УДК 347.734 Алексей Валериевич Матюшин,
канд. экон. наук, Алексей Визиевич Аборчи
Институт экономики промышленности НАН Украины, Киев
НАЦИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОГО РОСТА
Общая характеристика национальных банков развития
В структуре экономических систем большинства развитых стран можно найти особый финансовый институт, который именуется банком развития (БР) (development bank). Зачастую такие банки являются частью более обширной сети институтов развития в стране, представляя собой особый инструмент для реализации государственной экономической политики в той или иной отрасли или перспективном направлении. Фактически банк развития является результатом эволюции методов государственного управления экономикой в условиях развития рынка и капиталистической банковской системы с её преимущественно частным механизмом распределения кредитов в условиях рыночных несовершенств. Он выполняет дополнительные функции по обеспечению долгосрочного кредитования социально значимых проектов, реализация которых должна содействовать экономическому росту, модернизации экономики и др.
На основе анализа имеющихся публикаций по проблеме БР сделан вывод о том, что под термином «национальный банк развития» следует понимать финансовый институт, находящийся в полном либо частичном правительственном подчинении, основной целью которого является (а) аккумулирование и кредитное распределение финансовых ресурсов (на особых условиях), направляемых на реализацию масштабных средне- и долгосрочных проектов по техническому и технологическому обновлению реального
сектора экономики, а также (б) ликвидация провалов рынка в части недофинансирования приоритетных, социально и экономически значимых для государства отраслей экономики.
Исследователи национальных БР (J. Luna-Martinez, C.L. Vicente [20], S.G. Lazzarini, A. Musacchio, R. Bandeira-de-Mello [8], N. Fingermann [18], P.E. Roberts, Jr. [17], J. Thorne [19], L. Banda [21] и др.) сходятся во мнении, что появление данного типа банков исторически связано с реализацией регулятивной функции государства по устранению провалов на финансовых рынках. По своей экономической природе коммерческие банки не заинтересованы в финансировании высокорисковых долгосрочных проектов, имеющих ключевое значение для экономического развития. Следуя логике рынка, они в большей степени концентрируются на краткосрочных и среднесрочных инвестициях с высоким уровнем доходности. Стратегические и долгосрочные проекты, не гарантирующие большую прибыль, как правило, не интересны частным банкам, а потому требуется создание отдельного инструмента долгосрочного финансирования, который будет способствовать промышленному и экономическому развитию государства.
Целью настоящей статьи является дальнейшее углубление анализа функционирования национальных банков развития в контексте обеспечения неоиндустриального роста, разработка концептуальных положений по организации национального банка развития в Украине.
© А.В. Матюшин, А.В. Аборчи, 2016
Автор одной из классических работ, посвящённых банкам развития, W. Diamond [1], обращает своё внимание на то, что во многих странах банки развития создавались в качестве инструмента финансирования конкретных проектов. Они сыграли ключевую роль в послевоенном восстановлении экономики стран Западной Европы, а также помогли при осуществлении «большого скачка», приведшего к появлению новых индустриальных государств. Автор отмечает, что исходя из поставленных перед банком развития целей, эти институты в разных странах могут значительно отличаться друг от друга по собственности, сферам деятельности, проводимой политике и осуществляемым операциям. Вместе с этим W. Diamond констатирует, что обобщающим для них есть тот факт, что все они являются спонсируемыми правительством финансовыми учреждениями, направленными в первую очередь на предоставление долгосрочных кредитов в экономику.
Американский специалист в области банков развития N. Bruck [22] указывает на то, что появление БР связано с практической реализацией теорий и моделей экономического развития таких экономистов, как П. Розенштейн-Родан, А. Хиршман, А. Льюис, У. Ростоу, С. Фуртаду, Г. Зингер и др. Рост ВВП и национального дохода они напрямую связывали со сбережениями и капитальными инвестициями, объёмы которых в развивающихся странах практически всегда недостаточны. Перед правительством стоит задача мобилизовать дополнительные ресурсы для долгосрочного инвестирования, результатом чего должен стать самоподдерживающийся рост экономики. Эта идея легла в основу доктрин развития многих государств, а также способствовала созданию ряда крупных международных финансовых институтов, в частности МБРР.
Анализ исследований отечественных и зарубежных специалистов в сфере БР [1-14] показал, что нет и по-видимому, не может быть единой точки зрения в части того, каким должен быть состав и структура функций данного типа банков, так как они всегда подбираются индивидуально под задачи политики конкретной страны. Вместе с тем исследование мирового опыта позволяет сделать вывод о том, что целесообразно разделение функций БР на две большие группы: а) основные (первичные) функции и б) дополнительные (вторичные) функции. Их состав приведен на рис. 1.
В зависимости от текущего состояния и потребностей экономической системы, особенностей и результатов деятельности БР состав и структура функций БР, естественно, могут изменяться, обеспечивая гибкость и адаптируемость банка к смене условий внешней среды.
Исходя из наличия множества специфических особенностей национальных БР в отдельных странах, а также недостатка статистической информации о результатах их деятельности, не существует их единой общепризнанной классификации. Кроме того, национальные банки развития являются единичной частью более обширной классификационной группы - БР в целом. Последние, в свою очередь, бывают:
глобальными; региональными; субрегиональными; национальными.
Первые три группы банков относятся к т.н. «многосторонним» БР, в создании которых принимает участие несколько государств, а сама деятельность банка может охватывать множество сфер социально-экономической жизни людей в разных странах. Многосторонние БР подразделяются на глобальные - выполняющие свои функции по всему миру, и региональные или субрегиональные -
Основные
Дополнительные
Мобилизация финансовых ресурсов из внутренних и внешних источников
Льготное средне- и долгосрочное кредитование стратегических промышленных проектов
Ликвидация провалов на финансовом рынке и рынке инноваций, преодоление институциональных провалов
Финансовое, консалтинговое и долевое участие в создании новых предприятий и модернизации действующих производств
Кредитование малого и среднего бизнеса, содействие покрытию дефицита оборотных средств предприятий
Содействие в развитии национального рынка долгосрочного капитала
Осуществление агентских и посреднических функций
Предоставление гарантий под кредиты,
привлечённые в рамках реализации инновационных проектов; страхование кредитов банков
Содействие созданию рынка небанковских финансовых институтов, нацеленных на развитие и инновации
Координация и кооперация с национальными и зарубежными институтами развития
Источник: [1; 5; 20].
Рис. 1. Структура функций национальных банков развития
концентрирующие своё внимание на развитии конкретной территории или небольшой группы государств. Так как объектом исследования в данной работе является деятельность исключительно национальных БР, из перечня рассматриваемых вопросов исключены проблемы и особенности функционирования многосторонних БР.
Сравнительный анализ БР позволяет установить, что в большинстве своём они являются полностью либо частично государственными финансовыми институтами. Доминирование государства в деятельности БР было характерно во время, когда в большинстве развитых стран эти банки только создавались - в середине ХХ века - в то время как на со-
временном этапе большая часть этих банков полностью либо частично приватизированы и находятся в собственности ряда акционеров.
Такая ситуация обусловливает существование двух противоположных точек зрения относительно собственности и управления БР, в пространстве между которыми лежит весь спектр подходов к проблеме. На одной стороне находятся сторонники полного государственного участия, как в формировании, так и в управлении капиталом банка; другие же считают, что БР должен функционировать как полностью частная коммерческая структура, так как только это сможет обеспечить ему выживание и эффективность в рыночных условиях. Основ-
ная же часть авторов признают, что государство исторически было и должно сохранять ведущую роль в формировании стратегии деятельности БР, однако его роль должна быть определённым образом ограничена и уравновешена другими элементами управления, наделёнными широкими полномочиями.
В общей сложности в мире насчитывается более 550 БР разного типа [23], 32 из них являются глобальными или региональными. Таким образом, национальных банков развития в мире существует около 530, из них:
28,6% (152) в странах Латиноамериканского и Карибского региона;
27,7% (147) в Африке;
23,2% (121) в Азии и Тихоокеанском регионе;
9,2% (49) в Европе;
Как видно из табл. 1, наибольшие объёмы активов и кредитного портфеля имеют азиатские и европейские БР. Несколько меньшие объемы операций у американских БР, которые, тем не менее, значительно больше, нежели у БР в Африке и на Ближнем Востоке. Стоит отметить, что исследование специалистами мирового банка проводилось в 2009 г., при этом часть опрошенных банков не предоставили требуемые данные.
Функции БР на практике реализуются посредством ряда инструментов финансирования. Так как сам БР является
9,3% (47) на Ближнем Востоке.
