Научная статья на тему 'Национальные закономерности развития стилей бюрократического управления в современной России'

Национальные закономерности развития стилей бюрократического управления в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
СТИЛИ БЮРОКРАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / БЮРОКРАТИЯ / ТРАДИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / STYLES OF BUREAUCRACY / BUREAUCRACY / TRADITIONS OF PUBLIC ADMINISTRATION / MENTALITY / GOVERNMENT / EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION / PERSONNEL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Артур Георгиевич

Статья посвящена правокультурному анализу стилей бюрократического управления в России, выявлению историко-культурных закономерностей развития отечественной бюрократии и рассмотрения перспектив ее развития в эффективных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL REGULARITIES OF THE DEVELOPMENT OF BUREAUCRATIC MANAGEMENT STYLES IN CONTEMPORARY RUSSIA

Article is devoted to the right cultural analysis of styles of bureaucracy in Russia, to detection of historical and cultural regularities of development of domestic bureaucracy and consideration of prospects of its development in effective forms.

Текст научной работы на тему «Национальные закономерности развития стилей бюрократического управления в современной России»

Текущий спектр государственно-правовых реформ в России, направленный на модернизацию системы государственного управления и приведение ее в эффективное состояние, по оценкам многих государствоведов, политологов, теоретиков права и правоприменителей не достигает своей конечной цели, упираясь в невидимые барьеры которые сегодня именуются коррупцией, злоупотреблением властью, бюрократизацией, служебной некомпетентностью и т.п. Однако настолько ли новы проблемы государственного управления в России, вызванные транзитивным состоянием российской государственности, или они обусловлены историческим развитием отечественной бюрократии и ее традиционными стилями публичного управления?

Правокультурный анализ государства периода царской России в работах таких авторов, как Л.А. Тихомиров и сравнение современного состояния системы государственного управления позволяет говорить о наличии значительной исторической преемственности в стиле государственного управления. Так, по словам дореволюционного государствоведа Л.А. Тихомирова в истории становления государства Российского наблюдалась постепенная бюрократизация служилого сословия [10]. При этом ученые того периода в стиле государственного управления выделяли два блока традиционных черт:

- во-первых, негативный блок включающий в качестве традиций публичной власти: бюрократизм, волокиту, властный произвол, взяточничество, интриганство, игнорирование закона и целей, формулируемых верховной властью, некомпетентность, государственную измену, продвижение чиновников по карьерной лестнице при помощи родственных связей (кумовства);

- во-вторых, к положительным чертам традиций государственного управления относили: самопожертвование чиновника во благо высших (государственных) целей, личную преданность руководителю, охраняющему государственные интересы, приоритет духовных ценностей над бюрократическим законодательным формализмом.

Что характерно, указанные черты бюрократического стиля управления прослеживаются и в современной российской модели бюрократии.

Отсюда следует вывод - что бы понять тенденции развития и специфику действующего государственного аппарата необходим анализ не только его текущего состояния, но и культурно-традиционных закономерностей, заложенных в истории развития российской государственности.

Характеризуя традицию российской бюрократии в ее негативных формах, М.Н. Афанасьев подчеркивает: «Государственный контроль - скорее навязчивая идея российских самодержцев, нежели административная действительность самодержавия. Титанические усилия по реализации такого контроля были не просто тщетны - прирастающая телесность чиновного мира в самой себе несла отрицание государственного порядка как идеологической сверхзадачи, мыслилась ли та в категориях православного благочестия или "полицейского государства"» [3].

