Научная статья на тему '«Национальный проект «Здоровье»: итоги и перспективы реализации»'

«Национальный проект «Здоровье»: итоги и перспективы реализации» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5412
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Национальный проект «Здоровье»: итоги и перспективы реализации»»

тяжелом состоянии с задержкой госпитализации более суток, имеют сопутствующие заболевания, преимущественно в пожилом и старческом возрасте.

Экстренные оперативные вмешательства выполнялись по поводу острой толстокишечной непроходимости и перфорации колоректального рака, в том числе сочетавшихся с перифокальным воспалением. Больные с III а-б и IV стадиями колоректального рака были выявлены в 93-95% от всех поступивших в стационар с данной патологией в экстренном порядке.

До 2002 года отдавалось предпочтение одноэтапным операциям - резекции толстой кишки по (или типа) Гартману, радикальным правосторонним гемиколэктомиям. С 2002 годы мы преимущественно выполняем многоэтапные операции. У таких пациентов хирургические вмешательства осуществлялись, как минимум, в два этапа: вначале выполнялась разгрузочная операция с выведением колостомы, что позволяло спасти жизнь больным с запущенной толстокишечной непроходимостью или гнойным перитонитом. В последующем выполнялось радикальное вмешательство с удалением злокачественной опухоли и имеющихся регионарных метастазов. Удельный вес радикальных операций в период 2002-2007 года относительно стабилен -54,3 - 55,8%.

Подобная тактика позволила снизить летальность при осложненных злокачественных новообразованиях толстой кишки с 28,5% (2001) до 9,8% в 2004 году. Данную тенденцию удается сохранить до настоящего времени.

Фахрутдинова Е.В.

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

Казанский государственный университет

Приоритетные национальные проекты стали весьма эффективным стимулом для развития целых секторов российской экономики, и они с самого начала замышлялись и реали-зовывались как инвестиции в человека. Национальный проект «Здоровье» был разработан в целях реализации предложений Президента РФ Владимира Путина по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного «проедания» средств

2 Президент РФ в 2000-2008г.г.

без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России».3 Идея приоритетных национальных проектов имела ясную логику:

• Повышение качества жизни граждан;

• Поиск новых механизмов достижения этой цели;

• Новые возможности у государства;

• Конкретный социальный результат.

На формирование общего похода к приоритетным национальным проектам оказали влияние следующие факторы:

• Появление значительных относительно свободных ресурсов, сконцентрированных в разных формах государством (Стабфонд, золотовалютные резервы, остатки по счетам и т.п.);

• Сокращение внешней задолженности;

• Превращение экономического роста в стране в устойчивую тенденцию (на протяжении семи лет темпы роста ВВП превышали 6%, а промышленного производства - 3-4%).4

Поскольку многие количественные задачи восстановления экономики успешно решены, у страны появились принципиально новые возможности. К 2005 году уже стало возможным говорить о формировании идеи приоритетных национальных проектов, а признания Б.Грызлова в июле 2006 года стали типичными: «Фактически в 2006 году начал в полной мере реализовываться переход от политики стабилизации к политике развития»5.

Необходимость ускоренного решения проблем здравоохранения в России, являясь одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, стимулировала выработку подходов, обеспечивающих более динамичное развитие событий. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе -когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

3

http://www.rost.rU/main/01 ^Ыт! Из выступления В.Путина перед Федеральным Собранием Государственной Думы РФ

4 Казанцев В.О «Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России»..- М.: Вагриус, 2007. -с.7

5 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров. 2006. С.261

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, - последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической де-модернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые - долгосрочные - тенденции роста.

Необходимость реализации национальных проектов для повышения социально-экономической устойчивости российских регионов и России в целом обусловлена целым рядом следующих показателей:

Состояние здоровья населения в настоящее время характеризуется низким уровнем рождаемости (10,5 случая на 1000 населения), высоким уровнем общей смертности (16 случаев на 1000 населения), особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Ежегодно среди населения Российской Федерации регистрируется более 200 млн. различных заболеваний; основными из них являются болезни органов дыхания (26%), болезни системы кровообращения (11%), органов пищеварения (8%), инвалидность имеют более 1,1 млн. человек.

Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в том числе у мужчин - 59 лет, у женщин - 72 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е.6

В чем основные проблемы отечественной системы здравоохранения?7

• Укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства - 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет;

• Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта - 65%;

• Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием не-

6 http://www.rost.ru/projects/health/p01/p11/a11.shtml

7 2005 год

достаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований;

• Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17-22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема;

• Недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд. руб.), в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска;

• Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни -15% от потребности.

России необходимо почти в два раза больше врачей, чем работают сейчас. Высокотехнологичную медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый нуждающийся в ней. Система профилактики заболеваний нуждается в кардинальном улучшении.8

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» является началом качественно новой ступени развития российского здравоохранения. Он ставит перед государством конкретные практически важные задачи. Но без создания современной информационной инфраструктуры национальный проект «Здоровье» полностью своих задач решить не сможет.

Решение современных проблем здравоохранения на новой основе требует изучения процессов, происходящих в системе на всех уровнях и необходимости коренного изменения хода части ключевых процессов, другими словами, необходимость целенаправленного управления ими. В этой связи, актуально не только очертить круг основных проблем российского здравоохранения, но и определить методы, позволяющие приблизиться к их решению.

1 января 2006 года проект стартовал, первые шаги по его реализации и выводу здравоохранения из затянувшегося кризиса, возникшего еще в советский период, уже сделаны. Необходимо оценить первые итоги и определить основные решения для достижения наиболее эффективных результатов.

В рамках проекта были определены три основных направления работы: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Основное внимание планировалось уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты

8 http://www.rost.rU/projects/health/p01/p12/a12.shtml#

участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.

ПЕРВИЧНОЕ ЗВЕНО Наиболее нуждающееся в поддержке в сфере здравоохранения направление — первичное звено медико-санитарной помощи. Здесь оказывается 80% всей медицинской помощи и находится максимальное количество единиц медицинского и диагностического оборудования, сюда чаще всего обращаются пациенты. Тем не менее, в нашей стране долгое время наблюдался приоритет развития стационарного звена, специализированной помощи, прежде всего потому, что они финансировались за счет отдельных источников. Муниципалитеты, которые финансируют амбулаторию, на сегодняшний день располагают самыми скромными возможностями, в связи с чем последние десятилетия объемы средств, поступающих в первичное звено, не были существенными. Поэтому увеличение материальной базы стало важным этапом в повышении качества работы медицинских учреждений. Прежде всего, в рамках реализации проекта значительно вырос средний уровень оплаты труда различных категорий медицинских работников (в среднем на 80 — 100 %).

Качество первичной медицинской помощи стало повышаться и по другим показателям. В рамках проекта действуют программы подготовки и переподготовки врачей, наблюдается положительная динамика изменения численности медицинских работников. В результате в 2006 году коэффициент совместительства снизился с 1,6 до 1,39 в целом по России, снизилась доля лиц пенсионного возраста среди медицинских работников первичного звена. И изменение это обусловлено не только приходом выпускников медицинских вузов и училищ, но и, например, созданием в некоторых областях России особых условий молодым врачам, изъявившим желание работать на селе.

Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых

терапевтов и педиатров10

9

http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/nat pro1ect.shtml Руслан Хальфин, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ, доклад от 16.02.2007 на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и исполнительных директоров территориальных фондов

10 Источник: Минздравсоцразвития РФ

Профилактика заболеваний

Профилактика заболеваний — самое эффективное средство от болезней. Профилактическое направление в здравоохранении всегда было приоритетным в нашей стране. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» была определена государственная финансовая поддержка профилактических мероприятий. В настоящий момент федеральный бюджет снова взял на себя эти обязательства.

