Научная статья на тему 'Научная конференция «Высшее образование для XXI века»'

Научная конференция «Высшее образование для XXI века» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная конференция «Высшее образование для XXI века»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

век характери-

Л. \*Л. У.Л.зуют различно:

«век скоростей», «век информации». Однако в не меньшей степени его можно квалифицировать как «век образования». Образование здесь рассматривается как ресурс гражданской, нравственной, познавательной направленности. Это исходит из основной задачи образования — формирование ответственной личности, готовой к деятельности в социуме. Другими словами, добиться соответствия человека качеству решаемых обществом задач. Значительное место в этой работе отводится высшему образованию, так как оно нацелено на профессию, основанную на фундаментальных знаниях, часть которых дается в школе, а остальная, основная часть, — в вузе. Эта фундаментальность, причем системная, обеспечивает завершение общего образования в части компетенций общего характера. Таким образом, высшее образование — это не только профессия, но и общее развитие человека.

Обсуждению актуальных проблем развития высшего образования в России была посвящена научная конференция «Высшее образование для XXI века», которая состоялась 22-24 апреля 2004 г. в Московском гуманитарном университете. В ее подготовке и проведении объединили свои усилия государственные и негосударственные организации. В число организаторов вошли: Российский союз ректоров, Департамент образования

города Москвы, Московский гуманитарный университет, ведущие институты Российской академии наук в области гуманитарного знания (Институт философии, Институт социологии, Институт психологии, Институт человека), ГосНИИ семьи и воспитания Российской академии образования, Национальный союз негосударственных вузов, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области, а также Международная академия наук. Конференция поддержана Российским гуманитарным научным фондом.

Ректор Московского гуманитарного университета профессор И. М. Ильинский во вступительном слове сообщил, что в адрес конференции поступили приветствия Министра образования и науки РФ А. А. Фурсен-ко, руководителя Федерального агентства по образованию Г. А. Балыхина, Президента Российской академии наук Ю. С. Осипова, Президента Международной академии наук А. Коффлера, ректора МГУ им. Ломоносова академика РАН В. А. Садовничего.

Доклады и выступления на 3 пленарных и 8 секционных заседаниях, 2 «круглых столах» были посвящены проблемам качества высшего образования в России, восстановлению связей науки и образования, экономическим вопросам образования — государственного и негосударственного, проблемам культурной основы образования. О новых тенденциях в управлении высшим образова-

Научная конференция «Высшее образование для XXI века

нием говорил первый заместитель министра образования РФ, председатель ликвидационной комиссии А. Ф. Киселев. С докладами на пленарных заседаниях 22-23 апреля выступили первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ О. Н. Смолин, вице-президент Российской академии наук, академик РАН В. В. Козлов, генеральный секретарь Российского союза ректоров В. А. Семин, директор Института человека РАН, член-корреспондент РАН Б. Г. Юдин, главный научный сотрудник Института философии РАН В. М. Межуев, директор Исследовательского центра МосГУ А. А. Зиновьев, главный редактор журнала «Alma mater» О. В. Дол-женко, главный редактор журнала «Социологические исследования», заведующий кафедрой теоретической социологии РГГУ, член-корреспондент РАН Ж. Т. Тощенко, ректор Национального института бизнеса С. И. Плаксий, директор Института психологии РАН А. Л. Журавлев, академик-секретарь Российской академии медицинских наук, директор Института нормальной физиологии РАМН, академик РАМН К. В. Судаков, заместитель Советника Атташе по академическому сотрудничеству Департамента по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в РФ г-н М. Зигон, летчик-космонавт СССР, Герой СССР А. А. Серебров, ректор Современной гуманитарной академии, лауреат премии Правительства РФ в области образовании М. П. Карпенко. С большим докладом «Негосударственные вузы России:

кризис идентичности и пути его преодоления» выступил ректор Московского гуманитарного университета, президент Национального союза негосударственных вузов и Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области И. М. Ильинский.

Многоаспектность проблем высшего образования рассматривалась 23 апреля на заседаниях секций «Социология высшего образования», «Экономика высшего образования», «Психологические проблемы высшего образования», «Высшее образование и развитие человека», «Философия высшего образования», «Педагогика и образование», «Высшее образование и мировая культура», «Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы развития» и на «круглых столах» «Реформа высшего образования в России и социальные вызовы XXI века», «Образование и культура в контексте глобализации». Было заслушано более 80 докладов и сообщений. 24 апреля в рамках конференции прошло секционное заседание аспирантов. Во время конференции была установлена связь по Интернету с 8 университетами Франции и открыта интернет-конференция по вопросам высшего образования.

В работе конференции приняли участие более 250 человек, в том числе представители 15 периодических научных изданий и средств массовой информации, ученые из Польши, Казахстана, Белоруссии.

Е. Ю. Живица, А. Н. Мацуев

НОВЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ МОСГУ

Русский интеллектуальный клуб: Стенограммы заседаний и другие материалы. Кн. 4. /Под науч. ред. И. М. Ильинского. — М.: Социум, 2004. — 280 с.

Междисциплинарные проблемы психологии телесности: Материалы науч.-практич. конференции. Москва, 20-21 окт. 2004 г. /Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М., 2004. — 520 с.

Сурина И. А., Вышегородцев Д. Е. Сетевые сообщества Интернета: сущность, характеристика, классификация. — М.: Социум, 2004. — 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.