НАУЧНАЯ СТЕПЕНЬ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ
мотивацию и продуктивность научной деятельности
SCIENTIFIC DEGREES AS A FACTOR THAT CONTRIBUTES TO MOTIVATION AND PRODUKTIVITY OF SCIENTIFIC ACTIVITIES
Т. В. Разина T. V. Razina
Ожидание получения научной степени и её наличие способствует более высокой продуктивности научного сотрудника и обусловливает более высокую мотивацию. Для научных сотрудников, средний возраст которых около 30лет, такую функцию выполняет степень кандидата наук. Для научных сотрудников, средний возраст которых составляет около 60лет, — степень доктора наук.
Waiting receipt of scientific degree and possession of a scientific degree contributes to higher productivity and causes a higher motivation of researcher. For researchers whose average age is around 30 years, this function is fulfilled by a PhD. For researchers whose average age is around 60years — a Ph.D.
Ключевые слова: мотивация, научная деятельность, научная степень, продуктивность.
Keywords: motivation, scientific activity, academic degree, productivity.
введение
В последнее время достаточно много говорят о необходимости реформирования системы научных степеней в России и приведения ее к европейским стандартам, как это уже было сделано с подготовкой студентов в вузах. Если же в вузах был осуществлён переход от одноуровневой к двухуровневой системе (бакалавр-магистр), то в сфере научных степеней, наоборот, существует тенденция перехода к одной ступени — доктор наук (или phD). в данной работе мы не станем рассматривать экономические, культурологические или социальные последствия такого шага, которые, безусловно, будут иметь место. целью работы является исследование психологических аспектов данного вопроса и то, какое субъективное значение для научных работников имеет двухступенчатая система научных степеней в россии на сегодняшний день, а именно как она влияет на мотивацию научной деятельности (далее — мНД) и на продуктивность труда ученого.
Стоит отметить, что в зарубежных и отечественных исследованиях вопрос влияния ученой степени и на мотивацию, и на продуктивность научного труда отдельно не изучался. ряд исследователей в области психологии науки вводят желание получить ученую степень в разряд внешней мотивации [1, 2, 5—8], которая оказывает су-
щественно меньшее влияние на научную деятельность, чем внутренняя или другие виды мотивации [1, 4—7]. Тем не менее есть все основания полагать, что не только желание получить научную степень, но и пребывание в состоянии той или иной научной степени имеет существенное мотивирующее влияние.
С другой стороны, существует мнение (и оно нашло отражение в наших эмпирических исследованиях), что ученые степени в россии на сегодняшний день существенно девальвировались. в частности, степень кандидата наук уже не ценится так высоко, как раньше, и аналогична диплому о высшем образовании. таким образом, фактически в россии сейчас реальной субъективной ценностью для научных работников обладает только докторская степень, то есть одноступенчатая система ученых степеней уже реально работает. С другой стороны, пребывание в степени имеет не меньший мотивационный потенциал, чем получение степени. С получением степени доктора наук ее обладатель автоматически получает более широкие возможности (как в формальном, так и неформальном плане). Однако дальнейшая карьера в этом направлении практически невозможна (точнее, возможна для очень ограниченного числа лиц).
именно поэтому мы предполагаем, что степень доктора наук играет принципиальную роль для мотивирования научного сотрудника и положительно сказывается на его продуктивности, что особенно ярко наблюдается в зрелом возрасте. в молодом возрасте такой же эффект (но выраженный в меньшей степени) будет оказывать наличие степени кандидата наук.
Материалы и методы
Сбор материала осуществлялся в период 2013—2014 годы на базах: Сыктывкарском государственном университете (СыктГу), Сыктывкарском лесном институте (Сли), костромском государственном технологическом университете (кгту), ярославском государственном университете им. п. Г. Демидова (ярГу), уральском отделении российской академии наук (коми научный центр — кНц), а именно институте геологии, институте физиологии, институте химии, институте биологии, Отделе математики. в исследовании приняли участие 124 испытуемых. Были сформированы четыре группы, отличающиеся по наличию ученой степени и по возрасту: группа докторов и группа кандидатов наук старшей возрастной категории (средний возраст около 60 лет); группа кандидатов наук и группа научных сотрудников без степени младшей возрастной категории (средний возраст около 30 лет).
