Научная статья на тему 'Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества'

Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-технологическое развитие / инновации / прогнозные документы / национальные интересы / инновационное сотрудничество / БРИКС / НИОКР / экономическая интеграция / технологическое сотрудничество / макроэкономические условия / scientific and technological development / innovations / forecast documents / national interests / innovative cooperation / BRICS / R&D / economic integration / technology cooperation / macroeconomic conditions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Глеб Викторович

В рамках работы был проведен анализ основной стратегической и прогнозной документации России и стран-членов БРИКС в рамках формирования долгосрочного научнотехнологического сотрудничества. Помимо этого, были разобраны основные принципы и система национальных приоритетов стран при выстраивании экономической интеграции в сфере науки и технологий. Также была разобрано технологическое сотрудничество между странами БРИКС и Россией. В конце исследования сделаны выводы о целесообразности дальнейшей работы в рамках научно-технологической кооперации между странами в целях повышения социально-экономического роста в текущих макроэкономических реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейник Глеб Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS National Interests in Science and Technology Cooperation

The paper analyzes the core strategic and forecast documents of Russia and the BRICS member countries as part of developing a long-term science and technology cooperation. In addition, the basic principles and national priorities of the countries in promoting economic integration in the science and technology field are considered. The technology cooperation between the BRICS countries and Russia is also analyzed. It is concluded that the countries should expand science and technology cooperation in order to improve their economic and social development in the current macroeconomic realities.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества»

Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества

УДК : 339.923; ББК: О 532

DOI: 10.24412/2072-8042-2023-3-29-40

Глеб Викторович ОЛЕЙНИК,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125167, Москва, пр-кт Ленинградский, д. 49), студент 2 курса магистратуры факультета международных экономических отношений, e-mail: [email protected]

Аннотация

В рамках работы был проведен анализ основной стратегической и прогнозной документации России и стран-членов БРИКС в рамках формирования долгосрочного научно-технологического сотрудничества. Помимо этого, были разобраны основные принципы и система национальных приоритетов стран при выстраивании экономической интеграции в сфере науки и технологий. Также была разобрано технологическое сотрудничество между странами БРИКС и Россией. В конце исследования сделаны выводы о целесообразности дальнейшей работы в рамках научно-технологической кооперации между странами в целях повышения социально-экономического роста в текущих макроэкономических реалиях.

Ключевые слова: научно-технологическое развитие, инновации, прогнозные документы, национальные интересы, инновационное сотрудничество, БРИКС, НИОКР, экономическая интеграция, технологическое сотрудничество, макроэкономические условия.

BRICS National Interests in Science and Technology Cooperation

Gleb Viktorovich OLEINIK,

Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Prospekt, 125167, Moscow, Russia), 2nd year Master's student of the Faculty of International Economic Relations, e-mail: [email protected]

The paper analyzes the core strategic and forecast documents of Russia and the BRICS member countries as part of developing a long-term science and technology cooperation. In addition, the basic principles and national priorities of the countries in promoting economic integration in the science and technology field are considered. The technology cooperation between the BRICS countries and Russia is also analyzed. It is concluded that the countries should expand science and technology cooperation in order to improve their economic and social development in the current macroeconomic realities.

Keywords: scientific and technological development, innovations, forecast documents, national interests, innovative cooperation, BRICS, R&D, economic integration, technology cooperation, macroeconomic conditions.

3 - 2023 Российский внешнеэкономический вестник

Abstract

В настоящий момент в сложившихся условиях макроэкономических реалий наиболее передовым становится инновационное и научно-технологическое развитие развитие как на уровне одного государства (на национальном уровне), так и на межгосударственном (наднациональном уровне). Поэтому сейчас на первый план выходит сотрудничество таких интеграционных объединений, как БРИКС, ШОС, ЕАЭС и другие. Здесь главной задачей становится кооперация на уровне государств в наиболее развивающихся и перспективных областях науки и технологий, которыми на сегодняшний день являются инновации и прикладные исследования и технологии.

