Научная статья на тему 'Научная монография: созидание и сотворчество (рефлексия редактора на взаимодействие автора, издателя, читателя)'

Научная монография: созидание и сотворчество (рефлексия редактора на взаимодействие автора, издателя, читателя) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная монография: созидание и сотворчество (рефлексия редактора на взаимодействие автора, издателя, читателя)»

Теория и исследования

Диалог: автор научной монографии и его редактор

Валерия Мухина

Великое идеополе общественного сознания - предтеча научного поиска решения значимых проблем

НАУЧНАЯ МОНОГРАФИЯ: СОЗИДАНИЕ И ПУТЬ К АКМЕ

(Рефлексия ученого на работу над научной монографией)

Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения.

М. М. Бахтин

Научная монография - научный труд ученого, посвященный изучению какой-либо значимой проблемы, она требует жажды познания и жажды честного изложения познанного. Монография требует специального подхода к ее созиданию ученым, особого понимания ее воплощения редактором и издателем. Монография требует целенаправленного поиска включенных в нее идей читателем, ориентированным на научно-исследовательскую деятельность.

Нельзя не увидеть стоящую за понятием «научный труд» выраженную триаду: автор - редактор-издатель - монография.

Автор в момент работы над монографией находится во главе угла названной триады. Автор - предвосхити-тель и творец научного труда. Автор - безусловный посредник между идеями Великого идеополя общественного сознания и своими выношенными, продуманными и прочувствованными идеями, которые он формулирует и продвигает к акме - интеллектуально и духовно высшему уровню своего потенциала*. Здесь важен путь к

Акме - греч. вершина, высшая степень. В качестве понятия акме использовалось уже Ксенофонтом и Платоном Афинскими.

Ипостаси сущности автора

Новые впечатления требуют новых усилий в познании

акме, стремление к вершине своих возможностей. Когда мы говорим об акмеологии научного творчества, мы говорим о пути к акме в большей мере, чем о достижении вершины. За идеей достижения уже стоит идея окончания движения.

Автор постепенно вживается в свою работу над монографией, идентифицируясь со своими идеями и превращая свой труд в образ жизни.

Автор может быть представлен в трех ипостасях своей профессиональной сущности. Сформировавшийся ученый в качестве автора монографии всегда: 1 - личность, субъект созидания научного труда, ответственный за формирование сферы своего субъективного познания, свободный от стереотипов сложившихся в науке представлений и устоявшегося тезауруса; 2 - личность, стремящаяся к вершинам акме в своих устремлениях к истине; 3 - личность, принявшая за аксиому, что существуют выраженные триадные зависимости. На первом этапе автор стоит во главе угла в триаде автор - редактор-издатель - монография. Завершающий этап определяют зависимости монография - читатель - автор.

Триадные отношения - типичная форма связей, обуславливающих созидание и путь к акме. Эти отношения существенны для ученых, писателей, художников, режиссеров, актеров, композиторов, исполнителей и т.д. - для всех творческих профессий, для всех видов творчества. Сущностная модель триадных отношений в связи с потребностью в продукте творческой деятельности: творец - предмет творчества - потребитель-сотворец творческого продукта. Потребитель-сотво-рец: читатель, зритель, слушатель и др.

Постепенно творец отчуждается от своего творения.

Постепенно ученый отчуждается от своей включенности в созидаемую им монографию.

Ученый на время сбрасывает обороты активного проникновения в глубины познания, наполняет свой внутренний мир новыми впечатлениями, перевоплощает и трансформирует их и начинает выстраивать новые идеи и образы. Новые идеи он сообразует со своим новым опытом, новыми знаниями и новыми побуждениями к осмыслению иных проблем. Это не значит, однако, что автор отчуждается от прежних идей, если он находит их верными.

Идея создания научной монографии возникает у ученого исподволь, подобно прилогам: ей предшествует длительный, порой мучительный поиск проблемного поля, требующего объективного освещения; по достижении неких результатов долговременного поиска ответов возникает потребность поделиться результатами

Научная монография -особый вид изданий опосредующий знания читателя и сферы Великого идеополя общественного сознания

многотрудной исследовательской деятельности с научным сообществом, с духовной элитой своего времени.

Единожды завладев умом ученого, идея создания научного труда начинает прорастать и оформляться в концепцию, вынашивается и вызревает на уровнях структуры и содержания составляющих произведения. Эти уровни достигаются не последовательно, а постепенно, соотносясь друг с другом, прорастая обратимостью и выкристаллизовываясь в логические структуры и глубинные образно-знаковые тексты, нацеленные на ясное выражение содержания значимых идей. Путь к научной монографии-рукописи порой долог и мучителен.

