Научная статья на тему 'Национальные модели образовательных систем Европы'

Национальные модели образовательных систем Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / Национальная программа подготовки кадров / либеральная модель образовательной системы / гражданское общество / система оценки. / model / National Program for Personnel Training / liberal model of the educational system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыкова И. А.

В статье рассмотрены тенденции развития образовательных систем различных европейских стран и основные модели образовательных систем. Проанализированы преимущества либеральной модели государственного регулирования в образовательной сфере в сопоставлении с моделью постадминистративного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL MODELS OF EDUCATIONAL SYSTEM IN EUROPE

Tendencies of the development of educational systems in various European countries are considered in the article. There are discussed basic models of educational systems and liberal model of state regulation in the sphere of education in comparison with post administrative model type.

Текст научной работы на тему «Национальные модели образовательных систем Европы»

Садыкова И.А.,

доцент экономического факультета Национального университета Узбекистана

СОДИЦОВА И.А. ЕВРОПА ТАЪЛИМ ТИЗИМЛАРИНИНГ МИЛЛИМ МОДЕЛЛАРИ

Маколада Европа мамлакатларида таълим тизимларининг ривожланиш тенденциялари, таълим тизимлари моделлари, таълим сох,асини давлат томонидан тартибга солишнинг либерал куриниши борасида мулох,аза юритилган.

Таянч иборалар: модель, Кадрлар тайёрлаш миллий дастури, таълим тизимининг либерал модели, фукаролик жамияти, бах,олаш тизими, профессор-укитувчи салох,ияти.

САДЫКОВА И.А. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ЕВРОПЫ

В статье рассмотрены тенденции развития образовательных систем различных европейских стран и основные модели образовательных систем. Проанализированы преимущества либеральной модели государственного регулирования в образовательной сфере в сопоставлении с моделью постадминистративного типа.

Ключевые слова: модель, Национальная программа подготовки кадров, либеральная модель образовательной системы, гражданское общество, система оценки.

SADIKOVA 1.А. NATIONAL MODELS OF EDUCATIONAL SYSTEM IN EUROPE

Tendencies of the development of educational systems in various European countries are considered in the article. There are discussed basic models of educational systems and liberal model of state regulation in the sphere of education in comparison with post administrative model type. Keywords: model, National Program for Personnel Training, liberal model of the educational system.

В условиях формирования гражданского общества и модернизации экономики потребность в кадрах, "...генерирующих новые идеи, людей, которые будут продолжать начатое дело по реформированию государства, строительства в Узбекистане современного демократического государства»1, неуклонно растет. Для достижения данной цели ежегодные затраты на развитие и реформирование образования в Узбекистане осуществляются в размере 10-12 процентов от ВВП, а их доля в расходах Государственного бюджета превышает 35 процентов.

В Узбекистане реализуется Программа по реформированию образования, получившая название Национальной программы по подготовке кадров. Данная программа является неразрывной составной частью узбекской модели экономических и политических реформ, основанной на поэтапном, эволюционном принципе строительства нового общества в стране. «Программа, являясь продуктом серьезных по-

1 Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» от 17.02.2012.

исков и изысканий, обобщения опыта передовых развитых стран мира, направлена на полный отказ от насаждаемых в прошлом стереотипов и догм коммунистической идеологии, укрепление в сознании людей, и в первую очередь подрастающего поколения, демократических ценностей, говоря коротко, программа ставит своей целью формирование всесторонне развитой и самостоятельно мыслящей личности, имеющей свой взгляд, свой выбор и твердые гражданские позиции»2.

2 Там же.

ЗАМОНАВИИ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем различных европейских стран позволяет выделить две основные модели: либеральную и постадминистративную, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования в образовательной сфере.

Либеральная модель в большей степени характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод.

Модель постадминистративного типа характерна для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административным управлением. К этим странам можно отнести страны, расположенные на постсоветской территории. Экономика большинства этих стран в настоящее время характеризуется как переходная или даже рыночная, но механизмы управления в образовательной сфере все еще сохраняют признаки моделей управления, сформировавшихся в условиях административно-командного стиля управления плановой экономикой. Термин «постадминистративная модель» имеет близкие исторические аналоги в Европе. Например, модель государственного управления Испании на протяжении достаточно продолжительного периода после смерти Франко - одного из руководителей тоталитарного типа - характеризовалась как modelo postburocratico (постбюрократическая модель).

