УДК 37.035.6
С. И. Шукшин
Национальные традиции как основа воспитания военно-патриотических ценностей: теоретико-правовые аспекты
Дана характеристика понятию «национальные традиции», осуществлен анализ сходных черт, которыми характеризуется этот термин. Акцентируется внимание на некоторых правовых проблемах основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Изучается проблематика защиты национальных традиций на современном этапе развития российского общества и влияние общественно-политических решений, государственной политики и устройства политической системы на воспитание, в том числе военно-патриотических ценностей. В обобщенном виде рассматриваются понятия «воспитание» и «патриотизм». Анализируется исторический опыт с точки зрения соотношения общественных интересов и интересов отдельной личности.
Ключевые слова: национальные традиции, воспитание, патриотизм, стратегия национальной безопасности, основы государственной культурной политики, сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание военно-патриотических ценностей
Sergej I. Shukshin
National traditions as a basis for education of military and patriotic values: theoretical and legal aspects
The article defines the term «national traditions» and analyses its similarities. It focuses on legal issues related to the fundamentals of state policy aimed at preserving and reinforcing Russia's traditional spiritual and moral values. It also examines the problems of protecting national traditions at the present stage of the development of Russian society и studies the influence of socio-political decisions, state policy and political system on education, including military-patriotic values. The article analyses the historical experience of public and individual interests' balance and in a generalized form considers the concepts of «education» and «patriotism».
Keywords: national traditions, education, patriotism, national security strategy, foundations of state cultural policy, preservation of traditional Russian spiritual and moral values, education of military-patriotic values
DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-128-134
В российском правовом поле термин «национальные традиции» не закреплен ни на законодательном уровне, ни в иной нормативной форме. В различных источниках термин «национальные традиции» представляется как: «Устойчивые явления тех сфер жизнедеятельности народа, нации, которые регулируются функциями общественного сознания - в национальной культуре, семейном быту, языке, художественном творчестве, психологии поведения и общения. Характеризуются прежде всего устойчивостью, стереотипностью и преемственностью и выступают как долговременный фактор массовой регуляции общественных явлений» [1, с. 146-147].
Другая точка зрения акцентирует внимание на коллективных практиках осуществления совместной деятельности, реализуемой в рамках одной нации (гражданской
или этнической), которые укореняются в мировосприятии индивидов, ее образующих, и закрепляются в виде правил и норм взаимодействия на межличностном и межгрупповом уровнях. Детализируя этот тезис, отметим, что при таком фокусе зрения, повторяющиеся с определенным постоянством события и явления, постепенно становятся разделяемыми всеми членами социума, т. е. переходят в категорию повседневности, что обеспечивает их последующую незыблемость и повторяемость в русле каждодневных действий совершаемых социальными акторами, принадлежащими одной гражданской, правовой, этнической (в том числе многонациональной) общности. Рутинизация социальных норм позволяет транслировать потомкам сущностно значимые идеи, практические знания и навыки, способы их реализации.
Вместе с тем осуществляется передача моделей поведения, нравственных идеалов, практики народного ремесла и творчества. Национальные традиции образуют систему, реализующуюся как в сфере материального производства, так и в области духовных ценностей, нематериального культурного наследия. Таким образом традиции находят свое воплощение в различных направлениях жизнедеятельности общества (культура, искусство, просвещение, воспитание, научно-исследовательская деятельность, нормативно-правовое регулирование). Стабильность, гарантирующая жизнеспособность национальным традициям, во многом зависит от их приемлемости для различных социально-демографических, этнических, религиозных групп. В данном случае публичный дискурс, образуемый комплексом частных обыденных практик, выступает в качестве ресурса сохранения и приумножения национальных традиций, поскольку отклонение от них, искажение, девиация будут идентифицироваться обществом как нарушение общепринятых жизненно важных правил и норм [2, с. 310-311].
