Научная статья на тему 'Натурные исследования и экологическая оценка уровня звука транспортного потока в условиях городской среды'

Натурные исследования и экологическая оценка уровня звука транспортного потока в условиях городской среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шум / уровни / распространенность / транспортный поток / район / noise / levels / prevalence / transport stream / area

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М С. Рахимбеков, Д С. Абитаев, С Ш. Атшабарова, Б Б. Рахметуллаев, А К. Тусупбеков

В статье даны результаты исследований и экологической оценки уровня шума транспортного потока на территории п. Аксукент Южно-Казахстанской области. Проведен анализ данных, полученных в результате исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field studies and environmental assessment sound level of traffic flow in the urban environment

In article results of researches and an ecological assessment of noise level of a transport stream in the territory of the item of Aksukent of the Southern Kazakhstan area are yielded. The analysis of the data obtained as a result of researches is carried out.

Текст научной работы на тему «Натурные исследования и экологическая оценка уровня звука транспортного потока в условиях городской среды»

ЕЦБЕК ГИГИЕНАСЫ

УДК 613.164 (574.4)

НАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

М.С. Рахимбеков, Д.С. Абитаев, С.Ш. Атшабарова, Б.Б. Рахметуллаев, А.К. Тусупбеков, Р.Б. Касымкулова

РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний»

МЗСР РК, г. Караганда, РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы Южно-Казахстанской области»

КЗПП МНЭ РК, г. Шымкент, РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы Акмолинской области»

КЗПП МНЭ РК, г. Кокшетау

В статье даны результаты исследований и экологической оценки уровня шума транспортного потока на территории п. Аксукент Южно-Казахстанской области. Проведен анализ данных, полученных в результате исследований.

Ключевые слова: шум, уровни, распространенность, транспортный поток, район

Актуальность. Взаимодействие человека и природной среды в современных условиях приобретает усложненный, подчас обостренный и противоречивый характер. Поэтому всестороннее изучение и анализ таких сложных систем, как система человек-общество-природа, приобретает важнейшее значение. Особенно четко динамическое взаимодействие человека и природной среды, увеличивающаяся мобильность популяций проявляются в процессах урбанизации. Анализ этого сложного переплетения социальных и природных процессов приводит к необходимости изучения здоровья крупных групп народонаселения. Разработка этих проблем имеет принципиальное значение для Республики Казахстан, где опережающее развитие производительных сил сопровождается высокой мобильностью населения, спецификой процессов взаимодействия человека с внешней средой [1]. Многими исследованиями установлено значительное присутствие факторов природы в суммарной антропогенной нагрузке на здоровье человека. Антропогенная нагрузка селитебных зон урбанизированных и сельских территорий характеризуется многофакторностью и тенденцией к росту, в том числе за счет шума и ЭМП. Удельный вес замеров в местах нахождения человека в городской среде под воздействием факторов, превышающих гигиенические нормативы, составил 23,8% по шуму, 19,1% по ЭМП [2].

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №3 (52), 2016

Городская среда включает в себя множество технических сооружений, транспортных путей, промышленных, спортивных и коммунальных обьектов, являющихся активными источниками шума. Но приоритетными источниками шума в городе является автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растет в последние годы [3]. Наиболее шумный вид городского транспорта - дизельные грузовые автомашины; (85-89 дБА), грузовые автомобили (8182 дБА), мотоциклы, мопеды (82 дБА). Относительно низким уровнем шума характеризуется легковой автотранспорт [4].

В жилых микрорайонах и кварталах возникает и создается своя «акустическая среда», источником которой являются: крики, пение, игры детей, автомашины, разгрузочно-погрузочные операции перед магазинами, сбор и вывоз мусора, музыка, шум бытовых приборов и многое другое. Такое положение чревато отрицательными воздействиями на условия жизни и здоровье населения, проявляющимися по меньшей мере, в четырех аспектах: психологическом влиянии шума, физиологических эффектах, влияние шума на сон и в изменениях со стороны слуха. В отличие от ряда других физических факторов шум воспринимается организмом как раздражитель, влияющий на специфические рецепторы и соответствующий анализатор. Поэтому в оценке уровней выраженности названного фактора большое значение имеет обьективное изучение состояния здоровья населения. Повышение уровней шума, которое характерно для современных условий жизни, опасно не только с позиций профессиональной вредности, но и представляет собой общественное бедствие, таит опасность для физического и психического здоровья населения [5]. Поэтому внедрение в практику идей шумозащиты и создание оптимальных акустических условий для населения во многом зависит от того, насколько хорошо эти идеи осознаны широкими слоями населения. Необходимо признать, что борьба с шумом на современном этапе развития общества становится жизненным требованием, приобретающим общегосударственный характер [6]. Таким образом, оценка факторов окружающего шума на здоровье населения урбанизированных территорий является актуальной.

Цель исследования. Изучить состояние городской среды по уровню звука транспортного потока.

Материалы и методы. В процессе работы проводились гигиенические исследования физических параметров, их аналитическая и статистическая обработка. Шум измерялся шумомером «Ассистент-Тотал» (Россия) характеристики которого соответствуют рекомендациям Международной электротехнической комиссии. При определении распространения шума от транспортных средств и от внут-риквартальных источников, первую точку измерения находили в 7,5 м от оси первой полосы движения проезжей части или в 7,5 м от источника, или в 1 м от границ спортивной, детской площадок, хоздвора и т.д. Последующие точки выбирались на расстоянии, кратно 2 (7,5; 15; 30; 60 м и т.д.) по направлению к жилым зданиям. Всего было проведено 352 измерений. Статистическая обработка была

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №3 (52), 2016

проведена в программе «STASTICA V.10» с расчетом среднестатистических показателей (М±т), среднеквадратических отклонений и 95% доверительных интервалов, с применением непараметрических методов анализа для сравнения качественных показателей между группами при уровне значимости р < 0,05.