Рассмотрим принципиальные отличия либеральной и постадминистративной моделей образовательных систем, имеющиеся в контексте задач интеграции стран СНГ в европейское и мировое образовательное пространство. При этом оговоримся, что тип национальных образовательных систем конкретных стран, как правило, является смешанным. Поэтому образовательная система любой страны может характеризоваться лишь как преимущественно либеральная или преимущественно административная.

Либеральная модель. Главным достоянием либеральной модели являются подлинные академические свободы и автономия университетов. Университеты реализуют сложившие-

ся в каждом из них образовательные программы, удовлетворяющие лишь самым общим требованиям государственной регламентации, позволяющим отнести эти программы к университетскому типу. В либеральной модели университеты могут самостоятельно модернизировать действующие и открывать любые новые образовательные программы, не получая на это разрешения у органов управления образованием. При этом качество образовательных программ в либеральной модели гарантируется независимыми от государства институтами аккредитации образовательных программ. Университеты, проявляя заботу о повышении статуса своих образовательных программ, аккредитуют их в авторитетных независимых организациях: профессиональных национальных ассоциациях, международных аккредитационных агентствах и др.

Система классификации образовательных программ в либеральной модели является элементом национальной образовательной статистики, разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97). Национальная система определяет правила классификации образовательных программ и включает подсистемы вертикальной и горизонтальной классификации. Вертикальная подсистема классифицирует образовательные программы по уровням и ступеням образования, горизонтальная - по областям профессиональной деятельности: по расширенным группам и образовательным полям. Образовательные поля могут иметь дальнейшую детализацию по подполям.

Количество расширенных групп, полей и подполей определяется из соображений удобства классификации и обеспечения оптимального уровня полноты и детализации представления данных образовательной статистики для решения задач мониторинга и управления, и совершенно не ограничивает количество классифицируемых объектов - образовательных программ. Вопрос о том, сколько образовательных программ реализуется в университетах той или иной страны с либеральной моделью образования, как правило, не имеет точного ответа. Можно говорить лишь о порядке этого значе-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

ния. Например, для развитых стран (США, Канада, Россия, Китай), как правило, реализуются многие тысячи образовательных программ.

Процесс формирования национальной образовательной статистики в странах с либеральной моделью образования можно упрощенно представить в виде следующей схемы. Высшее учебное заведение самостоятельно открывает образовательные программы и сам присваивает каждой из них код в соответствии с правилами национальной системы классификации. Объемные показатели подготовки (прием, выпуск, контингент), дифференцированные по кодам образовательных программ, в установленные сроки в стандартной форме представляются учебными заведениями в национальные органы образовательной статистики. Обобщенные по системе образования данные публикуются в соответствии с группировками национальной системы классификации образовательных программ.

В либеральной модели объемные показатели подготовки рабочих и специалистов в целом по стране не планируются. Они складываются из объемных показателей выпусков отдельных образовательных учреждений всех уровней и организационных форм, создаваемых государством, предприятиями и организациями, различными фондами и общественными объединениями. Это позволяет системе образования гибко реагировать на изменения спроса на специалистов на рынке труда с учетом региональных и других особенностей, постоянно совершенствовать структуру и содержание образовательных программ в соответствии со спросом на них. При этом интересы всех, кто заинтересован в результатах образовательного процесса, обеспечиваются их участием в финансировании образовательных учреждений.

Важнейшими функциями государства и региональных органов управления в либеральной модели являются мониторинг системы образования и рынков труда, расчет по его результатам международных индикаторов развития образования, экономики и социальной сферы, планирование корректирующих воздействий на систему образования для реализации национальных стратегических приоритетов и региональных программ развития.

Либеральный тип университетского образования отличает подлинная автономия и акаде-

мические свободы университетов, частичная платность образования в сочетании с развитыми формами финансовой поддержки студентов, высокий социальный статус и академические свободы преподавателей, уважительное отношение к студентам и индивидуально ориентированная организация учебного процесса. При таком типе организации учебного процесса учебные группы и потоки создаются не на весь срок обучения, а лишь на очередной семестр. Это позволяет всем студентам быть не связанными друг с другом в течение срока обучения в университете, формировать на очередной семестр индивидуальные учебные планы и расписания занятий с учетом финансовых возможностей и ограничений, связанных с необходимостью совмещать обучение с работой и т.д.

