УДК [016:002]:378.016
Т. В. Захарчук
Научная школа отраслевой библиографии -информационного управления
Рассматривается взаимосвязь науки и преподавания в рамках научной школы «Отраслевой библиографии - информационного управления». Доказана эффективность преподавания, основанного на результатах научных исследований. Показано, каким образом результаты научных исследований представителей научной школы были реализованы в современном учебном процессе.
Ключевые слова: научная школа, научное направление, документоведение, информационная аналитика, информационное обслуживание
Tatiana V. Zakharchuk
Science and technology bibliography and information management academic school
The relation of science and teaching within the framework of science and technology bibliography and information management academic school. The efficiency of the teacher, based on the results of scientific research. It is shown how the results of the research representatives of the scientific school have been implemented in co-temporal learning process.
Keywords: scientific school, scientific direction, records management, information analysis, information services
Если говорить о модной сегодня теме взаимосвязи науки и образования, то можно утверждать, что эта взаимосвязь имеет взаимонаправленный характер. Образование и наука в современных условиях не могут развиваться абсолютно самостоятельно, независимо друг от друга. Им необходим синтез, предполагающий последовательную реализацию комплекса интеграционных проектов и программ. Лучших специалистов готовят там, где обеспечивается тесная взаимосвязь учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, где существует возможность включиться в деятельность ведущих научных коллективов, принять участие в разработке крупных проектов.
Соединение преподавания и научного исследования в учебном процессе может происходить двумя основными путями:
1) преподавание на основе проведенных исследований (research-led teaching);
2) преподавание с элементами исследования (research-based teaching), т. е. вовлечение учащихся в исследовательский процесс.
В первом случае содержание преподаваемого материала наполняется исследованиями, выполняемыми преподавателями. Материал курсов становится насыщенным реальными данными; также преподаватель может реконструировать для студентов последовательность исследования и анализа данных в еще «незавершенном» виде, который редко находит отражение в публикациях. Все это делает исследовательский опыт ближе к студентам и подпитывает их интерес к проведению самостоятельных исследований. Кроме того, про-
ведение научных исследований преподавателями позволяет не только делать процесс преподавания учебной дисциплины более насыщенным, но и вводить новые авторские курсы, которые в некоторых случаях становятся общепрофессиональными.
Этот подход в полной мере реализуется в рамках научной школы информационного управления, сформировавшейся на кафедре научно-технической литературы (ныне - кафедра информационного менеджмента СПбГИК) Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской, основателем которой стала Людмила Вениаминовна Зильберминц. После ее ухода многолетним и непререкаемым лидером школы была Валентина Альфредовна Минкина.
Основные направления исследований научной школы наиболее полно представлены в ряде программных статей, опубликованных в журнале «Научно-техническая информация» к 40-летию кафедры научно-технической информации, которая стала базой для формирования и развития научной школы «Отраслевой библиографии - информационного управления». Статьи назывались однотипно, но каждая из них характеризовала развитие научного направления от основания научной школы до сегодняшнего дня1.
В случае этой научной школы (технической библиографии, отраслевой библиографии, научно-технической информации, информационного менеджмента), которая стала основой научной школы «отраслевой библиографии - информационного управления», можно наглядно продемонстрировать, как результаты научных исследований
«вплетались» в процесс преподавания, воплощаясь сначала в небольших практических и исследовательских работах студентов, а затем в полноценных учебных курсах, которые во многом и в настоящее время составляют основу учебного плана не только нашего факультета, но и библиотечных факультетов вузов страны.
Поскольку диапазон исследований научной школы слишком широк для рассмотрения в одной статье, покажем связь научных исследований и учебного процесса только на одном направлении, связанном с изучением документов и документальных потоков.
Изучение состава, структуры и закономерностей развития документальных потоков - одно из центральных направлений исследований кафедры технической литературы - научно-технической информации на всем пути ее развития.
Оно является непосредственным продолжением работ, начатых основателями научного коллектива Л. В. Зильберминц и Д. Ю. Тепловым в конце 1940-х гг.
