РАЗДЕЛ I • ОБЩЕСТВО
Научная статья
УДК 351.855.6;316.722
EDN LRFPST
DOI 10.24412/2224-9125-2024-4-19-23
http: //state -law-j oumal.ru https://ehbrary.ra/lrfpst Принята к публикации'. 19.10.2024
Эльфрида Раильевна АЮПОВА - кандидат филологических наук, выпускающий редактор «Тюменского научного журнала»
Россия, г. Тюмень, e-mail: [email protected], SPIN-код: 4601-9530
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ СИБИРСКИХ ТАТАР
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется процесс формирования национальной одежды татарского народа, в том числе, какие условия жизни, традиции и идеологии оказали на это непосредственное влияние. В исследовании сделан акцент на культурном взаимодействии с другими народами, как важном условии становления традиционных ценностей сибирских татар.
Особое внимание в работе уделено использованию различных стилизованных вариантов национального
-ности татарской одежды в современном исполнении, показана трансформация костюма и отличительных аксессуаров и предметов одежды, таких, например, как тюбетейка, шаль и хлопчатобумажный платок.
-
-
щихся к истории одежды, исследование их как важных составляющих целостного процесса формирования национального костюма. Актуальность темы определяется необходимостью исследования и сохранения культурных традиций татарского народа в современном меняющемся мире, так как утрата культурных традиций влечет за собой не только необратимое исчезновение народной культуры, но и исчезновение этнических особенностей народа.
Ключевые слова: -налъная символика, история одежды.
Elfrida Railievna AYUPOVA - Candidate of Philological Sciences, Editor-in-Chief of the Tyumen Scientific Journal
Russia, Tyumen, e-mail: [email protected], SPIN-code: 4601-9530
NATIONAL COSTUME OF SIBERIAN TATARS
ANNOTATION
-dons, traditions and ideologies had a direct in fluence on this. The study focuses on cultural interaction 'with otherpeoples as an important condition for the formation of traditional values of the Siberian Tatars.
Particular attention is paid to the use of various stylized versions of the national costume in stage costumes and costume events. The characteristicfeatures of Tatar clothing in a modem version are listed, the transformation of the costume and distinctive accessories and items of clothing, such as a skullcap, shawl and cotton scarf, are shown.
The purpose of this article is to most accurately characterize such a representative of the multinational Russian people as the Siberian Tatars, classify materials related to the history of clothing, and study them as important components of the integralprocess offormation of the national costume. The relevance of the topic is determined by the need to study and preserve the cultural traditions of the Tatar people in the modem changing world, since the loss of cultural traditions entails not only the irreversible disappearance of folk culture, but also the disappearance of the ethnic characteristics of the people.
Keywords:
Ссылка для цитирования: Аюпова Э.Р. Национальный костюм сибирских татар // Журнал «Общество и государство». -2024. -№4(48). -С. 19-23. DOI: 10.24412/2224-9125-2024-4-19-23.
Одежда, материальная культура и самоидентич- параллельно с изменениями культуры и традиций ность человека всегда неразрывно связаны; оче- этноса.
видно, что трансформация одежды происходит Многие исследователи данной тематики отме-
19
ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
чают, что, в связи с большой территорией заселения Сибири, определенной разобщенностью, связями со многими народами, сложной социальной структурой и другими факторами этническая история сибирских татар в Российском государстве была непростой.
Сибирские татары постепенно расселились в средней и южной части Западной Сибири — от Урала до Енисея. Их поселения разбросаны по русским деревням, сами русские живут в татарских деревнях, составляя иногда 15-30% от их общего населения. В Тюмени на данный момент проживают большие группы сибирских татар, многие волжско-уральские татары расселились в городах Западной Сибири.
Традиционными занятиями сибирских татар являются земледелие (у некоторых групп это было до прихода русских в Сибирь) и животноводство. В южной части региона татары возделывали пшеницу, рожь, овес и просо. Основные ремесла, помимо торговли и извоза — обработка кожи, плетение сетей, изготовление деревянных чаш, телег, лодок, саней, лыж.
