случае размер ипотечного покрытия и условия обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, должны позволять эмитенту исполнить обязательства по облигациям в полном объеме;
- ипотечные сертификаты участия — долевые ценные бумаги, удостоверяющие долю их владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие и право требовать денежные средства, поступающие по ипотечному покрытию, соразмерно такой доле (их выпуск в настоящее время невозможен из-за несовершенства законодательной базы).
Для использования такой схемы требуется уточнение объема прав разных очередей кредиторов на одно и то же ипотечное покрытие, большая гибкость при управлении им. Это в свою очередь подразумевает внесение изменений в законодательство, регулирующее обращение ипотечных ценных бумаг, предоставление права на досрочное погашение облигаций, полноценное функционирование банков развития, повышение деловой активности ипотечных ПИФов и фондов недвижимости и т.д.
Ивашкина И.В.
к.г.н., зав. сектором НИ и ПИ Генплана Москвы
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Чрезвычайная сложность экологических проблем Москвы и динамичность развития столицы потребовали создания специального информационно-аналитического инструмента в целях упорядочения, сбора и анализа экологической и градостроительной информации. В Москве существует множество федеральных, городских, муниципальных и ведомственных организаций, которые занимаются сбором и анализом данных о состоянии окружающей среды. В компетенции этих организаций находятся данные по качеству атмосферного воздуха, поверхностных водоемов, состоянию зеленых насаждений, почвенного покрова, геологической среды, информация о заболеваемости населения, об уровнях радиации, электромагнитного излучения, вибрации, шума и др. Создание информационной системы для целей градостроительного проектирования требует учета, сбора и анализа разрозненных данных и их точной пространственной «привязки». Поэтому в Институте Генерального плана Москвы был сформирован эколого-градострои-тельный план (ЭГП) в качестве информационно-аналитической основы для подготовки документов территориального планирования (Генеральный план города), градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки) и документов по планировке территории.
В ЭГП используются фондовые материалы в области охраны окружающей среды, данные экологического мониторинга, информация о планировочной организации территории, статистические данные, расчетно-аналитические материалы, результаты математического моделирования, научно-проектных исследований и инженерных изысканий. С помощью этих данных осуществляется оценка современного состояния и прогноза изменений окружающей среды в результате реализации градостроительной деятельности с целью предотвращения, минимизации/ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических последствий и формирования комфортных условий для проживания населения.
Статус ЭГП предполагает строгую объективность исходных данных, достигаемую использованием сертифицированных методик и эталонов при определении показателей загрязнения, а также построением оценочных карт, исходя из однозначных (а при необходимости и узаконенных) критериев и показателей (ПДК, ПДУ, ПДС и т.п.). Экологическая информация по территории представляется в виде абсолютных показателей (объемы выбросов, сбросов, площади распространенности процессов и др.) и системы относительных (баллы, классы, коэффициенты) показателей.
Эколого-градостроительный план разрабатывается на основе ГИС-технологий и позволяет проводить многофакторный и многокритериальный анализ экологической обстановки и градостроительной ситуации. Для целей автоматизированной обработки данных с помощью специальных программ (МарИо), систем управления базами данных, факторных экологических расчетных программ и моделей вводная информация структурируется по уровням значимости, по видам оцениваемых компонентов, пространственному расположению и другим характеристикам. Модели обработки информации разрабатываются на уровне территориальных учетных единиц (планировочных районов, функционально-планировочных образований, административных округов, районов города, бассейнов, природно-территориальных комплексов и др.). Для обеспечения упрощенного порядка формирования и наполнения картографических и семантических материалов, анализа и систематизации существующих в городе экологических проблем, приведения к сопоставимому виду разнородной информации о компонентах городской среды, сведения их к интегральным показателям оценки материалы ЭГП группируются в четыре основных блока: природный, экологический, градостроительный, социально-демографический.
Природный блок. Природная среда как объект исследования традиционно рассматривается как комплекс взаимодействующих природных компонентов (климат, геологическая среда, рельеф, почвенный покров, гидрографическая сеть, растительность и т.п.), выполняющих важные функции в обеспечении общего экологического облика городской территории.
Экологический блок содержит данные о состоянии отдельных компонентов окружающей среды и уровнях их загрязнения. Большой массив информации этого блока составляют данные о размещении и характеристиках объектов -источников загрязнения окружающей среды (промышленные и коммунальные предприятия, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры и т.п.).
В градостроительном блоке аккумулируется информация о степени урбанизации и функциональном назначении территории; плотности, этажности и виде застройки; характере и развитости коммуникационной и инженерно-транспортной инфраструктуры и др.