Из сказанного следует вывод - необходимо отделять общую культуру и традиции российского общества от бюрократической субкультуры и традиции государственного управления. Эти понятия не следует смешивать и перекладывать одно на другое. Традиционно российская бюрократия высшего порядка обладала европейским мышлением и была ближе к народному интересу, чем низовая бюрократия, в чьи традиции входило приспособленчество, злоупотребление властными полномочиями и коррупция. «Чиновники, призванные исполнять государеву волю, поставленные на государственное дело, неизбежно используют открывшиеся им широкие возможности для удовлетворения собственных нужд» [3]. Фактически традицией российской государственности является противостояние более одухотворенного, культурно просвещенного и прогрессивного чиновничества верховной власти и остальной части государственного аппарата, которая больше делала вид, что подчиняется, нежели подчинялась фактически. Понимание этой специфики российской бюрократии обусловливала потребность в административных реформах, обеспечивающих фактическое подчинение низовой бюрократии верховной власти. В связи с этим российский реформатор М.М. Сперанский, говоря об эффективности государственного управления, указывал: «Сила правительства состоит в точном подчинении всех моральных и физических сил одному движущему верховному началу власти, и в самом деятельном и единообразном исполнении всех ее определений» [9, с. 411]. Без синхронизации интересов бюрократии с интересами верховной власти какие-либо реформы были бы тщетны.

Изменилось ли что ни будь в наши дни? Многочисленные примеры неэффективной работы низовой бюрократии характеризуют ее текущий интеллектуальный потенциал, а распространенность коррупции как доминирование личных интересов над интересами государства наглядно демонстрирует традиционный механизм противостояния высшей власти и низового госаппарата. В свою очередь, управленческая элита страны в традиционном порядке ведет попытки трансформации низовой бюрократии в эффективное «служилое сословие», а последняя оказывает не меньшее противодействие административным реформам через институт лоббизма, правоприменительную практику и теневые отношения, сводя на нет инициированные преобразования. В качестве примера можно привести сращивание ассоциаций юристов по всей стране с силовыми структурами и местным самоуправлением. Нейтрализованы и общественные советы, создаваемые при правоохранительных органах власти. Институт «сотрудничества» в этом плане активно используется низовой бюрократией для контроля над институтами гражданского общества. Именно поэтому в сети Интернет, научных исследованиях так много критических замечаний в адрес подобных форм общественного контроля

[5].

Стремление бюрократии нейтрализовать технологии общественного контроля, поддержанные верховной властью, мы можем обнаружить в коррупционных связях средств массовой информации и низового чиновничества. Западная практика так называемых журналистских расследований, с успехом применяемая в США и Европе, практически не реализуется в России по причине коррупционных подкупов СМИ и практик заказных уголовных дел. Однако существенную роль здесь играет и менталитет россиян, чья активная гражданская позиция не обладает системной устойчивостью. Граждане проявляют правовую активность лишь на первоначальном этапе противостояния с бюрократией, но при серьезном сопротивлении отказываются от дальнейших действий. Между тем любое обоснованное обращение в высшие органы власти с привлечением СМИ и авторитетных общественных организаций понуждает низовых чиновников задействовать коррупционные вертикали, оплачивая услуги по «крышеванию». Но только системный характер таких дел способен «обанкротить» низовую коррумпированную бюрократию. В этом плане проблема бессистемного противостояния общества и бюрократии традиционна для России и наблюдалась на протяжении всего существования российской государственности.

Однако современная бюрократия имеет и ряд отличий, не столь явно выраженных в истории российской государственности. Так, эксперты отмечают высокий уровень консолидации бюрократии как самостоятельной социальной страты, имеющей свои собственные интересы. Признаками консолидации бюрократии сегодня является не только круговая порука должностных лиц, которые будучи уволенными за серьезные правонарушения, меняют лишь географию госслужбы или должности в органах государственной власти, корпоративный коррупционный лоббизм, легализующий незаконные доходы чиновников и т.п., рост бюрократии и ее влияния определяется также численным составом госаппрата и динамикой его роста. В связи с этим необходимо обратиться к статистике последних лет по численному изменению штата государственной власти.

В частности, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в период с 1999 г. по 2011 г. численный состав госаппарата вырос в 1,7 раза [1]. При этом, если количественный показатель должностных лиц является объективным, то статистика образованности бюрократии вызывает сомнения. Так, по данным Росстата, число чиновников, имеющих высшее образование с 1999 г. по 2011 г. выросло в 2,3 раза [2]. Однако учитывая практику получения высшего образования должностными лицами, эти цифры не отражают уровень образования чиновничества, они лишь указывают на факт получения чиновниками дипломов. Работа по анализу подобного повышения квалификации нам не известна. Представители же юридических практик утверждают, что компетентность бюрократии, в особенности правоохранительной, неуклонно снижается, а торговля государственными должностями всех уровней приобрела угрожающие масштабы. В связи с этим действующий Премьер-министр Д.А. Медведев, будучи Президентом РФ, отмечал: «Решения о замещении должности порой принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются» [6].