В рамках данного подхода для межгосударственной кооперации в данной сфере необходима разработка и имплементация на практике определенного комплекса мероприятий и совокупности инструментов, которые будут направлены на достижение двух наиболее важных целей, а именно:

^ Согласование приоритетов научно-технического сотрудничества между всеми членами интеграционного объединения;

^ Организация и построение эффективных коммуникаций и партнерских отношений с зарубежными научно-исследовательскими центрами1.

При этом не стоит забывать о том, что кооперация на международном уровне и решение вопросов по поиску эффективного противодействия современным вызовам макроэкономического развития, требует определить наиболее значимые сферы и отрасли экономики, науки и технологий, в рамках которых будет осуществляться дальнейшее партнерство. Такая интеграция должна быть нацелена не только на решение проблем экономического развития какой-либо одной конкретной страны, но результаты такого успешного взаимодействия должны иметь возможность быть имплементированы во всю группу участвовавших в кооперации стран2.

В рамках дальнейшей успешной межгосударственной работы на передовую выходят глобальные экономические союзы и интеграции, которые затрагивают интересы многих стран с различных континентов, что обеспечивает систему «многополярного» мира при решении общих экономических проблем. В данном случае мы будем рассматривать определение системы и принципов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС, как одного из наиболее приоритетных и перспективных направлений работы как для России, так и для всего остального мира.

Здесь на первый план выходит работа по координации взаимных усилий по достижению долгосрочного и положительного роста социально-экономического развития всех стран-членов БРИКС, а также повышения конкурентоспособности конечной продукции интеграционного объединения на международном рынке. В связи с этим, находясь в условиях постоянного меняющегося динамического мира в рамках формирования дальнейшего сотрудничества стран БРИКС, особую актуальность набирает формирование общей стратегии и планов дальнейшего сотрудничества в научно-технологической и инновационной сферах3.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

Если смотреть в исторической ретроспективе, то такая работа уже велась в рамках двусторонних соглашений России и иных стран-членов БРИКС. В пример можно привести Пекинскую декларацию XIV Саммита БРИКС, где были провозглашены основные направления деятельности и кооперации России и БРИКС в условиях новой экономической эпохи и посткризисной ситуации COVID 19. При этом в таких соглашениях на первый план выходит формирование подходов к многостороннему научно-технологическому сотрудничеству между Россией и странами-членами БРИКС и их имплементации на практике. Особый интерес здесь представляют те отрасли и сферы экономики, науки и технологии, которые могли бы дать положительный синергетический эффект и реализацию принципа «win-win» при осуществлении межгосударственного взаимодействия.

Поэтому здесь для выработки стратегии и определенной системы принципов научно-технологического сотрудничества необходим комплексный анализ научно-технического потенциала стран БРИКС, их инвестиционной привлекательности и отдельных макроэкономических и финансовых показателей, совокупность которых поможет нам сделать вывод о целесообразности и дальнейшей перспективе принципов научно-технологического сотрудничества между ними.

В дальнейшем такие приоритеты и принципы сотрудничества, а также опыт научно-технологического взаимодействия стран БРИКС, могут быть успешно использованы при построении будущих отношений с другими странами и интеграционными объединениями. Результаты такой работы также могут быть использованы для решения более глобальных общемировых вопросов экономического роста и развития, а поиска ответов на возникающие вызовы мировой экономики4.

В системе выработки определенных целей и принципов научно-технологического сотрудничества необходимо ориентироваться на те приоритеты межгосударственного сотрудничества, реализация которых направлена на решение общих вопросов всех стран, входящих в кооперацию. При этом для определения таких принципов необходимо отобрать базовые и наиболее общие положения дальнейшего научно-технологического сотрудничества. В рамках развития БРИКС это могут быть следующие направления5:

^ акцент на решении общих социально-экономических проблем и унификация работы с учетом особенностей развития всех стран-членов БРИКС без ущерба их национальным интересами и целям;

> принятие во внимание основных трендов мирового глобального макроэкономического развития;

> максимальное обеспечение высокого уровня конкурентоспособности конечной продукции инновационного и научно-технологического сотрудничества;

^ отбор наиболее важных и перспективных направлений науки и технологий для дальнейшего сотрудничества;

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

> использование последних и самых эффективных инструментов инновационной политики в сфере технологического сотрудничества.