Нормативное понимание национальных традиций фокусируется на исторически сложившихся формах повседневной деятельности, которые обеспечивают не только преемственность материальной и нематериальной культуры, но и создают фундамент для поддержания национального единства и гармонизации межпоко-ленческих отношений.
«Традиционный характер норм усиливает их обязательность, подчеркивает степень их устойчивости. Свадьба, похороны, новогодние празднования - универсальные события в жизни людей независимо от национальной принадлежности, но сопровождающие их обряды всегда имеют традиционную национальную форму, которая существует в любой сфере жизнедеятельности: от кулинарии до традиционно развитых научных школ данного народа. Основная функция традиций - сохранение преемственности человеческой памяти и истории. Национальные обряды - формы, в которых отмечаются значимые события в жизни человека или народа. В национальной обрядности наиболее сильно выражены преемственность истории народа и нормативный характер национального сознания. В ней объективируется общекультурная тенденция непрерывного взаимодействия общего и особенного, интер-
национального и национального. Обряды сочетают в себе элементы духовной и материальной культуры: костюмы, национальная пища, предметы быта вместе с фольклором, героями народного эпоса, играми, имитирующими историческое прошлое. Но обряды - это не игра в прошлое, а форма социализации молодого поколения, способ идентификации себя со своим народом, его культурой» [3, с. 113].
Уникальность национальных традиций заключается не только в содержании, но и в неповторимости формы их выражения. Проведя анализ содержания формулировок, можно выделить основные общие черты, которыми характеризуется термин «национальные традиции»:
- устойчивые явления (нормы) различных сфер жизнедеятельности народа;
- обязательность применения норм и их устойчивость;
- передача норм от поколения к поколению;
- непрерывное взаимодействие особенного и общего, интернационального и национального;
- идентификация себя со своим народом.
Явления различных сфер жизнедеятельности на современном этапе развития общества в большей степени регулируются нормами права, которые устанавливаются или санкционируются государством. Речь в данном случае идет только о тех явлениях (общественных отношениях), которые объективно и неизбежно нуждаются в юридической регламентации.
Государство как институт управления обществом осуществляет и формирует свою политику с помощью законов, подзаконных актов и иных норм, обеспечивающих правовое поле, куда входит совокупность правовых норм, механизмов взаимодействия и достижения целей, институтов контроля и принуждения. «Нормы права характеризуются следующими отличительными признаки: общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения); формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах - законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию); государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охра-
няет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия - стимулированием и принуждением); представительно-обязывающий характер (норма права - двустороннее правило поведения, с одной стороны она предоставляет субъектам права, с другой -возлагает обязанности); микросистемность (норма права - системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права)» [4, с. 170].
Общепризнанное единое представление о понятии «национальные традиции» в настоящее время в праве еще не сложилось, в действующем законодательстве Российской Федерации легального определения национальных традиций также не содержится, однако имеются указания на черты, которыми это понятие характеризуется. Одним из таких нормативных правовых актов является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
Конкуренция между государствами охватывает ценности и модели общественного развития народов. В этой связи возникают трудноразрешимые ситуации, когда некоторые страны объявляют свои ценности, в том числе и культурные (традиционные), универсальными, исключительными и на этой основе стремятся навязать их другим странам [5, с. 82]. В связи с этим государства, обладающие «действительным» суверенитетом, вынуждены защищать свои ценности различными формами, в том числе и на законодательном уровне. В РФ базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты РФ, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ на долгосрочную перспективу [6], является Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В IV разделе Стратегии национальной безопасности «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в пункте 91 законодатель перечисляет явления, которые относит к духовно-нравственным ценностям российского общества:
- жизнь;
- достоинство;
- права и свободы человека;
- патриотизм; гражданственность;
- служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
- высокие нравственные идеалы;
- крепкая семья;
- созидательный труд;
- приоритет духовного над материальным;
- гуманизм;
- милосердие;
-справедливость;
- коллективизм;
- взаимопомощь и взаимоуважение;
- историческая память и преемственность поколений;
- единство народов России [6].