Количество банков в разных регионах далеко не всегда отображает объёмы их операций. Например, несмотря на значительное количество БР в странах Африки, их активы на несколько порядков ниже, нежели в азиатских, европейских или американских БР.
Относительно активов и объемов операций национальных БР единой приведенной статистики также не существует. Наиболее обширные данные были собраны специалистами мирового банка J. Luna-Martinez и C.L. Vicente [20], которые провели анкетирование 90 БР в 61 стране по всему миру. Опубликованные данные позволяют определить суммарный объём активов и кредитного портфеля БР в региональном разрезе. Результаты представлены в табл. 1.
одним из инструментов реализации государственной политики, все его действия должны быть последовательно синхронизированы с другими правительственными интервенциями в экономику. Об этом, в частности, пишет W. Diamond, который отмечает, что проводимая государством монетарная и фискальная политика, может положительно повлиять на работу БР, при том что некоторые избирательные их элементы могут привести и к отрицательным для банка последствиям. Так, налоговая система может стимулировать или угнетать инвестиции путём
Таблица 1
Активы и кредитный портфель национальных банков развития _по регионам мира, млрд долл. США_
Регион Активы Кредитный портфель
Азия 747,4 606,4
Северная и Южная Америка 366,5 234,2
Африка 14,7 9,2
Европа и Центральная Азия 968,5 739,5
Ближний Восток и Северная Африка* 0,6 0,5
* В отчёте представлен только Оман. Источник: [20].
повышения или понижения налоговых издержек инвестиционного процесса. То же касается и денежно-кредитных условий, которые должны способствовать облегчению доступа банка к дешевым источникам финансирования [1].
Относительно инструментов и способов финансирования БР J. Luna-Martinez и C.L. Vicente приводят следующую статистику:
36% исследованных БР осуществляют свои операции в качестве кредиторов первого уровня ("first-tier"), т.е. одалживают средства непосредственно конечному потребителю;
12% являются кредиторами второго уровня ("second-tier") - кредитуют другие частные финансовые институты, которые впоследствии перенаправляют средства конечному потребителю кредита;
52% БР сочетают первые два вида инструментов.
Авторы также приводят результаты анализа сроков предоставляемых займов и перечня основных кредитных продуктов БР. Так, 25% БР применяют практику предоставления необеспеченных кредитов, направляемых на финансирование нематериальных активов, 41% банков предоставляют кредиты на запуск производств новых видов продукции, 52% -предоставляют синдицированные кредиты, 74% - предоставляют средне- и краткосрочные кредиты, 85% - предоставляют кредиты для пополнения оборотного капитала и 90% - предоставляют долгосрочные кредиты. При этом более 50% всех банков практикуют предоставление кредитов на льготной основе, формируя свои средства за счёт бюджетных ассигнований, а также средств мирового финансового рынка.
J. Luna-Martinez и C.L. Vicente акцентируют внимание на ряд специфических инструментов деятельности БР: 73% БР предлагают для своих клиентов гарантийные продукты, которые позволяют частично компенсировать потери возни-
кающие у финансовых посредников. Помимо этого, 30% исследованных БР занимаются лизинговыми услугами, а 16% - предлагают услуги факторинга и секьюритизации активов.
В целом анализ имеющихся подходов к определению основных инструментов БР свидетельствует об отсутствии их единого и систематизированного перечня. Общий перечень основных групп инструментов, которые могут быть использованы национальным БР в процессе выполнения своих функций, представлен на рис. 2.
Классификация, представленная на этом рисунке рис. 2, предполагает группировку инструментов БР в зависимости от их назначения, сроков и типа. По назначению предлагается выделить инструменты привлечения и использования (финансирования) средств БР. Так, для привлечения и аккумулирования ресурсов банки могут использовать бюджетные ассигнования, внутренние и внешние займы, депозиты и другие средства клиентов, а также эмиссию собственных ценных бумаг и привлекать эмиссионные средства центрального банка. Основными инструментами для финансирования различных проектов могут быть кредиты первого и второго уровней, а также практика участия в создании других институтов и фондов.
По срокам инструменты БР традиционно подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные. Внутри этих подгрупп можно выделить льготные кредиты на пополнение оборотного капитала, кредиты МСБ, стартапам, финансирование переоснащения производства, льготные кредиты на выполнение стратегических проектов, финансирование создания национальных корпораций, синдицированные кредиты, покупка долгосрочных ценных бумаг и др.
Также выделяется группа финансовых и нефинансовых инструментов. В первую входят все виды кредитных и лизинговых операций, гранты, операции
НАЗНАЧЕНИЕ
Инструменты привлечения: бюджетные ассигнования; внутренние и внешние займы; депозиты и другие средства клиентов; эмиссия Инструменты финансирования: кредиты первого уровня конечным потребителям; кредиты второго уровня другим финансовым институтам; участие в создании других институтов и фондов
СРОКИ
Краткосрочные и среднесрочные: льготные кредиты на пополнение оборотного капитала; кредиты МСБ; кредиты стартапам; финансирование переоснащения производства Долгосрочные: льготные кредиты на выполнение стратегических проектов; финансирование создания национальных корпораций; синдицированные кредиты; покупка долгосрочных ЦБ
ТИП
Финансовые :
кредиты; гранты;
создание фондов;
гарантии;
страхование;
управление
активами и др.
Нефинансовые:
консалтинг;
исследование и
мониторинг
рынков;
публикация и
распространение
полезной
информации
Источник: [12; 14; 43].
Рис. 2. Классификация основных инструментов, применяемых национальными банками развития
по управлению активами, гарантирование и страхование кредитов и др. операции. Группа нефинансовых инструментов осуществления функций БР включает консалтинг, исследование и мониторинг рынков, публикацию и распространение полезной информации и др.
Относительно направлений, на которых концентрируется или должна концентрироваться деятельность БР, также не существует единообразия мнений. Некоторые исследователи соглашаются с тем, что основным приоритетом для банков должны быть промышленные активы [5; 15; 16]. Другие считают, что приори-
тетом для БР должен быть сектор малого и среднего бизнеса, который во многих странах является наиболее сильным звеном экономики [6; 19]. Существует точка зрения, согласно которой БР должны концентрироваться на рыночных провалах [10; 18; 19], что фактически означает выбор банком любого направления, которое будет способствовать достижению равновесия в том или ином сегменте рынка. К тому же процесс определения направлений деятельности БР всегда будет детерминирован государственными интересами, которые со временем могут значительно измениться.
Статистический анализ, проведен- следующее распределение БР по секто-ный уже упомянутыми специалистами рам экономики (рис. 3): мирового банка [20], продемонстрировал
Источник: [20].
Рис 3. Отрасли экономики, на которые направлена деятельность
банков развития в мире
Услуги
Промышленность (материальное производство)
Сельское хозяйство Строительство Энергетика Инфраструктура Здравоохранение Образование Добыча полезных ископаемых
86%
84%
83%
74%
66%
65%
48%
45%
43% 1
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Как свидетельствует рис. 3, наибольший интерес для БР по всему миру представляют промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг, на которые ориентируются 83, 84 и 86% банков соответственно. Сравнительно меньше внимания БР уделяют строительной сфере - 74%. Практически одинаковая часть банков нацелена на развитие энергетики и инфраструктуры - 66 и 65% соответственно. Наименьший процент БР отмечается в таких отраслях, как здравоохранение (48%), образование (45%) и добыча полезных ископаемых (43%).
Достижения крупнейших национальных банков развития
Национальные БР значительно отличаются друг от друга в разных странах. Существенно могут разниться не только направления финансирования, но и объёмы инвестируемых средств, которые
формируют активы БР. В связи с этим влияние результатов деятельности БР на экономику колеблется в зависимости от того, какими активами располагает тот или иной банк. Рассмотрим результаты деятельности БР на наиболее успешных примерах.
Крупнейшим национальным БР в мире является Банк развития Китая (China Development Bank, CDB), активы которого превышают 1,5 трлн долл. США (8,4% к денежному агрегату М2 и 16,06% в ВВП КНР). Масштабы деятельности банка сопоставимы с экономикой отдельного государства и по своим показателям CDB занимает 24 место среди всех (в т. ч. и коммерческих) банков в мире (на 2013 г.) [2]. При этом стоит помнить, что CDB - это один из нескольких подобных институтов в Китае. Он входит в тройку т.н. «политических банков», куда также включены Экспортно-импортный
банк Китая и Банк сельскохозяйственного развития Китая. Именно эти структуры являются важнейшим инструментом экономической политики китайского правительства, которые изначально создавались для кредитования промышленного и сельскохозяйственного производства, а также высокотехнологичного экспорта и позволили китайской экономике в короткие сроки добиться значительного увеличения показателей своего развития. Деятельность CDB, как и других политических банков, подчиняется государственному совету КНР и через них средства перераспределяются в те отрасли, которые требуют дополнительных финансовых вливаний. Банк имеет 38 филиалов внутри страны и 2 зарубежных представительства, находящихся в России и Египте.