Зарождение проблем исследования происходит благодаря вхождению в Великое идеополе, которое содержит не только сгущенные идеи, выверенные временем эталонные образы и нравственные ориентиры, но и разнообразные синкретические элементы образов, идей, домыслов, предчувствий и пр. человечества, рожденных в пространстве и времени истории [1]. Сгущенные идеи Великого идеополя общественного сознания обладают си-нергетическим эффектом*, они, самоорганизуясь в упорядоченные и мозаичные структуры, трансформируются и получают свое дальнейшее развитие в творчестве отдельного ученого, концептуально воплощаясь в книге.

Научная монография занимает особое место среди многообразного назначения и классификаций изданий.

Научная монография - уникальный результат трудоемкой, одухотворенной интеллектуально-творческой деятельности ученого. Монография является показателем уровня ориентированности автора на профессиональные достижения, свидетельствует об его интеллектуальном потенциале, подготовленности к синергети-ческому эффекту, сформированности ценностных приоритетов. Научная монография - особый вид издания, опосредствующий знания читателя, сферы Великого идеополя общественного сознания и новые идеи автора.

Научная монография - издание, имеющее свой особый читательский адрес: это представители научного сообщества, включенные в научно-исследовательскую деятельность (ученые, преподаватели, студенты, аспиранты, специалисты-практики); это интеллектуальная и духовная элита современников. Среди читателей можно выделить особую перспективную группу, обнаруживающую глубокую погруженность в сферу иссле-

*Синергетический эффект - эффект междисциплинарных связей, образующих новый уровень знаний и дающих возможность развития познания и развития среды для новых идей.

Читатели серьезных монографий могут быть причислены к научной элите

Ориентиры созидательной деятельности ученого и его учителя

дования и стремящихся достичь высокого уровня профессионального развития - уровня акме [2]. Научная монография для ее созидателя и ее читателя - условие духовного расцвета. Идеи, содержащиеся во многих монографиях, задействованных и воплощенных в отраслях знаний, заинтересованных в человеке как носителе духовного начала, побуждают каждого, вникающего в их глубинную суть, побуждают продвигаться к вершинам познания. Как писал еще Платон, у стремящегося к акме «зрение рассудка становится острым» [3].

Научная монография - это издание, имеющее свою структурную, содержательную и жанровую специфику, свои идеи и сверхидеи. Научная монография должна представлять собой качественное издание, обогащающее познавательную и интеллектуальную сферу читателя, дающее ему возможность вести полноценный диалог с автором как в поле текста самой монографии, так и в поле справочно-библиографического аппарата. Научная монография должна содействовать развитию интеллектуального потенциала своего читателя, подводить его к уровню аттракции множества идей и прояснению собственного знания до гипотез и моделей в научном проблемном поле.

Читатели серьезных научных монографий могут быть, безусловно, причислены к научной элите, зрение рассудка которой становится острым.

В деятельность по созданию научной монографии, по совершенствованию ее структурно-содержательных составляющих, по постижению идей и сверхидей произведения ученый обычно включен личностно.

Творческая деятельность по созданию научной монографии требует от ученого следования значимым для него самого, для профессионалов, для человечества ценностным ориентирам. В научной монографии должны быть представлены: принципиально новые для научного сообщества и заинтересованного читателя концептуальные положения, идеи и теоретические обобщения; идеи и теоретические положения должны соответствовать насущным ожиданиям научного и мирового сообщества. Ученый, работая над созданием монографии, стремится: соединить свои идеи с историческими предтечами; показать обратимость связей своих идей и гипотез со сферой Великого поля общественного сознания; построить структурно и рационально логику своей монографии таким образом, чтобы профессиональный читатель прочувствовал и открыл для себя сверхидею, заложенную в плоть всего текста; организовать информационно-содержательный массив монографии в визу-

Научная

монография

напрямую

не предназначена

просто читающему

человеку

ально-логическую структуру, включающую традиционно закрепленные в книжной культуре составляющие аппарата издания (библиографический список; указатели: именной, предметный, тематический).

Уникальность монографии, безусловно, обусловлена: личностью ученого, создающего свой научный труд в отрасли, в рамках которой он осуществляет свою деятельность; уровнем владения ученым специальной письменной речью - языком научной литературы; принципиальной новизной формируемых и развиваемых идей, подготавливающих сознание к синергетическому эффекту как самого автора, так и его читателей.

