ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 378
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
© Бобыло Андрей Михайлович, кандидат политических наук, докторант кафедры международных отношений Восточного института Школы региональных и международных исследований, директор Департамента интернационализации образования Дальневосточного федерального университета.
Россия, 690000, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы реформирования высшей школы в ряде ведущих стран АТР (США, КНР, РФ) за последние десятилетия. Прослеживается эволюция последовательно принимаемых правительствами данных стран решений и мер по модернизации национальной системы высшего образования, приведения ее в соответствие с мировыми образовательными стандартами и новыми вызовами времени, проводится сравнение и оценивается эффективность реформ с точки зрения достигнутых результатов. Основываясь на результатах проведенного сравнительного анализа, автор приходит к выводу, что, несмотря на различия каждой из реализуемых государствами стратегий развития высшей школы, все они содержат ряд общих тенденций: движение по пути децентрализации вузов и содействие их интернационализации, а также диверсификация источников финансирования.
Ключевые слова: модернизация высшей школы, национальные стратегии, образовательная реформа, мировая политика, интернационализация.
NATIONAL STRATEGIES OF HIGHER EDUCATION MODERNIZATION
IN THE ASIAN-PACIFIC COUNTRIES: INTERNATIONAL COMPARATIVE ANALYSIS
Bobylo Andrey M, PhD in Political science, Doctoral, department of international relations, Oriental Institute of School of Regional and International Studies, Director of Department for Internationalization of Education, Far-Eastern Federal University.
8 Sukhanova St., Vladivostok, 690000 Russia. E-mail: [email protected]
The article considers the issues of the higher education reform in a number of leading Asian-Pacific countries (USA, China, Russia) for the past decades. The evolution of resolutions successively taken by governments of these countries is traced as well as the measures to modernize the national higher education system and bring it in accordance with international educational standards and new challenges of the time, the comparison is made and the efficiency of the reforms in terms of the attained results is evaluated. Basing on the results of the comparative analysis, the author comes to the conclusion that despite the differences of every development strategies of high school implemented by states, they all contain a number of general trends: the move towards decentralization of universities and promotion their internationalization and also the diversification of funding sources.
Keywords: modernization of higher education, national strategies, educational reform, world politics, internationalization.
В современном информационном обществе образовательный и научный потенциалы страны входят в ряд важнейших инструментов высокой мировой политики, становятся мощнейшим ресурсом «мягкой силы», определяющим конкурентоспособность и могущество государств, главным образом, их безопасность и престиж на международной арене. Поэтому доступ к современным знаниям, владение новейшими научно-техническими достижениями, наличие прорывных задач, связанных с использованием образования как сферы стратегического строительства, являются важнейшими задачами любого государства.
Вместе с тем, глубокий кризис, вызванный быстрыми темпами развития науки и техники и несоответствием образовательных систем объективным условиям, формирующимся под воздействием глобализации, запаздыванием шагов по адаптации образовательных систем к новым условиям, привел к необходимости реформирования как структуры, так и содержания современного образования. За последние десятилетия практически все развитые страны предпринимали различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства.
В этой связи интересными представляются процессы развития высшей школы в странах АТР, как наиболее динамично развивающегося региона мира. В настоящее время модернизация высшей школы в странах АТР осуществляется посредством различных образовательных стратегий, обусловленных национально-историческими традициями. Каждая из стратегий по-своему интересна, однако, по нашему мнению, наибольшее значение для понимания перемен в сфере высшего образования представляет изучение стратегий реформ в рамках трех основных образовательных систем мира: американской, китайской и российской. Данные системы охватывают большинство развитых и развивающихся стран мира, а результаты образовательной реформы в данных моделях наиболее заметны. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Американская стратегия развития образования. Систему высшего образования США традиционно относят к «атлантической» или «либеральной» модели, которая характеризуется (в отличие от континентальной) большей ролью частных вузов, большей автономией институтов высшего образования и доминированием финансовых методов государственного регулирования высшего образования. В настоящее время высшее образование в США является лучшим в мире, что подтверждается данными международных рейтингов. Так, из 100 лучших университетов мира 75 являются американскими, а из 10 самых лучших - 7 находятся в Соединенных Штатах [9].
Отражением политики государственной власти по усилению своей роли в образовании является увеличение удельного веса федеральных государственных расходов в данной сфере с 250 млрд долл. США в 1990 г. до 500 млрд долл. США в 2004 г., то есть двукратное увеличение (примерно 6,7% ВВП), что сделало их лидером среди стран ОЭСР [18].