CDB является банком развития смешанного типа с доминированием операций первого уровня ("first-tier"). Основными получателями кредитов явля-
При финансовом содействии CDB в Китае было реализовано множество проектов дорожного строительства. Банк участвует в национальной программе по
ются государственные холдинговые компании и корпорации. Банк участвует в паях предприятий, в которых нередко имеет контрольный пакет акций или же предоставляет средства на паевых принципах. CDB осуществляет кредитование экспорта, предоставляет льготные кредиты некоторым частным предприятиям, а также распределяет займы, направленные в КНР Всемирным банком и Азиатским банком развития.
CDB финансирует множество проектов, часть из которых далеко за пределами КНР. На рис. 4 представлена структура кредитного портфеля данного банка, из которого видно, что приоритетными направлениями для CDB являются общественная инфраструктура (17%) и автомобильные дороги (18%). Существенная часть средств также выделяется на железнодорожное строительство (8%), электроэнергетику (10%) и предприятиям нефтехимической отрасли (7%).
реформированию железных дорог, в рамках которой тесно сотрудничает с Китайской железнодорожной корпорацией, предоставляя кредиты на закупку нового
Железные дороги 8%
Нефтехимия 7%
Угольная ^ промышленность 2% Почта и V телекоммуникации 1%
Сельское хозяйство
3%
Источник: [24].
Рис. 4. Структура кредитного портфеля Банка развития Китая
подвижного состава, реализацию проектов строительства высокоскоростного железнодорожного сообщения и создание новых предприятий в этой сфере. При финансовом содействии банка, в частности, реализуются отдельные части проекта скоростной железной дороги «Пекин-Харбин», общая протяжённость которой составляет 1700 км. В 2014 г. на нужды железнодорожного строительства CDB выделил порядка 40 млрд долл.
Банк развития Китая активно вкладывает средства в энергетику. CDB финансирует проекты по строительству крупнейших в мире гидроэлектростанций, именуемых «Три ущелья», на реке
В табл. 2 показаны не только абсолютные величины активов крупнейших мировых банков развития, но и их отношение к таким макроэкономическим показателям, как денежная масса (М2) и ВВП. Данные демонстрируют, что средний показатель отношения активов БР к агрегату М2 составляет 10,33% при минимальном значении в 0,15% (ЮАР) и максимальном в 20,49% (Индонезия). Средний показатель соотношения акти-
Янцзы, учувствует в строительстве первой в мире АЭС 4 поколения в Шань-дуне, финансирует строительство самой большой в мире комбинированной солнце-гидроэлектростанции Longyangxia П530М^ а также участвует во множестве других подобных проектов. Также при финансовом содействии банка реализуются проекты в сфере урбанизации городов, сельском хозяйстве и других отраслях.
По масштабам деятельности мало кто может сравниться с CDB. Так, к примеру, другие крупные национальные банки развития в 2014 г. располагали такими активами (табл. 2):
вов БР к ВВП составляет 8,87% при максимальном значении в 18% (Южная Корея) и минимальном в 0,1% (ЮАР).
Последний из перечисленных - Индустриальный банк развития Индии - является одним из наиболее старых в данном регионе. Он был создан в 1964 г. на основе соответствующего закона и изначально был дочерней структурой Резервного банка Индии - главного регулятора банковской системы в этой стране. Одна-
Таблица 2
Активы крупнейших национальных банков развития
Активы, Удельный вес Удельный
Название БР млрд долл. активов в денеж- вес активов
США ном агрегате М2 в ВВП
Банк развития Китая 1664,03 8,40% 16,06%
Банк развития Японии 136,19 1,33% 2,96%
Индонезийский банк развития 68,83 20,49% 7,75%
Корейский банк развития 253,91 13,35% 18,00%
Индустриальный банк развития Индии 52,06 3,39% 2,52%
Банк развития Бразилии 331,06 19,95% 14,11%
Банк развития Южно-Африканской Республики 0,36 0,15% 0,10%
Немецкий банк развития 596,46 18,72% 15,48%
Банк развития РФ (Внешэкономбанк) 52,96 7,21% 2,85%
Источник: [56].
ко вскоре собственником банка стало индийское правительство, которое скорректировало его функции в соответствии с требованиями времени. К началу 80-х IDBI стал главным координатором институтов развития по модернизации промышленности, и эта функция во многом сохранилась в нём и на современном этапе [25].
В процессе реформирования и либерализации банковской системы IDBI был преобразован в акционерную компанию, что позволило банку приобрести более рыночные черты, способствующие достижению поставленных перед ним целей. Среди них одной из наиболее приоритетных является кредитование обеспечения деятельности государственных предприятий и стимулирование повышения их прибыльности, а значит, и сумы налоговых поступлений в бюджет. Для её достижения банк осуществляет финансирование модернизации и развития предприятий в таких отраслях, как: обрабатывающая, горнодобывающая, автомобильная, медицинская, пищевая, судостроительная промышленность; транспорт; здравоохранение; генерация и распределение энергии; гостиничное хозяйство; информационные технологии; исследования и разработки для создания промышленного роста и др. На основе одного из структурных подразделений IDBI в 1990 г. был учреждён Индийский банк развития малого предпринимательства (Small Industries Development Bank Of India - SIDBI). Его основной целью является финансирование и поддержка развития малого бизнеса, а также координация институтов в этой области. В 1992 г. был создан специальный фонд венчурного капитала, на основе которого в дальнейшем учреждено ещё 15 фондов для предприятий малого бизнеса и венчурных фондов [26].
Среди стран Латинской Америки крупнейший национальный БР функционирует в Бразилии. Именуется он Нацио-
нальный банк экономического и социального развития Бразилии (Banco Nacional de Desenvolvimento Económico e Social - BNDES) и в 2014 г. располагал активами более чем в 300 млрд долл. США. Банк является одним из крупнейших в Бразилии, представляя собой основной инструмент реализации промышленной и структурной политики правительства. Создан BNDES ещё в 1952 г. для финансовой поддержки и стимулирования развития инфраструктуры, а также сталелитейной промышленности. В дальнейшем сфера его деятельности расширилась, включив тяжелую промышленность и машиностроение, сырьедобыва-ющие отрасли, энергетику, сельское хозяйство, то есть практически весь спектр базовых отраслей экономической системы. По мере роста масштаба операций на базе BNDES был создан ряд дочерних структур: BNDESPAR - компания по долевому финансированию; FINAME -компания по финансированию машиностроения; BNDES Limited, UK - компания по поддержке зарубежных бразильских предприятий; EXIM Brazil - компания по финансированию внешнеторговых операций.
При финансовом содействии Бразильского БР реализуются десятки проектов, ряд которых представлен в табл. 3.
Крупнейшим БР в Африке является Банк развития Южно-Африканской Республики (The Development Bank of Southern Africa - DBSA), который в 2012 г. располагал активами в 6179,10 млн долл. США. Банк создан в 1983 г. и также, как и многие, является одним из нескольких финансовых институтов развития в своей стране. Его основной целью деятельности является ускорение социально-экономического развития страны для повышения качества жизни людей. Для этого банк предоставляет финансовые и нефинансовые услуги и инвестиции в важнейшие отрасли экономики, концентри-
Таблица 3
Проекты, реализованные Национальным банком экономического
и социального развития Бразилии в 2014 г. *
Сектор экономики Проект Краткая характеристика Сумма фи-нансирова-ния
Инфраструктура Аэропорт Рио-де- Жанейро Реконструкция главного аэропорта Бразилии, включающая его модернизацию, расширение зоны для пассажиров, мест стоянки самолётов, ремонт взлётно-посадочных полос и увеличение автостоянки 1,1 млрд браз. реалов
Автомагистрали Финансирование проектов, направленных на восстановление, поддержку эксплуатации, расширение мощности и пропускной способности дорог, а также повышение качества дорожных услуг 32 млрд браз. реалов в течение 30 лет
Метро и железные дороги Инвестирование в строительство железных дорог и линий в разных штатах, прокладка веток скоростного железнодорожного сообщения 92 млрд браз. реалов
Энергетика Ветряные электростанции Финансирование 19 проектов по строительству ветряных электростанций, суммарная мощность которых составляет 2150 МВт 580,8 млн браз. реалов
Гидроэлектростанции Участие в строительстве гидроэлектростанции СаЛоека СаЫекао на реке Арагуари 504,1 млн браз. реалов
Телекоммуникации Zenvia Компания, занимающаяся разработкой мобильных приложений и технологий для портативных устройств 35,5 млн браз. реалов
Нефть и газ Программа "TheInova Petro" Цель программы совместное финансирование проектов, направленных на развитие новых технологий в области нефтепереработки, финансирование освоения новых месторождений и поддержка бразильских нефтедобывающих компаний 185 млн браз. реалов
Медицина и биотехнологии Программа "INDUSTRI AL HEALTH COMPLEX" Банк активно финансирует исследования в области биотехнологий, разработке новых методов лечения сердечно-сосудистых заболеваний и развивает партнёрство с ведущими институтами страны 250 млн браз. реалов
Сельское хозяйство Агротехно-логии Участие банка в предоставлении сельских кредитов, поддержке малого фермерства и реализации природоохранных программ 70 млн браз. реалов
Источник: [27].
