Национальные традиции в повседневной жизни студенческой молодежи
Гридина Вера Вале1рьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки». Самарский государственный технический университет
E-mail: samavera@mail.ru Бирюкова Анна Борисовна,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия и социально-гуманитарные науки». Самарский государственный технический университет E-mail: annabir@mail.ru
Статья посвящена выяснению актуальности и значимости национальных традиций в повседневной жизни современной студенческой молодежи (на примере студентов г. Самара). В материалах статьи представлены результаты социологического исследования, определяющего степень информированности и значимости для студентов национальных традиций, обычаев и национальной культуры, механизмы восприятия и трансляции национального культурного наследия в среде студенческой молодежи, включенность национальных традиций и обычаев в повседневную жизнь молодежи. Результаты проведенного исследования содержат богатый фактический материал для изучения особенностей общественного сознания студенческой молодежи и призвано выработать профилактические меры по предотвращению этноцентризма и национализма в студенческой среде. В материалах публикации показана значимость национально-культурного наследия в повседневной жизни студентов, выявлены наиболее эффективные способы сохранения национальных традиций, предложены рекомендации по проведению наиболее эффективных мероприятий, направленных на популяризацию национально-культурного наследия в среде студенческой молодежи. Представленные концептуальные разработки применимы для изучения места и роли национальных традиций в среде студенческой молодежи как на региональном, так и на общероссийском уровне.
Ключевые слова: культурное наследие, культурные традиции, национальная культура, национальные традиции, обычаи, студенческая молодежь.
В настоящее время проблема восприятия традиционной национальной культуры представителями разных социальных групп вызывает большой интерес среди социологов, социальных психологов, этнологов, этнографов, философов [1; 2; 5; 7; 8; 9; 10; 12; 15]. Одни исследователи полагают, что массовая культура и связанные с ней процессы глобализации не только вытеснили традиционную национальную культуру в периферийную область ценностно-нормативной системы общественных отношений, но и породили процесс массовой детрадиционали-зации. Другие считают, что современные средства массовой коммуникации, информатизация общественной системы порождают процесс селекции и актуализации традиционных культурных образцов различных обществ.
В этом контексте весьма важной становится проблема восприятия и включения традиционных культурных ценностей в мировоззренческое поле и систему ценностей российского студенчества.
Несомненно, культура и традиции России оказывают огромное влияние на характер людей, проживающих на территории страны. Наша страна -многонациональное государство, на территории которого проживает свыше 190 различных этнических групп [11]. У каждой нации свои традиции, в которых отражаются основные стороны жизни народа. Именно традиции являются средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
В этой связи возникает множество вопросов, касающихся бытования в разных социальных слоях современного российского общества (включая студенческую молодежь) национальных традиций, восприятия и понимания этнокуль-туры собственного и соседних народов.
Пропагандируя сохранение национальных традиций и обычаев, занимаясь популяризацией этнического материального и нематериального наследия сре-
197
ди студенческой молодежи, во-первых, следует понимать и изучать механизмы передачи культурной традиции в современной студенческой среде. Во-вторых, следует знать свой национальный язык и формы межпоколенной коммуникации с целью сохранения континуальности культурного поля и культурной идентичности в рамках конструирования гражданственности и патриотизма как неотъемлемых черт мировоззрения будущей интеллектуальной элиты России. В-третьих, необходимо четко и однозначно обозначать границы между традиционализмом, на котором строится гражданственность, и националистическими установками, которые воспитывают комплекс виктимности и перекладывают ответственность за исторические ошибки одного народа на «значимых Иных» [4, с. 66].
В связи с этим, становится актуальным изучение отношения современной студенческой молодежи к традициям и обычаям своего народа, а также выявление степени их заинтересованности в приобретении знаний о собственной национальной культуре. С этой целью, в пяти самарских вузах было проведено социологическое исследование, предметом которого стало выявление степени значимости национальных традиций в повседневной жизни студентов.
