Научная статья на тему 'Научная школа кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения»: основные направления и результаты деятельности'

Научная школа кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения»: основные направления и результаты деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ЗАДАЧИ / УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / THE ROLE OF THE ACADEMIC SCHOOLS / RESEARCH SCHOOLS / SCIENTIFIC SCHOOLS / RESEARCH TEAM THE TASKS OF CRIMINAL LEGISLATION / CRIMINAL LEGAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разгильдиев Бяшир Тагирович, Блинов Александр Георгиевич, Насиров Немэт Интигам Оглы

В статье исследуются закономерности развития научных школ, их роль и функции в различных сферах жизнедеятельности, содержатся теоретические рекомендации по повышению эффективности их деятельности. Особое внимание уделено основным направлениям и результатам деятельности научной школы кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права СГЮА «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOL OF THE DEPARTMENT OF CRIMINAL AND CRIMINAL-EXECUTIVE LAW TASKS OF THE CRIMINAL LEGISLATION AND CRIMINAL ENFORCEMENT MECHANISM»: THE BASIC DIRECTIONS AND RESULTS OF ACTIVITIES

The article examines the patterns of development of scientific schools, their role and functions in various spheres of life. The proposed theoretical guidelines for improving the efficiency of activity of scientific schools. Special attention is paid to the main directions and results of activity of the scientific school of the Department of criminal and criminal-Executive law SHUA Tasks of the criminal legislation and criminal enforcement mechanism".

Текст научной работы на тему «Научная школа кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения»: основные направления и результаты деятельности»

Б.Т. Разгильдиев, А.Г. Блинов, Н.И. Насиров

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАФЕДРЫ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА «ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

B.T. Razgildiev, A.G. Blinov, N.I. Nasirov

SCIENTIFIC SCHOOL OF THE DEPARTMENT OF CRIMINAL AND CRIMINAL-EXECUTIVE LAW TASKS OF THE CRIMINAL LEGISLATION AND CRIMINAL ENFORCEMENT MECHANISM»: THE BASIC DIRECTIONS AND RESULTS OF ACTIVITIES

Научные школы как составная часть научно-исследовательского сообщества функционируют со времен создания образовательных учреждений. Имея основным направлением своей деятельности в первую очередь развитие науки, роль которой невозможно переоценить в социальной, экономической, государственной, национальной, конфессиональной и других сферах жизни личности, общества и государства, научная школа, с одной стороны, призвана формировать личность и профессиональные качества юриста-теоретика и юриста-практика, а с другой — совершенствовать правотворческую, правоприменительную и педагогическую практику. Сказанное требует придания большей значимости ряду сущностных и организационных вопросов работы научных школ, в частности, сути деятельности самих научных школ; оценке ее качества; порядку доступа заинтересованных структур к этой деятельности и полученным результатам; сфере возможного применения ее научных результатов; моральному и материальному стимулированию исследователей. Рассмотрим каждый из перечисленных аспектов применительно к вузам, готовящим юристов.

Представляется, что деятельность научных школ в юридических вузах может заключаться в теоретико-практической разработке актуальных проблем отрасли (отраслей) права, а для обеспечения преемственности ее работы уместно включать в нее не только кандидатов и докторов наук, но и магистрантов,

© Разгильдиев Бяшир Тагирович, 2016 2

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права £3

(Саратовская государственная юридическая академия), Заслуженный деятель науки РФ т

© Блинов Александр Георгиевич, 2016

Доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]

© Насиров Немэт Интигам оглы, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected] 73

аспирантов, докторантов. В этом плане было бы правильным обеспечивать их темами для подготовки магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по направлениям научной школы.

Научные школы и результаты их деятельности целесообразно концентрировать в едином реестре, составленном, например, специально созданной структурой в рамках вуза, Министерства образования субъекта РФ, Министерства образования и науки РФ. Данными этого реестра могут пользоваться соответствующие государственные, общественные и международные структуры в целях формирования тех или иных видов правовой политики, законодатели всех уровней при разработке соответствующих проектов, ВАК Министерства науки и образования РФ для экспертной оценки научных исследований.