Уникальность научной монографии состоит в том, что она напрямую не предназначена любому читающему человеку; она и не предназначена всем представителям научного сообщества, работающим в сфере конкретной отрасли науки. Научная монография выступает как субъект нового научного поля с новыми идеями и сверхидеями, доступными для понимания и творческого осмысления специалистами в соответствующей области знаний и не доступными в неадаптированном виде подавляющему большинству научного сообщества.

В отношении доступности сложной для непосредственного восприятия научной и философской классики, входящей в Великое идеополе общественного сознания, а также в отношении новых научных монографий следует указать на типичные реакции на их содержание многих и многих представителей научного сообщества: невозможность сходу вникнуть в суть идей монографии, недопонимание самого научного текста, недостаточная способность к рефлекции на содержание текста и особенность собственного понимания идей монографии и т.д. Такие реакции могут быть названы познавательной, интеллектуальной и лингвистической маргинальностью*. При этом наблюдается слабая рефлексия на свои возможности в научной деятельности. Эту рефлексию вслед за И. Кантом можно определять как трансцендентальную рефлексию. И. Кант называл содержание мыслительных процессов человека, направленных на самого, себя «трансцендентальной рефлексией», имея в виду прежде всего познавательные способности и осознание их протекания [4].

Для углубленного постижения содержания научной монографии - логики ее построения, глубинной сущности ее идей, - у читателя должна быть базовая подготовка к ориентации в отрасли знаний, к которой можно от-

В психологию личности я ввожу расширительное значение понятия маргинальность, вынося его за пределы значений не сформированных социальных идентичностей.

Состояние

интеллектуальной

маргинальности

может быть

свойственно

каждому

Автор научной монографии -миссионер в науке

Знания, умения, навыки ученого

нести конкретную научную монографию. Читатель должен быть достаточно подготовленным к пониманию обсуждаемых проблем, к пониманию научного тезауруса и сензитивен к стилю изложения автора монографии. Читатель должен обладать высоким уровнем знания языка, на котором он хочет постичь идеи монографии.

Указание на маргинальные реакции потенциального читателя научной монографии не означает уничижения читающего образованного специалиста, а лишь указывает на особенности нашего восприятия новых или непростых известных уже текстов. Сам автор монографии, погружаясь в тексты и идеи своих предшественников, безусловно в той или иной мере может испытывать состояния познавательной, интеллектуальной и лингвистической маргинальности, которую в долготерпеливом труде постепенно или инсайтно преодолевает.

Авторская деятельность ученого - специфическая сфера научного творчества, требующая качественного, созидательного, профессионального и личностного подхода, требующая трудолюбия и научной скромности. Авторская работа ученого: раскрывает его творческий потенциал, личностные особенности; продвигает его к уровню острого зрения рассудка; ставит его в собственной самооценке в ряд многих равных, добросовестных исследователей, которые трудятся ради истины, понимая при этом, что само по себе стремление к познанию еще не обеспечивает безусловное открытие объективной истины.

Автор научной монографии тогда успешен в своем труде, когда он сензитивен к историческому времени и социокультурному контексту периода, в который создается произведение. Стремление автора к подлинному поиску истины должно характеризовать его не только как профессионала, но и как нравственную личность, нацеленную на чистое познание. Стремление к истине -нравственная основа познания. Автор-созидатель научной монографии выступает как личность, ориентированная на духовное развитие и достижение уровня акме в профессиональной деятельности [5].

В процессе работы над произведением ученый актуализирует сформированные в среде научного сообщества знания (научная методология исследования; общенаучные знания; профессиональные знания; знания актуальных для времени проблем, разрабатываемых в пределах данной системы наук; знание современных методов исследования; широкая эрудиция и др.), умения (творческая работа; постановка задачи; выдвижение гипотезы; обобщение на основе некоторого числа признаков; выделение главного, существенного в любом проб-

Ориентиры в деятельности издателя

Идентификация-отчуждение как механизмы творческого взаимодействия автора и издателя

лемном поле; критическая оценка результатов исследований; системное, комплексное мышление; самостоятельное, нестандартное мышление; четкое, логичное и доказательное формулирование своих мыслей, выводов, предложений; умение работать в коллективе и с коллективом - социальная коммуникабельность; относительно быстрое осваивание новых направлений исследований и др.) и навыки (работа с библиографией, литературное оформление и подготовка к печати; организация научного труда и др.).