Социально-демографический блок включает информацию о плотности населения, количестве горожан, проживающих в ареалах экологического неблагополучия (в зонах шумового дискомфорта, санитарно-защитных зонах производственных объектов и др.), данные по заболеваемости жителей, обеспеченности населения зелеными насаждениями, информацию о качестве жилого фонда и численности населения, проживающего в некомфортных домах и др.
Информация ЭГП представляется в графической форме в виде карт (схем, планов). Формирование картографических материалов в составе ЭГП производится в масштабе 1:2000 - 1:10 000, а для целей территориального планирования (Генеральный план города) в масштабе 1:25 000. В настоящее время ЭГП содержит более 100 (инвентаризационных, тематических, оценочных, аналитических) карт и соответствующих баз данных, отражающих все вопросы как по эколого-градостроительной ситуации в городе, так и по источникам воздействия.
При подготовке материалов по экологическому обоснованию нового Генерального плана города Москвы на период до 2025 года потребовалась актуализация данных ЭГП в территориальном, отраслевом и покомпонентном аспектах. Экологический блок в соответствии с новыми требованиями Градостроительного кодекса РФ [1] включает помимо информации о состоянии компонентов окружающей среды и источниках воздействия также разделы «Зоны с особыми условиями использования территории» и «Территории, подверженные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
К зонам с особыми условиями использования, устанавливаемым по природоохранным и санитарно -эпидемиологическим требованиям, регламентирующим использование территории, относятся: водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитные зоны производственных объектов, особо охраняемые природные территории.
Для Москвы важным аспектом обеспечения социальных гарантий в части экологической безопасности является соблюдение режима санитарно-защитных зон (СЗЗ) [2]. Земли, занятые СЗЗ, составляют почти 9 тыс. га. В границах СЗЗ находится более 2 тыс. га жилых территорий, где проживает свыше 150 тыс. человек. С целью сокращения зон вредного воздействия источников загрязнения и реабилитации жилых и природных территорий определен перечень объектов, требующих первоочередной разработки проектов организации СЗЗ. В составе проектов определены мероприятия по уменьшению объемов выбросов в атмосферу, снижению уровней шума, рациональной организации и озеленению СЗЗ. Реализация системы мероприятий позволит сократить зоны воздействия объектов и освободить территории СЗЗ под другие виды функционального использования.
Водоохранные зоны водных объектов также являются ограничением территориального развития города [3]. На основании анализа картографических материалов, аэрофото- и космических снимков выявлено, что примерно десятая часть земель города (8,9 тыс. га) относится к водоохранным зонам, что обусловлено ландшафтными особенностями территории .Москвы. В границах водоохранных зон установлены прибрежные защитные полосы и вводятся дополнительные ограничения градостроительной деятельности. Объекты, расположенные в их пределах, должны быть оборудованы современными очистными сооружениями, канализованы, а правильная вертикальная планировка территории должна исключать попадание загрязненного поверхностного стока в водоем.
Для безопасного развития города необходима информация о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций. ЭГП дополнен картографическими материалами по зонам возможного проявления подтопления, карстово-суффозионных, оползневых и эрозионных процессов, выполненными Институтом геоэкологии РАН. Неблагоприятное геоэкологическое состояние территории, требующее проведения специальных инженерно-геологических и защитных мероприятий, характерно для 14% площади города.
Градостроительное развитие Москвы на долгосрочную перспективу требует обеспечения химической, радиационной, биологической, взрыво-пожарной безопасности. В составе информационно-аналитической системы ведется специальный тематический раздел «Объекты - источники повышенного экологического риска» с использованием данных ГПУ «Мосэкомониторинг». Например, к химически опасным объектам относятся предприятия не только химической промышленности, но и большинство заводов пищевой отрасли, а также хладокомбинаты и овощные базы. Общее число химически опасных предприятий на территории Москвы составляет 56 объектов, опасность негативного влияния которых определяется, в первую очередь, количеством населения, проживающего в зоне их потенциального воздействия.
Эколого-градостроительный план содержит комплекс карт: «Санитарно-защитные зоны производственных объектов», «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы», «Особо охраняемые природные территории», «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения», «Зоны геоэкологического риска» и др., которые в составе Генерального плана впервые утверждались Законом города Москвы [4].
Обеспечение инновационного развития города является многофакторной и многогранной проблемой. Для того чтобы оценивать структуру и остроту современного состояния, прогнозировать неблагоприятные процессы и тенденции, разрабатывать систему мер по предотвращению критических ситуаций в пределах той или иной территории, крайне необходимо достоверное информационное обеспечение, позволяющее проводить интегральные оценки. Поэтому на современном этапе развития Москвы особую значимость для обоснования градостроительной деятельности имеют комплексные экологические оценки, являющиеся частью урбоэкодиагностики территории. Результаты комплексных оценок зависят от множества характеристик загрязнения среды и иных факторов негативного воздействия на городскую экосистему, а также способах проведения оценки.
