Раздел I. Музей в эпоху перемен
Л. Н. Велиховский, Т. Н. Кандаурова
Национальный военно-исторический музей: нереализованные проекты и виртуальная реальность
Идея создания российского военно-исторического музея была сформулирована в обществе в 60-е гг. XIX в., когда Россия уже имела Оружейную палату, Военную галерею Зимнего дворца, Арсенал, ряд военных музеев, строящийся Храм Христа Спасителя как памятник-мемориал войны 1812 г.1 Еще раньше, в 1810-е гг., возникла идея об увековечении памяти подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г. Однако до настоящего времени в России нет музейного учреждения, представляющего во всей полноте российскую военную историю. Только в последнее время стало возможным создание виртуального музея Отечественной войны 1812 г. и предпринимаются попытки восстановления Ратной палаты2.
Идея создания храма-памятника и мемориала в честь победы в Отечественной войне принадлежала Александру I, и возникла она на волне подъема национального самосознания практически сразу после завершения войны. Накануне издания Манифеста об окончании войны, то есть 14 ноября 1812 г., императором был отдан указ главнокомандующему в Москве графу Ф. Растопчину «О собирании в Москву всех взятых у неприятеля пушек для сооружения из них памятника, где указывалось: «всю
1 Разгон А. М. Очерк истории военных музеев в России (1861-1917 гг.) // Труды НИИ музееведения. М., 1962. Вып. 7; Рудакова Л. П. Русский военноисторический музей по архивным документам ВИМАИВиВС // Бомбардир. 1999. № 8. С. 66. В 1866 г. по приказанию военного министра была создана особая комиссия «для разбора и приведения в порядок предметов обмундирования, хранившегося в магазине интендантского управления. Это навело на мысль об устройстве особого военно-исторического музея, основанием которому служили бы предметы интендантского склада и вооружение артиллерийского склада Санкт-Петербургской крепости. Но предложение это осталось невостребованным»; Лагутина Е. И. Военно-исторические музеи // Российская музейная энциклопедия. М., 2005. С. 105.
2 Боброва Е. Проект «1812 год». URL: http: // museum. ru / museum / 1812 / prj1812. html; В Царском Селе планируется воссоздать Ратную Палату // Газета для путешественников. 2000. 24 окт. URL: http: // www. travel. ru / news / 2000 /
10 / 24 / 10141. html.
отбитую у неприятеля в разных сражениях артиллерию, повелели Мы Генерал-Фельдмаршалу Кутузову, препровождать в Москву, где на память многократных побед и совершеннаго истребления всех дерзнувших вступить в Россию неприятельских сил, иметь из сих. Отнятых у них орудий, воздвигнуть увенчанный лаврами столб...»3. В «Материалах...» по истории 1812 г., издававшихся П. И. Щукиным, представлен и проект памятника-колонны из отбитых неприятельских орудий4.
В ноябре 1812 г. также последовали рескрипт гражданским губернаторам «Об отобрании у поселян и производстве приносителям положенной платы за отбитое ими у неприятеля оружие» и особое объявление «для чтения в церквах»5. Неприятельские пушки были собраны у стен кремлевского Арсенала и находились здесь еще в начале XX в. Место для памятника из неприятельских орудий определялось «при спуске набережной храма Спасителя к реке, где должны были быть воздвигнуты два обелиска (место им действительно и оставлено по сторонам спуска): один - из орудий, отнятых у неприятеля в пределах отечества в 1812 г., а другой - из орудий, отнятых за границей в 1813-1814 гг.»6.
В декабре 1812 г. было принято решение о строительстве Мемориального храма-памятника в честь победы над Наполеоном - Храма Христа Спасителя7. Был объявлен международный конкурс на проект храма. В 1817 г. по результатам конкурса был утвержден проект молодого художника А. Л. Витберга, «предложившего возвести Храм на вершине Воробьевых гор». Здесь первоначально и началось строительство, затянувшееся из-за размеров задуманного сооружения8. В 1827 г. император Николай I отказался от проекта Витберга и сам лично выбрал новое место для храма у Пречистенских ворот на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 г. был выполнен проект храма-памятника архитектором. К. А. Тоном в «русско-византийском» стиле. Именно этот проект и был реализован с участием архитекторов А. И. Резанова, И. И. Свиязева, А. С. Каминского и других9. Торжественная закладка сооружения состоялась 10 сентября 1839 г. «Композиционным открытием Тона стало созда-
3 Афанасьев В. Где быть музею 1812 г. М., 1907. С. 10.