Объектом исследования стали российские студенты, обучающиеся на очном отделении различных вузов г. Самары, средний возраст которых составил 20 лет. Цель исследования - выяснение актуальности и значимости национальных традиций в повседневной жизни современной студенческой молодежи (на примере студентов г. Самары). В ходе исследования был использован метод анкетного опроса. В опросе приняли более 800 студентов.
Национальная культура - это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Национальная культура проявляется в национальных традициях, духовных ценностях, установках, нормах, стереотипах, особен-
ностях языка и образа жизни. Каждая национальная культура обладает своими специфическими чертами и особенностями.
Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных определяют национальную культуру по трем показателям: культуре, языку, традициям. 74% студентов определяют национальность по ее культуре, которая является отличительной чертой каждого народа и для 74% студентов немаловажным оценочным критерием является родной язык (Таблица 1).
Таблица 1
Что, прежде всего, по Вашему мнению, определяет Вашу национальность? (можно выбрать любое количество ответов) в% от числа опрошенных
Культура 74,7
Родной язык 74
Традиции 66,3
История 56,5
Территория, на которой я проживаю 43,1
В настоящее время, как в повседневном, так и научном обороте, отсутствует четкое понимание категории «традиция». К традициям нередко относят и устойчивые привычки, сложившиеся в социуме, и типы общественных устройств, и способы философствования. Складывается ситуация, когда почти все «живущие в традиции» знают и понимают, что это такое, но при попытке прояснить смысл самого понятия, возникает некоторое недопонимание. Так, исследование традиционных устоев в уральских семьях, предпринятое А.И. Ворошиловой и Н.Д. Бледновой в 2021 году показало, что «практически треть респондентов затруднились с ответом на вопрос, что такое есть «традиция», а что обычай». Авторы связывают данное затруднение с отсутствием четкого понимания респондентами того, что может быть отнесено к традициям и обычаям и размытостью их представлений об этих понятиях. С одной стороны, оно включает в себя элементы общекультур-
| »Ж
_ ^ идея.И
198
ных традиций (государственные и национальные праздники и практики, общепринятые ритуалы), а с другой - самые разнообразные индивидуальные, семейные практики и представления. В общественном же сознании категории традиции и обычаев чаще всего являются синонимичными [6; 13].
Мы отталкиваемся от определения традиции как исторически сложившихся, передаваемых через поколения форм социальной деятельности и поведения, материальных и духовных ценностей, а также сопутствующих им обычаев, правил социальной жизни, мировоззренческих установок.
Чтобы определить, как воспринимает молодежь традиции и обычаи своего народа, респондентам были заданы соответствующие вопросы. Результаты опроса показали, что 61% студентов считают, что национальные традиции - это национальные обычаи, обряды, праздники, а 50% респондентов относят к национальным традициям и национальную кухню (Таблица 2), что подтверждается результатами других исследований [14].
Таблица 2
Что такое национальные традиции в Вашем понимании? (можно выбрать любое количество ответов) в% от числа опрошенных
Национальные обычаи и обряды 61,5
Национальные праздники 59,9
Национальная кухня 50,8
Национальная одежда 33,9
Формы взаимоотношения людей 25,6
Моральные установки 36,7
Нормы и стереотипы поведения 29,7
Этикет 19
Национальный фольклор 36,4
Традиционная религия 25,1
Всё вышеперечисленное 24
Знание культуры своего народа способствует повышению интереса к изучению народного творчества, истории родной страны и своего народа, музыкального фольклора, прикладного ис-
кусства. Культурное наследие делает человека более развитым и духовно богатым, а знание своих корней и уважение исторического прошлого является одним из проявлений патриотизма. Поэтому крайне важно, чтобы современная молодежь осознавала свою связь с предыдущими поколениями. В связи с этим, респондентам был задан вопрос, знают ли они национальные традиции и обычаи своего народа. Как показали результаты опроса, 53% студентов уверены, что знакомы с национальными традициями и обычаями своего народа. Осознание необходимости изучения традиционной культуры и исторического прошлого своего народа, для прогнозирования его будущих векторов и стратегий развития демонстрируют 67% респондентов. При этом, более 70% студентов считают, что знать традиции своего народа нужно для того, чтобы лучше понимать свою культуру, 68% респондентов считают это важным для того, чтобы сохранить преемственность и культурную память поколений, ведь традиции и обычаи объединяют людей, придают им чувство общности (Таблица 3).