В комплексных исследованиях широко применяются расчетные методы оценки экологического состояния городской среды. Ранее был описан способ урбоэкодиагностики территории на основе расчета коэффициента экологической напряженности по Кнэс позволивший проранжировать город по качеству среды для условий проживания населения [5]. Иной алгоритм расчета применяется в Методике экологического зонирования Москвы. Принципиальным отличием является тот факт, учитываются требования к качеству окружающей среды, которые предъявляются к территориям различного функционального назначения (производственные, жилые, природные). Поэтому при расчете интегрального показателя экологической напряженности в качестве операционных территориальных единиц используются функционально-планировочные образования (ФПО), которые объединяют несколько планировочных районов с относительно однородным (внутри каждого ФПО) функциональным назначением территории. Данное обстоятельство позволяет учитывать существенные различия в экологических требованиях, предъявляемых к территориям различного функционального назначения. Второе отличие заключается в том, что экологическое зонирование территории определяет качество территории для всех целей градостроительного развития Москвы, включая оценку использования территории и для условий строительства.
Результаты комплексной геоэкологической оценки городской территории по планировочным районам, функционально-планировочным образованиям и районам города Москвы [6] дают характеристику в целом по операционной единице. Для определенных целей градостроительного проектирования эти подходы являются очень удобными и унифицируют всю информацию применительно к выбранной территориальной единице. Недостатком таких исследований является относительная трудоемкость расчетов и распространение пофакторных или интегральных показателей по всей операционной единице, нивелируя различия в состоянии окружающей среды отдельных участков.
Опыт проведения комплексных экологических оценок для целей градостроительного проектирования показывает, что в реальной ситуации ареалы с различным экологическим качеством городской среды могут, многократно пересекаясь, формировать сложный рисунок и, следовательно, в основе разделения территории уже будет не единичный ареал, а их сочетание. Именно эти сочетания ареалов являются объектами комплексной оценки, которые должны в дальнейшем ранжироваться по интенсивности воздействия/изменения среды в установленных границах ареалов. Следовательно, для получения более объективной информации необходимо использование других методических принципов комплексной оценки городской территории. Автором статьи разработаны также подходы для более детальной характеристики состояния окружающей среды на основе матричного ранжирования территории. В данном случае комплексная геоэкологическая оценка может проводиться по двум основным направлениям: по источникам воздействия (стационарные и передвижные) и по видам воздействия (химическое и физическое).
Таким образом, созданный информационно-аналитический инструмент на основе ГИС-технологий - эколого-градостроительный план города Москвы - учитывает весь массив данных, характеризующих состояние окружающей среды города, градостроительную и социально-демографическую ситуации, и обеспечивает объективное обоснование документов градостроительного проектирования с учетом приоритетов охраны окружающей среды. Комплексные оценки позволяют осуществлять территориальное планирование Москвы и обоснованно определять ограничения развития города, анализировать соответствие градостроительных проектных предложений требованиям экологически безопасного использования городской территории; аргументированно принимать управленческие решения при планировании градостроительной и хозяйственной деятельности; оценивать экологическую эффективность использования территории; информировать население столицы, юридических лиц и исполнительную власть об экологической ситуации.
Список литературы
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ. - М.: ИНФРА-М, 2004. -64 с.
2. СанПиН2.2./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». - М., 2003.
3. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ. - М.: Эксмо, 2006. - 64 с.
4. Закон города Москвы «О Генеральном плане города Москвы» № 17 от 05.05.2010 г.
5. Ивашкина И.В., Кочуров Б.И. Урбоэкодиагностика: методология и принципы исследования городских территорий // Экология урбанизированных территорий. - М., 2010. - № 1. - С. 6-13.
6. Ивашкина И.В. Экологические основы территориального планирования в городе Москве // Проблемы региональной экологии. -М., 2009. - № 4. - С. 139-146.
Игнатова И.В?
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статистическом учете зарегистрированных предприятий малого бизнеса происходят изменения в связи с изменением критериев отнесения предприятий к отдельным видам бизнеса. Так, в соответствии с законом РФ от 24 ию-
1 Игнатова Ирина Викторовна - к.соц.н., докторант, доцент кафедры предпринимательства и таможенного дела Тюменского государственного университета. Сфера научных интересов - исследование различных аспектов предпринимательства, новые возможности бизнеса в современном социуме. Эл. адрес: [email protected]
445