Вклад сферы рекреации и туризма в реализацию национальных проектов DOI: 10.18572/2686-858X-2020-3-7-19-28
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА» В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ)
TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY NATIONAL PROJECT IN THE REGIONAL DIMENSION (THE CASE OF THE REPUBLIC OF
BURYATIA)
Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, доктор экономических наук, доцент Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Бадмацыренова Мария Борисовна, Министерство по туризму Республики Бурятия г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Аннотация. Статья подготовлена в период наступления второй волны коронавирусной пандемии, способной нанести новый сокрушительный удар по туристскому сектору. В статье представлены основные тренды в сфере туризма, влияющие на определение стратегических направлений, способов и технологий восстановления и дальнейшего развития туризма. Рассматриваются задачи и инструменты реализации государственной туристской политики в рамках формирующегося национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». На примере Республики Бурятия показаны изменения в подходах к поиску и принятию управленческих решений в условиях неопределенности. Показано, какие меры реагирования и государственной поддержки имеют тактическое значение, а какие могут способствовать восстановлению и дальнейшему развитию сферы туризма в рамках реализации национальной туристской политики в долговременной перспективе.
Ключевые слова: туризм, национальный проект, пандемия, COVID-19, тренды, антикризисные меры, Республика Бурятия
JEL codes: F52, M38, R58, Z32
Abstract. The article was written at the start of the second wave of the coronavirus pandemic, which may deal a new devastating blow to the tourism sector. The article presents the main trends in tourism determining the strategic directions, methods and technologies applied to revive and further develop tourism. It also considers the goals and tools for implementing the state tourism policy in the framework of the Tourism and Hospitality Industry national project being currently shaped. The case of the Republic of Buryatia has been used to show changes in the approaches to managerial decision-making in the face of uncertainty, and to analyze operational data on the current situation in the tourism sector. The authors consider which responses and government support measures have a tactical character, and which can contribute to the revival and further development of tourism in the framework of the national tourism policy in the long run .
Keywords: tourism, national project, pandemic, COVID-19, trends, anti-crisis measures, Republic of Buryatia
1. ВВЕДЕНИЕ
С момента распространения СОУГЭ-19 страны по всему миру оказывают поддержку туристскому сектору,
разрабатывая национальные планы спасения, восстановления и дальнейшего развития туризма в постковидный период (СОУГЭ [1,2].
Поскольку в России туризм и гостиничный бизнес включены в перечень наиболее пострадавших отраслей, то впервые в истории российского туризма государство оперативно оказало бизнесу разнообразную помощь. Однако для полномасштабного запуска процессов восстановления отрасли с постепенным выходом на траекторию устойчивого развития требуются более системные меры. В этих условиях Правительством России принято решение о разработке национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (далее - НП «Туризм»), как ответ на те вызовы, которые поставила пандемия.
Исключительность периода, в течение которого разрабатывается этот беспрецедентный по своим масштабам и содержанию документ, а также появление новых и неспецифичных инструментов поддержки отрасли, обуславливает необходимость изучения системы и направлений реализации мероприятий нацпроекта на региональном уровне Поэтому в данной работе на примере Республики Бурятия анализируются региональные особенности и подходы при подготовке предложений для включения в состав - НП «Туризм».
В ходе исследования выполнен анализ и систематизация основных трендов развития туризма, влияющих на определение
Рисунок 1 - Новые
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ
• Зелень» стандарты
л редпрн ним ате льет ва
• Социэпьно-ответственное поведение
• Развитие «етуриша на оопт
стратегических направлений восстановления и дальнейшего развития туризма, использованы системный, ситуационный и статистический подходы. Исследование опирается на данные из различных официальных источников международного, национального уровней, научные публикации, интернет-источники, а также на фактические данные Республики Бурятия, которая используя новые подходы, совершенствует собственную региональную политику по поддержке, восстановлению и дальнейшему развитию сферы туризма.