Системы оценки индивидуальных достижений студентов в либеральных университетах строятся на основе принципов:

- обеспечения объективности оценки и по возможности ее независимости от отношения преподавателя к студенту;

- разделения функций обучения и оценивания: одни преподаватели учат - другие оценивают;

- предсказуемости для студента оценки по дисциплине на основе текущих показателей его учебной деятельности в течение семестра;

- установления прямой связи между показателями успеваемости и успешности освоения образовательных программ студентами и возможностями дальнейшего обучения, получения квалификационных свидетельств, академических и ученых степеней и званий.

Приведенная характеристика либеральной модели дает представление о некоем обобщенном образе, к которому близки модели образования многих развитых демократических стран.

Постадминистративная модель. Постадминистративные модели образовательных систем, сложившиеся на территории постсоветского пространства в последние 15 лет, являются результатом независимых поисков улучшения и преобразования, унаследованных от плановой экономики систем образования. Наиболее общие особенности постадминистративной модели образовательных систем целесообразно было рассмотреть с учетом состояния системы

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

образования стран СНГ, активно развивающейся в направлении либерализации, но все еще сохраняющей признаки принадлежности к постадминистративной модели управления.

Главные отличия постадминистративной модели от либеральной сводятся к следующим. Профессионально-квалификационная структура подготовки специалистов в профессиональном образовании определяется утверждаемыми государственным органом управления образованием перечнями направлений подготовки, специальностей и профессий и ежегодно утверждаемыми контрольными цифрами приема учащихся и студентов в профессиональные учебные заведения различных уровней. По всем входящим в перечни направлениям подготовки и специальностям разрабатываются утверждаемые органом управления образованием государственные образовательные стандарты (ГОС), регламентирующие требования к содержанию и условиям реализации образовательных программ.

Высшие учебные заведения независимо от форм собственности могут осуществлять подготовку специалистов и выдавать диплом государственного образца только по тем направлениям и специальностям, которые входят в утвержденный органом управления образованием перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Для этого необходимо получить лицензию в органах управления образованием, а для получения права на выдачу выпускникам дипломов государственного образца образовательную программу необходимо аккредитовать в органах государственной аккредитации.

Одним из узких мест постадминистративной модели в новых экономических условиях оказались механизмы, обеспечивающие сбалансированность спроса на услуги профессионального образования и постоянного обновления действующих и введения новых образовательных программ под влиянием факторов инновационного развития экономики и прогресса в научных исследованиях. Высшие учебные заведения, имея право на частичное обновление реализуемых образовательных программ за счет предусмотренной структурой ГОС региональной (вузовской) компоненты, на практике, после утверждения первого варианта своей рабочей образовательной программы, в даль-

нейшем редко используют эту возможность в силу отсутствия экономических и других стимулов. В результате обновление действующих вузовских образовательных программ, как правило, выполняется синхронно с пересмотром действующих образовательных стандартов. С инициативой открытия новых направлений подготовки и специальностей вузы постоянно обращаются в органы управления образованием. Но в целом позиция органов управления, как правило, определяется стремлением противостоять этим попыткам и сдерживать их. С одной стороны, это объясняется тем, что многие из предложений вузов инициируются конъюнктурными соображениями различного свойства. А с другой - стремлением противостоять тенденции постоянного расширения перечня направлений обучения. Введение каждой новой строки в нем требует (как это предусматривалось при плановой экономике) выделения дополнительного финансирования на материально-техническое, кадровое и информационно-методическое обеспечение введения новой образовательной программы. Таким образом, действующие в рамках постадминистративной модели механизмы способствуют консервации содержания образования, которое в этих условиях не только не является опережающим, но чаще направлено в прошлое.