По данным Национального центра по образовательной статистике (The National Center for Education Statistics), опубликованным в докладе «Состояние образования на 2006 год» («The Condition of Education 2006») в 2006 г. на одного студента вуза в США затраты составляли 20 545 долл. США, что значительно превышало средний показатель затрат стран ОЭСР - 10 641 долл. США. В результате к началу XXI века около 30% рабочей силы США имело законченное высшее образование и около 30% - незаконченное высшее. При этом в стране функционировало около 4 тыс. учреждений высшего образования, из них 1,7 тыс. - государственные [18].
По уровню охвата молодежи высшим образованием (34%) США занимает одно из ведущих мест среди развитых стран мира, уступая только Франции (42%), Испании (37%) и Японии (свыше 80%) [13, с. 30]. Дефицит кадров американцы покрывают за счет «импорта» идей и специалистов, что позволяет ежегодно экономить на обучении миллионы долларов [15, с. 250]. Само обучение иностранных студентов в США также приносит этой стране огромный доход. К началу XXI века в США обучалось 560 тыс. иностранных студентов, что составляло почти половину от общего числа иностранцев, обучавшихся за рубежом, и почти 3,5% от общего студенческого контингента [10, с. 115]. Доход страны в виде только платы за обучение составил 7 млрд долл. [14, p. 18].
Стабильной тенденцией становится и развитие программ «образования на протяжении всей жизни» на разных уровнях и для различных категорий населения. Это позволяет, с одной стороны, обеспечивать постоянную адаптацию рабочей силы к меняющимся социальным, экономическим и технологическим условиям. С другой стороны - обеспечивать систему высшего образования постоянным притоком контингента обучающихся, снижая зависимость от демографических колебаний. Кроме того, развитие таких программ объективно способствует развитию качества обучения, особенно с точки зрения адаптации образовательных программ к практическим требованиям и обеспечения дополнительного финансирования высшей школы.
Американская высшая школа, как и все другие, активно участвует в борьбе за лидерство в мировом образовании. В мае 2006 г. секретарь по вопросам образования США М. Спеллинг объявила о формировании федеральной комиссии по вопросам развития высшего образования в стране. Она отметила, что если в 1970 г. американские университеты выпускали более 50% всех научных работников и инженеров в мире, то в 2015 г. эта цифра может снизиться до 15%. Только треть американцев трудоспособного возраста обладает степенью бакалавра, в то время как более 80% создаваемых в
США рабочих мест требуют квалификации и знаний на уровне колледжа. Проблемой подготовки высококвалифицированных кадров был озабочен и бывший президент США Дж. Буш, выступивший с программой развития конкурентоспособной экономики (American Competitiveness Initiative).
В 2007 г. в научные разработки и улучшение системы образования, как среднего, так и высшего, правительством было инвестировано 5,9 млрд долл. Около 10 тыс. ученых, студентов, аспирантов и техников было привлечено к разработке инновационных проектов. В рамках данной программы за десятилетний период предполагалось подготовить 100 тыс. высококвалифицированных преподавателей в области математики, точных и естественных наук. Приблизительно 800 тыс. рабочих за этот же период должны были пройти дополнительное обучение и существенно повысить свою профессиональную квалификацию [16].
Одновременно правительство США финансирует национальные проекты для поддержки важных фундаментальных исследований и разработок, выделяя гранты и стипендии на научные изыскания. Активно поддерживает деятельность таких неправительственных организаций, как Американские Советы по международному образованию, Национальный Фонд Поддержки Демократии, Международный Форум исследований в области демократии, Фонд Форда и Институт Международного Образования. Несмотря на это, президент Б. Обама считает эти действия недостаточными. Так, выступая с президентским посланием перед Конгрессом 26 января 2011 г., он заявил о намерениях начать новую «самую значительную для всего поколения» реформу образования. В своем выступлении он сказал: «Реформа системы образования должна стать одной из главных задач на ближайшее будущее. Задумайтесь, в ближайшее десятилетие около половины новых рабочих мест в стране будет создано для специалистов с образованием выше школьного (среднего), в то время как около четверти наших молодых людей такого образования не имеют. Качество преподавания математики и научных дисциплин в США ниже, чем во многих странах. Америка скатилась на девятое место по количеству людей с начальным высшим и средним специальным образованием» [7].