Сбор данных осуществлялся с помощью анкетирования, а также авторской психодиагностической методики «мотивация научной деятельности» [3]. методика относится к категории субъективных опросников и предполагает диагностику силы десяти мотивационных субсистем, а также общего уровня мНД. использование шкалы стенов дает возможность перехода от простой политестовой диагностики качеств к структурной диагностике, которая подразумевает раскрытие типа и силы связей между отдельными мотивационными субсистемами. Это позволяет выявлять структуру мотивации не только в научном коллективе, но и у отдельно взятого сотрудника. в качестве дополнительного метода сбора данных, позволяющих проинтерпретировать выявленные закономерности, была использована выборочная беседа.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью t-критерия Стьюдента, а также метода х2 (экспресс-вариант) для сравнения матриц и структурограмм на их гомогенность-гетерогенность.
Результаты и обсуждение
Социально-демографические характеристики выборки и некоторые количественные показатели научной продуктивности, установленные в ходе исследования, отражены в табл. 1.
таблица 1
Социально-демографические характеристики выборки и показатели продуктивности
научной деятельности
Характеристики выборки и показатели продуктивности Доктора наук Кандидаты наук (старшая группа) Кандидаты наук (младшая группа) Без степени
Объем выборки, чел. 56 56 56 56
Мужчин, % 69.6 37.5 50 48,2
Женщин,% 30.4 62.5 50 51.8
Возраст,год 58.29 58.95 30.57 29.80
Общее количество трудов, экз. 171.15 97.50 44.44 22.49
Монографий, экз. 4.25 2.64 1.02 0.41
Статей в журналах перечня ВАК, экз. 47.48 12.25 8.20 2.92
Учебников и учебных пособий, экз. 2.58 0.47 0.00 0.03
Патентов, шт. 3.14 1.38 0.37 0.12
РИНЦ, экз. 41.30 2.29 2.46 5.06
Научных трудов за последние 3 года, экз. 26.76 17.53 15.69 9.53
Участие в конференциях (в год) 2.35 2.55 3.52 2.27
Примечание. Численные значения в таблице отражают значения среднего арифметического в соответствующей группе, если не указано иное.
как можно видеть из табл. 1, доктора наук (относящиеся к старшей возрастной группе) в среднем в два раза превосходят своих коллег кандидатов наук старшей возрастной группы, а по некоторым показателям (количество статей в журналах перечня вАк, ринц) в четыре и более раз. та же картина наблюдается и в младшей возрастной группе: лица со степенью кандидата наук в два раза и более превосходят своих коллег без ученой степени по большинству количественных показателей научной продуктивности. исключение составляет риНц, однако к результатам по данному показателю необходимо относится с осторожностью, поскольку некоторые респонденты не знали его значения, и данные анкетирования по этому вопросу неполные.
Безусловно, наблюдается разница в продуктивности между лицами, имеющими кандидатскую степень, но принадлежащими к различным возрастным группам: продуктивность старшей возрастной группы в среднем в два раза выше, чем младшей группы.
Это обусловлено разницей в трудовом стаже: кандидаты наук старшей возрастной группы за 40 лет (в среднем) успели накопить больше достижений и создать больше научных продуктов, чем кандидаты наук младшей возрастной группы за 10 лет научной работы. Это подтверждается значениями показателя «количество трудов за последние три года», который практически одинаков у кандидатов наук различных возрастных групп, т. е. продуктивность научной деятельности на ограниченном промежутке в среднем равная.
полученные закономерности позволяют предположить, что наличие степени играет решающую роль в повышении продуктивности научного труда. Однако для младшей возрастной категории таким катализатором будет выступать кандидатская степень, в то время как для старшей возрастной группы — степень доктора наук.