Следующим этапом дальнейшей разработки системы принципов и приоритетов инновационного сотрудничества может служить разделение на два больших раздела, а именно на тематические и функциональные приоритеты. Первые относятся к поиску перспективных направлений сотрудничества в сфере информационных технологий, а также прикладных исследований и разработок. Сюда, к примеру, можно отнести сферы энергетики, здравоохранения, финансовые системы, биотехнологии и многие другие6. К функциональным приоритетам можно отнести те задачи, которые, исходя из тематических приоритетов, необходимо развивать в первую очередь для достижения позитивного эффекта от межстранового взаимодействия в этой сфере. К таковым, например, можно отнести развитие человеческого и интеллектуального потенциала БРИКС, промышленный выпуск конечной продукции инноваций и технологий, продвижение фундаментальных исследований и разработок и другие.

Если говорить о формировании особых подходов к определению наиболее важных и перспективных направлений научно-технологического сотрудничества стран, то здесь можно обратиться как к опыту стран БРИКС, так и иных государств, в которых сфера науки и технологий также выходит на первый план в социально-экономическом развитии. Так, в развитых странах такая система разрабатывается на основе данных, так называемых, форсайт-исследований, то есть изучения аспекта дальнейшего сотрудничества в данной сфере с привлечением многих экспертов и участников, а также попытка их интеграции и кооперации с основными политическими решениями страны.

В данном случае, такая политика отбора наиболее перспективных направлений технологического сотрудничества имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. К позитивным моментам стоит отнести многообразие и плюрализм мнений относительно дальнейшего экономического развития, что позволяет в будущем составить наиболее полную картину будущего макроэкономического взаимодействия. Также здесь очень важным и правильным подходом является акцент на средне- и долгосрочную перспективу развития при выборе стратегических перспектив и приоритетов дальнейшего развития. Негативным же моментом здесь может выступать влияние политических мотивов и внешних процессов на принятие решений относительно технологического воздействия. Хотя мы и не можем утверждать, что принятие основных постулатов дальнейших экономических решений не должно полностью коррелировать с политикой страны, в которой данные решения принимаются, однако, мы хотим подчеркнуть, что экономические моти-

^ ^ 7

вы действий государств должны превалировать над политическими7.

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

В России аналогичный опыт выбора приоритетов технологического воздействия основывается на нормативном закреплении основных направления научной и инновационной деятельности в нормативно-правовом поле. Таким документом является «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», которая была разработана, принята и имплементирована в стране Указом Президента Российской Федерации на основании действия Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В рамках дальнейшей работы в этом направлении ведется крупномасштабный анализ широкого круга различных информационных, аналитических и иных источников, материалы которых в дальнейшем ложатся в основу формирования перечня наиболее важных, со стратегической точки зрения, задач в области социально-экономического и технологического сотрудничества России и других стран. Также здесь разрабатываются основные стратегические и прогнозные документы инновационного развития государства, данные и материалы которых используются в бюджетном процессе страны, а также в формировании финансово-экономической отчетности8.

Если мы будем говорить о БРИКС, то здесь (как и в большинстве развитых и развивающихся стран) при подготовке и разработке системы принципов и приоритетов научно-технологического сотрудничества обращаются к системе форсайт-исследований. В качестве базы и фундамента для последующей работы здесь используют и успешно внедряют основные целевые установки, которые отражены в основных национальных и международных документах о научно-технологическом сотрудничестве. В целом здесь основными тенденциям развития сферы науки и технологий БРИКС являются:

1. Основные требования и целевые показатели научно-технологического развития стран БРИКС.

2. Смещение акцента на те отрасли и сферы экономики, которые представляются важными и перспективными в существующих экономических реалиях.

3. Максимальная концентрация на реализации конкурентоспособности конечной продукции сферы науки и технологий на мировым рынке.

