УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Александр Егорович ЕПИФАНОВ,
главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра
Академии управления МВД России,
доктор юридических наук, профессор [email protected]
125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Национальные идеи и государственная идеология: соотношение понятий
Аннотация. В статье представлен авторский анализ современного состояния национальных идей и государственной идеологии и их влияния на развитие государства. Понимание того, как соотносятся национальные идеи и государственная идеология, важно для понимания политического дискурса и принятия решений во всем мире. Как правило, национальные идеи отождествляются с исторически сложившимися представлениями отдельных групп о благополучии, государственная идеология предлагает уникальные взгляды на роль государства, свободу личности, равенство и общественный прогресс, оказывая влияние на выработку политики развития государства. Эти различные системы убеждений формируют представления об управлении, экономических структурах и социальной политике, оказывая существенное влияние на принятие политических решений во всем мире. С другой стороны, государственная идеология может представлять национальные точки зрения на роль правительства, индивидуальные свободы, равенство и прогресс общества, оказывая влияние на политику и политические движения. Ключевые слова: нация, идеи, идеология, государство, политика, традиция, обычай, религия, право, закон, общество
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.124.12.180-186
© Епифанов А. Е., 2024
Aleksandr E. EPIFANOV, Chief Researcher, Scientific Research Center of the Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 8, ul. Zoi i Aleksandra Kosmodem'yanskikh, Moscow, Russia, 125171 National Ideas and State Ideology: The Relation of Concepts Abstract. The article presents the author's analysis of the current state of national ideas and state ideology and their influence on the development of the state. Understanding how national ideas and state ideology are related is important for understanding political discourse and decision-making around the world. As a rule, national ideas are identified with historically established ideas of individual groups about well-being, state ideology offers unique views on the role of the state, individual freedom, equality and social progress, influencing the development of state development policies. These different belief systems shape ideas about governance, economic structures and social policy, significantly influencing political decision-making around
ЕСТНИК ЕпифановА- Е- ЛОЛ
УНИВЕРСИТЕТА Национальные идеи и государственная идеология: 1^5 1
УНИВЕРСИТЕТА _
имени o.e. кугафина(мгюд) соотношение понятии
the world. On the other hand, state ideology can represent national points of view on the role of government, individual freedoms, equality and social progress, influencing politics and political movements. Keywords: nation, ideas, ideology, state, politics, tradition, custom, religion, law, society
Сегодня на фоне всеобщей глобализации наблюдается процесс масштабной перетасовки идентичностей, обусловленных национальностью, гражданством, религией, классом, этнической принадлежностью, местом проживания. Гражданство, определяющее правовой статус человека и предоставляемое правительством по факту места рождения, места жительства или происхождения, гарантирует права и предполагает обязанности гражданина. Нация означает принадлежность к определенной группе, независимо от правительства, политического режима или гражданства. Национальность опирается на общий опыт группы, при этом ценности и традиции группы передаются из поколения в поколение.
Хотя группы могут иметь общие черты, такие как территория, язык, этническая принадлежность, история, традиции или религия, они не являются обязательными для государственности. Некогда революционный шаблон политической легитимности — самоуправление от имени нации равных граждан — теперь принят почти повсеместно. Эта структура признана как сущность современной государственности, причем настолько, что термины «нации» и «государства» часто используются как взаимозаменяемые1.
Государство есть абстракция ментального мира. Реальность — кровь и плоть — государству придает народ или нация в политико-правовом смысле (кто как считает), т.е. государство прежде всего олицетворяет их. Управление государством реализуется пока людьми, и суверен тоже человек. Выбор правовых интересов и поиск баланса между частными и публичными интересами, как и открытое предпочтение тех или иных интересов, носит, скорее, декларативный, X
даже популистский характер. Порой все интересы, поглощая друг друга, пересекаются и словно сплетаются в клубок. Политически или юридически распутать ^И подобное невозможно, что не мешает защищать правовые интересы. Это и есть Е г сама жизнь2. Национальные идеи представляют воплощение сильной веры в свою страну и играют значительную роль в формировании государственной идеологии, пД определяющей развитие государства. Ер 01.04.2019 в Японии было объявлено название эры правления следующего им- Н п ператора — Рэйва (слово можно перевести с японского как «благополучие и гармо- О Ш ния»). В 1979 г. в Японии был принят Закон об обязательном употреблении нэнго в пН официальных документах3. Согласно современным рекомендациям, название эпохи
Ю И
1 Wimmera A, Feinstein Y. The Rise of the Nation-State across the World, 1816 to 2001 // ШД American Sociological Review. 2010. № 75 (5). P. 765.