Для сибирскотатарских деревень характерны поселения на берегах рек и озер. Для большинства татарских поселков было характерно правильное расположение линий улиц. В некоторых поселениях отмечаются и другие особенности, например особая кривизна улицы, повороты, углы, некоторая разбросанность жилищ и т. д. Дома располагаются по обеим сторонам улицы, при этом в прибрежных деревнях редко встречаются односторонние постройки.
В монографии «Татары Западной Сибири: история и культура» авторами Н. А. Томиловым и Ф. Т. Валеевым отмечается, что в XVII веке в качестве домов использовались туннели и полувырытые ямы. Позже были построены дома в русском стиле, у некоторых татар были двухэтажные бревенчатые дома, а у богатых купцов и промышленников города — каменные. Главное место в интерьере дома занимал, как правило, яркий ковер. Прикроватная тумбочка заменила практически всю необходимую мебель, в домах были столы на очень низких ножках и полки для посуды, другая мебель — шкафы, стулья и т. д. была только у зажиточных татар [1, с. 94-98].
Нужно отметить, что на большей части Сибири субарктический хвойно-лесной климат, а в некоторых районах — холодный тундровый. Из-за близости к Северному Ледовитому океану теплый воздух из Атлантического, Тихого и Индийского океанов блокируется горами и плато и подвергается непосредственному воздействию океаном и Курильским течением. Климат достаточно холодный, в некоторых местах температура может достигать крайне низких показателей. Поскольку Западно-Сибирская равнина примыкает к внутренней части России и ее рельеф относительно равнинный, температура близка к температуре европейской части России. Почвы, растительность и климат Сибири большей частью не представляли особой привлекательности для татар. Вместо этого Сибирь располагала к охоте, а меха были одним из самых ценных предме
тов потребления в России и одним из самых прибыльных экспортных товаров.
Корусенко в своей работе «О характере этнической общности сибирских татар» упоминает о том, что в холодном российском климате меха, которыми торговали татары, ценились за их роскошный вид, визуальную и тактильную привлекательность, а также за их редкость и высокую стоимость. Ношение меха позволяло владельцу продемонстрировать высокий социальный статус, власть и богатство. Интересен тот факт, что основными средневековыми источниками поставок лучших мехов были отдаленные земли северо-восточной Европы и северо-западной Сибири.
Московские правители распространили свое военное господство на племенные народы Перми и Печоры, которые были обязаны платить дань мехами. Москва стала ведущим поставщиком меха в Османское царство и Западную Европу, поскольку популярность роскошных мехов, таких как горностай, куница и соболь, возросла. В этом обширном движении участвовали как европейские, так и русские и татарские торговцы, привозившие в качестве платы за меха серебро и золото [1, с. 94].
К началу XVI века, несмотря на колебания маршрутов и изменение моды на меха, основные структурные особенности северной пушной торговли прочно закрепились. Активный и растущий спрос со стороны потребителей можно объяснить простым средством удовлетворения самой насущной человеческой потребности: видимой демонстрации высокого статуса и власти в сочетании с теплом и комфортом. Меха сортировались по породам и качеству по общепринятой схеме. Посредниками в торговле выступали русские и татарские князья и купцы.
Как было сказано ранее, земли Западной Сибири были разделены на две отдельные природные области: тундру на севере и тайгу, или болотистый влажный хвойный лес, на юге. Это были арктические и субарктические земли, не слишком перспективные для оседлого земледелия или русского расселения [3, с. 21].
Низкие температуры и ограниченное количество солнечного света позволяют расти только лишайникам, мхам, небольшим древесным кустарникам и травянистым растениям. Наличие снега в течение 240 дней в году также ограничивает животноводство. К югу от тундры западная равнина Сибири представляет собой преимущественно тайгу, редкий лес из пихты, ели и кедра, растущий на торфяниках, покрытых мхом и лишайником. Дикая природа Сибири, включает крупных млекопитающих, таких как бурый медведь, волк, лось, северный олень и рысь. Встречаются и более мелкие пушные звери — соболь, куница, бобр, горностай и др. Соответственно изготовление одежды из кожи и меха имеет древние традиции у татар Сибири. Как показывают археологические материалы, обработка кожи и изготовление из нее обуви занимали значительное место в хозяйственной жизни татар XV—XVI веков [1, с. 97].