Важнейшей особенностью национальных систем классификации образовательных программ постадминистративной модели является и то, что система классификации совмещена с перечнями образовательных программ. Поэтому любые изменения в профессионально-квалификационной структуре подготовки кадров, связанные с введением новых образовательных программ в любом образовательном учреждении профессионального образования, требуют внесения изменений в соответствующие общегосударственные классификаторы. Поэтому система ведения классификаторов в области образования, непрерывной их актуализации и доведения актуальных версий до пользователей является громоздкой и неэффективной.

Серьезной проблемой, характерной для постадминистративных образовательных систем, является угроза нарушения сбалансированности системы профессионального образования

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

за счет практически неконтролируемого роста студенческого контингента, что обусловлено:

- отсутствием правовых механизмов государственного регулирования подготовки специалистов в системе профессионального образования, позволяющих управлять распределением выпускников общеобразовательных школ для продолжения обучения по уровням профессионального образования в соответствии с их способностями и потребностями рынка труда;

- стихийно сложившейся системой предоставления платных услуг в сфере высшего образования, дифференцированных по ценам и качеству, ориентированных на потребителя с любым уровнем достатка и территориально максимально приближенных к нему.

Для постадминистративной модели характерен особый тип государственного сектора университетского образования, сохраняющий признаки его былой принадлежности к системе подготовки кадров для плановой экономики, хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом, но так и не адаптировавшейся к новым социально-экономическим условиям.

Хроническое недофинансирование вузов в 90-е гг. прошлого столетия стало причиной разрушения их материально-технической базы, старения научно-преподавательского состава естественно -научных и инженерно - технических кафедр; углубляющегося ослабления связи научной и образовательной деятельности университетов. И хотя в последние годы наметилось улучшение положения дел в большинстве университетов стран постсоветского пространства, тем не менее, во многих из этих стран сохраняется озабоченность общества состоянием качества высшего образования и низкой результативностью мер, направленных на преодоление накопившихся проблем и негативных тенденций развития.

Проблемы эти напрямую или косвенно обусловлены несовершенством организации образовательного процесса и несоответствием механизма бюджетного финансирования образования современным социально - культурным и экономическим условиям. Корни этих проблем общие - многие управленческие схемы и механизмы, ориентированные на директивное управление образованием и успешно приме-

нявшиеся при плановой экономике, перестали работать в новых экономических условиях.

Назовем лишь некоторые из проблем, характерных для высших учебных заведений пост административных образовательных систем, существенно отличающих их от современных либеральных университетов.

Во-первых, несовершенство механизма реализации конституционного права граждан на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе, следствием чего являются:

- принципиальная возможность учиться в государственных вузах за счет бюджета и при этом быть недисциплинированным, слабоуспевающим студентом в течение всех лет обучения в вузе;

- заметные потери выделяемых на образование государственных средств по причине ежегодного отчисления большого числа неуспевающих студентов, в том числе и с последних курсов, когда на обучение каждого из них государством уже затрачены значительные средства.

В-третьих, крайне ограниченные в условиях поточно-групповой организации возможности индивидуализации учебного процесса, академической мобильности учащихся и образовательных программ.

В-четвёртых, отсутствие у большинства студентов, вынужденных совмещать учебу в вузе с работой, возможности гибко планировать свое учебное время, что стало причиной нехарактерного для прежних лет и отмечаемого сейчас снижения у многих студентов старших курсов интереса к учебе и показателей успеваемости.

В-пятых, несовершенство используемых систем оценки знаний, контроля и стимулирования качества учебного процесса, для которых характерны:

- отсутствие разделения функций преподавателя по обучению и оценке результатов обучения, позволяющее неквалифицированным преподавателям маскировать свою несостоятельность хорошими показателями успеваемости студентов;

- полная зависимость студента от назначенного ему преподавателя и недетерминированность его будущей оценки по изучаемому предмету;

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

- характерная для традиционной организации образовательного процесса в вузах проблема «задолжников» и бесконечных пересдач экзаменов и зачетов, ставящая преподавателей в положение, лишенное здравой логики, при котором цена принципиальности на экзамене - бесконечные дополнительные встречи с нерадивыми студентами;

- принципиальная возможность получить степень бакалавра, специалиста и магистра, имея по большинству или даже по всем изучавшимся в вузе предметам удовлетворительные оценки.