4 Там же. С. 10-11; Собрание материалов, относящихся до Отечественной войны, П. И. Щукина. М., 1901. Ч. 6.
5 Афанасьев В. Указ. соч. С. 10.
6 Селезнев М. Т. Любопытные рассказы из 1812 г. с описанием храма Спасителя и других памятников Отечественной войны. М., 1890. С. 507.
7 Муров П. Музей 1812 г. // Тысяча восемьсот двенадцатый год. 1912. № 1. С. 41; Храм Христа Спасителя // Культура регионов России. 2005. 16 сент. С. 1. URL: http: // www. culturemap. ru.
8 Храм Христа Спасителя. С. 1.
9 Там же.
ние круговой галереи вокруг храмового пространства, где был создан первый музей Отечественной войны 1812 г.»10. В оформлении Храма приняли участие многие известные скульпторы и художники: П. В. Басин, Ф. А. Бруни, П. К. Клодт, А. В. Логановский, К. Е. Маковский,
А. Г. Марков. Н. А. Рамазанов, Г. И. Семирадский, В. И. Суриков и др. Храм Христа Спасителя был освящен 26 мая 1883 г. и просуществовал в первоначальном проекте до декабря 1931 г., когда был взорван. Воссоздан Храм был в 1990-е гг., работы велись с 1994 по 1997 г., и в августе 2000 г. состоялось великое освящение Храма Христа Спасителя.
В 1820-1900-е гг. продолжалась реализация идеи увековечения памяти победы в Отечественной войне 1812 г. и формировались первые музеи этой войны. В 1826 г. было завершено формирование и открытие Военной галереи Зимнего дворца, где были представлены 332 портрета русских полководцев и военачальников, участников Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов 1813-1814 гг.11 В 1839 г. «в годовщину славнаго Бородинского боя 26 августа был открыт памятник на поле сра-жения»12. «Прообразом музея послужила каменная сторожка у батареи Раевского. В которой жили ветераны Отечественной войны 1812 г.»13. Именно эта дата считается днем основания Бородинского военноисторического музея-заповедника «как мемориала и выставки реликвий на месте Бородинского сражения 1812 г.»14. В 1903 г. Обществом ревнителей военных знаний на станции Бородино была открыта выставка, посвященная войне 1812 г. Экспонаты были перемещены в помещение железнодорожной станции Бородино, и состоялось официальное открытие Музея Отечественной войны 1812 г. К столетию Бородинского сражения на месте сторожки было построено новое здание музея, и позднее в него были переданы экспонаты, хранившиеся на станции Бородино, в Спасо-
10 Там же.
11 Глинка В. М., Помарнацкий А. В. Военная галерея Зимнего дворца. Л., 1981.
12 Муров П. Указ. соч. С. 41. «При памятнике имелась сторожка, где жили инвалиды войны и где посетителям предлагалась особая книга для внесения своих имен. Некоторые из посетителей не ограничивались простым росчерком пера, но делали заметки, в которых иногда говорилось о желательности устройства особаго музея 1812 г. Те же посетители не ограничивались лишь написанием своих мыслей или чтением чужих. Но переходили к более реальному и посылали разные предметы, относящиеся к войне 1812 г., в Спасо-Бородинский монастырь».
13 Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. История архивохранилища. С. 1. URL: http: // www. rusarchives. ru / muslib / gbmz / history. shtml.
14 Горбунов А. В. Бородинский военно-исторический музей-заповедник // Российская музейная энциклопедия. М., 2005. С. 78; Бородино: спутник экскурсанта. М., 1911.
Бородинском женском монастыре и Императорском дворце, построенном в селе в 1839 г.15 В 1887 г. было осуществлено восстановление и музее-фикация сгоревшей в 1868 г. Кутузовской избы близ Москвы, и «в ея скромное помещение стали поступать различные предметы, относящиеся до Отечественной войны, образуя как-бы небольшой музей»16.