20
РАЗДЕЛ I • ОБЩЕСТВО
Стоит отметить, что всего несколько десятилетий назад традиционные костюмы татар выглядели иначе. Традиционная женская одежда включала рубаху с широкими и длинными рукавами, называемую «кюльмек». Мужчины носили удобные штаны (ыштан) с камзолами (камзун). В зимние месяцы мужчины носили шубы или мутоновые пальто (тулуп). Их головной убор представлял собой тюбетейку. Головными уборами также были круглые меховые шапки (малахай) летом и весной, а зимой - войлочные и меховые шапки (буреки). К популярным предметам верхней одежды мужчин относились и бухарские халаты (чапаны).
Традиционная татарская женская одежда имела много общего с мужской одеждой, в том числе длинные рубахи (кюльмек) и брюки (ыштан). Женская одежда обычно украшалась вышивкой и отделкой и включала в себя бархатные камзолы и фартук. Уникальным элементом татарской женской одежды был калфак. Татарские женщины также носили различные головные уборы, например, ушанки. Разноцветная кожаная обувь (ката, читек, кевеш) была отличительной чертой сибирских татар, она разделялась на кожаную и войлочную. Также неотъемлемым женским аксессуаром были красочные шали и хлопковые платки.
Молодые женщины дополняли свой наряд нагрудными украшениями из серебра и монет. Нужно заметить, что в то время, как татарские девушки часто ходили с непокрытой головой, взрослые женщины обычно носили хлопчатобумажные шали в качестве головного убора и аксессуара [8, с. 14].
Интересен тот факт, что в самом начале прошлого века жители татарских сел не имели нижнего белья, в этом смысле русские и татары существенно отличались друг от друга. Татары вместо белья предпочитали носить довольно просторные брюки и рубашки. И мужчины, и женщины носили национальные бешметы — большие кафтаны с длинными рукавами.
Нужно отметить, что татарки предпочитали одеваться в богато украшенные платья, в целом, национальный костюм сибирских татар отличается красочностью и обилием узоров, которые использовались для украшения одежды. Также важным элементом костюма являлось использование натуральных материалов, таких как шерсть, шелк и овечья кожа [6, с. 46].
Очевидно, что традиционные костюмы татар достаточно своеобразны и различаются в зависимости от мест их проживания. Городские жители мужского пола обычно носят белые рубашки с широкими рукавами, прямым воротником, открытой грудью и лацканами с кружевной вышивкой на воротнике и манжетах, а также черный короткий жилет до талии или черную рубашку с длинными рукавами с поясом на талии. Брюки обычно черные с узкими штанинами. Зимой и осенью татары носят длинные и короткие пальто, короткие куртки и шубы из меха животных. На ноги надевают кожаные туфли или длинные кожаные ботинки, а пожилые люди поверх кожаных туфель или ботинок носят галоши. Помимо черного, мужчины в сельских рай
онах также носят красные и зеленые шляпы, а вместе с одеждой обычно можно увидеть тканевый пояс [7, с. 139].
Городские жительницы-татарки любят носить широкие штаны или широкие длинные комбинезоны с рюшами внизу, предпочитают ходить в бархатных шляпах с цветами, инкрустированных жемчугом. Молодые женщины и женщины постарше также надевают на шляпы шелковые платки и украшают их серьгами, браслетами, кольцами, ожерельями, брошками и т. д. Женщины в сельских районах обычно предпочитают носить платки.
Татарские женщины славятся вышивкой, при этом они вышивают узоры не только на различной одежде, но также и на скатертях, обрамлениях простынь и т. д., молодые девушки также славятся вышивкой цветочных узоров на своем приданом.
Безусловно, татарский национальный костюм проходит долгий путь исторического развития, одежда 8-9 веков существенно отличалась от одежды 19-20 века. Но даже в современном мире можно уловить национальные особенности прежних традиций. Татарский национальный костюм может рассказать нам о многом, одежда также может воплощать идеальную человеческую форму, олицетворяющую концепцию нации. Он указывает на временной промежуток, личные качества, социальный статус, эстетический вкус человека. Вполне закономерно, что в одежде разных времен переплетаются историческая память о человеке, его моральные устои и стремление к совершенству и новизне [10, с. 173].