руясь в основном на объектах экономической и социальной инфраструктуры. В течение 1990-х годов масштабы и деятельность DBSA существенно расширились. В стране был принят специальный закон, регламентирующий его деятельность, а также проведены дополнительные мероприятия по капитализации бан-
ка. Благодаря этому банку удалось выйти за пределы национальных границ и превратиться в один из ведущих финансовых институтов всей южной части африканского материка. На современном этапе банк продолжает наращивать объемы деятельности, открывая новые филиалы как внутри страны, так и за её пределами.
При этом сфера интересов банка помимо инфраструктурных проектов теперь также включает региональное и муниципальное кредитование, а также налаживание государственно-частного партнёрства.
В Eвропе крупнейшим финансовым институтом развития является Kreditanstalt für Wiederaufbau - Немецкий банк развития, основанный в 1948 г. Изначально он создавался в качестве инструмента реализации программ экономического развития и на данный момент основным заказчиком банка выступает Федеральное министерство экономического
Таблица демонстрирует, что приоритетными для KfW являются объекты социальной и экономической инфра-
сотрудничества и развития Германии. Вместе с этим за годы своей деятельности KfW расширил географию своей деятельности на десятки стран Африки, Латинской Америки, Азии и Юго-Восточной Европы. Банк имеет представительства в более 70 странах мира с главным офисом во Франкфурте-на-Майне. В 2013 г. активы банка составили 464,8 млрд. евро, что является одним из самых высоких показателей в мире.
В табл. 4 приведены данные о средствах, выделенных в 2013 г. на развитие приоритетных для банка направлений.
Таблица 3
структуры, в то время как развитию производственных предприятий уделяется не столь значительное внимание. Банк вы-
Средства, выделенные Банком развития Германии на финансирование проектов в 2013 г.
№ п/п Направление финансирования млн евро удельный вес
1 Социальная инфраструктура и службы 1609 31%
1.1 Образование 257 5%
1.2 Здравоохранение 297 6%
1.3 Демографическая политика и программы, репродук-
тивное здоровье 110 2%
1.4 Водоснабжение, канализация и утилизация мусора 726 14%
1.5 Государство и гражданское общество 176 3%
1.6 Прочие сферы социальной инфраструктуры
и службы 43 1%
2 Экономическая инфраструктура и службы 2906 55%
2.1 Транспортировка и хранение 202 4%
2.2 Энергетика и энергоснабжение 1461 28%
2.3 Финансы 1243 24%
3 Производственные отрасли 161 3%
3.1 Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство 160 3%
3.2 Промышленность, строительство, полезные ископа-
емые и горнодобывающая промышленность 1 0%
4 Другие 592 11%
5 Всего 5268 100%
Источник: [28].
деляет значительные средства на реализацию программ по защите климата и окружающей среды, в сфере здравоохранения, энергоснабжения, образования и др.
На пространстве СНГ наибольшие активы и масштабы деятельности имеет российский Внешэкономбанк, порядок работы которого c 2007 г. регулируется специальным законом «О банке развития». Деятельность банка нацелена на содействие реализации государственной социально-экономической политики, повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизацию. Реализация миссии банка осуществляется за счёт финансирования инвестиционных проектов национального значения с сфере инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон и защиты окружающей среды. Банк оказывает поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также финансирует программы по развитию малого и среднего предпринимательства.
За время деятельности Внешэкономбанком были профинансированы такие проекты:
строительство завода по производству синтетического сапфира для опто-электроники в г. Набережные Челны (4,6 млрд рос. руб.);
строительство Дата-Центра для размещения и эксплуатации вычислительных систем и ИКТ-оборудования в г. Санкт-Петербурге (2,2 млрд рос. руб.);
поставка 10 воздушных судов «Сухой-Суперджет 100» для ОАО «Аэрофлот-Российские Авиалинии» (250 млн долл. США);
создание совместного автомобильного предприятия «Форд-Соллерс» (39 млрд рос. руб.);
строительство отдельного промышленного производства метилхлорсиланов в г. Казани (7,8 млрд рос. руб.);
создание объединенного транс-портно-логистического центра в Калужской области (3,7 млрд рос. руб.);
программа развития ОАО «АвтоВАЗ» - 2020 (43,1 млрд рос. руб.).
Таким образом, суммы, выделяемые национальными БР, свидетельствуют об их значительном вкладе в развитие промышленности и современной инфраструктуры. Без участия БР реализация многих из перечисленных проектов была бы невозможна.
Проблемы и перспективы национальных банков развития
Трансформация структуры мировой финансовой системы наряду с глобальными социально-экономическими изменениями приводит к существенному смещению акцентов деятельности национальных БР. Многие из них сталкиваются с проблемами и вызовами, свойственными традиционным участникам банковского рынка (коммерческим банкам), такими как нехватка ликвидности, высокая доля проблемных кредитов и увеличение рисков. Одновременно с этим БР сталкиваются и со специфическими трудностями, свойственными государственным институтам, что накладывает значительный отпечаток на их дальнейшую судьбу и специфику работы.
Распространённой проблемой многих национальных БР является односторонность в концентрации средств и отсутствие гибкости в хозяйственном механизме, что вызвано государственным характером их регулирования и приводит к недостаточности капитала. Во многих странах отсутствует должная нормативно-правовая база регулирования деятельности БР, а сами функции, выполняемые БР, дублируются коммерческими банками. В связи с этим при разработке национального закона о БР следует проводить чёткое разграничение сферы операций БР и обычных коммерческих банков, что
позволит однозначно определить место такого банка в экономике государства [22].
Проблемы, с которыми сталкиваются многие национальные банки развития, хорошо иллюстрируются на примере российского Внешэкономбанка. В 2015 г. банк столкнулся с долговым кризисом, который грозил перерасти в дефолт и отказ от внешних обязательств. Финансовые проблемы банка были вызваны совокупностью экономических и политических причин, одной из которых стало введение в отношении банка экономических санкций со стороны США и ЕС. Как следствие банк утратил доступ к европейским и американским финансовым рынкам и дешевым кредитам зарубежных банков. Одновременно с этим отрицательное воздействие на способность банка вовремя обслуживать свои долги оказывает девальвация рубля, в результате чего для стабилизации финансового состояния банка, по оценкам экспертов, требуется дополнительно 1-1,5 трлн руб. [49].
Финансовые проблемы у ВЭБа начались задолго до введения в отношении него санкций. Банк создан в качестве государственной корпорации, наблюдательный совет которой в большинстве состоит из членов кабинета министров РФ. Решения наблюдательного совета обязательны для правления банка, в результате чего ВЭБ фактически стал инструментом решения текущих проблем в российской экономике. В 2008 г. банк принимал активное участие в антикризисной поддержке российских банков, а также выделил кредиты на 50 млрд долл. компаниям, испытывавшим проблемы с обслуживанием валютных долгов («Ру-сал», X5 Retail, «Вымпелком», РЖД, «Евраз» и др.) [48]. Итогом этого стали убытки в 46 млрд руб. , с которыми банк закончил 2008 г.
Ещё одним фактором, приведшим к появлению в портфеле банка существенной доли проблемных и безнадежных активов, стало финансирование им проектов, связанных с проведением Олимпиады в Сочи в 2014 г. Невозвратные кредиты по этим проектам в сумме составляют около 200 млрд руб. [50], при том что средства для них были привлечены за счет выпуска евробондов, задолженность по которым в результате девальвации национальной валюты РФ выросла фактически вдвое. В итоге для спасения российского банка развития в 2016-2017 гг. потребуются миллиардные финансовые вливания, существенные перестановки в совете директоров, а также изменение структуры и механизмов функционирования данного банка развития.