Во второй половине XIX в. продолжилось формирование военноисторических музеев, были созданы Севастопольский военноисторический музей (1869)17, Кавказский военно-исторический музей (1888), собиравший и экспонировавший материалы по истории русско-турецких и русско-иранских войн, Музей А. В. Суворова (1900), формировались полковые музеи, в начале XX в. шла организация военноисторического музея в Киеве18. В 1866 г. впервые прозвучала идея создания национального военно-исторического музея19. В 1881 г. генерал-лейтенант барон В. В. Штейнгель в записке главному интенданту вновь возвращается к идее создания «военно-исторического музея как памятника императору Петру Великому»20. В 1898 г. тема создания военноисторического музея поднималась в одной из статей в журнале «Разведчик» - «Военный музей». «Автор статьи полковник Генерального штаба Шеманский обосновал необходимость иметь в России музей, который обнимал бы всю русскую военную историю»21.
Мысль о создании национального военно-исторического музея, как следует из приведенных примеров, волновала российскую общественность, и к ней возвращались периодически. В начале XX в., в связи с рядом юбилеев (Северная война, Отечественная война, 300-летие Дома Романовых), идея получает свое дальнейшее развитие в виде двух проектов - создания Музея войны 1812 г. и Русского военно-исторического музея22. В 1900 г. было принято решение «О создании выставки предметов и художественных произведений, посвященной празднованию популярного в обществе юбилея Отечественной войны 1812 г.». «Постепенно
15 Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. История архивохранилища. С. 1.
16 Муров П. Указ. соч. С. 41; Переспелов И. М. Кутузовская изба: ист. очерк. М., 1900.
17 Алабин П. Севастопольский музей. СПб., 1869; Исторический каталог музея Севастопольской обороны. СПб., 1902.
18 Лагутина Е. И. Указ. соч. С. 105.
19 Рудакова Л. П. Указ. соч. С. 66.
20 Там же.
21 Там же.
22 Муров П. Указ. соч. С. 41; Рудакова Л. П. Указ. соч. С. 66.
идея создания выставки трансформируется в идею создания музея в память войны 1812 г.23
В контексте подготовки столетнего юбилея Отечественной войны 1812 г. в начале 1902 г. военный министр А. Н. Куропаткин представил императору всеподданнейший доклад «Об образовании в память войны 1812 г. военного музея в Петербурге»24. Тогда же была образована комиссия под председательством генерала от инфантерии Н. Н. Обручева25. В 1907 г. вновь вернулись к вопросу создания Военно-исторического музея «как храма-памятника и храма-хранилища...»26. В июне 1907 г. по указанию императора был образован Комитет по устройству единого Русского военно-исторического музея под председательством генерала Н. Н. Сухотина. Комитет решал ряд задач: разработка программы и экспозиции нового музея, определение места для возведения здания, создание архитектурного проекта и строительство музея, отбор экспонатов для будущего музея27. Завершить сооружение музея предполагалось к 25 декабря 1912 г., затраты по его устройству составляли 5 млн руб.28 Но в начале 1911 г. император принимает решение отложить создание музея «до более благоприятного времени»29.
В 1907 г. вышла работа полковника Главного штаба В. А. Афанасьева «Где быть Музею 1812 г.?», и в сентябре 1907 г. Московская Городская дума принимает решение о создании в Москве музея 1812 г. 26 января
23 Рудакова Л. П. Указ. соч. С. 66. «Николай I выразил желание услышать мнение военного министра об устройстве общего военного музея для увековечения памяти Отечественной войны, который хранил бы памятники всех войн с участием России. Этот музей мог бы включить в себя уже существующие - артиллерийский и интендантский, коллекции памятников по военной истории, находящиеся в других хранилищах, в том числе и в московской Оружейной палате. Суворовский музей предполагалось сохранить в виде отдела общего музея».
24 Муров П. Указ. соч. С. 41.
25 Рудакова Л. П. Указ. соч. С. 66-67. В комиссию вошли генералы Н. Е. Бранденбург, Н. Ф. Дубровин, А. А. Веденяпин, А. З. Мышлаевский, капитан Д. П. Струков и др. Члены комиссии посетили ряд военных музеев Европы, «в том числе и королевский цейхгауз в Берлине, который и послужил образцом для создания единого военно-исторического музея».
26 Там же. С. 67.
