Эргашев У.А. преподаватель
кафедры «Кафедра общественных наук и спорта» Ферганский политехнический институт г Фергана, Республика Узбекистан
НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИБН СИНЫ
Аннотация: В данной статье анализируются наследия Ибн Сины в области философии, логики, естествознания, медицины, психологии, астрономии.
Ключевые слова: Ибн Сина, философия Ибн Сины, научное наследие, философское наследие, духовные, научные, теоретические ценности.
Ergashev U.A.
Lecturer
of the Department of "Social Sciences and Sports " the Fergana Polytechnic Institute Fergana, Republic of Uzbekistan
SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL HERITAGE OF IBN SINA
Abstract: This article analyzes the legacy of Ibn Sina in the fields of philosophy, logic, natural science, medicine, psychology, and astronomy.
Key words: Ibn Sina, philosophy of Ibn Sina, scientific heritage, philosophical heritage, spiritual, scientific, theoretical values.
Великие люди, добродетельные учёные, философы, учёные просвещения жившие на территории Туран внесли огромный вклад в цивилизацию человечества.
Духовные, научные, теоретические ценности занимают важное место в психике, менталитете, образе жизни и традициях нашего народа.
Такие учёные как, Ахмад Фергани, Мухаммад Хорезми, Фароби, Аль-Бухари, Ат-Термези, Ахмад Яссави, Бахауддин Накишбанди, Абу Райхан Беруни, Аз-Замахшари, Махмуд Кашгари, Юсуф Хос Хаджиб, Алишер Навои, Мирза Улугбек, Бабур вклали неоценимый вклад в развитие общечеловеческой культуры. Мы гордимся Мирзой, Ходжи Ахрором Вали, Боборахимом Машрабом, Суфи Оллояром, Мухаммадом Ферузом, Махмудходжей Бехбуди, Мунавваром Кори, Чолпоном, Фитратом, Абдуллой Кадири, Абдуллой Авлони, Алиханом Тора Согуни и другими. Они наша гордость и честь.
После обретения Узбекистаном независимости появилась возможность более глубоко изучить наследие наших предков, приступив к восстановлению его духовных способностей и умственного потенциала.
Среди таких великих деятелей-Ибн Сина (980 -1037 гг.), гениальный средневековый ученый, врач, философ поэт, музыкант. в Европе зовут его Авиценна.
Абу Али ибн Сина, настоящее имя которого Хусейн, имя отца Абдулла, - известный ученый-энциклопедист, внесший большой вклад в науки медицины, теологии, логики, философ, натуралист, астроном, математик, физик, юрист, литературный критик, лингвист, музыковед. Он родился в селе Афшона недалеко от Бухары.
Обладая необыкновенным природным, врожденным талантом, Ибн Сина с юных лет начал познавать тайны науки. Эпоха, в которую он жил и творил, была чрезвычайно сложной и противоречивой. Его жизнь совпала со временами Саманидов, Караханидов и Газневидов. Молодой Ибн Сина вскоре получил доступ к богатейшей библиотеке Восточного Возрождения в Бухаре, поскольку лечил Нуха Ибн Мансура, владельца Саманинского царства.
После прихода к власти Караханидов в 999 году он был вынужден отправиться в Ургенч. В начале XI века научная среда в Хорезме была намного лучше, и наука была развита.
В Академии Хорезмшаха Маъмуна он познакомился с Абу Райханом Беруни с Абул Хайром Хаммаром, Масахи, Абу Мансуром ас-Саолиби. В «Бейт-уль-Хикма» работали более 500 соотечественников.
Ибн Сина был соратником, товарищем Абу Райхан Беруни. Беруни поднялся до статуса учёного и государственного деятеля при дворе Абу Аббаса Мамуна ибн Мамуна (998-1017).
Во время правления султана Махмуда Газневи (998-1030), в 1011 году, Ибн Сина тайно прибыл в присутствие Гургонского эмирата на юго-востоке Каспийского моря и встретился с Жузжони. Он стал верным учеником Ибн Сины.
Научные дискуссии Беруни и Ибн Сины касаются области науки, особенно физики. Их произведения повлияли друг на друга.