Пример ВЭБа демонстрирует, что главными угрозами и проблемами, с которыми может столкнуться национальный банк развития, являются:
чрезмерное правительственное участие в процессе принятия ключевых для банка решений и выборе направлений инвестирования;
игнорирование угроз и рисков финансирования заведомо убыточных проектов;
использование банка в качестве инструмента антикризисного управления;
неэффективный менеджмент и организационная структура;
внешние угрозы и риски утраты источников финансирования.
Перспективы национальных БР в XXI веке определяются множеством факторов. Большинство из них можно объединить в две большие группы [22]:
1) факторы, влияющие на порядок мобилизации финансовых ресурсов;
2) факторы, влияющие на порядок использования финансовых ресурсов.
Среди факторов, которые приводят к изменению механизма формирования финансовых ресурсов БР, выделяются:
повышение роли фондового рынка и более активное использование его возможностей для формирования капитала БР;
использование инструментов финансового инжиниринга для снижения воздействия валютных рисков и своевременного погашения обязательств;
увеличение доли коммерческих долгосрочных займов в структуре обязательств БР;
расширение набора финансовых инструментов, применяемых в практике привлечения средств;
слияние и консолидация БР с другими, в т. ч. коммерческими структурами.
На будущее БР также оказывают значительное воздействие изменения в механизме и условиях предоставления средств заёмщикам БР. Среди таковых: развитие новых типов инвестиционного банкинга;
изменение в способах кредитования экспорта;
привлечение к кредитованию новых посредников, обеспечивающих лучший контроль над использованием средств;
акцентирование внимания на финансировании антикризисных планов и программ восстановления;
наращивание объёмов консультационных услуг;
создание дочерних организаций и небанковских структур;
усиление контроля за платёжеспособностью заёмщиков и ужесточение правил предоставления кредитов;
повышение автономии БР от правительственных структур.
Перспективы БР в ХХ1 веке будут также определяться прогрессом в информационных технологиях и общими тенденциями технологического обновления промышленности в развитых странах. Это будет оказывать влияние на выбор
приоритетных направлений финансирования, а также на общую эффективность реализации проектов. Не в последнюю очередь будущее БР будет зависеть от общих тенденций мирового финансового рынка и стабильности мировых валют.
Предложения по формированию банка развития в Украине
Современная экономическая система Украины нуждается в структурном и технологическом обновлении. Эта необходимость постулируется как на законодательном уровне - посредством создания множества государственных программ активизации экономики и её отдельных отраслей [29-32], так и на теоретико-методологическом уровне - посредством разработки научных концепций инновационного развития экономики. Одной из наиболее перспективных теорий, выдвинутых отечественными и зарубежными специалистами, является концепция неоиндустриализации, разрабатываемая такими исследователями, как
A. Амоша, В. Вишневский, Л. Збаразская [34], В. Наймушин [36], Н. Чумаченко и
B. Ляшенко [37], Б. Давыдов [38], В. Бай-нев [35] и др.
Одним из основных постулатов неоиндустриальной парадигмы является идея о том, что все развитые страны мира сегодня переживают не столько постиндустриальную эру - с её доминированием сектора услуг и МСБ, сколько неоиндустриальную - с доминированием высокотехнологичного производства гигантских вертикально интегрированных корпораций. На основе производственного комплекса, сконцентрированного в рамках таких корпораций, открывается возможность создания новых видов высокотехнологичной продукции, с высокой конечной добавленной стоимостью. Это достигается путём снятия барьеров внутри отдельных переделов, что позволяет
значительно снизить себестоимость продукции и повысить эффективность производства. Авторами неоиндустриальной парадигмы особо подчёркивается необходимость концентрации деятельности национальных корпораций на производстве продукции пятого и шестого технологических укладов, так как только это способно помочь национальной экономике совершить качественный скачок в XXI веке.
Процесс создания национального БР Украины должен быть тесно связан с реализацией неоиндустральной парадигмы. Исходя из этого одной из приоритетных целей его деятельности должно быть аккумулирование и распределение финансовых ресурсов (на специальных условиях), направляемых на развитие национальных производителей высокотехнологичных видов продукции, инновационных вертикально интегрированных корпораций, а также других институтов и организаций, задействованных в реализации неоиндустриальных проектов. Одной из важных особенностей деятельности банка должен стать акцент на долевом участии в создании национальных высокотехнологичных корпораций, что позволит максимизировать заинтересованность банка в успешной реализации финансируемых проектов.
За время независимости в Украине было создано несколько финансовых институтов, именуемых банками развития. Одним из них является Украинский банк реконструкции и развития (УБРР). Он был создан с целью развития инновационной инфраструктуры, а также расширения возможностей финансового обеспечения инновационной деятельности в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 655 от 05.05.2003 г. [39] и зарегистрирован Национальным банком Украины 19 марта 2004 г. Миссия банка заключается в со-
здании благоприятных условий для развития экономики Украины посредством содействия развитию инновационной и инвестиционной деятельности и поддержки отечественного товаропроизводителя [40]. Банк должен специализироваться на среднесрочном и долгосрочном финансировании юридических лиц с приоритетом на целевом кредитовании реконструкции и развития производства.
Однако за 12 лет своего существования УБРР так и не удалось стать значимым финансовым институтом. Причиной тому стало отсутствие четкой специализации банка, который функционировал в качестве аналога обычного коммерческого банка. Деятельность УБРР, в отличие от других стран, регулируется общим банковским законодательством, в результате чего условия предоставления кредитов практически не отличаются от предложений других коммерческих банков. По масштабам деятельности и основным показателям УБРР входит в число небольших банков Украины. Кроме главного офиса в Киеве он не имеет других отделений и на конец 2015 г. располагал активами в 120 млн грн (0,012% к денежному агрегату М2 и 0,0069% к ВВП). Фактическое отсутствие макроэкономической эффективности УБРР и его неэффективный менеджмент привели к принятию решения о приватизации банка, которая намечена на апрель 2016 г.
Другой частный Всеукраинский банк развития (ВБР) также сейчас находится на стадии ликвидации. Решение об этом было принято в декабре 2015 г. Этот финансовый институт изначально фактически представлял собой аналог коммерческого банка, предоставляющего широкий спектр банковских услуг как физическим, так и юридическим лицам. С 2014 г. существование банка во многом было связанно с политическими процес-
сами, так как его собственником являлся представитель правящей на тот момент политической элиты [52]. За время своей деятельности банку так и не удалось проявить себя в качестве финансового института развития, так как и его деятельность базировалась на общих принципах коммерческого банкинга.
Ещё одна попытка создания в Украине банка развития была предпринята в 2013 г., когда на рассмотрение Верховной Рады Украины был внесен проект закона о создании нового Украинского банка развития [41]. Его предполагалось создать на основе УБРР с передачей под управление всех его активов. Целью создания этого банка планировалась кредитная поддержка структурных изменений в экономике, развитие банковской системы и привлечение долгосрочных внутренних и внешних инвестиций в приоритетные сферы экономики Украины. Банк также должен был содействовать развитию частно-государственного партнёрства и выполнять функции агента Правительства Украины. Проект закона получил поддержку Кабинета Министров Украины и Национального банка, однако в заключении главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины [44] к закону был предъявлен ряд критических замечаний, в результате чего он был отправлен на доработку, которая так и не была проведена. В итоге 27 ноября 2014 г. проект закона был отозван с рассмотрения.
Одно из замечаний касалось концептуальной необходимости в принятии подобного закона, так как в Украине все отношения, возникающие при основании, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации банков, уже регулируются специальным законом «О банках и банковской деятельности» [44]. Необходимо отметить, что именно из-за отсутствия специального закона, определяю-
щего все аспекты деятельности банка развития как особого финансового института в структуре экономики в Украине, деятельность подобных банков ранее была неуспешной и малоэффективной. Мировая практика [20] доказывает, что результативность и необходимые масштабы деятельности банка лучше всего достигаются путем принятия специального закона, который существует во многих странах (Канада, Индия, Корея, Сингапур, Бразилия, Россия и др.). Отечественные исследователи, в частности Ю. Киндзерский [45], также отмечают необходимость принятия специального закона, в котором будут определены все особенности будущего банка развития Украины.