Исследование этих проблем началось с работ по истории технической литературы и истории ее библиографирования в России. Еще в 1948 г. Л. В. Зильберминц защитила диссертационную работ «Возникновение технического журнала в России», а Д. Ю. Теплов в 1952-1954 гг. подготовил диссертацию «Научно-технические реферативные журналы и некоторые вопросы организации научной информации в СССР». Это были одни из первых подготовленных в СССР диссертационных исследований в области теории и истории научно-технической информации. При этом были осознаны и выдвинуты новые проблемы информационной (тогда еще библиографической) науки.
Прежде всего, был осознан тот факт, что информация по какой-либо теме, проблеме, направлению науки или практики всегда содержится не в отдельных публикациях, а во множестве разных по форме, структуре, характеру используемой лексики, языку, авторству и географической принадлежности документов. Это привело к введению в научный оборот базового теоретического понятия - понятия «первичного документального потока» (ДП).
Для описания процессов развития литературы и выявления особенностей ее отражения в библиографических указателях оказалось необходимым создать по возможности дробную типизацию документов, позволяющую выделять отдельные их совокупности не на основе их тематической принадлежности, а с учетом присущих тем или иным публикациям формальных признаков.
Д. Ю. Теплов разработал научно обоснованную многоаспектную типологию научно-технической литературы, учитывающую основные типообра-
зующие признаки документов (широту или узость тематики документа, его структуру и сложность языка). Наиболее полно результаты этих исследований отражены в монографии Д. Ю. Теплова «Типизация в книговедении и библиографии» (1977). Эта монография активно цитируется до настоящего времени2.
Разработка теории документального потока и выявление возможности его структурирования на основе типовидовой принадлежности отдельных документов позволили развивать два следующих направления исследований:
- изучение закономерностей развития ДП;
- сравнительной качественно-количественной оценки текущих библиографических изданий.
Исследования по изучению и оценке текущих библиографических изданий, по сути, были первыми, проведенными в рамках научной школы информационными исследованиями. Сравнение издаваемых в разных странах библиографических пособий одной отраслевой принадлежности осуществлялось через количественный анализ особенностей состава библиографируемых документальных потоков, их типовидовую, географическую принадлежность, тематическую и отраслевую принадлежность расписываемой периодики и т. д.
Результатами НИР, наряду с характеристикой качества указателей литературы и выводов о необходимости их использования в информационной работе, были статистические данные о продуктивности тех или иных стран в рамках рассматриваемой области науки; ранжированные списки наиболее значимых научных журналов; другие сведения, характеризующие когнитивные и социальные особенности развития науки и техники как в мире в целом, так и в отдельных странах (научных сообществах).
Таким образом, эти, на первый взгляд чисто библиографические исследования, приводили к получению новых научных знаний, основанных на наукометрическом анализе документального потока.
Эти исследования, проводимые Л. В. Зильберминц, Д. Ю. Тепловым и их учениками, с одной стороны, имели ярко выраженный прикладной характер, а с другой - стимулировали фундаментальные исследования документального потока.
Прежде всего, речь идет о закономерности рассеяния статей в системе периодических и продолжающихся изданий (закономерности Ципфа-Бредфорда). Впервые закономерность рассеяния была рассмотрена Д. Ю. Тепловым еще в кандидатской диссертации в 1954 г. Это первое известное нам обращение к этой фундаментальной проблеме. В то время как основные классические работы Л. С. Козачкова, Л. А. Хурсина, В. И. Горьковой относятся ко второй половине 1960-х гг.3 В работах
Т. В. Захарчук
Д. Ю. Теплова рассеяние рассматривалось как результат обмена знаниями, полученными в разных дисциплинах. Этот подход открыл возможность изучения через рассеяние публикаций междисциплинарных связей, выявления новых проблем и направлений науки и техники, возникающих на стыках дисциплин.
В выполненной в те же годы работе Г. В. Ге-дримович «Рассеяние публикаций в мировой периодике» была предложена технология изучения рассеяния, основанная на анализе тематической структуры документальных потоков, отраженных в текущих библиографических изданиях4.