Таблица 3
Как Вы думаете, для чего нужно знать традиции своего народа?(можно выбрать не более 5 вариантов) в% от числа опрошенных
Чтобы лучше понимать свою культуру 73,6
Чтобы сохранить преемственность и культурную память поколений 68,3
Традиции и обычаи объединяют людей, придают им чувство общности 59,2
Будущее народа невозможно без понимания и анализа исторического опыта прошлого 53,5
Знание традиций свидетельствует о культурном уровне личности 6,2
Чтобы быть патриотом своей страны 18,8
Знание традиций осталось в прошлом и не актуально в современном мире 6,2
На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство студентов осознают важность приобретения знаний о культуре своего народа,
199
которая связывает поколения, и на которой держится духовно-нравственная жизнь народа.
Исторически сложившиеся нормы, отношения и идеалы находят свое отражение в традициях. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Важной составляющей национальной традиции являются национальные праздники и значительная часть респондентов согласна с этим утверждением. Важно понимать, знает и отмечает ли целевая аудитория национальные праздники со своей семьей. Результаты исследования показывают, что менее половины студентов знают и регулярно отмечают свои национальные праздники. Оставшаяся часть респондентов не может даже назвать даты известных праздников и не знакома с историей их происхождения. Кроме того, было выявлено, что респонденты часто приравнивают религиозные и народные праздники. Нередко это происходит от незнания истории происхождения и смыслового содержания праздника.
При анализе данных выяснилось, что 69% опрошенных соблюдают национальные обряды, обычаи и традиции только по праздникам, а 34,4% студентов вовсе не соблюдают их, что может быть свидетельством того, что в современном мире для этой части молодых людей традиции и обычаи постепенно уходят из повседневной жизни.
Со временем может меняться отношение к истории и народным традициям. Постепенно мы начинаем забывать о том, что наши предки передавали своим потомкам из поколения в поколение. Поэтому важно возрождать национальную и культурную память своего народа, проводить мероприятия, которые могли бы заинтересовать современную молодежь к участию в различных проектах национально-культурной направленности. Сегодня на государственном уровне активно поддерживаются различные программы, направленные на возрождение национального самосознания, исторического наследия, патриотизма. Сначала в школе, а затем в вузе педагоги рассказывают об обычаях различных
народов, водят учащихся в этнографические музеи, проводят тематические занятия, на которых знакомят с традициями различных народностей. Однако, проявление интереса к своему этническому наследию начинается с семьи, в которой родители обучают языку, беседуют о патриотизме, вместе отмечают национальные праздники и традиции. Поэтому было важно узнать, из каких источников студенты получают информацию о традициях и культуре своего народа/страны. Результаты опроса свидетельствуют, что студентам о национальных праздниках и традициях в основном рассказывают бабушки и дедушки (76% опрошенных), т.е. подавляющая часть студентов в качестве основного источника информации о культуре выбирает семью, и только потом школу/университет, интернет и др. Эти данные подтверждаются и результатами других исследований, в которых авторы отмечают, что просветительские учреждения практически не влияют на информированность молодежи по вопросам этнической культуры [3].
Исходя из полученных результатов исследования, возникает вопрос: способно ли нынешнее молодое поколение передать национальные традиции и обычаи своим детям и хотели ли бы студенты это делать?