Законодатель не конкретизирует содержание используемых терминов в силу весьма широкой трактовки, что придает данной норме скорее декларативный характер. В той или иной степени конкретизацию заявленных духовно-нравственных ценностей можно найти в других нормативно-правовых актах. Например, служение Отечеству предполагает по меньшей мере реализацию обязанности по несению срочной военной службы (ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации) [7]; принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) [8] и т. п. С учетом того, что одну из приоритетных ролей в достижении заданных стратегических целей обеспечения национальной безопасности играет государственная культурная политика, она должна найти свое отражение в отдельных нормативных правовых актах по своей юридической силе, относящихся к законам, описывающих специфику политики государства в этой сфере. 21 декабря 2017 г. по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству Президентом Российской Федерации была поставлена задача принятия нового федерального закона о культуре. Но до сих пор такая норма не принята. Лакуны нормативно-правового регулирования восполняются изданием Указов Президента Российской Федерации и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые позволяют оперативно реагировать на происходящие изменения в условиях неопределенности, обусловленной отсутствием рамочного федерального закона о культуре [5].
К нормативно-правовым актам, с разной степени полноты и детализации, ре-
гулирующим задачи и задающим векторы развития государственной культурной политики, относятся: Основы государственной культурной политики (утв. указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808); Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Одним из документов, который мог бы стать основой для формирования законопроекта, формирующего понятие национальные традиции и определяющего цели, задачи и механизмы по их сохранению и укреплению, является указ Президента Российской Федерации об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Инициатором указа является Министерство культуры Российской Федерации. Разработчиком документа стал Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, который завершил работу над проектом в начале декабря 2021 г. Однако в феврале 2022 г. пресс-служба Мин-культуры России сообщила о приостановке общественных обсуждений проекта указа Президента, обосновав это необходимостью «выработки новых подходов к подготовке и обсуждению документа, позволяющих объективно и всесторонне учесть все мнения, доводы и замечания, поступившие в адрес разработчиков» [9].
При том, что проект указа прошел экспертное и общественное обсуждения, был проанализирован и оценен депутатским корпусом, получил одобрение ряда общественных деятелей, в профессиональной среде, было высказано множество принципиальных замечаний.
«Критику в адрес документа высказали в Союзе театральных деятелей РФ, а также представители театрального сообщества, в том числе председатель СТД Александр Калягин, гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Театра наций Евгений Миронов, худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский. Калягин раскритиковал предложения, которые хотят внести в Основы, в частности, меры контроля культуры. Также против документа выступили представители киноиндустрии» [9].
Проводя анализ происходящего, можно сказать, что в государстве существуют противоречия между сферами деятельности, входящими в систему Министерства культуры Российской Федерации. Нормативная база, являющаяся основой работы и жизнедеятельности особой сферы (культуры и искусства) целого государства, не принимается годами.
Каждое направление (театральное, художественное, музейное, библиотечное, образовательное, научное, цирковое, реставрационное, кинематографическое и т. д.) отстаивают свои интересы и решают задачи, создавая условия только для своего развития и процветания, а не для государства в целом. Создается впечатление, что Минкультуры России, являясь федеральным органом исполнительной власти, формирующим политику в сфере культуры и искусства, всего лишь наблюдает за разнонаправленным цивилизаци-онным развитием своих сфер деятельности, что конечно же рано или поздно приведет к упадку направлений, которые не могут рассматриваться с точки зрения бизнес-ориентированных, требующих самоокупаемости.
Одним из важнейших направлений государственной культурной политики является создание условий для воспитания граждан на основе единых духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России [5, с. 266]. Успешная реализация этого направления напрямую зависит от активного и целереализующего межведомственного, межотраслевого и общественно-государственного партнерства, от единого подхода к определению целей развития государства и перечня мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей. Важно отметить, что воспитание граждан должно проходить красной линией через всю жизнь человека, а не только рассматриваться на этапах детства и отрочества.