На следующем этапе изучения документальных потоков была создана теория ценности первичных документов, разработаны критерии их оценки в зависимости от условий создания документов; научно-технического потенциала их авторов и организаций, в которых они создаются; бэкграунда пользователей документов; сферы и этапов научно-производственной деятельности, в процессе которой создаются документы разной типовидовой принадлежности.
Итоги исследований документальных потоков были подведены в сборнике «Документальные потоки по естествознанию и технике и проблемы библиографии» (1983), включившем работы большинства членов научной школы. Ценности первичных документов была посвящена и кандидатская диссертация О. М. Зусьмана5.
Появившаяся возможность достоверной информационной оценки документов позволила:
- осуществлять оценку профессиональной деятельности отдельных ученых, научных коллективов и организаций;
- моделировать особенности этой деятельности;
- изучать происходящие в них изменения.
Как следствие - открылась возможность когнитивных и социологических информационных исследований науки и научной деятельности.
Именно в это время появляется новое направление исследований научной школы - теория и методология информационных исследований, наиболее полно представленная в монографии О. М. Зусьмана «Библиографические исследования науки» (2000)6. В основе идеи информационных исследований лежит неаддитивность социальной информации, проявляющаяся в том, что информативность совокупности документов намного превышает информативность отдельных сообщений и не является их суммой. Именно поэтому изучение документального потока и приводит к получению нового знания.
В ходе разработки теории и методологии информационных исследований возникла необходимость углубления анализа документального
потока, связанного с созданием все новых и новых индикаторов анализа, в зависимости от целей проводимых информационных исследований7.
Под индикаторами изучаемых явлений и процессов мы понимаем элементы текстов первичных документов или библиографических записей, указывающие на состояние объекта наблюдения, его качественные или количественные характеристики. Индикаторы позволяют следить за состоянием описываемых в первичных документах объектов.
Итогом разработки теории и методологии информационных исследований стало проведение широкого спектра прикладных исследований, связанных с выявлением продуктивности деятельности отдельных ученых и научных коллективов, научных школ, деятельности научных фондов, вкладом отдельных стран, регионов и организаций в развитие отдельных отраслей науки и техники, анализом характера и интенсивности научных связей ученых разных городов и стран и т. д.
Многолетние научные исследования кафедры в области документальных потоков и информационных исследований получили свое воплощение в учебном процессе, учебно-методическое обеспечение которого было осуществлено уже учениками и научными «внуками» Д. Ю. Теплова и Л. В. Зильберминц. Результаты проведенных в рамках научной школы теоретических и прикладных исследований были положены в основу учебных курсов «Документоведение» и «Организация документальных потоков», объединенных в настоящее время в курс «Общее документоведение». В рамках курса рассматривается место и роль документа в структуре социальной коммуникации, классификация документов, типовидовая структура документального потока и основные закономерности его развития, ценностные свойства документов и т. д. Признанием достижений научной школы в исследованиях и преподавании в этом направлении стало предложение о подготовке учебника по курсу с грифом УМО, рекомендованного для всех бакалавров, обучающихся по направлению «библиотечно-информационная деятельность»8.
Параллельно с информационными исследованиями из исследований документальных потоков как самостоятельное направление исследований «выросла» информационная аналитика, направление, разрабатывавшееся Г. Ф. Гордукаловой и ее учениками9. Ими решались такие научно-исследовательские задачи, как разработка методов информационно-аналитической деятельности, информационная диагностика и моделирование объектов техники, методика подготовки аналитических обзоров, технологии управления знаниями. На основе этих исследований разрабатывались учебные курсы «Информационно-аналитические
технологии», «Информационная диагностика социальных объектов», «Информационно-аналитическая деятельность в экономике и бизнесе».
Аналогичные «цепочки» взаимодействия науки и образования мы находим и в других направлениях исследований научной школы. Так, например, из направления, связанного с изучением библиографического обеспечения отраслей науки и техники и оценкой качества библиографических пособий «выросли» современные учебные курсы «Отраслевые информационные ресурсы», «Информационные ресурсы естествознания и техники».