Следует отметить, что наиболее четко прослеживаются национальные особенности именно в женской одежде. Поскольку женщины имеют большую потребность в «украшательстве», их одежда отличается от мужской необыкновенным своеобразием.
Татарские женские национальные костюмы можно встретить в самых разных экзотических расцветках. Они отличаются силуэтом, конструкцией, особым декорированием, а также украшениями и разнообразием оттенков ткани [2, с. 846].
Основной силуэт татарской традиционной одежды — трапеция, отличительной чертой также является различная цветовая насыщенность, использование множества орнаментов. Национальные костюмы женщин и мужчин татар декорируются ценным мехом бобра, соболя, норки, чернобурки, которые всегда достаточно высоко ценятся среди экспертов моды.
Рубаха (кулмек) — основа женского и мужского брючного костюма. Распространенной до середины XIX века была старинная туника-верх из сукна, с ластовицами, безплечевыхшвов, с вырезом на груди и съемными боковыми танкетками. Праздничные рубашки шились из дорогих тканей, которые могли себе позволить исключительно богатые татары, их украшали различными декоративными элементами - тесьмой, кружевом, яркими лентами, всевозможными рюшами. Обязательной составляющей женского татарского национального костюма быт нагрудник (тешельдрек, кукрекче) [9, с. 30]. Точно таким же национальным элементом одежды можно
21
ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
обозначить и штаны «ьпптан» — распространенный вид татарского наряда. Нужно отметить, что мужские брюки обычно изготавливались из пестряка (полосатой ткани), а женские шились преимущественно однотонные. Важным дополнением к образу предков современных сибирских татар являлись кожаные сапоги и туфли, имевшие сходство с современными тапочками, у которых носки обязательно должны быть завернутыми вверх, с ними носили холщовые или шерстяные носки.
К концу XIX века технология производства одежды изменилась. Массовое производство одежды и использование швейных машин открыли массу вариаций татарских национальных костюмов: и это сразу отразилось на стиле одежды. Мужчины стали отказываться от джилянов, сшитых из ярких шелко -вых и хлопковых тканей, с однотонными зелеными, светло-коричневыми и желтыми оттенками, украшенных вышитыми вручную завитками.
При всех изменениях в предпочтениях одежды, остается неизменным любовь татар на протяжении довольно длительного времени цилиндрическая кожаная шляпа с плоским верхом, их шили и шьют из овчинного меха или полосок соболя или бобра с суконным низом. Тюбетейка, которую носят с полной шапкой, называется каляпуш, он выполнен преимущественно из темных тонов и вышитого бархата.
Нужно заметить, что в прошлых столетиях женские головные уборы татарок хранили в себе зашифрованную информацию о семейном и социальном положении его обладательницы. Белые калфаки могли быть либо вязаные, либо тканые, а также, зачастую, они соседствовали с украшениями на лбу — нашитыми подвесками, бусами, пряжками и полосками ткани [1, с. 21-22].
Интересная особенность заключается в том, что женский национальный костюм татарки включает в себя в качестве обязательной части покрывало-платок. До сих пор у татар сохраняется привычка носить шали, искусно драпированные по форме. Наиболее распространенные цвета в этнических узорах — черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый [4, с. 11].
По мнению историков-искусствоведов, женские украшения у татар — показатель социального статуса и материального достатка семьи. Делались они, как правило, из серебра и инкрустировались драгоценными камнями. При этом приоритет отдавался бирюзе синих и зеленых оттенков, обладающей, по мнению верующих татар, волшебной силой. Бирюзу ассоциировали с символом благополучия семейной жизни, а само поверье в необычные свойства камней уходит своими корнями к древним восточным суевериям.
Также часто в аксессуарах татар используются коричневый агат, аметист, белый и дымчатый кварц. Женщины носили различные браслеты, перстни, а также накосники, застежки-ожерелья, называемые «як чылбыры». А в поясе XIX века всегда присутствовала особая отделка, которая к тому же служила декоративным талисманом [5, с. 75].