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Туризм относится к числу наиболее пострадавших секторов экономики от коронавирусной пандемии СОУГЭ-19. С момента начала кризиса «горячей» темой в исследовательских работах стали последствия негативного воздействия, с которым столкнулся глобальный сектор путешествий и туризма [3]. Наряду с оценкой глубины падения и величины потерь отрасли на глобальном и региональных рынках [46] исследователи изучают стратегические решения для преодоления кризиса в индустрии гостеприимства и различные способы восстановления туристского сектора [1,7], роль информационных технологий [8] как факторов восстановления отрасли и повышения его устойчивости. Особое внимание уделяется новым трендам в развитии турима, которые повлияли и будут влиять на определение стратегических направлений процессов восстановления и дальнейшего развития сферы туризма [9-11]. К числу таких трендов СОУГО-периода, могут быть отнесены следующие (рис. 1)
жя туризма в условиях COVID-19
ГЛОБАЛЬНАЯ/ЛОКАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
* Медицинская безопасность
* Политика £а!е Тоипьгп
* Т*хич>Т1|р:п1пп тотальный контроль
ЦИФРОВИЭАЦИЯ
* Цифровая экосистема бизнеса
* Развитие СТ инфраструктура
* Цифровой I 1Ч—И1НГ
ГОСУДАРСТВЕННДЧ ПОДДЕРЖКА
* ВнуТ(№нннн Ту^И]|,1
♦ ГТвддержка бизнеса
• Стмулирошни* внутреннего спрос»
(ШнО-Ю
1) Островизация (автономизация) туристских рынков стран. В чрезвычайных условиях страны действуют по принципу «каждый сам за себя», внедряя и политику «государственного эгоизма» в части ограничения или полного запрета экспорта важнейших медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также и ряда продовольственных товаров [12, с.79]. Учитывая, что чрезвычайно трудно определить, когда закончится пандемия, каждая страна самостоятельно принимает решение об открытии границ и доступности передвижений, применяет наиболее подходящий и эффективный для текущего времени план спасения отрасли. Внутренний туризм начинает играть все более важную роль в стимулировании потребления. Так, в период самоизоляции количество желающих путешествовать по России превысило число тех, кто хотел бы отправиться заграницу [10]. К тому же на внутренний туризм возложена роль драйвера развития транспорта и восстановления объемов перевозок до докризисного периода.
2) Вопросы обеспечения безопасности и охраны здоровья туристов являются ключевыми и останутся таковыми надолго. При выборе места отдыха потребители все больше будут беспокоиться о безопасности территории посещения, о соблюдении санитарных требований, об обеспеченности медицинской помощью и стоимостью возможной профилактики [3,10]. Важное значение будет отводиться политике «социального дистанцирования», предполагающей минимизацию контактов, а также снижение плотности посетителей на транспорте, в гостиницах, в ресторанах и прочих объектах. В то же время страх заболеть повысит личную безопасность туристов, которые все больше будут уделять внимание страхованию жизни, обеспечению медицинского обслуживания, организации работы служб спасения и скорой помощи, доступности информации о существующих угрозах и скорости реагирования на их жалобы. В целях обеспечения безопасности и восстановления доверия к туристским объектам города Санкт-Петербург присоединился к программе WTTC по обеспечению безопасного туризма, внедрив единый для сферы гостеприимства знак Safe Travels SPb [13].
3) Эксперты отмечают изменения в спросе на туристские услуги, обусловленные длительным нахождением дома, работой в удаленном формате, психологическими переживаниями, снижением доходов населения. стремлением к посещению природных территорий и оздоровлению. Спрос растет на новые круглогодичные продукты в области медицинского, оздоровительного, спортивного, гастрономического, экологического туризма. Ожидается, что возникнет спрос на персонифицированные услуги в небольших масштабах, как в домашних условиях. Деятельность туроператоров и турагентств переориентируется с массового туризма на индивидуальные туры и онлайн-продажи, вырастет спрос на индивидуальных гидов и гидов-водителей, на прокат автомобилей. Значительно разрастается категория путешественников, так называемых «цифровых кочевников» (digital nomads), выбирающих путешествия продолжительностью месяц и более с пребыванием в условиях, которые позволяли бы работать на удаленном графике [14]. В связи с этим весомым конкурентным преимуществом туристских территорий в будущем становится развитие информационной инфраструктуры.