Одним из серьезнейших препятствий на пути интеграции университетского образования стран СНГ в европейское и мировое образовательное пространство в постадминистративных образовательных системах являются жесткая регламентация расходования бюджетных средств и установленный порядок их расходования и отчетности, практически не допускающие значимых изменений в порядке оплаты, планирования и организации труда преподавателей.

Все более очевидное проявление перечисленных недостатков в последние годы в значительной мере обусловлено сохраняющимся несоответствием основополагающих принципов новым реалиям, сложившимся в условиях плановой экономики постадминистративных образовательных систем. Имеющийся опыт реформирования университетских образовательных систем показал, что по отдельности каждую из перечисленных проблем решить не удается. Все они тесно связаны между собой. Их решение требует комплексной модернизации образовательной системы, концепция и меры по практической реализации которой предусматривали бы решение расширения вузовской автономии и совершенствования организации учебного процесса в тесном единстве с вопросами формирования современной нормативно-правовой базы высшего образования, соответствующей широкому кругу задач интернациональной гармонизации образовательных систем, как на университетском уровне, так и на уровне системы образования в целом. Органам управления образованием необходимо отказаться от сохраняющейся в странах, вставших на путь рыночных преобразований, приверженности к излишней регламентации

образования, являющейся, несомненно, одним из пережитков, унаследованных от плановой экономики. Преодоление подобных пережитков и выработка альтернативных моделей реализации различных аспектов деятельности университетов и образовательной системы в целом должны стать одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития образовательных систем.

Таким образом, магистральный путь интеграции университетского образования в странах СНГ в европейское и мировое образовательное пространство видится как путь от модели образовательной системы постадминистративного типа к либеральной модели.

При этом необходимо учитывать и противоположную тенденцию, все более явно проявляющуюся в условиях нарастающей глобализации и интернациональной гармонизации образовательных систем. Эта тенденция выражается в стремлении стран с либеральными системами образования ограничить и упорядочить на национальном уровне сложившееся в условиях отсутствия жесткого централизованного управления разнообразие типов профессиональных образовательных программ, квалификаций и выдаваемых по результатам обучения сертификатов.

В течение последних лет в европейских странах происходит активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования и обучения. Задача национальных систем квалификаций состоит в обеспечении возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, а также формированию четких процедур официального признания полученных квалификаций на всем европейском пространстве.

Значимым ориентиром образовательных реформ является и то, что в последние годы процесс гармонизации образовательных систем в рамках Болонского процесса стал выходить за рамки Европейского сообщества, охватывая все большее количество стран различных регионов мира. Например, к международному проекту Tuning, в рамках которого был достигнут значительный прогресс в выработке важных взаимных договоренностей участников Болон-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

ского процесса, в настоящее время присоединились 18 стран Латинской Америки.

Важнейшим рубежом на пути гармонизации национальных систем образования явится намеченное на ближайшие годы завершение разработки Европейской рамки квалификаций (ЕРК) и сопряженных с нею национальных систем квалификаций. ЕРК является метасистемой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на Европейском континенте.

Основными задачами ЕРК являются:

- установление общей системы координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей;

- превращение ЕРК в «средство перевода», позволяющее сравнивать результаты обучения в различных системах;

- формирование общего понимания вопросов обеспечения качества образования;

- разработка общей системы координат для структур, ответственных за признание результатов образования и обучения;

- разработка общей системы координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других европейских странах.

К настоящему моменту разработан проект ЕРК, на базе которого страны Европейского союза и страны - участники Болонского процесса начали разработку национальных рамочных структур квалификаций (НРСК).

Таким образом, Европейская рамка квалификаций и развитие интеграционных процессов в рамках Болонского процесса на ближайшие годы являются важнейшими внешними ориентирами либерализации и реформирования систем управления, классификации и стандартизации в образовательных системах европейского высшего образования.

Литература:

1. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М.: КНОРУС, 2009. -С. 432.

2. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17.02.2012.

3. Болонский процесс: Бергенский этап / Под ред. В.И. Байденко. - М.: ИЦПКПС, 2005.

4. «Европейское пространство высшего образования - достижение целей» (Берген, 1920 мая 2005 г.). From Bergen to London. The EU contribution. EU Commission Document, of 24 January, 2006. http://www.tempus-russia.ru/from%20Bergen-to-London.pdf

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.