Изучение информационного обслуживания специалистов и формирования их информационной культуры, в рамках которых изучались информационные потребности специалистов, создание номенклатуры информационной продукции, направления формирования информационной культуры10, привело к формированию курсов «Би-блиотечно-информационное обслуживание», «Информационный менеджмент», «Информационный маркетинг».
Естественно, что каждая учебная дисциплина является синтезом не одного, а нескольких направлений научных исследований. Каждая из учебных дисциплин вобрала в себя результаты многих исследований научной школы по разным направлениям.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что научная школа «Отраслевой библиографии - информационного управления» всегда строила преподавание на результатах научных исследований. Причем, научные результаты, полученные учителями, были встроены в учебный процесс вторым поколением научной школы, а то, что сделано в науке вторым поколением уже сейчас используется в учебном процессе молодыми представителями научной школы. Но они не просто используют наработанный опыт исследований, а идут вперед, проводя исследования на переднем крае науки. Так в арсенале научной школы появились веб-архивы и методы структурирования информации при подготовке информационной продукции и организация текстов в веб-среде и т. д.
Подводя итоги, можно говорить о том, что только наиболее эффективным является образование, основанное на исследованиях, проводимых преподавателями. Только тогда, когда передаваемое знание получено в результате научной деятельности, оно становится личностным знанием, а именно такое знание передается наиболее естественно и гармонично.
Примечания
1 Минкина В. А. От информационного обеспечения к информационному управлению деятельностью организации // НТИ. Сер. 1. 2003. № 6. С. 2-3; Брежнева В. В. От библиотечно-библиографического обслуживания к информационному сервису // Там же. С. 18-23; Зусьман О. М., Захарчук Т. В. От изучения научно-технической литературы к информационным исследованиям // Там же. С. 11-17.
2 Теплов Д. Ю. Типизация в книговедении и библиографии: осн. проблемы на примере науч.-техн. лит. и ее библиогр.: монография. М.: Книга, 1977. 190 с.
3 Горькова В. И., Меллион С. П. Закономерности распределения публикаций в периодических и продолжающихся изданиях по электротехнике и энергетике // НТИ. Сер. 2. 1968. № 11. С. 3-7; Козачков Л. С., Хурсин Л. А. О моделировании количественных закономерностей распределения публикаций в периодических изданиях // Там же. 1967. № 9. С. 3-9.
4 Гедримович Г. В. Рассеяние публикаций по металлургии в мировой периодике // НТИ. Сер. 1. 1968. № 11. С. 12-17.
5 Зусьман О. М. Пути определения ценности первичных документов при библиографическом обслуживании специалистов народного хозяйства: дис. ... канд. пед. наук / ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1985. 299 л.
6 Его же. Библиографические исследования науки: дис. ... д-ра пед. наук / СПбГАК. СПб., 1998. 456 л.
7 Зусьман О. М., Захарчук Т. В. Социолого-науковед-ческие индикаторы и методы оценки характера научной деятельности и ее результатов // НТИ. Сер. 1. 2001. № 5. С. 17-19.
8 Гордукалова Г. Ф., Захарчук Т. В., Плешкевич Е. А. До-куменоведение: учеб. по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр») / под ред. Г. В. Михеевой. СПб.: Профессия, 2013. Ч. 1: Общее документоведение. 320 с.
9 Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: методы, технологии, организация. СПб.: Профессия, 2009. 512 с.; Ее же. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации. СПб.: Профессия, 2015. 544 с.
10 Теплов Д. Ю. О некоторых современных тенденциях развития теории и практики справочно-информационного обслуживания в библиотеках // Материалы к совещанию по механизации библиотечно-библиографических процессов / ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1967. С. 4-5; Гедримович Г. В. О современных методах справочно-информаци-онного обслуживания специалистов // Науч. и техн. б-ки СССР. 1974. № 3. С. 43-50; Минкина В. А. Совершенствование справочно-информационного обслуживания в НТБ предприятий и организаций // Науч. и техн. б-ки СССР. 1984. № 4. С. 10-18; Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития / СПбГУКИ. СПб., 2007. 340 с.