Обратимся к результатам исследования мНД.
в младшей возрастной группе отсутствуют значимые статистические отличия в силе мотивационных субсистем и общего уровня мНД (табл. 2).
таблица 2
Сравнительный анализ силы мотивационных субсистем у кандидатов наук и лиц без степени (младшая возрастная группа)
Мотивационные Кандидаты наук Без степени t Р
субсистемы Среднее О Среднее О
Внешняя 5.411 2.287 5.393 1.865 0.045 0.964
Конкуренции 5.054 2.049 5.607 1.734 -1.543 0.126
Достижений 5.036 2.149 4.750 2.038 0.722 0.472
Безопасности 5.607 2.095 5.464 1.595 0.406 0.686
Внутренняя 4.875 2.191 4.554 1.897 0.830 0.408
Ценностная 4.661 2.117 4.554 1.906 0.281 0.779
Познавательная 4.821 2.028 4.679 1.955 0.380 0.705
Антимотивация 4.607 2.103 5.107 2.006 -1.287 0.201
Рефлексивная 5.643 2.049 5.179 1.992 1.216 0.227
Косвенная 4.875 2.289 5.446 1.925 -1.430 0.156
Общий уровень МНД 5.268 2.268 5.286 1.923 -0.045 0.964
Примечание. ст — стандартное отклонение; t — значение критерия Стьюдента; р — уровень значимости.
метод х2 также показал высокую степень подобия структур системы мНД в младших возрастных группах кандидатов наук и лиц без степени (г = 0.682, p = 0.029). все эти данные говорят о том, что мотивационные системы молодых людей и со степенью кандидата наук и без степени практически идентичны как по структуре, так и по силе.
Анализируя уровень мНД содержательно, можно сказать, что молодые научные сотрудники (как со степенью, так и без) достаточно честолюбивы, настроены на достижение поставленных целей (субсистема достижений), однако цели связаны в первую очередь с внешними аспектами: престижем, статусом, материальными надбавками (внешняя субсистема). при этом велико желание вырваться вперед, обогнать и превзойти в чем-либо своих коллег (субсистема конкуренции). Одновременно молодые люди стремятся создать «запас прочности» для повышения
стабильности своего научного положения (субсистема безопасности). У сотрудников без степени это выражается в желании защитить диссертацию (поскольку вероятность быть сокращенным у кандидата наук меньше, чем у человека без степени). у сотрудников-кандидатов наук это выражается в стремлении написать как можно большее число публикаций (чтобы продемонстрировать свою продуктивность), выиграть грант (чтобы показать свою экономическую полезность организации и получить собственную материальную независимость). Эти процессы и действия находятся под достаточно жестким самоконтролем (рефлексивная субсистема). при этом для молодых научных сотрудников и познавательная мотивация, и удовольствие от процесса работы (внутренняя субсистема), и желание своей работой быть полезным людям (ценностная субсистема) отходят на второй план.
можно сделать вывод, что мНД молодых людей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, не зависит принципиально от наличия или отсутствия кандидатской степени. Это может быть связано с тем, что большинство лиц без степени либо пишут, либо готовятся защищать кандидатскую диссертацию, то есть субъективно ощущают себя кандидатами наук, лицами со степенью. Этому способствует формальная организационная сторона подготовки кандидатов наук (обучение в аспирантуре, наличие научного руководителя), а также относительная «легкость» защиты кандидатской диссертации на сегодняшний день. при этом у лиц без степени, как показали результаты наших бесед, присутствует глубокая вера в то, что они в конечном счете, безусловно, станут кандидатами наук. таким образом, существенные отличия в продуктивности между молодыми кандидатами и лицами без степени обусловлены скорее внешними организационными факторами, чем внутренними мотивационными.
Если обратиться к сравнению мНД в старшей возрастной группе, то в силе мотивационных субсистем можно обнаружить ряд значимых отличий (табл. 3).