Среди опрошенных студентов больше половины хотели бы сохранить национальные традиции в своей семье. К сожалению, больше трети студентов (42%) еще не задумывались об этом, а 11,2% всех респондентов и вовсе считают это архаизмом. Подавляющая часть опрошенных (75% респондентов) уверены, что смогли бы самостоятельно передать знания о национальных традициях своим детям. Более половины опрошенных считают, что лучший способ для знакомства будущего поколения с культурным наследием своего народа являются народные сказки и фольклор, тематические мероприятия и выставки (Таблица 4).
Безусловно, цифры, полученные в проведенном исследовании, заставляют задуматься и о состоянии исторического сознания и культурной идентичности всего российского общества.
200
Таблица 4
Если бы Вы решили поделиться со своими детьми историями, связанными с национальными традициями своего народа, какие средства для этого Вы бы использовали? (можно было выбрать не более 3 вариантов) в% от числа опрошенных
Сам(а) бы рассказывал(а)в доступной, игровой форме 75,7
Использовал(а) бы народные сказки и фольклор 55,8
Посещал(а) бы вместе с ним тематические мероприятия, выставки и музеи 48,6
Постарался бы привлекать к совместному участию в национальных праздниках 35,1
Отдал(а) бы ребенка в кружок народного творчества 8,9
Отдал(а) бы в специальную школу с национальным уклоном 3,3
Считаю, что это не нужно 6,8
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание социально здоровой и развитой молодежи в современных условиях может быть обеспечено только всесторонним вниманием к формированию у молодого поколения понимания о важности сохранения и передачи традиций. Это крайне важно, поскольку утрата народом своих традиций/обычаев способна привести к потере своего «этнического стержня», забвению культурных ценностей, а вместе с ними и исторической памяти нации. Растворившись в пространстве глобализации, он способен утратить способность к самоидентификации в обществе. В процессе контактов с другой культурой, человек выходит за пределы границ привычной обстановки, из круга привычных понятий и соприкасается с незнакомым, привлекательным или опасным - чужим миром, приобретая новые знания, иной кругозор и жизненный опыт. При этом человек судит о чужих культурных ценностях, основываясь на критериях культурных ценностей собственного этноса. Так, 63% студентов отметили, что у них возникают сложности с пониманием традиций других народов. Возможно, это связано с тем, что студенты проживают в стране, культура которой им понят-
на и привычна, а культурные традиции других народов сильно отличаются от их норм, обычаев, традиций и поведения. Для популяризации народных традиций и обычаев важно проводить мероприятия, в которых участники будут активно взаимодействовать, делиться культурным опытом. Это важно и для того, чтобы заинтересовать русских студентов культурой чужих народов, проживающих рядом с ними, общению и принятию ее представителей.
Чтобы понять, какие форматы популяризации национальной культуры среди студентов были бы более эффективными, респондентам были заданы соответствующие вопросы. Наиболее привлекательными для студентов являются ознакомительные экскурсии по городу с включением сведений о национальных и этноконфессиональных традициях и обычаях (21% студентов). Следующий формат, который интересен студентам - квесты по городу с участием смешанных команд (русские и иностранные студенты) с использованием заданий национальной и этноконфесси-ональной тематики. Для 42% респондентов интересны творческие вечера и международные тематические турниры (литературно-поэтический, музыкально-танцевальный, кулинарный и т.п.). Через такие мероприятия студенты могут поделиться своим опытом, знаниями, особенностями своей культуры, традиций и менталитета. Кроме того, респонденты выбрали квизы (28%), совместные спортивные мероприятия (23%), которые способствуют сплочению студентов. Отметим, что проведенное исследование показало недостаточную вовлеченность студентов самарских вузов в мероприятия и программы, направленные на сохранение и распространение эт-ноконфессионального наследия народов РФ. Так, 44,7% студентов вообще не участвовали в подобных мероприятиях, а 34% респондентов принимали участие в таких мероприятиях только как зрители. И лишь чуть более 20% опрошенных студентов создавали в рамках таких мероприятий собственный интеллектуальный и творческих продукт. Мы
201
уверены, что подобные мероприятия должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей интересов молодежи, чтобы можно было привлекать их к совместной подготовке, планированию и участию в подобных проектах.
