ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378+001 ББК 74.58:72
Еремина Ольга Вячеславовна
аспирант кафедра педагогики высшей школы Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург Eremina Olga Vyacheslavovna Post-graduate Chair of Higher School Pedagogy Orenburg State Pedagogical University Orenburg
Научно-исследовательская деятельность бакалавра юриспруденции Scientific and Research Activity of a Bachelor of Jurisprudence
Статья посвящена актуальной проблеме перехода высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки кадров. В статье затрагиваются следующие аспекты: возможность перехода высшего юридического образования на новую систему обучения; организация научноисследовательской работы бакалавров юриспруденции и ее специфика.
The article is devoted to the topical problem of the higher education transition to the multilevel training system. The article addresses the following aspects: the ability of transferring the higher legal education to the new training system; organization of scientific and research work of Bachelors of Jurisprudence and its specificity.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, бакалавр
юриспруденции, многоуровневая система высшего профессионального образования, компетенции, образование «через всю жизнь».
Key words: scientific and research activity, Bachelor of Jurisprudence, multilevel system of higher professional education, competence, education «through the whole life».
Современные процессы глобализации, информатизации общества, модернизации всей системы образования требуют подготовки новых кадров, обладающих профессиональными способностями и владеющих навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В быстро меняющемся современном мире результативность деятельности специалиста достигается не только за счет его высокого профессионализма, но и во многом зависит от его личностных качеств и способностей. При этом существенное значение имеют такие личностные качества и способности, как самостоятельность, практическая направленность и гибкость мышления, творческое решение производст-
венных задач в изменяющихся обстоятельствах и условиях деятельности, способность оперативно находить, подбирать и целенаправленно использовать необходимую информацию в практической работе.
Система высшего профессионального образования, в частности юридического, переходит на многоуровневую модель подготовки специалистов: бакалавры, специалисты, магистры. Однако, полемика вокруг такого перехода продолжается уже много лет, свои доводы «за» и «против» высказывают и ученые, и практики, руководители вузов и работодатели, представители власти [2, стр. 4, 8, стр. 5]. В связи с отсутствием единого мнения на этот счет в настоящее время только некоторые вузы и юридические факультеты приступили к подготовке бакалавров юриспруденции. И они уже на практике создают своим студентам условия, которые позволят выпускникам не только не проигрывать специалистам в конкурентной борьбе за рабочее место, но и выгодно отличаться от них в процессе работы (вводят большее количество часов студенческой практики, внедряют проекты правовых клиник, активно используют внеучебные исследовательские формы работы и др.) [3, стр. 281].
Проблема развития научно-исследовательской деятельности не нова в педагогической теории и практике. Однако в практике юридического образования не уделяется должного внимания развитию научно-исследовательской деятельности бакалавра. По результатам, полученным в ходе нашего исследования, мы увидели, что самостоятельно могут формулировать цель и выделять проблемы исследования только чуть более 5% из опрошенных бакалавров, а подавляющее большинство (около 70%) при выполнении исследовательской работы ограничивается изучением литературы по теме. Активное участие в исследовательской деятельности принимают 4% бакалавров, а 30% - вообще в ней не участвуют. Анализ студенческих курсовых работ выявил, что только в 17% случаев выделяются объект, предмет, цель исследования, проблемы.
В этой связи актуальной становится педагогическая проблема развития научно-исследовательской деятельности бакалавра юриспруденции. Ведущей функцией открытого, многоуровневого образования является ориентация на
развитие творческих способностей личности и ее индивидуальности. Этому подчинены все задачи многоуровневой вузовской подготовки: разработка и внедрение фундаментальных, элективных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования. Направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе - эмоциональное и интеллектуальное; позволит перейти к подготовке непрерывного образования. Ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка интеллектуального труда (А. Бекренев, В. Михелькевич, Л. Казарин, В. Кузнецов, А. Суханов).
Переход на многоуровневую систему образования позволит решить проблему полного признания российских дипломов за рубежом. Новая система даст студентам право изменять специализацию; им предоставляется реальная возможность перевода в любой другой вуз в процессе обучения, в том числе иностранный. Студентам предоставляется право самостоятельно выбирать необходимые предметы, а также посещать занятия на других факультетах. Специалисту предоставляется возможность переквалифицироваться в короткие сроки (1 год); иностранные специалисты получают возможность трудоустройства в России; россияне освобождаются от переэкзаменовки при желании учиться или работать в Европе.