При этом здесь можно составить схему определения системы принципов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС (см. рисунок 1):

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

33 ^

разработка национальных и стратегических документов научно-технологического сотрудничества

определение сводного перечня

научно-технологических приоритетов

составление проектов программ сотрудничества е

сфере науки и технологий России со странами &РИКС

разработка дорожной карты

развития межсгр а нового взаимодействия России и &РИКС в области науки и нноваций

Рис. 1. Алгоритм определения и разработки системы национальных интересов России иБРИКС

Fig. 1. Algorithm for determining and developing the system of national interests of Russia and BRICS

Источник: составлено автором

Разберемся более подробно в основной правовой и стратегической документальной базе БРИКС. Первым блоком здесь являются стратегические и прогнозные документы, которые подразделяются на два основных блока:

^ наднациональные документы: двусторонние и многосторонние документы стран БРИКС о научном и инновационном сотрудничестве БРИКС с Россией и другими странами;

^ национальные документы: стратегические документы о развитии в сфере науки и технологий стран БРИКС.

Результаты данных прогнозов, в основе которых в обязательном порядке учитываются основные макроэкономические тенденции, могут быть имплементиро-ваны в разработку перечня важнейших направлений научно-технологического сотрудничества.

Если говорить о конкретных примерах таких документов, то здесь можно выделить следующие нормативно-правовые акты (см. таблицу 1):

Таблица 1

Система основных стратегических нормативно-правовых актов стран БРИКС

Страна Нормативно-правовой акт

Бразилия The Greater Brazil Plan

Россия Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации

Индия Atal Innovation Mission

Китай National Medium and Long-term Plan for the Development of Science and Technology

Южная Африка National Development Plan 2030

Источник: составлено автором

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

34

Если обобщить, то во всех документах, представленных здесь, на первый план выносится дальнейшее укрепление сотрудничества в области науки и инноваций. Также в них указана необходимость дальнейшей интеграции всех стран-членов БРИКС в решении общих социально-экономических проблем государств9.

Второй блок является перечнем научно-технологическом приоритетов, которые разрабатываются исходя из тех требований и глобальны задач, которые были заданы в прогнозных документах. В целом они похожи во всех странах и включают в себя сотрудничество в сфере науки и технологий, нанотехнологий, биомедицине, финансовой и банковской сфер и многих других.

Третий блок (проекты программ сотрудничества) выстраивается в том случае, когда определены более конкретные сферы и отрасли науки и технологий, в рамках которых предполагается дальнейшая кооперация и интеграция. В основном сейчас данные проекты имеют сырьевую направленность, но в дальнейшем предполагается расширение данной сферы деятельности на другие отрасли.

Последний блок (дорожные карты) представляет собой крупный, наиболее детализированный план действий по обеспечению эффективной коммуникации и взаимодействия в рамках конкретной отрасли. Уже в рамках действия именно дорожных карт и ведется полноценное взаимодействие стран БРИКС. В рамках технологического сотрудничества.

Теперь от организационного и нормативно-правового анализа перспектив сотрудничества России и БРИКС перейдем к рассмотрению некоторых финансовых и макроэкономических показателей, анализ которых позволит нам судить о будущих перспективах такого взаимодействия. Так, в исторической перспективе мы можем проследить динамику доли вложений финансовых ресурсов стран БРИКС в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) в процентах от валового внутреннего продукта (далее - ВВП), представленные в таблице 2 и общее изменение ВВП стран БРИКС за период с 2013 по 2021 год (см. рисунок 2).

Таблица 2

Доля затрат на НИОКР в ВВП стран БРИКС, процентов

Страна 2000 2005 2010 2015 2020

Бразилия 1,00 1,00 1,14 1,16 1,41

Россия 0,95 1,00 1,11 1,10 1,74

Индия 0,73 0,79 0,80 0,63 0,91

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

35 ^

Страна 2000 2005 2010 2015 2020

Китай 0,83 1,25 1,70 2,02 2,20

ЮАР 0,67 0,79 0,71 0,72 0,79

Источник: составлено автором

Рис. 2. Динамика ВВП стран БРИКС за период 2013 - 2021 годов Fig. 2. Dynamics of the BRICS countries' GDP for the period 2013-2021 Источник: составлено автором

Таким образом, мы видим, что в целом в разрезе стран БРИКС за 20 лет динамика вложений в НИОКР имеет положительную направленность и обладает средним значением в 1,5-2% от ВВП. Конечно, значения данного показателя весьма малы, если брать во внимание тот факт, что нормальным значением доли НИОКР от ВВП в развитых странах составляет от 3 до 6% ВВП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидерами же здесь являются Китай и Россия, которые сумели нарастить значения данного показателя на 83,16% и 165% за 20 лет соответственно. Наиболее слабые показатели продемонстрировали Южная Африка и Индия со значениями аналогичного показателя 12,46% и 17,9% за 20 лет соответственно.