Результаты исследований. Аксукент (каз. Аксукент, до 1990г. - Белые Воды) - село в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области Казахстана. Административный центр Аксукентского сельского округа. Расположен в 30 км от г. Шымкент на реке Аксу. В поселке имеется предприятие по ремонту сельскохозяйственных машин и запчастей, комбинат стройматериалов. Через Аксукент проходит автомобильная дорога Алматы - Ташкент. Увеличение количества автомобильного транспорта наблюдается повсеместно, в том числе и в п. Аксукент (рисунок 1).

0

10000 20000 30000 40000

Рисунок 1 - Динамика показателей развития автомобильного транспорта п. Аксукент

Интенсивность движения автотранспорта на главных магистралях представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика улично-дорожной сети п. Аксукент

Наименование Интенсивность движения час (к-во за час) Скорость движения (км/ч) Ширина на проездной части ( в метрах) Ширина тротуаров (в метрах)

ул. Жибек жолы 310 45 6-12 2,0-2,0

трасса Алматы- Ташкент 540 60 6-12 2,0-2,0

Наибольшее движение общественного транспорта отмечено на магистралях, имеющих общегородское значение. Анализ спектра транспортного шума показал максимум звуковой энергии в области низких (63 Гц) и средних (500 Гц) частот, эквивалентные уровни шума представлены в таблице 2.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №3 (52), 2016

Таблица 2 - Эквивалентные уровни звука в п. Аксукент на выбранных точках в зависимости от расстояния

Улицы (перекрестки) Уровень шума у жилого здания при удалении от магистрали, дБа

7,5 м 15 м 30 м 60 м

ул. Бируний 48,50±2,32 52,50±2,25 51,50±2,25 51,13±2,61

ул. Ибн-Сина 49,88±1,78 48,38±1,70 45,25±2,01 45,38±1,74

жд. ст. Манкент ул. Т.Бимурзаева 48,50±2,05 51,13±2,13 49,38±1,94 49,38±1,94

ул. Мафланова 48,38±1,68 51,63±2,17 49,88±2,01 49,88±2,01

ул. Абая 45,13±2,04 48,00±2,10 46,50±2,31 46,50±2,31

участок Караул тобе 46,63±1,86 48,50±1,61 46,63±1,82 46,63±1,82

участок Корганшы 45,13±2,04 40,63±1,96 40,13±2,02 40,13±2,02

Таким образом, нами установлено, что городской шум, достигающий больших уровней, вследствие своего низкочастотного характера может распространяться далеко за пределы магистральных улиц, легко преодолевая любые препятствия.

Также установлено, что основными уровнями, изменяющими шумовой режим потока городского транспорта, являются характер движения или состав транспортного потока, интенсивность движения и скорость. Все эти показатели, как правило, являются величинами переменными. Например, количество транспортных единиц в час зависит от пропускной способности магистрали, времени дня, дней недели и других условий грузопотоков и пассажиропотоков по данному направлению. Сочетание видов транспорта также не постоянно; скорости зависят, как от количества единиц передвижения транспорта, в час, так и от условий организации движения, состояния дороги, наличия перекрестков по пути следования, их технического решения. Поскольку шум от транспортных потоков может значительно изменятся, то и шумовой режим на магистралях и прилегающих к ним территории (микрорайоны) и в помещениях зданий также будет меняться.

Литература

1. Корчевский А.А. Оценка ущерба состоянию здоровья населения Республики Казахстан от воздействия факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. - 2006. - №5. - С.26-28.

2. Шубин И.Л., Аистов В.А., Пороженко М.А., Николов Н.Д. Методика составления шумовых карт для оценки акустического загрязнения городов // Архитектура и сторительство. - 2008. - №3. - С.60-61.

3. Goines L., Hagler L., Noise pollution: A modern plague, Southern // Medical Journal. - 2007. - Vol.100(3). - Р.287-294.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №3 (52), 2016

4. Банев В.К. Карта громкости // Российская газета. - 2007. - №267(4530). -

С.3.

5. Кирюшина Н.К., Гончаренко И.А., Пузакова А.И. Перспективы снижения шумового загрязнения Москвы при реализации актуализированного генерального плана // Градостроительство. - 2009. - №5. - С.89-93.

6. Таткеев Т.А., Баттакова Ж.Е., Абитаев Д.С., Сексенова Л.Ш. и др. Методы определения электромагнитных неионизирующих излучений на урбанизированных территориях: Методические рекомендации. - Караганда, 2011. - 22 с.

Тужырым

Макалада Ощуспк ^азакстан облысы Аксукент ауылы аумагындагы келж агыныныц шу децгешн экологиялык багалау жэне зерттеу нэтижелерi берiлдi. Алынган деректер мен зерттеулер нэтижелерiне талдау жасалды.

TYwndi свздер: шу, децгейлер, таралу, келш агыны, аудан

Summary

In article results of researches and an ecological assessment of noise level of a transport stream in the territory of the item of Aksukent of the Southern Kazakhstan area are yielded. The analysis of the data obtained as a result of researches is carried out.

Key words: noise, levels, prevalence, transport stream, area

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №3 (52), 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.