4) Пандемия усилила тренд цифровизации отрасли. Действительно на протяжении последних лет в рассматриваемой сфере активно используются цифровые технологии, так как они могут в корне менять методическую, информационную и технологическую составляющие управленческих, производственных и маркетинговых процессов и выполнять их на высшем, более результативном уровне [15]. В условиях кризиса туристский рынок отреагировал мощнейшей активностью в цифровом пространстве. Новыми элементами цифровой экосистемы в туризме становятся виртуальные туры и экскурсии (тысячи природных и культурных объектов по всему миру открыли доступ к своим ресурсам), рост сервисов удаленной работы, бесплатные образовательные курсы в онлайн-формате для людей, оставшихся без «активной» деятельности, и другое Значительное внимание уделяется применению цифровых технологий для борьбы с распространением коронавируса на объектах туризма,
например, для информирования и контроля передвижения граждан, проверки путешественников, отслеживание обращений и др. [8].
Пятое, в условиях противостояния пандемии тренд на экологизацию туризма все более фокусируется на расширении и росте сектора экотуризма, неизбежно отклоняясь от процесса «озеленения» видов экономической деятельности, связанных с оказанием туристско-рекреационных услуг Следует признать, что во многих регионах России растет спрос к отдыху и активному досугу на природе и, прежде всего, к посещению особо охраняемых природных территорий в рамках развития экологического туризма [16].
Вместе с тем вызывает опасение заметное снижение внимания к вопросам воздействия сферы туризма на окружающую среду, которые концентрируются вокруг энерго и водопотребления, водоочистки и утилизации отходов. В сложившейся эпидемиологической обстановке
хозяйствующие субъекты при организации своей деятельности в значительной степени руководствуются санитарными требованиями, для соблюдения которых выполняется довольно широкий комплекс мероприятий, начиная от перепланировки и обработки помещений по принципу «социального дистанцирования», приобретения
дезинфицирующих и защитных средств, установки оборудования, обеззараживания территории, обучения работников, и др., что неизбежно ведет к росту потребления энергии, воды, увеличению неспецифичных отходов (маски, перчатки) . Поэтому в связи с ростом внутреннего туризма при формировании программ поддержки малых туристических проектов, а также субсидирования региональных туристических программ из федерального бюджета [12, С. 350] необходимо предусмотреть разработку и внедрение зеленых стандартов предпринимательства.
Шестое, в условиях пандемии ярко проявился тренд на усиление государственной поддержки сферы туризма, которая фокусируется на снижении административного регулирования, мерах налогового стимулирования, прямой финансовой помощи и иных формах поддержки Следует отметить, что в России поддержка хозяйствующих субъектов в сфере
туризма была оказана на национальном, региональном и муниципальном уровнях. При этом разработанные меры господдержки отличаются адресностью, целевым назначением, разнонаправленностью,
порядком предоставления, оперативностью оказания поддержки [17].
Эксперты считают, что: «Стабильная потребность в путешествиях и новых впечатлениях снова поможет индустрии выйти из кризиса» [10]. Несомненно, определяющее влияние на восстановление туристской активности окажет желание путешествовать как неотъемлемая потребность современного человека, поскольку «о развитии и доступности туристского пространственно-временного континуума, генерируемого развитием туристского сектора экономики, люди мечтали веками» [18]. В теории и практике международного обмена туристами есть немало примеров успешного восстановления туризма после глобальных кризисов. В этом русле данное исследование вносит вклад в расширение всестороннего анализа сложившейся ситуации и перспектив развития туристского сектора в долговременной перспективе в рамках нового национального проекта в сфере туризма.
