Б.Т. Разгильдиев, А.Г. Блинов, Н.И. Насиров
НАУЧНАЯ ШКОЛА КАФЕДРЫ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА «ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
B.T. Razgildiev, A.G. Blinov, N.I. Nasirov
SCIENTIFIC SCHOOL OF THE DEPARTMENT OF CRIMINAL AND CRIMINAL-EXECUTIVE LAW TASKS OF THE CRIMINAL LEGISLATION AND CRIMINAL ENFORCEMENT MECHANISM»: THE BASIC DIRECTIONS AND RESULTS OF ACTIVITIES
Научные школы как составная часть научно-исследовательского сообщества функционируют со времен создания образовательных учреждений. Имея основным направлением своей деятельности в первую очередь развитие науки, роль которой невозможно переоценить в социальной, экономической, государственной, национальной, конфессиональной и других сферах жизни личности, общества и государства, научная школа, с одной стороны, призвана формировать личность и профессиональные качества юриста-теоретика и юриста-практика, а с другой — совершенствовать правотворческую, правоприменительную и педагогическую практику. Сказанное требует придания большей значимости ряду сущностных и организационных вопросов работы научных школ, в частности, сути деятельности самих научных школ; оценке ее качества; порядку доступа заинтересованных структур к этой деятельности и полученным результатам; сфере возможного применения ее научных результатов; моральному и материальному стимулированию исследователей. Рассмотрим каждый из перечисленных аспектов применительно к вузам, готовящим юристов.
Представляется, что деятельность научных школ в юридических вузах может заключаться в теоретико-практической разработке актуальных проблем отрасли (отраслей) права, а для обеспечения преемственности ее работы уместно включать в нее не только кандидатов и докторов наук, но и магистрантов,
© Разгильдиев Бяшир Тагирович, 2016 2
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права £3
(Саратовская государственная юридическая академия), Заслуженный деятель науки РФ т
© Блинов Александр Георгиевич, 2016
Доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]
© Насиров Немэт Интигам оглы, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected] 73
аспирантов, докторантов. В этом плане было бы правильным обеспечивать их темами для подготовки магистерских, кандидатских и докторских диссертаций по направлениям научной школы.
Научные школы и результаты их деятельности целесообразно концентрировать в едином реестре, составленном, например, специально созданной структурой в рамках вуза, Министерства образования субъекта РФ, Министерства образования и науки РФ. Данными этого реестра могут пользоваться соответствующие государственные, общественные и международные структуры в целях формирования тех или иных видов правовой политики, законодатели всех уровней при разработке соответствующих проектов, ВАК Министерства науки и образования РФ для экспертной оценки научных исследований.
Названные виды деятельности свидетельствуют о серьезных «энергетических» затратах исследователей научных школ, важности такой работы для науки, практики не только вузов, но и в целом для общества и государства, что, по нашему мнению, должно соответствующим образом оцениваться и учитываться для последующего морального и материального стимулирования их участников.
Сказанное о работе научных школ вполне применимо к научной школе «Задачи уголовного законодательства и уголовно-правовой механизм их обеспечения», функционирующей при кафедре уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии, образованной в 1995 г. доктором юридических наук, профессором Бяширом Таги-ровичем Разгильдиевым. Заявленная тема осмысливается участниками научной школы на теоретическом и правоприменительном уровнях. Решение теоретических аспектов задач уголовного законодательства и их уголовно-правовое обеспечение ориентируют судебно-следственную практику на реализацию отечественного уголовного закона в рамках уголовно-правовых принципов для достижения определенного социального результата. Это, в свою очередь, побуждает законодателя вносить соответствующие коррективы в | уголовное законодательство.
| Заявленная тема исследования научной школы относится к фундаменталь-
ным, что подтверждается следующими обстоятельствами. Она обусловлена | сущностными свойствами всей отрасли уголовного законодательства: предметом, | методом, функцией. Сказанное позволяет утверждать, что задачи УК РФ и их реализация непосредственно определяются содержанием перечисленных кате-| горий уголовного права и это, естественно, предполагает разработку указанных ё категорий. Сами по себе задачи, формируемые уголовным законодательством, § вытекают из уголовно-правовых норм, образующих составы преступлений, | представленных Особенной частью УК РФ. Санкции норм выступают одним из | элементов уголовно-правового механизма реализации задач. По существу все положения, нормы, институты, так или иначе, обусловливают содержание задач, а задачи, их реализация влияют на содержательные аспекты перечисленных выше категорий уголовного права. Представленное понимание темы исследования, ее связи с другими положениями, нормами, институтами УК РФ позволяет повысить качество уголовного закона, практику его исполнения и применения, а
Разгильдиев Б.Т.
значит, улучшить эффективность охраны личности, общества, государства, мира и безопасности человечества от преступных посягательств и предупредить их.
Руководит научной школой доктор юридических, профессор Б.Т. Разгильдиев. В ее состав входят преподаватели-исследователи: доктора юридических наук А.Г. Блинов и М.С. Рыбак, докторант кафедры И.А. Ефремова, кандидаты юридических наук А.М. Герасимов, Е.В. Евстифеева, К.О. Копшева, Н.И. Насиров, Е.В. Пономаренко, Е.В. Христофорова, а также аспиранты и магистранты.
