ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ, ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
© 2005 З.А. Жаде УДК 327 (47)
ББК 66.4 (2Р)1 Ж 15
Национальные интересы и безопасность России в контексте геополитики
Аннотация:
Геополитика тесно связана с национальной безопасностью государства; она рассматривает модели построения миропорядка, определяет основные концепции глобальной безопасности и безопасности отдельных регионов. Трансформация геополитического мышления оказала огромное влияние на формирование новых подходов к национальной безопасности. Факторы национальной безопасности реализуются в геополитическом пространстве.
Ключевые слова:
Национальная безопасность, национальные интересы, геополитика, глобализация, геополитический аспект безопасности.
В последнее время очень много говорится о геополитике, глобализме и борьбе цивилизаций, о том, как вести себя России во внешнем мире, как ей выстроить свою геополитическую линию. Как известно, геополитика дает возможность определить положение конкретного государства в мировом сообществе и на этой основе сформулировать его внешнюю политику с учетом фактических возможностей влияния на формирование миропорядка в целом.
Российское общество склоняется к мысли, что большинство внутренних проблем России и конфликтов на ее территории являются геополитическими по своей природе и, следовательно, могут быть решены только на основе объединяющего геополитического видения и стратегии, а не индивидуально и по мере их возникновения (1).
Г еополитика тесно связана с национальной безопасностью государства, реализуемой самостоятельно или в рамках определенных союзов, блоков, сообществ. Определяющим компонентом здесь выступают национальные интересы государств, которые они
защищают самостоятельно или в союзе с другими государствами.
Причем важно подчеркнуть, что геополитика рассматривает модели построения миропорядка,
определяет основные направления и тенденции развития, факторы, силы и формы его реализации, а также основные концепции глобальной безопасности, безопасности определенных регионов, стран и народов, в том числе и России. Процессы глобализации, радикально меняя мировое сообщество, задают новые параметры его развития, по другому определяют и проблемы
национальной безопасности в силу меняющегося характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается человечество.
По мнению специалистов, главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России, является необходимость освоения самого российского пространства. Именно в этом контексте следует рассматривать проблемы интересов и безопасности России.
Центральным в вопросе национальной безопасности государства выступают его национальные интересы, осознанные обществом и сформулированные в виде конкретных задач, которые должно отстаивать государство как внутри страны, так и за ее пределами. В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации (от 10 января 2000 г.) под национальными интересами России понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической,
внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями (2).
В мировой политической науке существует несколько подходов к пониманию национального интереса. Согласно теории политического прагматизма и реализма, интересы определяются в категориях власти, т.е. трактуются как способность к установлению и поддержанию контроля государства государством, нации над нацией. В рамках либерально-идеалистической теории, национальные
интересы рассматриваются преимущественно в контексте современного экономического развития мирового сообщества. По мнению сторонников такого подхода, в эпоху глобализации происходит ослабление роли нации-государства и замена национальных интересов интересами международного бизнеса в лице транснациональных корпораций.
Согласно традиционной концепции Г. Моргентау, национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. Национальные интересы определяются им как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности. Национальные интересы воплощаются в стремление представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных, моральных, этнических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.
Известно, что понятие национального интереса состоит из трех элементов: природы интереса, который должен быть защищен; политического окружения, в котором действует интерес; национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.
Здесь уместно вспомнить точку зрения, согласно которой, внешняя и внутренняя политика опирается на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация, поскольку все нации на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно, потребности физического выживания.
Между тем, понятие национального интереса непостоянно и меняется с развитием общества. Процессы глобализации, объективно определяющие трансформацию миропорядка в постбиполярную эпоху, ставят новые проблемы, требуют новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов.
В общественно-политической мысли России до сих пор нет единого мнения в понимании национального интереса. Новые условия, бросающие вызов национальной государственности, динамике социально-экономического развития, политической идентификации места и роли страны в мировом сообществе, требуют четкого формулирования национальных интересов России. Исторически наиболее влиятельными в вопросе определения природы и сущности национального интереса являются три направления: теория русского национализма, евразийская теория, западничество.
В этом отношении особый интерес представляют идеи А.П.Цыганкова, который, следуя традиции «критической» геополитики, выделяет пять школ постсоветского мышления: западничество (ДТренин
«Конец Евразии»); геоэкономизм (В .Колосов и Н.Мироненко «Геополитика и политическая география»); стабилизаторы (КГаджиев «Введение в геополитику»); цивилизационщики (Г.Зюганов «География победы» и
Н.Нартов «Геополитика»); экспансионисты (А. Дугин «Основы геополитики») (3).
Важным методологическим ориентиром является и другая мысль А.П.Цыганкова о том, что новая геополитика подчеркивает социально обусловленную и социально
сконструированную природу географического пространства и обращает внимание на возможности творческого пересоздания мирового политического порядка.