3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Согласно поручению Президента Российской Федерации от 20.07.2020 № Пр-1124, работа над формированием нового национального проекта в сфере туризма началась в июле 2020 года. НП «Туризм», рассчитанный на 2021-2030 годы, направлен на достижение национальных целей по поддержке туристической отрасли с целью увеличения въездного и внутреннего турпотоков [19]. К 2030 году предполагается достичь удвоения значений таких показателей, как количество поездок граждан внутри страны, занятость в туризме, экспорт туристских услуг и вклад туризма в ВВП страны.
Нацпроект включает 3 федеральных проекта: «Развитие туристской
инфраструктуры и создание качественного турпродукта», «Повышение доступности и информированности о турпродуктах», «Совершенствование управления в сфере туризма», которые охватывают 9 ключевых задач и 11 основных инструментов реализации (рис. 2).
Рисунок 2 - Ключевые задачи и основные инструменты реализации федеральных проектов в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»
Нимма^м
ОовдЯМ жструтснга
, Ё с м 1 клна
инфрктру* турин
создание кач» ТУППМЛУ! стаеины* КТТМ
/
\
1. Создание благоприятных условий для развитии предпринимательской и
инвестиционной деятельности
г.Раввитие туристической и обеспечивающей инфраструктуры
3.Формирование
планирования
территории
СНСТИ.1Ы
туристом*
Л V
ФП 2 Пове пли ЦСнЛуШОГГН Е
турпрсвджтм
к
Д.Системное продвижение внутренний турист» ни направлений
5 Псвыш^чиэ доступности российски* туристических продуктов
л
У
1.Создание территориальных плавов туристического развития
2Субсидия ратины на формирование туристически привлекаУеЛьныи центров
1 Субсидии регионам на создание обеспечивающей инфраструктуры
4. (^■бсидирэваше пргцэнтиой ставит на строительство (реконструкцию) гостиниц и и.жяйфунлцибнапьнык комплексов
5.Гранто®ая поддержка общественны)! предпринимательских региональны«
Б. Субсидии юридическим н физическим лицам а цеПЧя снижении стоимости ТурпродукТЗ ДЛЯ конечного потребители
7. Финансирований мероприятии по системному продвижении национальных и региональных туристически* продуктов
фпз
Сов^ршсястюмяи« ужркалаш в сфг^с
турвд
6. Цифровиээция отрасли
7. Трансформация управления
З.Совер ииннминна нормативного правового регулирования
Разите CLK.Tei.iy подготовки
кадров
Л У
в Финансирование мероприятий по цифросизацки гоеуеяуг и
совершенствованию обора данных
Э введение налоговых гьгот
10 Реализация комплекса мер, направленны* на улучшение условий функционирования отрасли
11 Финансирование мероприятий по подготовке кадров
Источник: составлено по [19]
В региональной проекции девять ключевых инструментов реализации НП «Туризм» имеют решающее значение, поскольку влияют на направления и масштаб внедрения национальной туристской политики на территориях. Два инструмента, а это введение налоговых льгот в части снижения НДС, создания и развития особых налоговых режимов, а также реализация комплекса мер, направленных на улучшение условий функционирования отрасли в части нормативно-правовая базы, статистики, классификации, управления НП, оценки удовлетворенности и защиты прав потребителей и др. в значительной степени имеют общефедеральное значение.
В части базовых подходов формирования и реализации мероприятий НП «Туризм», ключевыми для регионального уровня являются те, которые влияют на готовность, масштаб
участия, на место региона в нацпроекте, на достижение целевых параметров. Первое, это выделение приоритетных туристских макротерриторий, второе, системный подход, начиная с концептуального планирования (мастер-планы) и завершая продвижением турпродукта; третье, сквозной характер оказания мер господдержки; четвертое, конкурсный отбор региональных инициатив/проектов/ мероприятий; пятое, комплексные инструменты поддержки развития туристских дестинаций; шестое, межведомственная и межрегиональная синхронизация планов развития.