Россия заслуженно гордится фундаментальностью своего высшего образования, где научный, образовательный процесс, а также формирование практических навыков неразделимы. Эту фундаментальность образования необходимо сохранить в условиях новой, многоступенчатой подготовки специалистов разных профилей, в том числе, юридического [7, стр. 20]. Одним из таких средств «помощи» бакалаврам юриспруденции служит исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе обучения. О ее необходимости в условиях высшей школы также ведется полемика среди ученых, некоторые говорят, что бакалавриат - «... это обученные люди, а вот второй уровень, магистратура, — это образованные ... Уровень массового бакалавриата — это уровень подготовки ... узких
функционеров: четырех лет достаточно, чтобы встать за компьютер, стать менеджером. Там нет фундаментальных знаний» [11, стр. 4].
Действительно, согласно современной модели в бакалавриате обучение направлено на приобретение теоретических знаний и исполнительских навыков. Однако на практике от специалиста любого гуманитарного направления требуется использование творческого подхода в решении профессиональных задач. В ноябре 2004 года на международной болонской конференции были сформулированы следующие выводы: «Ступень бакалавриата должна стать базовым типом высшего образования в России. Главной характеристикой бакалавриата должен быть не срок обучения, а достигнутые результаты и количество предметов. Следует стимулировать развитие творческих способностей студентов, а для этого бакалавров необходимо привлекать к исследовательской работе».
Не только практика, потребности общества в целом, но и вслед за ними законодательство, сформулировало новую парадигму высшего профессионального образования. Статья 8 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве задач, поставленных перед учебными заведениями, в частности, перечисляет: «. 2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научнопедагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе.» [10].
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В. В. Давыдова указано, что специфика высшего образования - непосредственное взаимодействие образования и научной деятельности, преподавание учебных дисциплин на уровне, максимально приближенном к актуальным достижениям науки и практики, повышение требований к социально-гражданской и деловой подготовке выпускников учебных заведений.
А.Ф. Шикун и Х.И. Лейбович также видят основной смысл системы высшего образования в том, чтобы доводить изучение каждой науки и особенно ее фундаментальных разделов до высших уровней обучения: «знания-умения» и «знания-творчество», то есть добиваться того, чтобы обучающийся не только
обладал необходимым запасом знаний, но умел их эффективно применять, и у него сформировалась способность «творить новые знания».
На наш взгляд, эти доводы более чем убедительны, поэтому мы считаем, что исследовательская работа может стать неотъемлемой частью учебного процесса в бакалавриате, в том числе юридическом. Именно на уровне бакалавриата у студента формируются универсальные (или общекультурные) и профессиональные компетенции, чему, по мнению ученых, способствует научноисследовательская деятельность бакалавра. Она рассматривается в качестве средства достижения интегрированного результата образования, обеспечивающего сформированность универсальных компетенций, как единства общенаучных знаний, умений, инструментальных способностей решения насущных задач, личностной адаптации к жизни в обществе и готовность к инновационной деятельности в избранной профессиональной сфере, в частности к критическому мышлению юриста, овладение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения [9].
Многие ученые сходятся во мнении, что ценность приобретаемых в процессе высшего профессионального обучения навыков научноисследовательской работы заключается в формировании у студента способностей анализировать, актуализировать полученные знания, видеть проблему, формулировать возможные пути ее решения, аргументировать их. В личном плане значение исследовательской деятельности заключается в том, что она воспитывает самостоятельность и творчество, независимость и ответственность за свою позицию, критичность в оценке чужого мнения и, в конечном итоге, формирует высокопрофессионального специалиста, способного отвечать запросам современных работодателей в любой сфере деятельности. Основной задачей научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности является углубление и закрепление студентами полученных знаний. Увеличение доли самостоятельной работы студентов позволит сформировать навыки самостоятельного принятия решения в исследовательских и практических задачах,
а также участия их научно-практических конференциях по различным направлениям.
Таким образом, обосновав необходимость исследовательской работы для бакалавров юриспруденции, мы остановимся теперь на ее отличительных особенностях именно в новых условиях.
Как любое исследование, научно-исследовательская деятельность студентов противопоставляется работе неисследовательской, репродуктивной. Она представляет собой особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного житейски-эмпирического познания, от диагностики и от познания в искусстве, она обеспечивает систематическое получение новых объективных универсально сформулированных знаний о закономерностях развития природы и общества с помощью методов и средств, накопленных и разрабатываемых наукой. Исследование - это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение).