Определяя понятие «воспитание» как совокупность составляющих элементов, можно отметить, что роль организаторов просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди разновозрастных слоев населения возрастает в геометрической прогрессии в зависимости от задач, которые ставятся перед ними государственной политикой в этой сфере.
В зависимости от сферы научных интересов характеристика понятия «воспитание» имеет различное трактование.
В наиболее обобщенном виде под воспитанием понимается совокупность целенаправленных действий, ориентированных на развитие человека при помощи просвещения. Это включает в себя, прежде всего, создание организационных, материальных и духовно-нравственных условий, призванных обеспечить усвоение исторического, культурного и духовного опыта народа каждым следующим поколением, т. е. подготовить их к социально ответственной жизни и производительному труду на благо своей страны.
Рассматривая воспитание как процесс, его можно условно классифицировать по трем видам:
1. По содержанию воспитание может быть: нравственное; гражданско-правовое; эстетическое; патриотическое; интеллектуальное; трудовое; физическое; экономическое; религиозное и т. п.
2. По месту осуществления: дошкольное; школьное; внешкольное; семейное; в трудовом коллективе; по месту жительства; в общественных организациях.
3. По стилю взаимоотношений: авторитарное; демократическое; либеральное.
А вот что взять за основу воспитания, на каких примерах и опыте его осуществлять, - это вопрос дискуссионный. В большей степени процесс воспитания личности зависит от внутренней политики государства и устройства политической системы, осуществляющей формирование среды в обществе, которая оказывает влияние на воспитание ее граждан.
На протяжении последних нескольких десятилетий процесс воспитания можно охарактеризовать как эпизодичный. Детские сады, школы, средние профессиональные учреждения и высшие учебные заведения переквалифицировали в центры оказания услуг, в том числе и на законодательном уровне. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 около 10 лет фигурировал термин «образовательная услуга». Целенаправленно (в соответствии с внутренней государственной политикой) вопросы воспитания отошли даже не на второй план.
В обществе сформировалось мнение, что образовательные учреждения оказывают услуги: как парикмахерская, магазин или ресторан, а не занимаются просвещением и воспитанием. Об этом дискутировали и очень немало спорили многие: и профес-
сиональное сообщество, и чиновники, и законодатели. Кто только ни заявлял, что «услуги» нужно убирать. Но почему-то все споры столько лет сводились на нет. Объяснение этому может быть только одно -государственная политика в сфере образования не связывала воедино термины «просвещения» и «воспитания», «воспитание через образование». Лишь в 2022 г. этот вопрос нашел свое решение. Вступившие изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации» исключили из него термин «образовательная услуга», что ликвидировало неоднозначное толкование и ассоциацию педагогической деятельности с коммерческими услугами.
Конечно же, все изменения, начавшиеся в стране в последние годы, стали результатом изменившейся внешней политики и глобального противостояния России с Западной Европой и США. В стране начинает уделяться внимание отстаиванию национальных интересов, в структуре которых можно выделить четыре основополагающих элемента:
- защита конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны;
- обеспечение и сохранение национального согласия;
- сохранение и развитие культурного многообразия, свойственного многонациональному государству;
- сохранение и передача следующим поколениям традиционных духовно-нравственных ценностей [5, с. 83].
Основой, обеспечивающей отстаивание национальных интересов, включающих в себя и перечисленные элементы, является состояние общества и его готовность идти на лишения ради достижения этой цели. А общественное сознание формируется в первую очередь воспитанием его членов. Одним из важнейших институтов, поддерживающим и транслирующим традиционные ценности является семья. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждении в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышения социального статуса семьи должно стать первичной задачей государственной политики. Такая же ситуация складывается и с патриотизмом.
