ЮБИЛЕИ
И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ
удк 625.76 Н.С.ГАЛДИН
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
НАУЧНАЯ ШКОЛА ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ РСФСР, ДОКТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА Т. В. АЛЕКСЕЕВОЙ
(К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Заметный вклад в развитие и становление Сибирской автомобильно-дорожной академии внесли несколько поколений ученых, преподавателей, среди которых особое место занимает Тамара Васильевна Алексеева — выпускница-отличница 1936 года, ставшая впоследствии заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, доктором технических наук, профессором, первой заведующей кафедрой «Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод».
Тамара Васильевна Алексеева родилась 2 октября 1913 года в городе Яранске Вятской губернии (Кировской области) в семье учителя. Учиться начала в 1921 году в городе Хабаровске. Окончила среднюю Школу в городе Омске в марте 1930 года.
В октябре 1947 года после сдачи конкурсных экзаменов Т.В. Алексеева была зачислена в аспирантуру Кафедры «Дорожные и строительные машины» СибАДИ к профессору, доктору технических наук А.И. Анохину. Кандидатскую диссертацию на тему «Обоснование выбора параметров и типов насосов для
скреперов и бульдозеров» защитила 18 октября 1951 года в совете Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ). 26 декабря 1967 года также в МАДИ защитиладокторскую диссертацию на тему «Научно-технические основы использования объемного гидропривода для регулирования процесса копания землеройных машин». Ученое звание профессора ей присвоено в 1968 году.
В 1966 году Т.В. Алексеева была избрана по конкурсу на должность заведующей вновь образованной кафедры "Электротехникаи автоматизация производства",
ййЬл
а с организацией в 1969 году кафедры "Подъемно-транспортные, тяговые машины " - стала заведующей этой кафедрой, позднее кафедра стала называться "ПТТМ и гидропривод". С 1966 по 1977 годы Тамара Васильевна являлась проректором по научной работе СибАДИ. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в январе 1975 года профессору Т. В. Алексеевой присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР". С сентября 1987 года до последнего дня жизни (19 января 1990 года) Тамара Васильевна работала профессором кафедры "ПТТМ и гидропривод", отдавая все свои знания, опыт студентам и ученикам, помогая им стать настоящими специалистами.
Работая проректором по научной работе и заведующей кафедрой, Т. В. Алексеева показала себя талантливым организатором, умеющим воспитывать молодых ученых, объединять их в творческий коллектив и нацеливать на решение актуальных научных проблем. Значительный вклад Т. В. Алексеева внесла в расширение подготовки кадров высшей квалификации: на восьми кафедрах была открыта аспирантура, организован регулярный выпуск сборников трудов института, укреплялись связи с производством, осваивались новые методы исследований.
Имя Тамары Васильевны Алексеевой известно всем специалистам нашей страны, решающим проблемы повышения эффективности и совершенствования гидропривода дорожно-строительных машин. Она стала создателем и научным руководителем научно-технической программы "Гидропривод" Минвуза РСФСР, отраслевой лаборатории гидроприводов Минстройдормаша СССР, участником международных, всесоюзных, республиканских конференций и симпозиумов.