Все предыдущие попытки создания в структуре экономики Украины финансового института преимущественно были нацелены на создание государственного либо частного банка так называемого банка первого уровня («first-tier») - банка, одалживающего средства непосредственно конечному потребителю. В проекте закона о Государственном банке развития Украины 2013 г. в качестве одной из задач было указано финансирование других банков, однако анализ практики деятельности УБРР позволяет заключить, что данное направление его деятельности не входит в перечень приоритетных. Отечественная практика показывает, что государственные банки первого уровня малоэффективны, особенно если они располагают небольшими активами. Из-за низкого качества менеджмента они постоянно находятся под угрозой бесхозяйственности, необъективно распределяют кредиты и часто терпят необоснованные финансовым потери. К тому же в государственном механизме распределения кредитов зачастую присутствует коррупционная компонента, в результате чего выбор направления финансирования
редко соответствует экономическим интересам страны и даже самого банка.
Второй тип банков развития -«second-tier» - нацелен на кредитование других частных финансовых институтов, которые впоследствии перенаправляют средства конечному потребителю кредита [5; 20; 43; 7]. Банки такого типа снижают риск потери вложенных средств за счёт отсутствия необходимости прямого контроля над распределением кредитов и субсидий. Банки развития второго уровня, как правило, наделяются широкими полномочиями и аккумулируют значительный объем финансовых ресурсов, что позволяем им оказывать более существенное воздействие на экономику. Примером тому служат Банк развития Германии, который внутри страны функционирует исключительно в качестве института второго уровня [20; 53], или Банк развития Бразилии [20; 54; 55]. Данные банки являются крупными институтами развития, организационная структура которых включает несколько отраслевых департаментов или дивизионов. Для выполнения задач прямого финансирования хозяйствующих субъектов в составе БР второго уровня обычно создаются дочерние банковские структуры и специализированные фонды. Сам БР также активно использует контакты с коммерческими банками, посредством которых осуществляется кредитование среднего и малого бизнеса, стартапов и др.
Применение банком развития инструментов прямого и косвенного финансирования существенно трансформирует модель его организации. Необходимость постоянного анализа рыночных провалов в части недофинансирования индустриальных проектов для развития наделяет его интеллектуальной ролью, превращая банк развития в смарт-центр принятия решений важнейших макроэкономических задач. Такой «умный» банк разви-
тия, с одной стороны, должен быть способен эффективно применять схемы финансирования первого уровня с прямым распределением кредитов на принципиально важные промышленные проекты, а с другой - выступать в качестве центрального монетарного регулятора инновационного развития национальной производственной сферы. Такая модель организации должна помочь принимать ГБР стратегические решения.
Стоит ещё раз подчеркнуть, что создание в Украине собственного эффективного банка развития возможно только при тщательной разработке соответствующего закона, который, помимо всего, должен определять порядок осуществления контроля за результатами деятельности банка и ответственность за невыполнение поставленных перед банком задач. Кроме того, появление в структуре экономики Украины системы банков развития должно быть отражено в законе Украины «О банках и банковской деятельности», где будут указаны цель и общие принципы их функционирования. Доработку проекта закона «О государственном банке развития Украины» и закрепление его статуса в законе «О банках и банковской деятельности» следует осуществлять с учётом замечаний всех экспертных комитетов.
В Украине требуется создание крупного БР с широкими полномочиями. По примеру БР Бразилии или Германии модель его организации должна включать:
I. Главный БР, аккумулирующий финансовые ресурсы из внутренних и внешних источников, занимающийся стратегическим управлением и напрямую контактирующий с профильным министерством или другим органом государственного управления. Его ресурсы используются для финансирования других банков, в т. ч. коммерческих; реализации
масштабных национальных проектов; долевого финансирования крупных компаний; выполнения прочих задач, определяемых на государственном уровне.
II. Дочерние БР, основной задачей которых является распределение финансовых ресурсов, полученных от главного БР, в соответствии с их отраслевой специализацией. Эти банки относятся к смешанному типу и могут сотрудничать со всеми типами клиентов, в т. ч. с другими коммерческими банками. В качестве таковых банков могут выступать Банк неоиндустрального развития, Аграрный, Экспортно-импортный, Ипотечный, Коммунальный банки, а также БР малого и среднего бизнеса.
III. Специализированные фонды, которые создаются для реализации конкретных проектов и предоставляют финансовые ресурсы на особых условиях. Фонды могут осуществлять финансирование, в т. ч. и на безвозмездной основе.
Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что средний показатель отношения активов БР к агрегату М2 составляет 10,33%, а к ВВП - 8,87%. Естественно, такими активами располагают далеко не все БР, однако даже у относительно небольших институтов данные показатели составляют 2-3%. Исходя из этого минимальный объем активов, которым должен располагать БР Украины на 2016 г., составляет около 1 млрд долл. США, или 20-30 млрд грн. Согласно требованиям «Базель 2» отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8%. Таким образом, минимальный капитал нового банка должен быть не меньше 80 млн долл. США.
Функции главного и дочерних БР, а также функции специализированных фондов развития следует чётко определить на законодательном уровне. Они могут быть разделены на активные (по размещению средств), пассивные (по
привлечению средств) и в некоторых аспектах пересекаться друг с другом. Ориентировочный перечень данных функций приведен в табл. 5.
Кроме перечисленных активных и пассивных функций, БР должны способствовать формированию благоприятной институциональной среды, для чего на них следует возложить функции мониторинга и исследования рынка инноваций и технологий, экспертной оценки перспектив реализации национальных проектов, координации и кооперации участников программ развития, консалтинговые и аналитические функции, а также функции по сбору, систематизации, публикации и распространению полезной информации.
Одной из основных проблем национальной экономики является украинская бюрократия, коррупция и отсутствие преемственности в реализации экономических задач. В результате этого каждая смена власти сопровождается радикальным изменением экономического курса, кадровыми перестановками и массовыми увольнениями. Именно это стало одной из причин непринятия закона «О государственном банке развития Украины» и является важнейшей угрозой эффективного завершения дальнейших экономических трансформаций. В связи с этим полное подчинение нового БР государственным структурам представляется нецелесообразным. Его следует организовать в форме независимого национального агентства (Independent Regulatory Agency), деятельность которого отталкивается не от решений отдельных чиновников, а от детально проработанного специального закона, имеющего характер конституционного и не зависящего от политической конъюнктуры [51]. Смысл подобной модели организации заключается в том, что БР должен формировать стратегический вектор развития
Таблица 4
Матричная структура функций национального БР и его структурных подразделений
Функции Главный БР Дочерние БР Специализированные фонды развития
Распределение финан- Финансирование на воз- Поддержка проектов,
совых ресурсов вратной основе нацио- направленных на тех-
между нижестоящими нальных нологическое и инно-
банками производителей вационное развитие разных отраслей
Финансирование про- Осуществление расчётов Финансирование
грамм коммерческих и проведение операций правительственных
банков с клиентами программ развития
А Кредитное и долевое Активизация и финанси- Финансирование
К участие в создании рование венчурных пред- научно-технических
Т крупных национальных приятий исследований
И корпораций
В Выполнение агентских Предоставление Отбор проектов для
Н функций при реализа- гарантий относительно финансирования на
Ы ции правительственных привлечённых безвозвратной основе
Е проектов кредитов
Прямое финансирова- Кредитная поддержка те-
ние стратегических кущей и инвестиционной
национальных проектов деятельности малого и среднего бизнеса
Реализация проектов в Финансирование
рамках международного программ повышения
сотрудничества квалификации персонала предприятий
Аккумулирование Привлечение средств Привлечение средств
финансовых ресурсов из главного БР главного БР
внутренних источников
Поиск и привлечение международных Привлечение средств физических и Привлечение средств физических и юриди-
П А С С И инвесторов юридических лиц ческих лиц
Размещение займов Привлечение средств Привлечение средств
международных финан- других банков других банков
совых организаций
Формирование Аккумулирование Использование прямо-
В Н Ы Е национального рынка финансовых ресурсов го правительственного
долгосрочного капита- из внутреннего рынка финансирования
ла, эмиссия собствен- капитала
ных ценных бумаг
Привлечение ресурсов коммерческих банков для совместного финансирования Мобилизация средств из других доступных источников
Накопление доходов от
реализуемых проектов
экономики, определяя «длинные» правила игры, совместно вырабатываемые не только правительством, но и представителями бизнеса и гражданского общества.
Особенностью деятельности банка может стать акцент на долевом участии в создании национальных высокотехнологичных корпораций. Для того чтобы осуществить какой-либо неоиндустриальный проект, обычно требуется значительное финансирование. При этом объёмы и частота финансовых вливаний могут значительно варьироваться, увеличиваясь от стадии планирования до стадии реализации и уменьшаясь на завершающихся стадиях инвестиционного проекта. Также финансовая заинтересованность банка в жизнеспособности того или иного проекта станет действенным инструментом быстрого решения финансовых проблем, неизбежно возникающих в процессе колебаний рыночной конъюнктуры.