Следует указать, что интерактивные формы работы со студентами, в основе которых лежат субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами, в большей мере будут способствовать формированию знаниевой составляющей о национальной культурной традиции. Включение элементов национальной кухни или национальной одежды в повседневный уклад жизни образовательных учреждений может, отчасти, способствовать укоренению национальных традиций в среде студенческой молодежи.
Безусловно, в силах руководства вузов популяризировать традиционные национальные праздники. При этом, необходимо помнить, что основным первичным агентом социализации личности в плане формирования представлений о национальных традициях является, в первую очередь, семья, что подтверждается результатами проведенного исследования.
Результаты исследования позволяют утверждать, что проблема утраты национальной истории и прошлого по-настоящему актуальна и возрастает с каждым днем, однако у нынешнего поколения есть шанс предотвратить национальную амнезию через знакомство с культурой, традициями, праздниками в школах и вузах, проведение ознакомительных тематических экскурсий и выставок, создание самими студентами фильмов об истории и традициях своего народа, его традициях и праздниках.
Результаты исследования показывают, что к наиболее востребованным мероприятиям популяризации национальной культуры студенты относят:
- квесты с использование исторической, национальной и этноконфесси-ональной тематики;
- интерактивные экскурсии, с включением с экскурсионный процесс различных мастер-классов по ознаком-
лению студентов с традиционными ремеслами, этническими традициями, фольклорным наследием народов России, реконструкцией исторических событий, погружающих в атмосферу национальных праздников и обрядов;
- выставки-ярмарки изделий народного декоративно-прикладного творчества, изготовленных студентами разных национальностей;
- творческие вечера (кулинарный, литературно-поэтический, музыкально-танцевальный). При проведении литературных и музыкальных вечеров могут использоваться фольклор и народные произведения: пословицы, поговорки, загадки, сказки, скороговорки, считалки, песни, игры и т.д. Данные мероприятия способствуют сплоченности представителей разных национальностей, позволяют узнать традиции соседних народов;
- совместный просмотр и обсуждение кинофильмов (документальных, художественных, посвященных этно-конфессиональной тематике). Исследование подтверждает значимость и актуальность национальных традиций в повседневной жизни современной студенческой молодежи, а его результаты могут стать основой для разработки программ, направленных на сохранение национальных устоев, традиций и обычаев в среде студенческой молодежи. В качестве рекомендаций по итогам исследования мы предлагаем комплекс мер, которые помогут сберечь язык и национальную культуру. В его состав включены следующие элементы:
• привлечение внимания молодежи к существующим проблемам сохранения языков и национальных традиций посредством проведения различных акций и интерактивных мероприятий, с учетом использования современных технологий и средств коммуникации, в которых студенты должны стать активными участниками;
• укрепление межнационального взаимопонимания путем знакомства
202
с традициями и обычаями других народов;
• поддержание творческого потенциала заинтересованной молодежи, направленного на сохранение и развитие традиционных форм национальной культуры, путем выделения и участия в различных грантах регионального и федерального значения; 2
• реализация совместных тематических проектов студентов, обучающихся на социально-гуманитарных, естественнонаучных, технических 3 и творческих специальностях;
• вовлечение студентов в работу общественных организаций и национально-культурных центров, пропагандирующих сохранение национальных традиций и передачу культурного наследия среди молодежи. 4 Подобные некоммерческие организации, при поддержке руководства вузов и научно-педагогической общественности, могли бы стать интегра-тивной площадкой для совместных 5 тематических проектов студентов, обучающихся на разных специальностях;
• внедрение в образовательный процесс факультативных курсов, направленных на поддержание традиционных культурных ценностей. Важно не только сохранять, но и передавать культурные традиции последующим поколениям. Степень культурности нации можно измерить тем, насколько она противостоит процессу исчезновения народных, этноконфессиональ-ных традиций, насколько творчески она подходит к поиску способов сохранения и обогащения своей духовной и материальной культуры. Ведущая роль в этом процессе должна принадлежать не только творческой, но и научно-технической интеллигенции. Именно поэтому необходимо насыщать образовательный процесс вузов любой направленности этнокультурными компонентами.
