110
Вестник Российского университета кооперации. 2014. №3(17)
УДК 343.352
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
НА 2014-2015 гг.
М.С. Тимофеев
Рассматриваются основные элементы Национального плана противодействия коррупции, определяющие приоритеты в борьбе с коррупцией для правоохранительных органов и институтов гражданского общества на очередной год.
Ключевые слова: государство; коррупция; противодействие коррупции; законность; координация противодействия коррупции.
M.S. Timofeev. NATIONAL ANTI-CORRUPTION PLAN FOR 2014-2015
The basic elements of the National anti-corruption plan defining priorities in the fight against corruption for law enforcement agencies and civil society institutions for the next year are considered.
Keywords: state; corruption; anti-corruption; legality; anti-corruption coordination.
Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности Российского государства. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1], Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 [2], заложили прочные организационно-правовые основы борьбы с коррупцией.
Важным элементом в системе противодействия коррупции отводится планированию. Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.» [3] определены направления противодействия коррупции на ближайшую перспективу (далее - План).
Принятый документ отличается конкретностью и оперативностью. Правительству РФ, другим субъектам даются четко сформулированные предложения и указываются сжатые сроки исполнения и предоставления соответствующего доклада. В Плане содержатся как традиционные меры по противодействию коррупции, так имеются и новеллы. Отметим в связи с этим, что значительное внимание уделено проблемам профилактики коррупции в судебной системе. Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации рекомендовано обеспечить создание подразделений для координации мероприятий по противодействию коррупционным правонарушениям в судейском корпусе и аппаратах судов; разработку методических рекомендаций по заполнению судьями и работниками аппаратов судов справок о доходах, расходах, об имуществе и обя-
зательствах имущественного характера, а также справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; проведение на постоянной основе анализа организации работы по профилактике коррупционных правонарушений в части, касающейся соблюдения судьями и работниками аппаратов судов антикоррупционных норм (представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; размещение соответствующих сведений на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; осуществление проверок полноты и достоверности представленных сведений; соблюдение судьями и работниками аппаратов судов запрета на владение иностранными активами).
Органам судейского сообщества в Российской Федерации необходимо принять меры: по совершенствованию дисциплинарного производства в отношении судей, включая совершенствование структуры и функций судебно-дисциплинарных органов, процедурных гарантий привлечения судей к дисциплинарной ответственности; по рассмотрению на своих заседаниях результатов выполнения мероприятий, касающихся профилактики коррупционных правонарушений в судейском корпусе и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
План нацеливает на борьбу с коррупцией в социально важных сферах жизнедеятельности общества. Правительству РФ надлежит осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных про-
Государство и право
111
ектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.
В научной литературе и экспертных кругах не прекращаются дискуссии о вреде и пользе лоббистской деятельности. В связи с этим представляет интерес поручение Правительству РФ о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. По сути, речь идет о легализации лоббизма в нашей стране при всей спорности его восприятия.
Пока еще не выполнено требование Федерального закона «О противодействии коррупции» (ст. 13.3) о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки, внедрения и консультативно-методического обеспечения мер по предупреждению коррупции в организациях и контроля за реализацией этих мер, а также о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. О выполнении этого поручения Правительство РФ должно представить доклад в октябре 2014 г
Требует внимания проблема совершенствования координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов Российской Федерации в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчетности о полученных результатах в целях повышения эффективности противодействия коррупции.
Противодействие коррупции требует надлежащего научного обеспечения, проведения научных междисциплинарных исследований на основе действующего законодательства и практики его применения. Актуальными являются проблемы правовой природы нарушения запретов и ограничений, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и меры юридической ответственности, применяемые в случае такого нарушения (неисполнения); проблемы административной ответственности юридических лиц за
коррупционные правонарушения; вопросы освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения; проблемы формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения и др.
Нововведением в Плане является поручение Правительству РФ организовать внедрение в деятельность подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ, в целях осуществления мониторинга и автоматизированного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности, с использованием баз данных о доходах, недвижимом имуществе (в том числе за рубежом), транспортных средствах, счетах, кредитах, ценных бумагах.
В результате реализации этих мер будут созданы автоматизированная система мониторинга деклараций, специальная электронная база данных о государственных служащих в отмеченном направлении.
В принятом Плане общее и профессиональное антикоррупционное просвещение выделено как приоритетное направление деятельности. Должна быть реализована уже в ближайшее время обширная программа антикоррупционного просвещения граждан. В Российской академии народного хозяйства и государственной службы должны быть открыты специальные курсы для преподавателей-специалистов по противодействию коррупции. В учебных заведениях, готовящих бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление», рекомендовано включить в учебный план специальный антикоррупционный курс.
Заслуживает внимания и поручение Правительству РФ совместно с Центральным банком разработать механизм получения в зарубежных кредитно-финансовых учреждениях, государственных и иных органах и организациях информации о наличии у соответствующих российских должностных лиц денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о владении и (или) пользовании ими иностранными финансовыми инструментами.
На профильные структуры по противодейст-
112
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)
вию коррупции (Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ и МВД РФ) во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями возлагается необходимость:
- разработать криминологическую характеристику незаконной передачи части денежных средств, получаемых за исполнение государственного и муниципального заказа, исполнителем заказа должностному лицу государственного или муниципального органа (учреждения) за представление указанного заказа («откатов»). Доклад о результатах исполнения представить до 1 сентября 2014 г.;
- на основе криминологической характеристики разработать систему мер по предупреждению и пресечению «откатов» и внедрить эту систему в практику. Доклад о разработанных организационных мерах и предложения о подготовке соответствующих нормативных правовых актов представить до 1 декабря 2014 г.;
- обеспечить реализацию принятых мер.
Плановые мероприятия по противодействию коррупции на очередной год предусматри-
вают силами МВД РФ реализовать комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов, подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г., а также на создание туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг. содержит обширный перечень иных мероприятий, реализация которых повысит эффективность деятельности по противодействию коррупции в нашей стране.
Список литературы
1. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ст. 6228.
2. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16, ст. 1875.
3. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1729.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: MSTimofeev@mail. ru
TIMOFEEV, Mikhail Sergeyevich - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Dean of Law Department. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]