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

Если говорить о динамике ВВП стран, то здесь Бразилия и Россия имеют отрицательную динамику, со значениями показателя -31%, -26,52% за 8 лет соответственно, а положительную - Индия, Китай и ЮАР с увеличением показателя на 36,77%, в 5 раз и 0,79% за 8 лет соответственно.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что практика России и БРИКС в области научно-технологического сотрудничества должна быть направлена в сторону долгосрочного стратегического планирования своей деятельности. При этом также всегда должен решаться вопрос о решении ключевых социально-экономических проблем, стоящих перед государствами10.

Отметим, что в странах БРИКС наблюдаются схожие тенденции к развитию будущих научно-технологических связей, а инновационное развитие выходит на первый план при выстраивании определенных межстрановых отношений. Позитивная реализация такого сотрудничества и положительный эффект от такой интеграции могут быть достигнуты только при условии комплексного и всецелого взаимодействия всех стран-членов БРИКС, а также если будут соблюдены все этапы экономико-инновационного цикла - от разработки прогнозной и стратегической документации в сфере научно-технологического сотрудничества до вывода конечной продукции сферы науки и технологий на мировой рынок и поддержания его высокой конкурентоспособности по сравнению с другими аналогами на рынке11.

В качестве практических рекомендаций вполне можно предложить внедрение некоторого комплекса мероприятий, имплементация которых может способствовать дальнейшей позитивной кооперации стран в рамках технологического сотрудничества в БРИКС12. Таковыми, например, могут быть:

^ создание на базе БРИКС особых организаций, которые будут ответственны за научно-технологическое сотрудничество БРИКС, например, в форме научно-исследовательских институтов и институтов развития13;

^ реализация на территории стран БРИКС отделений научно-исследовательских центров на базе научно-технологического сотрудничества стран;

^ на уровне национального законодательства - предусмотреть внедрение отдельных положений многосторонних соглашений о сотрудничестве в сфере науки и технологий на базе БРИКС в национальные стратегии стран-членов БРИКС.

В итоге, при соблюдении всех вышеуказанных условий БРИКС и Россия, основываясь на ценностях эффективного межстранового сотрудничества и принципах научно-технологической интеграции, могут стать одними из ведущих центров современного инновационного развития.

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

37 ^

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Кравцов, А. А. Научно-технологическое сотрудничество как фактор экономического развития БРИКС / А. А. Кравцов // Сотрудничество стран БРИКС для устойчивого развития : Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых стран БРИКС: 2-х томах, Ростов-на-Дону, 24-26 сентября 2015 года / Под общей редакцией М.А. Боровской, В.В. Высокова, И.К. Шевченко, А.Ю. Архипова. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2015. - С. 82.

2 Кравцов, А. А. О текущих задачах развития научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС / А. А. Кравцов // Россия: тенденции и перспективы развития : Ежегодник: материалы XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, 18-19 декабря 2014 года / Ответственный редактор Пивоваров Ю.С.. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2015. - С. 519.

3 Ленчук, Е. Б. Инновационный вектор сотрудничества России со странами БРИКС / Е. Б. Ленчук // Инновации. - 2015. - № 5(199). - С. 33.

4 Лузина, Т. В. Анализ инновационного потенциала стран БРИКС, приоритеты сотрудничества / Т. В. Лузина, Э. А. Дударева // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 202.

5 Нога, В. И. Ключевые доминанты и векторы реализации механизмов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС / Вестник МИРБИС. - 2022. - № 1(29). - С. 35.