Бесспорно, ключевое внимание отводится конкурсному отбору региональных инициатив/проектов/ мероприятий,
поскольку это сложный и документоемкий процесс подготовки обосновывающих материалов, многие из которых требуют научно-методической проработки. В этом
русле представляется важным максимальное вовлечение научно-образовательного
потенциала российских регионов в разработке и реализации мероприятий НП «Туризм».
Учитывая, что вопросы развития туризма лежат на стыке различных отраслей и затрагивают интересы предприятий разнообразных видов деятельности в реализации НП «Туризм» примут участие более40 федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти 85 субъектов РФ, предприятия туриндустрии и гостиничного хозяйства, хозяйствующие субъекты из более чем 50 смежных отраслей.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Предполагается, что приоритеты в инвестировании получают пилотные макро-территории. Поэтому Республика Бурятия и Иркутская область выступают с инициативой выделения Байкальской туристской макро-территории в качестве приоритетной, как обладающей уникальным туристским предложением. Такой подход предполагает интеграцию инициатив и координацию усилий вышеназванных
регионов через разработку межрегиональной концепции развития туризма как сводного документа, определяющего основные направления и маршруты, мероприятия и проекты, формы и механизмы их реализации, инструменты господдержки, сроки и объемы финансирования в рамках национального проекта. И немаловажное, определяющего приоритизацию туристских территорий, формат развития которых может быть разным, и соответственно инструменты поддержки могут быть разными, как в рамках туристского, так и иных национальных проектов, и государственных программ.
Бесспорно, в новых условиях это потребует обновления региональных стратегий и госпрограмм развития туризма, которые были сформированы, исходя из теории роста туризма, а также синхронизацию региональных паспортов НП «Туризм». Изучение опыта Республики Бурятия по противодействию распространению СОУГО-19 и внедрению антикризисных мер для поддержки туризма позволяет понять на какие решения следует опираться в долговременной перспективе.
2005 2006 200 7 2008 >009 >010 2011 2012 2013 201-1 201? 2016 2017 201Й 201?
Годы
■Численность лиц. разы шинныхв коллективных средствахразмещения Республики Бурятия ■ Ит них количество иностранных туристов
Рисунок 3 - Динамика численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, в Республике Бурятия за 2005-2019 годы, тыс. чел.
Отметим, развитие туризма в Республике Бурятия в доковидный период характеризовалось положительной динамикой основных показателей (рис. 3). Так, с 2005 по
2019 годы численность лиц, размешенных в коллективных средствах размещения, увеличилась в 2,4 раза (с 171,5 тыс. до 407,4 тыс. чел.), количество иностранных туристов возросло в 4,3 раза (с 19 тыс. до 81 тыс. чел.), объем платных услуг в 6,9 раза (с 0,48 млрд. до 3,3 млрд. руб.). В отрасли работают 27 туроператоров, 65 турагентств, 14 санаторно-курортных организаций, 486 коллективных средств размещения, из них 70 классифицированных.
С распространением пандемии в феврале
2020 года произошло резкое снижение въездного и внутреннего турпотока, загрузка средств размещения в феврале 2020 года уменьшилась к аналогичному периоду прошлого года в среднем на 31%, в марте - на 70%, в апреле и мае - на 95% (работали только гостиницы, принимающие командированных лиц).
Этот период характеризуется принятием очень быстрых и нестандартных решений по смягчению последствий кризиса и возобновлению предпринимательской
детальности. Сложность и драматичность ситуации с оказанием поддержки бизнесу заключалась в том, что на многие вопросы необходимо было искать неспецифичные, оперативные решения по принципу «здесь и сейчас», что потребовало колоссальной отдачи от управленческих кадров. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос организация системной подготовки управленческих кадров, в том числе к работе в условиях неопределённости.