Патриотизм в современном российском обществе является формой общественного сознания, к которому власть обращается в большей степени при решении задач чрез-
вычайного характера (борьба с эпидемией, участие в боевых действиях локального и глобального характера и т. д.). Со временем это чувство у современных поколений россиян притупилось и в большей степени стало противоречивым. Конечно же этому есть объяснение. В советское время понятие «патриотизм» носило разновозрастной, всеобщий и безусловный характер. Скорее всего это связано с тем, что, исходя из исторического опыта в соотношении общественных интересов и интересов отдельной личности приоритет безусловно отдавался первому, т. е. интересам общества. На этой основе выстраивалась вся концепция нравственно-патриотического воспитания в стране. С принятием новой Конституции Российской Федерации в 1993 г. во многом вопреки культурным традициям народов, населяющих Россию, в основной закон страны была введена норма о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью (гл. 2 Конституции Российской Федерации) [7], переместив тем самым приоритет в соотношении интересов в пользу личности. В связи с этим понятие «патриотизм» потеряло ту значимость, которая существовала в советский период, при том, что само понятие государством и обществом, конечно же, не отрицается и, как указано, используется для решения стоящих перед государством задач.
По всей видимости произошло это в связи с тем, что поменялась форма политической системы. Социалистическая модель сменилась либерально-капиталистической. В противовес ранее существующей системе на первый план вышел индивид в большей степени со своими правами и в меньшей с обязанностями. Все что вокруг индивида -это все для него, в том числе и общество. «Сегодня каждый человек оказывается перед необходимостью самому решить для себя важные вопросы: что есть Родина для меня? Является ли моя любовь к ней безусловной? Или я выберу условия для этой «любви», и они окажутся определяющими?
Ответы на эти вопросы разные, они в одинаковой степени сложны и для представителей старшего поколения, имеющего опыт советского патриотического воспитания, и для молодежи, выросшей в условиях открытого информационного пространства и создающей свои ценности в условиях мира, полного неопределенности» [10, с. 45]. Одним из ярких примеров неопределенности представлений о патриотизме
в российском обществе явилась частичная мобилизация в сентябре 2022 г., в связи с проведением специальной военной операции на Украине. При весьма значительной общей поддержке действий России с 24 февраля 2022 г. со стороны ее граждан, далеко не все из них готовы для защиты общих интересов, интересов своей страны, поступиться личной свободой и личными интересами.
Такой диссонанс возник в результате отсутствия всякой государственной политики в сфере нравственно-патриотического воспитания на протяжении последних десятилетий. Кроме того, патриотизм воспитывается у граждан на основе чувства гордости за свою страну: за ее развитие, социально-экономическое и военное величие, передовую медицину и промышленность, образованность и высокую культуру общества, за то, что государство всей своей мощью может встать на защиту любого, вне зависимости от его социального положения, отдельно взятого гражданина своей страны и тогда фраза: «Я - гражданин'! Это звучит гордо!» - будет не только словами. Вряд ли гордость за гражданство Российской Федерации испытывают люди, проживающие в странах Прибалтики, выступившие в защиту памятников воинам-освободителям и подвергшиеся, в связи с этим гонениям со стороны властей Литвы, Латвии, Эстонии и услышавшие из уст представителей российской государственной власти «глубокую озабоченность».
Сложившуюся сегодня ситуацию нельзя оставлять бесконтрольной в надежде на то, что каждый человек в нашей стране сам рано или поздно придет к тому пониманию патриотизма, которое в определенный момент хотело бы получить от него государство. Патриотизм - это чувство, которое воспитывается. Воспитывается ежедневно с младенчества и до самой старости во всех областях жизнедеятельности. А основой воспитания патриотических, в том числе и военно-патриотических ценностей, на мой взгляд, должны стать традиционные (духовно-нравственные) ценности. Они образуют многовекторные связи, позволяющие путем интеллектуальных усилий и глубокого внутреннего осмысления соединять прошлое, настоящее и будущее отечества, его историю, быт и культуру. Особую роль при этом играет культурно-историческое наследие, окружающее подрастающую личность в период ее взросле-
ния и становления. Кроме того, важна не только семантика культурно-исторического контента, но и та оптика, сквозь призму которой формируется отношение, моральные и этические установки ребенка, подростка, молодого человека, осваивающего традиционное наследие, предлагаемое ему в процессе жизнедеятельности как факт, как некое содержание.