Основными целями стали профилактика ВИЧ и гепатита В и С, а также иммунизация населения в рамках национального календаря прививок. Кроме того, были введены дополнительные диспансеризации, медицинские осмотры, скрининговые исследования беременных женщин и новорожденных. В результате, по многим оценкам, в 2006 году значительно снизилась заболеваемость данными инфекциями, повысился процент диагностирования заболеваний на ранней стадии.

К профилактическому направлению можно отнести и появление программы родовых сертификатов. Родовой сертификат был создан с целью дополнительной финансовой поддержки деятельности учреждений здравоохранения, предоставляя право на оплату услуг медицинской помощи. При этом его основная задача — повышение живорожденности. Показатели младенческой смертности 2006 года (10,21 человека на 1000 рожденных) снизились по сравнению с предыдущими годами (в 2005 году — 11 человек). Тем не менее, планируется достигнуть международных стандартов живорожденности с одновременным улучшением профилактики невынашивания беременности. Большое значение имеет и достигнутое повышение результативности диагностических и лечебных мероприятий, сокращение числа платных услуг по обследованию и лечению патологии беременных женщин.

Изменение расходов по временной нетрудоспособности (%) в 4 кв. 2006 года по

сравнению с 3 кв. 2006 года

11

9 Изменение расходов по вр. нетрудоспособности, %:

□ - ИЗ НИК ПО ПРОХОДИВШИМ осмотры

□ -из ник по не про ходившим осмотры

4,3%

-3,5%

12,0% 10,0% 8,0% 6,0% 4,0% 2,0% 0,0% -2,0% 4,0% -6,0%

Основные причины смертности в России — результат воздействия четырех — пяти факторов: транспортные травмы и ДТП, острые отравления, онкология, сердечно-сосудистая патология и качество работы служб родовспоможения. На следующие три года приоритетным национальным проектом «Здоровье» определены два основных приоритетных направления: борьба с сердечно — сосудистыми патологиями и с дорожно-транспортным травматизмом. В 2007 — 2008 гг. планируется потратить 13,5 млрд. рублей12 на профилактику данных проблем.

Доступность новейших технологий в области медицины

В рамках приоритетного национального проекта правительство РФ приняло решение о создании высокотехнологичных медицинских центров, при этом это будут, возможно, одни из самых современных центров в мире. На сегодняшний день 80% пациентов, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных центрах Москвы и Санкт-Петербурга, — жители этих городов и их областей. В ближайшие годы такие центры будут строить в Хабаровске, Красноярске, Иркутске и других городах. Они будут распределены равномерно и способствовать выходу здравоохранения на новый уровень.

11

Источник: Минздравсоцразвития РФ1

http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/nat_project.shtml

Есть точка зрения, что в строительстве новых центров нет необходимости, достаточно найти дополнительные средства для финансирования медицинской помощи, которая уже оказывается в действующих медицинских учреждениях. По этой причине впервые федеральное правительство сформировало заказ на 128 тыс. операций13, которые будут проводиться в федеральных специализированных медучреждениях. На будущий год эта цифра увеличится до 170 тыс. операций.

С 2007 года впервые в конкурсах на проведение высокотехнологичных операций будет предложено участвовать лечебным медучреждениям субъектов РФ. К этому моменту они должны будут пройти несколько подготовительных этапов: завершить утверждение клинических стандартов на оказании медпомощи, продемонстрировать готовность материальной базы и кадрового потенциала.

В 2006 году по результатам конкурсных мероприятий в рамках ПНП «Здоровье» были заключены контракты на поставку диагностического оборудования с отечественными (54%) и зарубежными (46%) производителями 14.

В результате уже в 2006 году повысилась доступность обследований и выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе для жителей сельских населенных пунктов, снизилось время ожидания обследования и платность медицинских услуг.

13

http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/nat_project.shtml

http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/nat_project.shtml

Доля зарубежных и отечественных поставщиков диагностического оборудования

(%)15

В 2008 году в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется реализация ряда «пилотных» проектов, которые апробируют новые механизмы работы системы здравоохранения.