Неэффективность бюрократии при значительном росте госаппарата стала предметом исследования Министерства финансов РФ, которым была разработана программа по сокращению в 2011-2013 гг.

численности работников центральных аппаратов и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти [8]. Однако, как отмечают специалисты в области кадровой политики, например, проводимые переаттестации, сокращения в системе правоохранительных органов, утонули в коррупционных сделках.

В ментальном аспекте отечественная бюрократия также традиционна. Так, согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, «наиболее массовая (32 %) группа опрошенных руководителей из системы государственного управления убеждена, что российская бюрократия заинтересована, в первую очередь, в сохранении и постоянном увеличении своего богатства и влияния, невзирая на низкий уровень жизни населения. Все это означает, что, хорошо понимая специфику интересов российской бюрократии как особой социальной группы, сами государственные чиновники видят ее, прежде всего, в сохранении и постоянном увеличении своего влияния и власти, защите собственных классовых интересов» [7]. В плоскости духовного содержания современный бюрократический аппарат не только не улучшает своего положения по сравнению с дореволюционной Россией, но, напротив, значительно проигрывает государевой службе. По-видимому, духовная деградация российской бюрократии была заложена еще в советский период, когда клерикальные ценности были подменены идеологическими. В период же 90-х гг. с распадом КПСС и разрушением коммунистической идеологии, выступавшей мощнейшим социальным регулятором госаппарата, появляется атеистическая буржуазная идеология, аксиология которой вступает в конфликт с духовными ценностями. Как следствие, современный чиновник приобретает прагматичное и ничем не ограниченное эгоцентричное мышление, направленное на приоритет личных интересов над общественными и государственными. Между тем, оценивая угрозу духовной деградации носителя власти А.М. Величко справедливо отмечает, что «утрата чувства нравственного осознания источника и целей своей власти приводит к духовному самоубийству ее носителя» [4, с. 102]. Такой государственный служащий априори нацелен на злоупотребления властью, мошенничество и коррупцию.

Необходимо выделить стили бюрократического управления, а также положительные и отрицательные аспекты их проявлений и провести сравнение с западной традицией по отдельным сферам государственного управления.

Так, для российского стиля бюрократического управления характерны следующие традиционные черты:

1. Распределение должностей в государственном аппарате почти всегда осуществлялось согласно родственным и личным связям, коррупционным оплатам.

2. Кадровая ротация (карьерный рост) на государственной службе традиционно соотносилась с личной преданностью вышестоящему руководству.

3. В процессе управления руководителем практиковалась постановка любых задач, в том числе противоречащих закону и публичному интересу.

4. Сознание российского чиновника носило доминирующий тактический характер. Краткосрочные расчеты в системе управления как были, так и являются одной из причин государственной неэффективности.

5. Контроль в системе публичного управления на протяжении всей истории развития российской государственности носил показательно-перманентный характер, а система госконтроля подчинялась бюрократическим интересам.

6. Ключевыми критериями при принятии управленческих решений отечественной бюрократии были личная выгода либо руководство «высшими целями».

7. Отношение к праву в российском государственном аппарате преимущественно нигилистическое, приоритет отдается неформальным практикам.

8. Ответственность должностных лиц наступает согласно их неформальному статусу в системе коррупционных отношений при наличии принципа минимальной ответственности должностных лиц и географической, должностной ротации лиц, изобличенных в коррупционных отношениях высшего порядка.

9. Предпринимательская деятельность должностных лиц запрещена формально (за исключением советского периода), практикуется сокрытие факта предпринимательской деятельности чиновников через родственников и подставных лиц.

Современный западный стиль бюрократического управления характеризуется такими свойствами, как:

1. Распределение государственных должностей осуществляется согласно профессиональной квалификации, образованию, публичной авторитетности претендента.

