Научная статья на тему 'Научная конференция "управленческие науки в современной России"'

Научная конференция "управленческие науки в современной России" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная конференция "управленческие науки в современной России"»

Российский журнал менеджмента Том 12, № 1, 2014. С. 165-168

ХРОНИКА

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

21-22 ноября 2013 г. в Москве состоялась научная конференция «Управленческие науки в современной России». Главная цель организатора мероприятия — Финансового университета при Правительстве Российской Федерации — предоставить площадки для научных дискуссий и обеспечить взаимодействие и обмен информацией между исследователями, аналитиками и практическими специалистами по актуальным проблемам управления экономикой. Конференция проводилась в рамках мероприятий, посвященных празднованию 95-летия Финансового университета.

Конференцию открыл ректор Финансового университета при Правительстве РФ, профессор М. А. Эскиндаров. На пленарном заседании прозвучали доклады, посвященные актуальным проблемам управления, бизнес-образования, развитию электронной коммерции и предпринимательства в России.

Член-корреспондент Российской академии наук, профессор Г. Б. Клейнер (заместитель директора ЦЭМИ РАН; заведующий кафедрой Финансового университета при Правительстве РФ) в своем докладе «Системное управление в трансформирующейся экономике» проследил эволюцию управленческих стилей в России. Характеризуя текущее состояние управления экономикой в нашей стране, он отметил, что практически на всех уровнях состояние управления можно определить как критическое. Основными признаками такого многоуровневого дисменедж-мента являются несвязность пространства

принимаемых решений, отсутствие согласованности между управлением организациями, инвестиционными проектами, бизнес-процессами; «возвратно-поступательная» схема принятия решений (возвращение к одним и тем же проблемам и принятие решений, противоположных предшествующим); легитимизация метода «проб и ошибок» практически для всех типов решений в стране; восприятие страны как поля «глобального эксперимента». На уровне вузов и исследовательских организаций эта ситуация проявляется наиболее ярко.

«Управляемость в трансформирующейся экономике невелика, реформируемая экономика — саморазвивающаяся система», — отметил докладчик. Первичной задачей системного управления, по его мнению, выступает определение структуры подсистем управляемой системы и выявление их типов. Необходимы «настройка» операционного аппарата управления и поиск устойчивых комплексов систем разного типа, а также ориентация управления на поддержание их функционирования. Необходим единый закон о промышленной политике, предусматривающий системное управление промышленными предприятиями, а также разработка и реализация методов управления, ориентированных на универсальную структуру экономических систем.

Профессор С. П. Мясоедов (президент РАБО, проректор РАНХиГС) в докладе «Современные тенденции и проблемы подготовки менеджеров» сообщил, что одной из основных

современных тенденций управления в России является укрупнение государственных учебных заведений и их небезуспешные попытки стать монопольными реципиентами государственных ресурсов.

Говоря об отличиях бизнес-образования от университетского образования, выступавший подчеркнул, что одной из проблем бизнес-образования является отсутствие серьезной правовой, административной и финансовой базы. В результате в области бизнес-образования процветает коммерциализация, наблюдается дефицит высококвалифицированных преподавателей, что, в свою очередь, влияет на качество процесса и результатов обучения и создает трудности при оценке качества конечного результата. Бизнес-образование слабо влияет на рынок труда, руководители организаций бизнес-образования слабо представлены в государственных и общественных организациях, отсутствуют действенные альянсы между школами бизнеса. Среди ожидаемых в будущем изменений докладчик отметил внедрение новых бизнес-моделей в бизнес-образовании, изменение форм и методов преподавания, формирование преподавателей нового типа, совершенствование портфеля программ, преодоление географических границ бизнес-образования путем интеграции и международной аккредитации.

Т. И. Гурова (шеф-редактор медиахолдин-га «Эксперт») выступила с докладом «Влияние макроэкономической конъюнктуры на развитие предпринимательства в России». Текущую экономическую ситуацию в нашей стране, по мнению докладчика, можно охарактеризовать как стагнацию на фоне беспрецедентного сжатия ликвидности. На пике успеха в 2004 г. ив период 2004-2008 гг. в российской экономике наблюдались расцвет сырьевого сектора на фоне роста экспортной выручки, тиражирование предпринимательского успеха, высокие инвестиции, колоссальный рост ликвидности денежного рынка и постепенная концентрация капитала.

В 2008-2013 гг. Россия вступила в полосу кризиса и занималась поиском новых моделей роста. При этом каркас, созданный в 1990-х гг., остается несущим стержнем

экономики вплоть до настоящего времени. Т. И. Гурова представила прогноз того, каким станет экономическое лицо России в ближайшем будущем, останется ли Россия сырьевым государством или страной тонких инженерных решений и ресурсосберегающих технологий. В частности, речь идет о необходимости масштабной модернизации инфраструктуры.

А. В. Трачук (научный руководитель факультета «Менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ, генеральный директор ФГУП «Гознак») выступил с докладом «Бизнес-модели для гиперсвязанного мира». Он отметил, что на сегодняшний день гиперсвязанность основывается на практически полном покрытии пространства мобильной связью, принципиальном изменении медиапространства, использовании цифровых технологий во взаимодействии «вещей» и возникновении новой сущности — «интернет-вещи». Тенденция установления гиперсвязей между участниками рынка существенно влияет на такие сегменты бизнес-модели, касающиеся взаимоотношений с клиентами, как предоставление клиенту информации о продукте, его доставка и получение оплаты. Главной тенденцией в розничной торговле в последние десятилетия является развитие интернет- и мобильной коммерции.