Творческая исследовательская деятельность студентов рассматривается в образовательном процессе как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений, навыков, значимых для них на данном этапе развития [4, стр. 97].
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности учащихся. Одной из таких классификаций является деление исследовательской деятельности студентов на учебноисследовательскую и научно-исследовательскую [1, стр. 22, 4, стр. 98, 6, стр. 173-178]. Оба вида исследований носят научно-познавательный характер, однако научно-исследовательская деятельность, несмотря на то, что она, несомненно, должна быть организована в вузе, не имеет обязательного характера, может осуществляться студентами на добровольной основе, ее приемы, средства и способы более многообразны, возможности участия в ней для преподавателей
более широки, а для самих студентов, могут быть более привлекательны за счет различных поощрений. Научно-исследовательская деятельность учащихся включает умение соединять логику учебного и научного познания, методологию и методику научного анализа явлений и процессов изучаемой действительности, учебную и исследовательскую, коллективную и индивидуальную деятельность (М.Ю. Бокарев).
Признаками научно-исследовательской деятельности студентов, позволяющими отграничить ее от научно-исследовательской работы ученых, специалистов и от других видов деятельности самих студентов, являются:
1 признак - систематичность, т.е. она осуществляется систематически, планомерно, постоянно в процессе обучения в вузе;
2 признак - организуется в вузе, т.е. ее организация является обязательным, необходимым компонентом в работе администрации вуза, кафедр, преподавателей;
3 признак - самостоятельность, т.е. студент проходит путь познания сам, только лишь при кураторстве педагога;
4 признак - познавательность, т.е. ведет студента от незнания к знанию, направлена на выработку нового знания;
5 признак - научность - в качестве нового знания прежде всего у студента формируются знания о том, как вычленять, искать, ставить проблему, решать ее теоретическими и эмпирическими методами научного познания;
6 признак - творчество - процесс принятия правильного решения проблемы исследования индивидуален, хотя и выполняется в соответствии с определенной логикой. Поэтому научно-исследовательская деятельность студента носит творческий характер, а не сводится к компиляции или перефразированию прочитанной литературы.
Специфика бакалавриата, охарактеризованная нами выше, а также особенности юридического высшего образования накладывают свои отпечатки на научно-исследовательскую работу бакалавров юриспруденции. Она может быть направлена на изучение проблем культуры, общества, государства, права, на
расширение знаний о человеке, его потребностях в условиях различных правовых систем, на усвоение ценностей правового государства и гражданского общества. Постепенное развитие научно-исследовательской деятельности у бакалавра юриспруденции имеет своей основной целью усвоение студентом демократических ценностей для того, чтобы он был готов к обеспечению законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; имел нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относился к праву и закону; стремился к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; был способен уважать честь и достоинство личности; соблюдал и защищал права и свободы человека и гражданина [9].
Таким образом, на основе всего вышесказанного, мы можем дать следующее определение научно-исследовательской деятельности бакалавра юриспруденции - это систематическая, самостоятельная и творческая деятельность, организованная в процессе обучения в высшей школе при активном участии преподавателей путем личного примера и совместных исследований, направленная на расширение и улучшение знаний о человеке, культуре, обществе, на усвоение студентом демократических ценностей для их последующего воплощения в повседневной правоприменительной практике, на подготовку студента к образованию «через всю жизнь».
Как мы уже упоминали выше, те вузы, которые осуществляют подготовку бакалавров юриспруденции, пользуясь новыми возможностями, внедряют современные методы и формы работы. Так, например, Юридический факультет Оренбургского Государственного Университета активно использует научноисследовательскую работу бакалавров как неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов. На факультете считают, что система научно-исследовательской работы студентов - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-
исследовательских работ, развития способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, способности быстро ориентироваться в социальных и экономических ситуациях [5]. Наиболее перспективной формой организации научно-исследовательской работы студентов является функционирование различных научных объединений: проблемных групп, студенческих научно-исследовательских обществ, научных школ кафедр. Практика
свидетельствует, что работа в таких объединениях позволяет не только в полной мере продемонстрировать умения и навыки студента в проведении научных исследований, но и выделить из их числа наиболее перспективных и талантливых. Одним из наиболее важных направлений работы является проект «Правовая клиника», в рамках которого студентам предоставлена возможность реализовать себя в работе с населением по оказанию конкретной юридической помощи социально незащищенным гражданам. Студенты участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, готовят сообщения по актуальным проблемам юридической науки и правоприменительной деятельности. Преподаватели ведут активную исследовательскую работу, привлекая к ней и студентов, а также внедряют в свои практические и лекционные занятия различные приемы исследовательских технологий, технологии развития критического мышления, проектной технологии.