Литература
1. АбрамянН.Ю. Роль традиций внрав-ственном воспитании студенческой молодежи: социально-нормативный
6.
7.
203
аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. 2008. № 6. С. 27-31. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-traditsiy-v-nravstvennom-vospitanii-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-normativnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 21.05.2023) Алексеева А.Н. Национальная культура в современной социологии // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12 (27). - С. 15-18. Аникина А.В., Шиманская О.К. Национальная и гражданская идентичность студенческой молодёжи в зеркале социологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 1(25). С. 118-126. Бердин А.Т. Традиционализм как идеология альтернативы национализму // Известия Высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2015. № 4. С. 66-68. Вагин Д. Ю. Межпоколенче-ская преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Дискуссия. 2016. № 7 (70). - URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/mezhpokolencheskaya-preemstvennost-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-v-rossiyskom-obschestve/viewer (дата обращения: 21.05.2023).
Ворошилова А. И., Бледнова Н.Д. Сохранение традиций в уральских семьях в условиях трансформации социальных институтов// Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Мат. VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург 19-20 апреля 2021 г.: В 2-х т. Екатеринбург: Издательство Урал. Ун-та, 2021. Т. 1. С. 253-256. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103 479/1/978-5-7996-3280-9_1-054.pdf (дата обращения: 21.05.2023). Гофман А. Б. Социология традиции и современная Россия // Россия реформирующаяся. 2008. № 7. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
sotsiologiya-traditsii-i-sovremennaya-rossiya (дата обращения: 21.05.2023).
8. Григорьева Е.Н. Исследование отношения молодежи г. Москвы к современным праздникам, обрядам и традициям. - URL: https://tsutmb. ru/nauka/internet-konferencii/2016/akt-problemi-skd/1/grigoreva.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
9. Гридина В.В. Организация работы с молодежью по сохранению и популяризации национально-культурных ценностей народов России // Культура: управление, экономика, право. 2021. № 4. С. 17-22
10. Гридина В.В., Петинова Т.М. Национальная идентичность молодежи как фактор сохранения культурных традиций в условиях многонационального общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. № 1 (234).
11. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Национальный состав и владение языками. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 21.05.2023)
12. Коновалов А. П., Акмолдина А.К., Сар-сембаева М.О., Угрюмова О.С. Эволюция национальных традиций в жизни современных народов: на примере исследований среди этнических казахов восточного Казахстана // Социосфера. 2010. № 3. С. 79-89. -URL: https://psyjournals.ru/files/35539/ sociosphera_2010_n3_Konovalov_Ak-moldina_Sarsembaeva.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
13. Малинин В. Б., Трапаидзе К.З. Понятие традиций и обычаев // Культура. Наука. Образование: монография / гл. ред. Г.Н. Петров. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С.29-35.
14. Оконов Б. А., Куршаев Н.Э. Современная молодежь: национальные традиции и религия (по материалам социологического опроса) // Вестник ИКИАТ. 2018. № 2 (37).
15. Плотникова. О.А. Кризис национальной самоидентификации в современ-
ной России // Социальные исследования. 2016. № 2. С. 13-18.
NATIONAL TRADITIONS IN EVERYDAY LIFE OF STUDENT YOUTH
Gridina V.V., Biryukova A.B.
Samara State Technical University
The article is devoted to clarifying the relevance and significance of national traditions in everyday life of modern students (using the example of Samara students). The article presents the results of a sociological study that determines the degree of awareness and significance for students of national traditions, customs and national culture, the mechanisms of perception and transmission of national cultural heritage among students, the inclusion of national traditions and customs in everyday life of young people. The results of the study contain a wealth of factual material for studying the characteristics of the social consciousness of the student public consciousness. They are designed to develop preventive measures to prevent ethnocentrism and nationalism among students. The materials of the publication show the importance of national cultural heritage in the student everyday life, identify the most effective ways to preserve national traditions, offer recommendations for the most effective measures aimed at popularizing national cultural heritage among students.