Новая система финансирования здравоохранения и заработной платы медицинских работников

В 2007 году было выделено 19 «пилотных» регионов, которые ввели у себя новую систему оплаты труда и перейти к одноканальной форме финансирования здравоохранения. Предполагается, что все источники денежных средств (их в разных регионах может быть от четырех до шести) сливаются в единый поток. За счет этого появляется возможность более оперативно управлять этими деньгами и тратить их с большей отдачей. Медицинские работники при этом приобретают возможность получать достойную зарплату. С этой программой связан также блок учета объемов оказываемой медицинской помощи различным категориям граждан. Предполагается учет объема страховых взносов и соотнесение их с финансовыми затратами на различные группы пользующихся медицинскими услугами.

Система фондодержания и управления ресурсами здравоохранения

В «пилотных» регионах предполагается также внедрение элементов частичного или полного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи. В первичное звено будут передаваться те средства, которые врачи общей практики могут реально контролировать. Это создаст конкурентную среду в стационарной помощи, поскольку договора будут заключаться не только с управлениями здравоохранения. Таким образом, данная мера будет способствовать повышению качества медицинской помощи в первичном звене.

' Источник: Минздравсоцразвития РФ

Однако, уже сейчас очевидны возможные проблемы: сдерживание больных и ограничение их доступа в больницы и другие учреждения здравоохранения с целью увеличения собственных доходов или оказание собственными силами видов помощи, которые должны оказываться только в стационаре. В связи с этим возникнет необходимость жесткого контроля и дополнительных финансовых вложений для организации фондодержания.

Модернизация здравоохранения

Реализация «пилотных» проектов предполагает и решение общих задач модернизации здравоохранения. В первую очередь ставится задача создания единой федеральной информационной базы, основанной на современных технологиях. Предполагается также дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения, модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС), внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, поддержка медицинской науки и ее ориентация на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи и многое другое.

Актуальность проблем здравоохранения, необходимость реализации положений концепции развития медицины в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер. Основными приоритетами национальной программы являются: всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства, профилактическая направленность, обеспечение эффективного функционирования целостной, организационно и экономически гибкой системы оказания первичной медико-санитарной помощи, активное участие всех органов власти в решении вопросов здравоохранения, повышение уровня квалификации медицинского персонала. Достижение приоритетов программы осуществляется по ряду направлений.

Кадровые изменения

Низкая эффективность отечественной системы здравоохранения во многом является результатом того, что в последнее время она была ориентирована на развитие стационарной медицинской помощи в ущерб первичным догоспитальным медуслугам. Результатами этого структурного перекоса стали недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием. Эти факторы существенно снизили качество оказания первичной медицинской помощи, что привело к высокому уровню хронических и запущенных заболеваний. Одной из основных мер в решении данной пробле-

мы на современном этапе становится совершенствование кадровой политики.

В 2007 году произошло дальнейшее изменение системы оплаты труда медицинских работников. Она и в дальнейшем будет осуществляться с учетом результатов их деятельности. Также, при наличии у врача основных специальностей «Терапия», «Педиатрия» для занятия должности участкового врача-терапевта или педиатра необходимо будет пройти курс повышения квалификации. Эти и другие меры, направленные на развитие кадрового потенциала, призваны позитивно сказаться на качестве медицинской помощи.

Современные медицинские технологии

Для большинства населения в России по-прежнему остаются недоступны по-настоящему эффективные методы лечения: сложные операции, дорогие лекарства, точные технологии диагностики. К примеру, операцию аортокоронарного шунтирования выполняют лишь 17-20%16 нуждающихся в ней. Высокотехнологичная медицинская помощь — это использование сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники. Это операции на открытом сердце, трансплантация органов, нейрохирургические вмешательства, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, хирургические вмешательства высокой степени сложности. Лечебные учреждения, оказывающие такого рода медицинскую помощь, должны быть обеспечены высококвалифицированными медицинскими кадрами.