В контексте реализации антикризисной политики комплекс мер, реализованных на региональном уровне, объединяет общефедеральные системные меры для субъектов малого и среднего предпринимательства и региональный отраслевой пакет мер для субъектов туристской деятельности (табл. 1).
Направления поддержки Смягчение последствий кризиса и стимулирование восстановления отрасли
Федеральный уровень Региональный уровень
Снижение административной нагрузки Отмена проверок. Мораторий на налоговые санкции. Запрет на возбуждение дел о банкротстве. Продление срока предоставления отчетности. Предоставление судебной отсрочки. Отмена проверок. Отсрочка введения Правил организации туризма и отдыха в центральной экономической зоне Байкальской природной территории до конца 2020 г.
Меры налогового стимулирования Налоговые льготы. Отсрочка по налогам и страховым платежам. Продление сроков уплаты налогов. Снижение налога на недвижимое имущество на 2020 год. Уменьшение на 90% потенциально возможного дохода для расчета налога по патентной системе Введение режима самозанятых. Освобождение от уплаты платежей СМП - арендаторов государственного имущества Р Б.
Таблица 1
Направления и меры государственной поддержки сферы туризма в Республике Бурятия в период распространения COVID-19
Продолжение таблицы 1
Финансовые меры поддержки Кредитная программа поддержки занятости. Отсрочка по кредиту. Реструктуризация кредитов. Субсидии: - на оплату труда работников (370 СМП); - на профилактику COVID-19 (172 СМП). Гранты Ростуризма (17 СМП на сумму 47,8 млн.руб.) Субсидии: - туроператорам по аренде помещения (13 ТО); - КСР по оплате коммунальных услуг (49 КСР, работающим круглогодично); - градообразующим предприятиям санаторно-курортной сферы (2); - субсидии на возмещение 15 видов затрат (50 СМП)
Инфраструктурная поддержка Софинансирование реконструкции автодороги в рамках ТРК «На Великом чайном пути» Софинансирование реконструкции автодороги в рамках ТРК «На Великом чайном пути»
Информационная поддержка Онлайн-информирование по программе «Поддержка в условиях COVID-19» Для оперативного информирования КСР создан чат с участием Роспотребнадзора.
Методическая Организационно-методическое сопровождение соблюдения эпи . мер Организационно-методическое сопровождение соблюдения эпидемиологических мер
Образовательная Акселератор по созданию ту ристско -рекреационных кластеров на охраняемых природных территориях Туракселератор (бесплатный образовательный интенсив) Бесплатные образовательные курсы экскурсоводов
Составлено по данным министерства туризма Республики Бурятия
В совокупности эти меры фокусируются на снижении административного регулирования, мерах налогового стимулирования, прямой финансовой помощи, инфраструктурной, информационной, образовательной и методической формах поддержки. Следует подчеркнуть, что обязательным условием получения господдержки является регистрация субъекта хозяйственной деятельности на сайте «Работающая Бурятия» по отраслевым ОКВЭД (55, 79, 86.90.4).
С момента возобновления деятельности санаторно-курортных организаций и средств размещения с 1 июня 2020 года для жителей Бурятии, а со 2 июля 2020 года для жителей из других регионов России, допуск к работе получило свыше 52% организаций, которые обеспечили соблюдение противоэпидемиологических мер. В
целях оперативного информирования бизнеса о принимаемых профилактических мерах был создан совместный чат с предпринимателями гостиничной
сферы, профильного министерства, Роспотребнадзора, муниципальных
образований, что позволило в режиме реального времени решать оперативные вопросы. Впервые региональный Роспотребнадзор действовал по принципу «лучше упредить нарушение, чем потом наказать». Востребованным инструментом стал туристский личный кабинет модуля «Ковид» информационной системы «Безопасный город», который позволял определять статус потенциального клиента при его заселении в гостиницы и санатории (больной, контактный). Очевидно, что в целях совершенствования управления
в сфере туризма представляется важным изучение лучших практик по применению нестандартных решений в цифровом формате.