Исследование заявленной темы осуществляется по следующим направлениям: определение предмета, метода, функций уголовного права, сущности уголовного законодательства, преступления, наказания, иных мер уголовно-правового характера, их предназначения и роли в формировании задач УК РФ; наполнение задач УК РФ социальным, нравственным и уголовно-правовым содержанием; разработка уголовно-правового механизма, обеспечивающего реализацию задач УК РФ; социального и уголовно-правового основания результативности задач УК РФ; критериев наполнения содержанием санкций норм Особенной части как необходимого условия их дифференциации и индивидуализации наказаний, при назначении наказания; формирование института освобождения от уголовного наказания как одного из социальных результатов — решения задач УК РФ; института освобождения от уголовной ответственности как одного из социальных результатов уголовно-правового воздействия; пределов уголовно-правового воздействия; определение принципов уголовного права, выявление их содержания и связи с положениями, нормами, институтами УК РФ; наполнение содержанием категории «уголовно-правовое воздействие» и установление ее роли в решении задач УК РФ; видов социальной результативности решения задач УК РФ; формирование ш уголовно-правового института, охраняющего здравоохранительные отношения; и создание (выявление) материальных оснований взаимодействия УК РФ, УИК РФ а и УПК РФ; содержания общественной опасности преступления и выявление ее о роли в формировании УК РФ; уголовно-правового механизма охраны человека, к его прав и свобод как высшей ценности, общества, государства, мира и безопас- о
с
ности человечества от преступных посягательств, их предупреждение. а
Cформулированные направления исследования актуальны сами по себе, но в
н
для школы они представляют интерес главным образом как органическая часть но задач уголовного законодательства и механизма их реализации. Исходя из этого, ю
"О
определяется результативность исследовательской деятельности школы. Науч- |
ные результаты коллектива сводятся к следующему: к
сформулировано понимание предмета, метода, функций, сущности уголовного а
законодательства, преступления, наказания, иных мер уголовно-правового ха- |
рактера; наполнены содержанием задачи уголовного права, их виды, показана ии
их органическая связь с предметом, методом, функциями, природой и предна- №
значением преступления, наказания, иных мер уголовно-правового характера; (1
понятие категории уголовно-правового воздействия, наполнены содержанием )
элементы его образующие; 016
разработаны: уголовно-правовой механизм решения каждой из задач, дана уголовно-правовая характеристика элементов механизма; понятие нравственности и ее проявления в уголовном праве; основания для охраны правовых благ от преступных посягательств и основания прекращения охраны; концепция уголовно-правовой охраны прав пациента; предложен правовой механизм по
организации и применению методов и форм воспитательного воздействия на 75
осужденных в условиях пенитенциарных учреждении; модель, раскрывающая уровень и объем общественной опасности преступления; сформированы и дифференцированы социальные результаты реализации уголовно-правового механизма; социальное и уголовно-правовое основание для освобождения от уголовной ответственности и наказания (полного или частичного); определена социальная и уголовно-правовая основа наполнения санкций норм УК РФ содержанием, позволяющим дифференцировать и индивидуализировать наказание при его назначении; представлена социальная и уголовно-правовая связь между уголовно-правовым воздействием и решением задач УК РФ; понимание высшей ценности человека, его прав и свобод; установлены пределы уголовно-правового воздействия; отработаны научные параметры решения задач по охране прав и свобод пациента от преступных посягательств и их предупреждение;
Результаты научных изысканий членов научной школы только за последние 3 года представлялись на уровне федеральной государственной власти, в частности, на парламентских слушаниях Совета Федерации Федерального Собрания России по темам: «Совершенствование законодательства в сфере уголовно-правовой политики» (Б.Т. Разгильдиев - г. Москва, 2013 г.), «Актуальные вопросы совершенствования уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства» (Б.Т. Разгильдиев, М.С. Рыбак - г. Москва, 2014 г.), на XI Национальном антинаркотическом съезде организаций, осуществляющих комплексную профилактику наркологических заболеваний (Б.Т. Разгильдиев - модератор дискуссионной секции № 1 съезда, г. Москва, 2015 г.); докладывались на научно-практических, международных конференциях в России и за рубежом, публиковались в монографиях, научных трудах, научных сборниках, в т.ч. зарубежных (И.А. Ефремова, Б.Т. Разгильдиев), неоднократно отмечались Советом по грантам Президента РФ, объявленным для поддержки молодых российских ученых; Российским фондом фундаментальных исследований; Российским гуманитарным научным фондом. Кроме того, исследователи научной школы по заданию Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральных целевых, ведомственных программ, активно разрабатывают фундаментальные научные проблемы (А.Г. Блинов, Е.В. Евстифеева). Отдельные теоретические положения, разработанные научной школы, нашли отражения в УК РФ и УИК РФ.
В задачи научной школы входит также взаимодействие с правоприменительными органами посредством подготовки заключений на проекты нормативных правовых актов и официальные документы, издаваемые и принимаемые органами государственной власти и их должностными лицами (Государственная Дума РФ, Прокуратура РФ, МВД РФ, Следственный Комитет РФ, суды и т.д.); оказания содействия ФСИН России и УФСИН России по Саратовской области в проведении мониторинга правоприменения в сфере исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества.
Сказанное позволяет предположить, что деятельность научной школы по исследованию заявленной темы, в т.ч. по обозначенным направлениям, придаст теории уголовного права, законодательной и судебной практике большую положительную динамику, что, в свою очередь, повысит эффективность реализации задач УК РФ в сфере охраны личности, общества, государства, мира и безопасности человечества от преступных посягательств и их предупреждения.