На кафедре "ПТТМ и гидропривод" сформировалась научная школа профессора Т.В. Алексеевой с перспективным научным направлением "Теория, проектирование, совершенствование гидропривода и систем управления дорожно-строительных машин (ДСМ)", которое включало решение следующих проблем:
— разработка и совершенствование средств диагностирования объемного гидропривода ДСМ;
— разработка и совершенствование мембранной гидроаппаратуры и уплотнений гидравлических устройств;
— разработка гидравлических систем управления ДСМ;
— разработка закрытых гидросистем ДСМ;
— разработка теории, проектирование гидроимпульсных средств механизации;
— разработка систем предотвращения потерь рабочей жидкости из гидросистем ДСМ;
— разработка систем рулевого управления ДСМ;
— разработка и совершенствование погрузочных и строительных манипуляторов,
Подъем в научно-исследовательской работе кафедры пришелся на середину 70-х - начало 80- х годов, когда ежегодно защищалось на кафедре до 4...5 кандидатских диссертаций, издавались ежегодно межвузовские сборники научных трудов (всего вышло 16 сборников), публиковались научные статьи, подавались заявки на изобретения, создавались экспериментальные и опытные образцы новых типов различных приборов, перспективного гидрооборудования и гидравлических систем управления дорожно-строительных машин (ДСМ). К таким образцам новой техники относятся:
— закрытая гидросистема экскаватора (разработчик Ю.В. Ремизович);
— стенды для испытания гидромолотов различных типов;
— гидроимпульсные средства механизации (разработчики Э.Б. Шерман, С.П. Лупинос, Н.С. Галдин, A.A. Гришакин, И.М. Мурсеев и др.);
— гидроударные устройства для разрушения мерзлых грунтов (гидромолот и ковш экскаватора с активными зубьями),
— гидротрамбовка к экскаватору ддя уплотнения грунта в стесненных условиях, гидравлический пробойник для проходки скважин в грунте, гидравлический ручной лом;
— средства технической диагностики гидроприводов ДСМ (разработчикиC.B. Колосов, Н.П. Федор-ченко, В.М. Мелешко и др.);
— гидравлические системы управления ДСМ (разработчики B.C. Щербаков, В.А. Палеев и др.)
и многие другие образцы новой техники.
Тамара Васильевна работала очень плодотворно, используя свой опыт и знания для организации научных исследований на кафедре и в институте, совершенствования подготовки инженеров-механиков, молодой научной смены, преподавательского состава. Под ее руководством защищено около семидесяти кандидатских диссертаций, четыре ее ученика стали впоследствии докторами технических наук, профессорами (В.Ф. Амельченко, Ю.М. Княжев, B.C. Щербаков, Н.С. Галдин). И сегодня в проводимые накафедре "ПТТМ и гидропривод" научные исследования традиционно вовлекаются студенты, что позволяет повышать качество подготовки специалистов. Лучшие выпускники кафедры поступают в аспирантуру. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию Е.А. Бед-рина, готовятся к защите другие диссертации.
Тамара Васильевна - автор более 120 опубликованных работ, среди которых учебники, монография, учебные пособия по гидромашинам и гидроприводу, 22 авторских свидетельства на изобретения. Среди ее трудов монография "Гидропривод и гидропневмоавтоматика землеройно-транспортных машин" (М.: Машиностроение, 1966,-148 е.), учебники (всоавторстве) "Дорожные машины. Часть 1. Машины для земляных работ" (М.: Машиностроенние, 1972,- 504 е.), "Дорожные машины. Часть П. Машины для устройства дорожных покрытий" (М.: Машиностроение, 1982 -396 с.) , книга (в соавторстве) "Техническая диагностика гидравлических приводов" (М.: Машиностроение, 1989,- 264 с.) и другие.
Педагогическую, научную работу Тамара Васильевна успешно сочетала с большой общественной работой. Профессор Т.В. Алексеева являлась членом
специализированных советов по присуждению ученых степеней докторов и кандидатов технических наук ( ИГД СО АН СССР, СибАДИ, ОмПИ, ОМИИТи др). Активно участвовала в жизни института, города, области.
Заслуги Т. В. Алексеевой отмечены высокими правительственными наградами: орденом Дружбы народов, двумя орденами "Знак Почета", медалями. Жизнь этого человека, пользовавшегося безграничным уважением коллектива, есть блестящий пример того, какую огромную пользу людям приносит человек-тру-
женик. Решением ученого совета утверждены 5 стипендий имени Т. В. Алексеевой для лучших студентов.
Имя Тамары Васильевны Алексеевой золотыми буквами вписано в историю развития нашей академии.