Несмотря на существенные трудности современного развития высшего образования, США остаются общепризнанным мировым лидером в этой сфере, чему способствует высочайший уровень интернационализации высшей школы США, обеспечивающей национальные интересы. США привлекает наиболее талантливых зарубежных ученых и студентов, что впоследствии ведет к укреплению лидерства в наиболее значимых отраслях развития науки и техники.
Китайская стратегия развития образования. Китайская система учреждений высшего профессионального образования является одной из древнейших в мире. Первые китайские университеты «тай сюе» начали создаваться в стране во втором веке до н.э. и до XIX в. практически не имели контактов с Западом.
«Закон об образовании в КНР» 1995 г. создал правовые основания для фактически действовавшей в стране государственной гарантии приоритетного развития образования (в частности, благодаря статьям о преимущественном бюджетном финансировании обязательного образования, о системе налоговых льгот для ряда образовательных учреждений и их инвесторов) [17, p. 142]. Закон утвердил опережающее развитие образования по отношению к экономическому росту за счет повышения темпов роста вложений в образование по сравнению с ростом бюджетных доходов.
Впервые, однако, этой цели удалось достичь лишь в 1998 г. (опережение составило 1,41%) [6]. В 1999 г. общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349 млн юаней, в том числе финансовые расходы государства - 228 млн юаней, что равняется 2,79% ВВП [3]. В источники изыскания средств на образование в КНР также были включены и доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов на этапе обязательного образования. Эти доходы непрерывно растут, став вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 г. поступления от различных видов оплаты за обучение составили 40 млрд юаней или 13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае [3].
Следует отметить, что отличительной особенностью развития образования в КНР является значительное преобладание в программах вузовского обучения естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии) [3]. Модернизация образования в Китае сопровождалась увеличением числа высших учебных заведений и ростом студенческого контингента. В 1999 г. в стране насчитывался 871 вуз с 3 млн обучающихся и 92 профессионально-технических института. К настоящему времени количество регулярных вузов увеличилось до 2263. К 2002 г. 133 частных вуза прошли аккредитацию и получили право выдавать дипломы выпускникам [3].
В 2008-2009 учебном году численность студентов увеличилась почти в 6 раз, достигнув 20,2 млн человек. Число абитуриентов в настоящее время составляет приблизительно 10,5% от общего числа выпускников средних школ [2, с. 49]. Индекс доступности высшего образования в Китае составляет 520 тыс. человек на один китайский вуз. Увеличение контингента наблюдается и в сфере подготовки научных кадров. За последние 20 лет ученые степени в стране получили свыше 300 тыс. кандидатов и 20 тыс. докторов наук [11].
Вступление Китая в ВТО в 2001 г. способствовало интернационализации высшей школы и активизировало выход страны на международный рынок образовательных услуг. Если 20 лет назад общее количество иностранных студентов в КНР не превышало 8 тыс. человек, то в 2003 г. Китай в общей сложности принял около 80 тыс. иностранных студентов из 175 стран и регионов мира (каждый десятый студент в Пекине - иностранец). Сертификат на обучение иностранцев есть более чем у 390 вузов. Китайское правительство щедро поддерживает иностранных студентов. Например, в 2004 г. Министерством образования КНР было выделено 6163 гранта для их обучения в вузах страны [4]. В настоящее время Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей на работу в свои университеты и технопарки. Целый ряд ведомств КНР занимается работой с зарубежной диаспорой, координируют эту деятельность влиятельные правительственные и партийные органы. Ныне возвращению умов в страну способствуют высокая хозяйственная конъюнктура и очень быстрый прогресс в развитии информационной экономики. Все чаще работать и учиться в Китай приезжают эмигранты второго и третьего поколения (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы) [3]. Правительство КНР также активно содействует обучению китайских студентов за границей. За годы реформ 280 тыс. китайских студентов были отправлены за рубеж, свыше 100 тыс. уже вернулись на родину. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран [3].
В этом контексте российским университетам следует и дальше уделять приоритетное внимание рынку образовательных услуг КНР, который существенно превосходит другие страны АТР по емкости. Этому выбору способствует также то, что между нашими странами уже многие годы действует межправительственный договор о взаимном признании документов в сфере образования, а с 2000 г. эффективно функционирует Подкомиссия по сотрудничеству в области образования российско-культурной комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта [12, с. 55].