таблица 3
Сравнительный анализ силы мотивационных субсистем у докторов наук и кандидатов наук (старшая возрастная группа)
Мотивационные Доктора наук Кандидаты наук t Р
субсистемы Среднее О Среднее О
Внешняя 5.268 2.040 4.679 1.936 1.568 0.120
Конкуренции 4.786 1.895 4.714 1.626 0.214 0.831
Достижений 5.643 1.911 4.643 2.031 2.683 0.008
Безопасности 4.571 1.838 4.000 1.789 1.667 0.098
Внутренняя 5.518 1.935 5.214 2.033 0.809 0.420
Ценностная 5.018 2.228 5.125 1.810 -0.279 0.781
Познавательная 5.625 1.795 4.875 1.696 2.273 0.025
Антимотивация 5.089 2.117 4.679 1.717 1.127 0.262
Рефлексивная 5.778 1.839 4.964 1.742 2.337 0.030
Косвенная 4.232 2.009 4.393 1.534 -0.476 0.635
Общий уровень МНД 5.089 1.938 4.679 1.780 1.168 0.245
Примечание. ст — стандартное отклонение, t — значение t-критерия Стьюдента, р — уровень значимости. «Жирным» шрифтом выделены статистически значимые отличия.
По результатам можно видеть, что у докторов наук значительно выше мотивация достижений, чем у их ровесников кандидатов наук. Это значит, что доктора наук продолжают ставить перед собой научные цели и достигать их, в то время как такая активность у кандидатов наук значительно ниже. при этом цели докторов наук связаны именно с научным познанием, поскольку познавательная мотивация у них также значимо выше, чем у кандидатов наук. Доктора наук проявляют более ответственную, субъектную позицию по отношению к своей научной деятельности, контролируют и стимулируют ее, поскольку их рефлексивная мотивация также значимо выше, чем у кандидатов наук. в целом субъективную мотивационную картину докторов наук можно охарактеризовать так: нацеленность осуществлять научную деятельность, которая им интересна сама по себе, по своей сути, их привлекает именно процесс познания, и они контролируют этот процесс. кандидаты наук, по всей видимости, осуществляют научную деятельность без достаточно активного целеполагания, «по инерции», не проявляя активной личностной позиции в отношении научно-исследовательской деятельности. возможно, кандидаты наук в данной возрастной категории уже отказались от получения степени доктора наук и поэтому видят свою дальнейшую научную деятельность бесперспективной. в данном случае весьма показательно, что именно наличие внешнего формального фактора — научной степени доктора наук — обусловливает уровень познавательной мотивации, которая, казалось бы, не должна зависеть от статусных факторов. получив степень доктора наук, сотрудник понимает, что его поступательная статусная карьера уже закончена, и он становится свободен от необходимости бороться (субсистемы конкуренции, безопасности) и добиваться (субсистема достижений) этой степени. теперь, не отвлекаясь на внешние формальные моменты, доктор наук может позволить себе заниматься истинно исследовательской деятельностью.
метод х2, однако, показал высокую степень подобия структур системы мНД в старших возрастных группах докторов и кандидатов наук (г = 0.782, p = 0.007). возможно, это обусловлено тем, что сама психологическая структура научной деятельности как детальности информационного характера обладает большей инвариантностью в отношении внешних статусных факторов (таких как научная степень). вне зависимости от степени научные сотрудники выполняют те или иные исследовательские циклы, осуществляют мыслительную деятельность гипотетико-дедук-тивного характера, ориентированы на получение принципиально новой информации и ее последующую интеграцию в систему знаний. Это задает общую и относительно стабильную структуру мНД, однако сила различных мотивационных субсистем будет меняться в зависимости от конкретной, частной ситуации.