Названные виды деятельности свидетельствуют о серьезных «энергетических» затратах исследователей научных школ, важности такой работы для науки, практики не только вузов, но и в целом для общества и государства, что, по нашему мнению, должно соответствующим образом оцениваться и учитываться для последующего морального и материального стимулирования их участников.

Сказанное о работе научных школ вполне применимо к научной школе «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения», функционирующей при кафедре уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии, образованной в 1995 г. доктором юридических наук, профессором Бяширом Таги-ровичем Разгильдиевым. Заявленная тема осмысливается участниками научной школы на теоретическом и правоприменительном уровнях. Решение теоретических аспектов задач уголовного законодательства и их уголовно-правовое обеспечение ориентируют судебно-следственную практику на реализацию отечественного уголовного закона в рамках уголовно-правовых принципов для достижения определенного социального результата. Это, в свою очередь, побуждает законодателя вносить соответствующие коррективы в | уголовное законодательство.

| Заявленная тема исследования научной школы относится к фундаменталь-

ным, что подтверждается следующими обстоятельствами. Она обусловлена | сущностными свойствами всей отрасли уголовного законодательства: предметом, | методом, функцией. Сказанное позволяет утверждать, что задачи УК РФ и их реализация непосредственно определяются содержанием перечисленных кате-| горий уголовного права и это, естественно, предполагает разработку указанных ё категорий. Сами по себе задачи, формируемые уголовным законодательством, § вытекают из уголовно-правовых норм, образующих составы преступлений, | представленных Особенной частью УК РФ. Санкции норм выступают одним из | элементов уголовно-правового механизма реализации задач. По существу все положения, нормы, институты, так или иначе, обусловливают содержание задач, а задачи, их реализация влияют на содержательные аспекты перечисленных выше категорий уголовного права. Представленное понимание темы исследования, ее связи с другими положениями, нормами, институтами УК РФ позволяет повысить качество уголовного закона, практику его исполнения и применения, а

Разгильдиев Б.Т.

значит, улучшить эффективность охраны личности, общества, государства, мира и безопасности человечества от преступных посягательств и предупредить их.

Руководит научной школой доктор юридических, профессор Б.Т. Разгильдиев. В ее состав входят преподаватели-исследователи: доктора юридических наук А.Г. Блинов и М.С. Рыбак, докторант кафедры И.А. Ефремова, кандидаты юридических наук А.М. Герасимов, Е.В. Евстифеева, К.О. Копшева, Н.И. Насиров, Е.В. Пономаренко, Е.В. Христофорова, а также аспиранты и магистранты.

Исследование заявленной темы осуществляется по следующим направлениям: определение предмета, метода, функций уголовного права, сущности уголовного законодательства, преступления, наказания, иных мер уголовно-правового характера, их предназначения и роли в формировании задач УК РФ; наполнение задач УК РФ социальным, нравственным и уголовно-правовым содержанием; разработка уголовно-правового механизма, обеспечивающего реализацию задач УК РФ; социального и уголовно-правового основания результативности задач УК РФ; критериев наполнения содержанием санкций норм Особенной части как необходимого условия их дифференциации и индивидуализации наказаний, при назначении наказания; формирование института освобождения от уголовного наказания как одного из социальных результатов — решения задач УК РФ; института освобождения от уголовной ответственности как одного из социальных результатов уголовно-правового воздействия; пределов уголовно-правового воздействия; определение принципов уголовного права, выявление их содержания и связи с положениями, нормами, институтами УК РФ; наполнение содержанием категории «уголовно-правовое воздействие» и установление ее роли в решении задач УК РФ; видов социальной результативности решения задач УК РФ; формирование ш уголовно-правового института, охраняющего здравоохранительные отношения; и создание (выявление) материальных оснований взаимодействия УК РФ, УИК РФ а и УПК РФ; содержания общественной опасности преступления и выявление ее о роли в формировании УК РФ; уголовно-правового механизма охраны человека, к его прав и свобод как высшей ценности, общества, государства, мира и безопас- о