В целом, результаты реформы высшего образования в КНР за два последних десятилетия позволяют говорить об ее эффективности. К числу основных достижений можно отнести: увеличение количества вузов, рост масштабов высшего образования в стране; децентрализацию в управлении и финансировании учебных заведений, создание негосударственного сектора, многоканальное, в том числе внебюджетное финансирование, кредиты на образование, сочетание роста финансирования вузов с институциональными преобразованиями; создание зон приоритетного развития; сотрудничество частного и государственного капитала; активный выход на международный рынок образовательных услуг. Тем не менее, несмотря на заботу и внимание государства, в Китае по-прежнему остается много нерешенных проблем. Так, например, государство не может удовлетворить постоянно растущую потребность в увеличении денежных ассигнований, наблюдается диспропорция в развитии отдельных районов страны, существует проблема трудоустройства выпускников вузов.
Российская стратегия развития образования. Разразившийся в 1990-х годах системный социально-экономический кризис привел к тому, что государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Положение образования в стране резко ухудшилось, и оно еще больше стало отставать от требований современной жизни. «Россия впервые за последние 200-300 лет, - заявил в этой связи Президент РФ В. В. Путин, - стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира» [8].
Особо следует отметить, что федеральная власть фактически сняла с себя нормативно зафиксированные финансовые обязательства перед российским образовательным сообществом. В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» (2004 г.) из него были исключены положения о государственных гарантиях развития образования, о финансовых обязательствах перед системой образования, о недопущении сокращения количества студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета. Отменены федеральные нормативы в области оплаты труда работников вузов,
большинство видов льгот и социальной помощи, гарантий и компенсаций, как студентам, так и преподавателям.
В 2007-2008 учебном году в вузах за счет государственного бюджета обучалось только 2989 тыс. студентов или 40% от их общего количества (211 человек на 10 тысяч населения) [5].
В 2005 г. расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли около 4% ВВП (при этом не удалось достичь уровня 6%, намеченного в Национальной доктрине образования РФ 2001 г.) [5]. По этому показателю Россия находится на уровне большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Между тем во многих развитых и развивающихся странах на образовательную сферу выделяется не менее 5,0-5,5%, а в Японии, Южной Корее и Китае - 15-25% ВВП [5].
В целом вышеперечисленные факты свидетельствуют о низкой доле удельных расходов государственного бюджета на финансирование деятельности вузов. В настоящее время из федерального бюджета финансируется примерно 20% всех расходов на образование, и столько же - из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проблема недостаточного финансирования отечественной системы образования усугубилась за счет бесконтрольного роста числа вузов и количества студентов. С начала 1990-х годов количество учреждений высшего профессионального образования в России непрерывно росло. Так, только за первые 10 лет реформ их количество увеличилось почти в два раза (с 519 в 1991 г. до 965 в 2001 г.). К 2005 г. число государственных вузов выросло на 15%, негосударственных - почти вдвое по сравнению с 1995 г. Рост числа образовательных учреждений высшего профессионального образования был вызван беспрецедентным ростом количества студентов - за периоды с 1995-1996 по 2003-2004 учебные годы - в 2,2 раза. В настоящее время в России на один вуз приходится 134 289 чел. (индекс доступности высшего образования), а в развитых странах, например, в США и Японии - 125 100 и 212 362 чел. соответственно [1, с. 348].
Серьезное влияние на ситуацию в российском образовании всех уровней оказывает демография: высшее образование стало фактически всеобщим. В настоящее время в вузах обучается около 7,5 млн студентов - небывалая для России цифра. Так, если в СССР на 10 тыс. населения приходилось около 200 студентов, то сейчас - в 2,5 раза больше (527 студентов) [5].
Сегодня перед страной стоит задача развития экономики, основанной на знаниях. В России в настоящее время только 20,6 % экономически активного населения имеют высшее образование. Специалисты считают, что в будущем этот показатель должен составить 60-90%. С учетом демографического спада (к 2010 г. снижение численности абитуриентов по отношению к уровню 2006 г. составило 16%), в России необходимо создавать условия для получения взрослым населением (примерно 34 млн чел. или 60% от общей численности страны) высшего образования. Вместо этого наблюдается сокращение бюджетного набора в вузы, что препятствует осуществлению данной задачи. Кроме того, с 2009 г. начался прием в вузы только по результатам ЕГЭ. Следовательно, взрослому человеку поступить в вуз уже практически невозможно.