Ибн Сина прославился в области медицины, когда ему было 17-18 лет. В то время оно не было широко известно в области физики. Мы можем узнать это из дискуссий Беруни и Ибн Сины о физических явлениях. Беруни был первым учителем Ибн Сины в области физики. Ибн Сина высказал по этому поводу следующие мысли: «Я читал книгу Аристотеля «Метофизика». Я не мог понять, что там было написано; Цель человека, написавшего эту книгу, мне была неясна. Я прочитал это сорок один раз. Но даже в этом случае я не мог понять его и его цели. Я отказался от этой идеи и пришел к выводу, что это непонятная книга.
Однажды я зашёл в книжный магазин. Он позвал меня и показал книгу. Я отверг это знание, думая, что знать его бесполезно. Он мне сказал, возьми эту книгу, я продам ее по дешевке в три дирхама, хозяину нужны деньги.
Я купил это. Я вижу, что это философский комментарий Абу Насра Фараби к содержанию книги Аристотеля «Метофизика». Я вернулся домой,
чтобы прочитать это. Поскольку «Метофизика» заучивалась мною, мне тогда открылись цели этой книги, и я был этому очень рад».
Комментарии Ибн Сины к «Метофизике» Аристотеля были также прокомментированы журналом «Сино» в теме «Этические добродетели Ибн Сины».
В персидском переводе «Джафар» Ибн Сина утверждает, что «на следующий день я от радости отдал деньги нуждающимся».
В философских и медицинских трудах Ибн Сины можно найти комментарии к научной и творческой деятельности Сократа (469-399 годы), Платона (427-347 годы), Аристотеля (384-322 годы), Гиппократа (459-355 годы), Галена (129-200 годы) других мыслителей.
Будучи энциклопедистом, Ибн Сина занимался всеми областями науки. Из его более чем 450 работ до нас дошли 242. Из них 80 связаны с философией, теологией и мистицизмом, 43 - с медициной, 19 - с логикой, 26 - с психологией, 23 - с естествознанием, 7 - с естественными науками, 1 - с естествознанием, 1 связано с музыкой, 2 связано с химией, 9 связано с этикой, 4 посвящено литературе и 8 — переписке с другими учёными. Его главный и важный труд по философии, дошедший до нас, называется «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Книга, поднявшаяся до уровня энциклопедии, состоит из 4 частей.
1. Логика
2. Естественные науки
3. Математика
4. Теология
Некоторые его разделы изданы на западных и восточных языках.
Вторая книга по философии — «Книга спасения» («Китаб ан-наджот»), в которой разъясняется содержание «Китаб аш-шифа».
Последним крупным философским трудом является «Намеки и выговоры» («Аль-ишарат ва-т-танбихот»), в котором описаны основные вопросы философии. «Книга знаний» («Донишнома») издавалась на персидском и русском языках.
Кроме того, «Книга справедливости» («Китаб ул-инсаф») (20 томов); «Китаб лисан уль-араб» (на арабском языке (книга в 10 томах); «Рисала ат-Тайр» («Язык птицы»); «Саломон и Ибсол»; "Хаййи ибн Йакзан" (Живой, сын Бодрствующего), «Китаб аль-Ишарат»; «История Юсуфа»; «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб») - медицинский эпос и др.
В заключение следует сказать, что независимость создала более широкую возможность изучения научного и философского наследия Ибн Сины. Его историческая заслуга в том, что он соединил опыт с наукой. Он изучил наследие великих ученых древности и заложил основы новых направлений науки. Хотя Ибн Сина твердо верил в теологию, он оставался одним из основателей конкретной светской науки.
Изучение наследия Ибн Сины остается важным этапом в понимании национальной идентичности.
В своих научно-философских трудах Ибн Сина уделял внимание также общественно-политическим, духовно-просветительским, просветительским вопросам.
Использованные источники:
1. Ф. Зикриллаев. «Мысли Беруни и Ибн Сины о некоторых физических явлениях». Сборник посвящен 1000-летию со дня рождения Беруни. Т., «Наука», 1973, 171 - с.
2. «Этические качества Ибн Сины» Журнал «Сино», 2003, выпуск 10, стр. 49.
3. Абу Али ибн Сина «Законы медицины». Трехтомная подборка. 1 том. Т., Издательство «Народное наследие». 1993, стр. 5.
4. А.А.Мадаминов. "Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Бируни". Достижения науки и образования, 2018. №13. 48стр. https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=ru&user= 3waD c4AAAAJ&citation for view= 3waDc4AAAAJ:UeHWp8X0CEIC
5. Эргашев У А. Гармонично развитое поколение-решающая сила развития Нового Узбекистана //Экономика и социум. - 2021. - №. 11-2 (90). - С. 730732.