Определение приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС / А. В. Соколов, С. А. Шашнов, М. Н. Коцемир, А. Ю. Гребенюк // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2017. - Т. 12. - № 4. - С. 45.

7 Погребная, Н. Состояние и перспективы инвестиционного взаимодействия России и стран-участниц БРИКС / Н. Погребная, Г. Шахбазова // Восточно-Европейский научный журнал. - 2016. - Т. 8. - № 1. - С. 119.

Попова, Н. В. Состояние и динамика научного сотрудничества стран БРИКС / Информационные войны. - 2020. - № 4(56). - С. 50.

Современные проблемы национальной экономики / Н. Е. Барсукова, А. Л. Баскакова, И. Н. Веселов [и др.]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2016. - 225 с.

10 Соколова, О. Ю. Проблемы и перспективы инновационного и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 3(77). - С. 48.

11 Ярыгина, И. З. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС: проблемы и перспективы / И. З. Ярыгина, А. В. Жигляева // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - Т. 13. - № 4. - С. 115.

12 Ярыгина, И. З. БРИКС+ как фактор экономического роста и инвестиционного развития / И. З. Ярыгина, О. А. Боровикова // Экономика. Налоги. Право. - 2019. - Т. 12. - № 4. - С. 112.

13 Ярыгина, И. З. Современные механизмы финансирования инвестиционных процессов / Самоуправление. - 2019. - Т. 2. - № 1(114). - С. 172.

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

ИСТОЧНИКИ:

Кравцов, А. А. Научно-технологическое сотрудничество как фактор экономического развития БРИКС / Сотрудничество стран БРИКС для устойчивого развития: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых стран БРИКС: 2-х томах, Ростов-на-Дону, 24-26 сентября 2015 года / Под общей редакцией М.А. Боровской, В.В. Высокова, И.К. Шевченко, А.Ю. Архипова. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2015. - С. 80-84 @@ Kravczov, A. A. Nauchno-texnologicheskoe sotrudnichestvo kak faktor e'konomicheskogo razvitiya BRIKS / Sotrudnichestvo stran BRIKS dlya ustojchivogo razvitiya: Materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molody'x ucheny'x stran BRIKS: 2-x tomax, Rostov-na-Donu, 24-26 sentyabrya 2015 goda / Pod obshhej redakciej M.A. Borovskoj, VV. Vy'sokova, I.K. Shevchenko, A.Yu. Arxipova. - Rostov-na-Donu: Yuzhny'j federal'ny'j universitet, 2015. - S. 80-84.

Кравцов, А. А. О текущих задачах развития научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС / Россия: тенденции и перспективы развития : Ежегодник: материалы XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, 18-19 декабря 2014 года / Ответственный редактор Пивоваров Ю.С. -М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2015. - С. 518-520 @@ Kravczov, A. A. O tekushhix zadachax razvitiya nauchno-texnologicheskogo sotrudnichestva mezhdu stranami BRIKS / Rossiya: tendencii i perspektivy' razvitiya : Ezhegodnik: materialy' XV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Modernizaciya Rossii: klyuchevy'e problemy' i resheniya», Moskva, 18-19 dekabrya 2014 goda / Otvetstvenny'j redaktor Pivovarov Yu.S. - M.: Institut nauchnoj informacii po obshhestvenny'm naukam RAN, 2015. - S. 518-520.

Ленчук, Е. Б. Инновационный вектор сотрудничества России со странами БРИКС / Инновации. - 2015. - № 5(199). - С. 29-35 @@ Lenchuk, E. B. Innovacionny'j vektor sotrudnichestva Rossii so stranami BRIKS / Innovacii. - 2015. - № 5(199). - S. 29-35.

Лузина, Т. В., Дударева Э. А. Анализ инновационного потенциала стран БРИКС, приоритеты сотрудничества / Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 1(26). - С. 201-204 @@ Luzina, T. V., Dudareva E'. A. Analiz innovacionnogo potenciala stran BRIKS, prioritety' sotrudnichestva / Azimut nauchny'x issledovanij: e'konomika i upravlenie. - 2019. - T. 8. - № 1(26). - S. 201-204.