Все вышеназванные факты свидетельствуют о том, что в сфере высшего профессионального образования назрела необходимость проведения серьезных структурных изменений. В этой связи Правительством РФ был принят ряд важных инициатив, направленных на срочную модернизацию всей системы образования. Данные инициативы выразились в следующих практических шагах:
1. С 2007 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование», направленного на ускоренную модернизацию российской высшей школы, вузы, победившие в конкурсе инновационных образовательных программ, получили государственную поддержку из федерального бюджета в объеме от 200 млн до 1 млрд рублей. Общий объем финансирования из федерального бюджета составил 5 млрд рублей в 2006 г., 15 млрд рублей в 2007 г. и 20 млрд рублей в 2008 г. [5];
2. К настоящему времени в стране сформирована сеть федеральных и национальных исследовательских университетов, реализуется масштабный проект «5-100», направленный на вхождение лучших российских университетов в элиту мирового образования. Тенденция интеграции и укрупнения вузов наблюдается во многих странах и, как показывает мировой опыт, укрупнение приводит к улучшению качества образования и завоеванию более высоких показателей в международных рейтингах. Так что организация федеральных университетов путем объединения нескольких вузов вполне вписывается в общую тенденцию. В настоящее время создано 10 федеральных и 29 национальных исследовательских университетов. Этим университетам дополнительно выделяются средства на основе нормативно-подушевого финансирования.
Вместе с тем, несмотря на целый ряд позитивных сдвигов, произошедших в российской системе образования в последние годы, в целом сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество. Так, недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики. Слабо развиты независимые формы оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
На современном этапе модернизации приоритетными направлениями государственной политики должны стать формирование современной системы непрерывного профессионального образования и повышение его качества, обеспечение доступности качественного общего образования и повышение инвестиционной привлекательности всей сферы образования.
В целом, сравнительный анализ национальных стратегий развития высшей школы в США, КНР и РФ позволяет сделать ряд выводов. Реформы по модернизации образования в разных странах различаются и по срокам их реализации, и по достигнутым результатам. Наиболее продвинулись в данной сфере США. Значительных успехов в модернизации высшей школы добился Китай, осуществивший мощный прорыв в развитии за два последних десятилетия. Реформа образования в КНР носила эволюционный характер, опираясь на мировой опыт и учитывая допущенные ошибки. По сути дела, китайская высшая школа сегодня существует в системе «советско-американской» модели, сочетающей в себе государственное регулирование и относительную автономию вузов, что дает ей определенные преимущества. За два десятилетия реформ российская система образования сумела приобщиться к глобальным трендам, выйти на мировой рынок образовательных услуг, хотя говорить об ее эффективной модернизации пока преждевременно.
Несмотря на различия каждой из реализуемых государствами стратегий развития высшей школы, все они содержат ряд общих тенденций. К основным из них могут быть отнесены:
- движение по пути децентрализации вузов, исторически существовавшее в США, и сравнительно недавно начавшееся в РФ и КНР, направленное на укрепление самостоятельности и автономии университетов;
- содействие интернационализации вузов, которое выступает дополнительным источником государственных доходов и способствует привлечению в страну высокоинтеллектуальных кадров, тем самым, обеспечивая рост национальной экономики;
- диверсификация источников финансирования, которая позволяет в большей мере удовлетворять потребности государства в финансировании системы образования, создавать различные фонды поддержки как учебных заведений и учащихся, так и различных научных исследований.
Литература
1. Арефьев А. Л. Россия на международном рынке образовательных услуг. - М., 2007. - 699 с.
2. Боревская Н. Е. Особенности реформирования высшей школы КНР на рубеже ХХ-ХХ1 вв. // Двустороннее научно-образовательное сотрудничество вузов России и Китая: материалы 3-й российско-китайской конф. - М., 2009. - С.34-66.
3. Высшее образование в Китае // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.febras.ru/partners/science1. html (дата обращения 25.02.2010).
4. Китайское образование // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.point.ru/news/stories/34/ (дата обращения 09.12.2008).
5. Министерство образования и науки Российской Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov.ru (дата обращения 10.12. 2012).
6. Образование в КНР // [Электронный ресурс]. - URL: http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html (дата обращения 19.04.2010).
7. Послание президента США Б. Обамы Конгрессу, 26 января 2011 г. // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rian.ru/world/20110126/326380404.html (дата обращения 03.02.2011).
8. Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ / Российская газета. - 2003. -17 мая.
9. Рейтинг Института высшего образования Университета Jiao Tong (Шанхай) // [Электронный ресурс]. - URL: http://ed.sjtu.edu.cn/rank/methotodology /htm (дата обращения 17.02.2009).
10. Савельев А. Новый вызов? // Высшее образование в России. - 2002. - №1. - С.115-121.