Одним из нестандартных инструментов поддержки туризма в ковидный период стал запуск чартерных программ из Москвы в Республику Бурятия при поддержке Ростуризма и регионального правительства. С 4 июля по 14 сентября 2020 года компания TUI Россия реализовала 10 чартерных рейсов, обслужив 1528 туристов. Оценка удовлетворенности программой и обслуживанием в Республике Бурятия составила 4,8 из 5. Еще одной перспективной мерой по поддержке турбизнеса и создания условий для отдыха граждан страны является выделение российским правительством 15 млрд. рублей на программу стимулирования внутреннего туризма (CASH BACK), в рамках которой граждане смогут получить возврат средств в пределах до 20 тыс. руб. в зависимости от стоимости тура. Безусловно, такие решения могут создать основы для быстрого восстановления туризма и выхода его на докризиснное состояние.
Многообещающие перспективы связаны с реализацией государственной политики в развитии экотуризма в пространстве туристских аттракторов. По итогам Всероссийского конкурса на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма Тункинский национальный парк, став одним из 10 его победителей, получил возможность государственной поддержки для развития новой модели посещения охраняемой территории посредством создания качественной сервисной инфраструктуры и системы управления турпотоком. Однако в целях разработки комплексных планов развития и формирования системы управления потоком посетителей на очень чувствительных туристских территориях важно предусмотреть в НП «Туризм» мероприятия по применению больших данных (данные сотовых операторов, платежных систем, социальных сетей) для изучения пространственного поведения туристов и мониторинга рекреационной нагрузки.
Таким образом, с учетом ключевых трендов развития туризма Республика Бурятия готовится продвигать экотуризм,
а также новые туристские продукты в сегменте оздоровительного, медицинского, сельского, культурно-познавательного,
гастрономического, социального и детского туризма, что и найдет отражение в региональном паспорте НП «Туризм».
Предварительный перечень предложений в региональном паспорте НП «Туризм» фокусируется на комплексном развитии наиболее привлекательных туристских территорий, формировании качественной туристской инфраструктуры, обеспечении доступного отдыха, повышении качества туристских услуг и узнаваемости туристского продукта, на мероприятиях по развитию экологического, активного, оздоровительного направлений, по созданию пляжной инфраструктуры, новых маршрутов, горнолыжных комплексов и др., а также на совершенствовании управления в сфере туризма
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях пандемии обострились и сформировались основные тренды развития туризма, которые влияют на определение тактических решений и стратегических направлений восстановления и дальнейшего развития туристского сектора . Основной вектор туристской политики страны направлен на поддержку и развитие внутреннего туризма.
Однако для полномасштабного запуска процессов восстановления отрасли с постепенным выходом на траекторию устойчивого развития требуются более системные меры, поэтому Правительством России принято решение о разработке национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», как ответ на те вызовы, которые поставила пандемия.
Контур регионального паспорта в целом соответствует структуре национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» как составной части национальной туристской политики, направленной на обеспечение доступного, комфортного и разнообразного отдыха для граждан и гостей Российской Федерации за счет создания необходимых условий для привлечения инвестиций в отрасль и улучшения инфраструктуры для формирования качественного турпродукта. По внутреннему содержанию региональный компонент нацпроекта опирается на
предложения по созданию разнообразных продуктов и услуг в области медицинского, оздоровительного, спортивного,
гастрономического, экологического,
социального и детского туризма с учетом факторов, определяющих объемы и направления туристских прибытий, а также планируемых финансовых и организационно-управленческих возможностей.
Данная статья вносит вклад в расширение всестороннего анализа сложившейся ситуации и перспектив развития туристского сектора в период и после пандемии, что несомненно,
ещё долго будет предметом исследований. На примере Республики Бурятия показаны серьёзные изменения в подходах к поиску и принятию управленческих решений в условиях неопределенности, проанализированы
оперативные данные о сложившейся ситуации в сфере туризма, показано какие меры реагирования и государственной поддержки имеют тактическое значение, а какие могут способствовать восстановлению и дальнейшему развитию сферы туризма в рамках реализации национальной туристской политики в долговременной перспективе.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kreiner N. C., Ram Y. (2020). National tourism strategies during the COVID-19 pandemic // Annals of Tourism Research. 103076.