Напомним, что сегодня для России существуют две основные альтернативы геостратегического выбора: по пути евразийства и западничества.
Западническая теория предусматривает
тождественность национальных интересов России интересам Запада, а также полное соответствие между национальными интересами России и ее культурной идентичностью. Данная концепция обрекает Россию на отказ от собственных политических, экономических интересов, поскольку интересы нашего государства по многим вопросам объективно не совпадают с западными. Евразийская парадигма предполагает сосредоточение России на собственном развитии с учетом ее уникальности, создание общеевразийского пространства в противовес западному миру. России в данном случае отводится роль лидера, при этом интересы России - сохранение и обеспечение нашей стране статуса великой державы, т.е. возвращение той роли, которая утрачена в последнее десятилетие.
Выбор парадигмы развития сейчас, как никогда, ответственен. От правильного выбора зависит, поднимется ли Россия, будет ли она в будущем существовать как государство. Свою национальную безопасность Россия должна формулировать как евроазиатское государство, не отдавая предпочтения евразийскому или западническому варианту развития. Учет интересов обеих составляющих позволят России в будущем стать могущественной державой.
В данной связи, целесообразным считается развитие России по третьему пути - в русле мировых глобализационных процессов с учетом ее культурноцивилизационной специфики. Данный путь предполагает вовлечение России в глобализирующийся мир; сконцентрированность на задачах национального возрождения, сохраняя и развивая основы государственного устройства; интеграцию в мировую экономику, не допуская самоизоляции и
конфронтационных тенденций во внешней политике; повышение конкурентоспособности на мировых рынках; сотрудничество мировым сообществом в области международной и национальной безопасности; вступление в ВТО, что обеспечит встраивание России в глобализирующуюся экономику; наращивание потенциала институтов гражданского общества; поддержание сотрудничества с имеющимися союзниками.
Однако, утверждать и отстаивать национальные интересы России необходимо, прежде всего, внутри страны. Так, классифицируя приоритетные национальные интересы во внутренней политике, Я.А. Пляйс выделяет следующие: приумножение народа; сохранение
целостности государства; глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма; решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ; возрождение промышленного и научно-технического потенциала; развитие науки, образования, культуры; осуществление политики открытости внешнему миру; обеспечение территориальной и иной безопасности (4).
Сегодня в геополитике под национальными интересами принято понимать стратегически важные цели, которые ставит перед собой каждое государство, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. Российские национальные интересы - это наиболее существенные потребности российского общества и государства, удовлетворение которых способно обеспечить их устойчивое развитие. Поэтому национальные интересы являются важнейшими задачами внутренней и внешней политики.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что Россия имела и имеет свои национально-государственные интересы, отражающие потребности ее существования и развития. Иерархия национальных интересов России может быть условно определена следующим образом: безопасность России как государства; демографическая безопасность; культурно-исторические традиции России; интересы социального и экономического развития России; политические ценности.
История Российского государства, опыт совместной жизни составляющих ее наций и народностей исчисляется не десятилетиями, а столетиями. И главное, что будет доминировать над внутренними противостояниями в России, над всеми внешнеполитическими подходами российского руководства - это приоритеты российской государственности.
Основой всей системы национальных интересов России, главным геостратегическим приоритетом следует назвать обеспечение государственной безопасности России.
Характеризуя государственную безопасность России, необходимо отметить, что она складывается из двух основных элементов. Во-первых, это обеспечение суверенитета России, его защита от внешних и внутренних угроз. При этом суверенитет - верховенство и независимость государственной власти - рассматривается как качество власти. Во-вторых, государственная безопасность России предполагает обеспечение ее территориальной целостности, установление ее границ, их незыблемость.
Вся внутренняя и внешняя политика страны так или иначе должны быть подчинены укреплению ее безопасности. Тем более, что условия, в которых обеспечивается эта безопасность, подвержены самым разнообразным изменениям.
Выработка целенаправленной демографической политики, пресечение этнической агрессии, принятие ряда экстренных мер, направленных на регулирование притока населения в Российскую Федерацию из-за рубежа, адаптацию пришлого населения к культурной среде, привлечение населения в регионы Сибири и Дальнего Востока - сегодня центральная, исключительно злободневная задача российской политики. Именно она призвана определять смысл и направленность безопасности ее народа.
Социальный нигилизм, забвение наших
отечественных традиций и особенностей были среди факторов, вызвавших нынешнее кризисное социальноэкономическое положение в России. Вместе с тем сохранение и развитие культурно-исторических традиций России составляет важнейший элемент наших национальных интересов.
Интересы социально-экономического развития России должны быть защищены и во внешней, и во внутренней политике. Исходить из национальных интересов - это значит исходить прежде всего из интересов внутреннего равновесия.