Чулпу, серебряное украшение из монет, традици
онно вплетали в волосы, а одежду зачастую дополняла подвешенная коранница, эти аксессуары, как правило, подчеркиваются брошками и бусинами. Нужно отметить, что многие похожие аксессуары можно наблюдать и у представителей других народов. Общность этносов как нигде лучше может быть запечатлена в похожести узоров и орнаментов, использовавшихся для декорирования верхней одежды, головных уборов и кожаной обуви.
К самобытным женским головным уборам можно отнести местные повязки (сарахи, сараваты) с жесткой передней частью из ткани, расшитые кружевом и бисером. По праздникам надевали яркую шапку «калфак», кроме того, женщины носили цилиндрические летние и зимние шапки, поверх которых надевали расписные и вышитые платки и шали. Повсеместное распространение получили разного рода сапоги из мягкой кожи (ичиги), зимние, утепленные сапоги (пима), а также полусапожки, сапоги для охоты и рыбалки и т. д.
Очевидно, что этнокультурные взаимоотношения сибирских татар с другими народностями напрямую проявляются в их одежде и украшениях. Поэтому татарская составляющая ярко выражена наличием тюбетейки или тюрбана в мужской одежде, также отличительной особенностью татарина был чапан, пальто среднеазиатского происхождения, которое можно видеть и в культуре узбекских народов. Сходство с русскими народами обнаруживается в ношении мужской зимней одежды — тулупов с меховыми шапками. Тулупы и другую верхнюю одежду сибирские татары подпоясывали особым тканым поясом «пилпау». Основными видами мужских головных уборов, как было сказано ранее, были различные тюбетейки, они зачастую украшались тамбурной вышивкой, золотым шитьем или изготавливались из узорной ткани.
Комплект молодой татарки включал в себя платья различного покроя, с безрукавками, украшенными монетами, ювелирными пластинками, вышивкой. Камзолы шили из шелка и бархата и подкладывали набивной тканью. Бешмет, обычно украшенный монетками и различной символикой, использовался и как теплая женская одежда. Тюбетейки заимствовались у ижских татар, а также головные уборы в виде сараутских повязок.
Небольшой выбор тканей для производства одежды можно объяснить тем, тем, что технология переработки льна, конопли и шерсти среди сибирских татар была распространена лишь у татар, мигрировавших из Поволжья и Приуралья с начала 19 в.; до этого основным растительным волокном для производства тканей была конопля (кидер), шерсть использовалась в основном овечья, реже козья.
Таким образом, анализируя историческую трансформацию национальной одежды сибирских татар, мы можем сделать вывод о том, что она отражает их богатую культуру и историю, а также уникальные традиции и обычаи этого этнического народа. Каждый элемент костюма имеет свое значение и символизирует различные аспекты жизни сибирских татар, что делает его незаменимым элемен
22
РАЗДЕЛ I • ОБЩЕСТВО
том их национальной идентичности. Не подлежит сомнению необходимость сохранения культурного наследия для будущих поколений, защиты и поддержания традиций, связанных с национальным костюмом, что является важной составляющей для сохранения народа как нации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Валеев, Ф. Т. Татары Западной Сибири: История и культура /Ф.Т. Валеев, Н. А. Томилов. — Новосибирск, 1996.-220 с.
2. Ахунова, Э. Р. Этнографические выставки и
-ко-архитектурном музее-заповеднике // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — 2022. — Т. 28. — С. 845—848.
3. Шагбанова, X. С. Особенности современного литературного процесса сибирских татар / X. С.
-ство. - 2021. - № 1(33). - С. 17-20.
-
-ский аспект // Общество и государство. — 2022. — № 1(37). - С. 11—12.
-графический источник //Духовная культура народов Сибири/Редакционная коллегия: В. Б. Богомолов, Р. Ф. Итс, В. И. Матющенко, Д. Г. Савинов, Н. А. Томилов —
-дарственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный
-тет, 1980. - 182с. - EDNSAUSPD.
-ности сибирских татар // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. — Омск : Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2005. — С. 46—61.