2. COVID-19: Measures to Support Travel and Tourism [Online] Available: https://www.unwto. org/covid-19-measures-to-support-travel-tourism (November 09, 2020).
3. Ugur N. G., Akbiyik A. (2020). Impacts of COVID-19 on global tourism industry: A cross-regional comparison. Tourism Management Perspectives. Volume 36, 100744.
4. Hao F., Xiao Q., Chon K. (2020). COVID-19 and China's Hotel Industry: Impacts, a Disaster Management Framework, and Post-Pandemic Agenda // International Journal of Hospitality Management, Volume. Vol. 90. 102636.
5. Zhuckovskaya I.F., Ovchinnikov A. Yu. (2020). Tourism and COVID-19: problem analysis and development prospects after the pandemic // Vestnik of National Tourism Academy. № 3 (55). P. 24-27.
6. Fomicheva E.A. Covid-19 in Thailand and Dealing with its Consequences (2020). South EastAsia: Actual problems of Development. Т. 2. № 2(47). P. 75-85.
7. Wenzel M., Stanske S., Lieberman M.B. (2020) Strategic responses to crisis. Strategic Management Journal, 10.1002/smj.3161
8. Gretzel U., Fuchs M., Baggio R., Hoepken W., Law R., Neidhardt J., Pesonen J., Zanker M., Xiang Z. (2020). e-Tourism beyond COVID-19: A call for transformative research // Journal of Information Technology & Tourism. 22: 187-203. https://doi.org/10.1007/s40558-020-00181-3.
9. Overview of Global Markets and Challenges 2020-2035 [Online] Available: https://www.you-tube.com/watch?v=AFbUoYXQUMs&feature=youtu.be (September 02, 2020).
10. Tourism. Post-COVID-19 Industry Outlook. Moscow Agency of Innovations [Online] Available: https://ict.moscow/research/turizm-prognoz-razvitiia-otrasli-posle-covid-19/ (November 20, 2020).
11. Maksanova L., Andreeva A. (2020) Tourism development in terms of the pandemic: the new trends and anti-crisis measures. Society: Politics, Economics, Law. №12.
12. Society and Pandemic: Experience and Lessons in Combating COVID-19 in Russia. - Moscow: 2020.- 774 p.
13. Petersburg hospitality Safe Travels SPb «safe travel» [Online] Available: https://www.visit-pe-tersburg.ru/safetravelsspb/ (November 09, 2020).
14. Airbnb founder predicted the development of a new type of tourism. [Online] Available: https:// profi.travel/news/46215/details (May 10, 2020).
15. Oborin M.S. Perspective directions of digital technologies implementation in the cphere of tourism and hospitality (2019). Moscow University Economics Bulletin. № 6. P. 11-125.
16. Dzhandzhugazova E.A., Maksanova L.B.-Zh., Bardakhanova T.B., Ponomareva I.Yu., Blinova E.A. (2019). Ecotourism Development in Russia: Analysis of Best Regional Practices. Ekoloji. Т. 28 № 107. С. 411-415.
17. Support measures for the tourism industry. [Online] Available: https://asi.ru/upload/iblock/9d3/ Mery-podderzhki-turisticheskoy-otrasli.pdf (May 06, 2020).
18. Romanova G., Sharafutdinov V., Onischenko E. (2019). On the economic foundations of tourism as an object of philosophy. Professor's Journal. Series: Recreation and Tourism. № 1 (1). P. 3-29.
19. Doguzova Z.V. National Project Tourism and Hospitality Industry. [Online] Available: https:// p3week.ru/forum-2020/prezentatsii?spush=bG1ha3Nhbm92YUB5YW5kZXgucnU (Oktober 1, 2020).