The presented conceptual developments are applicable to the study of the place and role of national traditions among students both at the regional and all-Russian level.
Keywords: culture heritage, cultural traditions, national culture, national traditions, customs, student youth.
References
1. Abramyan N. Yu. The role of traditions in the moral education of student youth: a social and normative aspect // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2008. 2008. № 6. pp. 27-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-traditsiy-v-nravstvennom-vospitanii-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-normativnyy-aspekt/ viewer (date of access: 05/21/2023)
2. Alekseeva A.N. National culture in modern sociology // Bulletin of modern research. -2018. - No. 12 (27). - P. 15-18.
3. Anikina A.V., Shimanskaya O.K. National and civil identity of student youth in the mir-
204
ror of sociology // Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2016. Issue. 1(25). pp. 118-126.
4. Berdin A.T. Traditionalism as an ideology of an alternative to nationalism // News of Higher Educational Institutions. Sociology. Economy. Policy. 2015. No. 4. S. 66-68.
5. Vagin D. Yu. Intergenerational continuity of spiritual and moral values in Russian society // Discussion. 2016. No. 7 (70). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mezhpokolencheskaya-preemstvennost-duhovno-nravstvennyh-tsennostey-v-rossiyskom-obschestve/viewer (date of access: 05/21/2023).
6. Voroshilova A. I., Blednova N.D. Preservation of traditions in the Ural families in the context of the transformation of social institutions // Strategies for the development of social communities, institutions and territories: Mat. VII International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg April 19-20, 2021: In 2 volumes. Yekaterinburg: Ural Publishing House. University, 2021. Vol.1. pp. 253-256. - URL: https://elar.urfu.ru/bitst ream/10995/103479/1/978-5-7996-32 80-9_1-054.pdf (date of access: 05/21/2023).
7. Hoffman A.B. Sociology of tradition and modern Russia // Reforming Russia. 2008. No. 7. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sotsiologiya-traditsii-i-sovremennaya-rossiya (date of access: 05/21/2023).
8. Grigoryeva E.N. Study of the attitude of the youth of Moscow to modern holidays, rituals and traditions. - URL: https://tsutmb.ru/ nauka/internet-konferencii/2016/akt-prob-lemi-skd/1/grigoreva.pdf (date of access: 05/21/2023).
9. Gridina V.V. Organization of work with youth to preserve and popularize the national and cultural values of the peoples of Russia // Culture: management, economics, law. 2021. № 4. pp.17-22
10. Gridina V.V., Petinova T.M. National identity of youth as a factor in the preservation of cultural traditions in a multinational society // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2019. No. 1 (234).
11. Results of the 2020 All-Russian Population Census. National composition and language skills. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (date of access: 05/21/2023)
12. Konovalov A. P., Akmoldina A.K., Sarsem-bayeva M.O., Ugryumova O.S. Evolution of national traditions in the life of modern peoples: on the example of research among ethnic Kazakhs of eastern Kazakhstan // Sociosphere. 2010. No. 3. S. 79-89. -URL: https://psyjournals.ru/files/35539/ sociosphera_2010_n3_Konovalov_Ak-moldina_Sarembaeva.pdf (date of access: 05/21/2023).
13. Malinin V. B., Trapaidze K.Z. The concept of traditions and customs // Culture. The science. Education: monograph / ch. ed. G. N. PETROV Cheboksary: Publishing House Sreda, 2019, pp. 29-35.
14. Okonov B. A., Kurshaev N.E. Modern youth: national traditions and religion (based on sociological survey materials) // Bulletin of IKI-AT. 2018. No. 2 (37).
15. Plotnikova. O.A. The Crisis of National Self-Identification in Modern Russia // Social Research. 2016. No. 2. P. 13-18.
205