Библиографический список
1. Бережнова Е.В., Богословский В.И. Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология: Учебное пособие / Е.В. Бережнова, В.И. Богословский. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 208 с.
2. Верещагина А. Размышления по поводу реформы юридического образования в России // Alma-mater: вестник высшей школы. 2006. №1. С. 3-8.
3. Ермаков, В. Г. Особенности подготовки бакалавров на юридическом факультете // Правоведение. 1999. № 4. С. 281 - 283.
4. Москвина А.В. Научно-практические основы становления интеллектуального творчества старшеклассников в системе педагогического взаимодействия: дис. докт.пед.наук / А. В. Москвина. - Оренбург, 2006. - 269с.
5. ОГУ - Оренбургский государственный университет // [электронный ресурс] URL: http://www.osu.ru/ (дата обращения 18.04.2010г.).
6. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: учеб.пособие / Р.С. Пионова. - Мн.: Выш.шк., 2005. - 303с.
7. Побежимова Н.И., Шевченко Е.Н. Интеграция российской школы в общеевропейскую систему. Высшее образование: проблемы и перспективы // Юридическое образование и наука. 2005. №1. С. 20.
8. Полшков М.И. Профессионал без работы не останется // АБ маркет. 2008. № 35. С. 5
9. Проект Приказа Минобрнауки России об утверждении и введении в действие ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Министерство образования и науки Российской Федерации // [электронный ресурс] URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/ (дата обращения 01.06.2010г.).
10. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // [электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 01.06.2010г.).
11. Щелкунов М. В плену у пофигизма и узкого профессионализма // Эксперт. 2010. №2 (688)/18 января. С.4.
Bibliography
1. Berezhnova, E.V., Bogoslovsky, V.I. Student’s Scientific and Research Activity as a Humanitarian Technology: Textbook / E.V. Berezhnova, V.I. Bogoslovsky. - SPb.: Limited Liability Company “Book House”, 2007. - 208 p.
2. Draft Order of the Russian Ministry of Education for Approval and Coming into Force of the FSES of Higher Professional Education in the Training Course 030900 Law (Qualification (Degree) "Bachelor"). Ministry of Education and Science of the Russian Federation // [Electronic Resource]. - Access Mode: http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/ (Application Date 01.06.2010).
3. Ermakov, V.G. Peculiarities of Bachelor Training in the Law Faculty / Jurisprudence. -1999. - № 4. - P. 281 - 283.
4. Federal Law of August 22nd 1996 № 125-FZ "On Higher and Postgraduate Professional Education" // [Electronic Resource] - Access Mode: http://www.garant.ru/ (Application Date 01.06.2010).
5. Moskvina, A.V. Scientific and Practical Bases of Intellectual Creativity in the System of Pedagogical Interaction: Dis. ... Doct. of Ped. / A.V. Moskvina. - Orenburg, 2006. - 269 p.
6. OSU - Orenburg State University // [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://www.osu.ru/ (Application Date 18.04.2010).
7. Pionova, R.S. Higher School Pedagogy: Teaching Aid / R.S. Pionova. - Mn.: Vyssh.shk., 2005. - 303 p.
8. Pobezhimova, N.I., Shevchenko, E.N. Integration of the Russian School into the European System. Higher Education: Problems and Prospects / N.I. Pobezhimova, E.N. Shevchenko // Legal Education and Science. - 2005. - № 1. - P. 20.
9. Polshkov, M.I. A Professional Will Not Be in Dry Dock / M.I. Polshkov // AB Market. 2008. -
№ 35. - P. 5.
10. Shchelkunov, M. Captive Negligence and Single-Functioned Professional / M.
Shchelkunov // Expert. - 2010. - № 2 (688). - January, 18. - P.4.
11. Vereshchagina, A. Reflections on the Legal Education Reform in Russia / / Alma-mater: Bulletin of Higher School. - 2006. - № 1. - P. 3-8.