11. Салицкий А. Образование в КНР: специфика и достижения. // [Электронный ресурс]. - URL: www. russ.ru (дата обращения 02.04.2010).
12. Севастьянов С. В. Международные программы и экспорт образовательных услуг во ВГУЭС // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - №2. - С.54-61.
13. Семеко Г. В. Образование во Франции: экономические и социальные проблемы // Экономика образования. - 2002. - №3. - С.30-37.
14. Altbach P. G. Come study in America // The Christian science monitor. - 1997. - Vol.89. - №52. - Р.18-29.
15. Lerner J., Roy R. Numbers, origins, economic-value and quality of technically trained immigrants into the USA // Scientometrics. - 1984. - Vol.6. - №4. - P.250-263.
16. President G. W. Bush. American competitiveness initiative // President's letter. - 2006 // [Электронный ресурс]. - URL: http:www/WhiteHouse (дата обращения 15.11.2008).
17. The laws on education of the people's Republic of China. - Beijing, 1999. - Р. 142.
18. [Электронный ресурс]. - URL: http://nces.ed.gov/pubsearch/pubsinfo.asp?pubid=2006071 (дата обращения 13.04.2010).
References
1. Arefev A. L. Rossiya na mezhdunarodnom rynke obrazovatel'nykh uslug [Russia at the international market of educational services]. Moscow, 2007. 699 p.
2. Borevskaya N. E. Osobennosti reformirovaniya vysshei shkoly KNR na rubezhe KhKh-KhKhl vv. [The features of China higher education reform at the turn of 20th-21th centuries]. Dvustoronnee nauchno-obrazovatel'noe so-trudnichestvo vuzov Rossii i Kitaya - Bilateral scientific and educational cooperation of Russian and Chinese universities. Proc. 3rd Sino-Russian conf. Moscow, 2009. Pp. 34-66.
3. Vysshee obrazovanie v Kitae [Higher Education in China]. Available at: http://www.febras.ru/partners/ science1.html (accessed Febrary 25, 2010).
4. Kitaiskoe obrazovanie [The Chinese education]. Available at: http://www.point.ru/news/stories/34/ (accessed December 9, 2008).
5. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: http://mon.gov.ru (accessed December 10, 2012).
6. Obrazovanie v KNR [Education in China]. Available at: http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html (accessed April 19, 2010).
7. Poslanie prezidenta SShA B. Obamy Kongressu, 26 yanvarya 2011 g. [Message from US President Barack Obama to Congress, January 26, 2011]. Available at: http://www.rian.ru/world/20110126/326380404.html (accessed Febrary 3, 2011).
8. Putin V. V. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu RF Vladimir Putin. Presidential Address to the Federal Assembly of the Russian Federation. Rossiiskaya gazeta - The Russian newspaper. 2003. May 17.
9. Reiting Instituta vysshego obrazovaniya Universiteta Jiao Tong (Shankhai) [Rating of Higher Education Institute of Jiao Tong University (Shanghai)]. Available at: http://ed.sjtu.edu.cn/rank/methotodology /htm (accessed Febrary 17, 2009).
10. Savel'ev A. Novyi vyzov? [A new challenge?]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia. 2002. No. 1. Pp. 115-121.
11. Salitskii A. Obrazovanie v KNR: spetsifika i dostizheniya [Education in China: specificity and achievements]. Available at: www.russ.ru (accessed April 2, 2010).
12. Sevast'yanov S. V. Mezhdunarodnye programmy i eksport obrazovatel'nykh uslug vo VGUES [International Programs and export of educational services in VSUES]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz - University Management: Practice and Analysis. 2005. No. 2. Pp. 54-61.
13. Semeko G. V. Obrazovanie vo Frantsii: ekonomicheskie i sotsial'nye problemy [Education in France: the economic and social problems]. Ekonomika obrazovaniya - Economy of Education. 2002. No. 3. Pp. 30-37.
14. Altbach P. G. Come study in America. The Christian science monitor. 1997. V. 89. No. 52. Pp. 18-29.
15. Lerner J., Roy R. Numbers, origins, economic-value and quality of technically trained immigrants into the USA. Scientometrics. 1984. V. 6. No. 4. Pp. 250-263.
16. President G. W. Bush. American competitiveness initiative. President's letter. 2006. Available at: http:www/WhiteHouse (accessed November 15, 2008).
17. The laws on education of the people's Republic of China. Beijing, 1999. P. 142.
18. http://nces.ed.gov/pubsearch/pubsinfo.asp?pubid=2006071 (accessed April 13, 2010).