Научная жизнь академии
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ АКАДЕМИИ
В Издательстве Духовной академии вышла монография доктора богословия, кандидата философских наук, заведующего кафедрой церковной истории протоиерея Георгия Митрофанова «Князь Евгений Николаевич Трубецкой — философ, богослов, христианин». Монография написана на основе кандидатской диссертации автора «Творчество Е. Н. Трубецкого как опыт философского обоснования религиозного мировоззрения» (2008) и посвящена творчеству в области религиозной философии выдающегося отечественного мыслителя князя Евгения Николаевича Трубецкого (1863—1920).
В исследовании показано, что Е. Н. Трубецкой связывает создание православным христианином той или иной системы философии с попыткой обоснования принципами этой системы собственного религиозного мировоззрения, которое ведет
к экзистенциальному преображению личности самого мыслящего христианина. Книга рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем интересующимся русской религиозной философией. ISBN 978-5-906627-59-9. Монография рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
30 ноября 2018 года в Книжной гостиной состоялось очередное заседание Византийского кабинета, которое традиционно возглавил автор проекта священник Игорь Иванов. В заседании, посвященном теме «Византийские истоки русской музыки», принял участие Сергей Феликсович Тухленков, преподаватель Епархиальных курсов. Присутствовали студенты Академии, слушатели Епархиальных курсов, учащиеся Факультета церковных искусств (Регентского отделения) СПбДА. В результате получился оживленный обмен мнениями по поводу богословских аспектов в контексте русской музыкальной культуры и богослужебного пения. В ходе заседания собеседниками затрагивался вопрос о влиянии богослужебного канона как на певческую культуру, так и на образ бытия русского человека. Говорилось о роли напева как всеобъемлющего фактора, влияющего на эту жизнь. Также раскрывалось глубинное влияние византийской православной традиции на русскую музыкальную культуру XIX—XX вв.
Так, С. Ф. Тухленков рассказал о византийской традиции «калофонии» (сладкоголо-сие), претерпевшей со временем турецкое воздействие. В силу этого сложилась любопытная ситуация — когда мы слушаем византийское пение, нам не вполне понятно, где в нем проявляется своя традиция, а где турецкое влияние. Характерно и то, что сейчас музыка тональная, а в Византии была модальная. Характерным моментом было и то, что в византийской и русской певческой традиции был образец распева, которые представлял «рас-певщик», знавший богослужебные тексты наизусть и способный заменить любого певчего. Такое устроение человека предполагало глубокое погружение в молитвенную жизнь. Кроме того, С. Ф. Тухленков отметил, что Древняя Русь усвоила именно старовизантийский стиль пения — более ясный и более прямой, что и отразилось на нашей певческой традиции. Было отмечено, что сплав русской народной музыкальной культуры с византийской традицией породил знаменный распев. Это пение создавалось для молитвы, в процессе молитвы и само являлось молитвой. Русская музыкальная культура вобрала в себя дух христианской собранности. Более того, русская культура — это культура духовного реализма, где в образах передается та или иная духовная ситуация во всех ее противоречиях. Это отразилось и в русской опере. Образы, созданные в ней, свидетельствуют о трагедии внутренней жизни русского человека, например, в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и П. И. Чайковского «Опричник», где мощно сконцентрирован духовно-нравственный императив. Заседание «Византийского кабинета» сопровождалось прослушиванием музыкальных фрагментов, иллюстрирующих разные тезисы доклада.
* -к -к
5 декабря 2018 года, в день десятилетия кончины святейшего патриарха Московского Алексия II, в Книжной гостиной прошел круглый стол Исторического общества на тему «Святейший патриарх Алексий II: архипастырское служение и научно-просветительская деятельность». В круглом столе приняли участие члены Исторического общества, студенты и гости Академии. В начале заседания перед собравшимися выступил проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин, который подчеркнул, что святейший патриарх Алексий оказал значительное влияние на развитие нашего духовного образования, причем именно в то время, когда оно находилось в критическом состоянии.
Далее с докладами о жизни и деятельности святейшего патриарха Алексия выступили гости и члены Исторического общества. Открыл череду докладов студент
II курса магистратуры иеродиакон Иоанн (Галумов), рассказавший о присуждении патриарху Алексию ученой степени доктора богословия. Затем выступил аспирант чтец Виктор Вытнов, который рассказал о архипастырском служении будущего предстоятеля на Ленинградской кафедре. Завершила выступления настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербурга игуменья Илариона (Феоктистова), представившая доклад «К вопросу о роли патриарха Алексия II в деле становления женского монашества» — одну из многочисленных сторон деятельности приснопамятного святейшего владыки в годы возрождения монашеской жизни Русской Церкви. Все доклады сопровождались оживленной дискуссией и вопросами со стороны слушателей.