Нога, В. И. Ключевые доминанты и векторы реализации механизмов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС / Вестник МИРБИС. - 2022. - № 1(29). - С. 29-39 @@ Noga, V. I. Klyuchevy'e dominanty' i vektory' realizacii mexanizmov nauchno-texnologicheskogo sotrudnichestva stran BRIKS / Vestnik MIRBIS. - 2022. - № 1(29). - S. 29-39.

Определение приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС / А. В. Соколов, С. А. Шашнов, М. Н. Коцемир, А. Ю. Гребенюк / Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2017. - Т. 12. - № 4. - С. 3267 @@ Opredelenie prioritetov nauchno-texnologicheskogo sotrudnichestva stran BRIKS / A. V. Sokolov, S. A. Shashnov, M. N. Kocemir, A. Yu. Grebenyuk / Vestnik mezhdunarodny'x organizacij: obrazovanie, nauka, novaya e'konomika. - 2017. - T. 12. - № 4. - S. 32-67.

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

Погребная Н., Шахбазова Г. Состояние и перспективы инвестиционного взаимодействия России и стран-учасниц БРИКС / Восточно-Европейский научный журнал. - 2016.

- Т. 8. - № 1. - С. 118-121 @@ Pogrebnaya N., Shaxbazova G. Sostoyanie i perspektivy' investicionnogo vzaimodejstviya Rossii i stran-uchasnicz BRIKS / Vostochno-Evropejskij nauchny'j zhurnal. - 2016. - T. 8. - № 1. - S. 118-121.

Попова, Н. В. Состояние и динамика научного сотрудничества стран БРИКС / Информационные войны. - 2020. - № 4(56). - С. 48-62 @@ Popova, N. V Sostoyanie i dinamika nauchnogo sotrudnichestva stran BRIKS / Informacionny'e vojny'. - 2020. - № 4(56). - S. 4862.

Современные проблемы национальной экономики / Н. Е. Барсукова, А. Л. Баскакова, И. Н. Веселов [и др.]. - Тверь : Тверской государственный университет, 2016. - 430 с. @@ Sovremenny'e problemy' nacional'noj e'konomiki / N. E. Barsukova, A. L. Baskakova, I. N. Veselov [i dr.]. - Tver' : Tverskoj gosudarstvenny'j universitet, 2016. - 430 s

Соколова, О. Ю. Проблемы и перспективы инновационного и научно-технологического сотрудничества стран БРИКС / Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 3(77). - С. 47-50 @@ Sokolova, O. Yu. Problemy' i perspektivy' innovacionnogo i nauchno-texnologicheskogo sotrudnichestva stran BRIKS / Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-e'konomicheskogo universiteta. - 2019. - № 3(77). - S. 47-50.

Ярыгина, И. З. Торгово-экономическое сотрудничество БРИКС: проблемы и перспективы / И. З. Ярыгина, А. В. Жигляева // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - Т. 13. - № 4. -С. 110-120 @@ Yary'gina, I. Z. Torgovo-e'konomicheskoe sotrudnichestvo BRIKS: problemy' i perspektivy' / I. Z. Yary'gina, A. V. Zhiglyaeva // E'konomika. Nalogi. Pravo. - 2020. - T. 13.

- № 4. - S. 110-120.

Ярыгина И. З. Боровикова О. А. БРИКС+ как фактор экономического роста и инвестиционного развития / Экономика. Налоги. Право. - 2019. - Т. 12. - № 4. - С. 111-120 @@ Yary'gina I. Z. Borovikova O. A. BRIKS+ kak faktor e'konomicheskogo rosta i investicionnogo razvitiya / E'konomika. Nalogi. Pravo. - 2019. - T. 12. - № 4. - S. 111-120.

Ярыгина, И. З. Современные механизмы финансирования инвестиционных процессов / Самоуправление. - 2019. - Т. 2. - № 1(114). - С. 170-172 @@ Yary'gina, I. Z. Sovremenny'e mexanizmy' finansirovaniya investicionny'x processov / Samoupravlenie. - 2019. - T. 2. - № 1(114). - S. 170-172.

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.