-туры татар, проживающих за пределами ТаССР в
-
-нального и патриотического воспитания: Материалы респуб. науч.-практ. конф. — Казань, 1989. — С. 138—143.
8. Корсакова, Г. Б. Этногенез сибирских татар на территории Сибири // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. —№15, — С. 14—16.
9. Бакиева, Г. Т. Сибирские татары в составе Российского государства в XVII-XVIH вв. // Средневековые тюрко-татарские государства / Отв. ред. И. К. Загидуллин. — Казань, 2009. — 232 с. - С. 29—33.
-ной одежде сибирских татар / Д. Р. Булатова,
О. А. Бакиева // Конструктивные педагогические заметки. — 2020. — № 8-1(13). — С. 173—185.
REFERENCES:
1. Valeev FT, Tomilov NA. Tatary Zapadnoj Sibiri: Istorija i kul’tura [Siberian Tatars: History and Culture]. Novosibirsk; 1996. 220p. (In Russ.).
2. Akhunova ER. Etnograflcheskie vystavki i kollektsii sibirskikh tatarv Tobol’skom istoriko-arkhitekturnom muzee-zapovednike [Ethnographic exhibitions and collections of Siberian Tatars in the Tobolsk Historical and Architectural Museum-Reserve]. Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel’nykh territorij. 2022;28:845— 848. (In Russ.).
3. Shagbanova KS, Kuznetsova YuA. Osobennosti sovremennogo literaturnogo processa sibirskikh tatar [Features of the modern literary process of Siberian Tatars]. Obshchestvo igosudarstvo. 2021;l(33):17—20. (In Russ.).
4. Niyazova HN. Fol’klor kak otrazhenie ehnokul’tury sibirskikh tatar: teoreticheskij aspekt[Folklore as a reflection of the ethnoculture of Siberian Tatars: theoretical aspect]. Obshchestvo igosudarstvo. 2022;l(37):ll—12. (In Russ.).
5. Vdovin IS. Fol’klor kak istoriko-etnograficheskij istochnik [Folklore as a historical and ethnographic source]. In: Bogomolov VB, Its RF, Matyushchenko VI, Savinov DG, Tomilov NA (editors). Dukhovnaya kul’tura narodov Sibiri. Tomsk: Natsional’nyj issledovatel’skij Tomskij gosudarstvennyj universitet; 1980. p. [Page numbers not specified in source]. EDNSAUSPD. (In Russ.).
6. Korusenko SN. О kharaktere ehnicheskoj obshchnosti sibirskikh tatar [On the nature of the ethnic community of Siberian Tatars]. Narody i kul’tury Sibiri: izuchenie, muzeifikatsiya, prepodavanie. Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet im. F. M. Dostoevskogo; 2005. p. 46—61. (In Russ.).
7. Valeev FT. Кvoprosu о razyitii yazyka i kul’tury tatar, prozhivayushchikh za predelami TASSR v sovremennykh usloviyakh [ On the issue of the development of the language and culture of Tatars living outside the Tatar ASSR in modem conditions], Aktual’nye problemy razyitiyamezhnatsional’nykh otnoshenij, intematsioal’nogo ipatrioticheskogo vospitaniya: Materialy respub. nauch. -prakt. konf. Kazan; 1989. p. 138— 143. (In Russ.).
8. Korsakova GB. Ehnogenez sibirskikh tatar na territorii Sibiri [Ethnogenesis of Siberian Tatars in Siberia]. Sborniki konferentsij NITS Tsociosfera. 2012;15:14-16. (In Russ.).
9. Bakieva GT. Sibirskie tatary v sostave Rossijskogo gosudarstvo v XVII-XVIII vv. [Siberian Tatars as part of the Russian state in the 17th-18th centuries]. In: Zagidullin IK (editor). Srednevekovye tyurko-tatarskiegosudarstvo. Kazan; 2009. p. 29—33. (In Russ.).
10. Bulatova DR, Bakieva OA. Simvolika tsveta v narodnoj odezhde sibirskikh tatar [Symbolism of color in the folk clothes of Siberian Tatars]. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2020;8-l(13):173—185. (In Russ.).
23