таким образом, наличие научной степени доктора наук в старшем возрасте может быть расценено как условие, существенно повышающее уровень мНД (ее отдельных субсистем) и способствующее более высокой продуктивности научной деятельности. Степень кандидата наук в старших возрастах, по-видимому, также играет мотивирующую роль, но до тех пор, пока у ее носителя остается надежда, перспектива получить степень доктора наук. таким образом, в старшей возрастной группе именно степень доктора наук (сначала потенциально, а потом, после ее получения, актуально) выступает условием, способствующим более высокой мНД и
большей продуктивности научного сотрудника. В младших возрастах ситуация аналогичная: кандидатская степень сначала потенциально, а затем (после ее получения) актуально воздействует на мНД и научную продуктивность. в этом отношении крайне важным представляется вопрос определения хотя бы приблизительного возраста, когда кандидатская степень теряет мотивирующую силу фактом своего наличия и решающее значение начинает приобретать ожидание получения степени доктора наук.
Безусловно, значительную роль играют и неформальные, ингрупповые, социально-психологические факторы, благодаря которым существуют определенные установки и негласные привилегии которые получают доктора наук, в том числе при публикациях или получении грантов. Это, однако, тема для отдельного социально-психологического исследования.
Двухуровневая система научных степеней существует в россии уже почти сто лет, и за это время сложились определенные традиции, осознаваемые и неосознаваемые установки в отношении осуществления научной деятельности. Если сейчас российское научное сообщество перейдет к одноуровневой системе научных степеней, то это полностью разрушит выявленные мотивационные циклы. Научные сотрудники различных возрастов (но преимущественно молодые) могут потерять ориентиры для своей научной карьеры. Новые ориентиры могут войти в существенный диссонанс с уже имеющимися установками, что приведет к возникновению демотивации. может возникнуть неверное впечатление, что после получения единственно возможной научной степени ее носитель уже не будет думать о формальной карьере и обратится к исключительно познавательной деятельности. Это, однако, маловероятно, поскольку и внешняя карьерная мотивация крайне необходима, особенно на ранних и средних этапах научной карьеры, она дисциплинирует научного сотрудника, сообщает ему необходимую энергию для преодоления трудностей [1]. Если подобной «подготовки» не будет, то эффективность последующей научной деятельности, а также ее субъективная ценность для научного сотрудника весьма сомнительны. иными словами после получения единственно возможной научной степени в относительно молодом возрасте ее обладатель может либо уйти в другую сферу (например, в коммерческую), или продолжать заниматься научной деятельностью формально, без должного усердия и личной заинтересованности.
Заключение. С точки зрения субъективно-психологических (в том числе мотивационных) факторов двухуровневая система научных степеней (кандидат наук — доктор наук) имеет несомненные преимущества перед одноуровневой системой и выступает условием, способным воздействовать на мНД и продуктивность научноисследовательской деятельности в среде российских ученых.
* * *
1. Аллахвердян А. Г., мошкова Г. Ю., Юревич А. в., ярошевский м. Г. психология науки: учебное пособие. м.: московский психолого-социальный институт флинта, 1998. 312 с.
2. пельц Д., Эндрюс ф. ученые в организациях. Об оптимальных условиях для исследований и разработок. м.: прогресс, 1973. 471 с.
3. Разина Т. В. Психология мотивации научной деятельности: методология, теория, эмпирические исследования: монография. Сыктывкар: изд-во СыктГу, 2014. 296 с.
4. Юревич А. Б. Социальная психология научной деятельности. м.: ип рАН, 2013. 447 с.
5. Amabile Т. М. Motivating creativity in organizations: on doing what you love and loving what you do // California management review. 1997. Vol. 40, №1. Р. 39—58.
6. Arzensek A. Kosmrlj K., Sirca N. Т. Slovenian young researchers’ motivation for knowledge transfer // Higher education. 2014. Vol. 68. Issue 2. Р. 185—206.
7. Bryan R. R., Glynn S. M., Kittleson J. M. Motivation, achievement, and advanced placement intent of high school students learning science // Science education. 2011. № 95 (6). P. 1049—1065.
8. Glynn S. M., Brickman P., Armstrong N., Taasoobshirazi G. Science Motivation Questionnaire II: Validation with science majors and nonscience majors // Journal of Research in Science Teaching. 2011. № 48. Р. 1159—1176.