Одно из важнейших качеств ученого - ответственность, тесно связанная с уровнем его духовно-этического развития, с уровнем его ориентированности на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности. Ответственность, моральный контекст научного исследования связаны со следующими аспектами: с мотивацией прихода в науку; выбором области исследования и темы научной работы; выбором адекватных методов исследования и толерантных, нравственных способов взаимодействия с испытуемыми. При этом важным является ценностный подход к познанию.

Воплощение результатов труда автора в книгу как объекта материальной и духовной культуры осуществляется через посредничество издателя и редактора. Издатель и редактор стремятся: прозреть замысел автора, постичь идеи и сверхидеи его произведения посредством актуализации своего интеллектуального, духовного, личностного потенциала, а также благодаря сензитивности к идеям Великого идеополя общественного сознания; найти адекватный способ структурно-содержательного, методологического, знакового, художественного и полиграфического воплощения произведения, ориентированного на читательский адрес.

В процессе работы над научной монографией между автором и редактором, редактором и издателем (главный редактор, специалисты по техническому и художественному оформлению издания и др.), автором и издателем возникают диалоги, дискуссии, нацеленные на поиск оптимального способа представления произведения.

Данный процесс сопровождается периодами идентификации автора и редактора, достигающих высокого уровня сотворческой работы над текстом: в сплоченной социокультурной группе ее члены эмоционально идентифицированы, в сфере ценностных ориентаций наблюдается единство; совместная деятельность соединяет членов группы в чистой радости общения и в радости совместной деятельности. Периоды идентификации могут сменяться периодами отчуждения автора и редакто-

Уровень акме -результат высокопродуктивного личностного роста ученого

ра (автора и издателя), что может объясняться несовпадением видения концептуального, образно-художественного, адресного и просто физической и психической усталостью от многих этапов работы над монографией.

Идентификация и отчуждение в диалоге заинтересованных профессионалов - сущностные для продуктивной творческой деятельности механизмы, способствующие созданию качественной научной монографии. Идентификация-отчуждение действуют как исключительная способность человека проникать в суть явления, в сущностные особенности другого человека - себе подобного и не подобного себе. Только отождествившись с другим и выйдя за его пределы посредством обособления от него, мы становимся способными к действительному познанию и проникновению в некоторую сущность этого другого [6].

Деятельность по созданию научной монографии многомерна, требует от каждого участника (автора, редактора, издателя) личностной позиции, ориентации на профессиональные ценности и высокий уровень профессионального развития. Интеграция деятельности профессионалов разных областей на уровне акме [7] создает основу для высокопродуктивного личностного взаимодействия ученого и редактора.

Ученый в определенных жизненных обстоятельствах принимает науку как смысл жизни, как самоцель, как тотальность самой жизни, как для-себя-бы-тие. Ученый подчас, работая над своей монографией, проживает полифонию идей, образов и мыслей как путь к собственному интеллектуальному, духовному и личностному акме.

Научная монография - результат особого труда ученого. Помимо содержания самой текущей жизни, помимо значений и смыслов, которые человек придает своему жизненному пути и намерениям к личностному росту, помимо возникающих интегративных связей жизненных целей, помимо достижений в профессиональной деятельности, включенный в интенсивный труд над научной монографией ученый переживает ощущения высоких достижений в разрабатываемой им сфере науки, переживает праздник возрождения смыслов.

Компетентность, вхождение Великое идеополе обеспечивают условия развития интеллектуального потенциала и подготавливают синергетический эффект.

Ученый может реально достичь синергетического эффекта, если все его психические, интеллектуальные и духовные способности сосредоточены на разрабатываемых им проблемах, если он стремится к акме.

1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С. 39.

2. Мухина В.С., Хвостов АА. Акмеология научного творчества: Инновационная образовательная программа МПГУ (для аспирантов). - М.: МПГУ, 2008.

3. Платон. Пир/Пер. с древнегреч.: Собр. соч.: В 4 т. - М., 1993. - Т. 2 - С. 129.

4. Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3 - М., 1964. - С. 314.

5. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С. 445.

6. Там же. - С. 451.

7. Мухина В.С., Хвостов А.А. Акмеология научного творчества: инновационная программа МПГУ (для аспирантов). - М.: МПГУ, 2008. - 11 с. (На правах рукописи).

Светлана Сапожникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.