2. Кадровая ротация (карьерный рост) обеспечивается согласно публичным достижениям, вкладу в успех корпорации (органа государственной власти).

3. Постановка руководителем задач строго согласуется с законодательством, зачастую сами руководители имеют высшее юридическое образование.

4. Планирование управления в государственном аппарате стратегически-тактическое, комбинирующее расчет краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив последствий принятия административных решений.

5. Контроль в сфере публичного управления носит системный характер, в систему госконтроля интегрирован общественный контроль, препятствующий коррупционному сращению государственных структур.

6. Ключевыми критериями при принятии управленческих решений является эффективность методов при достижении стратегических и тактических целей.

7. Отношение к праву западного чиновника подчинено принципу безоговорочного подчинения закону. При этом деятельность должностных лиц формалистична, даже если это противоречит здравому смыслу.

8. Ответственность должностных лиц персонифицирована и соотносится с уровнем его проступка или преступления.

9. Предпринимательская деятельность должностных лиц запрещена законом и исключена практикой.

Обобщая рассмотренные нами стили бюрократического управления, необходимо отметить, что как в западной, так и в отечественной традиции используемые методологии управления не являются гарантами эффективности государственного управления. При этом общество играет немаловажную роль в модели бюрократического управления. Так, личная ответственность чиновника в западной традиции продиктована отсутствием круговой поруки, которая является следствием общинного уклада в российском обществе. Правовой нигилизм отечественной бюрократии, традиция принимать управленческие и правоприменительные решения в соответствии с неформальными правилами зачастую, с точки зрения общества, оправданы больше, чем неукоснительное выполнение иррациональных норм закона. Однако некоторые аспекты российской бюрократии следует охарактеризовать как однозначно отрицательные. К примеру, карьера в сфере госслужбы строится на основе личных отношений с руководством, прием на работу по «блату» снижает количество эффективных чиновников. Как следствие этого на целые отделы приходится всего несколько компетентных госслужащих («темных лошадок»), на которых ложится наибольшая часть нагрузки, что неизбежно влечет снижение эффективности госструктур. Серьезной проблемой для российской бюрократии является отсутствие традиции стратегического мышления, без которого сформировать эффективную среднесрочную и долгосрочную работу в органах государственной власти невозможно.

При, казалось бы, явных преимуществах некоторых элементов западного стиля бюрократического управления, проводимые реформы в России не привносят, что-либо существенное в систему государственного управления. Следует констатировать, что западные ценности госуправления, такие как: правовой формализм, общественное признание и одобрение управленческих решений, личное стремление чиновника к профессионализму, уважение прав и свобод человека и т.п. не могут быть интегрированы в российскую действительность, поскольку само российское общество сегодня не в состоянии потребовать от государственного аппарата соответствия указанным параметрам. При этом провалы административных реформ западного содержания наблюдались на протяжении всей истории России, что говорит об аксиологическом несовпадении. Поскольку стили государственного управления не отделимы от традиционно сложившегося в обществе менталитета, то и упор в административных реформах должен быть сделан на понятную российскому чиновничеству систему

ценностей. В свою очередь, обществу необходимо представить традиционные механизмы народного контроля за бюрократической деятельностью. Только при этих условиях реформирование системы государственного управления позволит достичь не формальных, а реальных показателей бюрократической эффективности.

Литература

1. http://www.gks.ru/free_doc/2011/gos-kadr/tab 1 .htm

2. http://www.gks.ru/free_doc/2011/gos-kadrtab4.htm

3. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М., 2000.

4. Величко А.М. Нравственные и национальные основы права: Сборник статей по философии и истории права. СПб., 2002.

5. Два года Ассоциации юристов России: «провайдер» или институт гражданского общества? // Адвокат. 2007. № 11.

6. Дмитрий Медведев озаботился поиском талантливых управленцев // Российская газета. 2008. 24 июля.

7. Межитов А. Административная реформа и бюрократия // Дагестанская правда. 2008. 16 мая.

8. Несократимые и легендарные // Коммерсантъ. Власть. 2010. 2 августа.

9. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002.

10. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.