2 Румянцева В. Г. Государственный интерес: власть суверена по умолчанию // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 3. С. 169.
3 Что такое эра правления японского императора // ТАСС. URL: https://tass.ru/info/6281815
(дата обращения: 20.12.2024). ВАНИЕ
П
Т □
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
должно соответствовать идеалам нации, состоять из двух китайских иероглифов, легко писаться и читаться4. В общем смысле понятие «девиз» можно охарактеризовать как краткое изречение, содержащее в себе философскую или поучительную идею или афоризм. Национальные девизы следует рассматривать в качестве одного из примеров имплементации персуазивной стратегии его составителей5. Таким образом, девизы можно отнести к риторическому метадискурсу6. Под идеей дискурса при этом подразумевается, что могущественные группы способны посредством дискурса осуществлять контроль над менее могущественными группами7.
Развитие, часто понимаемое в экономических терминах как структурная трансформация национальной экономики, было неуловимой целью для многих за пределами развитых индустриальных стран Запада. Несмотря на множество реформ, укорененных в парадигме экономической модернизации 1950-х гг., очень немногим странам удалось реализовать устойчивое, быстрое промышленное развитие. Интеллектуальная история этих дебатов проистекает из вопросов о том, какая политика может обеспечить экономический рост и почему страны не смогли взлететь и пережить аналогичный экономический переход8.
Традиционно концепцию развития отождествляют с экономическим ростом. Устойчивые национальные экономики должны иметь устойчивый сельскохозяйственный, промышленный, коммерческий и финансовый потенциал. Без стабильного экономического развития нация рискует потерять свое устойчивое процветание, свою целостность и автономию — свой суверенитет. Такая нация обнажила бы себя перед разрушительным вращением неконтролируемых мировых рынков и грабежами часто враждебных или империалистических наций за рубежом.
К одному из ведущих факторов, определяющих государственную политику, могут относиться национальные идеи в отношении территориальных претензий нации, не всегда совпадающих с признанными границами государств. Многие государства спорят со своими соседями по поводу суверенитета или права собственности на территорию, и это осложняется конкурирующими историческими и традиционными претензиями людей, которые живут на этой территории. Одной из идей, лежащих в основе нации, является привязанность к территории или земле, но что происходит, когда две нации претендуют на одну и ту же землю? Эти типы конфликтов неразрешимы.
4 Japan new imperial era name, Reiwa — Origins, Selection, Meaning // Reuters. URL: https:// www.reuters.com/article/world/japan-new-imperial-era-name-reiwa-origins-selection-meaning-iduskcn1rd1b6/ (дата обращения: 20.12.2024).
5 Сборник девизов японского народа — «ключ к разумению души и сердца» японцев или концентрированное выражение национализма? / Ю. С. Пестушко, Н. А. Пестушко [и др.] // Японские исследования. 2021. № 3. С. 19—39.
6 Голоднов А. В. Персуазивная стратегия текстообразования в риторическом метадис-курсе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2008. № 4 (18). С. 113—125.
7 Барнард А. Социальная антропология: исследуя социальную жизнь людей. М. : ИЭА РАН, 2009. С. 196.
8 Singha J. N., Ovadia J. S. The theory and practice of building developmental states in the Global South // Third World Quarterly. 2018. Vоl. 39. № 6. P. 1033.
ЕСТНИК Епифанов А. Е.
УНИВЕРСИТЕТА Национальные идеи и государственная идеология:
имени O.E. Кутафина(МГЮА) соотношение понятии
Обсудить новые цели национальной идеи не так давно призвал азербайджанскую общественность Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Национальная идея азербайджанского народа, азербайджанство (Azarbaycangiliq), подразумевает консолидацию вокруг национальных целей и распространяется на всех граждан Азербайджанской Республики и людей, которые, будучи гражданами других государств, считают себя азербайджанцами, независимо от этнической, религиозной и других идентичностей. Гейдар Алиев проектировал азербайджанство с учетом:
— исторической преемственности государственности на территории Азербайджана с древнейших времен до наших дней;
— эволюционного развития национальной мысли в XIX — начале XX в.;
— ошибок и дисбаланса первых лет независимости; перспектив развития государственности.