В конечном счете эти установки непосредственно влияют на подсознание, порождают привязанность к своему отечеству и обеспечивают связь с ним на протяжении всей жизни. Это чрезвычайно трудная задача духовного, этического, гражданско-патриотического взросления индивида, успешное решение которой должно отражаться в конкретных поступках человека и находить воплощение в его деятельности.
Список литературы
1. Словарь социолингвистических терминов / отв. ред. В. Ю. Михальченко. Москва: Ин-т языкознания РАН, 2006. 312 с.
2. Нации и этносы в современном мире: слов.-справ. / ред. М. Росенко. Санкт-Петербург: Петрополис, 2007. 174 с.
3. Этнопсихологический словарь / ред.
B. Г. Крысько. Москва: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 1999. 342 с.
4. Шаблова Е. Г., Жевняк О. В., Шишулина Т. П. Правоведение: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 196 с.
5. Тургаев А. С., Востряков Л. Е., Брежнева В. В. и др. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие для студентов бакалавриата и специалитета / ред. А. С. Тургаев; ред., сост. Л. Е. Востряков; М-во культуры РФ,
C.-Петерб. гос. ин-т культуры. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. 336 с.
6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47046 (дата обращения: 19.10.2022).
7. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993 с изм., одобрен. в ходе общерос. голосования 01.07.2020 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/constitution/item#chapter9 (дата обращения: 19.10.2022).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9555 (дата обращения: 19.10.2022).
9. В РФ приостановили обсуждение проекта о традиционных ценностях: хроника // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/russia/821899 (дата обращения: 19.10.2022).
10. Семенова Е. В Использование культурно-исторического наследия в воспитании чувства патриотизма у обучающихся // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф (Чебоксары, 25 дек. 2021 г.). Чебоксары, 2021. С. 45-47.
References
1. Mikhalchenko V. Yu. (ed.). Dictionary of sociolinguistic terms. Moscow: Inst. of Linguistics RAS, 2006. 312 (in Russ.)
2. Rosenko M. (ed.). Nations and ethnic groups in the modern world: ref. book. Saint-Petersburg: Petropolis, 2007. 174 (in Russ.).
3. Kris'ko V. G. (ed.). Ethnopsychological dictionary. Moscow: Publ. house Moscow psychology and social inst., 1999. 342 (in Russ.).
4. Shablova E. G., Zhevnyak O. V., Shishulina T. P. Jurisprudence: textbook. Yekaterinburg: Publ. house Ural. Univ., 2019. 196 (in Russ.).
5. Turgaev A. S., Vostryakov L. E., Brezhneva V. V., et al.; Turgaev A. S. (ed.); Vostryakov L. E. (comp.). Fundamentals of the state cultural policy of the Russian Federation: textbook. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State Inst. of Culture, 2017. 336 (in Russ.).
6. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russ. Federation of July 2, 2021, N 400. President of Russia: offic. site. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (accessed: Oct. 19.2022) (in Russ.).
7. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on Dec. 12.1993 with changes approved during the all-Russ. vote in July. 01.2020. President of Russia: offic. site. URL: http://www. kremlin.ru/acts/constitution/item#chapter9 (accessed: Oct. 19.2022) (in Russ.).
8. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996, N 63-FZ. President of Russia: offic. site. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9555 (accessed: Oct. 19.2022) (in Russ.).
9. In the Russian Federation, the discussion of the project on traditional values was suspended: a chronicle. Interfax. URL: https://www.interfax.ru/russia/821899 (accessed: Oct. 19.2022) (in Russ.).
10. Semenova E. V. The use of cultural and historical heritage in fostering a sense of patriotism among students. Pedagogy and psychology as a resource for the development of modern society: coll. materials of the Intern. sci. practical. conf. (Cheboksary, Dec. 25, 2021). Cheboksary, 2021. 45-47 (in Russ.).