* -к -к
17 декабря 2018 года в Книжной гостиной прошла II научно-богословская конференция по церковному праву «Каноническое правило (канон) Православной Церкви: правовой обычай, прецедент или правовой акт?».
В работе конференции приняли участие проректор по научно-богословской работе СПбДА протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе МДА протоиерей Александр Задорнов, и. о. главного редактора журнала «Христианское чтение» священник Игорь Иванов, преподаватель канонического права СПбДА протоиерей Алексий Балакай, профессор кафедры церковной истории СПбДА А. Ю. Митрофанов, доцент кафедры древних языков СПбДА С. Ю. Крицкая, доцент кафедры церковной истории СПбДА А. В. Березкин, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства юридического факультета НИУ ВШЭ в С.-Петербурге Р. Ю. Почекаев и, по электронной связи, доктор исторических наук П. И. Гайден-ко. Также в работе конференции принимали участие студенты и аспиранты СПбДА, гости Книжной гостиной.
Открыл работу конференции протоиерей Константин Костромин, после чего был зачитан доклад профессора А. А. Дорской «Классификации источников церковного права в трудах дореволюционных российских канонистов», в котором отмечается, что источники церковного права Российской империи делились на две большие группы: законы государства по делам различных Церквей и церковные каноны, возведенные в ранг позитивного права благодаря государственной санкции.
Доклад на тему «К вопросу о проблемах толкования канонических правил Православной Церкви (на примере Ап. 55 и Ап. 6)» сделал протоиерей Алексий Балакай. Докладчик делает вывод, что имеет место традиция толкования указанных норм, а, учитывая, что, с точки зрения толкования канонов мы живем в традиции как минимум начала ХХ в., в науке церковного права на сегодня можно признать актуальным формирование современной традиции комплексного, системного толкования канонов.
С докладом «Религиозная проблематика XVI-ой книги Codex Theodosianus: тематика, вопросы, решения. Заметки на полях» выступил священник Игорь Иванов, отметив, что по сути, XVI-ая книга отражает методы регуляции государственно-религиозных отношений в условиях выработки христианского законодательства как основного закона Римской империи конца IV — начала VI вв. по Р. Х.
Протоиерей Александр Задорнов сделал доклад на тему «Опыт кодификации церковного права в Русской Православной Церкви за последние 50 лет», отметив, что сложности с формированием кодекса нормативно-правовых актов связаны с расплывчатостью критерия, выявляющего актуальность либо неактуальность канонического материала, что непросто сделать уже в силу самого характера церковного законодательства.
Доклад прот. Константина Костромина на тему «Князь как ктитор митрополии: исторические и правовые аспекты» содержал мысль о том, что понятие ктиторства, включавшее в себя права основателя церковной структуры, установителя церков-но-правовых условий и донатора, ранее применявшиеся в отношении монастырей, а недавно распространенное и на древнерусские епископии, нужно применять и к митрополиям Руси.
Профессор А. Ю. Митрофанов сделал доклад на тему «Правовые представления Вольфрама фон Эшенбаха (отражение рыцарского права и канонического права в романе «Парцифаль»)», отметив, что Парцифаль стремился к покаянию путем средним между тем, что предлагал кодекс рыцарского права («Кодекс рыцарской чести»), церковные каноны и некоторые элементы светского права.
Доцент С. Ю. Крицкая сделала доклад на тему «Persona: от лица права до ипостаси», в котором была дана история формирования термина «persona»: римляне заимствовали это слово у этрусков, и связано оно было с культом мертвых, точнее умерших предков.
Доцент А. В. Березкин сделал доклад на тему «Ограничения in iure sepulcri в средневековой Англии», проанализировав фрагменты из трагедии В. Шекспира «Гамлет», касающееся средневекового и новоевропейского понимания правовых последствий такого преступления как самоубийство.
Профессор Р. Ю. Почекаев выступил с докладом на тему «Сказания об убиении в Орде русских князей в XIII в. как источник сведений об ордынском судебном процессе», приведя характерные примеры из агиографических памятников XIII—XIV вв., отразивших черты судебного процесса, каким он был в Орде.
По видеосвязи в конференции принял участие профессор П. И. Гайденко, который сделал доклад «О некоторых чертах канони-ческо-правовой культуры древнерусского епископата XI—XIII вв.», рассмотрев проблемные аспекты каноническо-правовой культуры домонгольской Руси на примере некоторых ее проявлений в кругу древнерусского епископата.
В конце заседания участники подвели итоги прошедшей конференции и, в общих чертах, наметили темы для обсуждения на III научно-богословской конференции по церковному праву, которая пройдет в Академии через год.