27 Там же. С. 67-68. Музей должен был быть возведен на земельном участке Николаевской академии между Суворовской церковью и Суворовским музеем; Академик В. А. Покровский. Ч. 2. URL: http: // grants. rsu. ru / osi / archit / churche / page2. htm. Конкурсный проект здания Военно-исторического музея в Санкт-Петербурге академика В. А. Покровского получил I премию. Но был утвержден проект архитектора Высочайшего Двора А. И. фон Гогена, как более экономичный.
28 Рудакова Л. П. Указ. соч. С. 69.
29 Там же.
1908 г. было издано Высочайшее повеление об учреждении Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 г., который работал до 1919 г.30 Исполнительная комиссия Комитета в 1908 г. обсуждала вопрос о здании для музея, при этом «наиболее подходящим для его постройки местом признана местность в соседстве с Храмом Христа Спасителя»31. Комитет занимался также разработкой проекта здания, объявив конкурс на лучший проект, осуществлял сбор материалов по войне 1812 г. и истории 18011815 гг. для коллекции музея, занимался созданием панорамы Бородинской битвы (выполнена в 1904 г. художником Ф. Рубо), которая существовала как временная экспозиция в деревянном павильоне на Чистых прудах в 1912-1918 гг.32 В 1912-1913 гг. в залах Исторического музея была проведена юбилейная выставка по войне 1812 г. и изданы каталоги33. Однако музей войны 1812 г. как национальный военно-исторический не был создан и в начале XX в., были только сформированы со временем музеи в отдельных регионах страны - Бородино, Москва (Бородинская панорама, Кутузовская изба), Малоярославец, Тарутино, Белоруссия (Военноисторический музей им. П. И. Багратиона в г. Волковыске).
В 1913-1916 гг. в Царском Селе в районе Федоровского городка был возведен архитектором С. Ю. Сидорчуком комплекс Ратной палаты. Ратная палата возводилась на частные пожертвования34. Среди жертвователей была и жена С. М. Третьякова Елена Андреевна, передавшая на строительство палаты 365 тыс. руб.35 «Ратная палата была задумана как музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллю-
30 Муров П. Музей 1812 г. Организация музея // Тысяча восемьсот двенадцатый год. 1912. № 2. С. 76-77; Выставка 1812 г.: иллюстрированное изд. М., 1913. С. 1; Глушнев С. «Проект, забвению преданный» // Московская промышленная газ. 2005, № 24 (343), 30 июня - б июля. URL: http: // www. mpg. ru.
31 Муров П. Музей 1812 г. Здание музея // Тысяча восемьсот двенадцатый год. 1912. № 3. С. 114.
32 Глушнев С. Указ. соч. С. 2; Панорама «Бородинская битва» // URL: http: // pokrovka. narod. ru / Ref / P1 / SightBorP. htm. Музей-панорама «Бородинская битва» открыт в 1962 г.
33 Особый Комитет по устройству в Москве Музея 1812 г. Выставка 1812 г.: кат. Ч. 1. М., 1912; Краткий обзор выставки в память Отечественной войны 1812 г. (8 сентября 1912 г. - 1 февраля 1913 г.). М., 1912; Выставка 1812 г.: иллюстрированное изд. М., 1913. Выставка имела следующие разделы: Зал Императора Александра I, Зал героев Отечественной войны, Зал Бородина, Зал Москвы 1812 г., Зал отступления французской армии, Зал французской армии, Зал Нано-леона, Зал 1813, 1814 и 1815 г., Юбилейный зал; Петров Ф. А. Музей 1812 г. // Вонр. истории. 1988. № 2. С. 183-188.
34 Пушкин - Царское Село. «Федоровский городок». URL: http: // someplaces. spb. ru / lenobl / Pushkin / Fed_Gor. htm. С. 7.
35 РГИА. Ф. 525. Он. 2. Д. 83, 89.