Азербайджанство создало зонтичную идентичность политического характера над субидентичностями (этническими, религиозными, гендерными и др.). Конструктивная природа азербайджанства заключается в следующем:
— никакая субидентичность не вступает в конфликт с общей идентичностью;
— это не тоталитарная идеология, а гибкая идеологическая концепция современного национального государства, подразумевает индивидуальность каждого человека в выборе собственного пути, соотнесении себя и общества в контексте общих целей и интересов;
— создает ресурсы для отражения внешних импульсов, направленных на фрагментацию общества и формирование групп влияния. Азербайджанство и консолидация вокруг единых целей позволили проводить
независимую, последовательную и принципиальную внешнюю политику. Как отметил И. Алиев, основная функция национальной идеи остается неизменной: обеспечивать единство и консолидацию общества9.
При обсуждении вопроса о соотношении национальных идей и государствен- П
ной идеологии в развитии государства теоретический интерес представляет ана- °
лиз государственного устройства, предложенного Л. Альтюссером. Он утверждал, Ч
что государство есть не отдельный институт или бюрократическая единица, а, скорее, совокупность всех практик, которые поддерживают потенциал для вос- ^И
производства производственных отношений. Л. Альтюссер к репрессивному ^п
государственному аппарату (полиция, армия, суды и др.), сформированному МП
марксистской традицией, добавил идеологический государственный аппарат. пД
Идеологические аппараты можно правильно охарактеризовать как принадлежа- Е р
щие государству, даже если они кажутся формально отделенными от него.
В этом контексте к идеологическому государственному аппарату можно от- ОВ
нести церковь и школьную систему. Л. Альтюссер утверждает, что идеология имеет глубокую связь с субъективным опытом, «вся идеология приветствует или интерпретирует конкретных индивидов как конкретных субъектов»10. Под этим < s
АЕ
9 On the national idea and national goals // Aze Media. URL: https://aze.media/on-the-national-idea-and-national-goals/ (дата обращения: 20.12.2024).
10 Althusser L. Ideology and Ideological State Apparatuses Lenin and Philosophy and Other Essays, Monthly Review Press 1971 // URL: https://www.marxists.org/reference/archive/
althusser/1970/ideology.htm (дата обращения: 20.12.2024). ВАНИЕ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
он подразумевает, что практики и верования, присущие идеологии, создают чувство идентичности.
Возвращаясь к началу исследования, можно предположить, что национальные идеи, обусловленные национальной идентичностью, реализуются через государственные идеологические аппараты. Для примера можно привести американскую идентичность. Поскольку американцы не имеют одинакового этнического, национального, религиозного или языкового происхождения, определить термин «американская идентичность» сложно. На протяжении всей истории быть американцем означало разделять национальную культуру, основанную на религиозных, этнических и расовых концепциях, но сегодня Америка — это плавильный котел, в котором разные культуры сливаются в новую породу. Это нация, основанная не на какой-то одной культуре. Она основана на идеях11.
Ничто так не влияет на представление Америки о себе, как идея свободы личности12. Тем не менее в ответ на теракты 11.09.2001 без предварительного обсуждения и в кратчайшие сроки был принят Патриотический акт США — Объединение и укрепление Америки путем предоставления соответствующих инструментов, необходимых для пресечения терроризма (Закон о Патриотизме США) 2001 г. Примечательно, что до принятия Патриотического акта правительство США было ограничено в отношении слежки за гражданскими лицами и сбора в отношении них информации. В 2015 г. Президент Б. Обама подписал Закон о свободе в США, который продлевает действие трех положений о слежке. Таким образом, принятые законодательные акты в своем обращении к народу опирались на национальные идеи американского народа о патриотизме и свободе, при этом основная цель принятых законов состояла в правовом закреплении ограничения прав и свобод граждан в целях реализации политики государства по борьбе с терроризмом.
Национальные идеи России, находятся в зоне постоянного интереса зарубежных ученых. В исследовании «Национальная идея России и международная система» утверждается, что русская национальная идея XXI в., сформированная президентами, составляет основу для программного видения и реализуемой политики, которая включает, например, расширение в 2010-х гг. Российского православного духовно-культурного центра в Париже, культурные связи с такими странами, как Греция (громкая выставка исторических икон в мае 2016 г. на выставке в Афинах «Русская икона после падения Константинополя»), сохраняющаяся обеспокоенность России духовными местами Святой земли, которые в совокупности оживляют дальнейшую консолидацию федеративного государства, достижения рыночной экономики, перепозиционированные меры социального обеспечения и более напористую евразийскую внешнюю политику России13.
