которой его профессиональная деятельность станет менее эффективной.
Список использованной литературы
1. Капица С.П. Парадоксы роста. Законы развития человечества / С.П. Капица. - Можайск: «МПК», 2010. - 178 с.
2. Берлёв С.В. Развитие творческого потенциала учащихся технических специальностей на основе индивидуализации обучения // Проблемы безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сборник научных статей. - Воронеж: Изд-во ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 303-304.
3. Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2009 г.