Исключительно важно сформировать
общенациональный консенсус при выработке общей стратегии научно-технического развития России. И в основе этой стратегии должна лежать реорганизация существующей национальной системы нововведений, формирование ее новой модели, способной обеспечить создание технологий и услуг для устойчивого типа экономического роста, обеспечивающего повышение качества жизни и рост потребления,
конкурентоспособность отечественной промышленности, ресурсосбережение, охрану окружающей среды.
К следующей группе национальных интересов России следует отнести политические ценности, политические интересы России. Это защита свобод, прав, достоинства и благополучия граждан, независимо от места их нахождения. Это создание внешнеполитических условий для осуществления реальных реформ и формирование новой политической системы, отвечающей нынешним реалиям.
Очевидно, что у каждого государства есть свои национальные интересы. Наивно предполагать, что кто-либо пожертвует этими интересами ради соседа. Наша задача - найти гармоничное сочетание национальных интересов России с интересами других государств и при этом обеспечить защиту национальных интересов России, не принося их в жертву кому бы то ни было. Нельзя при этом забывать о необходимости искать оптимальное сочетание сиюминутной потребности и осознанной перспективы, о возможности коллизий интересов.
Невозможно не согласиться с Г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономической, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан (5).
Несомненно, приоритетное значение среди национальных интересов имеет обеспечение безопасности российского государства. В недалеком прошлом под безопасностью понимали защиту страны от нападения врагов, шпионажа, покушений на государственный строй. Со второй половины XX века стали учитывать демографические, техногенные и экологические факторы. В 90-е годы большую роль стали играть новые параметры безопасности, которые связаны с экономическим и финансовым положением стран, научно-технической революцией, развитием информационных и
коммуникационных систем, трансграничной
преступностью, международным терроризмом, торговлей наркотиками и оружием, незаконной миграцией, войнами, спровоцированными по заказу тех или иных политических сил.
Безусловно, в XXI веке эти новые аспекты безопасности будут играть все возрастающую роль. Однако нельзя забывать и о традиционных составляющих
баланса сил и военно-политических отношений между центрами силы. Судя по всему, они сохранят свое значение в качестве каркаса системы международной безопасности, на который будут накладываться и влиять новые параметры (6).
В этой связи необходимо остановиться на анализе новой концепции национальной безопасности России. Концепция в целом ориентирует на сотрудничество и интеграцию России в мировую политическую, экономическую и финансовую системы, хотя при этом подчеркивается необходимость противостоять многообразным формам внешнего давления. Отмечаются также «возросший уровень и масштабы угроз в военной сфере», связанные с изменением военной стратегии НАТО и отставанием России от ведущих стран мира в области высоких технологий.
Впервые в постсоветский период в официальном государственном документе политика стран Запада названа «потенциальной угрозой российской безопасности» и применение ядерного оружия считается правомерным не только в ответ на его использование агрессором, но и в случае «широкомасштабной агрессии с применением обычного оружия в критических ситуациях для национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников».
Обращаясь к Концепции национальной безопасности, следует вспомнить, что она включает и военную доктрину. Она представляет собой систему официально принятых воззрений на войны, вооруженные конфликты и столкновения, их роль во внешнеполитической стратегии, на пути, формы и средства их предотвращения, на военное строительство, подготовку страны к отражению реальных и потенциальных угроз ее безопасности. Одна из основных задач Российской военной доктрины — предотвращение войны и военных конфликтов и сохранение мира. На первый план Россия выдвигает политические средства предотвращения конфликтов как на международной арене, так и внутри страны, рассматривая все страны, чья политика не наносит ущерба ее интересам и не противоречит Уставу ООН как партнера.
Абстрагируясь от конкретных спорных вопросов, следует остановиться на анализе тех аспектов, которые составляют содержание традиционно понимаемой концепции национальной безопасности. Речь идет о ее геополитическом измерении, где под безопасностью подразумевается прежде всего физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы (7).
Вслед за отечественными специалистами следует подчеркнуть, что национальная безопасность является одной из глобальных проблем человечества. Национальная безопасность как факт политической жизни является многоплановым явлением. Ее следует рассматривать, исходя из масштабов обеспечения, как разновидность международной безопасности. Национальная безопасность органически связана с региональной и международной (глобальной) безопасностью. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Следовательно, она зависима от содержания национально-государственных интересов.
Национальная безопасность характеризует положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо других посягательств на суверенное развитие. Национальная безопасность - это состояние государства, при котором сохраняется его целостность и возможность быть самостоятельным субъектом системы
международных отношений (8).
К основным компонентам национальной безопасности относятся военная, экономическая, социальная, экологическая, информационная безопасность. Сама по себе национальная безопасность представляет геополитический аспект безопасности вообще,
охватывающий весь комплекс вопросов физического выживания государства, защиты и сохранения его суверенитета и территориальной целостности. В той мере, в какой задачи обеспечения национальной безопасности являются производными от национальных интересов, концепции национальной безопасности также связаны с теоретическим обобщением данных интересов.