Докладчик рассказал о социологическом исследовании отношения населения к системам электронных платежей, выполненном по заказу Гознака, в результате которого был составлен портрет пользователя систем электронных денег в России, а также определены некоторые факторы, влияющие на выбор платежного инструмента покупателем. Также удалось выяснить, что на выбор платежного инструмента покупателем в конкретных условиях сделки влияют такие факторы, как образование, возраст, психологический тип покупателя, оценка опасности мошенничества, доступность оплаты, анонимность, стоимость.

Анализ того, как меняются платежные инструменты в современном обществе и как они влияют на бизнес-модели, показал, что одной из важнейших движущих сил развития

электронной коммерции выступает изменение платежных привычек и появление новых платежных инструментов. В частности, возможным направлением развития потребности нового в создании инновационного платежного инструмента становится перспектива возрождения частных денег, которые могут создавать более дешевую альтернативу для организации платежей.

Доклад профессора Л. Д. Гительмана (НОЦ «ИНЖЭК» Высшей школы экономики и менеджмента Уральского федерального университета) был посвящен насущным проблемам управленческого образования в условиях технологической модернизации. Главная проблема, по мнению выступавшего, состоит в том, что профессиональное образование управленческих кадров не соответствует задачам обновления промышленности. Управленцы не способны действовать в условиях неопределенности и стремительных перемен, не понимают взаимосвязей инженерных технологий с экономическими результатами и конкурентоспособностью бизнеса, не подготовлены к организации инновационной деятельности. Кроме того, они не получают знаний и навыков для работы в глобальной среде и в составе международных проектов. Новые задачи управленческой деятельности формируют новые требования к компетенциям, образовательной парадигме, методам и технологиям обучения. Докладчик рассказал о методологии ИСКО (Интегрированная система консультирования и обучения) и преобразующих действиях, которые позволяют воплощать новую образовательную парадигму. Методология ИСКО — комплекс инструментов активного погружения в проблемно-ориентированную среду, содержащую интеллектуальные и мотивационные механизмы решения управленческих задач — от поиска идей до воплощения инновационных решений.

Академик А. Г. Аганбегян (Российская академия наук) выступил с лекцией на тему «Социально-экономическое положение России и перспективы». В своем выступлении ученый проанализировал основные экономические и социальные показатели развития России в кризисном 2009 г. и в период 2010-

2013 гг., а также дал прогноз основных параметров социально-экономического развития нашей страны до 2017 г. Он напомнил, что в России кризис был самым глубоким среди 20 ведущих стран мира. Валовый внутренний продукт снизился почти на 8%, инвестиции упали на 17%, фондовый рынок обвалился в 4,5-5 раз, экспорт снизился на 40%. Несмотря на глубину кризиса, Россия пережила его относительно безболезненно благодаря активной деятельности правительства и Центробанка. Крупные антикризисные мероприятия спасли банковскую систему от банкротства и не допустили взлета инфляции.

Тем не менее в ходе кризиса коренным образом изменились условия, определяющие социально-экономический рост России. Наблюдается серьезное снижение темпов роста: например, в промышленности — 8% в 2010 г., 5% — в 2011 г., 2,6% — в 2012 г. На это повлиял ряд факторов — в частности, отток капитала, в основе которого лежит огромный внешнеэкономический долг предприятий и организаций (568 млрд долл. на 1 января 2013 г.). Другим негативным фактором, тянущим экономику вниз, является массовое сокращение инвестиций и огромное технологическое отставание устаревшей материально-технической базы. Все это требует модернизации и структурной перестройки народного хозяйства. Модернизация социально-экономической системы России включает модернизацию отношений собственности, финансовой системы, экономической среды, агропромышленного комплекса с рыночным оборотом сельскохозяйственных земель и развитыми аграрнопромышленными образованиями, требует реорганизации регионального управления и социальной сферы. Социально-экономические реформы во всех этих сферах, по мнению А. Г. Аганбегяна, должны быть подкреплены соответствующей модернизацией в политической и судебно-правовой системах, включая меры, направленные на формирование гражданского общества. «При этом в 2020-2025 гг. Россия войдет в число развитых, а в 2030-2035 гг. — в число самых развитых стран мира», — заявил докладчик.

В рамках конференции был проведена панельная дискуссия на тему «Модернизация управленческого образования: международные тенденции и российская реальность». Состоялись круглые столы по темам «Менеджмент в сфере образования» и «Стандарты современных управленческих исследований», а также заседания научных секций, посвященные методам и моделям в управлении, финансовому и инвестиционному ме-

неджменту, современному маркетингу, проблемам конкурентоспособности и т. д. В работе конференции приняли участие российские и зарубежные ученые, преподаватели управленческих дисциплин, консультанты, менеджеры компаний и специалисты-практики в сфере корпоративного и государственного управления, аспиранты. По итогам работы конференции будет издан сборник научных трудов.

Я. В. Лисицына

Финансовый университет при Правительстве РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.