Для того чтобы БР смог действительно стать общенациональным двигателем неоиндустриальных трансформаций, способным справляться с комплексным решением задач инновационного развития национальной экономики, организационная структура банка должна предусматривать создание в ней дополнительных отраслевых подразделений, специализированных на проведении активных операций с отдельными индустриальными и агроиндустриальными кластерами, отличающимися доминирующими методами, процессами и материалами производства. Эти подразделения могут быть организованы как дочерние структуры БР, что позволит наделить их определённой автономией, но при обязательной координации деятельности - для усиления конечного макроэкономического эффекта [45].
Помимо банковских структур преимущественно отраслевой специализации, в составе национального БР Украины целесообразно предусмотреть создание специализированного межотраслевого банка неоиндустриального развития на основе авангардных технологий, на который будут возложены основные функции по обеспечению комплексного технологического обновления национальной экономики на базе 5-6 укладов.
Банк неоиндустриального развития, в свою очередь, должен будет концентрироваться на развитии исключительно перспективных инновационных направлений в промышленности, то есть в сферу его деятельности не должны входить традиционные для Украины виды промышленности 3 и 4 технологических укладов.
Определение перечня направлений, на которых может концентрироваться деятельность банка неоиндустриального развития, должно быть основано на постулате неоиндустриальной парадигмы о необходимости выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и создании инновационной инфраструктуры. Исходя из этого можно составить примерный перечень стратегических для украинской экономики производств, где ресурсы банка будут необходимы больше всего. Он представлен на рис. 5.
Таким образом, создание в Украине собственного эффективного банка развития возможно только при тщательной разработке соответствующего закона, который, помимо всего, должен определять порядок осуществления контроля над результатами деятельности банка и ответственность за невыполнение поставленных перед банком задач. В связи с этим требуется доработка проекта закона о государственном банке развития Украины с уточнением его отраслевой
С N Машиностроение V- > ч • Ракето-, авиа-, судо-, роботостроение • Автоматизированная и дигитализированная промышленная и сельскохозяйственная техника
С л Транспорт V N • Оборудованные скоростные автомагистрали; скоростное ж/д сообщение • Современные трубопроводы и инфраструктура
С Энергетика V V • Возобновляемые и экологически чистые и безопасные источники энергии • Высокотехнологичная традиционная энергетика
С л Электроника Ч у \ • Микроэлектронная, вычислительная и процессорная техника; оптоволоконное производство. /
/ Л Нанотехнологии V У •Наноелектроника и нанопромышленность; изготовление наноматериалов и покрытий; • Нанобиология и нанотехника У
Г N Экология V- > N • Сбор, утилизация, переработка и очистка бытовых и промышленных отходов •Экологизация производства
/" Агропромышленный комплекс V У \ •Замкнутые автоматизированные циклы выращивания и переработки с/х продукции; /
> Военно-промышленный комплекс ч > ч • Перспективные образцы вооружения и военной техники • Высокотехнологичная модернизация национального ВПК и предприятий ВПК
Рис.5. Возможные отраслевые приоритеты деятельности банка неоиндустриального развития Украины
организационном структуры, закреплением гибридной модели финансирования, а также с учётом замечаний экспертных комитетов Верховной Рады Украины. Разработка концептуальной модели организации национального банка развития в Украине может рассматриваться как перспектива дальнейших исследований данной проблемы.
Литература
1. Diamond W. Development banks / W. Diamond. - Baltimore: Johns Hopkins Press, 1957. - 128 p.
2. Amyx J. The Evolving Role of National Development Banks in East Asia [Электронный ресурс] / J. Amyx, A. Mari-ya Toyoda // The International Centre
for the Study of East Asian Development, Kitakyushu. - Working Paper Series. -2006. - Vol. 2006-26. - Режим доступа: http://www.agi.or.jp/workingpapers/WP200 6-26.pdf.
3. Chandrasekhar C.P. Development Banks: Their role and importance for development [Электронный ресурс] / C.P. Chandrasekhar // International Development Economic Associates. - 2011. - Режим доступа : http://www. networkideas.org/alt/ apr2011/development_banks.pdf.
4. Levy E. Should the Government Be in the Banking Business? The Role of State-Owned and Development Banks [Электронный ресурс] / E. Levy, A. Micco, U. Panizza // Inter-American Development bank. - 2004. - Режим доступа:
http://www.iadb.org/res/publications/pubfi-les/pubS-200.pdf.
5. Luna V.M. Development banks in economic development: two Latin American experiences: (Nacional Financiera and The Banco Nacional de DesenVolvimento Económico e Eocial) [Электронный ресурс] / V.M. Luna // Department of Economics. The University of Utah. -2013. - Режим доступа: http://content.lib.utah.edu/utils/ getfile/collection/etd3/id/2552/filename/2551. pdf.
6. Rethinking the Role of National Development Banks [Электронный ресурс] // United Nations. Department of economic and social affairs. - 2005. - Режим доступа: http://www.un.org/esa/ffd/msc/ndb/ NDBs-D0CUMENT-REV-E-020606.pdf.
7. Gutierrez E. Development Banks: Role and Mechanisms to Increase their Efficiency [Электронный ресурс] / E. Gutierrez, HP. Rudolph, T. Homa, E.B. Beneit // The World Bank Latin America and the Caribbean Region Finance and Private Sector Development. Policy Research Working Paper 5729. - 2011. - July. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank. org/bitstream/handle/10986/3493/WPS5729. pdf.
8. Lazzarini S.G. What Do Development Banks Do? Evidence from Brazil, 2002-2009 [Электронный ресурс] / S.G. Lazzarini, A. Musacchio, R. Bandeira-de-Mello // Harvard Business School Working Paper № 12-047. - 2012. - December. -Режим доступа: http://inctpped.ie.ufrj.br/ spiderweb/dymsk_4/4-4%20Lazzarini-What %20do%20DB%20do.pdf.
9. Козьменко С. Спецiалiзованi шновацшно-швестицшш банки в Укра'1'ш / С. Козьменко, Т. Васильева // Банки та банювсью системи краш свггу, том 1. -2008. - № 1. - С. 49-58.
10. Захарш С.В. Концептуальш тд-ходи до створення державного банку роз-витку / С.В. Захарш // Актуальш пробле-
ми економки. - 2010. - № 9. - С. 201205.
11. Киндзерский Ю. Основы формирования эффективной модели банка развития в Украине // Экономика Украины. - 2011. - № 10. - С. 41-53.
12. Кшдзерський Ю. До питання створення i забезпечення дieвостi банку розвитку Укра'1'ш / Ю. Кшдзерський // Економют. - 2011. - № 5. - С. 65-69.
13. Савинский С.П. Банки развития Китая / С.П. Савинский, Д.А. Смахтин // Деньги и кредит. - 2007. - № 5. -С. 63-68.
14. Солнцев О.Г. Институты развития: анализ и оценка мирового опыта / О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов, Р.Г. Волков // Проблемы прогнозирования. - 2009. -№ 2. - С. 3-29.
15. Ghosh S. Banks, Development Financial Institutions and Credit Markets in India: A Simple Model of Financial Intermediation / S. Ghosh // Indian Economic Review. - 2003. - Vol. 38. - № 1. - P. 7793.
16. Захаров А.Н. Банки развития как гарантийная поддержка отечественных производителей в период мирового финансового кризиса [Электронный ресурс] / А.Н. Захаров // Мировое и национальное хозяйство. - 2010. - № 1(12). -Режим доступа: http://www.mirec.ru/2010-01/banki-razvitiya-kak-garantijnaya-podder-zhka-otechestvennyh-proizvoditelej-v-peri-od-mirovogo-finansovogo-krizisa.
17. Roberts P.E. Jr. Development banking: The Issue of Public and Private Development Banking [Электронный ресурс] / P.E. Roberts, Jr. // MIT. -WP395-69. - 1969. - May. - Режим доступа: http://archive.org/stream/development-banki00robe/developmentbanki00robe_djvu. txt.
18. Fingermann N.N. Development Bank and Regional Development The case of BDMG [Электронный ресурс] / N.N. Fingermann. - 2009. - Режим доступа:
http://paperroom.ipsa.org/papers/paper_260 39.pdf.
19. Thorne J. A framework for successful development banks [Электронный ресурс] / J. Thorne // Development Bank of Southern Africa. Development Planning Division. - 2011. - Working Paper Series № 25. - Режим доступа: http://www.dbsa. org/EN/About-Us/Publications/Documents/ DPD%20No25.%20A%20framework%20fo r%20successful%20development%20banks. pdf.