ГАЛДИН Николай Семенович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Подъемно-транспортные, тяговые машины и гидропривод».
России имена
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ
К 70-летию поэта
ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич [12. ЛЛ1 933, Москва] родился в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 г. В 1960 г. вышли первые два сборника его стихов и поэм: «Парабола» — в Москве и «Мозаика» — во Владимире. Далее последовали 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Взгляд» (1972), «Выпусти птицу!» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), «Аксиома самоиска» (1990), «Росся, Роез1а» (1991) и др.
Вознесенский — один из лидеров молодой, «эстрадной» поэзии 60-х гг., проникнутой духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм. Той поэзии, которая буквально ворвалась на эстрады, трибуны, стадионы, призывая слушателей к обновлению жизни. Основные темы своей поэзии поэт определил еще в «Параболической балладе»: «Сметая каноны, прогнозы, параграфы, /Несутся искусство, любовь и история — /По параболической траектории!»
Знаменательно, что здесь на первое место молодой поэт поставил искусство, так как с ним будет связана главная д-ема всего его творчества — тема мастеров, «прорабов духа», своим творческим трудом преобразующих жизнь. Не тлучайно, что свою поэтическую вселенную В. начал созидать с поэмы «Мастера», где речь идет не только о семи древнерусских молодцах — строителях «крамольного храма», но и о «художниках всех времен». «Ваятели» Вознесенского "Ъдновременно и «воители», ибо: «Художник первородный — /Всегда трибун./В нем дух переворота /И вечно — бунт». Позднее, когда артель мастеров в творчестве поэта стала расти, она включила в себя не только зодчих, скульпторов, живописцев, поэтов, актеров, музыкантов, но и общественно-исторических деятелей, революционеров.
Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, принадлежа к «громкой» поэзии, 'Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» (это особенно сказалось в сборнике «Ахиллесово сердце»).
Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии, вытряхивающим из человека живую душу. С такой тишиной связана и поэма о любви «Оза». Тема женственности широко представлена в поэзии: «Свадьба «Осень», «Сидишь беременная, бледная...», «Бьют женщину», «Противостояние очей», «Елена Сергеевна», «Песня Офелии», «Монолог Мерлин Монро», «Лед-69», «Авось!» и т.д., причем раскрывается она чаще всего драматически. Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и «величья бытия». Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек» а «все прогрессы — реакционны».
В ситуациях «тишины» у Вознесенского, поэта преимущественно модернистского и авангардистского мировосприятия и стиля обостряется «ностальгия по настоящему», подлинному, естественному, традиционному, тяга к мастерам традиционного национального склада, таким, как Есенин, Твардовскиий, Шукшин, Ю. Казаков, Поэтическим олицетворением Великой Отечественной войны, всего русского, стал для него автор «Книги про бойца», выразительный портрет которого он нарисовал в стихотворении «Пел Твардовский в ночь Флоренции...».
С темой Великой Отечественной войны связаны «Баллада 41-го года», позднее озаглавленная как «Баллада Керченской каменоломни», «Гойя», «Неизвестный—реквием в двух шагах с эпилогом», «Доктор Осень» и др. Поэма «Ров» посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями, эпохами. Тема -¡распада проходит через в творчество поэта, но со временем смысл существенно изменяется: если в ранний период, в я60-е гг., поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 80-е - первую половину 90-х гг. речь уже о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравст-^енных ценностей («Рапсодия распада»). Противоядием против бездуховности и варварства В. считает поэзию и Искусство («Поэтарх»), подвижническую деятельность русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.
Творчество В. по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», Р. Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции «Парабола» и «Мозаика», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин — «Поэторию», А. Николаев — ораторию «Мастера», В. Ярушин — рок-ораторию «Мастера». Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, особенно в последние годы, создает «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме (Креста (цикл «Распятие»). По замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное восприятие с а\уховным.
По книге «Русские писатели. XX век». (М„ 1998. С. 302-305).