Обращаясь к данной проблеме, нельзя не учитывать, что одним из факторов национальной безопасности является геополитический фактор: размеры и освоенность территории, протяженность и состояние государственных границ, характер отношений с сопредельными государствами.
Следует отметить, что факторы национальной безопасности, реализуется в геополитическом пространстве и времени, имея соответствующие средства, методы, принципы и задачи.
Понятия государственная безопасность и национальная безопасность отражают разные уровни социальной реальности России как в исторической ретроспективе, так и в настоящее время. Концепция национальной безопасности включается в концепцию государственной безопасности как часть и целое и характеризует процессы, которые протекают на социокультурном и этнополитическом уровнях и интегрируются в геополитическое пространство.
Принято считать, что сущность национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений.
Но безопасность государства - это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие «безопасности» включает обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный и иные внешние и внутренние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют внешние и неотъемлемые ее компоненты.
В связи с этим важно отметить, что внешняя безопасность РФ - это защищенность ее национальных интересов, национальных ценностей и образа жизни от угроз, исходящих извне; а внутренняя безопасность -защищенность от угроз, исходящих от организаций, лиц и объектов которые находятся под управлением Российского государства или на его территории.
Следует подчеркнуть, что в национальной безопасности различают три уровня - безопасность личности, общества и государства (9). Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты.
Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества (в том числе и действиям со стороны государства).
Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые потребности и способности, не испытывая
противодействия со стороны государства и общества. Органическое соединение всех этих трех векторов и обеспечивает надежную безопасность Российской Федерации в целом.
Особое значение при формировании концепции национальной безопасности России обретает вопрос о конституционно-правовом обеспечении национальной безопасности. Необходимо при этом отметить то, что концептуальные основы конституционно-правового обеспечения национальной безопасности выходят за рамки сугубо военно-политических интересов, поскольку главные угрозы для страны имеют не столько внешний, сколько внутренний характер в сфере экономики, экологии, здравоохранения, образования, науки, информации. В связи с этим вполне справедливым следует признать суждение о том, что приоритет в обеспечении безопасности должен быть закреплен за государством. При этом безопасность России должна основываться на традиционной для россиян духовно-нравственной основе, на принципе преимущественной опоры на собственные силы, на недопущении утери контроля над ключевыми сферами жизнедеятельности государства, на приоритете интересов государства над интересами личности и общества.
Помимо этого необходимо учитывать то, что конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности России в полном объеме регламентируется нормами международного права, нацеленными на обеспечение международной безопасности. Кстати, практически неразработанной остается проблема оценки геополитических притязаний государств с позиций международного права. В этой связи необходимо отметить, что именно конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности создает основу для органического сочетания региональных и федеративных отношений с целью укрепления геополитического могущества России.
Таким образом, трансформация международных отношений и геополитического мышления оказала огромное влияние на формирование новых подходов к национальной безопасности. Национальная безопасность -одна из центральных проблем геополитики. Большинство государств имеют доктрины национальной безопасности, которые предусматривают защиту многомерного пространства государства от внешних и внутренних вызовов.
Успех внешней политики государства зависит от того, насколько четко сформулированы национальные интересы и от ясного понимания путей и средств реализации этих интересов. Среди приоритетных целей государства на международной арене на первом месте стоит обеспечение безопасности страны во всех ее формах и проявлениях.
Здесь следует еще раз подчеркнуть, что в Концепции национальной безопасности РФ отмечается, что развитие качественно новых отношений с ведущими государствами мира и отсутствие угрозы агрессии против России при сохранении ее потенциала позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем, составляющих основной костяк угроз ее безопасности.
В современных условиях одна из главных целей мирового сообщества - обеспечение и сохранение международной безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов. Во многих отношениях национальная безопасность стала производной от безопасности всего мирового сообщества.
Проведенный анализ позволяет с полным основанием утверждать, что коренные изменения современного
миропорядка и геополитической ситуации на планете происходит на фоне повсеместного усиления угроз
безопасности.
Примечания:
1. Цыганков А.П. Что для нас Евразия? Пять стратегий
российского освоения пространства после распада СССР // Вопросы философии. 2003. № 10. С.3.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.
3. Цыганков А.П. Что для нас Евразия? Пять стратегий
российского освоения пространства после распада СССР // Вопросы философии. 2003. № 10. С.3.
4. Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. № 4. С. 19-21.
5. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997. С. 129.
6. Василенко И.А. Геополитика. М., 2003. С. 149.
7. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998. С. 354.
8. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб., 2004. С.131.
9. Зубков А.И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России. М., 2004. С.100.