20. Luna-Martinez J. Global Survey of Development Banks [Электронный ресурс] / J. de Luna-Martinez, C.L. Vicente // The World Bank Latin America and the Caribbean Region Finance and Private Sector Development. Policy Research Working Paper 5969. - 2012. - February. - Режим доступа: http://elibrary.worldbank. org/doi/ pdf/10.1596/1813-9450-5969.
21. Banda L. Global Crisis and its impact on Development Finance - A New Lease of Life for DFIs [Электронный ресурс] / L. Banda // Southern African Development Community. - 2014. - Режим доступа: http://www.sadc-dfrc.org/assets/ files/publications/ceo_colloquium_2013/ banda_paper.pdf.
22. Bruck N. Future Role of National Development Banks in the Twenty First Century [Электронный ресурс] / N. Bruck // United Nations. Department of economic and social affairs. - 2005. - Режим доступа: http://www.un.org/esa/ffd/msc/ndb/ ndb%20background-document.pdf.
23. Top Banks in the World 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.relbanks.com/worlds-top-banks/ assets.
24. China Development Bank. Annual Report [Электронный ресурс]. - 2014. -Режим доступа: http://www.cdb.com.cn/ english/Column.asp?ColumnId=91.
25. Организационная структура и органы управления Банка индустриального развития Индии (Industrial Develop-
ment Bank of India - IDBI Bank Ltd) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/ analytics/stru/IDBI_stru.pdf
26. Международная практика создания инвестиционных фондов финансовыми институтами развития [Электронный ресурс]. - Внешэкономбанк. Департамент стратегического анализа и разработок. - Режим доступа: http://www.veb. ru/common/upload/files/veb/analytics/strman/ sm201212.pdf.
27. BNDES. Annual Report [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.bndes.gov.br/SiteBNDES/ export/sites/default/bndes_pt/Galerias/Arqui-vos/empresa/RelAnual/ra2014/RA_2014_ing. pdf.
28. Банк развития KfW: Цифры и факты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kfw-entwicklungs-bank.de/PDF/Download-Center/PDF-Doku-mente-Selbstdarstellung/2014_Selbstdarstel-lung_RU.pdf.
29. Концепщя Загальнодержавно'1 цщьово'1 економiчноï програми розвитку промисловосп на перюд до 2020 р. Схва-лено розпорядженням Кабшету Мжс^в Украши вщ 17 липня 2013 р. № 603-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/603-2013-р.
30. Державна програма розвитку внутршнього виробництва / Кабшет Mi-шс^в Украши. Постанова вщ 12 верес-ня 2011 р. № 1130 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ukrleg-prom. org.ua/ua/derj avna_programa_rozvit-ku_vnutrishnogo_virobnictva.html.
31. Закон Украши Про проведення економiчного експерименту щодо дер-жавноï тдтримки суднобудiвноï промисловосп // Вщомосп Верховноï Ради Украши. - 2013. - № 36. - Ст.469 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/5209-17.
32. Про затвердження Державно! програми активiзаци розвитку економши на 2013-2014 рр. Кабшет МЫс^в Украши. Постанова вщ 27 лютого 2013 р. № 187 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/ show/187-2013-п.
33. Губанов С.С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция: (о формуле развития России) / С.С. Губанов // Экономист. - 2008. - № 9. - С. 3-27.
34. Амоша А.И. Неоиндустриализация и новая промышленная политика Украины / А.И. Амоша, В.П. Вишневский, Л.А. Збаразская // Економка про-мисловосп. - 2012. - №1-2. - С. 3-32.
35. Байнев В.Ф. Неоиндустриализация и нравственное измерение экономики - ключевые факторы глобальной конкурентоспособности союзного государства Беларуси и России / В.Ф. Байнев // Теоретическая экономика. - 2012. - № 5. -С. 84-93.
36. Наймушин В. "Постиндустриальные" иллюзии или системная " неоиндустриализация" выбор современной России / В. Наймушин // Экономист. -2009. - № 4. - С. 46-52.
37. Чумаченко М.Г. Неошдустрь альш перспективи економжи Украши / М.Г. Чумаченко, В.1. Ляшенко // Управ-лшня економжою: теорiя та практика: зб. наук. праць. - Донецьк: 1ЕП НАН Укра!-ни, 2009. - С. 3-34.
38. Давыдов Б. Неоиндустриализация и энергетический фактор / Б. Давыдов, П. Евстратов // Экономист. - 2010. -№ 4. - С. 9-16.
39. Деяю питання розвитку шнова-цшно! шфраструктури в Укрш'ш та на-прями дiяльностi Укра'шсько! державно! шновацшно! компанп у 2003 р. Кабшет МЫс^в Украши. Постанова вщ 5 травня 2003 р. № 655 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/ laws/show/655-2003-п.
40. Украшський банк реконструкцп та розвитку. Miсiя, стратепя та цш Банку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ubrr.com.ua/node/63.
41. Продажа Всеукраинского банка развития сорвалась из-за ареста активов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investfunds.ua/news/prodazha-vseuk-rainskogo-banka-razvitiya-sorvalas-iz-za-aresta-aktivov-finmaidan-130213/.
42. Проект Закону про державний банк розвитку Украши 3445 вщ 18.10.2013 р. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/ pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=48717.
43. Smallridge D. The Role of National Development Banks in Catalyzing International Climate Finance [Электронный ресурс] / D. Smallridge, B. Buchner, C. Trabacchi, M. Netto, J.J. Gomes, L.L. Serra // Inter-American Development Bank. -2013. - Режим доступа: http://climatepo-licyinitiative.org/wp-content/uploads/2013/ 03/IDB-The_Role_of_National_Development_ Banks_in_Catalyzing_International_Climate_ Finance-20131.pdf.
44. Висновок на проект Закону Ук-раши «Про державний банк розвитку Украши» [Электронный ресурс] / Головне науково-експертне управлшня Апарату Верховно'1 Ради Украши вщ 05.11.2013 р. -Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov. ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=48717.
45. Кшдзерський Ю.В. Державна полггика структурно-технолопчно!' модер-шзацп / дис. ... докт. екон. наук: 08.00.03 / Юрш Вшторович Кшдзерський; 1нститут економжи прогнозування НАН Украши. -К., 2015. - 531 с.
46. Даниленко А.И. Совершенствование модели управления экономикой и финансовые механизмы её реализации / А.И. Даниленко // Экономика Украины. -2013. - M 5. - С. 4-29.
47. Андрианов В.Д. Стратегическое управление в зарубежных финан-
совых институтах развития: моногр. / В.Д. Андрианов, И.А. Никонова, Р.Н. Шам-гунов, А.А. Овчаров и др. - М.: Консалт-банкир, 2012. - 272 с.
48. Мельников М. Кто расплатится за Внешэкономбанк [Электронный ресурс] / М. Мельников // Русская планета. -2015. - 30 нояб. - Режим доступа: http://rusplt.ru/society/kto-rasplatitsya-za-vneshekonombank-19991. html.
49. Внешэкономбанк: рокировка или "шило на мыло"? [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://balalaikanews.ru/business/leadership-vnesheconombank.
50. Полухин А. Долговой котлован [Электронный ресурс] / А. Полухин // Новая Газета. - 2015. - № 127. - 18 нояб. -Режим доступа: http://www.novayagazeta. ru/columns/70772.html.
51. Промышленная политика и управление развитием промышленности в условиях системных дисбалансов: концептуальные основы: моногр. / В.П. Вишневский, А.И. Амоша, Л.А. Збаразская, А.А. Охтень, Д.Ю. Череватский; под общ. ред. В.П. Вишневского и Л.А. Зба-разской / НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2013. - 180 с.
52. НБУ решил ликвидировать банк Александра Януковича [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://ipress.ua/ru/news/nbu_reshyl_lykvydy rovat_bank_aleksandra_yanukovycha_1492 09.html.
53. Crespi G. Rethinking Productive Development: Sound Policies and Institutions for Economic Transformation. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.iadb.org/en/research-and-data/ dia-development-in-the-americas-idb-flag-ship-publication, 3185. html?id=2014.
54. Unlocking Credit: The Quest for Deep and Stable Bank Lending [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://publications.iadb.org/bitstream/handl e/11319/416/IPES%202005%3a%20Unlock ing%20Credit%3a%20The%20Quest%20for %20Deep%20and%20Stable%20Bank%20 Lending.pdf?sequence=2.
55. Trubek D. Law and the New Developmental State: The Brazilian Experience in Latin American Context / D.M. Trubek, H. Alviar Garcia, D.R. Coutinho, A.Santos. -Cambridge University Press, 2014. - 388 p.
56. World Development Indicators [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/products/wdiWorld bank.org (2015).
Представлена в редакцию 14.01.2016 г.