Для расширения доступа различных категорий населения к современным медицинским технологиям запланировано:

• существенное увеличение средств федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи;

• повышение эффективности расходования средств за счет перехода от содержания медицинских учреждений к государственному заданию на оказание определенного объема высокотехнологичной медицинской помощи;

• расширение мощностей для оказания такой помощи, в том числе за счет строительства новых центров высоких медицинских технологий в регионах России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышение прозрачности ведения очереди на получение высокотехнологичной медицинской помощи путем введения системы «листов ожидания».

Проект рассчитан на 5 лет, до 2010 года. Но уже в 2006 году объем таких видов лече-

16 http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/problems.shtml

ния вырос в полтора раза1, в 2007-м должен увеличиться почти в 3 раза. Существовавшие до начала национального проекта научные медицинские институты будут создавать и осваивать новейшие методы лечения, обучать специалистов, лечить самых сложных пациентов. Задача новых центров — тиражирование медицинских технологий, постановка их на поток. Все операции, все методы лечения будут выполняться по единым технологиям и стандартам. За 5 лет запланировано построить по 6 специализированных центров по каждому из основных направлений: кардиохирургии, травматологии, трансплантологии, нейрохирургии и репродуктивным технологиям. Количество высокотехнологичных коек в стране вырастет в полтора раза, объемы помощи на них — в 4-5 раз. Новые центры должны будут строиться по согласованию с регионами, по единым строительным технологиям. Больным не придется ехать в Москву или Санкт-Петербург и годами ждать очереди.

Финансирование здравоохранения

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» было предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств — 145 млрд. рублей на первые два года. Сумма примерно равна всему федеральному бюджету здравоохранения, запланированному на 2006 год (146,7 млрд. руб.). В этом году финансирование приоритетных национальных проектов превысит 330 млрд руб. Об этом сообщил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин17 На реализацию этого проекта в 2008 году будет выделено 3,6 млрд руб., в том числе на закупку оборудования в 12 субъектах РФ - 2,9 млрд руб. и 731 млн руб. - на оснащение федеральных клиник18.

Более того, эти деньги строго расписаны по строчкам и пунктам проекта. Скрупулезно подсчитаны койки, должности, ставки, оборудование и инструменты, продуман механизм согласования бюджета с регионами. Не менее важно то, что в проекте определены меры, способствующие созданию экономической базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи и применению механизмов экономической мотивации деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников.

Детальная проработка планов не дает гарантии от погрешностей и ошибок. Но масштаб, конкретность приоритетного национального проекта «Здоровье», а также различные меры, направленные на повышение экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения, предупреждение экономических потерь, дают надежду, что система здравоохранения начинает выздоравливать.

17 http://www.rost.rU/themes/2008/09/241737_15180.shtml#

18 http://www.rost.ru

Законодательная база

Многие тенденции современного здравоохранения свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательной базы. Осуществление этой задачи непосредственно связано с реализацией обеспечения прав граждан на охрану здоровья, установленных Конституцией РФ и действующим законодательством РФ и субъектов РФ. Принимаемые государством меры в сфере охраны здоровья должны быть адекватны не только сложившимся социально-экономическим условиям, но и способствовать повышению ранее достигнутого уровня правовых гарантий граждан, пользующихся медицинскими услугами.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» предусмотрена подготовка и утверждение нормативных правовых актов, которые будут способствовать реализации в полной мере права граждан на бесплатную медицинскую помощь. В 2006 году утверждены 43 таких акта, к 2007 подготовлены 2919. Они касаются, прежде всего, схем финансового взаимодействия, предусмотренных бюджетами различных уровней, а также обеспечения реализации прав на получение своевременной качественной медицинской помощи.