11 Griffith R. Research: What Is American Identity and Why Does It Matter? // URL: https:// thezebra.org/2021/11/12/research-what-is-american-identity-and-why-does-it-matter/ (дата обращения: 20.12.2024).
12 BrinkleyA. Liberty, Community, and the National Idea // URL: https://prospect.org/infrastructure/ liberty-community-national-idea/ (дата обращения: 20.12.2024).
13 Beznosov M. A Russian National Idea and the International System // Journal of Political Research. 2001. tol. 5. № 3. P. 75—96.
ЕСТНИК Епифанов А. Е.
УНИВЕРСИТЕТА Национальные идеи и государственная идеология:
имени O.E. Кутафина (МГЮА) соотношение понятии
Другие авторы выделяют три различные идеологические школы по воплощению «русской идеи» в теории международных отношений: западническая, госу-дарственническая и цивилизационистская.
В прошлом основными формирующими жизненное поведение элементами повсюду выступали магические и религиозные идеи и коренившиеся в них этические представления о долге14. Известен тезис П. Бурдьё о том, что придавать форму (О. Шпенглер говорил о нормальном состоянии государства как «находящемся в форме») означало облечь какое-либо действие или высказывание в такую форму, которая признана подходящей и законной и которая может быть использована только публично15. Если с ним согласиться, то по мере развития национальных государств различные системы убеждений, основанные на национальных представлениях о роли правительства, справедливости и благополучия народа могут составлять сущность национальных идей, облечение которых в «форму» является идеологической основой для разработки государственных стратегий по достижению целей национального развития, обусловливающих текущую внутреннюю и внешнюю политику.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Барнард А. Социальная антропология: исследуя социальную жизнь людей. — М. : ИЭА РАН, 2009. — 244 с.
2. Вебер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — 804 с.
3. Голоднов А. В. Персуазивная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2008. — № 4 (18). — С. 113—125.
4. Исаев И. А. Основная норма («скрижали революционного закона») // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 8. — С. 20—32.
П
п □
5. Румянцева В. Г. Государственный интерес: власть суверена по умолчанию // X Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2023. — № 3. —
С. 165—170. пИ
6. Сборник девизов японского народа — «ключ к разумению души и сердца» Е п японцев или концентрированное выражение национализма? / Ю. С. Пестушко, М П Н. А. Пестушко [и др.] // Японские исследования. — 2021. — № 3. — С. 19—39. пД
7. Что такое эра правления японского императора // ТАСС. — URL: https://tass. Е р ru/info/6281815 (дата обращения: 20.12.2024). Нп
8. Althusser L. Ideology and Ideological State Apparatuses Lenin and Philosophy ОВ and Other Essays, Monthly Review Press 1971 // URL: https://www.marxists.org/ П Н reference/archive/althusser/1970/ideology.htm (дата обращения: 20.12.2024). S □
9. Beznosov M. A Russian National Idea and the International System // Journal of < s Political Research. — 2001. — tol. 5. — № 3. — P. 75—96.
АЕ
□
ПО
14 Вебер М. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 56.
15 Цит. по: Исаев И. А. Основная норма («скрижали революционного закона») // Вестник
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 8. С. 21. ВАНИЕ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
10. BrinkleyA. Liberty, Community, and the National Idea // URL: https://prospect.org/ infrastructure/liberty-community-national-idea/ (дата обращения: 20.12.2024).
11. Griffith R. Research: What Is American Identity and Why Does It Matter? // URL: https://thezebra.org/2021/11/12/research-what-is-american-identity-and-why-does-it-matter/ (дата обращения: 20.12.2024).
12. Japan new imperial era name, Reiwa — Origins, Selection, Meaning // Reuters. — URL: https://www.reuters.com/article/world/japan-new-imperial-era-name-reiwa-origins-selection-meaning-iduskcn1rd1b6/ (дата обращения: 20.12.2024).
13. Jewellord Nem Singha, Jesse Salah Ovadia // The theory and practice of building developmental states in the Global South Third World Quarterly. — 2018. — Vol. 39. — № 6. — P. 1033—1055.
14. On the national idea and national goals // Aze Media. — URL: https://aze.media/ on-the-national-idea-and-national-goals/ (дата обращения: 20.12.2024).
15. Singha J. N., Ovadia J. S. The theory and practice of building developmental states in the Global South // Third World Quarterly. — 2018. — Vol. 39. — № 6. — P. 1033—1055.
16. Wimmera A., Feinstein Y. The Rise of the Nation-State across the World, 1816 to 2001 // American Sociological Review. — 2010. — № 75 (5). — P. 764—790.