с

ности человечества от преступных посягательств, их предупреждение. а

Cформулированные направления исследования актуальны сами по себе, но в

н

для школы они представляют интерес главным образом как органическая часть но задач уголовного законодательства и механизма их реализации. Исходя из этого, ю

определяется результативность исследовательской деятельности школы. Науч- |

ные результаты коллектива сводятся к следующему: к

сформулировано понимание предмета, метода, функций, сущности уголовного а

законодательства, преступления, наказания, иных мер уголовно-правового ха- |

рактера; наполнены содержанием задачи уголовного права, их виды, показана ии

их органическая связь с предметом, методом, функциями, природой и предна- №

значением преступления, наказания, иных мер уголовно-правового характера; (1

понятие категории уголовно-правового воздействия, наполнены содержанием )

элементы его образующие; 016

разработаны: уголовно-правовой механизм решения каждой из задач, дана уголовно-правовая характеристика элементов механизма; понятие нравственности и ее проявления в уголовном праве; основания для охраны правовых благ от преступных посягательств и основания прекращения охраны; концепция уголовно-правовой охраны прав пациента; предложен правовой механизм по

организации и применению методов и форм воспитательного воздействия на 75

осужденных в условиях пенитенциарных учреждении; модель, раскрывающая уровень и объем общественной опасности преступления; сформированы и дифференцированы социальные результаты реализации уголовно-правового механизма; социальное и уголовно-правовое основание для освобождения от уголовной ответственности и наказания (полного или частичного); определена социальная и уголовно-правовая основа наполнения санкций норм УК РФ содержанием, позволяющим дифференцировать и индивидуализировать наказание при его назначении; представлена социальная и уголовно-правовая связь между уголовно-правовым воздействием и решением задач УК РФ; понимание высшей ценности человека, его прав и свобод; установлены пределы уголовно-правового воздействия; отработаны научные параметры решения задач по охране прав и свобод пациента от преступных посягательств и их предупреждение;

Результаты научных изысканий членов научной школы только за последние 3 года представлялись на уровне федеральной государственной власти, в частности, на парламентских слушаниях Совета Федерации Федерального Собрания России по темам: «Совершенствование законодательства в сфере уголовно-правовой политики» (Б.Т. Разгильдиев - г. Москва, 2013 г.), «Актуальные вопросы совершенствования уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства» (Б.Т. Разгильдиев, М.С. Рыбак - г. Москва, 2014 г.), на XI Национальном антинаркотическом съезде организаций, осуществляющих комплексную профилактику наркологических заболеваний (Б.Т. Разгильдиев - модератор дискуссионной секции № 1 съезда, г. Москва, 2015 г.); докладывались на научно-практических, международных конференциях в России и за рубежом, публиковались в монографиях, научных трудах, научных сборниках, в т.ч. зарубежных (И.А. Ефремова, Б.Т. Разгильдиев), неоднократно отмечались Советом по грантам Президента РФ, объявленным для поддержки молодых российских ученых; Российским фондом фундаментальных исследований; Российским гуманитарным научным фондом. Кроме того, исследователи научной школы по заданию Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральных целевых, ведомственных программ, активно разрабатывают фундаментальные научные проблемы (А.Г. Блинов, Е.В. Евстифеева). Отдельные теоретические положения, разработанные научной школы, нашли отражения в УК РФ и УИК РФ.

В задачи научной школы входит также взаимодействие с правоприменительными органами посредством подготовки заключений на проекты нормативных правовых актов и официальные документы, издаваемые и принимаемые органами государственной власти и их должностными лицами (Государственная Дума РФ, Прокуратура РФ, МВД РФ, Следственный Комитет РФ, суды и т.д.); оказания содействия ФСИН России и УФСИН России по Саратовской области в проведении мониторинга правоприменения в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества.

Сказанное позволяет предположить, что деятельность научной школы по исследованию заявленной темы, в т.ч. по обозначенным направлениям, придаст теории уголовного права, законодательной и судебной практике большую положительную динамику, что, в свою очередь, повысит эффективность реализации задач УК РФ в сфере охраны личности, общества, государства, мира и безопасности человечества от преступных посягательств и их предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.