Компьютеризация и информационное взаимодействие

Эффективно работающие информационно-управляющие системы для современного российского здравоохранения явление нехарактерное. В тоже время компьютеризация и налаживание информационного взаимодействия — это необходимый шаг к дальнейшему развитию и модернизации отрасли. В настоящий момент структура парка компьютерных сис-тем2 в некоммерческих медицинских учреждениях свидетельствует о низком уровне информационной культуры. Среди них 50,8% составляют административные системы, 24,3% — системы решения задач ОМС (обязательного медицинского страхования), и только 16,6% — собственно медицинские системы (диагностика, лечение, профилактика). При этом 16% ПК используются в качестве пишущих машинок.

По мнению самих медиков, факторами, сдерживающими использование ИТ в области здравоохранения, являются:

• отсутствие денежных средств;

• нехватка квалифицированных специалистов по ИТ;

• недостаточность знаний и навыков медицинских сотрудников;

• неопределенность экономической выгоды от использования ИТ.

http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/problems.shtml

При этом у руководства медицинских учреждений часто просто нет информации о существующих системах, их преимуществах и специфике использования, как нет и возможности пользоваться квалифицированной помощью по выбору и сопровождению систем.

Без создания современной информационной инфраструктуры национальный проект «Здоровье» полностью своих задач решить не сможет. На современном этапе необходима разработка и реализация концепции информатизации здравоохранения и создания единого информационного пространства. Прежде всего, руководству медицинских учреждений должна стать очевидна экономическая целесообразность внедрения ИТ. Принятие национального проекта позволило увеличить расходы на компьютеризацию здравоохранения, отдельной финансовой статьей в бюджете выделяются деньги на программное обеспечение и техническое сопровождение, поэтому успех информатизации российской медицина полностью зависит от желания и усилий руководителей на местах.

Структура парка компьютерных систем (УЗ СВАО г. Москвы)

20

Не менее актуальной проблемой является стандартизация разрабатываемых систем. В настоящее время используемые в медицинских учреждениях информационные системы в большинстве случаев несовместимы. Тем не менее, по оценкам экспертов, рынок данных систем постепенно становится все более цивилизованным. Количество компаний, занимающихся разработками в сфере медицинских информационных технологий сокращается, а ры-

20 Источник: АРМИТ

нок консолидируется. В 2002 в этой области разработок было зарегистрировано 406 фирм, в 2006 — 295, при этом каждый год появляется 25 — 30 новых разработчиков21. Событием 2006 года в сфере медицинских информационных технологий в России стало создание национального стандарта по электронным историям болезней.

В системе отечественного здравоохранения за последние годы были достигнуты определенные позитивные результаты, среди которых можно отметить успешное внедрение в практику отечественного здравоохранения стандартов Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) по диагностике и лечению ряда заболеваний, улучшающееся с каждым годом финансирование отрасли, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. Эти и другие меры позволили повысить результативность медицинской помощи и улучшить некоторые показатели общей заболеваемости населения. Однако многие проблемы в системе здравоохранения остаются актуальными. Большинство из них являются весьма сложными, и их решение требует радикальных перемен в сфере управления органами здравоохранения в целом.

Несомненно, приоритетный национальный проект «Здоровье», хотя и не охватывает всей системы здравоохранения и, по сути, является пилотным, заслуживает высокой оценки как своей важности, так и достигнутых результатов. Впервые здравоохранение начало работать по единой программе. Уже есть определенные практические результаты. При этом для успешной реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и создания предпосылок для его дальнейшей модернизации ключевую роль играет создание эффективной системы управления и координации его реализации, а также информационное обеспечение.

Е.А. Харченкова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОСТИТУЦИИ КАК КРАЙНЕ НЕГАТИВНОГО

СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет

Проституция - оказание платных сексуальных услуг, ей могут заниматься как женщины, так и мужчины, хотя в основном она является «женским» занятием.

21

http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/problems.shtml Выступление Михаила Эльянова, генерального директора АРМИТ (Ассоциация Развития Медицинских Информационных Технологий) на конференции MedSoft 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.