стрирующих успехи России в войнах с давних времен. В основу коллекции было положено собрание документов по истории русских войн, подаренных императору Николаю II Е. А. Третьяковой»36 на Царскосельской выставке 1911 г. Первоначально хотели расположить в Палате музей истории русских войск. Но с началом войны в 1914 г. было решено создать Государеву Ратную палату и Музей войны, где предполагалось разместить галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи с полей сражений Первой мировой войны. В 1918 г. здесь открылся народный музей войны 1914-1918 гг. В 1919 г. музей в Ратной палате был ликвидирован, коллекции были переданы в другие музеи и хранилища37. Идея создания национального военно-исторического музея так и не нашла окончательного воплощения ни в XIX., ни в начале XX в. В советское время она также не была реализована. В 1923 г. на основе собранных в Москве коллекций был создан Военно-исторический музей, прекративший свое существование уже в 1920-е гг.
В 1990-е гг. стало возможным создание музеев в виртуальном пространстве, что в определенной мере позволяет вернуться к нереализованным в свое время музейным проектам и идеям и воплотить их в новых формах. В 1998 г. начал формироваться Интернет-проект Виртуальный Музей войны 1812 г. или Проект «1812 год». В 2000 г. общий объем сайта составил 4 тыс. файлов и более 175 мбт. В настоящее время проект имеет разделы: «Библиотека» (мемуары, исторические труды, художественные произведения), «Художники-баталисты» (картинная галерея), «Мемориал», «Личности» (иллюстрированный биографический справочник участников войны), «Армия и вооружение», «Хроника войны». Завершить работу творческая артель Интернет-проекта «1812 год» планирует в 2012 г. к 200-летию Отечественной войны 1812 г.38 Имеется сегодня также в Интернете сайт «Отечественная война 1812 г.», где представлены картины художников-баталистов, портреты наиболее известных участников войны со стороны России и Франции, нумизматические собрания, посвященные войне 1812 г.39
Таким образом, на рубеже XX-XXI вв. в контексте новой социокультурной ситуации и развития новых информационных технологий идея национального военно-исторического музея реализуется в виде виртуального музея войны 1812 г. - Проект «1812 год», который пока по пол-
36 Пушкин - Царское Село. «Федоровский городок». С. 7.
37 Петербург и окрестности - Пригороды Петербурга: Пушкин (Царское Село). Ансамбль Феодоровского городка и прилегающие постройки. URL: http: // al-spbphoto. narod. ru / prig / pushkin-fedor. html. С. 8.
38 Боброва Е. Проект «1812 год». С. 4.
39 История России XIX в.: кат. ист. науч.-образоват. ресурсов. URL: http: // kleio. asu. ru / internet / 4 4. shtml.
ноте не может заменить такой масштабный музей, который был задуман к столетнему юбилею войны. Реализация проекта российского военноисторического музея также возможна в виртуальном пространстве, это дело ближайшего времени и перспективы.
Ю. Г. Салова
Провинциальный музей в эпохи реформирования общества: изменение задач и функций
Музей как социокультурный институт всегда зависит от того, как развивается общество. Социально-политические и экономические трансформации оказывают заметное влияние на изменение задач и функций музея по отношению к личности и обществу в целом. Если выявлять цикличность этих процессов в России, то за последние полтора столетия наиболее заметными эти изменения были в 1860-е, 1920-е и 1980-е гг. Провинциальные музеи, наряду с общими закономерностями изменений, имели еще и свои, особенные для данной местности. Ярославский регион выделяется среди множества других регионов, прежде всего тем, что он сыграл важную роль в становлении российской государственности. Его близость к столицам, положение на водных и сухопутных торговых путях определили тесные связи со многими культурными центрами страны. Довольно рано здесь сформировались условия для создания музеев.
Первые музеи в крае появились в эпоху великих реформ XIX в. Создавались они различными местными организациями, ключевую роль в которых играла интеллигенция. Первым в 1864 г. был создан музей Общества для исследования Ярославской губернии в естественноисторическом отношении. Материальную поддержку музею стало оказывать ярославское губернское земство40.
В 1895 г. членами губернской архивной комиссии был создан еще один музей - Древлехранилище. Музей задумывался его создателями как культурно-исторический. И. А. Тихомиров, один из его создателей, отмечал, что музей «не гонится за предметами исключительными, за диковинными, предпочитая им вещи, хоть невидные, неказистые, но ярко характеризующие жизнь широких кругов»41. Существовал музей, в основ-
40 Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 1541. Оп. 1. Д. 78. Л. 3; Д. 68. Л. 180.
41 Тихимиров И. А. Древлехранилище // Ярославль в прошлом и настоящем. Ярославль. 1913. С. 115.